Крестный ход – одна из самых знаковых и торжественных форм богослужения. Он может устраиваться на Пасху или в любое другое время, когда верующим необходима сила общей молитвы. Такие шествия организуются как в праздничные для христиан дни, так и во времена тяжелых испытаний. Сегодня подобные богослужения сопровождают все значимые события в жизни верующих.
Какой смысл крестного хода
Практически Крестный ход представляет собой пешее путешествие (иногда с использованием транспорта) большого количества верующих и духовенства. Во время хода люди не просто бессмысленно идут к какой-то цели, а молятся, несут иконы.
Крестный ход – благоговейное шествие верующих с иконами и крестами
Символически такое путешествие означает прохождение жизненного пути человека. И можно просто идти куда-то, а можно идти с молитвой и иметь конечной целью Господа. В Крестном ходе явственно ощущается размышление о смысле человеческой жизни. Куда мы идем? Что мы найдем в конце нашего пути?
Общая молитва очень объединяет людей, поэтому важной целью Крестного хода можно назвать формирование православной общины. К сожалению, в современных церквях, особенно в больших городах, как таковой церковной общины может и не быть.
Люди приходят, отстаивают службу в храме, ставят свечи и уходят домой. Прихожане одного храма могут годами не знать друг друга. И когда люди собираются в длительный путь, у них появляется замечательная возможность узнать своих братьев по вере.
Важно! Крестный ход всегда проходит с иконами, хоругвями, какими-то православными святынями, которые несут в самом начале колонны людей.
Молитвы и прославления Господа не смолкают на всем пути. Маршрут может подбираться самый разный, например:
- Крестным ходом можно идти к храмам или монастырям на службу.
- В дни почитания православных икон с этими образами могут обходить вокруг поселений.
- Иногда ходы организовывают по территории, которая известна трагическими событиями.
- Любые другие маршруты, имеющие значение с православной точки зрения.
Основной целью Крестного хода является формирование православной общины
Протяженность маршрута может быть самая разная — от обхода вокруг одного храма, до путешествия в другой город. Значение имеет не длительность хода, а молитвенное настроение верующих, их прошения к Господу.
Материал для изготовления
Что такое хоругвия, и из чего ее делают? Для ее изготовления используют такие дорогостоящие ткани, как шелк, бархат, тафта, саржа. Отделывают их серебряными и золотыми шнурами в виде бахромы или кисточек. На данные знамена при помощи особой техники аппликации наносятся образы Девы Марии, Иисуса Христа, Троицы. Также на них нередко изображают самых почитаемых Святых. Хоругви из парчи и бархата вышивают золотыми нитками. В некоторых случаях их изготавливают из металлов, а украшают декором из золота, серебра, финифти и эмали.
Древко для хоругви — это длинные деревянные шесты, соединенные в виде креста. Некоторые большие знамена делают с особыми приспособлениями так, что их могут нести одновременно 4 человека. В центральной части хоругви нередко располагается вышитая икона, выполненная в технике лицевого шитья.
О возрождении Крестных ходов
В современной России сейчас традиция Крестных ходов только возрождается. Десятилетия безбожия, которые пережила наша страна, не могли не оставить отпечатка на духовной и церковной жизни общества. Многие годы Крестных ходов практически не было, несмотря на то, что это очень древняя традиция и до революции в царской России была очень распространена.
Примечательно, что в те времена в таких ходах принимали участие люди из всех слоев населения — и простые крестьяне, и знать, и духовенство. Перед Богом все равны, и наш народ это понимал. Очень часто Крестные ходы организовывались в тяжелые времена для народа. С молитвой шли к преподобному Сергию Радонежскому, к Соловецким святым.
Наиболее известный и многочисленный Крестный ход — Великорецкий — сумел выстоять даже в годы гонений. Тогда в нем принимало участие очень мало людей, их задерживали, допрашивали. Сейчас же это один из самых длинных, сложных путешествий, которое известно на всю Россию и насчитывает тысячи участников ежегодно.
Великорецкий крестный ход проводится каждый год с 3 по 8 июня
Интересна история возникновения самого понятия. Сам того не понимая, первый Крестный ход совершил император Константин Великий. Однажды ему было видение на небе, в котором он смог различить очертания Креста со словами «Сим победиши».
Вдохновленный правитель отдал распоряжение нанести изображение крестов на щиты и военные знамена своего войска, и именно так отправился на битву с врагом. Отсюда и пошла традиция нести хоругви перед колонной людей.
