В городе Иваново, в самом его центре, стоит большая старинная церковь из красного кирпича, окруженная множественными затейливыми постройками. Сегодня там находится женский Введенский монастырь, а когда-то, в годы советской власти, сей чудный храм был приспособлен под Государственный архив.
По тем временам казалось немыслимым делом — вернуть собор под крыло Русской православной церкви. Верующие люди писали в разные инстанции — все было бесполезно. Чудо свершилось, когда за дело взялся архимандрит Амвросий (Юрасов).
История обретения Введенского храма — это одна из ярких и одновременно трагических страниц в непростой жизни священника, и в нашей статье мы осветим подробнее это событие. А еще расскажем о биографии отца Амвросия, о его неутомимой проповеднической и просветительской деятельности во имя прославления и торжества Веры православной.
Амвросий (Юрасов): биография
Родился будущий батюшка в Алтайском крае, в с. Огни в 1938 г. в небогатой многодетной крестьянской семье. Родители были людьми очень верующими, они смогли с малых лет привить сыну горячую любовь к Богу. Отец мальчика погиб на войне в 1941 г., а матушке Господь даровал жизнь долгую. Незадолго до своей смерти она приняла Великую схиму. Батюшка Амвросий с детства знал голод, видел гонения на православие. Став старше, он поступил рабочим на шахту, потом была служба в армии, занятия спортом.
Юношу окружали атеисты. Казалось бы, в такой среде трудно было сохранить веру, тем не менее молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию и благополучно окончил ее, получив степень кандидата богословия. С 1965 г. по 1975 г. батюшка служит в Троице-Сергиевой Лавре, где впоследствии принимает монашеский постриг и рукополагается в иеромонахи.
В 1976 г. о. Амвросий был переведен в Почаевскую лавру и возведен в сан игумена. Там он пробыл 5 лет и все эти годы занимался тихим смиренным служением Богу: исповедовал монастырскую братию, проповедовал и проводил экскурсии для посетителей. Но времена настали тяжелые: власти грозились закрыть Лавру, а монахов выселить. По благословению своего духовника игумен Амвросий (Юрасов) скрывается от гонений в Кавказских горах, где несет молитвенный и отшельнический образ жизни.
Отец архимандрита Амвросия Юрасова погиб на фронте, а мать приняла перед смертью великую схиму.
родился архимандрит Амвросий Юрасов
Архимандрит Амвросий (в миру Юрасов Александр Игнатьевич) родился 8 сентября 1938 года в селе Огни Алтайского края. Семья его крестьянская, многодетная, глубоко религиозная. Его отец Александра Игнатьевича погиб в сентябре 1941 года на фронте Великой Отечественной войны. Мать прожила долго. Всю жизнь она ревностно служила Господу и перед смертью приняла великую схиму.
Имеются сведения о том, что у отца Амвросия также имелись брат и сестра. Александр Игнатьевич окончил школу, потом работал на шахте. Служил в армии, занимался спортом и особенно боксом. Всё это время его окружали атеисты.
К глубоко верующему юноше прикрепили комсомольцев. Их задачей стало отвращение парня от веры. Однако все произошло наоборот: под влиянием «сторожей» будущий архимандрит решил поступить в духовную семинарию.
РГАКФД/ТАСС. Школьник-безбожник заносит на доску фамилии людей, бывших на Пасху в церкви. Саратовская обл., 1928 год. Несмотря на то, что к Александру Игнатьевичу Юрасову приставили комсомольцев-безбожников, он решил получить духовное образование
Несомненно, что кроме желания противостоять богоборцам, на это решение будущего архимандрита повлияла позиция его матери. Она всегда поддерживала его стремление к Богу. При такой поддержке Александр мог бороться с любыми искушениями и соблазнами мира.
Основание Свято-Введенского женского монастыря в Иваново
В 1983 году отец Амвросий был зачислен в Ивановскую епархию. Первым его приходом стало отдаленное от центра село Жарки, где было всего-то пять домов, потом батюшка нес службу в селе Красное близ знаменитого Палеха. И вот настало время, когда его возвели в почетный сан архимандрита и приписали к новому месту служения: Преображенскому кафедральному собору в г. Иваново.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) быстро завоевал любовь у прихожан, которых даже в областном центре было в общем-то немного, ведь в стране царило безбожие. Но все-таки вокруг батюшки сплотился круг истинно верующих людей. Вместе они решили отвоевать у безбожников «Красную церковь» (народное название Свято-Введенского собора).
