Почему иудеи не признают Иисуса Мессией? Отвечают 28 раввина


В Библии к евреям особое отношение. Священное Писание называет их народом Божьим. Да и сам текст Книги книг написан в лоне этой культуры. Пророки, патриархи, великие цари, апостолы, даже сам Иисус Христос — всё принадлежат к еврейской расе.

В Израиле находятся важнейшие святыни. И оттого удивительно, что охватившее весь мир христианство столь не востребовано у себя на родине.

Почему евреи не верят в христианство? Есть ли среди них исключения. Чем живут сегодня евреи христиане, которые признают Новый Завет?

Евреи не верят в христианство, иудаизм по-другому смотрит на грех, роль Мессии, отношения с врагами

С той поры избранность евреев Богом — одна из сквозных мыслей в Священном Писании. Весь Ветхий Завет, да и Новый — это про события в жизни народа Израиля. Великие цари, пророки, апостолы, да и сам Мессия — потомки Авраама и Иакова.

Многие годы евреи оставались хранителями Слова Божьего, они противопоставлялись языческим народам и ждали исполнения великого пророчества — прихода Мессии.


Иисус — Мессия у христиан, но не у иудеев. Это одно из главных разногласий их религий

Но чётко определить, в чём же миссия избранного Богом народа, — затруднительно. Особенно сложно это сделать в применении к нынешним евреям. Они не признают Библию, а значит, с точки зрения христианина, могут иметь лишь номинальную богоизбранность.

Актуальны ли сегодня прежние догмы, либо статус евреев устарел, когда христианство стало универсальной религией? Об этом спорят, но чаще всего толкователи Библии отказывают современной евреям в их особой роли.

У христианства с иудаизмом общий фундамент — Ветхий Завет (Танах у евреев).

Писания в двух традициях отличаются: есть разница в текстах и в структуре книги, но в целом база у религий единая.

Основное противоречие христианства и иудаизма упирается в Новый Завет. Евреи его не признают. Как же так получилось?

Центральное пророчество Ветхого Завета — приход Мессии. По-русски Мессия — «помазанник». Отношение к нему у евреев соответствующее: это царь, лидер, некий грандиозный человек, который придёт с первой важной миссией, — спасти евреев.

Он освободит их из-под гнёта других нардов. А уже во вторую очередь приход Мессии даст толчок к большим благоприятным переменам в мире:

«И перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать».

(Ис. 2:4)

Но не только отношение к Мессии — причина разногласий между христианами и иудеями. Есть и другие:

  • греховность человека от рождения. Христианство верит, что человек, будучи наследником Адама, уже рождается в грехе. Чтобы его искупить, необходимо креститься. А вот иудеи считают, что только человек сам может принимать решение, грешить ему или нет. Что произошло до него с предками — их дело и не может влиять на потомков. От рождения все невинны;

Иудеи в отличие от христиан, считают, что человек от рождения безгрешен.

  • спасение только через принятие Христа. Христианство утверждает, что только Спаситель может обеспечить человеку искупление. Иудеи же считают, что каждый человек сам способен своими поступками спастись, если будет вести праведную жизнь;
  • прощение всех грехов. Христианство предполагает прощение любого греха. Иудаизм же считает, что Бог вправе простить лишь те грехи, которые оскорбляют лично Его. Что же касается плохих поступков, которые направлены против других живых существ, то не в Его полномочиях давать прощение за это. Чтобы избавиться от греха, который направлен против другого, нужно именно ему сделать добро и добиться прощения;
  • божественность Иисуса Христа. Христос у евреев не только не Мессия, но и не Бог, и не сын Божий. А само его учение — это заблуждение. Оно близко традиционному иудаизму, но всё-таки отличается;
  • действия с плохими людьми. Христианство призывает терпеть и не противоборствовать, не чинить зла. Иудаизм смотрит на это иначе и дозволяет для защиты своих интересов, например, жизни или здоровья не терпеть издевательств, а ответить подобающей мерой противодействия. К врагам надлежит относиться справедливо — по делам их.

