18 июля: День памяти святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны


Великая княгиня Елизавета Федоровна

Елисавета Феодоровна
(1864 — 1918), великая княгиня, преподобномученица Память 5 июля, 28 сентября — обретение мощей в 1918 году [1], 17 января — память перенесения мощей в Иерусалим в 1921 году (РПЦЗ [2]), 25 января (Греч. [3]), в Соборах Екатеринбургских, Московских и Санкт-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Элла была вторым ребенком в семье. Дети воспитывались в традициях старой Англии. Их жизнь проходила по строго установленному матерью регламенту. Детская одежда и еда были очень простыми. Три старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Федоровна говорила: «В доме меня научили всему».

В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович

4 февраля 1905 года от взрыва бомбы революционера-террориста погиб князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) (+1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Великая княгиня Елизавета Федоровна

В Марфо-Мариинской обители княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Сребрянского и без советов старцев Оптиной пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова:
«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Преподобномученица Елисавета Феодоровна, икона

Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре (Яковлевой) и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.

18 июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.

Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Почитание

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим.

Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила святую великую княгиню как преподобномученицу в лике святых новомучеников Российских [4]. В современном официальном календаре РПЦЗ под 5 июля значится память «Преподобномчцц: вел. княгини Елисаветы, инокини Варвары и иже съ ними мучч. князей: Іоанна, Игоря, Константина, Сергія, Владиміра и муч. Феодора» [5]. Все названные лица также включены в месяцеслов Константинопольской Православной Церкви [6].

1 и 2 мая 1982 года, в праздник святых жен-мироносиц, состоялось перенесение мощей преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и Варвары из крипты в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. На начало XXI века мощи святых почивают в этом храме; две гробницы из белого мрамора с иконами святых расположены у алтаря.

Весной 1992 года великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара были также прославлены Архиерейским Собором Московского Патриархата. В 1995 году на месте гибели преподобномучениц был основан Алапаевский мужской монастырь во имя новомучеников российских.

На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю их общего прославления в 2000 году, на шестом клейме изображено убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с нею — её келейницы Варвары, великого князя Сергея Михайловича, князя Владимира Палея, великих князей Иоанна, Константина и Игоря, а также их преданных слуг.

Время добрых дел. Памяти Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой

В Москве

В память великой благотворительницы Елисаветы Феодоровны Романовой в Москве в Покровском-Стрешневе построен храм Святой преподобномученицы Елисаветы.

Храм освящён 13 мая 2012 года, 29 августа того же года ему присвоен статус Патриаршего подворья. Настоятель храма – митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Ктитором – храмостроителем и храмосодержателем – является российский учёный и филантроп Игорь Ашурбейли.


Храм во имя святой Елисаветы неслучайно появился на Иваньковском шоссе. Вокруг много больниц и медицинских центров. Помощь больным и обездоленным была главным делом жизни Елисаветы Феодоровны. Деяния её были беспрецедентными по масштабу вкладываемых средств, а главное – реальной пользы, которую они приносили. Эти деяния рушили многие стереотипы и представления о благотворительности того времени.

Основанная Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинская обитель в Москве была в первую очередь медицинским образовательным и лечебным учреждением, а уже потом монастырём. Преподавали там лучшие врачи и профессора Московского университета. Сёстры милосердия, поступившие в обитель, впервые имели право добровольного выбора: остаться в обители навсегда или, отслужив положенный срок после обучения, уйти в мир, создать семью. Сама Елисавета Феодоровна стала настоятельницей обители, не принимая пострига.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна (53 года). Фото: wikipedia.org

Благодаря Елисавете Феодоровне были спасены тысячи жизней, тысячи людей на трагическом изломе судеб вновь обрели почву под ногами. В основанных ею многочисленных приютах подопечных не обрекали на вечную зависимость, как в других благотворительных учреждениях того времени. Им не просто предоставляли кров и питание, их обучали профессии, чтобы дети и взрослые, оказавшиеся в сложных обстоятельствах, обрели свой собственный путь и могли обеспечивать себя сами. Человеческая жизнь, человеческое достоинство ставились здесь во главу угла. Созданный Великой княгиней мир был оплотом, оазисом гуманизма в самом центре рушившейся империи.

Мужество этой женщины впечатляет. В кровавое время народных волнений, охвативших почти всю страну, она, имея возможность уехать, спасти себя, осталась в России, ясно понимая, что здесь она нужнее и что здесь она обречена… Одной спокойно сказанной фразой, одним взглядом она могла остановить разбушевавшуюся толпу, осаждавшую её Обитель.

Патриаршее подворье храма Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе поддерживает сестричества милосердия, оказывает помощь больным и нуждающимся, приносит утешение тем, кто лечится или навещает пациентов медицинских учреждений Иваньковского шоссе.

Рядом с храмом установлены два скульптурных портрета святой Елисаветы. Елисавета Феодоровна запечатлена в двух своих ипостасях – светской и духовной, в двух основных периодах своей жизни: Великая княгиня, супруга московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, и Великая матушка, настоятельница Марфо-Мариинской обители. На Урале

Игорь Ашурбейли также оказал помощь при строительстве храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы в Алапаевске.

Храм был освящён в 2022 году – в год, когда отмечалось столетие со дня гибели Царственных страстотерпцев – семьи Николая II, убитой в Екатеринбурге, и Алапаевских мучеников, среди которых была и сестра последней русской императрицы, вдова дяди императора Елисавета Феодоровна Романова.