Вначале батюшка и его прихожане взялись за дело мирно: писали, ходили с просьбами к представителям властей, но вскоре поняли, что все это бесполезно. Другой бы на месте о. Амвросия отступился, отчаялся, но он решил идти до конца.
Однажды утром удивленные жители Иванова увидели возле «Красной церкви» палатку и четверых сидящих рядом женщин в монашеском одеянии. Это были духовные чада батюшки Амвросия, которых он благословил на голодовку в знак протеста против произвола властей. Для того времени это был беспрецедентный шаг! Весь город гудел, газеты и радио обливали отца Амвросия грязью, храм был оцеплен милицейскими кордонами. Со всех концов города к церкви стекался народ, чтобы посмотреть на мужественных женщин. Акция протеста продолжалась долгих 16 дней и привлекла внимание мирового сообщества.
В конце концов Красная церковь была возвращена Ивановской епархии, а архимандрит Амвросий (Юрасов) стал настоятелем нового церковного прихода. 27 марта 1991 года, по благословению патриарха Алексия здесь был основан Свято-Введенский женский монастырь. Отец Амвросий стал его духовным руководителем и наставником. Со временем обитель разрослась, число сестер выросло до полутора сотен. Батюшка Амвросий и по сей день руководит этим монастырем.
Сочинения
Ивановский Введенский монастырь выпустил 10 книг архимандрита Амвросия:
- Яко с нами Бог
- Православие и Протестантизм
- Исповедь: В помощь кающимся
- Слово утешения
- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
- Во дни поста
- О вере и спасении. Вопросы и ответы
- Призвание
- Монастырь
- Господи, благослови
В книгах о. Амвросия встречаются странные мнения. Так, например, ратуя за необходимость мужчинам носить бороду, он пишет: «Есть такое дерево — лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголочки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии…
» [8].
Общественная деятельность батюшки
Сегодня сестры и священнослужители монастыря ведут широкую общественную деятельность: посещают наркоцентры и тюрьмы, издают религиозную литературу, выступают на православной радиостанции «Радонеж», кормят бездомных людей, инвалидов и сирот, работают на городском «Телефоне доверия». И всеми этими трудами с терпением и любовью руководит отец Амвросий (Юрасов).
Проповеди батюшки столь популярны, что послушать их приезжают паломники со всех концов России. И хотя Отец и является чрезвычайно занятым человеком, но находит все-таки время, чтобы принять и выслушать людей, помочь советом, дать утешение.
Где находится Старец Амвросий?
Старец Амвросий Юрасов находится в Свято-Введенском женском монастыре.
История этого монастыря города Иваново необычна. В советские времена в здании располагался архив. Вернуть его Православной Церкви пытались долгое время, обивая пороги различных инстанций. В 1993 году духовные чада отца Амвросия решились на отчаянный шаг, чтобы отвоевать его у властей. Четверо женщин объявили голодовку у храма, по благословению батюшки, которая продолжалась более двух недель. В результате церковь была возвращена Епархии.
Отец Амвросий и сестры помогают самым обездоленным. Посещают расположенную рядом женскую колонию, которую в шутку называют ещё одним подворьем при монастыре. Отец Амвросий Юрасов исповедует и причащает осуждённых, поддерживает строительство тюремных церквей. Помогает и после выхода на свободу: кому-то с трудоустройством, кому-то добрым советом.
Жительницы обители и ее настоятель посещают наркоцентры и палаты для больных туберкулёзом, кормят людей, оставшихся без крова. Есть у них подопечные-инвалиды, годами не выходящие из дома. Их регулярно вывозят для встреч, на службу в храм. Навещает архимандрит Амвросий и ребятишек в детском доме. Он — духовник при Совете ветеранов МВД. Сестры принимают звонки о помощи на городском телефоне доверия.
Отец Амвросий Юрасов — талантливый литератор. Количество напечатанных экземпляров его книг превысило миллион. В 2011 году был принят в Союз писателей России.
Как попасть на прием к отцу Амвросию?
Вот как отзываются о своем пастыре насельницы монастыря: «веет от батюшки теплом». Идут к нему со своими бедами и млад и стар. В монастыре принимают православных людей со всех окраин России, съезжающихся на проповеди. Несмотря на возраст и занятость, отец Амвросий старается не отказывать в помощи нуждающимся в добром слове.
