Для чего нужен колокольный звон в церкви?
Фото: Flickr.com
В колокола звонят не для того, чтобы привлечь внимание. Каждый колокольный звон содержит определенный смысл. Главными целями звона являются:
- Оповещение о начале церковной службы и приглашения верующих на богослужение.
- В определенные моменты службы звон подчеркивает торжественность и важность происходящего в храме.
- В праздники звон выражает духовный подъем и радость верующих.
- Во время отпевания звон выражает печаль по ушедшему, но и радость в том, что он перешел к лучшей жизни.
Все о колокольном звоне: где послушать
Искусство русского колокольного звона имеет многовековые традиции. Однако время, непрерывно вносящее свои изменения в течение жизни, не пощадило и колокольные звоны. Так, например, вместо уникального, штучного отлива колоколов в XIX веке пришло массовое изготовление, уже в XXI все чаще на колокольнях стали устанавливать «Электронного звонаря», а теперь сами звоны «продаются» в записи mp3 формата. Но старинные навыки ремесла не исчезли бесследно. «Санкт-Петербург.ру» предлагает вспомнить о том, как все начиналось, где можно услышать лучшие колокольные звоны в Петербурге, и понять, почему и верующий и атеист останавливаются, услышав звон колоколов. Металл и духовность
Колокола, подобно трубам и барабанам, пришли к нам из глубокой древности, где они являлись непременным атрибутом языческого культа. Так в Древнем Риме колокол в виде цветка висел перед входом в храм богини Кибелы.
На Руси церковные колокола, как правило, отмечали время начала службы и несли охранную функцию: набат возвещал о пожарах, нападениях врагов, мятежах. Первоначально колоколов на русских храмах было очень мало. В те времена существовал только один вид звона — Благовест, позже с добавлением к нему большего количества колоколов возникает Перезвон, который представляет из себя перебор колоколов, соответственно их весу, от большего к меньшему и наоборот, а также Перебор и Трезвон. Постепенно, с увеличением колокольного звукоряда и веса колоколов, для них начинают строить специальные сооружения — звонницы и с XVII века колокольни, которые располагаются при храме.
«Колокола полюбились русским настолько, что мы учились лить у иностранных мастеров. К нам приезжали мастера со своими технологиями и своим металлом. Это было очень дорогая технология — отлить колокол. Способ их изготовления держался в тайне по простой причине — параллельно можно было узнать секрет литья пушек. Позже, когда «технологии» были освоены, произошла дифференциация — разные мастера отливали колокола и пушки», — рассказал об истории начала изготовления колоколов на Руси старший звонарь Собора Владимирской иконы Божией Матери Владимир Кайчук.
На Руси пушки — символ силы. А колокол — символ веры, духовности, крепости. Было время, когда колокола захватывали, брали в плен, дарили, а после выигранной битвы ставили храм или часовню с колокольней. Очередной князь старался отлить колокол большего размера, чем это делал его предшественник. Был и еще один важный нюанс: звук колокола должен был «покрывать» русские просторы, так как сигнальная система тогда работала именно благодаря колокольному звону. Это обстоятельство способствовало постепенному увеличению размера колоколов. Но соорудить устройство, которое могло бы держать огромные раскачивающиеся колокола люди того времени, да, вероятно, и современные не могли. И способ их звучания изменился: «очепный» (когда раскачивали колокол), сменился звоном «язычным» (раскачивают «язык»).
«Россия у нас колокольная империя и держава, а в особенности Москва. У нас самые большие колокола в мире», — уточняет Владимир Кайчук.
Новодел или традиции?
Революция и многолетние гонения на церковь в России привели к практически полной утере традиций колокольного звона. Хотелось бы сразу отметить, что благодаря специфике колокольного звона его повторить сложно, но, уже начиная с XIX века, звоны начали записывать нотами. Отчасти благодаря этому следующее поколение смогло воспроизвести общий рисунок звука.
«Мы, действительно, не воспроизводим колокольные звоны в точности, как они были когда-то, но, к счастью, этого и не требуется. Для того, чтобы понять, какие звоны бытовали, скажем, в предреволюционный период русской истории, можно почитать многочисленные свидетельства и описания, отраженные как в художественной литературе, так и в исторических документах того времени. Большим источником информации служат также колокольные произведения, которые попали в классическую музыку, аудио и видео- записи, сохранившиеся с послевоенных лет, и, конечно, традиции храмов и монастырей, которые не прекращали работу в советское время», — рассказал корреспонденту «Санкт-Петербург.ру» преподаватель, штатный клирик и звонарь прихода Рождества пророка Иоанна Предтечи деревни Юкки, руководитель Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей священник Павел Радин.
