А вы знаете, что значит косая перекладина у православного креста? Три смысла этого символа


Даже те православные, которые воцерковлены достаточно давно, нередко не знают правильного ответа на вопрос о том, что значит косая перекладина на кресте. Для начала надо разобраться, что из себя вообще представляет православный крест. Тот крест, который мы привыкли видеть на куполах церквей, носит ещё ряд названий: русско-византийский, православный византийский, он же крест святого Лазаря. На сегодняшний день именно этот восьмиконечный крест является символом современной православной церкви, хотя официально допускается ещё несколько вариантов.

Что значит наклонная перекладина на православном кресте?

«…не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился…» св. Дмитрий Ростовский

История восьмиконечного креста

Главная отличительная черта — восьмиконечного креста от четырёхконечного – дополнительные перекладины. Вверху над головой распятого Иисуса была табличка, на которой было написано с издёвкой «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» — на арамейском, греческом и латинском. А под ногами Христа, в нижней половине располагалась косая перекладина-подножье. Считается, что это самая достоверная форма креста на котором распяли Спасителя и именно она более всего распространена основной в русской православной традиции.

Некоторые формы православных крестов.

Немного фактов из истории:

  • Кто и когда придумал такой крест? Историкам доподлинно известно о существовании восьмиконечного креста в христианской традиции как минимум с VI века, ещё до того, как произошёл раскол церкви на католиков и православных. Такой крест повсеместно встречается в византийских фресках того времени, а также на многих сохранившихся до нашего времени картинах.
  • Когда был принят в России? Впервые восьмиконечный крест появился на куполах православных церквей в 1551 году. Инициировал этот процесс Иван Грозный и он же стал использовать изображение восьмиконечного креста на государственной символике, в том числе и военной. Очень быстро такой крест распространился по всей России и вплоть до наших дней используется повсюду.
  • Шестиконечный крест. Некоторые источники категорически заявляют, что истинный русский православный крест изначально имел только две поперечные перекладины и носил название шестиконечный русский православный крест. А восьмиконечный крест – просто православный, без национальной принадлежности.
  • Семиконечный крест. В этом случае присутствует классическая перекладина для рук, перекладина-подножье, а вот табличка с надписью располагается в самом верху креста, либо совсем отсутствует. Иногда на этом типе крестов изображают ещё и терновый венец.

Вообще, форм православных крестов довольно много: андреевский, патриарший, папский, накупольный и т. д. Подробнее о них мы поговорим в следующих статьях. А в сегодняшнем материале мы поговорим именно о перекладине.

Интересный факт. «Крыж латинский» или просто «крыж», так староверы называли — простой латинский крест. До сих пор многие бухгалтеры употребляют выражение «крыжить отчёты», но далеко не все знают, что это дословно означает — «ставить кресты».

Скошенный крест появился стараниями византийцев

Появление восьмиконечного православного креста с нижней скошенной перемычкой датируется шестым веком нашей эры. До этого использовался шестиконечный вариант без дополнительной перекладины. Первыми стали использовать новый символ, рисовать его на иконах и фресках жители Византии. Со временем князь Владимир крестил Русь в 988-м году, а христианские верования были переняты ним из Константинополя – столицы тогдашней Византийской империи.

Так на отечественных просторах появился восьмиконечный крест, который остается символом православного христианства до нынешних времен. Шестиконечный крест также используется в качестве альтернативы, но его можно встретить в качестве декоративного элемента храмов и гербов, но довольно редко. Он проиграл конкуренцию своему «собрату» с восемью концами.

Три варианта значения наклонной перекладины

Несмотря на различие других элементов разных крестов, больше всего вопросов вызывает именно нижняя косая перекладина. Мы нашли три толкования этого символа, которые и приведём. Если вам известен какой-то другой — напишите свой вариант в комментариях и мы добавим его в статью.

Исторический или материальный смысл

Обратите внимание на подставку для ног.

