Действия молитвы церковных служителей и верующих, таинственное присутствие Бога, Пресвятой Богородицы, ангелов на божественной литургии Иоанна Златоуста в тексте с пояснениями даёт возможность разобраться в смысле совершаемого служения.
Значение слова «литургия» обозначает — «общая служба»
Значение слова «литургия» обозначает — «общая служба», то есть это участие максимального количества прихожан храма и духовенства в богослужении. На котором верующий человек имеет возможность соединиться с Господом через таинство Евхаристии (Причастия).
Происхождение Божественной литургии
Происхождение главной церковной службы исходит непосредственно от Самого Господа нашего Иисуса Христа. Во время служения на Земле, Он на Тайной Вечере приобщил апостолов к Причастию. Молитвенный порядок литургии установлен ещё в апостольские времена. В начале 4-го столетия была составлена литургия святого Василия Великого, а чуть позже Иоанн Златоуст несколько сократив молитвы, уменьшил продолжительность литургии.
Литургия Иоанна Златоуста в тексте с пояснениями разделена на три основных этапа
Литургия Иоанна Златоуста в тексте с пояснениями разделена на три основных этапа. В начале службы по молитвам священника и верующих готовятся Святые Дары, в середине литургии православные христиане готовят себя к Их принятию через таинство исповеди, а в конце службы, по молитвам священника, совершается таинство Евхаристии.
Каждое действие батюшки созвучно земной жизни Иисуса Христа. Проскомидия символ Его рождения, малый вход – Его миссионерская проповедническая деятельность, великий вход – это вхождение Господа в Иерусалим. Когда произноситься «примите, ядите» на алтаре закрывается занавес, символизируя смерть Христа.
Причастие церковнослужителей обозначает Воскресение Христово, вынос чаши из алтаря совершается в память о явлении воскресшего Миссии народу, когда чаша возвращена на жертвенник это символ вознесения Спасителя на Престол Божий.
№15 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА (чинопоследование и символика)
В наш мир, в котором так много зла и несправедливости, две тысячи лет назад пришел Бог и стал Человеком. Он пришел, чтобы спасти нас от зла, от одиночества, от смерти души. Когда после Его крестной смерти Его ученики собирались вместе, Он, воскреснув из мертвых, приходил к ним, беседовал и, даже, ел с ними. Он продолжает приходить к нам в наши дни, когда мы собираемся вместе на Божественную Литургию.
Божественная Литургия (от греч. – «общее дело») – это главное из общественных богослужений, во время которого совершается Великое Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. – «благодарение»). Участвуя в этом Таинстве, христиане благодарят Бога за дар жизни, за прощение грехов, за все радости и скорби, ниспосылаемые Промыслом Божиим. Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице на Тайной Вечере, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Перед началом литургии, священник и диакон совершают пред Царскими Вратами входные молитвы. Затем, попросив друг у друга и у народа прощение, они входят в св. Алтарь и прикладываются к св. Престолу, Евангелию и Кресту. После этого, они облачаются в святые ризы со чтением соответствующих молитв. В Литургии можно выделить три основные части:
I. ПРОСКОМИДИЯ (от греч. – «принесение», «подношение») Во время этой части приготовляются литургический хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии; поминаются имена Богородицы, святых и христиан (живых и усопших), за которых священник в Алтаре на жертвеннике вынимает частицы из просфор. Поэтому каждый, кто присутствует в храме в это время, должен подавать поминовение о здравии и о упокоении своих православных родных и близких. • В храме обычно в это время чтец читает особое молитвословие – Часы (3-й и 6-й час), а также последование ко Св. Причащению. Во время чтения Часов мы призваны вспоминать о суде над Христом у Пилата, о Его поругании и избиении, о том, как Он был веден на Голгофу, как Он был распят на Кресте, как сделалась тьма по всей земле (Лк. 23, 44), и т.д. • Перед началом Литургии священник или диакон с кадилом совершают каждение Алтаря, церковнослужителей и всех молящихся в храме. Кадильный дым – символизирует действие Святого Духа, наполняющего храм Божией благодатью, освящая верующих.
II. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ На этой части Литургии могут присутствовать оглашенные, т.е. те люди, которые готовятся к принятию Святого Крещения и получают наставление (оглашение) в христианской вере. • Диакон: «Бла́гослови, влады́ко». Литургия начинается возгласом иерея, прославляющего Царство Святой Троицы – Царство мира, правды и Света, которое Христос принёс на землю: «Благослове́нно Ца́рство Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.». Славословие – высшая форма молитвы, в которой человек как бы забывает самого себя и устремляет все силы своей души к восхвалению, прославлению Творца. Услышав произнесенное священником начальное благословение, церковная община, от имени которой выступает хор, присоединяется к прославлению Царства Божия пением «Ами́нь», что означает «истинно так». • Диакон (или священник) возглашает ми́рную или великую ектению́ (от греч. – «протяжное моление»), призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву о спасении душ, о мире, о Церкви, о храме, о молящихся, о Патриархе, о правящем архиерее, о священнослужителях, о церковнослужителях, об Отечестве, о властях, о воинстве, о всех верующих, о плодородии земли, о путешествующих, о страдающих, о плененных, об избавлении от скорбей и всецелом вверении себя, своей жизни Богу – всего 11 прошений. Мирная ектения заканчивается возгласом иерея: «Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сыну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь». • Далее хор поет 1-ый антифон (от греч. – «вторящий»): «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» – это избранные стихи 102 псалма. Первый антифон призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду Божию, а устами исповедовать Бога во свое спасение. Диакон совершает малую ектению: «Па́ки и па́ки (еще и еще) ми́ром Го́споду помо́лимся…». Иерей: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь». • Затем хор поет 2-ой антифон: «Хвали́ душе́ моя́ Го́спода …» (145 псалом). Во втором антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью. И надеяться только на Бога, а не на людей, даже обладающих властью и богатством. Этот антифон заканчивается песнопением Иисусу Христу «Единородный Сыне…», в котором мы просим Христа спасти нас. В нем также раскрывается учение о Спасителе, как о Боге воплотившемся от Девы Марии и о спасении рода человеческого через Его искупительную смерть на Кресте и Воскресение. Диакон: «Па́ки и па́ки ми́ром Господу помо́лимся…». Иерей: «Я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем: Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь». • Во время пения третьего антифона «во Ца́рствии Твое́м, помяни́ нас Го́споди…» – 9-ти Заповедей блаженств, преподанных Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:1- 7:29; Лк. 6:12-41), совершается Ма́лый Вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь о Царствии Божием и о Покаянии. Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов. В Царских вратах диакон совершает Евангелием знак Креста и входит в Алтарь. Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное. А возглас диакона «Прему́дрость, про́сти» – это призыв к верующим внимать премудрости Божией, стоя благоговейно. Если воскресный день, то хор поет: «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спа́си ны, Сы́не Бо́жий, воскресы́й из ме́ртвых, пою́щия ти́ : Аллилу́йя». Если Богородичный праздник, то вместо «Воскресы́й из ме́ртвых» поют «Моли́твами Богоро́дицы». Если память святого, то – «Во святы́х ди́вен Сый». • Далее хором, попеременно с духовенством, поются тропари и кондаки, в которых отражается смысл праздника данного воскресного дня или память святого. Диакон:«Го́споду помо́лимся». Иерей: «Я́ко свя́т еси, Бо́же наш, и Те́бе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно». Диакон попеременно с хором: «Го́споди, спаси́ благочести́выя…»; «…И услы́ши ны́ ». Диакон: «…И во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь». Хор поет: «Святый Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с». (3 раза). Эта молитва называется Трисвятое, и представляет собой ангельское пение (славословие) Серафимов перед Престолом Господа Саваофа в видении пророка Исайи (Ис. 6:3) с наименованием лиц Пресвятой Троицы и с прошением о помиловании нас, грешных. Во время пения Трисвятого, священник в Алтаре становится на Горнем месте, за Престолом, лицом к народу. (Это означает завершение спасения Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу). Затем совершается чтение отрывков из Апостола и Евангелия. • Чтение книги Апо́стол напоминает нам о проповеди святых апостолов. К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: «Во́нмем» (будем внимать!). • Чтение Ева́нгелия – проповедь Самого Христа. В некоторых храмах после чтения Евангелия священник произносит проповедь. • После Евангелия и проповеди диаконом совершается сугу́бая (усиленная) ектения́ о здравии и спасении всех верующих с возгласом иерея: «Я́ко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь». • Затем произносится заупоко́йная ектения́ с возгласом — «Я́ко Ты еси́ Воскресе́ние и Живо́т (жизнь), и поко́й усо́пших ра́б Твои́х (имена), Христе́ Бо́же на́ш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Духом, ны́не и при́сно и во ве́ки ве́ков». Хор: «Ами́нь», на которой мы поминаем усопших православных христиан. После следуют три екте́нии: первая – об оглаше́нных, т.е. о тех, кто готовится к Таинству Крещения (иногда она опускается). Следующие две – о верных, т.е. о верующих, принявших Крещение. По окончании третьей ектении иерей произносит возглас: «Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор поёт протяжное: «Ами́нь».
III. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ Так называется третья часть Литургии, потому что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещеные и воцерковленные. После повеления оглашенным удалиться из Храма – «Ели́цы (от греч. – «те, которые») оглаше́ннии изыди́те…», поется Херувимская песнь. Это песнопение призывает верующих оставить всякие мысли о житейских проблемах и уподобиться Херувимам, которые находятся близ Бога на Небе, воспевая вместе с ними Трисвятую песнь. Во время пения в Алтаре иерей произносит: «И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.». Диакон: «Я́ко да Ца́ря всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.». По-русски: «Мы, таинственно уподобляясь Херувимам и воспевая Трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу». (3 раза). • После исполнения хором слов: «Вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние …» священник и диакон торжественно выносят св. Чашу и Дискос (от греч. – «круглое блюдо») с приготовленными для Евхаристии вином и хлебом из северных дверей Алтаря. Остановившись на солее, лицом к народу духовенство возглашает молитву о священноначалии и о всех, кого мы особенно поминаем: братию храма, прихожан, болящих, певчих, благотворителей, и т.д. Затем через Царские врата духовенство входит в Алтарь и поставляет св. Чашу и Дискос на св. Престол. Великий вход знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Хор заканчивает Херувимскую песнь словами «Я́ко да Царя́ всех поды́мем …». • После «Херувимской» диакон произносит просительную ектению «Испо́лним моли́тву на́шу Го́сподеви…», которая заканчивается возгласом иерея: «Щедро́тами Единоро́днаго Сы́на Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́ , со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в …». Хор: «Ами́нь». Иерей: «Мир всем». Хор: «И ду́хови твоему́». Диакон: «Возлю́бим друг дру́га, да единомы́слием испове́мы». Хор: «Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную». В это время в Алтаре священники целуют покрытые Возду́хом Священные Сосуды и друг друга в плечи со словами: «Христо́с посреде́ нас — е́сть и бу́дет». Это же действо могут совершать стоящие рядом в храме верующие, как это было принято в Древней Церкви. После возгласа диакона: «Две́ри, две́ри, прему́дростию во́нмем» — начинается пение наизусть «Символа веры» всеми прихожанами стоящими в храме. Этот возглас диакона может пониматься как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного, греховного, и всецело сосредоточиться на предстоящем священнодействии, чтобы проникнуться высшей мудрости во время совершения Таинства Жертвы Христовой за нас, недостойных. • В Символ веры входят 12 главных догматов или Божественных Истин о Православной вере, которые были утверждены Святыми Отцами на I-ом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и II-ом – в Царьграде (381 г.). Православная Церковь сохранила их в чистоте от ересей и до наших дней. • Далее наступает главная часть Литургии – Евхаристический канон, на котором совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Диакон: «ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом, во́нмем, свя́тое возноше́ние в ми́ре приноси́ти» (т.е., наступило время Таинства к которому надлежит приступать с умиротворенным сердцем). Хор: «Ми́лость ми́ра, же́ртву хвале́ния» (т.е. будем приносить жертву, которая примирила бы нас с Богом, а мы Его благодарим делами любви и милосердия). Иерей (обращаясь к народу): «Благода́ть Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и любы́ (любовь) Бо́га и Отца́, и прича́стие (общение) Свята́го Ду́ха, бу́ди со все́ми ва́ми». Это пожелание верующим ныне удостоиться спасительной силы Христовой, любви Отца Небесного и очищения от Св.Духа. Хор: «И со ду́хом твои́м». Иерей: «Горе́ (к Богу) име́им сердца́». Хор: «И́мамы ко Го́споду (мы отдаем всего себя Господу)». Иерей: «Благодари́м Го́спода». Хор: «Досто́йно и пра́ведно есть поклоня́тися Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, Тро́ице Единосу́щней и Неразде́льней». В Алтаре при этом тайно священником произносятся евхаристические (благодарственные) молитвы Богу за сотворение и искупление человеков, за Его великие милости и терпение к нам, грешным. Иерей: «Побе́дную песнь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще». По возгласе священника хор поет: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…». Эти слова напоминают видение зрителя неизреченных Божиих Таин апостола Иоанна Богослова, видевшего у Престола Божия четырех животных подобных орлу, тельцу, льву и человеку, которые «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4.6-8.) Звучит торжественная песнь: «Свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; оса́нна (евр. – спаси, помоги Бог) в вы́шних (в Небесах), благослове́н Гряды́й (Идущий) во и́мя (во славу) Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Словами 2-ой части этого песнопения встречали Господа при Входе Его на осле в Иерусалим. Иерей во время пения совершает тайные молитвы, затем, указуя на Дискос, возглашает: «Приими́те яди́те сие́ (это) есть Те́ло Мое́, е́же (которое) за вы (за вас) ломи́мое (преломляемое) во оставле́ние (прощение) грехо́в». Хор: «Ами́нь». Иерей, указуя на Чашу, возглашает: «Пи́йте от нея́ вси, сия́ (это) есть Кровь Моя́ Но́ваго Заве́та, я́же (которая) за вы (вас) и за мно́гия (за многих людей) излива́емая, во оставле́ние грехо́в». Хор: «Ами́нь». Иерей возглашает: «Твоя́ от Твои́х, Тебе́ принося́ще, о всех и за вся». (т.е. Твои Дары, Боже, приносятся Твоими слугами, как умилостивительная от всех нас и благодарственная жерта, за всë Тобою соделанное для искупления наших грехов и нашего спасения). И совершает возношение Дискоса и Чаши. • Во время пения хором: «Тебе́ пое́м, Тебе́ благословим, Тебе́ благодари́м, Го́споди, и мо́лим Ти ся, Бо́же наш», каждый из нас призван вспомнить: — бесчисленные милости, которые во изобилии мы получаем из рук Божиих в течении всей своей жизни; — Его чудное милосердие к нам и Его долготерпение нас, почти всегда маловерных, непостоянных и неблагодарных; — Его непоколебимую любовь к нам непослушным, оскорбляющим Его словом, делом помышлением; — предающим Его своей неверностью, своими бесчисленными явными и тайными грехами; — всегда ищущими повод, чтобы отказаться от Его приглашения разделить с Ним божественную трапезу в таинстве святой Евхаристии. Поэтому покрытые стыдом и раскаянием на коленях воскликнем мысленно: «Тебе воспеваем. Тебя благодарим, Господи, — молимся Тебе, Боже наш». Иерей в это время у Престола совершает эпиклезу (от греч. – «призывание»), т.