Общие правила поведения в храме: полезные советы и рекомендации

Любая система общественного взаимодействия должна основываться на определенных правилах и закрепленных способах взаимного влияния. Сложно представить себе государство или какое-либо другое значительное общество без определенной системы поведения внутри этого общества.

Церковь Христова, которая основана Самим Господом, в своем духовном значении, несомненно, выше и больше любых правил и систем. Тем не менее, Церковь находится в падшем мире, в нее ходят обычные грешные люди. Поэтому совершенно необходимо, чтобы был четкий и понятный способ организации взаимодействия между членами Церкви.

Общие правила поведения в церкви

Церковный устав – это огромное собрание правил, которым подчиняются священнослужители и христиане, посещающие храм. В православном мире эти догмы чтятся особым образом. Для начинающих прихожан даже существует воскресная школа, в которой учат, как правильно вести себя воцерковленному человеку.


Общие правила поведения в церкви

Внешний вид

Посещение церкви является важным событием для любого верующего христианина. Храм Господень не приемлет легкомыслия или снисходительного отношения, а потому перед походом туда надо привести себя в соответствующий уставу вид. Для женщин и мужчин правила существенно отличаются, однако абсолютно все прихожане должны иметь на теле крестик, данный им при крещении. Стоит помнить, что церковь – это не место для развлечений или знакомств, а потому выглядеть нужно скромно.

Правила для женщин

Согласно церковным канонам, женщинам разрешается заходить в храм только с покрытой головой и в длинных юбках или платьях. Во время богослужения они занимают левую часть прихода, а во время ежемесячных выделений стоят ближе к двери, не приближаясь к алтарю. Это же правило касается недавно родивших. Им разрешено посещать церковь только на 40-й день после родов, когда батюшка прочтет над ними очистительную молитву. Православные догмы запрещают женщинам:

  • надевать слишком короткую или обтягивающую одежду;
  • надевать откровенные платья, чрезмерно оголяющие тело (в том числе глубокое декольте);
  • делать яркий, вызывающий макияж;
  • использовать резкий парфюм.

Правила для мужчин

К сильному полу церковь более снисходительна, однако для мужчин также есть ограничения:

  • перед входом в храм необходимо снять головной убор;
  • одежда должна быть опрятной и чистой;
  • не разрешается надевать робу или спортивный костюм;
  • лицо следует тщательно выбрить;
  • за несколько часов до посещения церкви нельзя употреблять спиртные напитки и курить.

Мужчины, как правило, занимают правую часть прихода. Аналогично женщинам они должны вести себя уважительно, скромно, громко не разговаривать, а также не мешать другим прихожанам.

Поклоны и крестное знамение

Перед главными воротами храма принято осенять себя крестным знамением с последующим преклонением головы. То же самое делается и внутри церкви, если идет служба. Все действия совершаются прихожанами синхронно на определенных моментах богослужения:

  • во время воспевания славы Иисусу Христу или Святой Троице;
  • при провозглашении фраз: «Господи, помилуй» и «Подай, Господи»;
  • по окончании священнодействия.


Правила совершения крестного знамения
Начиная молитву, оканчивая ее, ставя свечку или подходя к святым образам, также необходимо креститься и делать поклоны. При этом действие совершается не спеша, вдумчиво, следуя определенным правилам:

  • крестятся правой рукой;
  • кисть складывают в троеперстие, соединив первые три пальца вместе;
  • движения производят справа налево;
  • сначала касаются чела, затем пупка, а заканчивают правым и левым плечом;
  • завершив крестное знамение, совершают поясной поклон.

Преклоняться нужно только после того, как рука полностью опустится, чтобы не преломить сотворимый на теле крест.

Совет автора

Обращения к священникам и мирянам

В церкви принято вести себя тихо, однако иногда возникает потребность пообщаться с другими прихожанами или батюшкой. Делать это можно вполголоса, сохраняя уважительную интонацию. Если был замечен чужой недостаток, нельзя высмеивать или унижать человека. Следует подойти к нему и деликатно указать на погрешность.

К служителям храма обращаются согласно их сану. Во время приветствия церковный устав не допускает рукопожатия со стороны, однако можно преклонить голову и припасть устами к правой руке святого отца. Также категорически запрещено отрывать батюшку от богослужения или молитвы. Следует дождаться окончания священнодействия, а затем высказать свою просьбу.