Описание восьмиконечного креста встречается у самых истоков церковного писания – например, о нём пишет Ириней Лионский. Димитрий Ростовский, знаменитый своим «Розыском» также довольно подробно разъяснил, что означает косая перекладина на кресте. Она изображает специальную дощечку, которую в древности прибивали на крест под ступнями осуждённого на казнь.

Спорный момент. Историки до сих пор спорят, чем она, в конце концов, была. Актом милосердия, позволяющем получить короткую передышку от сильной боли в кистях и грудной клетке, либо же дополнительной карой, растягивающей мучения ещё дольше.

Искупительный смысл

Церковь даёт более глубокое толкование косой перекладины. Считается, что косой эта перекладина изображается неслучайно и очень важно обратить внимание на её направление. Правильно смотреть на перекладину надо с позиции Христа.

  • Верхняя часть перекладины. Она указывает на разбойника, распятого по правую сторону от Иисуса Христа. Именно он в последние минуты жизни, глядя на страдания Спасителя, раскаялся во всех своих грехах, уверовал в Бога, за что получил прощение и вечную жизнь в царстве Божьем.
  • Нижняя часть перекладины. По левую же сторону от Иисуса Христа был распят разбойник, в своих грехах не покаявшийся и над Иисусом насмехающийся. Он умер без прощения и, в соответствии со Священным Писанием, попадёт в ад. Именно поэтому на него указывает опущенный конец косой перекладины.

Литургический текст. «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия».

Другими словами, крест, как символ веры, играет роль своеобразных весов правосудия и определяет виновного между двумя одинаковыми разбойниками. Ну и, конечно, напоминает нам – в зависимости от того, какую сторону выберет человек, он окажется либо в царстве Божьем, либо в геенне огненной.

Жертвенный смысл

Это толкование некоторым образом связано с предыдущим и дополняет его. Многие смыслы из Ветхого Завета были перенесены в Новый Завет, где обрели новый смысл, связанный с Иисусом.

  • Иерусалимский храм. Во Второй книге Паралипоменон подробно описывается, как при царе Соломоне был устроен Иерусалимский храм. К престолу вели шесть ступеней из слоновой кости, а в самом низу располагалось золотое подножье. Оно было предназначено для священнослужителей, которые собственно и проводили процесс жертвоприношения.
  • Жертвенное подножие. Косая перекладина на кресте считается аналогом, жертвенной ступени. Таким образом, это символ, напоминающий нам, что Спаситель пожертвовал жизнью ради нас, искупив тем самым грехи людей. Пожертвовал совершенно добровольно и осознанно, о чём мы должны помнить постоянно, в том числе глядя на православный крест.

Суеверия и мифы, связанные с нательным крестиком

Говоря о крестике, многие считают, что если человек исповедует православную веру, то ни коем образом ему нельзя надевать католический крестик. Многие священники считают этот вопрос спорным и однозначного ответа не дают.

Но все — таки большинство людей убежденны, что крест несет в себе символ, а католический крест не имеет никакой символики. Но утверждать, что надеть на себя крестик другой веры это грех – также никто не берется.

Но вопреки всем убеждениям и спорам, все священники без исключения твердят, что крестик должен быть на верующем человеке всегда. Даже, несмотря на некоторые суеверия. Такие, например как, его потемнение. Также есть и другие вопросы, которые могут возникать насчет крестика. А именно:

  • Крестик нужно носить только на веревочке или ленточке, но не на цепочке. На самом деле это далеко не так. В святых писаниях нигде не сказано, на чем должен быть крестик. Поэтому это скорее вопрос комфорта и привычек.
  • Носить крестик нужно только под одеждой на голое тело. Это утверждение является верным. Дело в том, что крестик считается символом веры и защиты. Скрывая крестик человек, показывает всю чистоту и искренность своей веры. В случае, когда его носят поверх одежды – он выполняет роль украшения. В таких случаях он не несет в себе силу защиты.
  • Запрещено дарить крестик. Это все предрассудки. Крестик является прекрасным подарком для родных и близких. Тем более если он будет освященным в церкви.
  • Нельзя дарить свой крестик. Если крестик вам достался от родителя или от близкого человека, то почему бы и не носить его. Тем более если у вас его нет. Многие люди утверждают, что отдавая крестик, вы отдаете частичку своей судьбы. На самом деле такого поверья в православной вере нет.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли православным есть конину

Так что дарите крестики родным и близким, деткам и взрослым и будьте счастливы.

