Сила псалмов 26, 50, 90 — в их смысле. Как правильно читать?

«Читающий Псалтирь». Азовсков Тимофей Парфилович

Псалом 26, 50, 90 среди христиан почитаются как наиболее действенная защита в опасных ситуациях. Произносят их также и при болезнях, и во время прочих напастей. Проверено многими поколениями. О помощи этих псалмов писали и святые учителя древности, и исповедники прошедшего столетия, и простые миряне, в том числе наши современники… А сила псалмов заключена в содержании этих древних боговдохновенных текстов.

Молитва

Псало́мъ Дави́ду, пре́жде пома́занiя Госпо́дь просвѣще́нiе мое́ и спаси́тель мо́й, кого́ убою́ся? Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся? Внегда́ приближа́тися на мя́ зло́бующымъ, е́же снѣ́сти пло́ти моя́, оскорбля́ющiи мя́ и врази́ мои́, ті́и изнемого́ша и падо́ша.
А́ще ополчи́тся на мя́ по́лкъ, не убои́тся се́рдце мое́: а́ще воста́нетъ на мя́ бра́нь, на него́ а́зъ упова́ю. Еди́но проси́хъ от Го́спода, то́ взыщу́: е́же жи́ти ми́ въ дому́ Госпо́дни вся́ дни́ живота́ моего́, зрѣ́ти ми́ красоту́ Госпо́дню и посѣща́ти хра́мъ святы́й Его́.

Я́ко скры́ мя въ селе́нiи Свое́мъ въ де́нь зо́лъ мои́хъ, покры́ мя въ та́йнѣ селе́нiя Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. И ны́нѣ се́, вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя́: обыдо́хъ и пожро́хъ въ селе́нiи Его́ же́ртву хвале́нiя и воскликнове́нiя: пою́ и воспою́ Го́сподеви.

Услы́ши, Го́споди, гла́съ мо́й, и́мже воззва́хъ, поми́луй мя́ и услы́ши мя́. Тебѣ́ рече́ се́рдце мое́: Го́спода взыщу́, взыска́ Тебе́ лице́ мое́, лица́ Твоего́, Го́споди, взыщу́.

Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и не уклони́ся гнѣ́вомъ от раба́ Твоего́: помо́щникъ мо́й бу́ди, не отри́ни мене́ и не оста́ви мене́, Бо́же, Спаси́телю мо́й.

Я́ко оте́цъ мо́й и ма́ти моя́ оста́виста мя́, Госпо́дь же воспрiя́тъ мя́. Законоположи́ ми, Го́споди, въ пути́ Твое́мъ, и наста́ви мя́ на стезю́ пра́вую вра́гъ мои́хъ ра́ди.

Не преда́ждь мене́ въ ду́шы стужа́ющихъ ми́: я́ко воста́ша на мя́ свидѣ́теле непра́веднiи, и солга́ непра́вда себѣ́. Вѣ́рую ви́дѣти блага́я Госпо́дня на земли́ живы́хъ.

Потерпи́ Го́спода, мужа́йся, и да крѣпи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода.

Псалом 26 на русском (синодальный перевод)

Молитва

Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.

Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.

Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.

Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.

Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.

Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.

Псалом 50 на церковнославянском языке

Псалом 26

История написания

Псалмы были написаны царем Давидом. Каждое слово опубликовано в книге Псалтырь. Тексты псаломов 26, 50 и 90 написаны на еврейском языке, но уже давно переведены на все возможные языки мира.

Хвалебная песнь 26 была создана во времена правления царя, когда велись многочисленные войны и спокойствие было так редко. Никто не мог быть уверенным, что случиться завтра и единственной надеждой Давида был Господь.

Текст псалма 26

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, прежде помазания 1 Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Госпо́дь Защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся? 2 Внегда́ приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя́, оскорбля́юшии мя, и врази́ мои́, тии изнемо́гоша и падо́ша. 3 Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. 4 Еди́но проси́х от Го́спода, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего́, зре́ти ми красоту́ Госпо́дню и посеща́ти храм святы́й Его. 5 Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол мои́х, покры́ мя в та́йне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. 6 И ны́не се вознесе́ главу́ мою, на враги́ моя́: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Го́сподеви. 7 Услы́ши, Го́споди, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. 8 Тебе́ рече́ се́рдце мое́, Го́спода взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое́, лица́ Твоего́, Го́споди, взыщу́. 9 Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Бо́же Спаси́телю мой. 10 Яко отец мой и ма́ти моя́ оста́виста мя, Госпо́дь же восприя́т мя. 11 Законоположи́ ми, Го́споди, в пути́ Твое́м и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг мои́х ра́ди. 12 Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. 13 Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живы́х. 14 Потерпи́ Го́спода, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода.