е. молитву о снисхождении Святого Духа на предложенные Дары и на предстоящих людей, чтобы Он освятил их. • Затем иерей с воздетыми руками в полголоса читает молитву: «Го́споди, И́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха в тре́тий час апо́столом Твои́м ниспосла́вый, Того́, Благи́й, не отыми́ от нас, но обнови́ нас, молящих Ти ся́» (3 раза). А диакон произносит 12-й и 13-й стихи 50-го покаянного псалма: «се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й»; «не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́». В заключение иерей производит тайносовершительные священнодействия, в результате которых Святым Духом Хлеб на Дискосе претворяется в Тело Христово, а Вино – в Кровь Христову. Все в Алтаре совершают перед Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это самый важный момент Литургии. В храме все молящиеся при этом пении становятся на колени. • Завершается Евхаристический канон возгласом иерея: «Изря́дно (особенно) о Пресвяте́й, Пречи́стей, Преблагослове́нней, Сла́вней Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и» и пением хором хвалебной песни Богородице «Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, присноблаже́нную и пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и Славне́йшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем». (Все в храме поднимаются с колен). А священник обращается к святым данного богослужебного дня по месяцеслову, и молится о живых и усопших христианах и о многих других благодеяниях Божиих. • После возгласов иерея: «В пе́рвых помяни́, Го́споди…»; «И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем…»; «И да бу́дут ми́лости вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ со все́ми ва́ми» – диакон совершает просительную ектению «Вся святы́я помяну́вше…», «о принесе́нных и освяще́нных Честны́х Даре́х Го́споду помо́лимся…». На Литургии мы участвуем в теснейшем общении со всеми святыми, поэтому снова поминаем их как наших ближайших ходатаев перед Богом и особо молимся об освященных Дарах. • После возгласа иерея: «И сподо́би нас, Влады́ко, со дерзнове́нием, неосужде́нно сме́ти призыва́ти Тебе́, Небе́снаго Бо́га Отца́ , и глаго́лати…» диакон с народом поет молитву Господню «Отче наш…». Эту молитву каждый христианин должен не только знать наизусть, но и понимать, о чем в ней говорится. Заканчивается пение возгласом иерея: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь». Иерей: «Мир всем». Хор: «И́ ду́хови твоему́ ». Диакон: «Главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те». Хор: «Тебе́ Го́споди». Иерей: «Благода́тию и Щедро́тами и Человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор протяжно: «Ами́нь». Диакон протяжно: «Во́нмем». Царские врата закрываются. • Иерей в Алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Свята́я святы́м». Этот возглас означает, что Святое Причастие предназначено для тех христиан, которые стремятся к духовному совершенству и ревнуют о своем Богоугождении, преображении и спасении своей души. В Алтаре после этого совершаются молитвословия и священнодействия к причащению духовенства и народа. В это время хор поет праздничные песнопения, после чего читаются молитвы ко Святому Причащению. • Затем царские врата отверзаются, диакон возглашает «Со стра́хом Бо́жиим и ве́рою приступи́те!» и выносит Чашу со Святыми Дарами, а иерей произносит молитву святителя Иоанна Златоустаго: «Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га Жива́го…» (эту молитву должен знать наизусть каждый причастник). К причастию Святых Христовых Таин поочередно подходят сначала дети, затем мужчины, и после них женщины, а весь народ поет: «Те́ло Христо́во приими́те, / Исто́чника безсме́ртнаго вкуси́те». • После Причащения частицы, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии иерей на Престоле с дискоса погружает в святую Чашу со словами: «Отмы́й, Го́споди, грехи́ помина́вшихся зде Кро́вию Твое́ю Честно́ю, моли́твами святы́х Твои́х». По Дару Христову и по Вере Святой Церкви многие грехи живых и усопших прощаются любящим нас Спасителем. Однако, для здравствующих христиан эта Благодать Христова не может заменить личное покаяние (Таинство Исповеди). • После этого иерей благословляет народ воз- гласом: «Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ , и благослови́ достоя́ние Твое́». Затем он, держа в руках Чашу со Святыми Дарами возглашает в Царских вратах: «всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в» и относит Святые Дары на Жертвенник со словами: «Вознесы́йся на небеса́, Бо́же, и по всей земли́ сла́ва Твоя́». Этим мы воспоминаем Вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и будущее Его Второе славное Пришествие. Хор поет: «Ви́дехом свет и́стинный, прия́хом Ду́ха Небе́снаго…», а также «Да испо́лнятся уста́ на́ша хвале́ния Твоего́ Го́споди…». • В конце Литургии диакон возглашает благодарственную ектению за полученное Причастие Тела и Крови Христовых «Про́сти прии́мше…». Эта ектения заканчивается возгласом иерея: «Я́ко Ты еси́ освяще́ние наше, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» и заамвонной молитвой: «Благословля́яй благословя́щия Тя, Го́споди, и освящаяй на Тя упова́ющия, спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́ …». • После отпуста Литургии, на котором иереем поминаются, Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица, святые храма и святые дня, хор поет многолетие и произносится проповедь. Затем все верующие прикладываются к кресту, а причастники слушают благодарственные молитвы по Святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять в суетных делах полученную благодать Божию, употребляя оставшиеся время дня на совершение добрых дел и пребывание с Богом в молитве.
В заключении следует отметить, что все изложенное в данном издании является лишь видимой и слышимой формой Литургии. Многое сокрыто от молящихся, особенно, в части тайных молитвословий и священнодействий, совершаемых священником в Алтаре у св. Жертвенника и у св. Престола. Все эти молитвословия благодатно связаны в одну ликующую и благодарственную песнь Христу-Спасителю. И для верующего христианина Литургия протекает «на одном дыхании», поскольку он ощущает себя уже не на земле, а в радостном Царстве Небесном! Литургия роднит нас со Христом и соединяет с нашим Небесным Отечеством. И, если мы через Литургию полюбим Его здесь, на земле, то обретем Его и в Вечности. В завершении необходимо отметить, что Литургия является неотъемлемой частью Всенощного бдения, которое пропускать нельзя, особенно тем, кто желает причаститься Святых Христовых Тайн.
Развитие литургического чина
Текст с пояснениями литургии Иоанна Златоуста поможет понять развитие литургического чина.
Литургия начинается с проскомидии или приношения. Этим приношением является специальной выпечки хлеб, называемый просфорою и вино, которые в конце службы таинственным образом по молитве батюшки становятся Святыми Дарами (Телом и Кровью Иисуса Христа).