Господь всегда с Вами!

Смотрите так же видео о значении православного креста:

Проектная работа » Венчают кресты купола…»


«Венчают церкви купола…»
(Символика крестов на куполах
православных храмов )

Выполнил: ученик
5-б МБОУ СОШ №21 г. БелгородаАлексеев ИванРуководитель; Романова Светлана Геннадьевна

Цель работы

— выявить архитектурную символику куполов и крестов православных храмов .
Гипотеза
в основе современного строения куполов и крестов лежат традиции и символика русского христианского храма . Для достижения этой цели необходимо решить з
адачи
1.изучить материал об архитектурных особенностях куполов и крестов; 2.систематизировать полученную информацию; 3. классифицировать купола и кресты по определенным признакам.
Предметом исследования
— стали купола и кресты различных православных храмов России и Белгорода.
Объект исследования
– символика куполов и крестов

Методы исследования:

  • изучение публицистической, краеведческой, научной литературы изучение архивных материалов изучение фотоматериалов; проведение натурных обследований культовых сооружений анализ полученных материалов, сравнение и обобщение.
  • изучение публицистической, краеведческой, научной литературы
  • изучение архивных материалов
  • изучение фотоматериалов;
  • проведение натурных обследований культовых сооружений
  • анализ полученных материалов,
  • сравнение и обобщение.

Купол (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

главы над храмами бывают

луковичными грушевидными

конусовидными шлемовидными

Шлемовидными покрытиями

чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Купол-луковица

имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил. Это форма напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы.

Овальные купола

являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году.

Шатром

в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре

Купола-зонтики

разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола .

Храм Рождества Христова в селе Горки Красненский район

Количество куполов.

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм

купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения.
Два купола
символизируют два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое .

Храм Архангела Гавриила в Белгороде

Трехглавый храм

три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими

Четырехглавый храм.

четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм

пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм

семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм
девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцатиглавый храм
тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав
могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы
— число земных лет Спасителя.

Церковь Георгия Победоносца села Афоньевка Волоконовского района Белгородской области
.

Цвет купола

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола , потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или
серебряными куполами
В монастырях встречаются черные купола

– это цвет монашества.

Кресты на куполах

В Православной традиции издавна существуют самые разные изображение креста: и с образом распятого Господа, и без Него, эти изображения нередко дополняются разного рода символами. Ведь крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью.

ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД
Крин – стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лилии(крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.
Крест с полумесяцем

Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной .

Мерило праведное

Крест с косым подножием. Это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния.

На крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца . Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины.

«Аз есмь виноградная лоза»

Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Дух в кресте

Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей. Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей.

Царь царствующих

Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.

Заключение

Купола храмов православной церкви издавна славятся великолепным многообразием форм и размеров: маленькие и большие, округлые и граненные, гладкие и узорчатые – они помогают придать каждой церкви неповторимую индивидуальность

Любая форма креста — символична, потому что крест есть образ вселенной, поэтому крест использовался многими древними народами и в дохристианские времена. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимое и невидимое ».

Список используемой литературы

1. Бородин В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Основы православной культуры, 2005 2. Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. 3. Ивашко Ю. Церковное строительство на рубеже тысячелетий, М, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998 г. 4. Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm 5. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. – Э68 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+ , 2001.

Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]