Что такое каноническое право

Каноническое право — это свод правил, которые должны регулировать самые разные вопросы, возникающие во время взаимодействия членов Церкви. Это могут быть правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, закрепленная правилами.


В первых общинах все вопросы решались на основании норм Священного Писания

Когда христианская религия только начинала формироваться, все вопросы, возникающие в ранних общинах, решались на основании Священного Пиуазаний апостолов. С течением времени и разрастанием церквей стало очевидно, что нужно иметь некую систему решения ключевых вопросов деятельности всей Церкви. Так и стало формироваться церковное право, которое вобрало в себя опыт христианской жизни за все века ее существования.

Действует система канонического права в Православной, Римо-Католической и некоторых Восточных Церквях. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • правила, составленные апостолами;
  • постановления Вселенских соборов;
  • решения Поместных соборов;
  • общность правил Отцов Церкви.

Основа церковного права — это, безусловно, апостольское предание. Будучи первыми и прямыми последователями Иисуса Христа, апостолы разрабатывали самые первые способы взаимодействия в раннехристианских общинах. Имея особую благодать, апостолы обладали духовной мудростью и могли понимать те или иные стороны духовной жизни.

Важно понимать, что Церковь, как Тело Христово, не нуждается ни в каких сводах правил и системах управления. Но как социальный и общественный институт, Церковь взаимодействует как с внешним миром (в виде государственных органов и организаций), так и с отдельными церковными элементами (например, взаимодействия разных епархий).

Именно для того, чтобы в нашем мире Церковь, как социальный институт, могла нормально функционировать, была единой и необходима система канонического права.

Как прикладываться к иконам

Просто прийти в церковь и поклониться святому образу недостаточно. В православии существует целый церемониал прикладывания к божественным ликам:

  • подойдя к иконе, дважды осеняют себя крестным знамением;
  • прикладываются устами к нижнему углу святыни;
  • по окончании еще раз крестятся и отходят, чтобы не задерживать очередь из желающих прикоснуться к образу.

Однако существуют иконы, которые являют собой исключения из общепринятых правил:

  • поясная – целуют руку святого;
  • распятый Христос – прикладываются к ногам Спасителя;
  • нерукотворные образы – почитаются волосы.


Женщина должна быть в храме с покрытой головой


Свечи о здравии принято ставить в любые подсвечники


Преклонение пред святым образом

В наше время католическое и православное церковное право значительно отличается

Процесс разделения христианской Церкви на западную (католическую) и восточную (православную) завершился к середине XI века.

В эпоху средневековья на Западе церковное право уже практически сформировалось, так как христианские правила стали распространять своё действие не только на священнослужителей и работников церкви, но и на всех верующих.


Смутьян из Лангедока. Жан-Поль Лоран. 1887 год. В средние века монастыри и епископы приобрели полномочия сеньориального суда. Их юрисдикция распространялась на вассалов и подвластное население

С утверждением феодальных отношений в Европе церковь, монастыри и епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения и зависимых сословий.

В дальнейшем каноническое право стало играть основную роль в правовой системе Западной Европы. Оно регулировало практически все сферы не только церковной жизни, но и светского общества.

Что же касается православия, то восточная ветвь христианства никогда не претендовала на первенство перед властью государственной. Именно поэтому правовые нормы православных Церквей отличаются от католических.

Православные Церкви имеют свои церковные суды.

Так православные Церкви имеют свои церковные суды, но они не вмешиваются в светское судопроизводство и светское право. Стоит отметить, что нормы Церковного права применялись не только кдуховным служителям, но и к светским лицам (мирянам).

Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.), но не подменял собой светский.

Краткий перечень отличий католического и православного права состоит в следующем:

  1. Римский Папа считается непогрешимым, поэтому решения католической церкви главенствуют над решениями светских судов. Православные Патриархи непогрешимыми не считаются и поэтому не ставят себя выше светской власти.
  2. Церковные суды Православных Церквей в светскую жизнь не вмешиваются. Суды католической Церкви рассматривают широкий круг дел относящихся к юрисдикции светских судов, например, дела, касающиеся брачно-семейных отношений.
  3. В некоторых католических странах Церковь — это часть государства и поэтому выполняет государственные функции. В России Церковь от государства отделена.