Литургия начинается с проскомидии или приношения
Таких просфор должно быть пять. Четыре это образ евангелистов, а пятый это сам Господь. Из них священник специальным копием аккуратно вынимает частички. Из 1-го хлебца, поминая Христа, из 2-го – Пресвятую Богородицу, из 3- ей — в честь святых угодников, из 4-ой поминая имена живых, а из 5-й почивших христиан. Через эти действия представлено устройство духового и земного мира. Этот этап божественной литургии совершается таинственным образом, при закрытых дверях алтаря.
Середина служения относится к литургии оглашенных. Это люди, готовящиеся стать христианами через таинство Крещения. Она начинается со слов: благослови, Владыко.
Середина служения относится к литургии оглашенных
После этого совершаются протяжные молитвы. Эта часть службы называется ектиния. Словами «миром Господу помолимся», начинается Великая ектиния. Активным участником божественной литургии является хор. Поётся антифон благодарственный «Благослови, душа моя, Господа», которым завершается Великая етиния.
Словами «паки и паки (опять и опять) миром Господу помолимся» и хвалебным антифоном «Хвали, душа моя, Господа» начинается Малая ектиния, которая напоминает заповеди блаженства. Чтением отрывков из Евангелия и Апостол малая ектиния оканчивается и словами «рцем (скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем», начинается сугубое прошение. В нём просят Господа о милости для служителей Церкви и власть, имущих светских властей.
Словами «миром Господу помолимся», начинается Великая ектиния
Завершаются молитвенные прошения ектиниёй оглашенных: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви». Священник молится, чтобы Господь открыл им свет Евангелия и соединил с Церковью Христовой. Далее батюшка просит оглашенных людей покинуть храм: оглашенные, изыдите. Поскольку пока они не полноценные члены Церкви, то не могут принимать Святые Дары.
После этого словами «заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию» начинается последний этап литургии, называемый литургия верных, то есть крещённых верующих. На ней прихожане возносят соборно (вместе) молитвы «Символ веры» и «Отче наш».
Священник, пока совершаются молитвы, принимает исповедь желающих
Священник, пока совершаются молитвы, принимает исповедь желающих и благословляет народ на принятия Святых Даров. Важно знать, что без таинства исповеди подходить к Причастию нельзя. Так же готовясь к нему, накануне, читается подготовительное молитвенное правило ко святому Причастию.
Евхаристия начинается со слов священника «Верую, Господи, и исповедую». Готовившиеся к таинству Евхаристии, благоговейно и с трепетом подходят к Чаше, сложив на груди руки крестом, правая рука должна быть поверх левой. Когда желающие причаститься подошли к Чаше, батюшка, молясь «Озаряйся светом, озаряйся» уносит Чашу в алтарь и там принимает Святые Дары. Прихожане после Причастия читают благодарственные молитвы.
Молитвой «Господи, благословляющий прославляющих» батюшка разрешает покинуть храм, а словами «Христос, истинный Бог наш» завершает всю божественную литургию.
Далее батюшка совершает небольшую проповедь, даёт благословение прихожанам. Они подходят к нему, прикладываются к кресту и получают кусочки антидора (просфоры) тихо благодарят Бога, за великую благодать быть с Ним на божественной литургии.
Проскомидия (совершается в алтаре). Чтение часов. (с– священник, д– диакон, к– клирос, хор)
КАДИЛО (к жертвеннику в конце проскомидии)
ВКЛЮЧИТЬ СВЕТ (паникадило)
ОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ (в начале 6 часа)
КАДИЛО (для каждения алтаря и храма) д- Благослови, владыко. с- Благословенно Царство… д- Ектения великая (мирная): Миром Господу помолимся… с- Яко подобает Тебе всякая слава, честь… (возглас) к- 1-й антифон: Благослови, душе моя, Господа… д- Ектения малая: Паки и паки… с- Яко Твоя держава… к- 2-й антифон: Хвали, душе моя, Господа… к- Единородный Сыне… ЗАТЕПЛИТЬ СВЕЧУ д- Ектения малая: Паки и паки… с- Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…
ОТКРЫТЬ ЦАРСКИЕ ВРАТА
КАДИЛО (если 2 диакона) к- 3-й антифон (Блаженны). МАЛЫЙ ВХОД (с Евангелием) ВЫХОД СО СВЕЧОЙ д- Премудрость, прости! к- Входное: Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу… к- Тропари и кондаки праздника и храма. с- Яко Свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем… д- Господи, спаси благочестивыя и услыши ны. к- Трисвятое. ВЫХОД С АПОСТОЛОМ на Славу КАДИЛО (на Горнее место) после Премудрость 1-й раз. Прокимен. ЗАТЕПЛИТЬ СВЕЧУ ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА Аллилуиарий. ВЫНЕСТИ АНАЛОЙ ВЫХОД СО СВЕЧОЙ д- ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. УБРАТЬ АНАЛОЙ ПОДАТЬ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ д- Ектения сугубая: Рцем вси от всея души… с- Яко Милостив и Человеколюбец… * Если нет заупокойной ектении, то ЗАКРЫТЬ ВРАТА КАДИЛО ПОДАТЬ ЗАПИСКИ ОБ УПОКОЕНИИ д- Ектения заупокойная: Помилуй нас, Боже по велицей милости… с- Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопших…
ЗАКРЫТЬ ЦАРСКИЕ ВРАТА (если 1 диакон, если 2 диакона, то закроют сами после следующей ектении)
1д- Ектения об оглашенных: Помолитеся, оглашении, Господеви… с- Да и тии с нами славят пречестное… д- Елицы оглашеннии, изыдите… 2д- Ектения: Елицы вернии, паки и паки д- Премудрость с- Яко подобает Тебе всякая слава… 3д- Сокр. великая ект: Паки и паки… д- Премудрость с- Яко да под державою Твоею…
ОТКРЫТЬ ЦАРСКИЕ ВРАТА
ВКЛЮЧИТЬ СВЕТ (в храме и в алтаре) ЗАТЕПЛИТЬ СВЕЧИ КАДИЛО (2, если 2 и более диаконов) к- Херувимская песнь. ВЕЛИКИЙ ВХОД ВЫХОД СО СВЕЧОЙ
ЗАКРЫТЬ ЦАРСКИЕ ВРАТА
ЗАКРЫТЬ ЗАВЕСУ
ВЫКЛЮЧИТЬ СВЕТ (в храме и в алтаре)
д- Ектения просительная: Исполним молитву нашу… с- Щедротами Единороднаго Сына… с- Мир всем! д- Возлюбим друг друга… к- Отца и Сына и Святаго Духа… д- Двери, двери!..
ОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ
Символ веры
ВКЛЮЧИТЬ СВЕТ (в храме и в алтаре) д- Станем добре, станем со страхом… к- Милость мира, жертву хваления с- Благодать Господа нашего… к- И со духом твоим. с- Горе имеим сердца! к- Имамы ко Господу. с- Благодарим Господа! к- Достойно и праведно есть… с- В первых помяни, Господи… к- И всех, и вся. с- И даждь нам единеми усты… с- И да будут милости Великаго Бога… к- И со духом твоим. ВЫКЛЮЧИТЬ СВЕТ (в храме и в алтаре)
СВЯЩЕННИКИ ОМЫВАЮТ РУКИ д- Ектения просительная: Вся святыя помянувше… с- И сподоби нас, Владыко… Отче наш ПОДАТЬ ЧАЙНИК диакону с- Яко твое есть Царство… с- Мир всем. к- И духови твоему. д- Главы ваша Господеви приклоните. к- Тебе, Господи. с- Благодатию, и щедротами… д- Вонмем. с- Святая святым!
ЗАКРЫТЬ ЗАВЕСУ
к- Един Свят, Един Господь… Если нет проповеди ЗАТЕПЛИТЬ СВЕЧУ и ВЫНЕСТИ СВЕЧУ к- Причастен. Причащение клира в алтаре
ОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ
ОТКРЫТЬ ЦАРСКИЕ ВРАТА
д- Со страхом Божиим и верою приступите. к- Благословен Грядый во Имя Господне… с- Верую, Господи, и исповедую, яко Ты… Причащение мирян к- Тело Христово примите… к- Аллилуйа КАДИЛО с- Спаси, Боже, люди Твоя и благослови… к- Видехом Свет Истинный… с- Благословение: Всегда, ныне и присно… к- Да исполнятся уста наша… д- Благодарств. ект.: Прости, приимше с- Яко Ты еси Освящение наше… с- С миром изыдем. к- О имени Господни. д- Господу помолимся. к- Господи, помилуй. с- Заамвонная молитва: Благословляя… к- Буди Имя Господне благословенно… к- Благословлю Господа… (псалом 33) с- Благословение Господне на вас… с- Слава Тебе, Христе Боже… к- Слава и ныне. Господи, помилуй. Благослови. с- Отпуст великий. к- Многолетие.
ЗАКРЫТЬ ЦАРСКИЕ ВРАТА
ЗАКРЫТЬ ЗАВЕСУ
Краткая схема Божественной литургии
Разбирая действия священника и текст с пояснениями, литургия Иоанна Златоуста становится значительно понятнее. Краткая схема божественной литургии выглядит следующим образом:
- этап 1-й Проскомидия;
- этап 2-й Литургия оглашенных;
- этап 3-й Литургия верных;
- молитвы после причащения.
Далее батюшка совершает небольшую проповедь, даёт благословение прихожанам
Также для более подробного изучения текста с пояснениями, литургию Иоанна Златоуста можно скачать, распечатать и посетив храм на практике запомнить этапы литургического чина.
О Литургии святителя Василия Великого
В Православной Церкви в настоящее время употребляются две полных Литургии – святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста. С именами этих святых связана в первую очередь анафора (от греч. ἀναφορά – возношение) той и другой Литургии. Анафора – главная молитва, которую священник читает про себя, тихим голосом или иногда довольно громко в алтаре после слов: «Благодарим Господа» – до возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», то есть во время Евхаристического канона, как сейчас в обиходе часто называют этот отрезок службы. Во время этой молитвы происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.
Собственно, говоря об особенностях Литургий святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, речь идет в первую очередь об анафоре и еще нескольких молитвах, так как в отношении обряда в целом различий очень мало.
Первое различие между двумя Литургиями, которое бросается в глаза, – это большая продолжительность и торжественность Литургии святителя Василия. Ее особый статус в богослужении виден из того, что, хотя в наши дни она положена всего десять раз в году, она совершается в важнейшие дни церковного года в период с преддверия Рождества до Пасхи. Этот период в «окаймлении» главных праздников христианского мира наиболее насыщен торжественными богослужениями, на него попадают еще четыре двунадесятых праздника, два древних поста – Великий и Рождественский – и Страстная седмица. Литургия святителя Василия совершается на вечерне древнейших праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи (в наше время ассоциируется с Литургиями Сочельников и Великой субботы, а по сути относится к дням самих этих праздников); в пять воскресений Великого поста, в Великий четверг – в самый день Тайной вечери и установления Таинства Евхаристии, – а также в день памяти самого святителя Василия 1/14 января, который совпадает с праздником Обрезания Господня.
