Житие Кирилла и Мефодия. Чем они прославились еще при жизни  

Не многие знают, кого из святых называют просветителем славян. Славяне — это довольно многонациональная общность, которая считается самой многочисленной в Европе. Славяне имеют свои культурные традиции. Просветителями славян были двое святых — это солунские братья Кирилл и Мефодий.

«Если же вы врага ненавидите, и хотите встать против него твердо, распахните с прилежанием разуму двери, крепко возьмите оружие иное, чем куют книги Господни, книзу склоняя голову лукавому. И тем, кто изучит буквы, мудрость Христос дарует, и души ваши укрепят. Апостолы со всеми пророками. Повторяющие слова их способны будут врага погубить, принеся победу Богу Доброму, избежав плотского тлена и гниения…»

— равноапостольный Кирилл.


Равноапостольные Кирилл и Мефодий

Просветителем славян называют святых Кирилла и Мефодия

Всем славянам известна деятельность Кирилла и Мефодия. Эти святые не только несли Слово Божие, но и создали церковнославянский язык и самую первую азбуку.

Житие Кирилла и Мефодия довольно многочисленно. Существует много сведений, по которым можно судить, как жили святые с детских лет и до конца своей земной жизни.

Славянские просветители Кирилл и Мефодий родились на территории современной Греции. Родной город Кирилла и Мефодия принято считать город Салоники. Братья выросли в семье одного богатого военачальника. В их семье было семеро детей. Дед братьев служил при дворе императора.

Роль святого Кирилла в христианстве

Роль первоучителя в развитии христианства сложно переоценить. Именно он занимался многочисленными переводами богословских книг на славянский язык, в т. ч. и Библии, обучал богослужению и составил славянскую азбуку. Он не только распространял христианство посредством перевода книг, но и много странствовал и проповедовал среди последователей других верований.

Обратиться с просьбами к святому может абсолютно любой верующий человек. Но считается, что Кирилл покровительствует людям, избравшим своей стезей знания: учителям, ученым, ученикам, студентам и даже политическим деятелям.

Первоучитель помогает молящемуся в таких вопросах:

  • облегчение учебы и дарование успешных результатов;
  • помощь в постижении новых знаний;
  • просьбы о здравии ребенка, носящему аналогичное имя;
  • защита от неприятностей в доме;
  • победа над страхами;
  • защита от врагов и недоброжелателей;
  • очищение души;
  • познание жизненного предназначения.

Родной город Кирилла и Мефодия считается город Салоники

Брат Мефодий при своем рождении был назван Михаилом. Он получил очень хорошее образование, после чего решил пойти учиться на военного, как и отец. Когда он дослужился до звания стратига провинции, он решил оставить мирскую жизнь. Горы Олимп тогда были очень известными местами, так как на ней находился монастырь, в который уходили отшельники. Именно туда и отправился Михаил. В монастыре он принял монашество с именем Мефодий.


Святого Мефодия при рождении звали Михаилом. Фото: golden-ship.ru

Житие Кирилла и Мефодия довольно многочисленно

Святой Кирилл был самым младшим из братьев в семье. Этот ребенок обладал огромными способностями в изучении различных языков и наук. Он был одним из выдающихся ученых своего времени. После того, как он повзрослел, он отправился в Константинополь, чтобы обучиться наукам вместе с императором Михаилом. После окончания учебы, он решил пойти в церковь. Приняв сан диакона, он стал работать в должности библиотекаря. Но через некоторое время он оставил этот пост по непонятным причинам.


Святой Кирилл был младшим ребенком в семье. Фото: azbyka.ru

Он решает отправиться в монастырь, но по наставлению императора он идет работать преподавателем философии в университет. Таким образом, Константин работал преподавателем и служил государству. Через некоторое время умирает логофет Феоктист, который помогал и поддерживал Константина на протяжении всего времени. Тогда Константин вместе с другими учениками уходит в монастырь, где находится его старший брат.

Житие святых

О жизни святых проповедников сохранилось множество сведений, по которым можно восстановить их биографию с детских лет до окончания земного пути.


Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Происхождение

Братья Мефодий и Кирилл родились в городе Салоники, расположенном на территории современной Греции, в семье богатого византийского военачальника по имени Лев. У него было семь детей мужского пола, среди которых старшим ребёнком был Михаил, а младшего сына звали Константин. Дед будущих просветителей занимал высокую должность при дворе византийского императора.

Точных данных о национальности братьев в источниках не указывается. Большинство исследователей считают их греками.

Интересно: Салоники был многонациональным городом, в котором жили не только греки, но и представители различных славянских племён, говоривших на солунском диалекте. Многие исследователи считают, что равноапостольные братья владели обоими языками, распространёнными на их родине.

Мефодий

Старший из братьев, названный при рождении Михаилом, получив прекрасное домашнее образование, пошёл по пути военной карьеры. Дослужившись до звания стратига провинции Славинии, он покинул мирскую жизнь.

Он удалился в монастырь на горе Малый Олимп, где принял монашеский постриг под именем Мефодий. Впоследствии он стал настоятелем этой обители.

Кирилл

Младший из братьев — Константин, обладающий большими способностями в изучении языков и различных наук, прослыл одним из выдающихся учёных своего времени. В юном возрасте он отправился в Константинополь, где обучался наукам совместно с малолетним императором Михаилом под руководством священника Фотия, который позднее станет константинопольским патриархом, и известного учёного Льва Математика.

Закончив учёбу, талантливый юноша выбрал церковное служение. Он принял сан диакона и получил должность патриаршего библиотекаря. Через некоторое время по непонятной причине молодой человек покинул византийскую столицу, удалившись в монастырь. Но по настоятельной просьбе императора и патриарха вынужден был вернуться и принять должность преподавателя философии в Магнаврском университете.


Кирилл и Мефодий считаются покровителями Чехии и Словакии

До 856 г. Константин совмещал деятельность преподавателя со службой на благо государства. После смерти логофета Феоктиста — родственника, оказывавшего покровительство учёному — он вместе с несколькими учениками отправился в обитель своего старшего брата.

Поездка в Хазарию

Первое совместное путешествие равноапостольных братьев началось в 860 г., когда по повелению императора талантливый философ и оратор Константин, должен был отправиться в Хазарию. Её правитель пригласил представителей крупнейших религий, чтобы после беседы принять одну из них.

К ответственной встрече учёный муж готовился в городе Херсонес, где он выучил иврит и арамейский язык. А также братья участвовали в чудесном обретении мощей святого Климента, четвертого епископа римского, принявшего мученическую смерть в древнем причерноморском городе.

Интересно: хазарская поездка братьев закончилась неудачей, так как правитель выбрал иудейскую веру, но в то же время она имела большое значение для дальнейшей жизни просветителей.