На русском языке

Псалом Давида. Прежде помазания. 1 Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? 2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. 3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду на Него надеяться. 4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его, 5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. 6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. 7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. 8 Сердце мое говорит от Тебя: ищите лица Моего; и я буду искать лица Твоего, Господи. 9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! 10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. 11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; 12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою. 13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. 14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.

Правила чтения

Псалом 26 используют, чтобы уберечь себя и своих родных от злых сил. Текст молитвы может быть зачитан:

  • Если есть угроза жизни и здоровья;
  • Если нужен душевный покой;
  • Если на пути трудности и искушения;
  • При опасности, исходящей от врагов.

Многие служители храмов советуют читать псалом 26 сорок раз. Молитва читается каждый день в течение месяца.

Молитва

Въ коне́цъ, псало́мъ Дави́ду,– внегда́ вни́ти къ нему́ Наѳа́ну проро́ку,егда́ вни́де къ Вирсаві́и женѣ́ Урі́евѣ. Поми́луй мя́, Бо́же, по вели́цѣй ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́тъ Твои́хъ очи́сти беззако́нiе мое́. Наипа́че омы́й мя́ от беззако́нiя моего́ и от грѣха́ моего́ очи́сти мя́: я́ко беззако́нiе мое́ а́зъ зна́ю, и грѣ́хъ мо́й предо мно́ю е́сть вы́ну.
Тебѣ́ еди́ному согрѣши́хъ и лука́вое предъ Тобо́ю сотвори́хъ: я́ко да оправди́шися во словесѣ́хъ Твои́хъ и побѣди́ши, внегда́ суди́ти Ти́. Се́ бо, въ беззако́нiихъ зача́тъ е́смь, и во грѣсѣ́хъ роди́ мя ма́ти моя́.

Се́ бо, и́стину возлюби́лъ еси́, безвѣ́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́лъ ми́ еси́. Окропи́ши мя́ иссо́помъ, и очи́щуся: омы́еши мя́, и па́че снѣ́га убѣлю́ся.

Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лiе: возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грѣ́хъ мои́хъ и вся́ беззако́нiя моя́ очи́сти.

Се́рдце чи́сто сози́жди во мнѣ́, Бо́же, и ду́хъ пра́въ обнови́ во утро́бѣ мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отими́ от мене́.

Возда́ждь ми́ ра́дость спасе́нiя Твоего́ и Ду́хомъ Влады́чнимъ утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́мъ Твои́мъ, и нечести́вiи къ Тебѣ́ обратя́тся.

Изба́ви мя́ от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́нiя моего́: возра́дуется язы́къ мо́й пра́вдѣ Твое́й. Го́споди, устнѣ́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвѣстя́тъ хвалу́ Твою́.

Я́ко а́ще бы восхотѣ́лъ еси́ же́ртвы, да́лъ бы́хъ у́бо: всесожже́нiя не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу ду́хъ сокруше́нъ: се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бо́гъ не уничижи́тъ.

Ублажи́, Го́споди, благоволе́нiемъ Твои́мъ Сiо́на, и да сози́ждутся стѣ́ны Иерусали́мскiя: тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́нiе и всесожега́емая: тогда́ возложа́тъ на олта́рь Тво́й телцы́.

Псалом 50 на русском языке (синодальный перевод)

Как читать молитвы

В домашних условиях псалмы читаются на русском языке. Если верующему грозит серьезная опасность, физическое уничтожение, необходимо защищаться чтением оберегающих молитв.

При чтении всех псалмов, вначале, в конце и между ними читается молитва Богородице. Все правило желательно повторить трижды.

Чтение защитных псалмов требует уединения. Необходимо отойти в сторону, если есть возможность, стать перед иконой Божьей Матери. Слова произносить тихо, осмысленно, при необходимости делать небольшой перерыв.

Вопросы священнику
Как лучше всего учить текст на русском языке, ведь псалмы большие по объему?

Для этого можно читать молитвы и заучивать с Псалтири. Или скачать их онлайн и повторять, пока все слова не отложатся в памяти.

Молитва

Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Псалом 90 на церковнославянском языке

Псалом 50

История написания

Песнь 50 была написана не для защиты ради, а ради прощения. Давид глубоко раскаивался в совершенных грехах и просил милости Господа. Если верить истории, то царь прелюбодействовал. Ему очень понравилась жена полководца, но это не остановило Давида. В итоге женщина забеременела и царь попытался скрыть свой грех. Ходил слух, что именно царь приказал убить полководца, мужа красавицы. От людей можно много утаить, но никак не от Господа. Небеса были разгневаны. Началась война между родными детьми Давида, полилась кровь, были убийства. Поэтому только особым словом, Псалмом 50, мог Давид вымолить у Бога прощение. Текст молитвы был написан царем собственноручно.