Одно из заблуждений — что верующий в иудаизм должен обязательно быть евреем.

Иудаизм

одна из самых древних религий в мире

Это вовсе не так. Иудаизм — это такая же религия, где главное — взаимоотношения человека с Богом и окружающими, а не его национальность.

Смотрите также статью Религия армян

Однако приведённые противоречия не позволяют поставить между христианством и иудаизмом знак равенства.

Не могло быть иначе

Начнём с того, что Сам Христос говорил: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10:34-35), — тем самым предупреждая, что отношение к Его личности будет противоречивым. Ещё Он сказал очень важные слова: «И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6). Спаситель предрекал, что Его учение не поймут и не примут, что будут клеветать на Него. Так, собственно, и вышло: об этом мы неоднократно читаем на страницах Нового Завета. Однако нельзя утверждать, что Христа не приняло большинство иудеев. Тогда в обществе произошёл раскол — именно потому, что многие пошли за Ним и признали в Нём Мессию.

Евреи верят в богоизбранность своего народа, их учение основано на Танахе и Талмуде

Так во что же верит большинство евреев? Их религия, иудаизм, — одна из самых древних в мире. Он старше ислама, буддизма, христианства, но младше, например, индуизма.

Иудаизм — одна из первых монотеистических религий. Это значит, что её приверженцы почитали Единого Бога. Во времена появления иудаизма наиболее распространённой формой было многобожие. В иудео-христианской традиции его принято называть язычеством.


Талмуд — многотомный комментарий к еврейскому священному писанию Танаху

Иудаизм — это не просто набор заветов о взаимоотношении человека с Богом. Это сборник правил на все случаи жизни. В нём есть рекомендации о государственном устройстве, семейной жизни, политических отношениях, культуре приёма пище и масса других советов, правил и нравоучений.

Основных письменных источников в иудаизме два:

  1. Танах — Ветхий Завет, который чуть отличается от христианского набором писаний и отдельными отрывками.
  2. Талмуд — многотомный комментарий к Танаху, который глубже изучает правила жизни праведного иудея.

Важная отличительная черта иудаизма — представление о богоизбранности еврейского народа. Это настолько древнее и устоявшееся учение, что апостольская деятельность не смогла его поколебать.

Впрочем, это не удивительно, ведь апостолы и Иисус Христос уважительно относились к иудейской традиции.

Христос глазами современников

Кем видели Христа современники? Для многих Он был путешествующим раввином с учениками. У евреев же сформировалось другое представление о Мессии. Это должен был быть земной царь, который построит им рай на земле, всех обеспечит, освободит от римского рабства, подчинит другие народы. Для них Мессия был в первую очередь правителем, национальным вождём, который решил бы прежде всего проблемы земного бытия. Духовная его миссия была на втором плане.

Господь же говорил: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). Эти слова Он произнёс в ответ на вопрос Понтия Пилата: «Ты Царь Иудейский?» Услышав их, Пилат изменил своё отношение к Христу и понял, что имеет дело вовсе не с каким-то политическим деятелем. Однако многие иудеи этого не осознали и были разочарованы. Они ждали земного спасителя, а не Небесного, Который спасает человечество от греха. Им хотелось избавления от земных проблем и сложностей. Отсюда вытекает следующий вопрос: нужен ли им был Спаситель?

В Средневековье европейцы насильно евреев заставляли принимать христианство

Но не все евреи — иудеи. Есть те, кто исповедует христианство. Их немного, так как Тора запрещает евреям следовать чужим обычаям, и запрет этот прочно укоренился в иудейской культуре.

Марраны

это евреи, которые по принуждению были вынуждены креститься и исповедовать христианство

Однако со времён Средневековья евреи массово принимали христианство. Это не было добровольной инициативой. Они шли на этот шаг под давлением. Например, в 1492 году в Испании власти создали эдикт об изгнании евреев. Так появились марраны.

