Ноев ковчег: в каких исторических документах он упоминается

Благодаря Ною и его послушанию Богу человеческий род не погиб во время всемирного потопа, спаслись животные и птицы. Деревянный корабль длиною в 147 метров и перемазанный смолой по велению господню спас живых тварей от бушующей стихии. Известная библейская легенда не дает покоя людям до сих пор.

Сенсационный зуд

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957?го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.
Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».


Снимок, изменивший судьбу доктора Уайетта / ©Flickr

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет.

– Для меня, как геолога, непонятна их убежденность в том, что это дерево, – говорит профессор геологии Лари Коллинз. – Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает.

Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

– Рассматривая это фото, я, прежде всего, подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ,– признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. – Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.


Склон Арарата: еще один ковчег? / ©Flickr

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек – 157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров.

Впрочем, размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется – можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

– Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? – говорит российский исследователь Вадим Чернобров. – Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несмотря ни на что, и это тоже – лишь общие фразы. Разберемся детально.


Арарат – самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого – 5165 м над уровнем моря / ©Wikimedia Commons

Примерно полвека назад в одной из ледниковых расщелин на Арарате, на высоте 4 км французские археологи нашли еще одни деревянные артефакты. Позднее их удалось датировать 800 г. до н.э. – временами древними, но гораздо позднее предполагаемого плавания Ноя. Возможно, дерево было поднято на высоту для строительства, которое так и не было закончено.

Поиски Ноева ковчега

Корабль праведного Ноя искали всегда. В античные времена и в Средневековье сохранность Ноева ковчега принималась без сомнений. Еще в 275 году до нашей эры вавилонский летописец Беросс упоминал о корабле, который приплыл в Армению и опустился на грунт.

Об этом же в первом веке нашей эры писал иудейский историк Иосиф Флавий: «Одну часть корабля можно обнаружить и сегодня в Армении, люди соскабливают с него смолу для изготовления амулетов».

О том, что на Арарате есть нечто, похожее на корабль, рассказывали купцы, проходившие с караванами в Персию. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в конце XV века проезжал мимо Арарата по пути в Китай, он писал: «В стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами. Никто не может на вершину забраться, тем более что снег там никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».

В начале XVI века возле Арарата побывал немецкий путешественник Адам Олеарий, он написал следующее: «Армяне и персы считают, что на горе Арарат все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».

«За любыми библейскими рассказами все равно, так или иначе, обнаруживаются некоторые реальные исторические события. Археология Древнего Востока за последние полтора столетия обнаружила реальные артефакты, массы рассказов, которые считались совершенно литературными, поэтому теоретически можно предполагать и существование останков ковчега на горе Арарат или где-нибудь еще», – Анатолий Лакирев, священник, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери.

Редкие путешественники отваживались сами совершить восхождение, чтобы увидеть священный ковчег и не только из-за крутизны скал. В XIV веке францисканский монах Одерих Матиусси в докладе Папе Римскому о.

Ноев эсминец

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

– Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, – говорит знаток судостроения Том Восмер. – Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Возможно, Ной и построил ковчег, только размеры его были куда скромнее.


Ян Брейгель Младший, «Сгон животных в Ноев ковчег» (XVII в.) / ©Gallerix

Священные реликвии

Очень хотел найти ковчег живший в IV веке армянский монах Акоп – будущий епископ Иаков Низибийский (Нисибийский). Он неоднократно начинал восхождение на Арарат, но на подходе к вершине монаха вдруг сваливал непреодолимый сон, а, проснувшись, он каждый раз вновь оказывался у подножия горы. Так продолжалось до тех пор, пока ему не явился ангел – он принес монаху кусочек ковчега и сказал, чтобы тот больше не искал подтверждения тому, что написано в Библии.

«Там очень тонко сказано, что я тебе даю кусочек дерева, из которого сделан Ноев ковчег. Понимаете? Не из… Ну, и тот просыпается, действительно, рядом с ним находится этот кусочек. Он его приносит вниз в Эчмиадзин. Кусок ковчега с выложенным на нем крестом хранится в резиденции Католикоса всех армян, в городе Эчмиадзин», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму.

С тех пор этот фрагмент обшивки с легендарного Ковчега является одной из святынь армянской апостольской церкви. В Эчмиадзине отломали кусочек и отправили императрице Екатерине II в знак уважения к Русской Православной церкви.

Каждой твари – по паре

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».

Считается, что нашу планету населяет 30 млн. видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое – «по паре» каждого вида (итого 60 млн. особей) – было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет.

Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай – 60 млн.), зато куда более реалистично.

Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась уже в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

Священная смола…

Еще в дохристианские времена в предгорьях Армении знали о корабле, лежащем на вершине горы. Местные жители соскребали смолу, которой он был пропитан, для изготовления целебных снадобий и талисманов. Но однажды группа собирателей смолы была поражена молнией и походы к кораблю прекратились.