Моравская миссия

С возвращением братьев в столицу совпал приезд моравского правителя Ростислава, просившего императора прислать к ним человека, способного перевести священные христианские тексты на славянский язык. Этим человеком стал философ Константин, которому помогали брат игумен Мефодий и ученики.


Кириллица, созданная братьями Кириллом и Мефодием

Перед поездкой в Великую Моравию они провели огромную работу звуковому анализу языка славян, на основе которой появилась глаголица — первая славянская азбука. В неё было 38 букв, с помощью которых Кирилл записал, переведённые с греческого языка основные христианские книги. Это событие произошло в 863 г. Четыре года Кирилл и Мефодий путешествовали по моравским землям, переводя богословские тексты, обучая людей чтению и письму, переводя христианские богослужения на славянский язык.

На заметку! Братья выступали лишь в роли проповедников и переводчиков, не имея права назначать местных священников и утверждать проведение церковных служб на церковнославянском языке.

Для этого следовало получить благословение византийского или римского церковного главы.

Римские события

Деятельность братьев вызывала недовольство немецких священнослужителей, которые распространить своё влияние на славян. Перевод богослужений на славянский язык, по их мнению, являлся отступлением от укоренившейся традиции, по которой читать священные тексты можно только на греческом, еврейском и латинском языке. Под влиянием западных священников Константина и Мефодия в Риме объявили еретиками и потребовали их приезда к папскому престолу.

Папа Андриан II с почестями встретил людей, доставивших в 868 г. в Священный Город мощи святого Климента. Римский первосвященник разрешил проводить в славянских землях богослужения на национальном языке и повелел положить священные книги, на нём написанные в римских храмах.


Кирилл и Мефодий встречаются со славянским народом

Активная жизнь рано подорвала силы Константина, в начале 869 г. он тяжело заболел. Приняв монашеский постриг под именем Кирилл, он завещал старшему брату продолжить их великое дело. Его похоронили в соборе святого Климента в феврале этого же года. А Мефодий, получивший сан епископа с учениками отправился в земли славян, чтобы продолжить своё служение.

Деяния Мефодия

После смерти брата, выполняя данное ему обещание, Мефодий вернулся к славянам. Но на территории Моравии усилилось влияние немецкого священства, которое активно препятствовало распространению церковнославянского языка.

  • В 872 г. Мефодия заточили в немецкую крепость. Папа Иоанн VIII повелел выпустить проповедника, но идя на уступки западному духовенству, запретил ведение богослужений на славянском языке.
  • С 875 по 879 гг. славяне слушали на родном языке только церковные проповеди.
  • С 884 г. Мефодий с учениками обосновался в Велеграде — столице Моравии. Здесь закончился земной путь святого Мефодия Моравского.

Святой Константин и Мефодий принимали участие в обретении мощей святого Климента

С того момента жизнь Константина и Мефодия сильно меняется. Они начинают вместе путешествовать. Первым делом, они отправляются в Хазарию. Святой Константин и Мефодий принимали участие в обретении мощей святого Климента. Это были мощи известного папы римского, который принял мученическую кончину.


В настоящее время так выглядят мощи святого Климента. Фото: hranitel.club

КИРИЛЛ

Иконография К. складывалась в кон. XVI — 1-й четв. XVII в., хотя большинство известных изображений преподобного датируется более поздним временем (о первых иконах К. см. разд. «Почитание»). В описях Новоезерского монастыря указаны иконы, находившиеся в храме и часовне («настоящей болшей преподобного чюдотворца Кирила Белого Новозерского на празелене… над ним Спасов образ» — вероятно, иконографический образец для последующих произведений); накануне и после обретения мощей святого для обители были написаны десятки «раздаточных» икон «на вохре» (Карбасова. 2011. С. 207, 213-214). В 1641 г. образ К. уже был включен в роспись Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (артель мастера И. А. Елепенкова (Любима Агеева) — Кочетков. Словарь иконописцев. С. 207-208). В 50-х гг. XVII в. иконографический диапазон расширился: помимо единоличных икон преподобного упоминаются житийные и деисусные образы, иконы Божией Матери «Одигитрия» с фигурой К. на поле, совместные изображения К. с преподобными Кириллом Белозерским, Зосимой и Савватием Соловецкими и др. (Опись Кирилло-Новоезерского мон-ря 1657 г. // Белозерье: Краевед. альманах. Вологда, 1998. Вып. 2. С. 142-161; Карбасова. 2011. С. 215-216).


Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Наиболее ранним известным памятником с образом святого является шитая пелена нач. XVII в., поступившая в Новгородское епархиальное древлехранилище из Кириллова Новоезерского мон-ря (НГОМЗ; см.: Игнашина Е. В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новгород, 2003. С. 54. Кат. 28). К. изображен прямолично, в рост, в коричневой мантии выше колен и со сдвинутой вправо схимой, куколь лежит на плечах. Волосы святого темно-русые, без проседи, лоб высокий с залысинами, длинная борода сужается на конце, персты отведенной в сторону правой руки сложены для крестного знамения, в левой — развернутый свиток. Уже в это время существовали такие отличительные особенности иконографии К., делающие его облик узнаваемым, как средний возраст, короткая мантия и босые ноги — очевидно, отражение сведений о длительном странничестве преподобного и напоминание о чуде исцеления кн. И. Пенкова, когда К. «бос служаше и в раздранней ризе». На верхней кайме вышит образ Спаса Нерукотворного. Пелена выполнена преимущественно шелковыми нитями «в раскол» и «в прикреп». Эта иконография воспроизведена и на хоругви 1678 г. (вклад в мон-рь царевны Татьяны Михайловны, ЧерМО; см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 11), где фоном является пейзаж с храмом, кельей, деревьями и облаками, а на обороте вышит образ «Воскресение Христово — Сошествие во ад» (престольный праздник обители).

Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Сохранилось 2 шитых лицевых покрова с фронтальным ростовым образом К. На покрове сер.- 2-й пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; см.: Хауштайн-Барг Е., Бенчев И. Музей икон в Рекклингхаузене, Германия. М., 2008. С. 284. № 305) он облачен в охристую рясу и близкую по тону светло-коричневую мантию ниже колен, синяя схима с крестами сдвинута набок, голова не покрыта. У преподобного средней величины борода, немного волнистая и сужающаяся книзу, и светло-русые волосы, вероятно с гуменцом, пальцы правой руки сложены в двуперстном благословении, в покровенной мантией левой руке — вертикально расположенный свиток. В наст. время из-за отсутствия точной даты не представляется возможным отождествить этот покров, приобретенный музеем в 1960 г., с одним из вкладов в Новоезерский мон-рь. Др. покров был создан в 1652 г. в мастерской царицы Марии Ильиничны Милославской и вложен в обитель ее отцом боярином И. Д. Милославским в память о родителях (ЧерМО). Тип лика К. близок к более ранним изображениям, фигура коренастая и немного сутулая, короткая коричневая мантия контрастирует с более светлым тоном рясы, благословение двуперстное, в левой руке — серый свиток, небольшие ступни ног широко расставлены. Над головой святого, как и на пелене, вышит образ Спаса Нерукотворного.

Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. 1-я четв. XIX в. (ВГИАХМЗ)

Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. 1-я четв. XIX в. (ВГИАХМЗ)

В иконописных подлинниках под 4 февр. облик К. сравнивали с внешним видом святителей Василия Великого, Николая Чудотворца и прп. Александра Ошевенского. Так, в рукописи посл. четв. XVII в. сказано: «Образ аки Николая, брада поострее, надсед, в схиме, мантия коротка, ряска празелень, бос, в руках свиток, а в нем писано: «Божественным духом подвизаем»» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 74 об.; аналогичное описание с добавлением: «…брада менши Александра Ошевенскаго» — в ркп. 3-й четв. XVIII в., РНБ. О.XIII.1. Л. 56). В подлинниках кон. XVIII — 40-х гг. XIX в.: «…надсед, брада менши Василия Кесарийскаго, на плечах схима, в мантии малой, ряска празелень, бос, в руках свиток…» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 106; см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 78 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 119 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 265); «…рус, брада короче Васильевы, на конце поуже, мантия до пояса, схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 65). Иногда указано местоположение обители: «…30 верст от Кирилла Белоезерскаго» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 70-71). В нач. XX в. в пособии для иконописцев худож. В. Д. Фартусов отметил, что в академической традиции К.- «глубокий старец с большой проседью, с узковатою, средней величины, бородой; в убогом подряснике, короткой мантии, в куколе»; для надписи на свитке рекомендован текст: «Вы же, отцы и братие, молитеся со слезами Богу и Пречистей Его Матери о державе Российския земли» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 178).

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Нач. XX в. (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче)

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Нач. XX в. (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче)

Существует неск. изводов иконографии К. Первый представляет святого в рост, прямолично, на условном золотом или цветном фоне, благословляющим, со свитком в левой руке. На иконах запечатлены характерные черты внешнего облика К. и его одеяния. Так, подписной образ кисти московского мастера Феодота Ухтомского из ц. Спаса Нерукотворного Влахернского мон-ря под Москвой (1704, МЗДК; см.: Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 35, 318. Кат. 5; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 681-684) повторяет иконографию ранней пелены, за исключением проседи в волосах и бороде К. и деталей рисунка (босые ноги святого широко расставлены, схима расположена по центру, пояса нет). Изображение тоже сопровождается образом Спаса Нерукотворного на верхнем поле, линия позема округлая, на свитке текст: «Не скорбите убо о сем, братие но посем размвайте»; в надписи К. именуется новоезерским чудотворцем.

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче)

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче)

Единоличные иконы-пядницы К. этого извода сер.- 2-й пол. XVII в. и 1-й пол.- сер. XVIII в. (КБМЗ) происходят из Кириллова Белозерского мон-ря. На образе нач. XVIII в. из Даниловой пуст. на Выге (МИИРК; см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 22) подножием является пустынный остров, окруженный водами. На иконе под записью кон. XIX в. позем украшен цветами и травами (ЖМП. 1984. № 2. Вкл.). На нек-рых иконах К. показан в молении Спасителю на серебряном фоне без пейзажа (1-я пол. XIX в., частное собрание). Особым памятником в иконографии святого является образ кон. XIX в. из часовни во имя К. в Белозерске, исполненный в академической манере — седобородый святой предстает храмоздателем с церковью в руках, его голова покрыта схимническим куколем; надпись: «Св: Пр: Кириллъ Новоезерскiй.». Поясные образы преподобного к наст. времени не обнаружены.

Наиболее распространенный извод с образом К. на фоне основанной им обители на Красном о-ве Нового оз. имеет 2 иконографических варианта: с фронтальной фигурой святого и его изображением вполоборота влево, в молении. Практически все известные иконы-пядницы этого извода были созданы местными вологодскими и белозерскими мастерами. Две иконы 1-го типа посл. четв. и кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 66, 71) идентичны по композиции: фоном для расположенной в центре фигуры святого с разведенными в стороны руками (в левой — развернутый свиток: «Не скорбите убо…») является панорама острова с пятиглавой Одигитриевской и шатровой Введенской церквами (почти у ног К.), без монастырской ограды, вверху — Нерукотворный образ Спасителя. Архитектура храмов соответствует исторической действительности, как отчасти и на иконе 2-й трети XIX в. (ЦМиАР), где по окружности острова расположено 10 келий.

Прп. Кирилл Новоезерский, с житием. Икона. Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (КБМЗ)

Прп. Кирилл Новоезерский, с житием. Икона. Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (КБМЗ)

Более точно особенности монастырского ансамбля воспроизведены на иконах 2-го типа: К. со свитком или с четками в руке написан не на острове, а на берегу, в молении Иисусу Христу в облачном сегменте, либо иконе Божией Матери «Одигитрия» (Смоленской или Тихвинской), а стены монастыря, представленного с верхней точки обзора, буквально омываются водами Нового оз. С разной степенью достоверности изображались все храмы обители: Воскресения Христова с приделом К. и колокольней, иконы Божией Матери «Одигитрия» и прп. Алексия, человека Божия, праведных Захарии и Елисаветы, апостолов Петра и Павла (подробнее об этапах строительства мон-ря и их отражении в иконописи см.: Хрусталёв. 2000). К этой группе памятников относятся произведения кон. XVIII — сер. XIX в. из собраний ВГИАХМЗ (происходят из вологодских церквей), ГЭ, КБМЗ, ЧерМО, ЦМиАР (см., напр.: Петрова Т. Г. 2000. С. 70-71; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 38-39, 111-113. Кат. 26-28). Изредка на берегу озера тоже показан храм — Тихвинская ц. на Кобылиной горе, где хранилась принесенная К. икона Божией Матери. Вид Новоезерской обители, восстановленной после пожара 1906 г., запечатлен на иконе 1916 г. (частное собрание, Тотьма; см.: Хрусталёв. 2000. С. 61).

На небольших «раздаточных» иконах (напр., нач. XIX в., АМИИ), выполненных с приемами скорописи, К. иногда изображали без мон-ря, предстоящим Спасителю на берегу озера. Исторически точное изображение обители с фигурой К. встречается в тиражной графике, напр., на с.-петербургской литографии с цензорским разрешением 1874 г. (ГИМ, КБМЗ; см.: Куликова. 2009. С. 17) обитель освещается лучами от Тихвинской иконы Божией Матери.