В России одним из традиционных носителей колокольного звона является Псково-Печерский монастырь, здесь во времена церковных гонений не прекращались богослужения, а значит передавались и знания, накопленные веками. Традиция сохранилась и в Ростове Великом, причем там же можно увидеть и старинные колокола, уцелевшие благодаря стараниям Анатолия Васильевича Луначарского, поспособствовавшего выдаче на них охранной грамоты, что дало возможность уникальному ансамблю звонницы Ростова Великого избежать участи большинства колоколен революционной России.
Звонарь Владимир Степанович Кайчук рассказал, что некоторые традиции колокольных звонов удалось частично воссоздать. В 1960-х года многие исследователи пытались восстановить, понять, как раньше звучала Русь и Россия, именно звучала, потому что все города стояли в цепочке монастырей, храмов, церквей, и колокольный звон был привычным как воздух или наступившая весна. Традицию Ростова Великого, например, удалось реконструировать благодаря съемкам в 1960-х фильма по роману Льва Толстого «Война и мир». «Режиссеру Сергею Бондарчуку, снимавшему фильм, нужно было воспроизвести исторический звучащий фон — колокола. В то время, как правильно звонить, практически никто не знал. Клич по советским городам привел в Москву «стариков-ростовцев», которые мальчиками слышали дореволюционные колокольные звоны, они и помогли реконструировать», — рассказал старший звонарь.
Есть и другой способ достижения прежней музыкальности колокольных звонов России — практика, импровизация и изучение. Звонари из Великого Новгорода, Ростова-на-Дону, Москвы и других городов России заново рождают колокольное искусство, собираясь на фестивали колокольной музыки, где обмениваются практическим опытом и изучают звонарские стили разных регионов. Но, не всему в колокольном звоне можно научиться от человека. Как рассказал звонарь и священник Павел Радин, любой практикующий звонарь знает, что колокольному звону учишься… от своей колокольни. Именно инструмент диктует звонарю, что возможно на нем исполнить, а что — нет.
Владимир Кайчук уверен, что звонарем может стать практически каждый
Импровизация на колоколах
Помимо церковных колокольных звонов, которые возвещают о начале службы и праздниках, благодаря стараниям виртуозов, появилось такое понятие как колокольная музыка. Подобно любому другому музыкальному инструменту колокола сейчас используются для импровизаций, композиторы и исполнители сочиняют и «играют» на колоколах вне ее канонического применения.
Павел Радин во время записи колокольных звонов
После общения с разными звонарями корреспонденты «Санкт-Петербург.ру» поняли, что в колокольной музыке есть два типа звонарей: звонари-музыканты, которые воспринимают свои колокольни как инструмент, как простор для творчества и экспериментов, и блюстители традиций — они не стремятся к индивидуализации своего искусства, а служат людям и Богу.
«Нет людей без дара. Господь всех людей наделил своими дарами, и каждый человек индивидуален. И каждый имеет те дары, которых у других нет, — считает Владимир Кайчук. — Звонарем может стать практически любой, важно, какая «начинка» у человека. В зависимости от того, что чувствует человек, так он и звонить будет — скованность, раздражение, гармония — все видно и слышно».
Звонари о колоколах могут рассказывать как о детях. До сих пор некоторые сохраняют старинную традицию давать колоколам имена. Колокола, как люди, со своим голосом и темпераментом. Как и ребенок, колокол «рождается» особенным. Есть даже такая наука об изучении колоколов — кампанология. Лечение колокольной музыкой
«Колокольные звоны лечат от любых заболеваний, а колокола уничтожают все вредные вирусы, бактерии и микробы», — подобная информация регулярно появляется в Сети, и среди ее сторонников множество околомедицинских персон. Однако, по мнению отца Павла, подобные домыслы не имеют под собой никакого основания. Но есть «физическое» объяснение, почему человеку, любому, как минимум интересно слушать колокольную музыку.