Папа Пий IX (1846—1878), во время понтификата которого доктрина о безошибочности Папы Римского была принята на Первом Ватиканском соборе. Догмат о непогрешимости Папы Римского — одна из причин различий между католическим и православным церковным правом
Естественно, что государство, особенно в средние века, часто заимствовало нормы церковного права и допускало их использование. Так, например, для регулирования семейных или брачных отношений применялись правила установленные Церковью.

При этом первенство всегда было за государством, ведь в восточной ветви христианство отсутствовал институт непогрешимости Патриархов. Эта традиция идёт из Константинополя, где власть императора в светских делах всегда ставилась выше власти патриарха.

Как правильно молиться

Главное правило при прочтении молитвослова – понимать суть написанного. Для этого священники рекомендуют почаще ходить в церковь и присутствовать на службах. Лучше всего, если это будет литургия. Во время священнодействия необходимо внимательно наблюдать за батюшкой, вслушиваться в его речи, повторять за ним крестные знамения или поклоны.

Если возникла необходимость поставить свечку и помолиться самому, нужно дождаться окончания богослужения. Обращаться можно к любому святому образу. Молитву, как правило, произносят наизусть, однако новичкам дозволяется записать слова на бумажке. Также разрешено читать тексты из Святого Писания.

Кому нужны церковные правила и решения Соборов?

Вопросы канонического церковного права, его применения и адаптации к нынешним реалиям являются одними из самых непростых для современного христианства. С одной стороны, существует обширный корпус канонических документов, разработанных и принятых Вселенскими и Поместными Соборами, имеется историческая правоприменительная практика, многочисленная литература, посвященная толкованиям тех или иных церковных установлений. С другой стороны — стремительная модернизация общественной жизни приводит к тому, что ряд христианских деноминаций, прежде всего реформатского толка, не только вывели из употребления каноническое наследие Вселенской Церкви, но перешли уже и к отрицанию некоторых положений Священного Писания.

В новообрядческих церквях восточного обряда пока еще сохраняется уважительное отношение к каноническому праву. Однако в большинстве случаев оно носит формальный характер, многие каноны и правила не исполняются, а иногда и откровенно нарушаются. Как в свое время отметил известный публицист РПЦ диакон Андрей Кураев:

«Ну, тошнит же уже от пропагандистского лицемерия: мы клянемся в верности святоотеческим канонам, ни на йоту от них не отступаем и будет верны им и впредь! И при этом нет ни одной попытки серьезного обсуждения реального исполнения канонов».

Однако проблемы с исполнением церковных канонов существуют не только у протестантов и новообрядцев. Время от времени и в старообрядческих согласиях, как на общественном, так и на церковном уровне, возникают дискуссии об исполнении того или иного правила. Если в старину обладание рукописями Номоканонов и Кормчих было прерогативой княжеских, архиерейских и монастырских библиотек, то в последние десятилетия многочисленные переиздания подобной литературы сделали ее доступной любому клирику или мирянину.

Обращаясь к страницам Кормчей, книг правил и толковых Номоканонов, старообрядцы все чаще стали замечать расхождение между обычаями современной церковной жизни и святоотеческими установлениями. Также многие обращают внимание не только на нарушения древних, стародавних правил, но и на систематическое нарушение и неисполнение постановлений современных Соборов. Комментаторы указывают, что сложная ситуации с исполнением канонов и постановлений Соборов сложилась в Русской Православной старообрядческой Церкви.


Освященный Собор РПсЦ, Москва. Фото: сайт РПСЦ

Впервые в Русской Православной старообрядческой Церкви этот вопрос был поставлен на Освященном Соборе 2022 года. Особое внимание соборян привлек доклад протоиерея Геннадия Четвергова «О соблюдении церковных канонов», где священник поднял проблемы действия канонического права в Русской Православной старообрядческой Церкви.

В этом докладе в частности говорилось:

«Мы имеем не одно, не два и не десять правил в «Кормчей», а более, которые мы не соблюдаем. Лет 30 назад, когда я первый раз заглянул в Кормчую, это для меня было открытием: «Наша Церковь самая чистая, самая правильная… и вдруг, не соблюдаем!» А кто их отменил? А кто вообще мог отменить правила Кормчей?

