Почему отлучают от евхаристии, виды епитимьи и за какие грехи накладывают


Что такое епитимья

Это такая мера воздействия со стороны духовника, которая призвана исцелить душу христианина. Например, верующий человек совершил грех, за который ему очень стыдно и страшно. Он считает, что это невозможно просто так простить и забыть. Человек приходит на исповедь, приносит покаяние, и, если ему только сказать, что Господь простил его грех, принять этого не может. Нужно, чтобы духовник наложил на него еще какую-нибудь епитимью, чтобы он потрудился, что-нибудь сделал. И тогда у человека наступит ощущение того, что он выполнил надлежащее ему покаяние сполна. Его душа избавится от греха и успокоится.

Итак, епитимья – это форма покаяния. Есть такие грехи, которые священник не имеет права отпустить на исповеди просто так:

  • отречение от Господа или хула на него;
  • убийство;
  • разврат;
  • крайние формы унижения родителей;
  • некоторые другие грехи (см. дальше).

В этих случаях требуется дополнительное покаяние в виде назначения епитимьи. В церковных правилах, в частности Василия Великого, написано, какое наказание за какие грехи нести. В древности это было отлучение от причастия на долгие годы. Например, если женатый человек изменял своей законной супруге, он не имел права 20 лет переступать церковный порог. То есть, молиться можно было, не входя в храм, а о причащении и речи не могло быть. Если в блуд попадал неженатый, отлучение от евхаристии налагалось на 15 лет.

Сейчас такие суровые наказания церковью не применяются, так как современному человеку они принесут больше вреда, чем пользы. Размер епитимьи зависит от способности, силы, возможностей каждого конкретного человека. Также учитывается степень покаяния. На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимьи.

Одного отлучить от причащения на два года, другого – на два месяца.

Все чаще духовники в качестве епитимьи назначают усиленное молитвенное правило, чтение Евангелия, поклоны, усиленный пост, если позволяет здоровье и обстоятельства жизни. К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помочь снова приблизиться к Богу. Так поступали многие святые отцы.

Может ли свя­щен­ник назна­чить епи­ти­мью без жела­ния каю­ще­гося? Кто может снять епи­ти­мью?

«Епи­ти­мия́ [греч. ἐπιτίμιον], цер­ков­ное нака­за­ние (пре­ще­ние), нала­га­е­мое на мирян». Глав­ная цель епи­ти­мии состоит не в воз­мез­дии веру­ю­щим за пре­ступ­ные деяния или ограж­де­нии их от тако­вых, а в исце­ле­нии болез­нен­ных состо­я­ний души греш­ни­ков. В пра­ви­лах Святых Отцов пока­я­ние рас­смат­ри­ва­ется как «вра­че­ва­ние» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102).

«Сущ­ность цер­ков­ных нака­за­ний… состоит в том, что пре­ступ­ник цер­ков­ных кано­нов лиша­ется всех или только неко­то­рых прав и благ, нахо­дя­щихся в исклю­чи­тель­ном рас­по­ря­же­нии церкви. Отсюда и общее назва­ние этих цер­ков­ных нака­за­ний: «отлу­че­ние» (ἀφορισμός, excommunicatio). Оно может быть или полное, состо­я­щее в совер­шен­ном исклю­че­нии пре­ступ­ника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatiomajor), или непол­ное, когда винов­ный лиша­ется только неко­то­рых прав и благ, нахо­дя­щихся в цер­ков­ном рас­по­ря­же­нии».

Может ли свя­щен­ник назна­чить епи­ти­мью без жела­ния каю­ще­гося?

В насто­я­щее время древ­няя прак­тика епи­ти­мий не при­ме­ня­ется во всей стро­го­сти, но, однако у духов­ника оста­ется право выбора между более мягким нака­за­нием и стро­гими пред­пи­са­ни­ями, если это послу­жит вра­че­ва­нию души согре­шив­шего.