«Все дело в том, — объясняет отец Павел, — что «состав» колокольной музыки уникален. Главная особенность звучания колокола заключается в том, что при ударе «языка» колокола о его край возникает не один, а сразу несколько звуков — обертона. Они выстроены в строгом порядке и практически не различаются на слух, сливаясь для нас в единую ноту. Однако, звуковой спектр колокола представляет собой особое сочетание обертонов, соотношение которых для каждого из них индивидуально. и нравится ли нам или нет, но мозг начинает пытаться решить эту загадку, понять рисунок, узнать звук. Он старается расставить слышимые им обертоны в той последовательности, в какой научился их слышать и в том порядке, который ему удобен и кажется логичным. Он ищет и не находит, ибо особенность звукового спектра колокола состоит в его негармоничной структуре и, по этой причине, частичных тонов, нужных нашему мозгу для получения полноценной картины звучания, попросту может не быть». Эта работа мозга и дает ощущения прибавляющегося здоровья у чувствительных людей.
Карильон колокольни Петропавловского собора
Владимир Кайчук
Павел Радин
Колокольни, мимо которых пройти нельзя
По советам звонаря Собора Владимирской иконы Божией Матери Владимира Кайчука и преподавателя, штатного клирика и звонаря прихода Рождества пророка Иоанна Предтечи деревни Юкки, руководителя Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей священника Павла Радина мы составили список колоколен, где можно услышать лучшие петербургские колокольные звоны:
1. Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров. Колокольня до сих пор является самой высокой колокольней Русской Православной Церкви. Ее высота — 122,5 метра: 40-метровый золоченый шпиль, 60-метровое каменное сооружение и некоторые надстройки. Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга — 5-тонный благовестник. На колокольне установлен также карильон. Петропавловсккая крепость, Заячий остров
iskusstvu.ru
2. Свято-Троицкий Собор Александро-Невской лавры соборный храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Строительство собора началось еще при императоре Петре I. Собор был освящен 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Святого Апостола Андрея Первозванного. Набережная реки Монастырки, дом 1
clubs.ya.ru
3. Спасо-Преображенский собор (собор Преображения Господня всей гвардии) православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма. Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур. От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок). Преображенская площадь, дом 1
spbfoto.spb.ru
4. Собор Владимирской иконы Божией Матери действующий православный храм на Владимирской площади в Санкт-Петербурге. Посвящен Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Колокольные звоны можно услышать каждый день: за 20 минут до начала службы утренней и вечерней. В субботу вечером (с 18:00), воскресенье (с 10:00), и в праздники. Владимирский проспект, 20
al-spbphoto.narod.ru
5. Церковь Спаса Нерукотворного образа изначально здание было построено для других целей. В 1736 году в связи с желанием служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в палате над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного, позже — каменная. В 1837 году в церкви прошло отпевание Александра Сергеевича Пушкина. После 1917 года храм был разграблен, в 1919 году — закрыт, библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены. В 1923 году здесь открыли Клуб конной милиции. Конюшенная церковь возвращена верующим в 1991 году. К 1999 году проведена реставрация. В настоящее время каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину. Конюшенная площадь, 1
ipetersburg.ru
6. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Смоленская церковь) один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском кладбище. Согласно преданию в постройке церкви участвовала св. блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса. Васильевский остров, ул.Камская, 24
kuraev.ru
7. Собор святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский собор) действующий православный собор на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры XVIII века. В 1729 году на Васильевском острове была заложена, а в 1732 году освящена новая церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1744 году церкви присвоен статус собора. Васильевский остров, 6 линия, дом 11
fotki.yandex.ru
8. Храм Федоровской иконы божьей матери в честь 300-летия дома Романовых Храм исполнен в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Федоровича. В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых, было решено построить в столице собор. Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича. Приход действовал до 1932 года. Храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли. В течение 40 лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной. В 1993 году городские власти передали Феодоровский храм епархии. 27 марта 2011 года была завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века. Услышать колокольные звоны можно за 20 минут до начала службы. Миргородская улица, 1
feosobor.ru
9. Храм Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки православный храм, строительство которого началось в апреле 2009 года. Как рассказал звонарь церкви Отец Павел несмотря на то, что все колокола современные от заводов Москвы, Воронежа, Ярославля, там сохранена концепция аутентичных колоколов. Колокола всегда собирались в течение десятилетий, и имитировать эту ситуацию можно, собрав колокола разных производителей. В настоящее время Храм в Юкках еще достраивается, но колокольный звон уже услышать можно. Услышать колокольные звоны можно за 20 минут до начала службы. Обычно ежедневно в 9:40 и 16:40.