Преподобные Александр Свирский и Кирилл Новоезерский. Икона. Ок. 1696 г. (КБМЗ)

Преподобные Александр Свирский и Кирилл Новоезерский. Икона. Ок. 1696 г. (КБМЗ)

Особый тип иконографии К. на архитектурном фоне возник на родине К. в Галиче, где в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы был освящен придел во имя святого. На храмовой ростовой иконе этого придела, исполненной в нач. XX в. в технике масляной живописи, К.- седовласый старец с бородой средней величины, в длинной мантии и схиме коричневого цвета, без куколя, правая рука на груди, в левой — четки. Фон пейзажный, слева к надвратной церкви и белокаменному храму от берега ведет дорога. Др. образ из Введенской ц. покрыт латунным окладом с позолотой: крупная фигура К. (волнистые волосы спадают на плечи, борода с проседью) занимает левую часть композиции, в правой руке он держит свиток, левой указывает на образ Божией Матери «Одигитрия». В правой части оклада — чеканное изображение небольшого озера и обители с кирпичной колокольней и широким пятиглавым собором, к к-рому поднимаются от ворот ступени лестницы. Хотя во внешности святого характерные иконографические признаки отсутствуют, архитектурные образы, очевидно, передают реальные впечатления от построек Новоезерского мон-ря и галичских храмов. На этих иконах святой именуется Новоозерским или Новозерским.

Несколько больших житийных икон К. различаются по количеству и составу клейм. Наиболее ранним в этом ряду является образ святого с 18 клеймами жития сер. XVII в. (ЧерМО; см.: Куликова. 2009. С. 104, 228. Кат. 46. Ил. 47), стоявший в местном ряду иконостаса Воскресенского собора Новоезерской обители (упом. в переписной книге 1857 г.- Арх. СПбИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 213-213 об.). Средник с традиц. ростовым изображением преподобного окружают клейма в следующем порядке: рождество К.; крещение К.; встреча отрока К. со старцем по пути в Корнилиев Комельский мон-рь; приход К. в Корнилиев Комельский мон-рь; монашеский постриг; К. испрашивает прощение у отца; чудо о старце Никифоре, пришедшем от прп. Александра Свирского; чудо о разбойниках; чудо во время литургии; исцеление кн. Ивана Пенкова; исцеление «оком болящей» Анны; чудо о Евдокиме; чудо о похищении колоколов; исцеление бесноватого Федора; чудо о прельщенной жене; преставление К.; погребение К.; посмертное чудо К. (исцеление старца Кириака).

Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Обширный сюжетный цикл представлен на иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII — 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). К уже известным сюжетам добавлены: моление К. в утробе матери; труды К. в монастырских пекарне и поварне; рассказ о встрече с отцом и его постриге; явление К. Пресв. Богородицы в Тихвинском монастыре; явление К. огненного столпа на небе; К. просит остров для устроения монастыря; 2 явления К. ангела Господня; наставление братии перед кончиной; обретение мощей и многочисленные прижизненные и посмертные чудеса святого. Если в верхних рядах клейма расположены в хронологической последовательности в соответствии с основной редакцией Жития, то затем в отдельную группу слева выделяются сюжеты основания обители. Рассказ о кончине и посмертные чудеса занимают нижнюю часть иконы. В среднике помещены сцены явления святого во сне царю Иоанну IV Грозному и принесение игуменом государю образа К. (в поясном изводе). Центральный образ преподобного близок к изводу средника более ранней житийной иконы, но борода К. изображена более острой, а волосы кудрявыми. Надпись на свитке уникальна: «Рече преподобный Кирилл: се уже, братия, конец живота моего приближается, и аз от жития убо отхожду сего…» По краю средника написана молитва преподобному с просьбой о спасении людей, поклоняющихся с верой «зрака лица святому образу твоему». В том же храме числилась еще одна житийная икона К., с 20 клеймами (КБМЗ).

Икона преподобного с 22 житийными клеймами, кон. XVII — 1-й четв. XVIII в. (под записью, ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 67-68, 71. Ил. 3), происходит из придела во имя К. в вологодской ц. вмц. Екатерины. Выделяются клейма с изображением трудов святого после принятия им сана игумена, его пророчества царю Иоанну IV и завершающие цикл сцены преставления и посмертного видения К. Еще один житийный цикл помещен на раме с 44 клеймами, созданной в 1-й четв. XVIII в. (предположительно ранее иконы из Ильинской ц.) для Преображенского собора в Белоозере (Белозерске) (ГРМ; см.: Соловьёва. 2006). В ее композициях присутствуют монастырские реликвии, в частности «посох чудотворцев». Кроме того, образ К. вводили в клейма Тихвинской иконы Божией Матери, со сказанием и чудесами (Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 429).

Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Сюжетные композиции с образом К. встречаются и в книжной миниатюре. Так, в лицевой рукописи ок. 1715 г. из б-ки Новоезерского монастыря их 44, что дало исследователям повод считать их источником для житийных икон (ЧерМО; см.: Соловьёва. 2006; Карбасова. 2011. С. 257, 261, 295, 299, 303, 305. Вкл. Ил. 14). В Житии 1804 г. (ЧерМО, см.: Хрусталёв. 2000. С. 58; Рыбаков. 1995. С. 47) проиллюстрированы мн. чудеса К. На титульном листе преподобный изображен в картуше сложной формы в правой части композиции, правая рука протянута к Спасителю в небесном сегменте, в левой — развернутый свиток. Панорама мон-ря на водах озера возле ног святого воспроизведена с документальной достоверностью.

Изредка — гл. обр. в вологодских храмах — образ К. вводился в деисусный чин иконостаса. Напр., в XVIII в. святой был написан на одной небольшой доске вместе с прп. Никодимом Кожеезерским — икона значится среди произведений, поступивших в АМИИ из ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Сырья (бывш. Сырьинский мон-рь; см.: Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 276. № 474; сохр. также икона блаженных Василия и Максима Московских). К редким иконографическим сюжетам относятся образы Спаса Смоленского с припадающими прп. Кириллом Белозерским и К. сер. XVII в. (ок. 1645 (?), из местного ряда иконостаса ц. свт. Епифания Кипрского, КБМЗ), с прп. Александром Свирским и К. (вероятно, кон. XVII — нач. XVIII в. под записью, АМИИ), с К., прп. Феодосием Тотемским и Прилуцкими чудотворцами (кон. XVIII — нач. XIX в., частное собрание).

Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске)

Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске)

Упоминания об образах К. иногда встречаются в описях мон-рей и церквей Вологодской епархии. Согласно описи имущества «старого» Покровского и Глушицкого Сосновецкого монастырей 1775 г., «штилистовый» образ прп. Кирилла Белозерского и К. находился на одном из столбов собора преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты / Авт.-сост.: М. С. Черкасова и др. Вологда, 2011. С. 226). Известно, что в 1742 г. исполнение пядничной иконы прп. Кирилла Белозерского и К. было заказано М. Ф. Каргопольцеву — старшему мастеру иконописной службы Кириллова Белозерского монастыря в 30-40-х гг. XVIII в. (Лелекова О. В. Материалы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв. // ДРИ. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. 1989. С. 176). Иконы К. хранятся в храмах Вологодской епархии, напр. в посвященном ему приделе ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (кон. XIX — нач. XX в., см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 25). Однако в позднее время мастера не всегда учитывали специфические особенности иконографии К.