Чтобы отменить правило, нужно иметь больший статус. То есть чтобы отменить апостольское правило, нужно быть хотя бы верховным апостолом! Но это поверхностное суждение. Конечно, я понимаю, что есть правила в этой книге взаимодополняющие, взаимоисключающие, взаимокорректирующие, есть правила явно местного или временного характера. Но есть и правила, явно обличающие наши сегодняшние обычаи. Например, это целая серия правил, касающихся вопроса причащения. Это наиболее больной вопрос, потому что он касается мирян. Почему можно причащаться только в пост? Почему нельзя причащаться на Пасхальной неделе, тогда как правила говорят обратное?

Или, например, мы приняли решение №… по вопросу исповеди, которое вообще ставит нас в тупик. Решили, что миряне должны перед каждым причащением исповедоваться. Это дело хорошее. Но в Номоканоне пишется так:

«И се да уведят и хранят епископи и священницы, яко должни суть имети духовники, пред ними же часто исповедают грехи вся. Кроме же исповеди да не дерзают литургисати. И никто же таинам божественным причастник будет неисповедався. Аще людином сие узаконоположися, колми паче иерей должен есть сие хранити!»

А у нас, поскольку попы в основном безгрешные, то могут не исповедоваться и 5, и 10 лет и более. У католиков только папа безгрешный, а мы, похоже, еще дальше пошли. Встречаю как-то батюшку, он когда-то у меня исповедовался. Спрашиваю: «А у тебя кто сейчас духовный?» Он говорит «Ты!». — Больше 10 лет не исповедовался и служил преспокойненько.

Раньше в нашей общине только у меня была Кормчая, а теперь у каждого молодого человека в кармане всегда есть. И мы уже не можем отвечать, что де «так положено». Он открывает телефон и показывает мне: «Вот как положено! Или ты Кормчую не признаешь?»

В одной нашей епархии есть такой любопытный документ, называется «Испытание христиан-старообрядцев о чистоте их исповедания Древлеправославной Веры», так сказать, испытание на вшивость. Пункт 14 этого тестового документа гласит: «Приемлешь ли правила Кормчей и прочие Древлеправославныя Церкви предания и уставы?» И далее два варианта ответа: «Приемлю с любовью» и «Не приемлю». Я бы еще один вариант ответа добавил: «Приемлю с любовью, но считаю, что не все правила нужно соблюдать» — так у нас получается?

Подводя итог. Считаю, что мы, наша Церковь в лице Освященного Собора, должна очертить некую совокупность правил, которые безоговорочно соблюдает наша Церковь. Понятно, что будут выделены всего десятка два правил, которые мы не соблюдаем, и будет сформулировано, почему».

О. Геннадий Четвергов предложил следующее решение этого вопроса:

Поручить канонической комиссии последовательно, начиная с Кормчей, выявлять писанные правила, которые не соблюдаются в нашей Церкви, анализировать и доносить свои рассуждения до членов Совета Митрополии. Совету Митрополии на каждом заседании заслушивать и обсуждать возможные объяснения причин несоблюдения правил. Одобренные рассуждения выносить на рассуждение Освященного Собора. На Освященном Соборе или призвать Церковь соблюдать эти правила, или несоблюдение считать обоснованным.

К большому сожалению, Собор не стал принимать никаких решений по проверке современной церковной практики на соответствие церковно-каноническим правилам. Соборяне ограничились вынесением христианской благодарности о. Геннадию Четвергову за подготовленный доклад.

А теперь приведем некоторые случаи о несоблюдении правил Кормчей в РПсЦ.

О возрасте поставляемого: 14 правило; 15 правило VI Вселенского Собора; 11 правило поместного Неокесарийского Собора; 22 правило поместного Карфагенского Собора.

Комментарий: У нас с легкостью нарушаются, потому что «де сам св. Аввакум был поставлен с нарушением».

О причащении: 8 и 9 правило святых апостол; 2 правило поместного Лаодикийского Собора.

Комментарий: У нас принято, например, на Покров Пресвятой Богородицы в Москве на Рогожском причащаться не более, чем четырем священнослужителям (я уж не говорю о мирянах). А как бы хорошо всем (!) от единой Чаши хоть раз в год причаститься! У нас бывает даже, что епископ облачится в епитрахиль, поручи, мантию, достанет свои записки, повынимает немножко просфир и разоблачится, то есть прямо супротив правил.