Люди были уверены, что каждого, увидевшего его, ждет болезнь, а то и смерть. О том, что причиной этого могут стать разряженный воздух, низкое атмосферное давление, выбросы вулканических газов, они не знали. Арарат действительно известен среди альпинистов как гора сложная и по перечисленным причинам и из-за суровых погодных условий.

«В составах международных альпиниад я пять раз поднимался, а на сегодняшний день уже десятый раз был на вершине Арарат, высота её 1137 метров. Из десяти раз только два раза была хорошая погода, все остальное время был очень сильный ветер или слабая видимость», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму.

Но и современные искатели ковчега иногда склонны соотносить эти явления с древней легендой. Слишком много мистики и загадок связано со священной горой.

От потопа – ни следа

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «… разверзлись все источники великой бездны»,– подсказывает Писание.

– Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников,– говорит Лан Плимер. – Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

В 1949 г. ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 г. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой – 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения. «Темная масса» на снимках может быть как подтаявшим снегом, так и простой игрой света и тени.

Другие источники

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Основная канва повествования сохраняется, но причины, побудившие Бога устроить потоп здесь описаны более подробно. В частности, говорится о смешении ангелов с дочерьми людей. Это, по Книге Еноха, привело к появлению исполинов, из-за которых началось неравенство, войны, распространились магия и колдовство, произошло падение нравов.

Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума. В последнем сказано, что Ной научил людей пользоваться орудиями труда и обладал навыками плотника, что пригодилось ему при строительстве Ковчега.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак – прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно – любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге – лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872?го года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.


«Ноев ковчег». Иллюстрация Гюстава Доре / ©Wikimedia

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали – серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды – эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад.

А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир. Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

– На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

Вероятно, пазл сложился.

Библейский праведник

Легенда о корабле, который построил библейский праведник, полна тайн и загадок, но попытки найти ответы рождают все новые вопросы.

«Мы с помощью альпинистской техники прошли до высоты 5 000 метров. Весь западный ледник мы прошли полностью, вышли на высоту 5000 м. уже с этой стороны мы стали смотреть на Ахор, на внутреннюю часть этого ледника. Подход к нему очень сложный, потому что можно попасть под лавину или ледовый сброс. Поэтому на этом у нас экспедиция завершилась», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму.

После землетрясения 1840 года на нижнем конце ледника возникла глубокая, 280-метровая расселина, названная Ахорской пропастью. На её дне из талых ледниковых вод образовалось озеро. В 1848 году турецкие чиновники осмотрели разрушения, принесенные катастрофой, и наткнулись на некое громадное сооружение.

Участники комиссии определили на глаз размера объекта: высота 17 м, длина около 140 м. Практически такие же размеры были и у ковчега. Им удалось проникнуть в три больших внутренних отсека, все другие помещения были заполнены льдом. Борта судна были сделаны из дерева, о котором говорится в писании – это дерево растет только в долине реки Евфрат. Дальнейшее обследование объекта пришлось прекратить, потому что громадный карниз ледника, нависший над ними, мог обрушиться в любое мгновение.

Сообщение комиссии о находке было опубликовано в британской газете Prophetic messenger в 1883 году. Однако вместо того, чтобы побудить ученых и археологов к поиску ковчега, оно прошло практически незамеченным.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

– В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, – комментирует специалист по древним судам Том Восмер. – Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна.

Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано», и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.


Спутниковый снимок местности в одном из районов Араратских гор, где, как предполагается, найдены останки Ноева ковчега / ©Wikimedia

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной, чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет (неудивительно, что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни – сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило, чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя, действительно, довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии– год, если шумерскому эпосу – семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам. А вот возвращаться после наводнения обратно– в свой родной шумерский город Шурупак – шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг. Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех.

Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной из вавилонских табличек все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн – прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Поиски останков ковчега

Убеждение в том, что Бог не позволяет людям подниматься на Арарат, многие века препятствовало исследованиям. Негласный запрет был нарушен в 1829 году французом Иоганном Парротом. Ледник на северо-западном склоне горы назван в его честь.

После этого восхождения началось буквально соревнование за право первым найти останки корабля Ноя. Организованные поиски Ноева ковчега начались с середины XIX века. Первой научной экспедицией на Арарат была группа профессора из Дерптского университета Германа Абиха.

Это она обнаружила в 1845 году следы корабля, в результате землетрясения сползшего по склону и развалившегося на части. По каким-то непонятным причинам эти и многие другие важнейшие сообщения о ковчеге проходили практически незамеченными научным сообществом.