Текст псалма 50

На церковнославянском языке с ударениями

1 В коне́ц, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафа́ну проро́ку, 2 егда́ вни́де к Вирсави́и, жене́ Ури́еве, 3 Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. 4 Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. 5 Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. 6 Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. 7 Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. 8 Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. 9 Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. 10 Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. 11 Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. 12 Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. 13 Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. 14 Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. 15 Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. 16 Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей. 17 Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. 18 Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. 19 Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. 20 Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. 21 тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

На русском языке

1 К исполнению. Псалом Давида, когда пришёл к нему Нафан пророк, 2 после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Для чего читать?

Читается псалом 50 для прощения грехов и негодных поступков. Говорят, что после прочтения хвалебной песни душа перестает печалиться, уходят тревога и обиды.

Молитва

Хвала́ пѣ́сни Дави́довы, не надпи́санъ у Евре́й. Живы́й въ по́мощи Вы́шняго, въ кро́вѣ Бо́га небе́снаго водвори́тся, рече́тъ Го́сподеви: засту́пникъ мо́й еси́ и прибѣ́жище мое́, Бо́гъ мо́й, и упова́ю на Него́.
Я́ко То́й изба́витъ тя́ от сѣ́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осѣни́тъ тя́, и подъ крилѣ́ Его́ надѣ́ешися: ору́жiемъ обы́детъ тя́ и́стина Его́.

Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрѣлы́ летя́щiя во дни́, от ве́щи во тмѣ́ преходя́щiя, от сря́ща и бѣ́са полу́деннаго.

Паде́тъ от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, къ тебѣ́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́нiе грѣ́шниковъ у́зриши.

Я́ко ты́, Го́споди, упова́нiе мое́: Вы́шняго положи́лъ еси́ прибѣ́жище твое́. Не прiи́детъ къ тебѣ́ зло́, и ра́на не прибли́жится тѣлеси́ твоему́ : я́ко А́нгеломъ Свои́мъ заповѣ́сть о тебѣ́, сохрани́ти тя́ во всѣ́хъ путе́хъ твои́хъ.

На рука́хъ во́змутъ тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и змі́я.

Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́тъ ко Мнѣ́, и услы́шу его́: съ ни́мъ е́смь въ ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дні́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́нiе Мое́.

Псалом 90 на русском языке (синодальный перевод)

Молитва «Богородица Дево, радуйся»

Каждый христианин знает, что в трудную минуту может обратиться к Богородице и будет услышан. Мать Иисуса Христа считает всех людей своими детьми и старается помочь каждому.

Текст молитвы

Молитва «Богородица Дево, радуйся» короткая, но при этом очень сильная.

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

Правила чтения

Молитва Богородице зачитывается:

  • когда человек стремится стать на праведный путь и нуждается в поддержке;
  • от опасностей;
  • от проклятий, чтобы снять с себя черную энергию (также советуем молитвы для снятие всех проклятий);
  • для излечения от тяжкого недуга;
  • при сильных переживаниях за родных и близких.

В течение дня текст молитвы читают 150 раз для чего берут четки, и перебирают их после каждого прочтения. Это позволяет не отвлекаться от смысла слов на подсчеты.

РЕКОМЕНДУЕМ: Сильная молитва на любовь мужчины.

Молитва

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Псалом 90

История написания

Псалом 90 был тоже написан не просто так. Внезапно царя настигла серьезная болезнь. Доктора все в один голос говорили, что это страшная моровая язва. Все искали лучший способ излечения Давида от недуга. Но попытки были тщетны, с каждым днем он слабел. Многие уже в мыслях похоронили царя, но в один день все изменилось. Давид исцелился с помощью чтения своей молитвы.

Текст псалма 90

На церковнославянском языке с ударениями

Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей 1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. 2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. 3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, 4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. 5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, 6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго. 7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится, 8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. 9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́. 10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́, 11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. 12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, 13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. 14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. 15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его, 16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.

На русском языке

Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев. 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: 8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: 12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Правила чтения

Есть другое название для псалма 90 – «Живые помощи». Зачитывать хвалебную песнь необходимо неспешно. Для успешного действия читают три раза. После каждого раза выдерживается пауза, читающий три раза креститься.

Краткое толкование псалмов 26,90

26-й псалом составлен св. Давидом в те дни, когда он еще не был правителем Израиля, но уже был помазан на царствование прозорливым Самуилом. Восседавший в то время на троне Саул искал его гибели, и праведный псалмопевец вынужден был скрываться, предоставив свою судьбу в Руки Божии. Именно поэтому в данном псалме будущий царь выражает великую признательность Господу и надеется на Его Помощь. Взывая к Создателю, он утверждает, что не может быть у человекалучшего упования на спасение, чем заступничество и покровительство Всемогущего Творца. Давид умоляет не оставлять его, заверяя, что желает жить богоугодно и созерцать красоту Господню до последних своих дней.

