Почему исход Евреев не упоминается в истории Египта

История об исходе евреев из Египта под предводительством пророка Моисея известна практически каждому человеку, даже неверующему. В последнее время, с развитием археологии многие православные богословы ставят под сомнение некоторые элементы этой истории.

Так, например, завкафедрой библеистики Санкт-Петербургского университета Анатолий Алексеев в докладе «Археология и библейский текст» на богословской конференции Современная библеистика и предание Церкви, сомнения в том, что из Египта вышло 600 000 пеших мужчин.

При этом сам факт исхода евреев из Египта богослов не ставит под сомнение.

Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход

Исход (иврит Yetsi’at Mitzrayim) в переводе с древнееврейского означает «выход из Египта». Это библейское предание о порабощении евреев или израильтян в Египте.

В его рамках также рассказывается об их массовом выходе из страны по воле Бога под руководством пророка Моисея.

Кроме того, предание также рассказывает о явлении им Бога у горы Синай, заключении завета (договора) между Богом и избранным народом, а так же о том, как евреи скитались до начала завоевания ими Ханаана.


«Исход из Египта» Ричард Дадд. 1849 — 50 годы. Исход евреев из Египта — это их бегство из египетского плена в землю обетованную. Фото: ja-tora.com

Предание изложено в Библии, в Пятикнижии, в основном в Книге Исход, главы 1 — 15. Как светские, так и религиозные исследователи до сих пор спорят о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания которые повествует Ветхий Завет.

При этом Великий Исход евреев из Египта — это фундамент иудаизма. В христианстве это также весьма важный сюжет, оказавший влияние на теологию некоторых движений, например протестантизма.

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала манна небесная, как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Израильтяне поселились в Египте из-за голода

Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.

Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.


«Израиль в Египте». Картина Эдварда Пойнтера 1867 год. Для того чтобы уменьшить количество израильтян, проживающих в Египте новый фараон приказал посылать их на тяжёлые работы. Фото: ja-tora.com

Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).

В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.

Чтобы уменьшить израильтян в Египте, фараон приказал убивать их первенцев.

Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).

Это было безрезультатно. Чтобы исправить сложившееся положение он приказал убивать всех младенцев, рождавшихся у израильтян (Исх. 1.15-22). В это период рождается пророк Моисей. Именно Моисей вывел евреев из Египта.


Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. Тыранов Алексей Васильевич, 1808-1859 годы. Для того, чтобы спасти младенца Моисея от убийства египтянами по приказу фараона, его мать Иохаведа в просмолённой корзине пустила его по водам Нила. Фото: ippo.ru

Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.

Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.


Моисей

В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.

Примечания

  1. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 103-110
  2. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 131-132
  3. Исх. 13:6–7
  4. Исх. 19:6
  5. Исх. 17:9–12
  6. Исх. 20:1–17
  7. Исх. 20:18–22; 21, 22, 23
  8. Исх. 24:7
  9. Исх. 32
  10. Исх. 33:7, 8
  11. Исх. 34
  12. Исх.12:40
  13. 1Цар.6:1
  14. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Главы 14-15
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья «Египет» на основании КЕЭ, том 2, кол. 466–474
  16. Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  17. New Dates for Egypt’s Pharaohs — ScienceNOW, 17.06.2010
  18. Компьютер показал, почему расступилось Красное море. BBC-russian
  19. Carl Drews, Weiqing Han. Dynamics of Wind Setdown at Suez and the Eastern Nile Delta. PLoS One
  20. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, «Евразия» 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства

Предание об исходе Евреев из Египта говорит о том, что живя среди мадианитян Моисей женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды он отправился пасти стадо у горы, ему явился Господь в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина).

Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести из рабства израильтян для переселения их в Ханаан (землю обетованную), что обещалось их праотцам.


Неопалимая купина. Бурдон, Себастьян. 1616 — 1671 годы. Когда пророку Моисею исполнилось 80 лет ему в горящем и несгорающем куте (неопалимая купина) явился Господь и повелел ему вернуться в Израиль для того, чтобы вывести из него евреев

Произошло это, когда Моисею исполнилось 80 лет. Вернувшись в Египет, пророк потребовал у фараона отпустить израильтян от Египта. Правитель отказа ему в этом, тогда Бог наслал на Египет десять бедствий или же Десять казней египетских.

Первые девять казней на фараона не оказали должного воздействия, но когда после десятой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон разрешил израильтянам покинуть Египет.

600 тыс

столько еврейских семей, согласно Библии, покинули Египет

Священное Писание говорит о том, что все десять казней израильтян не затронули, при этом во время последней казни дома евреев отметили кровью жертвенного агнца, поэтому ангел смерти их миновал.

Перед тем, как отправиться в бегство, израильтяне собрали у египтян ценные вещи. После этого они покинули Египет. Библия говорит о том, что страну покинуло 600 000 мужчин и членов их семей.


Переход евреев через Красное море. И.К. Айвазовский. 1891 год. Библия говорит о том, что когда израильтянам потребовалось перейти Красное море, оно, по молитве пророка Моисея, расступилось. После того, как все израильтяне прошли, оно поглотило войско фараона. Фото: upload.wikimedia.org

Узнав о бегстве евреев из страны, фараон изменил своё мнение, собрал армию и во главе её бросился в погоню за израильтянами, надеясь вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного (Чермного) моря (ивр.: Ям Суф — «Море камышей»).

Священное Писание говорит о том, что по воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).

Переход через Красное море

После данного события евреи покинули Египет. Судя по всему, их было не менее 600 тысяч мужчин, и по-видимому не менее полутора миллиона в целом. Фараон погнался за евреями, однако господь помог своему народу и воды моря расступились, дав пройти Моисею и Его народу, когда же народ Израиля прошел – воды снова сомкнулись и привели к гибели армии фараона, следовавшей по пятам за евреями.

… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. (Исход, глава 14)

После перехода через Красное море, Израильтяне еще больше уверовали в Господа и в пророка его Моисея. Они воспели хвалебную песнь Господу – Исход, глава 15.

Израильтяне за свое неверие 40 лет скитались по пустыне

После того, как закончился переход через Красное море, начался переход израильтян по пустыне. Странствовали они недолго, так как через три месяца достигли горы Синай (Исх. 19:11). Здесь евреям явился Бог в неопалимой купине, а пророк Моисей получил от него десять заповедей.

Кроме того, у горы Синай заключен завет (договор) между Богом и израильским народом. В этом же месте по Его воле соорудили Скинию (походный Храм), а мужчин из колена Левия назначили священниками, первосвященником же стал Аарон.


Гора Синай, раскрашенная гравюра из книги Picturesque Palestine, около 1880 года. После перехода через Красное море израильтяне жили целый год у горы Синай. Фото: costroma.k156.ru

У горы Синай израильтяне жили год, и течение этого времени Моисей провел их перепись (Чис. 1:46). Согласно ей среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От горы Синай они отправились в Ханаан, обещанную Богом «обетованную землю». Шли евреи через пустыню Фаран. У границ Ханаана израильтяне остановились и отправили туда 12 разведчиков.

Первоначально израильтяне отправили в Ханаан двенадцать разведчиков.

Из двенадцати разведчиков назад вернулись десять и они высказали сомнения о том, что израильский народ сможет завоевать Ханаан. Дальше уже все израильтяне стали сомневаться в том, что Бог сможет обеспечить победу над хананеянами и начали роптать.

За это Бог наказал их и заставил 40 лет скитаться по пустыне. Пока Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, умерли все, кто был на этот момент старше 20 лет.


Сражение с амаликитянами. Николо-Надеинская церковь, Ярославль. В Ханаане (земле обетованной) израильтяне первыми разбили амаликитян (амореев). Фото: pravoslavie.ru

Таким образом, все усомнившиеся за это времени умерли, а оставшиеся верили в то, что Бог поможет им завоевать обетованную землю. По прошествии установленного Богом срока израильтяне обошли с востока Моав (историческая область в западной Иордании), они разбили в битве амореев (амаликитян).

После этого у горы Нево они вышли к берегу реки Иордан и многолетние изгнание евреев и их египетских плен окончился.

Пророк Моисей при этом не вошёл в «землю обетованную» так как во время скитаний по пустыне со своим народом ослушался воли Бога. Он только назначил своим преемником Иисуса Наивна и смог с возвышенности посмотреть на неё.


Какая вера у евреев в Израиле и России

Гора Синай. Заповеди

Народ израильский продолжил свой путь и остановился возле горы Синай. Шел третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы народ Его подготовился к встрече с Ним, чтобы были они чистыми и вымыли свои одежды. На третий день были молнии и громы, и доносился сильный трубный звук. Десять заповедей Моисей и народ получили из уст Бога, и теперь они должны были жить по ним.

Первая гласит: служите одному Богу Истинному, который вывел вас из земли Египетской.

Вторая: не создавайте себе кумира.

Третья: не произносите имя Господа всуе.

Четвертая: по субботам не работайте, а прославляйте имя Господа.

Пятая: почитайте родителей своих, чтобы было вам хорошо и продлились дни вашей жизни на земле.

Шестая: не убей.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.

Восьмая: не укради.

Девятая: не произноси ложных свидетельств на своего ближнего.

Десятая: не желай ничего ближнего своего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба или рабыни его, ни вола его, ни осла его.

Воззвал Господь Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, по окончании беседы вручил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней пробыл Моисей на горе, и Бог учил его, как нужно правильно выполнять Его наказы, как надо построить походную скинию и служить в ней Богу своему.

Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан

Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.

Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.


Примерная карта Пути Моисея из Египта в Ханаан. Движение израильтян отмечено красной стрелкой. В наше время выдуться споры, о том, достоверен ли он или нет. Фото: bibliya-online.ru

Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.