Со 2-й пол. XVII в. получили распространение парные изображения К. с к.-л. вологодским или северным преподобным. Вместе со своим современником, прп. Александром Свирским, К. написан на иконе ок. 1696 г. из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ; между фигурами — текст «Похвала Пресв. Богородице»); вместе с прп. Кириллом Белозерским — на прориси с иконы XVII в. (БАН. Собр. воспроизведений. № 751. Л. 14). На иконе «Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» 2-й четв. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ; см.: Возрожденные шедевры. 1998. С. 51. Кат. 111) образ К. сохраняет характерные иконографические особенности (бос, мантия короткая, куколь на плечах, волосы без проседи), его руки сомкнуты на груди. Святые представлены на фоне пейзажа с панорамой Кириллова Белозерского мон-ря, вверху в картуше — образ Воскресения Христова, напоминающий о посвящении главного престола Новоезерской обители. Икона прп. Нила Столобенского и К. (кон. XVIII в., ВГИАХМЗ) дополнена образом Божией Матери «Троеручица» и изображением 7 спящих Эфесских отроков.

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Кон. XIX в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске)

Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Кон. XIX в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске)

Один из ранних памятников с образом К. в составе избранных святых — нижегородская икона сер.- 2-й пол. XVII в. из Музея христианских древностей имп. АХ (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 232. Кат. 202). Икона-крест «Избранные святые» (К. на правом поле), согласно подписи, исполнена в 1853 г. иеросхим. Нилом (Прихудайловым) (КБМЗ). Необычным памятником шитья является епитрахиль XIX в. с перенесенными на нее более ранними образами избранных и Белозерских святых, в т. ч. К. (КБМЗ).

На рубеже XVII и XVIII вв. появились отдельные образцы иконографии «Собор Белозерских святых». Возможно, одной из самых ранних в этом ряду была икона «Белозерские чудотворцы» кон. XVI в., сохранившаяся в прориси (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. № 96. Л. 108 — Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 136-137. № 50). Основатели монастырей и пустыней в землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). Др. работой местного мастера с образом К. является миниатюрная икона «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленная в складень с изображениями Покрова Пресв. Богородицы и архангелов Михаила и Гавриила (частное собрание; см.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. Вкл. Рис. 13).

Большая икона с образом стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII — 1-й пол. XVIII в., привезена из экспедиции в 1989; Белозерский КМ). К. представлен в коленопреклоненной молитве в левой части композиции; хотя икона покрыта слоем потемневшей олифы, его облик узнаваем благодаря темно-русым волосам и короткой (практически до пояса) мантии. Иконы Собора Белозерских чудотворцев посл. четв. XVIII в. и нач. XX в. из ц. Богоявления и часовни во имя К. в Белозерске схожи по композиции; К. изображен в 1-м ряду крайним справа, за прп. Кириллом Белозерским, обеими руками сжимает свиток (на поздней иконе голова покрыта куколем).

Преподобные Кирилл Новоезерский и Ферапонт Белозерский. Фрагмент иконы «Белозерские чудотворцы». 1837–1838 гг. Мастер Н. Милавин (ц. прп. Мартиниана Белозерского Ферапонтова мон-ря)

Преподобные Кирилл Новоезерский и Ферапонт Белозерский. Фрагмент иконы «Белозерские чудотворцы». 1837–1838 гг. Мастер Н. Милавин (ц. прп. Мартиниана Белозерского Ферапонтова мон-ря)

В живописной манере решена икона «Избранные Белозерские чудотворцы» (1837-1838, мастер Н. Милавин) из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре. Кроме прп. Кирилла Белозерского и К. (руки сомкнуты в католич. жесте моления) слетающему в виде голубя Св. Духу предстоят преподобные Нил Сорский и Ферапонт. На иконе посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне К. написан вместе с преподобными Кириллом Белозерским, Филиппом Ирапским и Нилом Сорским; жесты его рук необычны — правая лежит на груди, в опущенной левой — книга. В подобных композициях К., как правило, писали в центре, напротив прп. Кирилла Белозерского.

Довольно редко образ К. включали в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми. Он представлен, напр., на иконах XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье и из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (обе в собрании ВГИАХМЗ), на образе посл. четв. XVIII в. из Мезенского р-на (АМИИ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) К.- крайний справа в 1-м ряду, рядом с прп. Нилом Сорским. В композиции «Собор Новгородских святых» К. изображен, напр., на иконе нач. XVIII в. из гатчинской дворцовой церкви (ГРМ; прорись — Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619), на большой иконе-пяднице кон. XIX — нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, куда включены мн. Белозерские чудотворцы (руки К. сложены крестообразно на груди), и на идентичной ей хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе (1902).

Иногда К. писали на полях икон и киотов, как, напр., на правом поле иконы «Свт. Николай Великорецкий, с избранными святыми» (1670, из ц. Преображения с. Борисоглебского на р. Ирме, ЧерМО) или слева на внутренней раме складня-кузова с образами избранных святых кон. XVII — нач. XVIII в., в центр которого помещена икона Божией Матери «Одигитрия» сер. XVII в. (собрание А. Д. Липницкого). Тихвинский автор складня не учел типичные особенности иконографии К.

Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский и Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский и Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

В составе минейных циклов К. представлен, напр., в верхнем ряду иконы «Минея на февраль» кон. XVI в. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков. 1995. Кат. 79); в одном клейме с прп. Исидором Пелусиотом — на листах из гравированных святцев Г. П. Тепчегорского 1714 и 1722 гг. (раскрашенные экземпляры 2-й четв. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII — 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Опис. коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. С. 37, 41, 48. Кат. 33.6, 34.6); на святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева / Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 200, 307).

Изображения К. часто входят в состав сонма руских святых (в правой части 1-го ряда) на иконах выговских мастеров: кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК); 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70); 1-й четв. XIX в. из собрания Г. Лепса (Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34); 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. На старообрядческой иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ), по-видимому, К. («Прп(д) Кирила Нов») представлен крайним справа в 3-м ряду; на образе Российских чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 144-147. Cat. 53) он написан в 4-м ряду около прп. Кирилла Белозерского. Необычный ростовой образ К. в куколе, спадающем за плечи, есть на одной из минейных икон рус. святых под «строгановские письма» из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (кон. XIX в.; ГМИИРТ).