Незамеченным в научном мире прошло и сообщение архидиакона Нури, опубликованное в английском «Механике» в 1892 году. Он рассказывал, что увиденный им гигантский корабль находится на краю замерзшего горного озера, которое частично подтаивает лишь в очень жаркое лето, а основной корпус остается подо льдом. Еще один интересный факт приводит в конце 60-х годов прошлого века американский исследователь Чарльз Берлиц. Армянский эмигрант Жорж Акопян рассказал ему, как в 1905 году дедушка взял его, десятилетнего, с собой на Арарат: «Мы с дедом долго поднимались вверх, вдруг слева внизу показалось что-то, напоминающее огромный корабль, его корпус покрывал снег, а на крыше виднелось глубокое отверстие». – «Не бойся, – сказал мне дед. – Это святой корабль, а все люди и звери давно покинули его».

Ученые провели анализ рассказа Акопяна на детекторе лжи, детектор дал однозначный ответ – рассказчик говорил правду. Была намечена экспедиция с его участием, но она не состоялась из-за нехватки средств и смерти главного участника событий Акопяна.

Поиски ковчега значительно осложнены и политической обстановкой в регионе. С начала XX века, когда Арарат отошел Турции, и до недавнего времени все исследования, съемки и даже просто восхождения были официально запрещены.

Современные исследователи Ноева ковчега

Люди все равно ищут ковчег неофициально, минуя разрешения правительства, пользуясь услугами местных проводников-курдов, живущих на склонах и в окрестностях Арарата, и находят детали корабля, а также другие следы его пребывания на священной горе.

Самым известным изображением Ноева ковчега стали фотографии. В 1960 году во время просмотра снимков, сделанных с самолета в горах на расстоянии 30 км от горы Арарат, на небольшом плоскогорье был обнаружен участок земли, имеющий форму судна и окаймленный насыпью. Его размеры близки к тем, которые указаны в Библии.

В августе 1977 года американец Рон Уайетт отправился в Турцию для исследования объекта, подобного ковчегу. Турецкие власти признали находку и создали на этом месте туристический центр и музей.

Тогда же на склоне Арарата были обнаружены огромные якорные камни. В отличие от обычных якорей, которые не дают судну перемещаться, якорные камни висели под днищем древних кораблей, двигаясь вместе с ними. Они стабилизировали и держали корабль в перпендикулярном положении к надвигающимся волнам.

Судя по размерам камней, найденных на Арарате, судно, к которому они крепились, было действительно грандиозно, но они находятся довольно далеко от места, где по официальной версии властей лежит ковчег.

Случайное обнаружение Ноева ковчега офицером царской армии

Лето 1916 года, Первая мировая война, лейтенант царской армии Владимир Росковицкий на разведывательном самолете пролетал над Араратом. В одной из расселин экипаж заметил полузамерзшее ледниковое озеро. В том месте, где из него вытекала небольшая речка, Росковицкий и его напарник разглядели остов огромного корабля, наклоненного на один бок.

«Он прилетел в эскадрилью свою и докладывает командиру. Тот говорит: «А ты знаешь, что это могло быть?» – «Нет». – «Ноев ковчег». Полетели еще раз, летят, командир видит да, действительно. После этого пишет докладную Николаю II», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму.

По результатам доклада Николай II отдал распоряжение на отправку экспедиции. Порядка 150 русских солдат отправились к этому месту, которое обнаружили летчики, и они добрались до этого ковчега. Жара стояла невыносимая, корабль показался изо льда настолько, что членам экспедиции удалось побывать внутри ковчега.

Впоследствии летчик Владимир Росковицкий эмигрировал за границу. В 1938 году американский журнал New Eden Magazine опубликовал интервью с ним. В нём Росковицкий утверждает, что он ясно видел вмерзший в лёд остов корабля величиной с городской квартал. По его словам внутри корабль состоял из сотен отсеков, некоторые были просто огромными, толщина перегородок достигала 60 см. Там вполне могли помещаться животные размером со слона.

Хотя участники экспедиции сделали тщательные замеры и фотографии ковчега, взяли пробы, дерева и смолы, никаких материальных доказательств не сохранилось.

«Офицеры были посланы в Санкт-Петербург, началась революция, и что будто бы офицеры попали к Троцкому, ну и Троцкий дал приказ расстрелять их. И все эти данные исчезли», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму.

Впоследствии территория Арарата была захвачена турецкими войсками, но среди местных жителей – курдов – нашлись свидетели этого события. Опрошенные в 1985 году очевидцы рассказывали, что русские военные обнаружили возле озера развалившийся деревянный корабль. Они громко кричали ура, стреляли из ружей, револьверов.

Ковчег, по мнению курдов и сейчас лежит на том же месте. Кроме местных жителей, подробности русской экспедиции 1916 года знают и потомки её участников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]