Можно ли на Радоницу поминать самоубиенных и как правильно это сделать

Самоубийство, отказ от великого дара Божьего – жизни, всегда считалось в Православной церкви великим грехом. Поэтому неудивительно, что людей, самостоятельно, по своей воле лишивших себя жизни, не отпевают, для них не заказывают никаких поминальных служб в храмах и монастырях. Нет никаких специальных дней, которые для этого строгого правила были бы исключением. Поминают самоубиенных только келейно. Только дома с благословения священника можно помолиться за их души. В память о них можно устраивать дома поминки и совершать различные благие дела, к примеру творить милостыню. При этом важно, чтобы жизнь самих родных и близких покойного была благочестивой. Кроме того, существуют специальные молитвы для поддержания скорбящих родственников самоубиенного.

Отношение православных к самоубийцам

Добровольное лишение себя жизни у христиан воспринимается как противление Божьей воле, отказ от веры в Него и спасения. Ведь никто не вправе прерывать путь, отмеренный Господом для каждого человека. Убивший себя лишается права наследовать Царствие Небесное, отрекается от спасения. Душа, покинувшая тело в момент совершения греха, не может обрести покой и умиротворение. Она отправляется в ад. Каждый человек в своей жизни получает испытания от Всевышнего. Получает он и поддержку от Бога для того, чтобы пройти их достойно. И только Господь волен решать вопросы жизни и смерти.

Кого православие относит к самоубийцам

У православных христиан к самоубийцам относят всех, кто сам лишил себя жизни, независимо от того, каким способом это было сделано. В прежние времена к самубиенным относили еще и погибших на дуэлях. Сейчас к ним относят тех, кто воспользовался эвтаназией, погиб во время разбоя, лишился жизни, занимаясь экстремальным спортом. Большим грехом является смерть из-за наркотиков и пьянства. Ведь даже если самоубийство могло быть совершено в состоянии беспамятства, эти пагубные, греховные пристрастия человек для себя выбирал в здравом уме и по доброй воле.

Факт самоубийства покойного ни в коем случае нельзя скрывать от священника, пытаться провести погребение по традиционному обряду. Нарушение церковных правил и запретов, касающихся покончивших с собой, может навлечь суровое наказание за грех на людей, скрывших факт самоубийства, и на священника, невольно нарушившего священные каноны. Ведь Бог видит все и обмануть его не получится.

Исключения из церковных правил

Каждый случай самоубийства индивидуален, поэтому и решение церкви по нему может быть разным. Исключением из правил зачастую становятся душевнобольные, лишившие себя жизни под влиянием своей болезни, не осознававшие, что творят в этот момент. Поминальные службы могут проводиться и по человеку, наложившему на себя руки под давлением тяжких обстоятельств. В христианских летописях можно отыскать упоминания о святых мученицах, совершивших акт смерти, чтобы предотвратить насильническое надругательство над своими телами. Смягчение возможно для тех, кто совершил самоубийство по неосторожности и перед кончиной успел раскаяться в нем.

Для принятия решения в таких случаях собирают документальные подтверждения о приведшей к самоубийству болезни. К примеру, медицинские справки о тяжком душевном заболевании. С ними нужно обратиться в епархиальное управление города, к правящему епархиальному архиерею. Не стоит пытаться подделать такие документы, пытаясь ввести в заблуждение церковные власти. Всевышнего невозможно обмануть. Такой обман лишь еще больше навредит душе самоубиенного и ввергнет в грех души людей, пытающихся обмануть Бога и церковь.

Когда можно поминать самоубийц

Во Вселенскую Родительскую субботу можно поминать самоубиенных, так как служба ведется для всех умерших. Однако, имена не называются.

На Радоницу тоже можно заниматься поминовением добровольно умерших, так как их душа восприимчива к молитве из-за истончения границы между миром живых и миром мертвых (как на Хеллоуин у западных христиан). В этот день заблудшие души приближаются к родному дому и родственникам.

Можно провести поминовение дома в виде беседы с Господом, ставить свечи у икон, а также подавать милостыню от имени усопшего. Специальную службу можно заказать в церкви, собравшись с родственниками. Если делать все это для умершего близкого, есть шанс, что Бог помилует его душу и подарит покой. А пока он скитается между Адом и Раем, проходя испытания.