90-й псалом составлен в качестве восхваления Господа после избавления еврейского народа от моровой язвы. Псалом также называют хвалебной песней Давида. Сутью данного творения является абсолютная уверенность в том, что Господь не оставит без защиты и утешения никого из уповающих на Него: Он укроет людей Своих и от воздействия темных сил, и от земных опасностей.

Псалмы 26, 50, 90 — содержание и толкование

Псалом 26

26-й псалом был написан Давидом в критический период его жизни. Он ещё не был полноправным царём, но уже был помазан на царство пророком Самуилом. Юный Давид музицировал на гуслях во дворце бывшего в то время царём Саула. Юноша уже нравился народу, прослыв храбрым воином и талантливым музыкантом. Царь невзлюбил Давида как потенциального соперника в борьбе за власть. Даже несмотря на то, что выдал за него свою дочь. Саул неоднократно предпринимал попытки убить юношу. Тот был вынужден скрываться от гонений до самой смерти царя.

Во время преследований Давид чувствовал себя под надёжной защитой Божьего промысла. Он составил этот псалом, чтобы выразить любовь, доверие к Богу, мольбу о Его заступничестве. Давид в псалме упоминает вынужденную разлуку с ближними. Но в то же время говорит, что с Божьим покровительством ему не страшны никакие враги. Он просит Всевышнего помочь ему жить праведно, посещать Храм и созерцать Господню красоту до конца своих дней.

Псалом 50

50-й псалом был сочинён уже Давидом-царём в качестве исповедальной мольбы Богу после совершения двух тяжёлых грехов. Первый — блуд с замужней женщиной; второй — убийство её мужа. Обличённый за эти преступления пророком Нафаном, Давид осознал всю тяжесть своих грехов и то, как он оскорбил ими Бога. В псалме царь изливает свои слёзы покаяния и упование на безмерное милосердие Бога. Давид признаёт тяжесть своих грехов, сожалеет о том, что поддался влиянию первородного греха и покоряется праведному Божьему суду.

Автор молит Всевышнего об утешении и столь желанном духовном обновлении. При этом поэтично говорит, что наполненная благодатью душа белее снега. Давид также вспоминает, что ему как пророку была оказана великая честь: Бог просветил его и явил через него Свою мудрость. Царь просит Бога очистить его и дать продолжить пророческое служение. 50-й псалом детально показывает состояние покаявшегося грешника. Поэтому он служит нам примером глубокого смирения и искреннего сокрушения, которые Давид называет нашей главной и необходимой для спасения души жертвой Богу. По этой причине 50-й псалом называется также «покаянным».

Псалом 90

90-й псалом написан царём Давидом как благодарность и хвала Богу после чудесного избавления израильского народа от нашествия моровой язвы. Поэтому в греческой Псалтири этот псалом имеет название «Хвалебная песнь Давида». Смысл 90-го псалма можно передать так: Бог не оставит без утешения и своей помощи никого, кто верует и уповает на Него. Всевышний защитит познавших и возлюбивших Его от любой опасности.

В псалме в качестве примеров опасности упоминаются и воздействие тёмных сил, и материальные угрозы: враги, дикие животные, болезни. Главная идея псалма повторяется в форме диалога двух лиц. В торжественном финале всё вышесказанное подтверждается самим Богом.

О 50 псалме

Псалом составлен царственным пророкомв качестве молитвы исповедания, в которой излил свое сердце Давид после совершения тягчайших грехов: блуда с имеющей мужа женщиной и убийства ее супруга. Обличенный провидцем Нафаном, правитель Израиля осознал всю скверну совершенных деяний и то оскорбление, которое нанес он ими своему Великому Творцу. В псалме царь изливает скорбные слезы покаяния и уповает на Милосердие Божие, всецело покоряясь Его Праведному Суду. Об очищенной же слезами раскаяния душе он поэтично говорит, что онастановится «белее снега».

50-й псалом считается покаянным, поскольку данное творение являет пример подлинного смирения и искреннего сердечного сокрушения, являющихся по утверждению Давида, главнейшей и необходимейшей жертвой Создателю.

Русский Златоуст Иннокентий Херсонский наставлял:

«Покаянный 50-й псалом царя Давида так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы».

О сложившейся традиции и порядок чтения

Известно, что сдревнейших времен ни одно богослужение не обходилось без торжественного псалмопения. В наши дни сложилась церковная традиция произносить слова псалмов в определенные моменты богослужений.

  1. Так, 26-й псалом читают в 1-й час навечерия Богоявления и при пострижении в рясофор.
  2. Священные строки 50-го псалма возносятся в центральный моментБожественной литургии – в момент превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а также при каждении перед Великим входом, в чине исповеди и панихиды. Текст этого псалмавходит в утреннее правило и в Последование ко святому причащению.
  3. А 90-й псалом читают на службе 6-го часа, посвященного Распятию Спасителя, а также на Великом повечерии. Его слова звучат во время отпеваний и панихид.