Попасть на прием к батюшке по адресу: Иваново, улица Базисная, 23 можно с нашей помощью благодаря поездке по .
Когда к старцу важно попасть в самое ближайшее время — мы можем отвезти Вас к батюшке и Вы увидите его в тот же день. Подробнее об этом .
Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!
Во времена СССР православие в России находилось в тяжелой ситуации. Большинство храмов и монастырей коммунисты разрушили или же закрыли. Возродить всё порушенное могли только истинные подвижники с крепкой верой в Бога и сильные духом.
Одним из таких подвижников стал старец Амвросий (Юрасов). Он смог основать в Иванове женский монастырь, что в 90-е годы прошлого века стало знаковым событие в истории православия.
Как проходил день батюшки Амвросия Оптинского
Сегодня празднуется обретение мощей старца Амвросия
, насельника Оптиной пустыни. За что так любят святого батюшку? Как проходил его день в монастыре? И какую мудрость он передал незадолго до смерти?
День старца начинался рано, в четыре утра (в последнее время в пять), когда он звонил в звонок. На этот звон приходили келейники и прочитывали ему утренние молитвы, двенадцать псалмов и первый. Старец слушал чтение или стоя на своей койке, или сидя на ней, а во время ухудшения здоровья и лежа, но никогда правила не опускал.
Старец Амвросий
Евгений Поселянин
285 р
Затем читались, после краткого отдыха, часы третий и шестой и канон с акафистом Спасителю и Божией Матери. Эти часы, полагаемые обыкновенно в вечерне, старец выслушивал утром, так как за множеством посетителей ему некогда было отправлять со своими келейниками вечерню. Во время правила делались остановки. Послушав, старец высылал келейников и, отдохнув, звал их опять для продолжения. Можно думать, что дело тут было главным образом не в усталости старца, а в том, что он желал наедине сосредоточиться в умной, т. е. внутренней, молитве.
Прослушав утреннее правило, старец обыкновенно умывался. И в это время келейники начинали уже спрашивать старца по поручению разных лиц.
Тяжел был этот утренний ранний час вставанья для переутомленного, ослабленного старца. Часто он, бывало, примолвит: «Ох, все больно!»
Затем ему подавалась маленькая чашечка какао с крошечным куском хлеба, а потом две чашечки слабого чая. В это время старец начинал диктовать письма. Пока диктовались письма, уже начинали собираться посетители, и постоянно слышался стук в наружную дверь или звонок, и предъявлялись назойливые требования к келейникам, чтобы они поскорее доложили старцу, и затем слышался ропот, что старец не принимает. Между тем, продиктовав письма, старец, готовясь выйти к посетителям, менял одежду и обувь, причем раздавались постоянно вопросы одевавших его монахов и других иноков, входивших к нему, и велся оживленный общий разговор.
Часам к десяти выходил старец к посетителям и прежде всего направлялся по коридорчику, где благословлял пришедших, говоря по нескольку слов, а с кем было надо, занимался и дольше в приемной. Затем он направлялся в хибарку и здесь оставался долго. Трудная и тягостная сторона старчества состоит в том, что к старцу идут не только с важными и нужными делами. Иные обращаются со всяким вздором и отнимают время повествованием о каких-нибудь воображаемых своих несчастьях. Конечно, чаще всего такими назойливыми являются женщины.
В полдень или немного позже старец шел обедать в келью о. Иосифа и полулежа принимал пищу. Эта трапеза его состояла обыкновенно из двух блюд: нежирной ухи и клюквенного киселя, при этом хлеб. В посты вместо ухи подавался картофельный суп с жидкой гречневой кашицей.
Пищи старец принимал так мало, сколько может съесть трехлетний ребенок. В 10–15 минут кончался обед, прерываемый расспросами келейников, что отвечать таким-то или таким-то людям. Иногда, чтобы освежить голову, старец приказывал почитать себе что-нибудь вслух, например несколько басен Крылова. Он любил их, и книга этих басен всегда лежала на столе в келейной.
