Сотворение мира
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою
(Быт 1, 1–2).
Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.
Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».
Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).
Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.
Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости»[1].
Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.
Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.
Первый день творения
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).
По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.
Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева
Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).
При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.
Второй день творения
И создал Бог твердь… <…> и назвал… твердь небом (Быт 1, 7, и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.
Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).
При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.
Третий день творения
И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).
В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).
В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.
Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).
В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.
И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.
Четвертый день творения
И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).
В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).
Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева
Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).
Пятый день творения
В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).
В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.
В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.
Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.
Шестой день творения
В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).
Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет… Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).
Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).
Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).
Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.
На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).
Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.
Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино
С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.
В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).
Седьмой день
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).
Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.
Общая информация о Книге Бытия
Книга Бытия (Библия) – первая книга Ветхого Завета и всего Священного Писания. Она также открывает библейский раздел Пятикнижие (в иудаизме – Тора). Автором Бытия, как и всего Пятикнижия, считается пророк Моисей. Но важно помнить, что все книги Библии богодухновенны. То есть являются плодом совместного творчества избранных праведников и Святого Духа.
В Книге Бытия 50 глав и более полутора тысяч стихов. Они охватывают события от сотворения мира до смерти ветхозаветного праведника Иосифа в Египте. Повествование включает такие широко известные библейские сюжеты как грехопадение Адама и Евы, убийство Каином Авеля, Всемирный потоп, Вавилонская башня, гибель Содома и Гоморры, жертвоприношение Исаака. Также Бытие описывает историю зарождения еврейского народа.
Дни творения мира (витраж англиканского собора)
Книга Бытия (Библия) — какая еще есть литература о творении мира
Каждый православный христиан может самостоятельно углубиться в изучение книги Бытия и, в частности, её первой главы. Теме шестидневного творения мира посвящено множество богословских трактатов древности и современности. В качестве примеров святоотеческих толкований можно привести труды святителей Иоанна Златоуста («О творении мира»), Григория Нисского («О Шестодневе»), Василия Великого («Беседы на Шестоднев»). На эту тему существуют также сочинения священномученика Викторина Петавийского («О сотворении мира») и святителя Амвросия Медиоланского («Шестоднев»).
Среди наиболее известных современных трудов о творении мира – «Православное понимание книги Бытия» иеромонаха Серафима (Роуза). Религиозно-научный взгляд на эту тему представлен в работах протоиереев Константина Буфеева («Православное учение о Сотворении и теория эволюции») и Стефана Ляшевского («Библия и наука о сотворении мира»). Все эти тексты можно найти на православных интернет-ресурсах.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: бытие 1 глава, бытие библия, в начале сотворил бог небо и землю, и создал бог землю, книга бытия библия
4-й день
Далее сотворены остальные небесные объекты: луна, планеты и звёзды, в том числе Солнце. Так появились привычные для нас освещение мира, источник естественной, тварной энергии и возможность вести времяисчисление (отмерять сутки, месяцы и годы). Книга Бытия (Библия) представляет космические тела безымянными, указывая лишь, что они «большие и малые». Данный способ упоминания небесных объектов призван уберечь человеческий разум от их обожествления.
Каждый день в тексте заканчивается фразой «И увидел Бог, что это хорошо». Так Священное Писание доносит до нас следующую мысль: всё Божье творение совершенно и гармонично. Как писал святой Василий Великий:
«Бог наш ничего не создал как избыточествующего сверх потребности, так и недостаточествующего в чем-либо нужном».
5-й день
Следующий этап творения – создание некоторых видов животного мира: пресмыкающихся, рыб и пернатых. Бог благословил их:
«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:22).
Так возник совершенно новый, гораздо более развитый вид жизни, способный к чувствам и движению. Бытие, 1 глава содержит указание, что Бог создал тварей «по роду». То есть с уникальными преемственными признаками, что делает невозможным развитие одного вида в кардинально другой. Отталкиваясь именно от ветхозаветного термина «род», естествоиспытатель и ученый Карл Линней три столетия назад разработал типологию живых существ.
7-й день
Книга Бытия (Библия) сообщает, что шестидневное творение мира завершилось. На следующий день Всевышний «отдыхал». Данное выражение не стоит понимать буквально, ведь Бог не устаёт и не нуждается в отдыхе. Эта метафора – прообраз покоя в уготованном нам Царствии Небесном. И напоминание о том, чтобы мы отложили дела в священный последний день недели и посвятили его Богу. У древних евреев это была суббота, у христиан – воскресение.
Посвятить день Господу – значит оставить житейские заботы и сосредоточиться на том, что полезно и спасительно для нашей души. Следует как минимум посетить воскресную Литургию. Также желательно принять участие в церковных Таинствах, уделить время добрым делам, чтению Священного Писания или иной духовной литературы. Протоиерей Виталий Дроботун отмечает:
«Важно приходить в храм Божий, молиться, освящаться, набираться этой силой для того, чтобы потом всю неделю выдерживать все испытания. Чтобы на работе и в семье было всё хорошо, чтобы были силы творить добро».