Марраны — это евреи, которые по принуждению и под угрозой изгнания из Испании и Португалии были вынуждены креститься и исповедовать христианство. Но это нельзя назвать искренним поступком.

Марраны часто сохраняли преданность иудейской традиции и тайно её исповедовали.

На самом деле, даже искреннее принятие христианство не избавляло марранов от преследований инквизицией. Они продолжительное время оставались в угнетаемом положении.


Тайное собрание марранов во времена инквизиции. Картина Моисея Маймона

Арон Головчинер

Раввин Обнинска


Арон Головчинер. Фото из личного архива

— В иудаизме существует термин «ребёнок, который попал в плен» — так говорят о детях, которые по каким-то причинам не смогли получить классического еврейского воспитания и которые, может быть, даже сами не догадываются, что они евреи. Это никак не отменяет их еврейства, ведь мы определяем его не только по соблюдению, но и по наличию еврейской души, которая достаётся от мамы.

Так что если в синагогу придёт человек, который воспитывался вне еврейской традиции, наша задача — зародить в нём интерес и показать, что он очень много теряет, не обращаясь к своим корням. Что у него есть очень большая ценность — еврейская душа, — которой он просто не пользуется.

Есть евреи, которые воспитывались в более светской среде и по каким-то причинам самостоятельно пришли к христианству. Да, 100–200 лет назад в мире была большая антииудейская пропаганда. Мы знаем, что многие люди принимали православие в те времена не из духовных соображений, а чтобы спастись от смерти или облегчить себе жизнь: иметь возможность поступать в университеты, делать политическую карьеру. И мы не можем осуждать этих людей.

В наше же время, когда нет такой сильной дискриминации по поводу национальности, много вопросов вызывает тот факт, что люди вместо того, чтобы исследовать свою собственную культуру, идут куда-то непонятно за чем. Конечно, в России — если говорить с точки зрения рекламы — православная церковь представлена шире, чем иудаизм. И многие евреи, которые вращаются не в еврейской среде, идут в православный храм. Кто-то — для морального спокойствия, а кто-то — в надежде на действительное чудо.

Тогда возникает вопрос: почему вы не идёте к своим, в синагогу? Ведь там вам тоже подскажут, что можно сделать в самых тяжёлых ситуациях.

Вопрос этот ещё и философский. Ведь иудаизм — это не просто религия, но и образ жизни, возможно, многих это отпугивает. Насколько я понимаю, хоть я и не специалист, в христианстве можно есть всё подряд, ходить куда угодно, нужно только делать минимальные связанные с религией вещи, которые не сильно меняют жизнь. В иудаизме всё иначе, он требует от человека соблюдения большого количества норм. Большая часть заповедей в иудаизме не абстрактные, а вполне конкретные: этот кусок мяса можно есть, а этот — нельзя. С точки зрения иудаизма, Б-г дал нам инструкции, как именно жить в этом мире, и мы должны их выполнять.

Неважно, сами вы пришли в православную церковь или вас туда отвели родители, для иудаизма в этом нет ничего необратимого. У нас нет обряда раскрещения, просто человек говорит: «Да, я ошибался или мои родители ошибались — но я хочу вернуться на ту дорогу, которую оставили мне мои предки». Потому что любой еврей — это потомок Авраама, Исаака, Иакова и той самой традиции, которая шла до нас 3000 лет и дошла. Мы прекрасно понимаем афроамериканцев, которые пытаются найти своих предков и даже уезжают для этого в места, откуда те родом, но почему-то в плане евреев это не всегда работает.

Люди готовы заниматься любой культурой, но абсолютно равнодушны к своим корням, это удивляет.

Тем, кто стесняется, я могу сказать следующее. Сейчас есть много разных видов общин, и большая их часть достаточно открыта — хотя есть и такие, где человека «с улицы» встретят с большим опасением. Но в большинстве случаев, если вы придёте в синагогу, никто там не будет проверять ваши документы. Попробуйте побороть своё стеснение. Есть такой принцип, описанный в поучениях отцов: стеснительный не может учиться. Потому что если человек хочет учиться, то, даже если он стеснительный, он должен найти в себе силы задать вопрос, который его интересует.