Рождение традиции
Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.
Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.
Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.
Какие бывают Крестные хода
Молитвенное шествие может быть приурочено к определенной важной дате, большому празднику (например, часто их устраивают на Пасху). Для освящения какой-то земли, поселения людей также могут устраивать молитвенные шествия.
Маршруты также могут отличаться. Путешествие может идти из одного пункта в другой, а может замыкаться в круг, как символ бесконечности и Вечной жизни. Конечный путь может символизировать путь Христа на Голгофу или путь жен-мироносиц ко Гробу Господню.
Важно! Кроме хоругвей, икон и каких-либо святынь, в начале колонны обязательно несут Распятие. Именно поэтому ход именуется Крестным, а такая традиция поддерживается не только в нашей, но и в католической традиции.
Таким образом, чаще всего Крестные хода совершают:
- на значимые даты церковного годового круга;
- для освящения мест, где были явлены какие-либо чудеса или знамения;
- во время похорон;
- в тяжелые времена испытаний.
Важной функцией такого шествия всегда была миссионерская деятельность. Когда по населенным пунктам, особенно селам и деревням, проходят Крестные хода, жители имели возможность приобщится к общей молитве.
Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск
В современном мире далеко не всегда Крестные хода совершаются исключительно пешком. Для преодоления больших расстояний может использоваться транспорт. Сейчас бывают особые байкерские Крестные хода, когда колонна людей движется на мотоциклах.
Если шествие входит в паломническую поездку, то часть пути также может быть преодолена на транспорте. Также сейчас иногда устраиваются специальные путешествия для детей, для людей с ограниченными возможностями. Такая деятельность очень важна, поскольку позволяет приобщить к молитвенному труду все слои населения.
Полунощница
Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.
Крестный ход на Пасху
Праздник Пасхи стоит обособленно в богослужебном круге. Крестные хода на Праздник Праздников совершаются практически в каждом храме и начинается с вечера Великой Субботы. Начало этой службы скорбное, трагичное, наполненное печалью о смерти Христа.
Плащаница Господа торжественно переносится в алтарь храма, где и будет находиться до самого Вознесения. Селом начинается Пасхальная заутреня, на которой уже раздается праздничный колокольный звон, возвещающий радость о воскрешении Христа.
Пасхальный Крестный ход проводится в каждом храме
В этой части службы все прихожане выходят из храма на праздничное и величественное шествие. Оно уже не скорбное, а радостное и светлое. Церковь обходят три раза, делая остановки у входных дверей, которые остаются закрытыми до третьего круга.
Запертые двери храма символизируют камень, которым был привален вход во Гроб Господен. На третий круг двери открываются, символично обозначая, что камень был отвален от Гроба. Далее следует радостная и светлая Пасхальная Заутреня.
Интересно, что самый сложный колокольный звон совершается именно во время Пасхального Крестного хода. Он носит название «трезвон». Такой перезвон нельзя часто услышать в храме, поэтому на Пасху колокола звучат очень по особенному.
Император во власянице
Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.
В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.
По языческому канону
Но потом богословы задумались: создание ковчега относится всё же к позднебиблейским временам, а Бог существовал всегда, следовательно и общение с Богом путём шествий тоже было всегда. И отнесли возникновение традиции вообще к ангельским временам — к так называемому райскому богослужению ангелов. На самом же деле если шествия за жрецами характерны вообще для всех языческих народов, то есть сами процессии были обычным явлением во время праздников или бедствий, то христианская традиция точно приурочена к крёстному пути Иисуса на Голгофу. Именно по этой причине во всех христианских конфессиях шествие возглавляют священнослужители с большим крестом — подобием того самого, голгофского. Во всяком случае, в ранней христианской церкви крёстные ходы проводились именно на Пасху, и, вероятно, только внутри храмов, поскольку пройти по улицам с христианскими песнопениями в имперском Риме было равносильно самоубийству. Во главе таких внутрихрамовых шествий ещё не носили большого креста, а просто держали в руках горящие свечи. Государственную практику хождения с крестом ввёл, согласно легенде, император Константин, который перед битвой у Мульвийского моста приказал воинам нести знамёна с крестами, сделанные из подручного материала, а немногим священникам, сопровождавшим войско, — петь псалмы и молитвы. Было ли это на самом деле — неизвестно. Но при Константине христианство стало государственной религией, а каждая государственная религия обрастает правилами — как, где и кому молиться.
Пасха в светской культуре
8.1. Русская культура
- В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного — через тему тления, как раскрытие категорического — или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».