Примерами интерпретации образа К. в монументальной живописи являются одна из композиций с подвижниками XVI в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х — 70-х гг. XIX в., поновление — 70-е гг. XX в., ок. 2010); росписи 70-х гг. XIX в. в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81); стенописи вологодских церквей (ц. вмц. Екатерины с приделом К.).

В XX в. к образу святого обращалась мон. Иулиания (Соколова) в разработанной ею по благословению свт. Афанасия (Сахарова) композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие». К. написан во главе группы Белозерских чудотворцев на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их списках кон. XX — нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1960 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. Aldošina. [Iyväskylä], 2000. P. 42) ростовой образ К. помещен под 7 нояб. вместе с образом прп. Зосимы Ворбозомского. Прорись с фигурой К. для Миней МП подготовили прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 157).

Образцы совр. иконографии К. в древнерус. традициях имеются, напр., в ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (единоличный образ из иконостаса, надвратная роспись), в ц. прп. Нила Сорского в Ферапонтове (оплечный образ из деисусного чина в иконостасе вместе с прп. Зосимой Ворбозомским), в ц. Богоявления в Белозерске (икона с видом обители), в Преображенском соборе Соловецкого мон-ря (икона из пядничного ряда иконостаса; см.: Карбасова. 2011. Вкл. Ил. 23-24, 26-29). Изображение К. присутствует также в различных композициях с Вологодскими чудотворцами, на иконах Соборов Новгородских и Костромских святых (2001, мастер Е. П. Тисов, Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Вместе с прп. Корнилием Комельским он изображен на бронзовом рельефе креста, установленного на месте разрушенного Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (1997, скульптор А. В. Климков).

Лит.: Прп. Сергий Радонежский / Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-221, 270. № 120-123; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл. М., 1998. С. 36, 49, 51. Кат. 56, 104, 111; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 136-137, 296-297, 398-399, 450-451. № 50, 146, 198, 225; Т. 2. С. 145-146; Петрова Т. Г. Прп. Кирилл Новозерский и памятники его иконографии в собр. Вологодского музея-заповедника // Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 2000. Вып. 8. С. 64-71; Хрусталёв М. Ю. Прп. Кирилл Новозерский и основанный им Воскресенский Новозерский мон-рь в иконографии 1-й пол. XVII — нач. XX в. // Там же. С. 58-63; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92-93, 95, 101. Кат. 37, 38, 40, 48; Петрова Н. В. Иконописные образы прп. Кирилла Новоезерского в собр. КБМЗ // Кириллов: Краевед. альманах. Вологда, 2005. Вып. 6. С. 217-227; Соловьёва И. Д. Житийная иконография прп. Кирилла Новоезерского // От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 365-384; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011.

Я. Э. Зеленина

Святые братья Кирилл и Мефодий составляют славянскую азбуку, в которой было 33 буквы

Когда святые братья прибыли обратно, в городе правил Ростислав. У моравского князя было одно важное дело, он попросил найти человека, который сможет перевести многие священные тексты книг. На это дело призвали Константина философа, который имел не только христианскую веру, но и владел многими языками. В этом важном деле ему помогал Мефодий с учениками.

Перед тем как отправиться в Моравию, святые провели большую работу, на основе которой они создали славянскую азбуку. В славянской азбуке было 33 буквы. Тогда Кирилл перевел с греческого языка многие христианские книги. Это произошло в 863 году.


Так выглядела славянская азбука равноапостольных Кирилла и Мефодия. Фото: dimitrus.ru

Вскоре у святых проповедников нашлась работа в роли переводчиков. Ими было переведено богослужение на славянском языке. Они обучали и других людей письму и переводу.

После смерти просветителей

Смерть Мефодия послужила активатором для деятельности противников новой письменной системы. Применение славянского языка во время богослужений и проповедей запрещается по всей территории Моравии. Гонениям подверглись ученики святых проповедников. Некоторых из них казни, но большинство были выдворены из страны и обосновались в Болгарии, Хорватии и южнославянских землях. В 890 г. римская церковь объявила анафему церковным книгам и богослужениям, проводимым на славянском языке.

Но, несмотря на это, деятельность Мефодия и Кирилла продолжалась. Глаголица и кириллица укоренились в землях южных и восточных славян.

Интересно: по свидетельствам источников равноапостольные братья оставили после себя богатейшее литературное наследие. Но до настоящего времени не дошёл ни один подлинник их сочинений. Это объясняется уничтожением всех трудов святых просветителей во время гонений в моравских землях.

Деятельность Кирилла и Мефодия вызвала недовольство у немецких епископов

Бурная деятельность Кирилла и Мефодия вызвала большое недовольство у немецких епископов. Священнослужители были возмущены влиянием братьев на славянские земли. Они считали, что переводя богослужебные тексты, славяне отступают от укоренившихся давно традиций. Именно под влиянием немецкого духовенства равноапостольных Кирилла и Мефодия стали считать еретиками. После стали требовать прибытия их к папскому престолу.

Папа римский Андриан второй принял людей и мощи святого Климента. Папа Римский разрешил Мефодию и Кириллу среди славянских народов и землях проводить богослужения на национальном языке.

На этой небольшой иллюстрации мы можем увидеть, как Кирилл и Мефодий приезжают на прием к Папе римскому Андриану второму. Фото: ruistor.ru

Христианское служение

Кирилл наотрез отказался от светской карьеры, хотя такую возможность предоставили. Женитьба на крестнице чиновника царской канцелярии в Византии открывала головокружительные перспективы – руководство областью в Македонии, а дальше и должность главнокомандующего войском. Однако юный богослов (Константину исполнилось всего 15 лет) предпочел ступить на церковную стезю.


Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

Когда уже преподавал в университете, мужчине удалось даже одержать победу в богословских спорах над вождем иконоборцев, бывшим когда-то патриархом Иоанном Грамматиком, также известным под именем Аммий. Впрочем, эту историю считают просто красивой легендой.

Главной задачей для правительства Византии на тот момент считалось укрепление и пропаганда православия. Вместе с дипломатами, которые колесили по городам и весям, где вели переговоры с религиозными врагами, ездили миссионеры. Им и стал в 24 года Константин, отправившись с первым важным заданием от государства – наставлять мусульман на путь истинный.


Икона Кирилла и Мефодия

В конце 50-х годов 9 века братья, устав от мирской суеты, удалились в монастырь, где 37-летний Мефодий принял постриг. Однако отдыхать Кириллу долго не позволили: уже в 860 году мужчину призвали к трону императора и поручили вступить в ряды Хазарской миссии.

Дело в том, что хазарский каган объявил о межрелигиозном диспуте, где христианам предлагалось доказать иудеям и мусульманам истинность веры. Хазары уже были готовы переметнуться на сторону православия, но поставили условие – только в случае победы византийских полемистов в спорах.