Затем старец тут же, лежа на койке, принимал на общее благословение сперва мужчин, потом женщин. При этом старец метким словом, вскользь сказанным, часто давал ответ на тайный, невысказанный кем-нибудь вопрос или рассказывал какой-нибудь рассказ, служивший разъяснением к тоже невысказанному чьему-нибудь недоумению. Иногда произносилась какая-нибудь шутка, и наконец, преподав благословение каждому или каждой, старец направлялся к себе, причем раздавались голоса: «Батюшка, батюшка, мне словечко сказать, мне пару слов!» Но, протискавшись через толпу, старец запирался у себя в келье.
Если же после обеда старец был в силах, он выходил в хибарку на общее благословение. Появлялся келейник, закрывал окна, чтоб не было сквозного ветра; посетительницы становились в две шеренги, образуя проход для старца, отворялась дверь, и в проходе появлялся о. Амвросий в белом балахоне, сверху которого неизменно, зимою и летом, носил меховую ряску, и в ваточной шапке на голове. Остановясь на ступеньке, старец всегда молился перед иконой Божьей Матери и проходил дальше, внимательно вглядываясь в лица и осеняя крестным знамением. Из толпы раздавались вопросы, на которые он давал простые, ясные ответы. Иногда он садился, и тогда вокруг него становились на колени, ловя всякое его слово, а он рассказывал что-нибудь, заключавшее полезное наставление.
Когда келейник напоминал ему, что пришел час отдыха, он, сняв свою шапочку, раскланивался и говорил в шутливом тоне: «Очень признателен вам за посещение. Отец Иосиф говорит, что пора». Летом «общее благословение» происходило под открытым небом. От крыльца хибарки были устроены жерди к столбикам. С одной стороны стоял народ, с другой — двигался согбенный старец, давая ответы на вопросы людей.
Как часто старец при приеме народа приходил в крайнее изнеможение, это видно из его писем. «По утрам с трудом разламываюсь, чтобы взяться за обычное многоглаголие с посетителями, и потом так наглаголишься, что едва добредешь до кровати в час или больше. Есть пословица: «Как ни кинь, все выходит клин». Не принимать нельзя, а всех принять нет возможности и сил недостает».
Еле переводя дух от усталости, он шел к себе; подымалась суматоха, народ хватался за него, и он иногда выбирался из толпы, оставив в ее руках теплый подрясник. Иногда старец обходился вовсе без послеобеденного отдыха, звал к себе письмоводителя и диктовал письма. Часа в три снова начинался прием: он или выходил в приемную, или, лежа на койке в келье о. Иосифа, толковал с народом; во время этого приема он пил чай. Часов в восемь ужин (повторение обеда), а там опять прием.
В зимнее время посетители, входя иногда к старцу необогретые, простужали его, и ему к вечеру становилось плохо. Вечером опять читали ему молитвы келейники, еле стоявшие на ногах от беспрерывного бегания в течение всего дня. А сам старец в эту пору после трудового дня лежал на койке почти без чувств. Так время доходило за полночь. Спал о. Амвросий всегда одетым — летом в балахоне, зимой в кожаном подряснике, в монашеской шапке на голове, с четками в руках. Ночью он, несомненно, мало спал. Конечно, только в эту пору он и мог беспрепятственно углубиться в молитву.
Спит мир весь, спят те, которые сложили за день в этой келье свои горести и грехи. Не спит лишь великий старец, и кто знает, какие видит тайны, каким благоухающим фимиамом подымается к небу его молитва! Обычный, строго соблюдавшийся ход жизни старца Амвросия разнообразился некоторыми изменениями в праздничные дни.
Накануне воскресных и праздничных дней отправлялись в кельях старца всенощные бдения. Чтоб не увеличивать жары тесных комнаток, два-три певчих и пользовавшиеся случаем больные скитяне стояли в коридоре и передней, а в самой келье большей частью стоял только служивший иеромонах и сам старец.
По множеству дел и службу нельзя было ему прослушать спокойно. Приходилось во время чтений паремий, кафизм, канона выходить в келью о. Иосифа исповедовать или принимать посетителей. Но всегда в сосредоточенном внимании он выслушивал Шестопсалмие, Евангелие и величание, во время которого любил подпевать своим приятным тенорком. Иногда случалось, что приходило время «Хвалите», а старец не успел еще отпустить посетителя, и тогда служба прерывалась, чтобы дождаться старца. Во время главных, умилительных минут богослужения на лице старца виднелись слезы.