fotki.yandex.ru
10. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы православный действующий храм. В 1994 году в Большеохтинском благочинии был основан приход Благовещенской Пискаревской церкви. Приходом, объединившим инвалидов опорно-двигательного аппарата и помогающих им людей, было задумано и начало воплощаться в жизнь создание церковного комплекса на Пискаревском проспекте Санкт-Петербурга. В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения, действует воскресная школа для детей и взрослых, открыта библиотека духовной литературы. Пискаревский проспект, дом 41
fotki.yandex.ru
11. Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала (Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости) действующая церковь в Санкт-Петербурге, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. В конце XIX века местность близ Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. Петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви ходатайствовало перед городскими властями о выделении земельного участка для строительства храма. Первый деревянный храм Воскресения Христова был построен в 1894 году. Набережная Обводного канала, дом 116
al-spbphoto.narod.ru
12. Церковь Сретения Господня православный храм в Санкт-Петербурге на берегу Муринского ручья на углу Гражданского проспекта и проспекта Луначарского. Звоны к будничным службам производятся в один колокол. Звоны во все колокола можно услышать в любое воскресенье или во все двунадесятые праздники с 9:45 до 10:00 и после службы (приблизительно около 12:00 в течение 10 минут). Гражданский проспект, дом 101
al-spbphoto.narod.ru
13. Храм Святого Первоверховного Апостола Петра в Веселом Поселке приход был зарегистрирован только в 2005 году. Храм спроектирован в ново-русском стиле со сложной многосводчатой архитектурой. Искровский проспект, 11
al-spbphoto.narod.ru
Текст: Марина Беляева Фото: Юрий Строфилов
История колокольного звона
Фото: Flickr.com
С древности, чтобы призвать людей в храм на молитву, использовали какие-то предметы, способные давать сильный звук, который могли слышать во всех концах селения. Сначала это был один, сигнальный колокол. Но затем искусство колокольного звона развивалось, появились колокола больше и меньше по размеру, издававшие разные по силе и высоте звуки. Отливали колокола из разных металлов и сплавов, которые гармонично соединялись в резонансе между собой.
Цель колокольного звона в те времена была — собрать людей на молитву, так как она должна быть соборной, всеобщей. Люди должны вместе воздавать хвалу Господу в храме Божьем.
Легенды и исследования колокольного звона
Длительные исследования колокольного звона доказали, что в пространстве колокола вырабатывается положительная энергия. По легендам, колокольный звон спасал людей от эпидемий и негативной энергии.
Он по своей силе, мощи и красоте целителен для человека, он способен лечить душу и тело, восстанавливает энергетику, укрепляет физическое здоровье и гармонизирует психику.
При звучании колокольного звона пространство насыщается позитивной энергией, наполняя воздух энергией любви и добра. Звуковая волна распространяется в виде креста. Колокола представляют собой генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, его используют для стерилизации пространства.
Таким эффектом обладает только живой звук. Известно, что звонари простудными заболеваниями не болеют. Аудиозапись колокольного звона можно слушать дома, где часты ссоры и конфликты, он очищает пространство от негативной энергии.
Какой бывает колокольный звон?
Звон в России отличается от других стран. На Руси с древности звонницы устраивались так, что звук извлекался не во время раскачивания колокола вместе с языком. В наши колокола – били — то есть, колокол был неподвижен, а язык ударял в него, раскачиваемый, как маятник, на веревке.
Разумеется, такой способ давал гораздо больше возможностей выразить в колокольном звоне свои чувства, звук был более тонким, предсказуемым и мелодичным. Также, как уже было сказано, множество размеров и форм колоколов, позволяли полностью соответствовать канонам и выдавать не только храмовые звоны, но и мелодии.
Колокольный звон восстанавливает ауру человека
Колокольный звон способен восстановить энергетическое поле человека. Во время наблюдений, было зарегистрировано увеличение симметрии и площади энергетического поля человека. Таким образом, было выявлено восстановление энергетики человека после прослушивания колокольного звона.
Кроме этого колокольный звон усиливает вибрацию окружающего пространства и человека. Происходит растворение отрицательной энергетики с низкой вибрацией, она дробится и выходит из биополя человека.
Колокольный звон способен войти в резонанс с энергетической системой человека, тем самым активизируя чакры и увеличивая энергетический потенциал человека. Сегодня уже нет сомнений благотворного воздействия колокольного звона на здоровье человека:
- он избавляет человека от стресса,
- способствует нормализации обмена веществ и деятельности сердечнососудистой системы,
- восстанавливает вегетативные дисфункции, которые сопровождаются страхами, депрессией и нарушением сна.