Кирилл взял с собой брата и блестяще выполнил возложенное на его плечи задание, но все равно миссия полностью не удалась. Хазарское государство христианским не стало, хотя каган и разрешил людям креститься. В этой поездке случилось серьезное для верующих историческое событие. По пути византийцы заглянули в Крым, где в окрестностях Херсонеса Кирилл нашел мощи Климента, святого папы Римского, четвертого по счету, которые затем передали в Рим.

Братья замешаны в еще одной важной миссии. Однажды помощи у Константинополя попросил правитель моравских земель (славянское государство) Ростислав – требовались учителя-богословы, чтобы те на доступном языке рассказали народу об истинной вере. Таким образом князь собирался уйти от влияния епископов-немцев. Эта поездка стала знаковой – появилась славянская азбука.


Кирилл и Мефодий с учениками

В Моравии братья работали не покладая рук: переводили греческие книги, преподавали славянам азы чтения, письма, а заодно учили вести богослужения. «Командировка» заняла три года. Результаты трудов сыграли большую роль в подготовке к крещению Болгарии.

В 867 году братьям пришлось ехать в Рим, чтобы держать ответ за «богохульство». Кирилла и Мефодия Западная Церковь назвала еретиками, обвинив в том, что они читают проповеди в том числе на славянском языке, тогда как о всевышнем разговаривать можно только на греческом, латинском и еврейском.


Храм Кирилла и Мефодия в Саратове

По пути в итальянскую столицу остановились в Блатенском княжестве, где обучили народ книжному делу. Прибывшим в Рим с мощами Климента так обрадовались, что новый папа Адриан II разрешил проводить богослужения на славянском и даже позволил переведенные книги разложить по церквям. Во время этой встречи Мефодий получил епископский сан.

В отличие от брата Кирилл лишь на пороге смерти постригся в монахи – так нужно было. После кончины проповедника Мефодий, обросший учениками, вернулся в Моравию, где пришлось сражаться с немецким духовенством. Умершего Ростислава сменил племянник Святополк, который поддерживал политику немцев, не дававших спокойно работать византийскому священнику. Пресекались любые попытки распространять славянский язык в качестве церковного.


Кирилл и Мефодий

Мефодий даже три года сидел в заключении при монастыре. Освободиться помог римский папа Иоанн VIII, который наложил запрет на литургии до тех пор, пока Мефодий в тюрьме. Однако, чтобы не нагнетать обстановку, Иоанн же запретил и богослужение на славянском языке. Лишь проповеди не карались законом.

Но выходец из Салоников на свой страх и риск продолжал тайно проводить службы на славянском. В это же время архиепископ крестил чешского князя, за что чуть позже предстал на суде в Риме. Впрочем, удача благоволила Мефодию – он не просто избежал наказания, а еще и получил папскую буллу и возможность снова вести богослужения на славянском языке. Незадолго до смерти успел перевести Ветхий Завет.

В 869 году святой Константин принял монашеский постриг

Вскоре такая жизнь сильно подорвала здоровье Константина. В 869 году он сильно заболел. Тогда же он и принял монашеский постриг с именем Кирилл. Своему брату он говорил продолжать их великое дело. В том же году он и был похоронен.

После смерти Кирилла, Мефодий с учениками стал обходить славянские земли, продолжая свое служение. В то время на территории Моравии произошло усиление влияния немецкого священства. В 872 году Мефодия схватили и посадили в немецкую крепость. Но Папа Иоанн третий приказал выпустить его и других греческих пленников.

884

в этом году скончался святой Мефодий

С 884 года Мефодий и ученики стали жить в столице Моравии — Велеграде. Именно здесь и окончился земной путь Мефодия. Отпевание святого произошло на трех языках.

Равноапостольным Кириллу и Мефодию написана икона

Кириллу и Мефодию написана икона. На иконе святые изображены в пожилом возрасте. Один из братьев — Кирилл держит в руках свиток со славянской азбукой, а Мефодий держит Священное Писание. Фото Кирилла и Мефодия можно увидеть ниже.


Икона святых Кирилла и Мефодия. Фото: s41.radikal.ru

О чем молятся иконе Кирилла и Мефодия? Святым молятся:

  • о прибавлении ума;
  • об успешной сдаче экзаменов;
  • о вразумлении детей;
  • в приобретении новых навыков и профессий.

Почитание

Братьев Мефодия и Кирилла начали почитать в первые годы после их кончины. Вскоре они были прославлены в лике святых равноапостольных мужей ещё единой Христианской Церковью.


Икона святых Кирилла и Мефодия

В современной православной традиции днями их поминовения являются:

  • 27 февраля — кончина Кирилла;
  • 19 апреля — преставление Мефодия;
  • 24 мая — общая дата поминовения равноапостольных братьев, установленная в конце XIX в. Святейшим Синодом.

На заметку! 24 мая — во многих странах Восточной Европы являются днём проведения праздника славянской культуры и письменности.

Перед иконой Кирилла и Мефодия совершаются молитвенные пения

Перед иконой Кирилла и Мефодия совершаются молитвенные пения. Кириллу и Мефодию написан канон, который совершается накануне дня памяти святых. Канон может каждый читать и дома у себя. Также не стоит забывать о том, что вы всегда можете обратиться к святым своими собственными словами о помощи. Самое главное, чтобы ваши слова были искренними.

Канон:

Глас 4

Песнь 1

Ирмос:

Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Припев:

Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас.

К чаши премудрости Божественная твоя уста приложив, напитася спасительнаго пития, разумом свет являя языком, и секира, посекающая неприязненну всяку лесть.

Просветив тя, яко светило, Светодавец Христос Бог наш всему мирови яви тя учителя и посла учити темныя Книгами Законоучными языки западныя.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Святый Дух от пучины извлече Божиим словом всему миру учителя благоверия, мудре, драгий бисер, Божия закона Книгами, блаженне, языки освяти.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Красный ум преиме Небесным силам, Божий бо Твой бысть храм душевный, егда во чреве понесла еси Бога нашего Дева, горо пресвятая.

Песнь 3

Ирмос:

С высоты снизшел еси волею на землю превышше всякаго начала, и смиренное вознесл еси из ада преисподняго естество человеческое: несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче.

Припев:

Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас.

Словом и сердцем и языком Христа, Сына Божия, проповеда, премудрость же и силу и Слово воплощшееся, блаженне, струями приточными посрамив триязычники.

Цевница приточна свята воистину явися, блаженне Кирилле, глас нам спасения святым звуком духовным бряцая прекрасно, лесть прогнал еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

О уме огненный, о доброгласна трубо, о славию песнивый, о ластовице златоглаголивая, о языче слаждший меда в притчах, Кирилле премудре, всех нас помяни.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Советом Отчим Безначальный Сын яко Слово в ложесна Твоя осенением Святаго Духа, Богородице, вселися и плотию родися из Тебе, спасая души наша.