Утром в праздники, вставши в 5 часов, старец отпускал келейников к обедне и до прихода их оставался совершенно один и неизвестно, чем он тут занимался. Вернувшись из церкви, келейники заставали его сидевшим на койке за чтением любимых им книг: Апостола, Псалтири, Добротолюбия, преподобного Максима Исповедника или Исаака Сирина — все на славянском языке, так как он очень любил этот язык. В книгах он многие места подчеркивал или делал свои замечания.
Но праздничная тишина продолжалась недолго. Старец начинал диктовать письма, а там приходили посетители, и подымались на весь день стук, звон, шум и ропот. В праздники посетителей бывало даже больше, чем в будни. Перед праздниками Пасхи и Рождества старцем составлялось так называемое «общее поздравление». Не имея возможности поздравить отдельно всех своих духовных детей, он с 1869 г. стал заблаговременно диктовать примененное к празднику назидательное общее письмо. Все они впоследствии были собраны и изданы Оптиной пустынью.
Накануне великих дней, которые все православные любят встречать дома в своих семьях, число посетителей значительно уменьшалось. Старец бывал в особенно радостном, умиленном настроении, так что его ласковость вызывала у окружавших его слезы. В полночь служилась заутреня, а на другой день праздника приходил с поздравлением оптинский настоятель.
Большое торжество бывало 7 декабря, в день именин старца — память великого святителя Амвросия Медиоланского, которого старец чрезвычайно почитал. В скитской церкви служил оптинский настоятель и от обедни со всем скитом являлся с поздравлением к старцу, который сидел в обычном своем, иногда заплатанном, подряснике на койке с поджатыми ногами. Посетителей поили чаем, на трапезах, монастырской и скитской, было «велие утешение», а в приемной старца закуска для начальных лиц. В Белевский женский монастырь посылали к этому дню возами белые хлебы и пироги.
Из писателей знали о. Амвросия М. П. Погодин, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, граф Л. Н. Толстой, сестра которого монашествовала в Шамордине. Достоевский был в Оптиной, кажется, единовременно с Вл. С. Соловьевым. Мне довелось слышать рассказ последнего, что
когда Достоевский писал Карамазовых и по плану романа требовалось изобразить монастырского старца, он поехал в Оптину и беседовал с о. Амвросием. О. Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отзывался о нем: «Это кающийся».
Но совершенно ошибочно думать, что о. Зосима, созданный Достоевским после посещения Оптиной, является художественным воспроизведением личности о. Амвросия. О. Зосима гораздо более похож на протестантского пастора, чем на тот богатый, красочный, многосторонний и ничуть не сентиментальный тип, каким был о. Амвросий.
Федор Михайлович Достоевский
Выше было упомянуто о выходах старца на «общее благословение» и на разговоры его в это время, где часто, в шутливой иногда форме, он высказывал чрезвычайно глубокие мысли. Старец, несомненно, имел художественные способности, так как многие сравнения его прямо поразительны своей оригинальностью и выразительностью. Многое из высказанного им на этих «общих благословениях» было тогда же записано и впоследствии собрано.
«Мы должны, — говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх. А мы как заляжем на земле, так и встать не можем».
Вот как учил старец монахинь обхождению с сестрами: «Если кто тебя обидел, не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться надо перед всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, то, может быть, потому, что не имели к тому случая — обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим».
О том, как человек в счастье надмевается, а в горе никнет к земле, старец говорил следующую художественную притчу: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собой и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листу и пищит: «Не спихни!»
Как не умеют люди прощать врагам, и если не мстят им, то обыкновенно стараются хоть чем-нибудь мелочным досадить им: принять гордый вид при встрече, не заметить. А старец говорил: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное, не мстить им и быть осторожным, чтоб как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
А вот с какой не только снисходительной, но и ласковой любовью надо относиться к осудителям. Когда старца одна особа спросила, как это он не только не гневается на тех, кто его осуждает, но и любит их, он со смехом ответил: «У тебя был маленький сын. Сердилась ли ты на него, если он что не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?»
Как розно и большею частью несовершенно толкуются слова: «Будите мудри яко змия» — и как глубоко толковал старец! «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит через очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего оберегать свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».
Больше удивительных свидетельств жизни святого старца Амвросия Оптинского вы найдете в книге Евгения Поселянина
«Старец Амвросий».
Советы игуменьям и духовникам
– Батюшка, Вы исповедуете 44 года — какие вы можете дать советы игуменьям, которых только что поставили управлять монастырями и духовникам, которых поставили окормлять женские монастыри?
