Святитель митрополит Макарий (Невский) — учредитель Томского отдела Императорского Православного Палестинского Общества

Святитель Макарий Невский — удивительный архипастырь Русской Церкви, выдающаяся личность России.

Будущий святитель Макарий Невский родился в 1835 году во Владимирской губернии, в бедной многодетной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого (фамилию «Невский» дали ему много позже, в семинарии), и был крещен Михаилом. По истечении некоторого времени семья переехала в Сибирь — так что учиться отрок Михаил пошел уже в Тобольске: сначала в духовное училище, а потом в местную семинарию, которую окончил в 1854 году. Успехами мог гордиться, и никто бы не удивился, если бы молодой человек продолжил обучение в Духовной академии, однако такого «решения» собственной жизни он не пожелал.

Просветитель Макарий

Сердце его давно горело мечтой о миссионерской деятельности. С 1855 года Михаил Невский числился в составе Алтайской духовной миссии. В 1861 году был пострижен в монашество с именем Макарий. Его тридцатилетняя деятельность на Алтае (с 1855 по 1884 год, когда архимандрита Макария хиротонисали во епископа Бийского и он сам возглавил Алтайскую миссию) — пример высокого христианского подвижничества: отец Макарий не уставал проповедовать Слово Божие в самых дальних уголках этой горной страны, не убоявшись выступать перед агрессивно настроенными закоренелыми язычниками, которых он умел убедить в собственной правоте. Его знали везде на Алтае, его любили.

Сам святитель, выступая с речью при наречении его епископом Бийским, говорил:

«Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России; только там учить миссионерству хотели по книгам, а здесь учительницей была жизнь».


Он много пекся о правильном образовании, об устройстве школ, выпускники которых, из инородцев, смогли бы нести свет истины в свои родные места, о переводе Священного Писания и богослужебных текстов на алтайский язык…

В 1891 году владыке Макарию пришлось оставить ставший ему родным Алтай — ему определили быть епископом Томским и Семипалатинским с пребыванием в «кафедральном» городе Томске. Епископ Томский и Семпалатинский (1891), епископ Томский и Барнаульский (1895), архиепископ Томский и Алтайский (1908) — менялись титулы, но не «содержание»: и на новом месте владыка Макарий продолжал свою неустанную деятельность на духовной ниве, особое внимание обращая на любимое им учебновоспитательное дело. Устраивал на постоянное «место жительства» Томскую семинарию, много помогал женскому епархиальному училищу… Даже сумел отправить епархиалок в образовательное путешествие по Европейской России! Широкая благотворительность и образование — вот основные области приложения усилий архипастыря. Плюс «любовь отеческая, самоотверженная» к людям. Нельзя не признать, что мыслил святитель вполне стратегически.

Михаил Андреевич родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Ковровского уезда (сейчас Савинский район Ивановской области), в многодетной семье (был шестым ребенком) причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьей в Сибирь. Окончил Тобольское духовное училище, поступил в Тобольскую духовную семинарию. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии. В 1854 году закончил Тобольскую духовную семинарию. Отказался от поступления в Духовную академию (на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своем курсе) с тем, чтобы заняться миссионерской деятельностью (более 35 лет) на Алтае. 22 февраля (6 марта) 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника. В 1855—1857 годах служил псаломщиком в Улалинской церкви. По собственным воспоминаниям, «исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шел всюду, где нужны были для дела миссии труды его». Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий, «чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдаленные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина». 25 января (6 февраля) 1857 года был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане, был учителем церковного пения в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 (23) марта 1861 года пострижен в монашество. С 17 (29) марта 1861 года — иеродиакон, с 19 марта того же года — иеромонах (был рукоположен в походной церкви Алтайской миссии). Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев. С 14 (26) ноября 1864 года — наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Так вспоминал об особенностях труда миссионера: «Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождем, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки». Митрополит Макарий, без преувеличения, принадлежал к блистательной плеяде православных миссионеров, завершавшей в конце XIX — начале ХХ века процесс распространения христианства на огромных пространствах России, начавшийся еще в 988 году.
Митрополит Макарий Невский