Литургия святителя Василия известна не только в православном мире: ее анафора «(или явно – в одной из ее редакций, или неявно – в виде ее фрагментов, использованных в других анафорах) вошла в богослужебный обиход всех восточных Церквей, а после II Ватиканского собора – и в богослужение католиков западного обряда».
История и авторство Литургии
В церковной среде широко распространено мнение, согласно которому Литургия святителя Василия появилась в результате сокращения очень длинной Литургии апостола Иакова (якобы из милосердия, ради немощи и для облегчения молитвенного труда присутствующих), а Литургия святителя Иоанна Златоуста – это сокращенная Литургия святителя Василия. Такая теория излагалась в нескольких церковных сочинениях и особенно в древнейшем и авторитетнейшем трактате, который вплоть до XX века приписывался святителю Проклу Константинопольскому, ученику святителя Иоанна Златоуста. Однако в XX веке литургисту Ф. Леруа удалось убедительно доказать, что этот трактат является подделкой XVI века.
Так как же тогда на самом деле соотносятся между собой три наиболее известных в православном мире Литургии? Ответ на это постарались дать другие исследователи XX века. Начать следует с малоизвестного широкой публике факта: сохранились две основные редакции анафоры святителя Василия Великого – краткая и пространная, – значительно отличающиеся друг от друга. Пространная – та, которая знакома всем нам, – совершается во всех Православных Церквах; существуют также ее армянские и сирийская версии. Краткая редакция, по-другому называемая египетской, является главной Литургией в Коптской Церкви; известны также ее греческая и эфиопская версии. Пространная редакция возникла на основе краткой в результате ее переработки и значительного дополнения.
В западной науке ХХ века бытовало мнение, что святитель Василий не был автором молитв Литургии и что он мог только отобрать известные и распространенные к тому времени евхаристические молитвы, изменить или пояснить в них некоторые выражения. Однако к настоящему времени рядом литургистов, путем тщательного текстологического анализа и сопоставления анафоры святителя Василия с другими его трудами, было убедительно доказано, что и краткая, и пространная ее редакции являются творением самого Великого святителя.
В то же время все они сходятся в том, что святитель Василий не мог совершенно оставить в стороне богослужебные тексты, которые были традиционными в Каппадокии ко времени его восшествия на кафедру. Скорее всего он коренным образом редактировал существовавший до него текст древней анафоры, предположительно традиционной анафоры Кесарии Каппадокийской, где был епископом, прибавив большие части молитвы, много богословских идей, новую богословскую терминологию и т.п..
Судя по отрывку из трактата святителя Василия «О Святом Духе», в его время не существовало твердой, письменно зафиксированной анафоры:
«Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписанного учения».
О литургической деятельности великого святителя с ясностью говорит надгробная речь, которую посвятил ему его друг святитель Григорий Назианзин. Перечисляя добродетели почившего, он упоминает «упорядочение молитв» или «составление последования молитв». Связь Литургии с именем святителя Василия в литературе можно проследить с V или VI века. Около 543 года Леонтий Византийский писал, что уже за век до этого в Константинопольской Церкви находились в использовании Литургия святителя Василия и Литургия Апостолов.
Кроме того, краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова, то есть соотношение между ними ровно противоположное, нежели обычно думают.
Краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова
Анафора Литургии святителя Иоанна Златоуста текстуально никак не выводима ни из той, ни из другой Литургии и представляет собой, по-видимому, плод независимой авторско-редакторской работы святителя Иоанна над древней анафорой Двенадцати апостолов, которая сохранялась в Антиохийской Церкви.
Интересно отметить, что в служебниках до X века Литургия святителя Василия находилась перед Литургией святителя Иоанна Златоуста – в отличие от более поздних и современных служебников, где первой идет Литургия Златоуста. Это указывает на то, что Литургия святителя Василия была основной Литургией в Константинополе в доиконоборческую эпоху – качественно (употреблялась для более торжественного богослужения по воскресеньям и в важнейшие дни года) и, быть может, количественно (то есть ее служили чаще, чем Литургию святителя Иоанна), хотя последнее остается догадкой. По некоторым признакам можно предположить, что она обладала почти полной монополией на время пасхального цикла (Великий пост, Пасха и Пятидесятница), а Литургию святителя Иоанна служили по праздникам святых и в период от Пятидесятницы до Рождества. Отголоски такого положения дел, возможно, мы видим и в нынешнем распределении этих двух Литургий.
Причины изменения статуса двух Литургий после IX–XI веков доподлинно неизвестны. Возможно, это произошло как раз из-за краткости Литургии святителя Иоанна Златоуста на фоне «распространения в византийских монастырях практики ежедневного служения Литургии».
Богословское содержание анафоры
Если давать краткое определение анафоре, то можно охарактеризовать ее как молитву
- благодарения Богу,
- воспоминания Его благодеяний человеку, в том числе Искупления и дарования Евхаристии,
- прошения освятить Дары и причащающихся,
- ходатайства Богу за разных людей.
Анафора святителя Василия «отличается богословской точностью и глубиной, которые сочетаются с литературным изяществом и со стройностью текста в целом». Она намного длиннее такой же молитвы в Литургии святителя Иоанна Златоуста, поэтому хор использует более протяжные напевы, чтобы священник успел ее прочесть.
Анафора святителя Василия обращена к Богу Отцу и начинается с этого обращения:
«Сый (Сущий) Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый!»