В христианской традиции день смерти святого отмечается как праздник – праздник его воссоединения с Господом. Но события 18 июля 1918 года не столь уж давние. Жестокость, с которой была убита одна из самых замечательных женщин своего века, а вместе с ней и ещё семь человек – представители дома Романовых и их приближённые, всё ещё потрясает до глубины души. Алапаевские мученики были заживо сброшены в глубокую шахту и оставлены умирать от ран, голода и жажды. На Святой Земле

Возглавляя Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Израиле и управляя Сергиевским подворьем в Иерусалиме, Игорь Ашурбейли продолжает на Святой Земле дело, начатое членами российского Императорского Дома, в том числе и Елисаветой Феодоровной Романовой.

Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Фото 1892 г.

Елисавета Феодоровна стала вторым в истории Председателем ИППО, заняв этот пост после гибели первого Председателя, своего супруга Великого князя Сергея Александровича.

Игорь Ашурбейли не раз отмечал, что, в отличие от крестоносцев, которые завоёвывали Палестину огнём и мечом, Россия всегда приходила на Святую Землю с миром, выполняя благотворительную и культурно-просветительскую миссию. ИППО строило там храмы, больницы, школы, подворья и странноприимные дома.

Сергиевское подворье, исторически являвшееся штаб-квартирой ИППО, сегодня, как и столетие назад, служит центром российского культурного присутствия на Святой Земле.

Днём торжественного открытия Сергиевского подворья после реставрации было выбрано 18 июля 2022 года – день памяти святой Елисаветы и день обретения мощей Сергия Радонежского. Незавершённое паломничество святой Елисаветы

В 2013 году Игорем Ашурбейли был организован новый паломнический маршрут по Великому скорбному посмертному пути святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой.

Первое паломничество было приурочено к 95-й годовщине со дня гибели Елисаветы Феодоровны и к 400-летию Дома Романовых.

Основные пункты маршрута:

  • Москва, где Елисавета Феодоровна прожила большую часть своей жизни, занимаясь делами благотворительности сначала как супруга московского генерал-губернатора, а затем как настоятельница Марфо-Мариинской обители. В этом городе она была арестована большевиками, отсюда начался её путь на Голгофу;
  • Екатеринбург – место заключения и убийства семьи Николая II;
  • Алапаевск – место заключения, убийства, а также первоначального захоронения Елисаветы Феодоровны Романовой и других Алапаевских мучеников;
  • Пекин – место временного захоронения Елисаветы Феодоровны, здесь её останки нашли пристанище после того, как были вывезены из России;
  • Иерусалим, где сейчас, под сенью храма Святой равноапостольной Марии Магдалины, покоятся мощи святой Елисаветы и её верной спутницы св. преподобномученицы инокини Варвары, принявшей вместе с Елисаветой Феодоровной мученическую смерть.

Августейшие паломники Великий князь Сергий Александрович, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, архимандрит Антонин (Капустин) и другие паломники на освящении храма Св. Марии Магдалины в Гефсимании. 1888 г. Фото из альбома иеромонаха Тимона

В Иерусалиме Елисавета Феодоровна впервые побывала вскоре после своей свадьбы с Великим князем Сергеем Александровичем. Вместе с супругом она присутствовала на освящении храма Марии Магдалины, построенного на средства ИППО. По легенде, юная Великая княгиня была настолько впечатлена райскими кущами Гефсиманской обители, что тут же выразила желание быть похороненной здесь.

Однако в своём Духовном завещании, написанном гораздо позднее, за четыре года до смерти, она просила похоронить её в России. Игорь Ашурбейли, выступая во время Елисаветинских дней в Дармштадте в ноябре 2014 года, на конференции, приуроченной к 150-летию со дня рождения Великой княгини, напомнил об этом всем, кому дорога память Елисаветы Феодоровны, и привёл выдержку из её Духовного завещания: «Прошу меня похоронить в склепе под ныне построенной мною церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в моём владении на Большой Ордынке в Москве при моей Обители милосердия на месте, указанном мною для настоятельницы обители, опустив мой гроб в самый низ, в землю… В случае, если же умру за границей или вне Москвы, прошу положить в гроб, закрыть его совсем, перевезти в Москву и похоронить (не открывая гроба) там, где мною выше сего указано».

– Прижизненный путь Елисаветы завершён в день, когда её душа покинула Землю и вернулась к Богу. Затем – на Земле, когда она была прославлена в лике святых единой Русской Православной Церковью и путь её небесный свершён на Земле, в Миру. Но я считаю, что земной посмертный путь святой Елисаветы, её паломничество, временно и вынужденно остановившееся в монастыре Марии Магдалины в Иерусалиме, ещё не завершены. Да вернётся она со славою в Москву! Аминь! – сказал Игорь Ашурбейли.

Последнюю волю Елисаветы Феодоровны на сегодняшний день удалось исполнить лишь отчасти. Частица её мощей всё-таки была возвращена на родину, и ныне поклониться ей можно в Патриаршем подворье храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

Молитвословия

Тропарь прмц. вел. кн. Елисаветы, глас 1

Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши,/ богому́драя Елисаве́то,/ сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и/ Христа́ почти́ла еси́./ Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши,/ я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́,/ Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́,/ я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя:/ свята́я му́ченице Вели́кая Княги́не Елисаве́то,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Кондак прмц. вел. кн. Елисаветы, глас 2

Вели́чие по́двига ве́ры кто пове́сть:/ во глубине́ земли́, я́ко в раи́ све́тлости,/ страстоте́рпица Вели́кая Княги́ня Елисаве́та/ со А́нгелы во псалме́х и пе́ниих ра́довашеся/ и, убие́ние претерпева́ющи,/ о безбо́жных мучи́телех взыва́ше:/ Го́споди, прости́ им грех сей,/ не ве́дят бо, что́ творя́т./ Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же,// поми́луй и спаси́ ду́ши на́ша.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]