Традиции похорон самоубиенных

Чтобы не впасть в грех и не ввести в него священника, необходимо рассказать ему все обстоятельства смерти умершего. Батюшка поможет и подскажет, что нужно делать в конкретном случае. Самоубиенных не хоронят на освященной земле церковных кладбищ. Впрочем, в современном мире на общественных (не церковных) кладбищах хоронят всех.

Погребение должно быть проведено на 3-и сутки после смерти. При этом не проводится отпевание. На тело не кладут церковное покрывало и венчик. Ведь самим фактом самоубийства этот человек отказался от Бога и спасения. Для него нельзя заказывать сорокоуст и панихиду. Нельзя приглашать священника на дом для проведения поминальных служб по человеку, совершившему суицид. На могиле самоубиенного не устанавливают крест. Родственники часто пытаются достигнуть компромисса, помещая на надгробии рисунок креста. Но важно помнить, что человеку, добровольно отказавшемуся от жизни, нарисованный на надгробии крест не поможет. Помощь ему можно оказать только молитвой и добрыми делами.

Поминовение самоубийц в православии

В поминальные дни родственники самоубиенного могут поучаствовать в утешительной молитве, проводимой в церкви. Чтобы ее провели, нужно попросить священника. Эта молитва не является панихидой. Это ни в коем случае не поминание умершего и не служба для его души. Это молебен в поддержку его горюющих родственников. Есть заблуждение, что в некоторые специальные дни года церковь позволяет поминать покончивших с собой, к примеру на Радоницу или в Родительскую субботу. Мнение это возникает оттого, что в эти дни поминают «змеями угрызенных», «с высоты упадших», «волнами поглощенных», «удушенных» и др. Но в этом перечне нет самоубийц, все эти случаи относятся к погибшим не по своей вине. Поминать самоубиенных, молиться о них можно только дома. В церкви нельзя ставить за них свечи, писать и подавать записки или заказывать еще какие-либо службы.

Как поминать самоубиенных дома

Церковь разрешает собрать поминальный стол и вспомнить добрым словом покойника в день его гибели, в день похорон и в другие поминальные дни. Можно сделать поминки на 9, 40 дней. Разрешается раздавать за него милостыню. Важно помнить, что молиться о самоубийце за поминальной трапезой можно только по благословению священника и только крещеным людям, ведущим благочестивую жизнь. Для этого можно воспользоваться специальным молитвенным чином или обратиться к Богу своими словами.

Радоница или как помочь самоубийце

Если же продолжать эту тему серьезно, то это дело каждого лично решать, что делать с таким умершим, от которого церковь отказалась. Часто советуют просто забыть о них. Раньше таких умерших хоронили за пределами кладбища селения, в особо удаленных местах. Если кладбище располагали поближе, то хоронили таких людей, наоборот, подальше.

Там, куда попадают души самоубийц после смерти, скажем мягко, им не совсем хорошо. Также сильно мается и энергооболочка самоубийцы, остающаяся при теле возле могилы.

Энергооболочка находится возле могилы самоубийцы, а душа его может посетить могилу, места жизни и смерти лишь в этот единственный день в году – на Радоницу. Если же этой душе не дозволено выходить вообще из мест ее посмертного пребывания (за особые проступки), то она может лишь на Радоницу услышать обращенные к ней слова, вопросы, молитвы о ней и иметь возможность ответитьспрашивающему. Лишь один день в году, на Радоницу! Это объясняется особой энергетикой этого дня и тем, что грань между «нижними» частями Нави и Яви на Радоницу особенно истончена.

На Радоницу сходите в церковь, помолитесь об этой душе, поставьте свечу за упокой этой души. Можете взять просфору и попробовать причастить такую душу, оставив ей просфору на могиле. Так называемые злые души не поминают у себя дома, тем более на Радоницу! К примеру, если самоубийство умерший свершил дома (в вашем доме или квартире, где вы живете), то не следует оставлять в этом же доме еду для него (хлеб, мед и прочее). Не следует «прикармливать» его в доме; это особое место для такой души – место его смерти.

Молитва оптинских старцев за самоубийц и другие моления о них

Это одна из наиболее известных молитв, которыми можно молиться за висельников, утопленников или других самоубиенных. Оптинские старцы разрешили поминать самоубийц в домашней (келейной) молитве и творить за них милостыню. По свидетельству множества примеров, краткая молитва, переданная оптинским старцем Леонидом (в схиме – Лев) родственникам покончивших с собой, принесла им успокоение и утешение, оказалась очень действенной перед Всевышним. Конечно, возносить такие молитвы нужно с большой верой и надеждой.