Так «епи­ти­мья, как пра­вило, сво­дится к санк­циям аске­ти­че­ского харак­тера «Свя­щен­ник может нала­гать епи­ти­мию только в виде покло­нов, раз­дачи мило­стыни, особо усерд­ных пока­ян­ных молитв» и нефор­маль­ному отлу­че­нию от при­ча­стия на неболь­шой срок. А такие суро­вые нака­за­ния, как дли­тель­ное отлу­че­ние от при­ча­стия или ана­фе­мат­ство­ва­ние, нала­га­ются только по реше­нию цер­ков­ного суда и только за про­ступки такого уровня, как орга­ни­за­ция рас­кола» Аль­берт БОНДАЧ, пре­по­да­ва­тель исто­рии источ­ни­ков цер­ков­ного права ПСТГУ.

При этом сам вопрос о праве нало­же­ния епи­ти­мии и снятии должен исхо­дить из пра­виль­ного пони­ма­ния самой духов­ной жизни самого веру­ю­щего, но если свя­щен­ник этого не видит, то должен рас­тол­ко­вать и доне­сти до пони­ма­ния веру­ю­щего нормы цер­ков­ной жизни.

Кто может снять епи­ти­мью?

Нет пра­вила, по кото­рому раз­ре­шить от епи­ти­мии может только свя­щен­ник, нало­жив­ший её.

В насто­я­щее время боль­шин­ство при­хо­жан не свя­заны при храме общин­ной жизнью, в связи с чем сама прак­тика цер­ков­ных пре­ще­ний утра­тила свою систему и прак­тику. В насто­я­щее же время глав­ная задача пас­тыр­ского попе­че­ния пока­зать, как ска­зано в настоль­ной книге свя­щен­но­слу­жи­теля, что епи­ти­мья должна помочь согре­шив­шему хри­сти­а­нину, во-первых, осо­знать меру своего греха и почув­ство­вать его серьез­ность, во-вторых, при­дать ему силы снова встать, окры­лить надеж­дой на Мило­сер­дие Божие, в‑третьих, дать ему воз­мож­ность про­явить реши­мость в своем пока­я­нии.

И глав­ное что должен понять чело­век, что епи­ти­мия это не сред­ство свя­зы­ва­ния, а полу­че­ние необ­хо­ди­мых реко­мен­да­ций по пути духов­ной жизни. Таким обра­зом, в жизни духов­ной епи­ти­мия это «крылья», а не «узда».

Источ­ники:

  • Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля.
  • Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Р.П.Ц. М, 2000. С. 57.
  • Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия. В 38 Т. Москва.
  • Усатов А., свящ. Кон­цеп­ция под­го­товки к Кре­ще­нию. Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции по орга­ни­за­ции огла­си­тель­ных курсов в Ростов­ской-на-Дону епар­хии (на правах руко­писи). С. 44.
  • Цыпин В., прот. Цер­ков­ное право.

При­ме­ча­ния:

Цыпин В., прот. Цер­ков­ное право.

Афа­на­сьев Н., прот. Вступ­ле­ние в Цер­ковь

Фео­до­рит Кир­ский, блаж. Тол­ко­ва­ние 5 главы Песни Песней

Тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 11‑е пра­вило Иппон­ского Собора

Опре­де­ле­ние Архи­ерей­ского Собора РПЦ 1994 г. «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме»

Васи­лий Вели­кий, свт. К Амфи­ло­хию XV, т. III, с. 230.

Гри­го­рий Бого­слов, свт. Слово 40, т. III, с. 306

Гри­го­рий Нис­ский, свт. Огла­си­тель­ное слово, гл, 40. Т. IV, с. 106–107

«Ибо не рож­дает Дух воли не хотя­щей, но Он лишь жела­ю­щую [волю] пре­об­ра­зует для обо­же­ния» (Максим Испо­вед­ник. Вопро­со­от­веты к Фалас­сию, VI)

Апо­столь­ское пре­да­ние 16.10, 20

Апо­столь­ское пре­да­ние 16.7, 24

Апо­столь­ское пре­да­ние 16.12, 14–15

Апо­столь­ское пре­да­ние 16.21–22

Иоанн Зла­то­уст, свт. Беседы на Посла­ние к Евреям IV, 2

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Огла­си­тель­ные гомилии. — Тверь: Гер­ме­нев­тика, 2006, с. 70