В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:
Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно — такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.
- И. Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:
Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)
— Хрис-тос воскре-се из мёртвых… — Ну, Христос воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин. Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. …сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне. — Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, — говорит мне Горкин — как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?
- Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.
— А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день? — Уж молчал бы! — презрительно ответил Баргамот. — До свету нализался. — А у Михаила-архангела звонили? — Звонили. Тебе-то что? — Христос, значат, воскрес? — Ну, воскрес. — Так позвольте… — Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике…. — Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко а ты… — бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил: — Пойдём ко мне разговляться. — Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл! — Пойдём, говорю! Изумлению Гараськи не было границ.
— Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»
Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему: — Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть. Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.
— А. П. Чехов. «На страстной неделе»
Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь — скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт? И главное дело — темно. — Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся. … Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? … А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! — Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой… Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу! Люди думают, что я это от обиды, а я уже — понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: — Мы его убьём! — Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!
— Н. С. Лесков. «Фигура»
- Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву —
«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).[25]
- Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин — «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт — «Вербы», И. Северянин — «Пасха в Петербурге».
Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов
Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов
8.1.1. Пасхальные открытки
С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.
Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).
8.2. Зарубежная культура
Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон
И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».
Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.
Хор ангелов
Христос воскрес! Преодоление Смерти и тления Славьте, селение, Пашня и лес…
Фауст
Я плакал, упиваясь счастьем слёз, И мир во мне рождался небывалый. С тех пор в душе со светлым воскресеньем Связалось всё, что чисто и светло. Оно мне веяньем своим весенним С собой покончить ныне не дало. Я возвращён земле. Благодаренье За это вам, святые песнопенья!
8.3. Современная культура
- «ДДТ» Юрий Шевчук
, «Пасха»
«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».
- В эпизоде «Чудесная пасхальная история» сериала South Park
Стэн ищет корни пасхальных традиций.
- Разработчики компьютерных игр иногда прячут в них «пасхальные яйца» — тайные комнаты, шутки разработчиков и подобные мелочи.
- «Сектор газа» Юрий (Хой) Клинских
, «Пасха»[26]
Пасха, я достану из серванта банку на три литра.
Пасха, я покрашу яйца, хоть в брюках и не видно …
Празднование Пасхи в различных государствах
Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным
В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Многие европейские страны, а также Австралия отмечают Пасху и Пасхальный понедельник, как государственные праздники. В Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских стран государственным выходным также является Страстная пятница. Всё Пасхальное триденствие — государственные праздники в Испании.
7.1. Государства, в которых Пасха — 4 выходных дня (пятница, суббота, воскресенье, понедельник)
- Австралия
- Австрия
- Болгария
- Великобритания
- Венгрия
- Гана
- Германия (В пятницу, воскресенье, понедельник магазины и пр. не работают. В субботу магазины, банки и пр. работают)
- Греция
- Грузия
- Дания
- Испания четверг, пятница, воскресенье, понедельник в некоторых автономных областях.
- Италия (суббота[источник не указан 52 дня
], воскресенье, понедельник)
- Канада
- Кипр
- Латвия
- Молдова (суббота, воскресенье, понедельник)
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Португалия
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Украина (суббота, воскресенье, понедельник)
- Финляндия
- Хорватия
- Швейцария
- Швеция
Святые отцы о Пасхе
Святитель Григорий Богослов
- Свт. Григорий Богослов
: «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир. Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была ещё более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сиё „новое
вино
в Царстве Отца“ (Мф.26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это вкушение? — Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».[13] - Свт. Мелитон Сардийский
(ри.[19]
Святитель Григорий Нисский
- Свт. Григорий Нисский
: «Как новый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз вылетающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены семейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине справедливо сравнивают настоящий день с днём будущего воскресения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник радуется и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда вашего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль:
„Станем есть и пить, ибо завтра умрём!“
(1Кор.15:32)».[20] - Свт. Лев Великий
: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец — не быть тем, кем он был, и начало — быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина,
„никто не может служить двум господам“
(Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».[21] - Блж. Исихий Иерусалимский
: «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней — Воскресение… Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».[22]
- Прп. Феодор Студит
: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни. Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? — Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше — но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? — Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».[23]
Святитель Иоанн Златоуст
- Свт. Иоанн Златоуст
: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул:
„Ад“
, — говорит он, —
„огорчился“
(Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.
„Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“
(1Кор.15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, —
„первенец из умерших“
(1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».[24]
Последнее слово читается на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.