Нет ни одной религии с таким же длительным духовным опытом, как в иудаизме. Я не буду говорить о преимуществах философии иудаизма, ведь это религия, где ценится максимально прямой контакт без посредника. Молитвы все обращаются непосредственно к Б-гу, и я вам могу сказать, что, на моём опыте, Б-г действительно отвечает.

Кроме всего прочего, ощущение, что ты делаешь правильное дело, что на тебя смотрят души предков — это действительно важно. Можно сварить пресную кашу, есть её всю жизнь — и большая часть жизни тоже будет похожа на эту кашу. А иудаизм подобен специи, которая даёт полноту ощущений, делает жизнь более яркой и насыщенной и любую кашу превратит в очень вкусное блюдо.

Андрей Кураев

Диакон


Андрей Кураев. Фото: Mark Nakoykher

— По моим данным, у евреев, живущих в России, религиозная идентификация распределяется поровну: треть евреев считает себя светскими людьми, не имеющими отношения к религии, треть исповедует иудаизм, треть считает себя христианами. Последним очень непросто, потому что в иудейской среде к ним не всегда равноценное отношение, особенно если они рассчитывают на помощь еврейских организаций или на переезд в Израиль.

Кроме того, и в православной среде православный еврей не считается равным. Это хейт по национальному признаку, который очень распространён в церковной среде.

Например, когда я рекомендовал патриарху Алексию II кого-то взять на работу, повысить или наградить, то первым делом он спрашивал: «А он не еврей?»

Конечно, мир православия разнообразен, есть разные страты, круги, приходы. В Москве есть приходы, где еврейская интеллигенция составляет если не большинство, то очень значительную часть прихожан, и там нет никаких хейта и неравенства. Так что всё сводится к поиску правильного круга общения.

По моему мнению, православие для евреев — это некий поиск истины. Если мы рассматриваем ситуацию до ХХ века, то мотив многих людей того периода был очевиден. Да, были евреи, которые принимали крещение под давлением, но зачастую это было поиском свободы. Когда все эти бесконечные правила шаббатов и кашрутов стояли поперёк горла, то действительно принятие христианства воспринималось как глоток свободы. Несомненно, этот мотив, но уже в совершенно другом контексте, был и у того потока еврейской интеллигенции, который принимал крещение в советские годы.

В то время мотивом принять православие мог стать атеизм и бесчеловечность советской пропаганды. Христианство хотя бы в некотором смысле, хотя бы интеллектуально, но открывало границы советского официоза, а за ними оказывался кто-то очень важный, мудрый и красивый.

Как считал Александр Мень, христианство — это ключ к культурной сокровищнице человечества, по крайней мере Европы. И в этом смысле принятие православия — это форма эмиграции из советской действительности, подальше от газеты «Правда».

Я знаю людей, которые в обычной жизни пытались придерживаться еврейских традиций, будучи православными, но не знаю степень их организованности. Тот же Александр Мень мечтал, чтобы в мире появилась еврейская православная церковь, где православие совмещалось бы с соблюдением еврейского календаря, праздников, определённых обрядов. Чтобы, став христианином, не убирать насовсем еврейскую национальную идентичность. Такого ещё, к сожалению, нет.

Большинство детей, которых крестят в детстве, неважно, какой национальности, потом проводит жизнь без оглядки на церковь. Если православный еврей решил сменить христианство на иудаизм, то он сможет потом вернуться к христианству. Православие считает, что двери покаяния открыты для всех.

Сегодня евреи в России часто следует православным традициям, но не забывают иудейские корни

Сегодня в России тоже есть евреи, принявшие христианство. Преимущественно — православие. Так как сейчас нет правовых ограничений для евреев иудеев, можно сделать вывод, что это добровольное принятие православия.