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей»

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое…» Этот псалом включён в ежедневное утренней молитвенное правило для мирян и в церковные богослужебные тексты. Строчки из него вошли в Последование ко Святому Причащению. Основной его посыл — покаянный. Царь Давид написал его, горько сожалея о совершенном зле. Каждому в той или иной мере знакомо это ощущение, когда содеянного уже не исправить и остаётся только надеяться на прощение и милость Божью. Читать далее

Правило схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

Схиархимандрит Виталий — ученик благочестивых старцев Глинской Пустыни. Нелегким был его подвижнический путь. Он побывал и юродивым странником, и послушником при обители, и пустынножителем. В результате этих подвигов стяжал он дар мудрости и стал наставником для многих овец Христовых.

Схиархимандрит наставлял духовных чад каждое утро, выходя из дома, произносить 26-й, 50-й и 90-й псалмы. В начале, в конце и между ними произносить Приветствие «Богородице Дево радуйся».

Священнослужитель пояснял:

«После этого никакая беда к вам не прикоснется! Читайте эти псалмы, и Христос с Богородицею даруют вам свои милости».

Добавить к чтению «Богородица Дева радуйся»

Основанием данного Величания являются цитаты из Евангелия от Луки: обращение Архангела Гавриила к Пречистой Богоматери:

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28) и величание Богородицы праведной Елисаветой: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42)

Интересный факт

По мнению историков, объединение этих евангельских фрагментов в общую молитву мог совершить святитель Кирилл Александрийский, учитель Церкви, подвизающийся в V веке. В католичестве с XI века данное Величание известно как «Аве Мария».

На Руси эта молитва получила сакральное значение примерно с XVII в. Ее многократно повторяли желающие усугубить молитвенный подвиг и те, кто взывал к Пречистой Деве об утешении либо хотел поблагодарить Ее за помощь. Происходило это, в том числе, под влиянием распространенной в те дни, переписываемой от руки, рукописи «Звезда Пресветлая», в 15-ти главах которой рассказывалось о чудесах, происходящих от этой молитвы.

Протоиерей Олег Кручинин поясняет: «например, там было повествование о некоем иноке, который посмеялся над молитвой и был лишён рассудка. А епископ, не признававший эту молитву, во сне увидел себя тонущим. После принесённого им покаяния сон повторился, но Богородица спасла его от утопления. Такие истории легко запоминались народом и служили для духовного воспитания».

Многие старцы говорили о силе этой молитвы. Среди них преподобные Серафим Саровский и Парфений Киевский, Глинский старец Илиодор. А священномученик Серафим Звездинский, который писал своим духовным чадам из ссылки:

«Ограждайте себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою. С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем. Если же сатана, ненавидящий нас, и запнёт нас на пути нашем и сшибёт нас, то и тогда Архангельское Приветствие воссылая, воспрянем, больные душой исцелимся, загрязнённые грехом очистимся и убелимся».

Протоиерей Олег Кручинин разъясняет:

«Читая «Богородице Дево радуйся», мы уподобляемся ангелам, воспевающим Матерь Божию, а говоря «плод чрева Твоего», мы подразумеваем Иисуса Христа. Поэтому мы входим в молитвенное общение с Ними и находимся под Их небесной защитой».

«Бомбой не разорвёт» — из книги С. Нилуса

Как-то беседуя с Оптинским старцем Иоанном (Саловым), писатель С.А. Нилус и его супруга получили наставление:

«Если враг пускает в вас свои стрелы, не бойтесь! Ни одна из них не коснется вас. Только примите мой совет за правило. Проявите послушание. Читайте каждый день, утром и вечером, перед вашей обычной молитвой 26-й и 90-й псалмы.

А перед ними – Великое Архангельское Обрадование, то есть «Богородице Дево радуйся». Если станете так делать, ни огонь вас не сожжет, ни вода не потопит. Даже больше вам скажу – бомбой не разорвет!»

По прошествии лет предсказание старца исполнилось с точностью. Во время Гражданской войны супруги, ехавшие в тарантасе, попали под обстрел. Рядом с ними разорвалась бомба, но их даже не зацепило.

Преподобный старец Амвросий Оптинский

Духовные наставления оптинских монахов

Преподобный Варсонофий Оптинский наставлял:

«Читайте Псалтирь ежедневно, хоть понемногу, и Господь не оставит вас Своею милостью, будет всегда вам Помощником и Утешителем. Хорошо также ежедневно прочитывать 90-й и 50-й псалмы; 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго» полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

Преподобный Амвросий Оптинский писал окормляемым чадам:

«Когда будешь ощущать страх и вражеское нападение, то полезно будет, по примеру древних отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские слова, например: «Господь – просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» И весь 26-й псалом… Заучивай и читай почаще «Живый в помощи Вышняго».

Псалом 26 «Господь просвещение мое и Спаситель мой»

«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?..» Текст этого псалма – очень жизнеутверждающий. Он призывает довериться Господу и без страха идти по жизни, следуя заповедям Божьим. Написанный задолго до прихода в мир Христа, он созвучен евангельскому наставлению: «Не бойся, только веруй!» И неудивительно, что многие верующие прибегают именно к этой молитве перед лицом опасности, в случае неопределённости или в ситуации, когда нужно действовать решительно. Читать далее

Краткие сведения о Псалтири

Слово «Псалтирь» изначально означало древний музыкальный инструмент наподобие гуслей. В церковном понимании – это сборник молитвенных песнопений, которые использовали при богослужении еще в ветхозаветные времена. На основе многих из них составлены молитвы Церкви новозаветной. Псалтирь называют также Книгой псалмов Давидовых, поскольку считается, что большую их часть составил этот ветхозаветный подвижник по наитию Святого Духа.

Псалтирь рукописная. 17 век

Некоторые из псалмов составлены премудрым Соломоном, Боговидцем Моисеем, сыновьями Кореевымии другими ветхозаветными авторами.

Книга разбита на 20 кафизм, каждая из которых, в свою очередь разбита на 3 славы. При чтении кафизмы разрешается сидеть, во время славословия — вставать.

Что такое псалмы

Псалмы – это молитвенные песнопения Псалтири (одной из книг Ветхого Завета). Всего Псалтирь насчитывает 150 псалмов. Автором большинства считается древнееврейский царь и пророк Давид, который жил и правил за тысячу лет до Рождества Иисуса Христа. Но существуют псалмы, сочинение которых приписывают Моисею и приближенным царя Давида. Псалмы 26, 50, 90 являются одними из самых известных. Они почитаются верующими как наиболее действенные в молитвенном отношении. Рассмотрим подробнее каждый из них.


Псалтырь

Зачем читать псалмы

Святоотеческое Предание толкует о чтении псалмов как о необыкновенно действенном оружии против диавола. Погружаясь в их суть, христиане воспитывают в себе преданность Творцу, укрепляются в противостоянии с лукавыми духами и вызываемыми ими искушениями.

Псалмы произносят при разных обстоятельствах. Порой, даже находясь «на краю бездны».

Свт. Василий Великий учил:

«Книга псалмов – есть сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скоро исцеление. Больного восставляет и неповрежденное поддерживает. Вообще сколько можно истребляет страсти, какие только есть в жизни человеческой».

Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал:

«Если ты пал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение. Если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств. Впадешь ли в бедность или какое несчастье, псалмы укажут тебе многие пристани». Прп. Амвросий Оптинскийнаставлял:«На самом опыте увидишь, как велика сила боговдохновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».

Протоиерей Михаил Махов рассказывает:

«Чтение Псалтири дает многое. Это одна из великих книг. В монастырях ее читают между службами ив ночное время, в Чихачево (в Свято-Никольской обители) читают еемежду отчитками, для некоего «очищения пространства», для защиты».

Интересный факт

Книга псалмов весьма почитаема иудеями. С древних времен они поняли, что эти священные тексты обладают колоссальной силой. Иудеи утверждают, что уже 28 столетий книга Техилим (Псалтирь) оберегает их народ от страданий и выводит его из самых безвыходных ситуаций. По их мнению, каждый, кто стеснен обстоятельствами или переживает трудности, обязан читать эту книгу ежедневно и как можно более сконцентрированно.

Как правильно читать

О правилах во время чтения этих священных текстов церковнослужители говорят следующее.

Протоиерей Дмитрий Смирнов наставлял:

«Дома, в келье, можно составлять себе абсолютно любое правило чтения псалмов. Это не возбраняется. Можно читать псалмы по тому порядку, который для вас приемлем. Потому что некоторые псалмы могут быть трудны для восприятия или не соответствовать душевному состоянию, в котором человек в данный момент находится. Строгий порядок приемлем только для церковного богослужения, имеющего определенный строй. Дома же есть в этом полная свобода. Хорошо также согласовывать это с личным духовником, тогда в сердце не будет смущения».

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Келейное чтение Псалтири – вопрос очень простой. Если у вас есть время (необязательно каждый день одно и тоже), утишив все чувства, откройте Псалтирь на очередной кафизме, которую читаете, или на той, которую хотите прочитать, и, сотворивпредначинательную молитву, читайте неспеша и внятно текст.