Молитвой за самоубийц достигаются две важные цели. Для умершего это возможность вымолить у Господа прощение и упокоение. Церкви известны такие примеры. Для его живых родственников такие моления несут утешение, мир в душе и семье.

Кроме этого молитвенного правила, поминать самоубийц можно еще «Молитвой родителя за самоубиенное чадо», «Молитвой детей за самоубиенных родителей» и др. Любую из них можно читать каждый день при зажженной свече, но только обязательно по благословению священника. Ведь даже келейная молитва о самоубийцах может оказаться для возносящего ее небезопасной. Известно множество случаев, когда молившиеся без благословения родственники страдали от нападок демонов, становились наркоманами, пьяницами, игроманами, сами начинали стремиться к самоубийству. Поэтому людям, духовно слабым, священник не дает благословения на прочтение таких молитв. Если благословение на моления о самоубийце не было дано, можно творить милостыню и другие добрые дела во имя умершего. Например, бескорыстно помогать нуждающимся.

Молитва родственников о самоубиенном чрезвычайно важна. С ее помощью при необходимой стойкости и смирении, предав участь грешника безмерной милости Божией, можно вымолить ему прощение у Господа. Ведь он милосерден и великодушен. Если на прочтение таких молитв не было дано благословение, помочь неупокоенной душе самоубийцы родственники и близкие могут только собственной благочестивой жизнью и благими делами, творимыми во имя усопшего.

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Нет. Всегда перед Днем Святой Троицы, который празднуется в воскресенье, отмечается Троицкая родительская поминальная суббота. В этот день мы молимся в храмах на утреннем богослужении, во время заупокойной Литургии, панихид об упокоении душ всех отныне и до века усопших православных христиан. Мы подаем записочки и совершаем приношения милосердия за своих усопших, крещенных в Православии, сродников.

К сожалению, в обществе бытует поверье, что именно в Троицкую родительскую поминальную субботу один раз в году можно подавать записочки на панихиду или Литургию о самоубийцах. Оно противоречит каноническим церковным правилам.

В конце IV века жил святитель архиепископ Тимофей Александрийский. В свое время в 381 году этот святой был участником II Вселенского Собора. Благодаря его учености и богоугодной жизни многие епископы обращались к нему за разрешением различных недоуменных вопросов. 18 его ответов на вопросы о причащении и нравственной чистоте 2-м правилом VI Вселенского Собора приобрели каноническую силу.

Согласно 14-му правилу святителя Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви.

Вот как звучит это правило…

«Вопрос. Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли бытии и приношение, или нет?

Ответ. О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же бытии, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает бытии приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытати, да не подпадет осуждению».

Почему же Церковь не молится о самоубийцах? Попытаемся разобраться в трагическом феномене суицида…

Конечно же, это страшная трагедия и духовная катастрофа человека, совершившего самоубийство. И огромная боль, тяжелая рана для его родственников и близких.

Но фактически суицид – это бунт против Бога. Он совершается не вдруг, не внезапно. Мысль о самоубийстве зреет в человеке продолжительное время. Святые отцы признавали следующие этапы самоубийственной страсти (по возрастающей): уныние – отчаяние – самоубийство.

Пожилая женщина, красивая в молодости и утратившая привлекательность в старости, не желающая жить и медленно умирать. Подросток, сильно и страстно влюбившийся и отвергнутый объектом своего обожания. Алкоголик или наркоман, находящиеся в стадии сильного алкогольного или наркотического похмелья. Бизнесмен, запутавшийся в кредитах да долгах, онкобольной, не желающий мучиться, и т. д. Что объединяет эти случаи?

Человек сильно и страстно чего-то хочет. Господь ему этого не посылает, потому что для него это не полезно. Он дает человеку правильную и нужную для его спасения жизнь. Но тот, опьяненный своей страстью, гордыней, нежеланием смириться, отвергает жизнь, предложенную Богом, и будто бы говорит себе: «Ты мне не дал, чего я хочу, а я не приму того, что ты мне даешь». Наступает уныние. Человек начинает жалеть себя и, как правило, наслаждаться этим саможалением, своим позором, падением. Он утопает в сладких волнах депрессии, замешанной на эгоизме. Его не интересует мир, другие люди. Он любуется собственной болью. Постепенно в этой сладкой неге уныния наступает момент, когда стирается грань между «плохо-хорошо», между добром и злом, моралью и этикетом в человеческом поведении, и, наконец, такой человек попадает в черную пропасть отчаяния, когда мира для него будто бы уже не существует. Он, живя в нем, душевно и сердечно находится, образно выражаясь, за тысячу километров от него. Стирается последняя грань: пропадает инстинкт самосохранения. И вот уже жизнь оборвалась.