Об одежде священнослужителей: 16 правило VII Вселенского Собора; 27 правило VI Вселенского Собора.

Комментарий: Конечно, по этому вопросу требуется проработка, конкретизация. Но то, что допускают некоторые священники и епископы, просто возмутительно.

Об отношении к подготовке и исповеди оглашенных: 5 правило Кирилла Александрийского.

Комментарий: Из правила ясно, что оглашенный может исповедоваться и нести епитимию, которая может не допускать его до крещения. У нас же некоторые попы говорят, что нужно сначала крестить, потом исповедовать, а то как же мол молитвы перед исповедью читать?!

О недопустимости совершения крещения в храминах. 59 правило VI Вселенского Собора.

Комментарий: У нас иной раз крестят в квартире, в ванной и агиасму сливают прямо в каналью. И ничего!

О причащении на Светлой неделе. 66 правило VI Вселенского Собора.

Комментарий: У нас в голове такое не укладывается, чтобы на Светлой неделе еще кто-то дерзнул причащаться, кроме «безгрешных» попов и младенцев. А если младенцев нет, значит, литургия совершается, чтобы только батюшка причастился. «Со страхом Божиим приступите!» А у людей такой страх, что боятся и заикнуться о причастии. Слава Богу, что из церкви не выгоняют на Светлой неделе! А если вспомнить, что мы слышали от Иоанна Златоустаго, то совсем печально становится. А ведь как красиво читали (!) на особую погласицу: «Павловы уста — Христовы уста». А потом повернулись к Престолу — и сделали все наоборот, подчеркивая тем самым, что мы сами ничего не поняли из того, что читали. В общем, печально.

О днях, разрешенных для совокупления с женой. 13 канонический ответ святого Тимофея Александрийского.

Комментарий: У нас все наоборот: смотрите любой календарь. «Дни, в которые не совершаются браки» — это ведь те, как говорят наши батюшки, в которые нужно воздерживаться. Но святой Тимофей говорит совсем не так, и другого правила на эту тему нет.

Несоблюдение правил Кормчей не является единственной проблемой в канонических вопросах Русской Православной старообрядческой Церкви. Не исполняются также и решения собственно старообрядческих Соборов, как дореволюционных, так и современных.

Приведем примеры неисполнения решений Соборов из нынешней практики:

Освященный собор РПСЦ 1999 года

Избрание Ревизионной комиссии РПСЦ

6.2. Поручить председателю ревизионной комиссии РПСЦ организовать ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности всех религиозных организаций, находящихся в каноническом подчинении Русской Православной Старообрядческой Церкви. 6.3. Промежуточные результаты работы ревизионной комиссии РПСЦ заслушивать Митрополиту на каждом Совете Митрополии, общий годовой отчет — на Освященных Соборах Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Комментарий: Ревизионная комиссия не действует, на Освященных соборах ее доклады не зачитываются.

Порядок проведения Архиерейского Собора. 10.1. Заседание Архиерейского Собора происходит во время проведения Освященного Собора в присутствии делегатов Освященного Собора (Исключение: выборы местоблюстителя митрополичьего престола и в случае чрезвычайных обстоятельств). 10.2. Делегаты Освященного Собора во время проведения Архиерейского Собора не имеют права решающего голоса.

Комментарий: Архиерейские соборы часто проводятся в другие даты. Те же архиерейские соборы которые проходят во время Освященных соборов происходят тайно, без присутствия делегатов Освященного собора.

Определение полномочий Совета Митрополии и порядка его работы. 9.1. Определить, что Совет Митрополии является совещательным органом при Митрополите.

9.2. Решение Совета Митрополии принимается простым большинством голосов от количества присутствующих и утверждается Митрополитом.

9.3. Принятые Советом Митрополии решения оформляются в соответствии с установленным образцом.

Комментарий: Совет Митрополии это совещательный орган при митрополите, следовательно его решения это личные решения митрополита. Однако на практике, на Советах Митрополии ставятся общецерковные вопросы или наоборот, вопросы чужого епархиального подчинения в которые не имеет право вмешиваться митрополит.

Освященный собор РПСЦ 2001 года

Создать комиссию для подготовки современной редакции «Чина отречения от ересей» с учетом современного отношения РПЦ МП к древним обрядам и возникновением в ХХ веке новых сект и нетрадиционных религий.