Судьба этого поколения выдающихся миссионеров оказалась трагичной: многие из них погибли в сталинских лагерях, а их дела оказались в забвении. Между тем, труды Макария, его современников и сподвижников имели важное значение не только для православной церкви, но и для светских научных дисциплин: истории, лингвистики, этнографии и т.д. По инициативе Макария начиная с 60-х годов начали открываться миссионерские отделения в духовных семинариях и академиях, на базе которых позднее появились учебные заведения нового типа — миссионерские училища. В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были «Литургия святого Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению» и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. И по сей день эти труды являются одними из важнейших в подготовке специалистов по сравнительному языкознанию, этнографии и востоковедению. Издание «Грамматики алтайского языка» завершило формирование письменности для бесписьменных финно-угорских и тюркских языков на основе русского алфавита. Недоумение вызывает, однако, тот факт, что в библиографических обзорах недавнего прошлого либо не указывалось имя автора, либо в качестве имени автора указывалось «М. Невский», что затрудняло пользование этой книгой. В 1868—1869 годы, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещеных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских. Вернувшись на Алтай, организовал в Чепоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля (10 августа) 1871 года — игумен. С 1875 года — заведующий Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года, одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня (11 июля) 1883 года — архимандрит. С 29 декабря 1883 года —
начальник Алтайской духовной миссии
(был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая». Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края. Удостоен высочайшей благодарности от Николая II в деле церковного и школьного строительства в Сибири. Под началом Макария Невского состоял детский приют и дом трудолюбия в Предтеченском женском монастыре Томска.

$IMAGE3$ Памятник Митрополиту Макарию в городе Бийске на Архиерейском подворье. Скульптор Сергей Исаков. Открыт в 2009 г.

Занимался борьбой против старообрядчества: при нем в Бийске в 1884 году было учреждено противораскольническое братство святого Димитрия Ростовского. Конфликт епископа Макария со старообрядцами носил острый характер: на старообрядцев возлагалась ответственность за пожар 22 мая (3 июня) 1886 года в архиерейском доме, в результате которого сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и Катехизаторское училище. С 12 (24) февраля 1884 года — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