– Для игуменьи что самое главное? Она не должна себя считать госпожой, будто она получила какую-то особенную власть. Власть вся — в руках Божьих. И чем больше человек получает власть духовную, тем более он должен быть смиренным и считать себя хуже всех.
Вспоминаю матушку Варвару, игуменью Пюхтицкого монастыря. Я однажды наблюдал, как она обращается со всеми. Сестры подходят к ней — она спокойно разговаривает с ними, дает им послушания. Приезжают паломники, подходят к ней и просят благословить или что-то привезли ей в подарок — она поговорит с ними, утешит. Спокойно, ровно говорила со всеми. Своей духовной жизнью она передавала этот дух всем — и сестрам своим, и паломникам. Слава Богу, она прожила 81 год.
Духовник, если он сам уже прошел монастырскую жизнь, на исповеди пусть выслушает все, всю ту боль, которую сестра говорит. Если помыслы просто поведала или какие-то совершила делом, то не надо тот час взыскивать: «Как ты это смела? Это нельзя делать!» Надо с любовью принять и простить. Если она попросит дать наставление — значит, надо дать и подсказать, как оправиться от греха. Если она часто впадает в осуждение, то надо сказать ей, что по кельям не надо ходить, потому что будет от этого пустословие, а следом обязательно придет осуждение. Если она пришла к сестре помолиться, или поговорить, утешиться — это разрешается. А без дела ходить из кельи в келью — не нужно.
Начало духовной жизни, сказано святыми отцами, – если человек увидит в своей душе бездну грехов. Видеть себя самым грешным человеком и считать себя хуже всякой твари — это нормальное состояние. Когда в тщеславии человек, в гордыне находится — это опасный путь. На себя не нужно надеяться, а только на Бога.
– Говорят, что при духовнике и игуменье может быть ошибочное двоевластие в монастыре. Какими должны быть правильные взаимоотношения?
– Если монастырь духовник создал и он собрал всех сестер, сам монастырь построил, то, конечно, матушка должна подчиняться духовнику и без его ведома не должна ничего делать. Тогда будет все нормально. А если она власть «перехватит» от батюшки и решит, что она одна в монастыре хозяйка, то уже все, беда. Надо сохранять это послушание до самой смерти.
– А если духовник не основатель, а просто назначен?
– Если назначен, то серьезные вопросы нужно решать вместе. Но бывает и так, что игуменья одна, а батюшек могут посылать несколько.
Я знаю, в одном монастыре молодые батюшки приходят в костюмчике, переоделись в рясу, вышли, матушек поисповедовали на службе, народ поисповедовали, служба кончилась — сняли рясу, надели костюмы и пошли. Поэтому, конечно, должно быть рассуждение.
Взаимопонимание духовника и игуменьи необходимо, чтобы не было конфликта среди сестер в монастыре.
– Гораздо легче собрать монастырь, чем удержать его потом. Есть такие монастыри, из которых бегут, а есть такие, в которые стремятся прийти. Почему?
– Если в монастыре создать солдафонскую жизнь и жить «по букве», то люди не смогут удержаться там. Приходит послушница из мира — она не должна сразу попадать под требования, которые были для древнего монашества, потому что она их сразу не потянет.
Как говорят некоторые буквоеды: пришла послушница — должна только в келье сидеть и только на службу ходить, послушание вести, ни с кем не беседовать, не общаться. Такого не может быть, потому что пришла — послушница, и она должна познакомиться со всеми — это ее сестры. Сестры общаются, узнают друг друга — они становятся родными.
Весь монастырь — это родные по духу сестры, это родная семья. Если вдруг пришлось уехать, то эта послушница уже страдает, хочет вернуться назад — скучает по монастырю.
– Батюшка, одни говорят, что в женском монастыре духовниками должны быть из «белого» духовенства – женатые священники, а другие говорят, что – нет, должны быть монахи духовниками, поскольку монах монаха лучше поймет. И на Священном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. решили: «В женских монастырях для мантейных монахинь духовник назначается из монашествующих…»
– К нам пришли некоторые послушницы из других монастырей. Одна, из монастыря, где батюшка из белого духовенства, рассказала, что поделилась однажды с ним переживаниями: «Батюшка, у меня пришли помыслы нечистые, грязные». Он, вместо того чтобы успокоить ее, начал: «А зачем ты пришла в монастырь? Иди в мир, найди мужчину и будь спокойна».