Комментарий: Новый чин отречения так и не создан до сих пор.

Освященный собор РПСЦ 2002 года

Об организации и проведении Освященных Соборов. 1.1. Создать комиссию по дальнейшей разработке порядка проведения Освященных Соборов и Советов Митрополии на основе Устава Церкви, Постановления Освященного Собора 1999 года и исторического опыта проведения Освященных Соборов в составе: — епископ Андриан Казанско-Вятский, — иерей Евгений Чунин, — иеродиакон Варнава, — Рябцев А.Ю.

1.2. Комиссии доложить о результатах работы на очередном Совете Митрополии.

1.3. Утвердить порядок проведения Освященных Соборов на Освященном Соборе 2003 года.

Комментарий: Положение об Освященных соборах не разработано и не принято до сих пор. На отдельных соборах принимались решения по ограничению участию в соборах мирян. В частности запрещено участие в соборах мирян младше 25 лет, а также сокращено представительство мирян от крупных общин.

О сохранности церковных ценностей. 11.1. Доклад председателя Рогожской Общины (г. Москва) Рябцева А.Ю. принять к сведению.

11.2. Обязать Общины провести инвентаризацию материальных ценностей в срок до следующего Собора и предоставить результаты инвентаризационной работы икономам соответствующих епархий.

11.3. Ответственность за инвентаризационную работу возложить на епархиальных икономов.

Комментарий: Никакой инвентаризации в храмах не проведено. Не составлены фотокаталоги икон и прочих святынь, что лишает возможности отслеживать пропажу икон в случае стихийных бедствий (пожаров, затоплений), так и в случаях банальных краж или подмен во время «реставрации».

О восстановлении древних благочестивых обычаев и церковных чинов, утраченных в течении последних 70 лет. 14.1. О возобновлении службы Новому Лету.

А. Указать на необходимость совершения службы Новому Лету по чину месячной минеи с включением молитв Новому Лету, имеющихся в Большом Потребнике.

Б. Признать издание церковного календаря с Новолетия (1 сентября ст.ст.) несвоевременным.

14.2. О освящении масла на всенощном бдении в великие праздники (маслопомазание).

А. Признать целесообразным совершение маслопомазания на всенощном бдении в великие праздники.

Б. Маслопомазание вводить в церковную практику прихода по благословению епархиального епископа.

14.3. Общее соборование для желающих прихожан.

А. Проведение общего соборования проводить по усмотрению настоятеля прихода.

14.4. Чтение синодика на вселенских панихидах.

А. Одобрить чтение синодика на вселенских панихидах.

Б. Разработать проект синодика и поручить Совету Митрополии его утверждение.

В. Для работы над проектом синодика создать комиссию в составе: иерей Сергий Дурасов, Дмитрий Урушев.

Комментарий: Большинство благочестивых обычаев так и не введено в общее употребление в РПСЦ.

Освященный Собор РПСЦ 2004 (октябрь)

Об учреждении редакционной коллегии для подготовки издания сборника деяний Освященных соборов 1898-2004 гг. Учредить редакционную коллегию в составе:

председатель — митрополит Андриан,

члены комиссии:

иерей Алексий Лопатин,

иерей Геннадий Четвергов,

иерей Елисей Елисеев,

А. Ю. Рябцев.

Комментарий: Сборник соборных постановлений РПСЦ до сих пор не издан, что лишает как чад Церкви, так и всех остальных важного источника канонического права.

Освященный Собор РПСЦ 2006 года

О порядке формирования списка вопросов для обсуждения на Освященном Соборе и недостатках подготовки настоящего Собора 10.1. Учесть поступившие пожелания по улучшению подготовки Освященных Соборов.

10.2. Предоставить митрополиту, епархиальным архиереям и епархиальным съездам право составления предварительного списка вопросов, для рассмотрения на Соборе.

10.3. Рассылку предварительного списка вопросов осуществляет Московская Митрополия за 25 дней до открытия Собора.

10.4. Порядок созыва епархиальных Съездов до разработки более подробного положения является аналогичным порядку созыва Освященных Соборов.

Подобное решение было повторено и на Освященном соборе 2011 года:

3.4. Продолжить совершенствовать практику подготовки и проведения Освященных Соборов. Замечания и предложения в письменном виде направлять протоиерею Вячеславу Зобнину.