Иоанн Зла­то­уст, свт. Огла­си­тель­ные гомилии. — Тверь: Гер­ме­нев­тика, 2006, с. 153

Ср. «Отно­си­тельно огла­шен­ных и отпад­ших, угодно свя­тому и вели­кому собору, чтобы они три года токмо были между слу­ша­ю­щими Писа­ния, а потом моли­лись с огла­шен­ными» (14‑е пра­вило I Все­лен­ского Собора, и 5‑е пра­вило Неоке­са­рий­ского Собора)

Марк Подвиж­ник,преп. Слово 4. О кре­ще­нии

Кирилл Иеру­са­лим­ский, свт. Огла­си­тель­ное поуче­ние сем­на­дца­тое

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Огла­си­тель­ные гомилии. — Тверь: Гер­ме­нев­тика, 2006, с. 87

Козлов Максим, прот. Ответы на вопросы о Кре­ще­нии

«Боля­щие, кото­рые за себя отве­щати не могут, да будут кре­ща­емы тогда, когда, по их изво­ле­нию, изре­кут сви­де­тель­ство о них другие, под соб­ствен­ною ответ­ствен­но­стию» (54‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора и 4‑й кано­ни­че­ский ответ Свя­тей­шего Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского)

«В болезни при­яв­шим кре­ще­ние, и потом полу­чив­шим здра­вие, подо­бает изу­чати веру, и позна­вати, яко Боже­ствен­наго дара спо­до­би­лися» (47‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Собора)

«Когда бес­ну­е­мый не очи­стился еще от духа нечи­с­таго, то не может прияти святое кре­ще­ние: но, при исходе от сея жизни кре­ща­ется» (2‑й кано­ни­че­ский ответ Свя­тей­шего Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского)

«Жену огла­шен­ную, если ко дню кре­ще­ния при­клю­чится ей обыч­ное женам, не кре­стить, доколе не очи­стится» (6‑й кано­ни­че­ский ответ Свя­тей­шего Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского)

Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (XII. Про­блемы био­э­тики)

Треб­ник мит­ро­по­лита Петра Могилы. Т.1, с. 31

«Об уча­стии верных в Евха­ри­стии». Доку­мент одоб­рен на Архи­ерей­ском Сове­ща­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, про­шед­шем 2–3 фев­раля 2015 года в Храме Христа Спа­си­теля в Москве.

«Об уча­стии верных в Евха­ри­стии». Доку­мент одоб­рен на Архи­ерей­ском Сове­ща­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, про­шед­шем 2–3 фев­раля 2015 года в Храме Христа Спа­си­теля в Москве. (V)

«Таин­ство Брака и пре­пят­ствия к нему». Шамбез. 2016.

Цыпин В., прот. Цер­ков­ное право.

Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия. Т 18. М, 2013. С. 533.

Павлов А. С. Курс цер­ков­ного права. СПб., 2002. С. 296.

Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия. Т. 18. М, 2013. С. 535.

Способы избавления

Таинство покаяния, то есть исповедь, избавляет христианина от совершенного греха полностью. Человек более не будет виновен в исповеданном проступке. Но на деле степень покаяния может быть разной. Если в душе страсти изжиты не до конца, кающийся грешник снова и снова совершает все те же неправедные деяния.

Епитимья, в частности отлучение от причастия, помогает человеку осознать степень своего нравственного и духовного падения, преодолеть привязанность к греху, почувствовать к нему отвращение. Самооправдание, свойственное падшей человеческой природе, не дает кающемуся грешнику во всей полноте осознать глубину своего падения. Поэтому упражнение в добрых делах, таких как пост, молитва, милостыня и воздержание, помогают осознать степень греховности своих дел и усилить покаяние.

Молитвы

Очень часто в качестве епитимьи духовник назначает расширенное молитвенное правило или чтение Евангелия. Например, назначается читать покаянный канон, Отче наш или другие молитвы на протяжении какого-либо периода. Кроме того, под молитвой могут подразумеваться и другие дела богопочтения, благочестия.