Виды колокольных звонов и их значение
Фото: Flickr.com
Каждый звон колоколов дает понять, какое событие по церковному календарю отмечается и что в данный момент происходит в церкви на богослужении.
Благовест
Эти словом обозначают отдельные, сольные удары в большой колокол. Они издаются в начале службы, во время Евхаристии на литургии. Если служится другая служба, то благовестом отмечается начало чтения Евангелия. Благовест может быть не только одиночный, но и входить в другие виды звона. Благовест тем длиннее и громче, чем важнее церковный праздник.
Трезвон
Для выражения радости и торжества исполняется звон в несколько разных колоколов одновременно. Его можно услышать после благовеста или перед началом важных праздничных богослужений. Звонят все колокола – большие (они называются благовесты), средние (их называют подзвонные) и малые (зазвонные).
Перезвон
Издается поочередными ударами в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого. Это торжественный вид звона. Он употребляется только в некоторые дни страстной недели Великого Поста и при освящении воды в Крещение.
Перебор
Также поочередные удары в каждый колокол, но начиная с малого до большого. А затем сразу ударяют во все колокола. Это погребальный звон и издается он во время отпевания усопшего.
Виды звона – благовест, перезвон, перебор, трезвон
Полной классификации всех звонов в науке пока не существует. В звонах много разночтений т.к . звон – устная традиция и немаловажными являются местные традиции.
Несколько примеров благовеста:
Одиночные удары характерными чертами которых являются ровность, мерность, настойчивость.
Одиночные удары, переходящие в трезвон (не благовест в чистом виде) Кафедральный собор богоявления в Елохове
Частый благовест ( звон в оба края колокола+ зазвонные – единый комплекс) Благовест
Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней… Он, собственно, уже есть Богослужение” —
говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше:
в великие праздники —
в праздничный колокол
перед воскресными службами —
в воскресный колокол.
Звонарю, как следует из указаний “Типикона”, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. “Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания…”
(“Типикон”, гл.1).
Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.
Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх — в современном варианте — пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.
Рекомендуется звонарю во время благовеста читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. “Та же восходя ударяет в великий ком-пан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю”
(“Типикон”, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь это время уменьшилось (из-за того, что звон теперь несёт в себе более символический, нежели практический смысл) и составляет примерно 10 минут, в начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный (если удары слишком редки), или тревожный (в случае очень частых ударов).
мплекс).
Перезвон –восходящий последовательный медленный от самого большого низкого колокола к самому маленькому высокому
Перебор – нисходящий последовательный медленный от самого малого колокола к самому большому
Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Трезвон –звон в два колокола и более. Необходимо помнить главное деление – праздничный и постовой
Трезвон
Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы — Вечерня, Утреня и Литургия. Поэтому:
перед Вечерней
совершается трезвон в
один
приём;
перед Утреней,
поскольку это вторая служба, трезвон
в два
приёма;
перед Литургией — в три.
Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые —«Красный звон»
и
«Звон в двои».
О “Красном” звоне можно сказать следующее: в “Типиконе” встречается выражение: “звон в красных”
(“Типикон”, гл.49; В среду 5-й седм.)-
В данном случае указывается на употребление колоколов средних, не больших, поскольку Четыредесятница ещё не закончилась.
«Красными» в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово “красный” имеет в церковно-славянском языке значение “красивый, миловидный, прекрасный». Например, при пении в приуготовительные к Великому Посту воскресные всенощные псалма 136-го “На реках Вавилонских…” в “Типиконе” указано: «Поем со аллилуею красною».
Думается, не будет грубой ошибкой считать, что “красным” именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества, ликования.
“Вообще же следует к Вечерням, Утреням и Литургиям звонить без всякого излишества” —
указывается в «Учебном уставе» со ссылкой на определение Св. Синода.
Звон «в двои» совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному.
Звонят «в двои» ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.
Последовательные удары в колокола используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.
