Игумен Лука (Степанов): биография, церковное служение, общественная деятельность

Детство и юность

Игумен Лука (при рождении – Игорь Степанов) родился в 4 августа 1966 года в московской интеллигентной семье. Родители были инженерами, и их работа с трудом позволяла прожить от зарплаты до зарплаты. Отец, Илья Степанов, был ленинградцем, в молодости подрабатывал массовками в Кировском театре. Он с детства любил театр и одобрял сына в увлечении творчеством чтеца. Но до 4-5 лет мальчик не выговаривал больше половины букв алфавита и для исправления этого недостатка ему предстояло 2 месяца провести в логопедическом отделении ЦКБ.

Однажды мальчик ждал маму на свидание, но в окно увидел, как она сначала приближалась к корпусу, а потом удалялась от него. Из-за карантина свидание не состоялось, а Игорь так огорчился разлуке, что за несколько дней не только исправил речь, но и начал говорить на чистом московском диалекте. В школе он участвовал в различных конкурсах чтецов, а с 3-го класса – и в радиопередачах Всесоюзного радио как диктор «Пионерской зорьки», а потом произносил разные слоганы на съездах ВЛКСМ. Поэтому к окончанию школы без служения на подмостках себя уже не мыслил.

В середине школьного обучения мальчик на 2,5 года уезжал с родителями в Монголию, где учиться пришлось в спортивном классе. Там вплотную занялся легкой атлетикой и бегал на длинные дистанции почти до выпуска из школы. Эта подготовка очень пригодилась позже в институте на занятиях хореографией.

Ссылки

  • [пронскиймонастырь.рф/ Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь]
  • [vk.com/id58584590 Страница в Вконтакте]
  • [www.facebook.com/igor.stepanov.900 Страница в Facebook]
  • [ruskline.ru/author/_/stepanov_luka Публикации на сайте Русской народной линии]
  • [regions.ru/expert/691/ Публикации на федеральном информационном агентстве «Новости Федерации»]
  • [predanie.ru/luka-stepanov-igumen Лука (Степанов) на сайте благотворительного фонда «Предание»]
  • [www.pravoslavie.ru/85824.html Лука (Степанов) на сайте «Православие»]
  • [theophanica.ru/051012/16a_igumen_Luka_Stepanov.php Доклад игумена Луки (Степанова) на секции VI Феофановских чтений]
  • [mediaryazan.ru/articles/detail/67341.html На пару ласковых]
  • [www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_8547 Игумен Лука (Степанов): «Вопрос о православном образовании очень актуален»]