Благотворительность

От грехов и страстей хорошо очищает сердце человека милостыня, помощь, оказанная ближним. Она вселяет в сердце любовь, заставляет грешников раскаяться в своих прегрешениях по отношению к себе и ближним. Милостыня может быть не только материальная, но и духовная.

Длительный пост

Воздерживаясь от угождения своей плоти, держа ее в строгости и посте, кающийся грешник очищает и утончает свою душу. Это помогает ему более ясно увидеть свои грехи, осознать их, принести глубокое покаяние.

Пост включает в себя не только ограничения в пище, но и другие способы умерщвления плоти, самоутверждения.

Поклонение во время богослужения

Земной поклон – средство вернуть утраченную связь с Богом. Он символизирует собой блудного сына, который вернулся домой и упал перед Отцом Небесным на колени, прося прощения и возвращения в родную обитель. Таким поклоном-падением мы ввергаем себя в бездну покаяния, где милосердный Бог обязательно протянет нам свою руку для спасения от грехов.

Воздержание от супружеского долга

Есть в церковном календаре дни, когда общение супругов на их семейном ложе необходимо ограничивать с духовной целью. Если муж и жена нарушают данное предписание, священник может назначить им епитимью в виде временного отказа от исполнения супружеского долга.

Как правило, страсть, господствующая в душе человека, врачуется противоположным ей действием или добродетелью.

За какие грехи могут наложить

Запрет на причастие накладывается в наше время довольно редко. Причина для такой крайней меры должна быть достаточно веской. Как правило, это происходит, когда христианин совершает один или несколько смертных грехов. И, особенно, если упорствует в них, не имея духовных сил отказаться от пагубной привычки или не чувствует искреннего раскаяния в содеянном.

За аборт

В православии аборт считает более тяжким грехом, чем убийство. Объясняется это тем, что младенец в утробе матери пока еще некрещенный, таковым и умирает. Этот грех совершают люди, которые забывают, что каждый человек приходит в этот мир только по воле Божьей. И решать, кому жить, а кому нет, они не вправе. Считается, что Бог наказывает за абортированных детей, и такой грех оба родителя должны отмолить в церкви.

За блуд

Телесное невоздержание, любовь к плотским удовольствиям порой превосходит установленные Богом и обществом людей рамки. Под блудом подразумеваются не только беспорядочные половые связи мужчин или женщин, не связанных узами брака и ведущих свободный образ жизни.

Прелюбодеяние – это неверность своему партнеру в браке, мужу или жене. Считается более тяжким грехом, чем первый вид полового невоздержания. Потому что есть жена, муж, и такие проблемы можно решить гораздо проще, без измены. К блуду относятся также такие грехи как мужеложество, рукоблудие, скотоложество. Все они противоречат естественной природе человека, нарушают ее и считаются в православии одними из самых тяжелых грехов.

Богохульство

В последнее время участились случаи отречения от православной веры, одна из причин того – основание многочисленных сект. Христианский народ, забыв веру своих предков, начал искать истину в восточных, языческих религиях, обрекая себя на вечную погибель. В недрах самой православной церкви все чаще стали происходить расколы, появляться сектантские течения и верования. Таким людям категорически запрещено причащаться, пока они не откажутся от своих заблуждений.

Отречение от Бога – это самый тяжелый грех и искупление его, как правило, проходит для человека очень тяжело. Люди, вернувшиеся из сект, зачастую так и остаются духовными инвалидами. Они с трудом возвращаются в церковь, в нормальную жизнь. Наложение епитимьи может помочь, а может и оттолкнуть такого человека от православной веры. Поэтому священники в данном случае действуют с осторожностью, мягко относясь к человеку, который и так достаточно пострадал от обмана бесовских сил.

Клятвопреступление

Считается одним из самых постыдных грехов, совершаемых словом и причисляемых к крайней степени лжи. Это может быть нарушение данного обещания, подтвержденного клятвой при свидетелях, или присяги. В раннем христианстве, по правилам Василия Великого, клирикам, совершившим этот грех, запрещалось причастие на 10 лет, мирянам – на 6 лет.