$IMAGE2$ Епископ Бийский Макарий

С 26 мая (7 июня) 1891 года — епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 года — епископ Томский и Барнаульский. 6 (19) мая 1906 года возведен в сан архиепископа. С октября 1908 года — архиепископ Томский и Алтайский. Был председателем томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии. При нем в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа. Владыка занимался благотворительностью, для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей. Его деятельность вызывала ненависть в среде местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить, а 22 мая (3 июня) 1886 года был подожжен архиерейский дом, сгорели библиотека, архив миссии, здание Катехизаторского училища, однако епископ Макарий сумел спастись. В годы революции 1905—1907 годов он проявил себя как монархист и охранитель традиций, содействовал монархическим организациям и являлся почетным председателем Томского губернского отдела Союза русского народа. С 25 ноября (8 декабря) 1912 по март 1917 года —
митрополит Московский и Коломенский
, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества; член Святейшего Синода. Прибыл в Москву 22 декабря того же года (ст. ст.); 23 декабря торжественно вступил в управление Московской митрополией. При высочайшем рескрипте от 25 мая (7 июня) 1913 года (день проведения Романовских торжеств в Москве) был пожалован панагией. При прибытии императора Николая II в Москву на торжества встречал его и его семью в Троице-Сергиевой лавре24 мая 1913 года, при вступлении в Кремль в тот же день и при входе в Успенский собор 25 мая, произнося краткие приветственные речи[5]. Вводил в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей. Однако, несмотря на свои прежние миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину (митрополит такого рода спекуляции считал вымыслом). Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, давал ему такую характеристику: «Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему. Он был совершенно не способен ни к управлению ответственной Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие — кто хотел и кто умел войти в его доверие. Митрополит во время докладов своих подчиненных часто засыпал, и докладчик, не смея нарушить мирный сон владыки, ни с чем уходил от него. В Синоде в его присутствии сплошь и рядом проваливали одно за другим его представления и ходатайства, и он молча принимал этот конфуз. Царское Село смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие митрополита Макария решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным)». Определением Святейшего Синода от 20 марта (2 апреля) 1917 года № 1661 был уволен с Московской кафедры, с оставлением в звании члена Святейшего Синода (на следующую, летнюю 1917 года, сессию синода не вызывался). Выступил с протестом против своего увольнения, считая его неканоническим, совершенным под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова. Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился). В 1917 году некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси. Обратился к Поместному собору 1917—1918 годов с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально. Кроме того, публичная реабилитация убежденного монархиста и якобы «распутинца» была на тот момент политически невозможна. В 1918 году келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на нее напали вооруженные бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было. По воспоминаниям игумении Иулиании (Невакович), тогда старшей сестрой храма Христа-Спасителя: «Зимой 1919 года в Храме Христа Спасителя к столику сестер храма подошел молодой человек и обратился с просьбой помочь митрополиту Макарию. Из слов его мы узнали, что митрополит, которому было разрешено, не знаю кем, жить в бывшем архиерейском доме монастыря Николо-Угреши, жил, параличный, в неотопленных комнатах, с двумя преданными ему келейниками, из которых один был иеромонах. Все они трое не имели права на продовольственные карточки и голодали. Монастырь же был превращен в детский дом отдыха. Всегда энергичный ключарь Храма Христа Спасителя о. Александр Хотовицкий тотчас устроил для митрополита сбор продуктов, то есть черного хлеба и пшена, — ничего другого в это время не было. Но тут явился вопрос, как эти продукты доставить? Нужно было идти туда пешком, поезда почти не ходили, да и ехать в них было опасно: вас могли принять за так называемого мешочника и арестовать. Монастырь был и далеко от железной дороги. Но нашлись молодые люди из иподиаконов, и стали они ходить по очереди с молодыми людьми общины о. Алексея Мечева. Возвращались все они в восторге от митрополита, которого возили в кресле. Дух митрополита креп. Привыкший вести молодежь в Томске, откуда вышло множество архипастырей и пастырей для Сибири, у Владыки был особенный дар привлекать к себе молодежь».
Митрополит Алтайский — 19 августа 1920 — 1 марта 1926
19 августа 1920 года Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чем Патриарх Тихон известил его личным письмом. Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 году был частично парализован. Принимал у себя духовных чад (в частности, воспитанниц института благородных девиц в Николо-Угрешском монастыре), а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после утверждения Патриаршим местоблюстителем в 1925 году к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук. Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нем мемуары, священник Сергей Мечев. В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 году перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Труды
Беседы о христианской жизни и воспитании. СПб., 1902. Образование, права и обязанности женщины. СПб., 1902. Простые речи о великих делах Божиих. Томск, 1900. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений), за все время его служения в архиерейском сане 1884—1913 гг. Сергиев Посад, 1914. Письма к духовной дочери. Сергиев Посад, 1915. Не отчаиваюсь в Божией помощи : Сб. писем / Сост. Г. Г. Гуличкина. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 472 с. — (Письма о духовной жизни). — ISBN 978-5-7533-0179-6. Уроженцы и деятели Владимирской губернии

Митрополит Макарий Невский на Московской кафедре

В конце 1912 года святителя Макария Невского возвели в сан митрополита и назначили на Московскую кафедру. Старец, все еще бодрый и деятельный, сумел привлечь к себе души всего повидавших москвичей, успел снискать любовь и почитание своей новой паствы — как прежде он снискал любовь своих алтайских и сибирских чад.