Комментарий: Положения о проведении Освященных соборов и епархиальных съездов не разработаны и не приняты до сих пор.

Освященный Собор РПСЦ 2007 года

О протоколе встреч епископата и клириков Русской Православной Старообрядческой Церкви с инославными священнослужителями 7.1. При встречах с инославными клириками считается недопустимым: совместная молитва, лобзание, благословение инославных клириков.

7.2. Создать комиссию по выработке протокола встреч с инославными в следующем составе: протоиерей Евгений Чунин, протоиерей Валерий Шабашов, иерей Алексей Лопатин (председатель), А. Ю. Рябцев.

7.3. Поручить комиссии представить проект протокола встреч на ближайший Совет Митрополии.

Комментарий: Положение о протоколе встреч с инославными разработано, но судя по отзывам, не исполняется, а встречи никак не контролируются.

Освященный Собор РПСЦ 2008 года

О возможности проведения Всемирного Освященного Старообрядческого Собора 2009 г. в г. Казани 9.1.Одобрить проведение Всемирного Освященного Старообрядческого Собора в ноябре 2009 г. в г. Казани.

Комментарий: Ни в Казани, ни в каком либо другом месте Всемирный Освященный Старообрядческий Собор (Московской и Белокриницкой митрополий) не созван.

Освященный Собор РПСЦ 2009 года

О Церковном суде 8.1. Создать рабочую группу по разработке Положения о Церковном суде. Включить в состав рабочей группы членов канонической комиссии и А. Ю. Рябцева.

8.1. Рабочей группе в мае 2010 г. представить Совету Митрополии проект Положения о Церковном суде.

Комментарий: Положение о церковном суде не разработано.

О регистрации Духовного Училища 11.1. Создать при Московской Митрополии религиозное образовательное учреждение.

Комментарий: Духовной училище не зарегистрировано.

Освященный Собор РПСЦ 2012 года

О разработке печатных учебных пособий для молодых священников 13.1. Выразить благодарность преосвященному епископу Евфимию Казанско-Вятскому и протоиерею Геннадию Четвергову за проводимую работу;

Комментарий: Учебное пособие для молодых священников не напечатано и не опубликовано.

Освященный Собор РПСЦ 2013 года

О путях дальнейшего развития Церкви 2. Поручить иерею Михаилу Родину подготовить проект положения о миссионерстве и организации новых общин. 1.3. Настоятелям храмов обратить внимание на необходимость ведения работы с вновь приходящими людьми. В каждом храме желательно иметь подготовленного человека для работы с посетителями храмов. 1.4. Создать комиссию по разработке рекомендаций для служителей храмов о ведении работы с вновь приходящими. Включить в состав комиссии руководителя Информационно-издательского отдела Митрополии А.В. Антонова, протодиакона Виктора Савельева.

Комментарий: Разработано или нет положение о миссионерстве и организации новых общин не известно. Подготовленные люди для работы с посетителями храмов не замечены.

ВЫВОД: Вопросы исполнения требования канонического права и исполнения решения Освященных соборов является одним из самых острых в РПСЦ и требует незамедлительного решения.

Автор: С. Иванов

Правила во время богослужения

Любое священнодействие проходит строго по установленным канонам и имеет определенный церемониал. Вмешиваться в его порядок, а тем более прерывать, строго запрещено. Поведение во время любой церковной службы не должно нарушать устав:

  • отключите или поставьте на беззвучный режим мобильный телефон;
  • не отвлекайте других прихожан от молитвы;
  • совершайте богослужение, стоя на ногах, желательно, на одном месте;
  • если вы пришли с маленьким ребенком и тот заплакал, выйдете из храма, чтобы успокоить его;
  • по воскресеньям и церковным праздникам замените обычные поклоны на поясные;
  • зажженную свечку передавайте через левое плечо;
  • во время речей батюшки сложите руки «лодочкой» и опустите голову.

Во время богослужений мужчины находятся в правой части зала, а женщины – в левой.


Телефон нужно поставить на беззвучный режим

Элементы канонического права

Как и любая система, церковное право также имеет свои составляющие элементы. Основными из них можно назвать догмат, канон и обычай. Рассмотрим их детальнее.

Догматом в Православной Церкви называется вероучительная истина, которая является неоспоримой, базируется на Священном Писании, выражает суть христианства, какие-то основополагающие принципы. Как правило, догматы принимались на Вселенских соборах, они являются обязательными для всей полноты Церкви.


Первый Вселенский Собор — один из главных источников канонического права

Непризнание догматов говорит о нарушении понимания сути веры, что является ересью. Злостных нарушителей догмат, которые не признают своих ошибок и не раскаиваются в них, предают анафеме. Канон является определенным вариантом решения того или иного церковного вопроса. Практика формируется на основе Священного Писания и предания, мнения святых отцов.

Канон призван решать конкретный практический вопрос церковного устройства, поэтому применяется при определенных условиях. Используются каноны для конкретных ситуаций, их толкуют и поясняют уполномоченные иерархи.

Неподчинение канону влечет за собой последствия, которые определяет и постановляет церковный суд. Каноны, в отличие от догматов, не являются однозначными и могут пересматриваться различными органами церковного управления.

Обычай — это практическое применение христианской истины в жизни конкретного человека или общины. Обычаи могут существенно отличаться в разных регионах и епархиях, обычаи отражают историческое, культурное и воспитательное наследие той части общества, в которой они соблюдаются.

Практика церковной жизни может демонстрироваться в обычаях как верно, так и искаженно (например, превращаясь в суеверие). Важную роль обычаи имеют в вопросах христианского воспитания, что хорошо видно в обществах и народах с традиционным укладом семьи — обычаи и традиции в них очень сильны, передаются из поколения в поколение и практически не могут быть оспорены или нарушены. А если это и происходит, то вызывает неизменное порицание большинства.

Правила причастия

Согласно правилам, Таинство Евхаристии необходимо проводить каждое воскресенье и по церковным празднествам. К ритуалу допускаются только те прихожане, которые прошли накануне Исповедь, после чего прослушали разрешительную молитву. Без предварительной подготовки причащаться имеют право только дети до 7 лет. Малышей рекомендуется знакомить с православным уставом с первых месяцев жизни, сразу после крещения.

Перед Причастием надо уладить все конфликты, помириться с родными и близкими. Уже с вечера не разрешается пить, есть, курить, сквернословить, а также употреблять алкоголь. Первыми Евхаристию совершают мужчины, далее следуют женщины, дети идут последними. Стоя в очереди к священнику, нельзя переговариваться или обсуждать других прихожан. Таинство проходит следующим образом:

  • сначала подходят к Чаше Даров, отстояв положенную очередь;
  • вкусив Кровь и Плоть Спасителя, прикладываются устами к Святыне;
  • целуют Крест, который держит батюшка;
  • осеняют себя крестным знамением, а затем отходят в сторону, чтобы не мешать другим верующим.


Храм Господень не приемлет легкомыслия или снисходительного отношения
Церковный устав был придуман не просто так. Каждое действие, осуществляемое в Храме Господнем, посвящено Всевышнему. Все молитвы, крестные знамения и поклоны призваны обратить внимание Творца на Своих детей. Именно поэтому так важно уважительно относиться к установленным православным канонам, не нарушая незыблемых догм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свод канонов Православной Церкви

Итак, официально в общепризнанный свод канов включены

  • Правила Святых Апостолов;
  • Каноны шести Вселенских соборов;
  • Каноны Десяти Поместных соборов;
  • Правила 13 Отцов.

Наибольшее значение и силу имеют решения Вселенских соборов, которые считаются непогрешимыми. Их мнения являются общепринятыми для всех Православных Церквей. Вселенские соборы — это наивысшие органы в церковной иерархии, которые отражают мнение Церкви о тех или иных основополагающих вероучительных вопросах.


Поместный Собор Русской православной церкви, 2009 год

Решения десяти Поместных Соборов, вошедших в каноническое право, основаны на признании Вселенскими Соборами. Обычно Поместные Соборы действуют лишь в границах той или иной церковной единицы, на которую распространяется их власть. Поместных Соборов в истории Православной Церкви было очень много, но лишь решения десяти из них вошли в общий свод правил.

Так же можно сказать и о правилах святых отцов. Далеко не все они вошли в канонический свод, многие до сих пор используются как частное мнение тех или иных Отцов. Но признание Вселенскими Соборами важности и значимости некоторых решений Святых Отцов позволило закрепить их для всей полноты Православной Церкви.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]