И другая тоже рассказывала — каялась в помыслах блудных, а священник не понимает, не может понять, говорит ей: «Вот интересно, я с матушкой прожил 30 лет — помыслов таких нет. А они в монастыре живут, и какие-то помыслы приходят блудные».
Конечно, за неимением духовника, в крайних случаях, можно и мирского священника пригласить в духовники, если больше некого, но если есть духовник-монах и это устраивает монастырь — пусть он живет в монастыре.
Во всем нужно иметь рассуждения. Буквоедство — это плохо. Недаром святые отцы говорят: «Лучше согрешить в милости, нежели в строгости». Это тоже надо знать.
– Должен ли духовник пересказывать игуменье, как живут ее сестры — их грехи?
– Взять любого духовника, который живет в монастыре, — тайну исповеди он должен сохранять. Грехи сестер игуменье открывать не надо.
– Как быть с исповедью помыслов, если духовник бывает в обители редко или его нет совсем?
– Если сестре пришли помыслы и нет духовника, она может сказать матушке, но матушка должна это принять как откровение помыслов.
А то бывает так — игуменье открыли помысел, к примеру: «Вот матушка, на тебя помыслы пришли, что ты очень гордая и очень дерзкая». Она это приняла, а через несколько дней отсылает эту сестру на подворье. Это болезнь души игуменьи.
Наоборот, надо за откровение человека больше полюбить. Помыслы ведь от врага! Так можно всех разогнать. Наоборот, надо покрыть ее любовью, дать шоколадку, или варенья, меду, хорошенько утешить человека.
– Что если игуменья показывает перед сестрами свое неуважение к духовнику?..
– Надо ей покаяться в этом, чтобы не брала много власти на себя.
Зачем нужны искушения
– В каждом монастыре есть свои искушения, как и в каждой семье свои проблемы. Мы зовем обители «святыми» — почему же и в монастырях бывают неурядицы?
– Искушения обязательно должны быть. Если в реке движения нет, то вода в ней тухнет, зеленеет, зарастает травой, там заводятся лягушки. Также и в монастыре — если вокруг человека все всегда спокойно, ровно, тихо, в человеке заводятся страсти, а искоренить их очень трудно — он их и не замечает.
Вода с гор льется, водопад — она всегда свежая и очень целебная. Так и человек, живя в монастыре, должен все пройти — оскорбления, поношения. Порой такие испытания бывают внутри монастыря — искушения Господь попускает, бывают и от властей, даже и от духовных властей. Так было во все времена истории Церкви, во всех монастырях бывали те или иные искушения.
К примеру, преподобный Амвросий Оптинский — на него давили, говорили, что нельзя заниматься Шамординским монастырем, ты монах, должен только молиться. Пугали архиереем. А он отвечал: над каждым архиереем есть высший Архиерей — Бог.
Подобное искушение было и у преподобного Серафима Саровского, когда он создал Дивеевский монастырь: сестер его тоже пугали, говорили, что закроют монастырь. Митрополит поехал закрывать его, доехал до середины дороги — приступ.
Господь хранит, но искушения могут быть.
Надо себя настроить так, чтобы все принимать как от руки Божьей и ничем не возмущаться. Себе чаще говорить: это Бог попустил, значит так надо, все перетрется, Господь все это покроет, все пройдет, все встанет на свое место. И смотришь — все встало на место.
Господь сверх сил никому не попускает. Всем по силам. И надо научиться благодарить Бога за каждый день, прожитый в монастыре.
– Жалуются, что иногда игумен или игуменья специально дают послушание не по силам. Что делать в этом случае?
– Если монаху дали какое-то тяжелое послушание, и он не может нести его, то должен прийти и сказать игумену, что это послушание ему не под силу. Если игумен скажет, что нужно продолжить, и ты на этом послушании умрешь — будешь как мученик. Но нужно понимать, что послушание, молитва, поклоны, посты — это не цель. Это костыли. А цель — научиться смирению.
– Вы — воспитанник мужского монастыря и основатель женского. Есть ли существенные различия между женскими и мужскими монастырями?
– Мужчины более крепкие — они мелочам не поддаются, в уныние редко впадают. В конфликтной ситуации могут и поспорить, но быстро примиряются и сохраняют спокойствие.