Вместе с тем к священнослужителям, замеченным в равнодушии или небрежении своими духовными обязанностями, митрополит Макарий бывал строг. Сам святитель Макарий всегда был примером для подначальных ему священников. Так, он никогда не разговаривал в алтаре, тогда как другие сразу после причащения начинали беседы «на злобу дня». Он же, если подходили к нему в это время с вопросом или разговором, кротко отвечал: «Христос посреди нас». И больше не говорил не слова.

Но близился уже 1917 год — с его неслыханными, не вмещающимися в разум делами. Неслыханными и безобразными. Одним из таких дел стало грубое увольнение «на покой» митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского).

«Отставка» святителя поразила всех. Тем более что была она произведена в грубейшей форме. Обер-прокурор Синода князь В. Львов буквально вынудил написать его прошение об удалении на покой. Лишившись кафедры, опальный митрополит хотел поселиться в Троице-Сергиевой Лавре, но ему не разрешили. Тогда он поехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и здесь владыке не дали задержаться надолго. Определив местом его жительства (а точнее — заключения) Николо-Угрешский монастырь, святителя повезли туда окружной дорогой, не дав ему даже заехать в Москву, чтобы проститься с паствой.

В чем помогают молитвы святому

Есть немало свидетельств о том, что он помогал нуждающимся еще при жизни. Это могло проявляться как в простом совете, так и в врачебном деле. Часто обращаются к нему и сегодня. Наиболее популярные просьбы касаются:

  • воспитания детей;
  • дарования ума;
  • укрепления веры;
  • исцеления от недугов и прочего.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святая мученица Татьяна в чем помогает, как молиться

Еще хорошим помощником есть письма Макария Невского духовной дочери. Это сбор сочинений, перечитывая которые можно найти ответ на волнующий Вас вопрос. В них подымаются самые насущные вопросы духовной жизни. Высказывания из нее помогут обрести утешение в различных невзгодах.

Митрополит Макарий Невский В Николо-Угрешском монастыре


В Николо-Угрешском монастыре «апостол Алтая» прожил до 1925 года — то есть вплоть до того времени, покуда там было можно жить монашествующим. Смолоду привыкнув к непрестанной деятельности, святитель Макарий томился от вынужденного отдыха. Но когда — спустя три года после его отстранения от кафедры — Святейший Патриарх Тихон, с большим почтением относившийся к святителю, утвердил его митрополитом Алтайским, было уже ясно, что этот титул — лишь признание заслуг одного из старейших иерархов. Выехать на Алтай восьмидесятипятилетний старец не мог. В 1920 году его разбил частичный паралич.

На Угреше владыку Макария полюбили. Причем не только монахи, но и дети — из соседних деревень и из колонии, которая некоторое время делила монастырь с иноками. Эти ребятишки часто приходили к святителю.

В Николо-Угрешском монастыре святителя Макария дважды посещали представители карательных органов — обыскивали его скромное жилище и всё не могли поверить, что у него не припрятано ни денег, ни «изделий из драгоценных металлов». Но ничего этого у митрополита действительно не имелось.

У митрополита Макария часто бывали гости из Москвы: несколько раз к нему приезжал для беседы Патриарх Московский и всея Руси Тихон, посещали его и другие иерархи, а также московские священники. Один из тех, кто участвовал в подобной поездке, очень точно определил ее смысл:

«Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия — владыки Макария, чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию».

Административная и научная деятельность

Митрополит Мануил (Лемешевский) так характеризовал деятельность митрополита Макария в качестве ректора Санкт-Петербургской духовной академии:

Путём ряда благоразумных мер он установил определенный и неизменный порядок студенческой жизни. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника. Со слов самих студентов, «более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить». Никакая лесть, никакое угодничество, сверх прямого отношения к делу, не были ему доступны. Важное значение в деле воспитания студентов преосвящ. Макарий придавал церковному богослужению. Он принимал все меры к тому, чтобы богослужение в академической церкви сделать как можно более торжественным, и при возможности сам старался участвовать в богослужении.