Жизненный путь

  1. 1983 – Подобрав хороший репертуар и позанимавшись с одним из прекрасных актеров, Игорь нацелился на учебу в театральном вузе. При этом абитуриент поймал такой кураж, что ему удалось поступить сразу в Щепку, Щуку и ГИТИС, и он выбрал последний из этих вузов.
  2. 1985 – Поскольку военной кафедры при институте не было, то студента призвали на срочную армейскую службу.
  3. 1987 – Демобилизовался и восстановился в институте.
  4. 1988 – Принял обряд крещения. Это произошло в ближайшей к учебному заведению церкви Воскресения Словущего, расположенной на улице Неждановой (ныне – Брюсов переулок). Называл 4 причины, которые привели к этому шагу: любовь к русской классической литературе, пронизанной православным учением; чтение Нового Завета; знакомство с современниками во время поездки в Польшу, оказавшимися искренне верующими в Бога; раскаяние в собственных ошибках, присущих вольной и довольно распущенной в силу молодого возраста жизни.
  5. Окончив с красным дипломом ГИТИС, получил приглашение на главные роли в Гоголевский и Ермоловский театры и с удовольствием над ними работал. Однако считал неприемлемым для себя выплясывать нечистой силой в мюзикле «Вий» по мистической повести Гоголя или ездить на какие-либо претившие душе гастроли. С другой стороны, не мог, как народные и заслуженные артисты, диктовать условия христианина режиссерам. Поэтому откликнулся на предложение своего преподавателя стать педагогом в альма-матер, где 3 года учил студентов сценической речи и актерскому мастерству.
  6. 1994 – Окончил педагогический факультет богословского Свято-Тихоновского института и поступил послушником в Афонский монастырь. На такое решение существенно повлиял крестивший его священник, ставший духовным отцом будущего игумена.
  7. 1996 – Постригся в монахи, приняв имя Лука. Первым местом служения священника стал Вышенский Успенский монастырь на Рязанской земле, с которой будет связано в дальнейшем большинство его дел.
  8. 25 июня 2001 – Возведен в сан иеродиакона, а через 6 дней – иеромонаха.
  9. 2002 – Получил место завкафедрой теологии в Рязанском университете им. С. Есенина, где вел дисциплины «Нравственное богословие», «Введение в специальность», «Догматическое богословие» и другие. Параллельно стал там настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы и св. Татианы.
  10. 2008 – Опубликовал книгу «На пару ласковых», которая была первой в серии ответов священника на вопросы пребывающей в духовных исканиях молодежи и была переиздана в 2008 и 2010 году. Продолжил серию книгой «Что не ясно, родной?!», опубликованной через 2 года и переизданной в 2011 году. В последующие годы были напечатаны 12 статей священника, посвященных строителям Пронской Спасской пустыни, служению Феофана Затворника, кризису религиозного сознания в Отечестве в год Октябрьской революции.
  11. 2008-2012 – Работал в православной гимназии г. Рязани на должности директора.
  12. 2011 – Организовывая детские лагеря, впервые оказался в Пронском монастыре, увидев уцелевшие здания без куполов. Вместе с инициативной группой начал работы по его возрождению. В конце года приходилось служить еще в неотапливаемых помещениях, но до наступления сильных морозов удалось провести газовое отопление.
  13. 2012 – Защитил кандидатскую диссертацию в области исторических наук. Тема была связана с социальным служением Русской Православной церкви в период c XIX века до начала XX-го.
  14. 2013 – Возведен в духовный сан игумена и назначен настоятелем вновь открывшегося Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря.
  15. 2015 – Указом митрополита Рязанского и Михайловского назначен секретарем Епархиального Совета по теологическому образованию.
  16. 2016 – В Рязанской епархии назначен зампредседателя церковного суда, членом Епархиального совета.
  17. 9 июля 2016 – Удостоен Ордена преподобного Серафима Саровского (3-й степени).
  18. 2017 – Прошел курсы повышения квалификации в РГУ им. С. Есенина по использованию в учебном процессе информационных технологий.
  19. 2018 – Написал в соавторстве с Е.В. Коротковской и М.А. Соколовым статью «Духовный стих в системе церковного искусства».
  20. 2018-2021 – Был ведущим программы «Душевная вечеря» на каналах рязанского телевидения и «Союз». Игумена Луку приглашали в программу «Прямая линия. Ответ священника», чтобы отвечать на вопросы телезрителей, а также в качестве гостя для участия в разных передачах телеканала «Спас». Например, «Разговор с атеистом», «Вернем жизнь храму».
  21. 2020 – Опубликовал учебное пособие, связанное с темой своей диссертации.
  22. 2021 – Участвовал в спецпроекте «День православной книги» телеканала «Спас».
  23. Сентябрь 2021 – Рассказал о программе переподготовки, разработанной своей кафедрой РГУ, где перешел на должность доцента.
  24. Октябрь 2021 – В составе жюри, оценивал участников XIII конкурса чтецов «Покровские вечера», состоявшегося в Рязанском университете им. С. Есенина.
  25. 16 декабря 2021 – Вместе с Центральной библиотекой г. Рязань организовал диспут «Есть ли радость в пост?». Встреча со студентами колледжей и вузов прошла как одно из мероприятий проекта «Читай, студент!».

Игумен Лука Степанов

Общественная деятельность

Несмотря на занятость на духовной службе, у игумена Луки (Степанова) насыщенная общественная деятельность. Хотя правильнее будет говорить церковно-общественная деятельность. Ведь все помыслы и благодеяния игумена Луки устремлены в просветительское русло, на укрепление православной веры в России. Он является автором и ведущим телевизионной передачи «Душевная вечеря», которая транслируется по телеканалу «Союз» и рязанскому телевидению.

Игумен Лука (Степанов) также ведет рубрики в рязанских газетах и является автором трех книг на православную тематику «На пару ласковых», «Интернет – улов…» и «Что не ясно, родной?!». Труды его имеют формат «вопрос-ответ» и ориентированы на простых читателей, т. е. мирян. Они дают ответы на актуальные вопросы о пастырской жизни, сложности выбора жизненного пути, влиянии Интернета, социальных сетей на сознание современного человека. Авторские книги распространены в периодической печати и в интернет-изданиях.

Встретиться с игуменом Лукой (Степановым) можно не только в Рязани, но и в интернет-пространстве. Он активно участвует во Всероссийском проекте «Батюшка-онлайн», где всегда и подробно отвечает на вопросы абсолютно всех желающих.

Личная жизнь

В студенческие годы, раскаявшись в юношеском легкомыслии, Степанов почувствовал, что призвание человека состоит в создании единственной семьи и вне ее вредно искать удовольствий и развлечений. Но вместо венчания на невесте разрушил так и не созданную семью, посвятив жизнь служению Христу. Детьми для него стала молодежь, которой он посвящает время на разных должностях, в том числе как руководитель комиссии, ведающей вопросами духовного просвещения и православного образования.

Игумен Лука

Публицистика

Помимо книг, перу игумена принадлежит более десятка статей на сайте «Православие.ру». В них он рассказывает о посте, пастырстве, послушании и молитве, отвечает на наболевшие вопросы верующих, помогает добрыми советами в преодолении любых трудностей, связанных с кризисом веры и преодолением страхов, греховных искушений. Здесь каждый человек, независимо от возраста и даже вероисповедания может найти для себя полезную информацию, разобраться в сложностях понимания окружающего мира.

Отрывок, характеризующий Лука (Степанов)

Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки. Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга. Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства. Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний. Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко. Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению. Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени. Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами. Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!] Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши. Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить. – De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева. – Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu’il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить. – Sire, – отвечал Балашев. – l’Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость. Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его: – Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой. Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон. – Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s’arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]