Само название последнего дня недели напоминает нам, почему он священен. Это торжественный день победы Христа над смертью и дьяволом, искупления грехов человечества, обновления нашего падшего естества. Приведём слова святителя Григория Нисского:
«Господь, соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрешил узы смерти и Своим Воскресением проложил путь [на Небо] всякой плоти».
В христианском богословии существует понятие «синергии» – соработничества Господа и человека в деле спасения последнего. Своим Воскресением Спаситель вернул людям возможность войти в Царствие Небесное. Но Он не хочет принуждать нас к этому – для обретения Вечной Жизни необходима и наша личная воля. Нам нужно прилагать усилия и идти за Спасителем, жить по-христиански, не предавать Его грехами. Видя усердие человека, Господь с радостью следует ему навстречу и помогает в спасении.
6-й день
Предпоследними в череде Творения созданы остальные сухопутные животные. Они заселили всю планету, но ей не хватало высшего творения. А именно человека, способного господствовать над природой и находиться в тесной связи со Всевышним.
Творец создал человека из физической материи и Своим дыханием вселил в него жизнь. В отличие от предыдущих живых существ, человек носит в себе образ и подобие Самого Бога. То есть обладает разумом, свободой и бессмертной душой. Таким образом, мы принадлежим одновременно и материальному, и духовному измерениям. Наше призвание – пребывать в совершенной гармонии с Творцом.
Человек стал финальным аккордом в Божественной симфонии творения Вселенной. Он пришёл на Землю только после её окончательного устроения и украшения. Это был постепенный процесс, в котором природа, будто по ступеням, восходила от малого к великому. Сложность и красота мира призваны напоминать нам о всемогуществе и премудрости Бога.
Праотца людей звали Адам («взятый из земли»). Он был поселен Творцом в прекрасный сад. Животные всех родов сошлись к Адаму, и он дал им наименования. Так первый человек принял владычество над природой.
Однажды, когда Адам уснул, Всевышний взял одно из его рёбер и создал из него женскую ипостась человека – Еву. Она стала верной спутницей Адаму, а также матерью для всего человечества. Творец заповедал первым мужчине и женщине плодиться и населять Землю.
1-й день: «В начале сотворил Бог небо и землю»
Именно этими словами начинается Библия. Под небом в данном контексте христианство понимает духовный мир ангелов. И создал Бог землю – физическую материю. Однако поначалу она пребывала во мраке, вокруг неё ничего не было. Только «Дух Божий носился над водой» (Быт.1:2). Под водой подразумевается первобытная стихия, материя в её изначальном виде. Здесь Святой Дух предстаёт отдельной личностью-Творцом. Таким образом, уже первые стихи Бытия отсылают нас к Пресвятой Троице.
Преподобный Ефрем Сирин предполагает, что в самом начале творения Святой Дух делал материю «родотворной», то есть пригодной для жизни. Также в этот день Всемогущий сотворил свет и обособил его от темноты (день и ночь). Это был вышеупомянутый Божественный свет, чередовавший времена суток до сотворения небесных светил.
Книга Бытия (Библия): 1-я глава
Данный текст является главным источником христианского понимания происхождения Вселенной и людей. Именно благодаря 1-й главе Бытия мы знаем, что пространство и время существовали не всегда, а были сотворены Единым Богом. Это одно из основных положений православного вероучения. Святой Афанасий Александрийский учит:
«Вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысл, и не из готового вещества сотворена, потому что Бог не бессилен, но из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог Словом».
Потому Православие и отвергает религиозное почитание природных объектов и явлений, поскольку знает, что они не равны их Создателю. Вселенная возникла не из Его сущности, а из ничего – по воле внепространственного и вневременного Бога. Он выше Своего творения и является Первопричиной всего сущего. В связи с этим Творец также именуется Всевышним.
1-я глава Священного Писания сообщает нам и то, какое место в мироздании занимает человек. Он стал главным творением Бога, вершиной и целью всего Его созидательного процесса. Человек создан по образу и подобию Творца, призван к Вечной Жизни в единении с Ним. Протоиерей Олег Стеняев наставляет:
«Ты создан по образу и подобию Божию. Весь этот огромный мир, в котором ты живешь, созданный Господом за шесть дней, создан для тебя. Творение не может отрываться от своего Творца и игнорировать Его Законы».
3-й день
Этап устроения планеты Земля. По Божественному произволению вода отступила в некоторых местах и образовалась суша. Видимо, именно тогда оформились материки и гидросфера.
Появились разнообразные растения, которых Бог наделил способностью плодиться. Напомним, что Солнца на тот момент ещё не было. Растительность получала энергию от Первозданного света. Святой Василий Великий видит в этом великий духовный смысл:
«Земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни».