Ежегодный крестный ход с мощами благоверной великой княгини Анны Кашинской

  • Крест­ные ходы Азбука палом­ника
  • О святых иконах и крест­ных ходах
  • Рас­суж­де­ние о крест­ных ходах пра­во­слав­ной Церкви
  • Исто­рия крест­ных ходов иерей Евге­ний Пуртов
  • Пеший крест­ный ход Дмит­рий Анохин

***
Кре́стный ход – бла­го­го­вей­ное шествие веру­ю­щих с ико­нами, кре­стами, хоруг­вями и дру­гими хри­сти­ан­скими свя­ты­нями, орга­ни­зу­е­мое с целью про­слав­ле­ния Бога, испра­ши­ва­ния у Него мило­сти и бла­го­дат­ной под­держки. Крест­ный ход может совер­шаться или по замкну­тому марш­руту, напри­мер, вокруг поля, села, города, храма, или по осо­бому, где исход­ный и конеч­ный пункты сле­до­ва­ния раз­личны.

Крест­ный ход глу­боко сим­во­ли­чен. Тор­же­ствен­ный коло­коль­ный звон выра­жает тор­же­ство Креста Хри­стова, вели­че­ственно носи­мого, окру­жён­ного сонмом верных, кото­рые сле­дуют за ним как воины за своим зна­ме­нием. Крест­ный ход идёт под пред­во­ди­тель­ством святых, иконы кото­рых несут впе­реди.

Крест­ные ходы освя­щают все стихии при­роды (землю, воздух, воду, огонь). Это про­ис­хо­дит от икон, фимиама, осе­не­ния напре­столь­ным кре­стом всех сторон света, окроп­ле­ния водой, горе­ния свечей…

***

Не флешмоб и не демонстрация

Что важно знать? Крестным ходом (не путать с Крестовыми походами) называется не любое народное шествие, иначе его можно было бы спутать с демонстрацией или каким-нибудь флешмобом. Даже внешняя атрибутика, наличие икон, креста, хоругвей не может быть залогом того, что он является именно таковым.

Во-первых, такая процессия всегда имеет абсолютно конкретную цель, повод (о них мы будем говорить чуть ниже). Во-вторых, совершаться она должна только по благословению архипастыря, архиерея. В-третьих, возглавлять такое шествие обязательно должен законно рукоположенный священник или тот же архиерей.

Но это тоже, скажем так, лишь организаторские, формальные признаки ходов, отнюдь не отвечающие за их успешность. Главное же, что должно присутствовать на таком шествии верующих, — это общий молитвенный дух, единство веры, взаимная любовь и уважение. Без них любая подобная «акция» грозит превратиться в обычную прогулку, а то и вовсе — что гораздо хуже — в магический прием. Подчеркнем, что важен здесь не только молитвенный, но общинный дух, причем мирно настроенный ко всем, даже врагам.

Как проходит пасхальный крестный ход

Праздничные службы начинаются в Великую субботу, в 8 часов вечера. Чтобы увидеть шествие, необходимо подождать полуночи. Службу проводят в храме, полутьме, при свете свечей. Даже те, кто не относит себя к верующим, с интересом наблюдают за церемонией, сопровождающей великий праздник Воскрешения.

Главное отличие пасхальных богослужений – торжественность. Храмы наполняются особой атмосферой, чувствуется приближение праздника, который для миллионов христиан является моментом истины.

Перед Пасхой проходит крестный ход. Он организуется в день Светлого Христова Воскресения, и издревле символизирует стремление христианства идти к Спасителю. Кроме того, верующие, идущие за священниками, вкладывают в него еще один смысл, шествие – это путь к Свету, который Христос показал людям, блуждающим в потемках.

Порядок церемонии

Длится Пасхальное шествие недолго, зато обставлено оно очень торжественно. Каждый верующий стремится принять участие в этом праздничном мероприятии, славящем Христа.

Зачем народ идет с крестами и иконами?

Итак, мы можем говорить о том, что такие церковные хода являются видом общей молитвы. Конечно, тогда невольно возникает вопрос: зачем же выходить на улицу, совершать какие-то шествия, если помолиться можно и в храме? Ответ на него такой же, как и на вопрос: зачем нужны посты и поклоны? Мы это делаем, когда хотим прибавить к своей молитве какую-то жертву, чтобы она была услышана.

Является ли крестный ход манифестацией своей веры? Возможно, со стороны это именно так и выглядит. Но главной целью это, безусловно, не является. Его цель — призывание Божьей благодати, в первую очередь, на всех людей, верующих и неверующих, на место, где они проходят: город, страну и, в конечном итоге, на весь мир.

Кроме того, через такие молитвенные торжественные шествия освящаются природные стихии: огонь, вода, воздух. Раньше люди лучше понимали, что любые стихийные бедствия — это не просто абстрактные проблемы экологии, а гнев Божий за наши грехи. Поэтому и совершали такие народные процессии, чтобы умолить Господа о помиловании.

С собой крестоходцы несут кресты (почему он и называется крестным ходом), иконы, хоругви. Хоругви — это священные церковные знамена, которые не стоит путать с государственными, так как власть Христова «не от мира сего». Самым первым несут фонарь (в знак Евангельского света, просвещающего весь мир).

Крест — это главное знамя христиан, символ победы над смертью, свидетельство веры. Поэтому без него ход, конечно, немыслим. Через иконы сами святые, воинство небесное также незримо принимает в нем участие. Иногда, в день памяти святого или его прославления, по особым случаям, шествия совершаются также с мощами угодников Божьих.

Объявлено о начале Крестных ходов вокруг городов России

Ольга, на русском народе, как известно, коллективный грех богоотступничества, приведший к падению православного царства, многолетней непрекращающейся смуте. Думаю, что не повредит размещение здесь некоторых цитат просвещённых людей: • По слову святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францизского (Максимовича) «русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство… Весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали… Великий грех поднять руку на Помазанника Божия. Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной… Все виновны, и поистине мы должны сказать: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день святителя Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию» (слово, сказанное перед богослужением об упокоении душ Государя Николая II и с ним убиенных в 1934 году). •Свт. Серафим (Соболев) говорил, что всему русскому народу в целом надо встать «на путь покаяния во грехах своих, особенно в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди, — в грехе бунтарства против самодержавной власти нашего Царя — Помазанника Божьего. Этот грех является для нас таким тяжким потому, что имеет за собою утрату русскими людьми совести, удаление их от Церкви — ее веры, учения и благодати. Он есть верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми в течение многих и многих лет» (Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. М.: «Лествица», 2000, с. 82-83). Многие благочестивые пастыри также говорили о необходимости покаяния в грехе цареубийства. • Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение царской семьи совершено было не русскими руками — руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном, беспримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему… Злодеяние это — совершенно беспримерное в истории не только России, но и всего человечества по своему крайнему напряжению злых сил, по своей невероятной, можно сказать, даже бессмысленной жестокости… Все православные русские люди, после всего ими пережитого с тех пор, должны были бы окончательно прозреть и дать должную оценку всему происшедшему — всему кровавому бедствию, постигшему нашу Родину в результате страшного греха цареубийства» (Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Т. III, Джорданвилль, 1975, с. 298). Епископ Нектарий (Концевич), ученик преподобного старца Нектария Оптинского, в слове, сказанном перед прославлением святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, указывал: «Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а следовательно, в той или иной степени над каждым из нас» (Ежегодник «Православный путь»). •В 90-е годы XX века из Петербурга на всю страну прозвучала всенародная проповедь митрополита Иоанна (Снычева): «Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала ХХ веков) связаны с цареубийством… История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда, кстати, и самодержавный характер царской власти — не земной, но небесной, по слову Писания: «Сердце царя — в руце Господа… Куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил… Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке — на исходе уже восьмое десятилетие смуты…» (Митрополит Иоанн (Снычев). Джорданвилль, 1985, с. 45). •Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил нам, русским, великий, спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде на Руси?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую полную яда чашу и вам, и России!» «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России». (Св.праведный Иоанн Кронштадский) •Люди никогда не изменятся в угоду нам, никогда не будут соответствовать нашим ожиданиям, даже самые лучшие из людей. Ожидания всегда порождают безнадежность и страдания. И ведут к ропоту. Отступление от Бога есть ропот на Него и является тяжелейшим грехом. Он сковывает, убивает душу, как правило, прикрываясь поиском высшей справедливости. (Митрополит Антоний (Паканич).

Ветхозаветные прообразы

Самым первым прообразом такого шествия верующих, пожалуй, может служить сорокалетний поход израильтян по пустыне в поисках земли обетованной. Самый яркий пример действенной силы таких народных процессий — взятие Иерихона. Об этом повествует Книга Иисуса Навина (Нав. 5:13-6:26).

В особом откровении ему было велено семь дней обходить этот город с Ковчегом Завета, при этом трубя в трубы. Ковчег несли священники, воины шли сзади. На седьмой день израильтяне затрубили в трубы, стали восклицать громко и в один голос, после чего обрушилась стена Иерихона, и город сдался.

Также у евреев в праздник Кущей была традиция семидневного торжественного шествия вокруг алмемара (место в синагоге) с пальмовыми ветвями. Еще одним ярким прообразом может служить перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим, в котором участвовал весь народ израильский «с восклицаниями и трубными звуками».

Пасхальное богослужение

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи. Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых”, начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон. Затем начинается крестный ход

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

https://youtu.be/akAFtctyxgw

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Иоанн Златоуст и установление традиции

Во времена земной жизни Спасителя примером крестного хода может служить Его торжественный вход в Иерусалим. Тогда все люди встречали Его со словами «Осанна!» и стелили пальмовые ветви под ноги. Мы знаем, что уже в первые века в раннехристианской общине существовала традиция в день Пасхи символически, по примеру жен-мироносиц, обходить храм со свечами в руке.

Это можно считать началом традиции, но самого чина (порядка) еще не существовало. Затем, известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом) или литиниями. Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.

Авторство же первого чина традиционно приписывают святителю Иоанну Златоусту. Вначале они были созданы в противовес арианам — святитель не хотел, чтобы люди участвовали в их воскресных увеселительных собраниях. Затем во времена, когда жил Златоуст (IV век), последовал ряд стихийных бедствий. Так из простой благочестивой традиции они перешли в общецерковную практику, где и закрепились.

Церковные установления

При крестных ходах носят церковные иконы и кресты, а иногда, где есть, и мощи святых; на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и всё, что потребно им для жизни, т.е. домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников (Симеон. Солун. гл. 353. Нов. Скриж. ст. 544-545).

Крестные ходы положено совершать в дни Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и Происхождения Честных Древ (1 августа) для освящения воды (Тип. см. 6 Янв. и 1 Авг.).

Кроме того, крестные ходы могут быть совершаемы по требованию других особенных обстоятельств, как, например, на поля во время бездождия, вокруг городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и прочего (Требн. литии на разные случаи).

Впрочем, чрезвычайные и нарочитые моления, соединенные с крестными ходами, устрояются с разрешения епископа, по его усмотрению (Нов. Скриж. 545 ст.).

Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиною, чтением и пением внятным и проч., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. дух. консист. ст. 35,36).

В крестных ходах запрещается и священнослужителям, и мирянам разговаривать между собою без необходимости и раскланиваться со знакомыми (Указ. Син. 1830 г. Апр. 28 д.).

Во время шествия крестного хода к месту, на котором будет совершаться богослужение, как, например, освящение воды или молебные пения, и обратно к храму поется канон праздника (или молитвы: Иисусова, Богородице, Дево, радуйся…) (См. чин. освящ. вод. св. Богоявлений).

В виду того, что без разрешения священноначалия не может быть дозволяемо крестных ходов вновь, возбужден был вопрос в одной епархии: какие крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан, можно, и какие нельзя совершать без разрешения высшего начальства? Епархиальным епископом дан был такой ответ: обычные в среде православного народа крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан для освящения полей или колодцев, во время засухи, бездождия или другого какого всеобщего бедствия, могут быть совершаемы без особого разрешения начальства, подобно тому, как совершаются они в дни Пасхи, Светлой Седмицы, Богоявления, Преполовения и 1 августа, престольных праздников, равно как совершаются ходы или процессии при погребении умерших; потому что в подобных случаях Церковью положено совершать крестные ходы, и специально составлены на сии случаи ектении и молитвы. О подобных крестных ходах надлежит заблаговременно уведомлять местную власть для принятия должных мер к предупреждению беспорядков. Не дозволяется же, без разрешения священноначалия, совершение крестных ходов вновь, нарочито учреждаемых по случаю особенных каких-либо важных событий или происшествий в приходе или благочинии.

На вопрос о возможности проведения крестного хода без участия священника (в некоторых местностях в обычае ходить, без священника, диакону или причту и даже мирянам с крестным ходом и иконами) может быть дан категорический ответ: это незаконно.

«Всем мирянам, – сказано в Иустиниановых законоположениях, — воспрещаем совершать литии и крестные ходы без епископов и подчиненных им знатнейших клириков» (Iustiniannovel123, с. 32). Нельзя думать, чтобы в числе клириков знатнейших могли считаться диаконы и вообще низшие члены клира.

Крестный ход на Руси

Читать также:

Почему князь Владимир крестил Русь?

На Русь данные торжественные шествия с участием верующих пришли вместе с христианством из Византии. Вспомним, что и само крещение Киевской Руси предварялось большим походом людей к реке Днепр в ответ на призыв князя Владимира. Также уже прославление первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесение их мощей в 1115 г. сопровождалось всенародной церковной процессией.

Молитвенные шествия народа получили такое распространение на русских землях, что Священный Синод даже вынужден был принять постановление о запрете стихийно проводимых ходов. Расцвет же популярности традиции крестного хода в России пришелся на начало XX века. Тогда в них принимали участие даже царские семьи. Самый яркий пример — прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Тогда в нем приняли участие от ста до трехсот тысяч людей, включая самого императора Николая II с семьей.

Сложно переоценить также роль покаянных ходов для истории русского государства. Они неоднократно спасали от моровых язв, пожаров и военных вторжений не только Москву, но и другие значимые города, благодаря чему здесь так прославились образа Божией Матери, особенно Владимирская, Тихвинская, Казанская и еще очень много других. Недаром ведь тот же Серафим Саровский говорил, что «Россия спасется Крестными ходами».

Что сим­во­ли­зи­рует Крест­ный ход?

Прежде всего каждый участ­ник Крест­ного хода в отдель­но­сти и все они в сово­куп­но­сти выра­жают готов­ность сле­до­вать по стопам Хри­сто­вым. В этом зна­че­нии совре­мен­ные Крест­ные ходы сбли­жа­ются по внут­рен­нему содер­жа­нию с шествием веру­ю­щих, сопро­вож­дав­ших Христа на Гол­гофу, с шествием жен миро­но­сиц ко Гробу Спа­си­теля.

Вместе с тем сим­во­лика Крест­ного хода может иметь и более част­ные зна­че­ния. Так, напри­мер, шествие по замкну­тому марш­руту очер­чи­вает образ, напо­ми­на­ю­щий круг — символ Боже­ствен­ной веч­но­сти и бес­ко­неч­но­сти.

Виды молитвенных шествий

Существует много разновидностей крестного хода в соответствии с разными критериями. По продолжительности они делятся на однодневные и многодневные. В зависимости от времени совершения могут быть:

  • ежегодные (установленные, например, на Пасху и Богоявление);
  • чрезвычайные, или одноразовые (совершаемые по определенному поводу).

В зависимости от причин они делятся на:

  • праздничные, или торжественные — совершаемые в честь определенного праздника;
  • благодарственные — в благодарность за Божью помощь и милосердие по какому-то поводу, к ним также относятся и хода в честь освящения храма;
  • умилостивительные — вид общей молитвы в начале важного церковного или государственного события;
  • покаянные — шествия верующих, совершаемые во времена народных бедствий (голода, войны, эпидемий, землетрясений и др.) с просьбой об избавлении от них.

О КРЕСТНЫХ ХОДАХ
Вопрос 1.

Что такое Крестный ход?
К
рестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для Великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана; в праздник второго Спаса 1/14 августа для водоосвящения, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Вопрос 2.

От чего произошли Крестные ходы?
Т
ак же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других. Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта во обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.

Вопрос 3.

Что означает Пасхальный Крестный ход?
С
особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую субботу, поздно вечером утреней. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю. Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: – Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Крестный ход входит в храм, подобно тому как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам о воскресшем Господе.

Вопрос 4.

Что означает Крестный ход с плащаницей на Страстной седмице?
Э
тот скорбный и плачевный крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда благообразный Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. От горы Голгофы до погребальной пещеры расстояние было около 60 метров. В воспоминание сего священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается этот Крестный ход с плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб. Апостол говорит верующим: «Поминайте мои узы» (Кол. 4, 18). Если Апостол заповедует христианам воспоминать его страдания в узах, то насколько сильнее мы должны воспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе мы не жили и не разделяли тогда скорби с Апостолами, поэтому в дни страстной седмицы мы воспоминаем их скорби и сетование об Искупителе нашем. Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам Апостола: «С Ним страждем, да с Ним и прославимся» (Рим. 8, 17).

Вопрос 5.

По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?
Ч
резвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

Вопрос 6.

Неужели усердная молитва с сокрушенным сердцем не может заменить Крестные ходы?
И
стинно верующему страшно прекословить Богу и избирать себе от закона что хочется, а должно беспрекословно исполнять волю Божию. Неужели все праведники – Моисей и Давид, Соломон и весь Израиль, не имели сокрушенного сердца и усердной молитвы? Все это они имели, но и Крестные ходы совершали. От Крестного хода Иордан разделился и стены Иерихонские пали. Вот и у нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши глада, засухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на отечество совершаются Крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и покаянием, по примеру ниневийских жителей, избегаем праведного наказания, посылаемого нам от Бога.

Вопрос 7.

Что такое хоругви, без которых никогда не совершаются торжественные Крестные ходы?
П
ервый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил ему дугу в облаках и назвал ее заветом вечным между Богом и людьми (Быт. 9, 13-16). Как дуга во облаках напоминает нам о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит нам всегдашним напоминанием об избавлении нас на Страшном суде от духовного огненного потопа на грешных. Второй прообраз хоругвей был по выходе Израиля из Египта во время их перехода через Чермное море. Явился Господь им в столпе облачном, и все воинство фараона покрыл тьмой от сего облака, и погубил их в море, Израиль же спас. Так и мы видим на хоругвях образ Спасителя, как облак, явившийся к нам с небес для поражения врага нашего – духовного адского фараона – диавола со всем воинством его. Крепкий во бранех Господь всегда поборает за нас и прогоняет силу вражию. Третий прообраз наших хоругвей был тот же облак, покрывавший скинию и осенявший Израиль во время путешествия в Обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога. Еще один прообраз наших хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал крестное страдание Иисуса Христа (Ин. 3, 14-15). Так и мы, неся во время Крестных ходов хоругви, возводим телесные очи к образам Спасителя. Богородицы и святых; духовными же очами восходим к Первообразам их, сущим на небесах, и получаем духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих нас.

Вопрос 8.

Почему каждый приход имеет свои хоругви?
В
о время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей. Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется. Поэтому у нас хоругви служат победительным оружием на врага, который трепещет их и прогоняется от христианских мест и жилищ.

Необычные хода нового времени

Сегодня появилось очень много новых видов необычных церковных процессий, которые, конечно же, имеют ту же силу, если совершаются с верой, а не только с намерением удивить. Стоит хотя бы упомянуть о том, что особую популярность уже в нашем веке получила такая их разновидность, как крестный лет. Святыня (мощи или икона) с молитвой перевозится на самолете или вертолете на большие расстояния.

Помимо воздушных, гораздо раньше стали осуществляться и водные. Такой крестный ход особенно удобен для отдаленных, труднодоступных мест. Необычным явлением можно назвать байкерские перемещения с иконами и хоругвями, в которых принимают участие даже священники. Сегодня популярность также обретают детские молитвенные шествия, особенно с молитвой за мир. Они также являются ярким свидетельством веры.

А вот в скиту Оптиной пустыни также каждый день проходит необычная молитвенная процессия, в которой принимают участие… кошки. Это видео можно посмотреть здесь:

Расписание на 2022 год

3 июня, четверг

г. Киров — с. Макарье — д. Барамзы — д. Подберёзы — д. Кисели — д. Малое Заборье — д. Кассины — д. Подгорена — с. Бобино

В пути 19,5 км, 6 часов.

  • 7:00 — Божественная литургия на соборной площади Свято-Успенского Трифонова монастыря г. Кирова. До Трифонова монастыря, к началу крестного хода, паломники добираются сами.
  • 9:00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
  • 10:00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
  • 11:30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.
  • 14:00 — Выход Крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова.
  • 18:30 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

4 июня, пятница

с. Бобино — д. Вотская — д. Стрелковы — д. Б.Мышки — д. Рубленки — с. Загарье — д. Пашичи — д. Кленовое — с. Монастырское

В пути 36,5 км, 12 часов.

  • 3:00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.
  • 10:00 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
  • 12:00 — Выход Крестного хода из с. Загарье.
  • 20:00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.


Пройти путь до реки Великой выходят десятки тысяч человек. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

5 июня, суббота

с. Монастырское — ур. Кунаивщина (нежил.) — ур. Горохово — ур. Бороденыцина — д. Заборовица (нежил.) — д. Зоновщина (нежил.) — с. Великорецкое

В пути 26 км, 8 часов.

  • 3:00 — Выход Крестного хода из с. Монастырского.
  • 9:00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная Литургия.
  • 12:00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.
  • 16:30 — 17:00 — Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
  • 18:00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
  • 18:30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.
  • 18:30 — Всенощное бдение на площадке перед Никольским храмом. Исповедь.
  • 19:00; 20:00; 21:00 — Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).


Принять участие в крестном ходе может любой желающий. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

6 июня, воскресенье

Пребывание в Великорецком.

  • 3:00 — Ранняя Божественная литургия на площадке перед Никольским храмом. Исповедь.
  • 6:00 — Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Исповедь
  • 6:00 до 8:00 — Отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
  • 10:00 — Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Исповедь.
  • 13:00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.
  • 14:00 — Перенесение иконы от берега реки Великой на площадку перед Никольским храмом.
  • 14:00 — 18:00 — Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.
  • 9:00 — 19:00 — Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).


Всего за 5 дней паломники проходят 150 километров. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

7 июня, понедельник

с. Великорецкое — д. Заборовица (нежил.) — ур. Бороденыцина — д. Маракулевщина (нежил.) — д. Запольцы — с. Медяны — д. Сорокины — п. Мурыгино

В пути 34,5 км, 12,5 часов.

  • 1:00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Никольском храме Великорецкого Подворья.
  • 2:00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкого.
  • 14:00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.
  • 16:00 — Выход Крестного хода из с. Медяны.
  • 18:00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.


Великорецкий крестный ход каждый год проходит с 3 по 8 июня. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

8 июня, вторник

п. Мурыгино — п. Гирсово — г. Киров

В пути 33,5 км, 8,5 часов.

  • 3:00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.
  • 4:00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.
  • 5:00 — Выход Крестного хода из пос. Гирсово.
  • 13:00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.
  • 14:30 — Выход Крестного хода.
  • 16:30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.
  • 18:00 — Окончание Крестного хода.

Паломнические туры

Для многих поездка по святым местам — не просто путешествие, а испытание своего духа, просьба о сокровенном и надежда на чудо. Такие экскурсии особенно востребованы в дни больших религиозных праздников, но проходят на протяжении всего года. Мы собрали для вас варианты паломнических поездок — от тура одного дня до протяженных маршрутов.
Узнать подробнее

Когда крестный ход 2022 спб?

Смольный решил провести Крестный ход 12 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге, несмотря на пандемию коронавируса. О планах на проведение торжеств ко дню 800-летия со дня рождения Александра Невского рассказал губернатор Александр Беглов на заседании оргкомитета грядущего юбилея.

Интересные материалы:

Как происходит заражение человека возвратным тифом? Как пройти 28 уровень в homescapes пошагово? Как пройти регистрацию на сайте Гто? Как произвести хорошее впечатление на собеседника? Как произвести перерасчет пенсии работающим пенсионерам? Как производятся выплаты при сокращении? Как производится оплата по договору Гпх? Как производится расчет отпускных при увольнении? Как производится расчет после увольнения? Как производится выплата больничного?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]