В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.

Существуют примерные карты Пути Моисея, но по ним спорят исследователи.

В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.

Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Существует несколько точек зрения, историчен ли исход израильтян из Египта

Исход евреев из Египта ранее воспринимался всеми как документально точное описание. Эта точка зрения господствовала как в науке, так и в богословии вплоть до ХХ века. В наше время историчность исхода подвергается сомнению. Сейчас существует несколько точек зрения на события исхода.

Видеоролик: Беседы с батюшкой. Книга Исход. Что она для нас значит? Эфир от 29 сентября 2016 года. На 7 минуте 44 секунде автор говорит, что западные ученые заблуждаются, указывая на анахронизмы и делая на основании этого вывод о том, что события исхода не было.

Среди наиболее популярных точек зрения на историчность исхода израильтян из Египта можно назвать следующие:


Точка зрения школы Библейской археологии. Она заключается в том, что историческое событие исхода имело место, и оно соответствует реальной истории, но эти события претерпели поэтическое переосмысление в Библии

Точка зрения большинства западных ученых-библеистов. Этот подход подразумевает признание событий исхода в качестве имеющих место быть. При этом говориться о том, что их масштаб был значительно меньший и основой библейского предания стал народный эпос, в который переродилась реальная история бегства евреев из Египта.

В качестве примера этому приводиться факт того, что отсутствует историческое подтверждение потери Египтом в этот период населения в таком количестве, о котором говорит Библия.

Мифологическая точка зрения.

Её сторонники считают, что вся истории с исходом израильтян из Египта это миф.

Например, они говорят о том, что в том месте, где Моисей переходил море до сих пор не обнаружено никоих следов этому.

Точка зрения библейского ревизионизма. Она заключается в том, что её сторонники говорят о выдуманности предания исхода евреев из Египта.

При этом указывают на то, что непонятно сколько евреев вышло из страны, кто вывел их из Египта (говориться о том, что Моисей — это собирательное имя нескольких израильских вождей), сколько лет водил Моисей евреев по пустыне и почему, и т.д.

При этом признаётся тот факт, что предание об исходе имеет историческое значения.

Дата исхода евреев из Египта под вопросом

В наше время подвергается сомнению и датировка Великого Исхода. Дело в том, что в Библии дату исхода автор предания не указал. Это породило множество версий о том, когда Моисей вывел сынов Израилевых из Египта.

Большинство версий при этом охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э. Также события Исхода связывают с периодом правления египетского фараона Рамсеса ii, хотя достоверно неизвестно при каком фараоне Моисей отправился со своими соплеменниками в столь длительный поход.


Мумия Рамсеса II. Некоторые ученые относят события исхода евреев из Египта ко временам правления египетского фараона Рамсеса II. Фото: upload.wikimedia.org

Богословы предпринимали многочисленные попытки вывести год и время исхода из текста Библии. Для этого использовалась Третья Книга Царств, глава 6.

В ней указанно, что Соломон начал строит храм Господу в Иерусалиме в 480 году по исходу израильтян из Египта. Таким образом, делается вывод о том, что время исхода — 1446 год.

1446

этот год у богословов считается годом исхода евреев из Египта

Этот подход критикуют, так как число 480 имеет символический смысл, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 — количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то эта датировка не подтвердится.

При этом стоит отметить, что часть современных исследователей и некоторые западные богословы вообще считают легенда о Великом исходе евреев из Египта придумана некоторыми иудейскими священниками в 5—4 веках до н. э.


Древнеримский бюст, предположительно изображающий Иосифа Флавия. Фото: upload.wikimedia.org

Исосиф Флавий — это признанный авторитет в сфере истории еврейского народа. Он отождествляет народ Израиля с гиксосами, которые воевали с египтянами, были разбиты и попали в плен.

Что же касается современного взгляда на эту проблему, то существую разные датировки. Так Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место около 2100 года до н. э. Такой авторитет в сфере истории еврейского народа как Иосиф Флавий говорил о том, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 годами до н. э.

При этом он отождествляет народ Израиля и гиксосами. Археологи же говорят о том, что доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э., так как обнаружена Стела Мернептаха или Израильская стела, на которой имеется надпись «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Литература

  • Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод с немецкого издания под редакцией О. Инбера. Одесса, 1906-[1909].
  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, «Евразия» 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
  • Даймонт М. Евреи, Бог и история / Перевод с английского Р. Нудельман. Иер., 1979. 530 с.
  • Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
  • Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
  • Загадки еврейской истории: Сб. / Составитель Р. Нудельман. М. — Иер., 1990. 208 с.
  • Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
  • Рот С. История евреев с древнейших времен по Шестидневную войну. Перевод с английского Тель-Барух, [б.г.]. 428 с.
  • Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории: Перевод с английского. Иер., 1987. 368 с
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]