Социологи очень подробно изучают этот вопрос. Исследователи Ц. Гительман, В. Шапиро, В. Червяков отмечают, что интерес российских евреев к иудаизму постепенно спадает. Зато число симпатизирующих христианству к 2000-му году держалось стабильно в районе 13,7%.

60%

опрошенных в 2007 евреев России участвовали в жизни православия

Примерно 60% опрошенных евреев в 2007 году сообщали, что посещали православные церкви и участвовали в обрядах. Их гораздо больше, чем тех, кто, живя в России, участвует в иудейских ритуалах.

По некоторым предположениям, православных евреев в России столько же, сколько правоверных иудеев в Израиле. Впрочем, исследований на эту тему нет.

Елена Носенко-Штейн в статье для «Этнографического обозрения» приводит позицию некоторых русских евреев по отношению к православию и иудаизму:

«Я крестился, потому что мне это было нужно внутренне – я имею в виду пережить религиозный опыт. И то, что я стал православным — чистая случайность, мы тогда другого просто не знали. Я не исключаю, что если бы я был знаком с хорошим умным раввином, я бы принял иудаизм».

Семен З,, 58 лет, психолог, (Москва)

«Я крещеная, с девяти лет, часто хожу в церковь, молюсь и в церкви, и дома, соблюдаю праздники, посты — если получится. У меня есть крестница — русская, мы с ней очень дружим. А в синагогу я не хожу, потому что я думаю, это несовместимо — ходить в два храма. Но я не хочу, чтобы здесь, в «Гиллеле», знали, что я православная. …В синагоге никогда не бывала. Я себя чувствую как бы неполноценной».

Елена К., 20 лет, преподавательница музыки (Петербург)

«Я верующая и мама тоже, она нас всех крестила, всех троих. Папа не был против, потому что синагоги не было. … В синагогу я пришла недавно, когда пришла в «Хэсед», узнала о синагоге. Мне очень понравилось, как поют, я такого раньше и не слышала. А вот Христа у них нет, как в русской церкви. В церкви я иногда бываю».

Нина Е., 61 год, пенсионерка (Петербург)

«Да, я крещеная с детства. То есть, конечно, я росла, когда это было почти запрещено, но и тогда я чувствовала, что что-то над нами есть, есть какая-то высшая сила. Я много читала по истории религии, о русской церкви, о расколе. Мне хорошо в церкви, я крестила обеих своих дочерей, и они крестили своих детей».

На вопрос, может ли еврей быть христианином, она сказала: «А почему же нет? Еврей, как и любой человек, может выбирать, какой религии ему придерживаться. Мой муж, он чистокровный еврей, он не очень верующий человек, но и он со мной иногда заходит в церковь. Почему же нет?»

Анна П., 57 лет, психолог (Москва)

Можно сделать вывод, что на евреев сегодня оказывает большое влияние внешняя среда. Они участвуют в православных обрядах, крестят детей. Но в то же время это чаще дань окружению, чем духовный порыв. Для евреев иудейская культура остаётся важной частью жизни, которую они совмещают с православной традицией.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Кому нужен Спаситель?

Спаситель нужен погибающему человеку. Евреи себя такими не считали. У них исказилось понимание отношений с Богом. Они считали, что через Авраама вступили в Завет с Ним, Господь дал им заповеди, они эти заповеди выполняют, за что Бог обязан спасти их — автоматически. Вопрос: для чего при таком подходе нужен Христос? Зачем Он фарисеям, которые считали себя святыми, потому что максимально точно и полно исполняли Закон? Они разработали сложнейшую систему норм, правил и различных обрядов, которые нужно было выполнить — и тем спастись.

Эти люди были уверены, что в духовном плане у них всё прекрасно, и ни в каком Мессии для решения духовных вопросов они не нуждались. Гордыня, злоба, зависть по отношению ко Христу потому и проснулись, что иудеи считали себя святыми и спасёнными. Христос же обличал их в различных пороках, чего они не могли принять.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]