Дойдя до славы, можно поминать живых и усопших: на первой славе – живых, на второй – усопших. Можно просто читать, не поминая. Если вдруг нужно прерваться, ничего страшного: в следующий раз начинайте читать с того места, где закончили. Прочитав Псалтирь до конца, потом начинайте читать ее заново. Некоторые псалмы, которые ложатся на душу, можно выучивать наизусть».

Татьяна Расновская

Советы св. отцов Церкви

Однажды один инок спросил прп. Арсения Великого, что делать, если не понимаешь, о чем говорится в псалмах. Старец посоветовал ему в подобных случаях продолжать чтение, заверив, что «бесы все понимают и бегут».

Подобным образом ответствовал духовным чадам и прп. Амвросий Оптинский, говоря:

«Ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнёшь».

Свт. Иоанн Златоуст советовал петь псалмы, занимаясь каким-либо ремеслом, а если нет желания или сил делать это вслух, то произносить их мысленно.

Старец Иероним Эгинский наставлял:

«Надобно любить Псалтирь и ежедневно прочитывать хотя бы два псалма. Когда приступают к тебе искушения, начни читать Псалтирь со вниманием и любовию и почувствуешь изменение внутри себя».

Инок Трофим, один из троих Оптинских новомучеников, погибших пасхальным утром 18 апреля 1993 г. и весьма почитаемых в народе, советовал одному знакомому прихожанину:

«Читай Псалтирь. Вот бывает небо в тучах, и на душе хмуро. А начнешь читать – вдруг солнышко проглянет, и такая радость в душе. Сам испытал, поверь!»

О помощи 90 псалма на войне и другие чудеса

Иеромонах Иов (Гумеров) свидетельствует:

«Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан».

Сохранилось старинное благочестивое предание о том, что адмирал Императорского флота Феодор Феодорович Ушаков, прославленный в лике праведных, участвуя в 40 морских баталиях, не потерпел ни единого поражения.

Икона святого прав. воина адмирала Феодора Ушакова

Ни один корабль Русской эскадры, каждый из которых носил имя какого-либо Божьего угодника, не был уничтожен, и ни один матрос не был пленен неприятелем. Перед боем адмирал напутствовал:

«Братцы! Читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!»

Эти псалмы, читаемые матросами вместе с молитвой «Да воскреснет Бог», и были тем надежным защитным щитом, уберегающим их от опасностей.

Рассказ протоиерея Михаила Махова:

«Мы знаем, что некоторые псалмы считаются защитными. У нас есть псалом «Живый в помощи Вышнего», который пишут на обратной стороне иконок или специальных поясах. Верующие носят эти пояса для защиты, и я слышал много интересных историй. У меня папа в войну носил такой поясок. Бабушка тайно зашила его ему в карман гимнастерки, потому что в начале войны не разрешали воинам носить при себе христианские знаки, к этому стали лояльно относиться только с 1942 года.

Один ветеран, трижды кавалер ордена «Воинской Славы» рассказал мне, что он прятал псалом «Живый в помощи» в своей каске. Однажды во время боя рядом с ним разорвался снаряд, и каска слетела с его головы, упав в воронку от предыдущего снаряда. Он пополз, чтобы достать ее, и в тот момент, когда он полностью скрылся в воронке, рядом с ним разорвался еще один снаряд. Находящийся рядом с ним товарищ погиб. Этот человек считает, что в тот день его спас псалом «Живый в помощи».

Еще один рассказ протоиерея Михаила Махова:

«Был у нас один дедушка. Ему было уже за 80, а он восстанавливал нашу колокольню. Причем он был одним из тех, кто ее в свое время рушил. Он стал верующим после того, как в войну его спасла молитва «Живый в помощи». Эта молитва была спрятана в его железном портсигаре, который лежал в нагрудном кармане гимнастерки. Однажды во время боя в портсигар попал осколок снаряда, но не пробил его, и человек тот остался жив».

Рассказ Л.П. Мозганова:

«От мамы у меня остались только фотография и еще листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго”. Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек, пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять.

Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным подростком, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые – и гранаты держали, и патроны. У меня, например, целый арсенал был – это считалось шиком; один со двора так и погиб. Случались серьезные драки – с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Молитва меня хранила…

Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся – выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне – ничего…»

Рассказ Н.А. Глушковой из книги Марии Городовой «Ветер Нежность»:

«Осенью 1941-го мне было 7 лет, моей сестре Сонечке – 5. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 1942-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Моя мама, Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой. Воспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война, почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода и то, как осенью 1941-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья.

Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные. Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: “Гудериан подошел к Туле; Гудериан подползает к Москве…” У меня, ребенка, это слово – “Гудериан” – почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке.

Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: “Господи, пришел конец света!” Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: “Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет”. Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия.

Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом “Живый в помощи Вышняго…” Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, а вот молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили. За капустными листьями мы ездили почти всю осень.

Однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро “Сокол”, прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз.

И техника Гудериана встала. У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка – молились. “На руках возмуття, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия”. А бабушка с утра была настолько просветленной, радостной…

Она нам сказала, что в тот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90-й псалом помогал мне еще не раз».

Рассказ Анатолия Медянкина:

«Когда-то мне довелось посмотреть одиндокументальный сериал о Первой Мировой войне. Там был один старец, которому исполнилось уже более 100 лет. Он был единственным христианином в своем подразделении, все его товарищи были неверующими. Он постоянно читал 90-й псалом, хотя окружающие посмеивались над ним и удивленно спрашивали, зачем ему это надо, когда на дворе прогрессивный ХХ век. В результате в его подразделении погибли все, а он единственный остался живым и дожил до 100 лет».

Особая молитвенная защита и помощь

Январь 2022

1 января суббота Рождественский пост 35 день Преподобного Илии Муромца Святого мученика Вонифатия Священномученика Ипатия Печерского, целебника Преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского

2 января воскресенье Рождественский пост 36 день Предпразднество Рождества Христова Святого праведного Иоанна Кронштадтского Священномученика Игнатия Богоносца

3 января понедельник Рождественский пост 37 день Святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца Мученицы благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской и святой мученицы Иулианы Никомидийской

4 января вторник Рождественский пост 38 день Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

5 января среда Рождественский пост 39 день Святых десяти критских мучеников: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста

6 января четверг Рождественский пост 40 день Рождественский сочельник Преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и Клавдии Преподобного Николая, монаха

7 января пятница Рождество Христово Рождественские Святки 1 день

8 января суббота Попразднство Рождества Христова Собор Пресвятой Богородицы Священномученика Евфимия, епископа Сардийского Рождественские Святки 2 день

9 января воскресенье Первомученика апостола от 70-ти Стефана, архидиакона Преподобного Феодора Начертанного, исповедника Рождественские Святки 3 день

10 января понедельник Священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных Апостола от 70-ти Никанора Рождественские Святки 4 день

11 января вторник Мучеников 14 000 младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме Рождественские Святки 5 день

12 января среда Святого Макария, митрополита Московского Апостола от 70-ти Тимона, епископа Бострийского Мученицы Анисии Солунской (Фессалоникийской) Священномученика Зотика Сиропитателя, пресвитера Рождественские Святки 6 день

13 января четверг Отдание праздника Рождества Христова Преподобной Мелании Римляныни Рождественские Святки 7 день

14 января пятница Обрезание Господне Святителя Василия Великого Рождественские Святки 8 день

15 января суббота Предпразднство Богоявления Преподобного Серафима Саровского (преставление, второе обретение мощей) Святого пророка Малахии Святителя Сильвестра, Папы Римского Святой праведной Иулиании Лазаревской (Муромской) Рождественские Святки 9 день

16 января воскресенье Святого мученика Гордия Рождественские Святки 10 день

17 января понедельник Собор 70-ти Апостолов Святителя Евстафия I, архиепископа Сербского Преподобного Феоктиста Рождественские Святки 11 день

18 января вторник Крещенский сочельник ! Пророка Михея Рождественские Святки 12 день

19 января среда Крещение Господне

20 января четверг Попразднство Богоявления Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

21 января пятница Святителя Емилиана Преподобного Георгия Хозевита Преподобных Григория чудотворца и Григория затворника Печерских Преподобной Домники Константинопольской Священномученика Исидора Юрьевского (Дерптского), пресвитера и с ним 72-х мучеников пострадавших

22 января суббота Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца Мученика Полиевкта Преподобного Евстратия, чудотворца

23 января воскресенье Святителя Григория Нисского, епископа Святителя Феофана Затворника Вышенского Преподобного Маркиана Константинопольского, пресвитера Священномученика Анатолия, митрополита Одесского Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского Преподобного Павла Комельского (Обнорского)

24 января понедельник Преподобного Михаила Клопского, Новгородского Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника

25 января вторник Мученицы Татианы Римской и с нею в риме пострадавших Святителя Саввы I, архиепископа Сербского Преподобного Мартиниана Белозерского

26 января среда Преподобного Иринарха Ростовского Преподобного Елеазара Анзерского Мучеников Ермила и Стратоника

27 января четверг Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

28 января пятница Преподобного Павла Фивейского Преподобного Иоанна Кущника

29 января суббота Праведного Максима Тотемского, пресвитера Поклонение честным веригам апостола Петра Священномученика Иоанна Петтайя

30 января воскресенье Преподобного Антония Великого Преподобного Антония Дымского

31 января понедельник Святителей Афанасия Великого и Кирилла, архиепископов Александрийских Преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]