В наше время такой грех может и не наказываться отлучением от евхаристии, чаще заменяется другими видами епитимий.

Воровство

Насильственное и незаконное присвоение материальных благ, принадлежащих по праву другим лицам – большой грех. Бог в своих заповедях запрещает человеку не только отнимать его имущество, но и просто позавидовать, пожелать себе такого же.

Ложь

Под ложью подразумевается искажение истины. Обман может распространяться не только на окружающих, но и на самого себя. Лгать можно не только словами, но и поступками, мыслями, жизнью.

Магию

В православной церкви главной действующей силой является благодать Божья. Если человек обращается к оккультизму, он вступает во взаимодействие с иными, темными духовными силами, совершает грех. Тем самым отворачивается от Бога и Его помощи.

Алкоголизм или наркоманию

Пагубные привычки стали настоящим бичом современного человечества. Алкоголик или наркоман медленно убивает свое тело и душу. Посвящает всего себя не Богу, как заповедано нам, а ищет других утешений.

Рукоблудие

По сути, является самоудовлетворением своих плотских страстей. Считается противоестественным, нарушающим природу человека, действием. Оно также направлено против воли Творца, который создал мужчину и женщину, заповедал плодиться.

Как подготовиться к Причастию?

Без подготовки на Причастие не идут. Если человек крещен, и при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания.

Накануне дня причащения необходимо присутствие на вечернем Богослужении. Это обязательное условие подготовки к Таинству Причащения. По окончании службы или на следующий день нужно исповедоваться в своих грехах и получить помилование от Господа.


Перед причастием следует прочесть молитвы

Важно также придерживать пост от 3 до 7 дней, не употреблять в пищу мясо, рыбу, молочные продукты. С вечера и до самого Таинства отказаться от пищи, к Причастию идут натощак. За этот период надо осознать свои ошибки, раскаяться в содеянном, удержаться от телесных удовольствий, простить и попросить прощения в обиженных. Причащаться в неприязни — смертный грех. Совершая приготовление, каждый день утром и вечером читают каноны:

  • молитва на сон, предстоящий накануне причастия
  • покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • канон Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице
  • последование ко Святому Причащению
  • утреннее правило перед службой

Указанные молитвы это рекомендуемый список, новичку трудно вдумчиво все прочитать и понять. Поэтому допускается сократить количество до необходимых десяти молитв, которые заключаются в подготовке ко Святому Причастию. Но сокращение для Причастия необходимо обсуждать со священником после исповеди, так как нужное количество молитв должно подбираться персонально для каждого.


Причащаться следует регулярно

Детям довольно трудно соблюдать все правила молитвы для подготовки к Причастию. Родителям нужно определить подходящее количество молитв, которое будет легко осилить ребенку, затем постепенно увеличивать число молитв. Но от количества не зависит вера ребенка, главное уметь объяснить для чего все это нужно и чем так важно. Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходятся в одном мнении – ребенок поймет Таинство постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто убеждениями, а проявляется образом жизни.

Покаянные стадии в прошлом

У первых христиан епитимья назначалась в виде временного отлучения от церковной жизни. Проходило такое наказание для грешников публично и делилось на несколько видов.

Плач

Кающимся христианам («плачущим») предписывалось стоять у входа в храм и с плачем молить Бога о прощении своих грехов. Им не разрешалось преступать порог храма.

Слушание

Другим грешникам («слушающим») разрешалось находиться лишь в притворе церкви. Здесь они стояли, слушали молитвы, отрывки из Святого Писания. Вместе с оглашенными обязаны были выходить из храма.

Припадание

Кающиеся грешники («припадающие») допускались на службу вместе с верными. Падали ниц во время оглашения особой молитвы, читаемой епископом.

Раскаяние

Последняя, и самая легкая епитимья ложилась на «вместе стоящих». Это такие христиане, которые могли присутствовать на литургии, но принимать причастие им не разрешалось. Как мы видим, до наших дней сохранился лишь четвертый, последний вид покаяния.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]