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 8

Яко заря, просветив всю землю, еретики гониши, взыскан на востоце и западе и севере и юзе: триязычники исправляеши, проповедая странам, языки своими им глаголя и Книги предая. Рима же дошед, ту тело свое положи, блаженне, в руце Господни душу свою предав: благоверия учителю, моли Христа Бога грехов оставление подати чтущим любовию святую твою память.

Песнь 4

Ирмос:

Седяй в славе на престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, Нетленною Дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Припев:

Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас.

Другий Авраам преселением, блаженне, был еси от отечества, желанием Премудрости большия, яко златыми монисты украсился еси, лучами пресветлыми зело облистаяся.

Копием словес твоих яко Замврия пронзил еси, Мадианстей ереси приложившася горько, телеснаго образа отметающихся явившагося во плоти Иисуса.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Равносущную проповедал еси Святаго Духа силу Отцу и Сыну Трисолнечнаго Света, Имже Божии бываем по поданию сынове Свету и истин наследницы.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Избавльшеся перваго осуждения Адамова Тобою, Девице, обретохом радость неизглаголанную, благословение бо всем родила еси, Сына Божия в наш образ.

Песнь 5

Ирмос:

Ныне возстану, — пророчески рече Бог, ныне прославлюся, ныне вознесуся, падшаго прием от Девы, и к Свету Умному возносяй Моего Божества.

Припев:

Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас.

Мастию своею украсившуся тебе, блаженне, добре, благодать излияся во устнах твоих, духовномудре, и нечествующих глубину изсуши наводнену словесы твоими.

Стояше крепко, пособствуя по вере, мудре, льсти претыкания посекая словом твоим, равняя верным Божественную стезю, наставляя во град Христов послушливыя.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Преплывающе дивно бездну твоим словом и притчами, Кирилле блаженне, от зимы мразныя благою верою в тишину Вышних обителей вшел еси.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Спасая человеки, Отцеви равен Сын Человек бывает: из Тебе, Пречистая, плоть прием и земная Богови сотворив и Небесному Царствию человеки соделал есть.

Песнь 6

Ирмос:

Приидох в глубины морския, и потопила мя есть буря многих грехов: но яко Бог из глубины возведи живот мой, Многомилостиве.

Припев:

Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас.

Сонм мертвится, приложившся Агаряном, яко змии живущим, в притчах твоих Трисолнечнаго и Единаго Божества силою убо изнемогая.

Яко избранна стрела явися еретиком врагом, ятая в теле святем, якоже пророчески пишется, хранящаяся Божеством и состреляющая враги.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Возлюбив из млада Премудрость, сестру себе приял ю еси и, умудрився Богом, блаженне, явился еси философ.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Иезекииль Тя врата виде, имиже пройде Един Бог Вышний, ложесна святая Твоя прошед плотию, Пречистая, и не отверста оставил есть их.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне

Кондак, глас 2

Твердым и Богодохновенным учением просвещая мир пресветлыми зарями, обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне, разсевая пресветлое Божие слово, на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.

Икос

Пресветлое житие возлюбив, мудре, зарями Трисолнечнаго Божества освещен, проиде, яко молния, вселенную, северную и южную просветив страну, западным же свет незаходим возсия. Темже и мне, мрак греховный прогнав, блаженне, свыше испроси послати благодать духовную: имаши бо дерзновение к Богу непрестанно молитися за вся.

Песнь 7

Ирмос:

Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще: препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Припев:

Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас.

Словесными пищальми, блаженне, призывая овцы в ограды святыя, мудрыми притчами, красотою и сластию словес твоих.

Не устрашися, учителю, воински един внити в полк жидовский, всех же народ их столп мудростию разверзе, яко и Он Ханаанский пророческими притчами.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тебе дарова источника знаменана всем правей вере, блаженне, воды сладоточныя напаяюща всегда сыны благоверия и исполняюща, яко реку, течением Церковь Господню.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Небес ширшую содея Бог, Браконеискусная, в ложесна Твоя вселився, Пречистая, темже молю Ти ся стужающа мя прегрешения избави широтою покаяния моего.

Песнь 8

Ирмос:

Отроки благочестивыя в пещи, Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Припев:

Преподобне отче наш Кирилле, моли Бога о нас.

К Свету преложився, свет явися внятию еже от Бога, о философе, ин бо обретеся Павел добродетельми, претек всю землю в языцех, солнца светлее сияя, словом учения твоего вопия: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Якоже преторжеся сонм еврейский остротою словес твоих, блаженне, в градех Северских в Козарех приложися к тебе. Ты бо множество посече, учителю святый, яко Голиафа Давид, в поганех.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Велика тя оплота и твердь земля Паннонская имущи, блаженне, заблуждения еретическая рушит Книгами и триязычников, крепко научена тобою, темже тя, учителя мудраго, поминающе присно, Христа прославляем.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Книгами учений святых пророк, Дево, Богородицу Тя верою проповедаем, Ты бо роди Отроча, Ветхаго деньми, яко нова Человека, темже Тя, Пресвятая, поем и превозносим.

Песнь 9

Ирмос:

Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть: Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси, тем Тя вси величаем.

Припев:

Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас.

Яко светило, тя честно Христос возложи, блещущася в концах, мудре, в венци церковнем, Егоже ради до смерти подвизася, умножая верных воспитание разумом и говением.

Павлу Божественному ученик был еси, егоже детели последуя, проиде до край западных, слово разсевая в языцех (в Каоне), и в Риме дух свой в руце Богу своему предаде.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Яко солнце на земли возсия, учителю, всюду притчами, лучами Богогласия, просвещая, поющия тя верою и о раце стоящих твоего тела, помяни, блаженне, своя ученики.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Лучами Твоего света, Пречистая, душу мою ныне просвети лежащу в рове гибельнем, воздвигни, враги сокрушающи, оскорбляюща присно души моей и на грехи мя побуждающа.

Светилен

Яко светильника тя Христос мирови показа и учителя вселенней, преблаженне Кирилле, Солунская отрасле, тем и нам, поминающим честную твою память, от Него просим милость.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Молитва святому равноапостольному Кириллу

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Кирилле и Мефодие! К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и к вере Христове наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом, и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом: обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваших молитвы не отвратите, но яко велие имущии дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, да умирит, отпадающия паки во единомыслие приведет, и всех нас единением духа и любве во единей, святей, соборней и апостольстей Церкви соединит: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнича ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает: не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших (имена), ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словенския разсеяваемы от волков мысленных восхищаются: дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии Богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице единаго Бога, прославим во веки веков. Аминь.

Всю свою жизнь равноапостольный просветитель посвятил возможности принимать знания, оставленные предыдущими поколениями, посредством переводов и проповедей. Именно поэтому его труды не должны оставаться напрасными и предаваться забвению в современном мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]