В женском монастыре больше мелочевки. Все на эмоциях построено. Что-то в монастыре случилось, может рядовое искушение, как тут же «сломанный телефон» – все перевернут с ног на голову. Обида друг на друга бывает: «Я больше делаю, чем другая».
Как-то мне одна журналистка из Петербурга говорит: батюшка, как Вы в женском монастыре управляетесь с матушками, ведь женская натура — это и истерики, и уныние. Я ответил: только благодать Божья нас хранит.
Женский монастырь более чувствительный, на все очень тонко реагирует.
– Что Вы советуете сестрам?
– Нужно уметь не брать в голову лишнее, не принимать все близко к сердцу, различать помыслы.
Помыслы бывают человеческие, ангельские, и демонические. Приготовить обед, келью убрать, к сестре сходить и помочь ей, если она больная — это человеческие помыслы. Ангельские — помолиться, потерпеть ближнего, покаяться во всех грехах, не раздражаться, не обижаться, всех и вся терпеть. Особенно, если кто-то нас обидел — надо первым попросить прощения, примириться. Это очень ценно.
И бесовские помыслы часты. Как узнать их? Пришел такой помысел — если принять его за истину, то тут же расстроишься, впадешь в уныние, в тоску или в раздражение.
Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, то понимает, что Господь всегда рядом с ним. Любое искушение придет — он сразу вспоминает, что это воля Божья, значит, так надо. Все, что Господь ни делает — все на пользу. Если так себя настроить, то в душе будет мир.
Радио «Радонеж» — ещё одно детище архимандрита Амвросия
Ещё одним проектом, в котором активное участие принял архимандрит Амвросий Юрасов, можно назвать радио «Радонеж». Это первая независимая православная радиостанция России. Оно выступает в качестве голоса Русской Православной Церкви в России и за рубежом.
Архимандрит Амвросий в студии радио «Радонеж». Отец Амвросий постоянный участник радиопередач. Он отвечает на вопросы радиослушателей, участвует в диспутах, выступает с проповедями
Радиостанция создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она вещает на УКВ-волнах. В Москве это 72,92 мГц. Кроме того, также ведётся вещание на волнах AM 612 кГц течение четырех часов в сутки с 19.00 до 23.00. На сегодняшний день аудитория радио «Радонеж» составляет 20 миллионов слушателей.
Отец Амвросий — постоянный участник передач радио «Радонеж».
Батюшка Амвросий активно участвует в беседах, лекциях, открытых эфирах и дискуссиях, которые звучат на радиостанции. Он проповедует в эфире, отвечает на вопросы слушателей, даёт разъяснения по тем или иным вопросам.
Видеоролик: «Как спасаться в миру?» Радио «Радонеж». Архимандрит Амвросий (Юрасов) и монахиня Иоанна (Смирнова). Ахимадрит Амвросий отвечает на вопросы радиослушателей.
Многие слушатели специально включают радиоприёмники исключительно для того, чтобы послушать священника. Это делает его не только популярным, но и позволяет максимально точно и доступно донести Слово Божие до максимального количества людей.
При этом необходимо отметить, что радиопроповедников в Русской Православной Церкви очень мало, так как для выступления в формате радио необходимо иметь особый талант.
Одним из создателей православного общества «Радонеж» стал архимандрит Амвросий
Отец Амвросий всегда пользовался авторитетом в кругах православной русской интеллигенции. Один такой кружок в 1987 году дал толчок к созданию Православного общество (братства) «Радонеж». Это общественная организация и она действует как братство Русской православной церкви.
Конференция «Новые маршруты религиозного туризма». В конференции принимает участие православное общество «Радонеж». Братство создало свою паломническую службу, которая помогает развивать паломничество в России
Создание братства благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Цель его деятельности — духовное просвещение россиян. Для её достижения под крылом общества работает три гимназии, паломническая служба, радиостанция, издаётся газета. Кроме того, члены братства каждый год организовывают и проводят Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж».
XXIII Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж». 23-27 ноября 2022 года. Православное братство «Радонеж» ежегодно провидит фестиваль, основной целью которого является демонстрации и награждение фильмов о духовном мире человека
Председатель Совета Братства Никифоров Евгений Константинович. Он давний друг отца Амвросия. Сам архимандрит участвует в его деятельности в качестве духовника. При этом участники братства утверждают, что все они собрались именно вокруг него.