Владыка Макарий был известен как способный и энергичный администратор. В Санкт-Петербургской духовной академии он уделял большое внимание улучшению материального положения преподавателей и студентов, обустройству академической библиотеки. Во время управления Тамбовской епархией он активно занимался упорядочением делопроизводства, пребывавшего до него в запущенном состоянии. В Харьковской епархии он был ответственным редактором журнала «Христианское чтение»; по его инициативе была создана церковная библиотека, которой могли пользоваться как духовные, так и светские лица; при активном участии владыки основан монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Рясном. Число народных училищ в епархии за время его управления увеличилось в четыре раза (всего к 1869 действовало 405 училищ). Владыка стремился повысить как образовательный уровень харьковского духовенства, так и религиозное благочестие паствы — он восстановил в епархии несколько ранее существовавших крестных ходов. В период его пребывания на Литовской кафедре были построены, отремонтированы и освящены 293 церкви. В качестве московского митрополита проявил себя сторонником наведения порядка в церковном хозяйстве и усиления проповеднической деятельности духовенства.

В статье о владыке Макарии, помещённой в словаре Брокгауза и Ефрона, особое внимание обращается на его умеренно-либеральные взгляды, вызывавшие резкое неприятие со стороны наиболее консервативно настроенных церковных деятелей:

Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды. Представители мракобесия были правы в том отношении, что учёный и благородный иерарх не мог принадлежать к их чёрному стану. Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперёд… В шестидесятых годах Макарий, уже архиепископом, принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на постановку дела в средней и низшей школе церкви будили ненависть у ретроградов.

Митрополит Мануил отмечал, что в бытность архимандрита Макария членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844—1848) он заслужил «репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора». Он был активным сторонником принятия либерального академического устава 1869 г., получившего неофициальное название «Макарьевский устав».

Однако наибольшую известность митрополит Макарий получил как учёный, автор капитальных трудов в области богословия и истории. Его главный исторический труд — «История Русской Церкви» в 12 томах (13-й не был закончен в связи с кончиной) — был издан в 1883 г. (переиздан в 1994—1996 гг.). Из его богословских работ наиболее известны двухтомный труд «Православно-догматическое богословие» (в 1912 г. переведено на новосирийский язык миссией Православной Церкви в Урмии) и «Введение в православное богословие».

Смерть святителя Макария

Последние месяцы жизни, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, святитель Макарий Невский провел в селе Котельники близ станции Люберцы. Здесь он и скончался в ночь на 16 февраля (2 марта) 1926 года от воспаления легких и был похоронен в ограде местной церкви. В 1957 году Святейший Патриарх Алексий I благословил перенос тела святителя (оно было обретено нетленным) в Троице-Сергиеву Лавру, где его погребли в нижней части Успенского собора.

В 2000 году митрополита Макария (Невского) причислили к лику святых.

Русские святые.

Премии митрополита Макария

По словам митрополита Мануила,

отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование еп. Макарий сделал в 1867 г. Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей). Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

Премии митрополита Макария присуждались в 1884—1917 годы. Существовали четыре Макариевские премии. Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы).

В 1997 году усилиями Русской Православной Церкви, московского правительства и Академии наук РФ Макариевская премия была возобновлена. Присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

Храмы в честь святого Макария

Так как этот человек сделал значительный взнос в развитие православия, то не удивительно, что некоторые священные сооружения носят его имя. Самыми популярными считают:

  • церковь в Дзержинском;
  • собор в Москве;
  • церквушка в селе Чемал;
  • храм в селе Лесном Барнаульской епархии.

Многие считают своим долгом посетить хоть одно из этих мест и приклонится к мощам святого. Вот слова, которые чаще всего читаю для него.

«О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Макарие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небесного Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.»

Обращаясь с молитвой к святителю Макарию Невскому, не стоит забывать о том, что слова должны идти только от чистого сердца и с благородными намерениями. Не забудьте также поблагодарить его и Всевышнего за то, что уже имеете.

Храни Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Божией Матери «Взыграние младенца» в чем помогает, значение

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите Макарие:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]