Мелизм –мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии
Простая трель– игра шестнадцатыми
Быстрая трель –исполняется тридцать вторыми
Форшлаг –мелизм, состоящий из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку, исполняемых за счёт его длительности
Короткий фаршлаг– исполняется колоколами одной группы
Длинный форшлаг –исполняется с применением вспомогательных колоколов из других групп
Билет№6
Виды звона
Существует большое количество звонов:
Будничный – трезвон простой,с использоанием будничного благовестника без особых украшений
Праздничный – как правило долгий, красивый звон с возможностью использования всех благовестников
Пасхальный – особый праздничный трезвон
Красный – от Пасхи до Фоминой седмицы
Встречный трезвон – чаще всего применяется при встрече владыки ( за 15мин благовест, при появлении машины – праздничный трезвон (при встрече владыки перед храмом настоятелем — звон останавливается, когда владыко входит в храм снова праздничный звон минуты 3-4)
Малиновый звон – 1 В Бельгии есть город Мехелен (в другой транскрипции – Малин), славившийся своими красивыми звонами.2.Короленко – «Слепой музыкант»: малиновый цвет – смягченный красный. И звон такой же мягкий, не в новые колокола,имеющийэмоциональную окраску по аналогии с малиновым цветом.
Водосвятный – перезвон+трезвон на освящение воды.(Перезвон по 7 ударов с прересечением начиная с 4го удара). В разных уставах количество ударов при перезвоне разнится(рекомендуется следовать местным традициям ). При погружении креста – праздничный трезвон.
Полиелейный – во время служб с полиелеем, с использованием полиелейного благовестника.
На перемещение иконы – три удара – в путь трогаются, и перезвоном встречают (Новосибирский вариант)
Набатный звон – производился во время пожара, при нападении врагов и при других бедствиях. Представляет собой тревожный частый звон в один не самый большой колокол. Царь Алексей Михайлович издал указ для Москвы о набатных звонах. В этом указе прописывалось, как можно определить месторасположение пожара по способу звона – определяли районы, отрезки улиц, где был пожар.
Вечевой – для собрание всего народа на вече – Новгорд, Псков, Москва.
Метельный – прерывистый звон в непогоду в один не самый большой колокол, для ориентира заблудившимся путникам
Звон на отпевание: погребение мирян – перебор от малого колокола к большому с последующим ударом «во вся». При выходе процессии из храма – трезвон(не быстрый, торжественный). В минском уставе погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиереев –при шествии к храму сначала ударяют в праздничный благовест 12раз, затем перебор с малог до большого колокола с ударом во вся и снова 12благовестов и т.д до внесения усопшего в храм. При внесении в храм – трезвон. По прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При выносе усопшего из храма: 12благовестов, перебор и т.д а при поставлении в могилу (или автомбиль) – трезвон
В уставе Н.Завьялова — Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Билет№7
Звоны великого поста – в будние дни великого поста совершается благовест( 3 первых удара до затихания, затем 40 ударов). На часах :
3 час – 3 удара с интервалом 10 -15сек в постовой благовестник
6 час – 6 ударов
9 час – 9 ударов
На изобразительных – звона нет
Перед повечерием – 12 ударов (с понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и сотворив поклон предстоятелю, исшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол.
В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Наиболее задаваемый вопрос: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»
Звон вдвои – звон в два колокола – постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.(из календаря звона И.Дроздихина) Или звон в два колокола – часовой и меньший поочередно(Н.Завьялов), есть ещё варианты, но рекомендуем звон используемый в уставе Н.Завьялова
В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем полиелей, на часех в компан не ударяем».
На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.
В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.
К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен.
В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по 3 удара в каждый колокол ( на великом славословии ), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.
Указаний на это в типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софиского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.
Где можно послушать исцеляющий звон церковных колоколов
За исцелением лучше всего отправляться в намоленные места, такие как монастыри. К одному из наиболее почитаемых святых мест относится Оптина пустынь.
В Оптиной пустыни расположена уникальная звонница из дерева. Несмотря на то, что звонница была осквернена убийством иноков, паломники идут сюда постоянно в надежде на исцеление.
В Троице-Сергиевой лавре находится самая высокая на территории России колокольня – 90 метров.
Поклонники колокольного звона и просто желающие испробовать на себе его целебную силу могут посетить ряд тематических фестивалей. «Уфалийский благовест» состоиться в Верхнем Уфалее, Всероссийский фестиваль колокольного звона ежегодно проходит в Елабуге, а «Хрустальные звоны» можно услышать в Каргополе.
Люди верят в особые свойства колокольного звона и обращаются к нему за поддержкой, исцелением и очищением, видят в нем олицетворение надежды. Феномен колокольного звона поражает и завораживает.