Человек добровольно теряет или отвергает Бога, а без Него мир – всего лишь пустота – бездна ледяного холодного космоса.

Конечно же, мы не должны ровнять всех под одну гребенку. Каждый случай самоубийства, как и каждый человек, уникален. Но факт остается фактом. Человек добровольно отказывается от Бога и Его Церкви. В этом суть самоубийства.

Потому Церковь и не молится о самоубийцах. Человек сам отказался от Ее спасительной помощи по своей воле. Для него уже покаяние невозможно. Он сам отказался от рая, так имеем ли мы – священники и родственники – право насильно туда тащить его? Как говорится, насильно мил не будешь.

Но, конечно же, есть и другая категория самоубийц. Это те, кто лишил себя жизни под влиянием тяжелой или хронической психической болезни. Например, шизофреник, страдающий галлюцинациями и не могущий понять, где реальность, а где его фантазия. Психическая болезнь или повреждение ума являются смягчающим обстоятельством. Об этом пишет и святитель Тимофей Александрийский в 14-м правиле. Потому если человек, совершивший суицид, состоял на учете в психиатрической больнице, то родственники усопшего могут взять справку от соответствующего врача о психическом недуге и обратиться с нею к Правящему Архиерею, который может разрешить заочное отпевание покойного. Берется земля с могилы усопшего, и над нею священником проводится чин православного погребения, как над телом. Но все равно даже и такого самоубийцу в храме поминать нельзя.

Что же делать родственникам?

В первую очередь молиться за самоубийцу келейно, то есть в домашних условиях. Церковная молитва за человека, совершившего суицид, запрещена, но келейная молитва возможна.

Так, например, учили оптинские старцы.

Преподобный Леонид (в схиме Лев) наставлял своего ученика Павла Тамбовцева, отец которого покончил жизнь самоубийством: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.

– Но каким образом молиться за таковых? – спросил послушник.

– По духу добродетельных и мудрых, так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!ˮ.

– Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего, но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешноˮ. Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

Так же мыслил и преподобный Амвросий Оптинский. Он наставлял одну монахиню:

«Еще пишешь о несчастной кончине брата одной из ваших послушниц и спрашиваешь, можно ли его поминать. По церковным правилам поминать его в церкви не следует, а сестра и родные его могут келейно о нем молиться, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала, и утешала, и оказывалась действительною перед Господом».

То есть родные и близкие могут взять на себя обязанность после смерти (имеется в виду самоубийство) родственника читать о нем келейно сорок дней (а можно и дольше, постоянно) молитву преподобного Льва Оптинского:

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего или рабы Твоей (имя), аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!»

Также существует Канон о самовольне жизнь свою скончавших, написанный митрополитом Вениамином (Федченковым). Он тоже читается келейно. Его можно скачать в интернете или купить в какой-нибудь церковной лавке. На чтение всех этих молитв нужно взять благословение у духовника, а за неимением его – у священника.

За самоубийцу можно и нужно творить дела милосердия: пожертвования нищим, бездомным и т. д. Только не просите людей поминать усопшего самоубийцу.

Также Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 27 июля 2011 года установил особый Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго.

Это было сделано потому, что, как пишется в Постановлении Синода: «в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи “вне умаˮ, хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения».

Это не отпевание самоубийцы, а молебен, который служится в храме для родственников человека, совершившего суицид, чтобы они получили утешение. Чин может быть отслужен не один раз, а многократно по мере необходимости.

В вышеупомянутом Постановлении Синода РПЦ пишется и о том, что «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».

Потому, дорогие братья и сестры, будем же находиться в спасительной ограде церковного послушания. Оно – наша дорога в Царствие Небесное. Есть благословленные опытом святых подвижников и самой Церковью способы молитвы за самоубийц и утешения для сродников. Преклоним же свою выю под них и предадим все воле Божией. Не предавайте себя, свою душу и сердце чрезмерному горю, но наипаче оставляйте свое горе Всевышнему.

Он уврачует и исцелит раненое сердце и больную душу.

Иерей Андрей Чиженко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]