Далее следует благодарение Богу, которое построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений Откровения, то есть того, что людям известно о Боге, и имеет четко выраженную троичную структуру (то есть говорится о каждом Лице Святой Троицы).
Благодарение Богу построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений
Вступление последовательно описывает каждое Лицо Пресвятой Троицы с помощью цепочки эпитетов, взятых в основном из Священного Писания Нового и Ветхого Заветов. О святителе Василии Великом известно, что он придавал большое значение обоснованию догматов ссылками на Священное Писание, поэтому обилие цитат в Литургии также принимается учеными как один из критериев ее принадлежности святителю.
Богу Отцу усваивается господство над всей тварью, непознаваемость («безначальне, невидиме, непостижиме…») и Отцовство. Последнее позволяет автору анафоры сделать логический переход к повествованию о Сыне Божием. Иисус Христос здесь дважды называется Богом, подчеркивается Его равенство Отцу («Печать равнообразная») и другие Божественные свойства («Жизнь, превечная Премудрость»). Переход к изложению догматов о Святом Духе осуществляется словами «Имже (то есть Христом) Дух Святый явися». Третье Лицо Пресвятой Троицы характеризуется как «Начаток, животворящая Сила, Источник освящения». Все эти имена указывают на Божество Святого Духа.
Далее мысль молитвы переходит к творению, которое, будучи укрепляемо Святым Духом, служит Богу и приносит славословие. Подробно перечисляются ангельские силы, и последними упоминаются серафимы, воспевающие Трисвятую песнь «Свят, Свят, Свят»; их описание взято из видения пророка Исаии (см.: Ис. 6: 2).
После ангельской песни священник, раскрывая понятие святости и справедливости Божией, воспоминает историю домостроительства, историю взаимоотношений Бога и человека, особенно различных действий Божиих, предпринятых для обращения и спасения падшего человека. Венчает их история земной жизни Спасителя и описание Тайной вечери. Характерной чертой Литургии святителя Василия является то, что перед словами установления («Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…») вслух произносятся вводные слова: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек», то есть «подал (хлеб, вино) святым Своим ученикам и апостолам, сказав».
Весь предыдущий блок благодарений и воспоминаний завершает возношение Даров в жертву благодарения «о всех и за вся», что по-русски можно перевести как: «согласно всему [сказанному выше]» – благодарение за все, что священник перечислял до того.
Далее следует прошение освятить Дары и причастников. Тропарь третьего часа и слова «преложив Духом Твоим Святым» не находились изначально в анафоре святителя Василия, а были вставлены туда в XV веке в ходе антилатинской полемики. Вслед за освящением Даров следует прошение о единстве причащающихся и об их достойном Причащении, чтобы они «обрели милость и благодать со всеми святыми от века», после чего перечисляется, с какими святыми. Упоминание о Пресвятой Богородице произносится вслух («Изрядно о Пресвятей»).
После перечисления святых и поминовения усопших словами «еще Ти молимся» открывается большой блок прошений, каждое из которых вводится словом «помяни»: так начинаются ходатайства – молитвы за разные категории людей с их разными нуждами. Эти прошения ярко рисуют общество и те жизненные трудности, которые были у людей эпохи святителя Василия – совершенно те же самые, которые несут люди и сейчас.
Священник молится отдельно за тех, кто пожертвовал хлеб и вино для этой Литургии, и за тех, ради кого они эти дары принесли («принесших и… за них же принесоша»), за жертвователей, за «поминающих убогия», за отшельников, монахов и подвижников, за царя и другую власть («в палате братию нашу»), за воинство, за находящихся на этой Литургии в церкви и по уважительным причинам отсутствующих, за супругов, младенцев, юных, старых, малодушных, заблудших, плавающих и путешествующих, вдов, сирот, пленных, больных, судимых, заключенных и всячески бедствующих («на судищи, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, нужде и обстоянии сущих»), за духовенство. Видимо, по отношению к таким поминовениям на Литургии, показывая высоту священнического служения, святитель Иоанн Златоуст говорит, что священнику дано дерзновение «молиться за вселенную».
Священнику дано дерзновение «молиться за вселенную»
Отдельно можно отметить такие замечательные и глубокие по содержанию прошения, как прошение вознаградить жертвователей небесными сокровищами: «воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании, даруй им вместо земных небесная, вместо тленных нетленная», – и заключительное прошение-благодарение: «Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш; вся бо воздал еси нам» – то есть (на самом деле) Господь всё, особенно для жизни временной, уже даровал нам, просто мы забываем о том, и самое главное, о чем мы просим, – мир и любовь Божии.
Уставные особенности
Как уже было сказано, анафора Литургии святителя Василия значительно длиннее анафоры святителя Иоанна Златоуста. Отличаются также другие священнические молитвы, начиная с молитвы об оглашенных. В остальном же, по внешнему своему чинопоследованию, Литургия святителя Василия мало чем отличается от Литургии святителя Иоанна Златоуста. Как было сказано выше, для Евхаристического канона выбираются более протяжные, торжественные напевы (часто Киевский); перед «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» добавляются слова «Даде святым Своим учеником и апостолам, рек». Вместо «Достойно есть» поются ирмосы «Странствия Владычня» и «Не рыдай Мене, Мати» в Великие четверток и субботу, Задостойник праздника (под Рождество, Богоявление и Пасху) или «О Тебе радуется, Благодатная» в остальные дни. Святитель Василий поминается на отпустах, и ему читается тропарь на благодарственных молитвах.
Будем дорожить теми нечастыми случаями, когда удается побывать на этой замечательной, исторической, торжественной Литургии, доносящей до нас голос великого богослова и подвижника святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской.