Аудио-версия статьи
Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής – благовестники) – так называются авторы четырех книг Нового Завета – Евангелий: апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из числа 12-ти, а второй и третий из числа 70-ти апостолов.
В древности значение слова «апостол» могло пониматься шире, чем как оно обычно понимается в наши дни; нередко так назывались проповедники христианства вообще. В древней христианской Церкви была особая степень или должность евангелистов, их служение состояло в проповеди Евангелия среди иудеев и язычников (см. прот. Н. Афанасьев «Церковь Духа Святого», глава «Евангелист»).
Для нас евангелисты – это авторы книг, в то время как для первых христиан евангелисты были «благовестниками», т. е. проповедниками и миссионерами, которые трудились вместе с апостолами.
***
Встречается ли слово «евангелисты» в Новом Завете?
В Новом Завете слово «евангелисты» встречается трижды. В Деян.21:8 евангелистом назван один из семи диаконов – Филипп (в церковнославянском переводе – «благовестник»); в Еф.4:11 говорится о евангелистах как об одном из церковных служений наряду с апостолами, пророками, пастырями и учителями (тоже переведено как «благовестник»); в 2Тим.4:5 ап. Павел призывает Тимофея совершать «дело благовестника» (ἐργὸν εὐαγγελιστοῦ, в церковнославянском переводе: «благовестник»), содержание которого, как можно предположить, передано в словах 1Фес.3:2, где Павел называет Тимофея «служителем Божиим» и своим сотрудником «в благовествовании Христовом».
Апостол Лука
Апостол Лука по сведениям церковных писателей был родом из Антиохии. По происхождению он был язычником. Вероятно, его имя — сокращение от римского «Луцилий».
Лука не включает себя в число свидетелей жизни Иисуса Христа. Когда он обратился к христианству, неизвестно. Он признается Церковью «апостолом от 70-ти».
Известно, что по профессии Лука был
врачом
.
Он сопровождал апостола Павла
в его миссионерских путешествиях, в том числе в Рим. После мученической кончины апостола Павла в
Риме
отправился с проповедью в Ливию, Ахайю, Фиваиду и Египет. В греческом городе Фивы принял мученическую кончину — был повешен на дереве.
Это интересно: Апостол Лука: евангелист, иконописец, мученик
Первые иконы Пресвятой Богородицы
Феодор Лектор
, писатель и историк Церкви VI века, доносит до нас предание, что Евангелист Лука был первым
иконописцем
. Он запечатлел образ
Пресвятой Богородицы.
В православной традиции Луке приписывается авторство десяти
икон Пресвятой Девы
.
Среди них Одигитрия, Владимирская
(самая ранняя и одна из самых почитаемых на Руси),
Иверская (Вратарница или Привратница
), чудотворные
Феодоровская и Тихвинская
. По преданию, евангелисту Луке принадлежит авторство
«Никопеи»
— почитаемой православными иконы византийского происхождения, а также главной святыни Польши —
Ченстоховской иконы Божией Матери.Корсунская
(иконописный тип Елеуса),
Кириотисса (
Пресвятая Дева изображена в рост с Младенцем на руках), чудотворная
Киккская икона
– главная святыня острова Кипр.
Это интересно: Какие иконы Пресвятой Богородицы написал апостол Лука?
День памяти
Дни памяти святого апостола Луки 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября, 4 (17 января).
Икона
Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 34 см, ширина 22 см Изображение пишущего евангелиста Луки с его символом – тельцом. Инв. № ГМПИ 2973.ДИ-439-И. © Государственный музей Палехского искусства
В своем Евангелии Лука уделил особое внимание крестной смерти Спасителя. Поэтому символ евангелиста — телец
, жертвенное животное.
Молитва евангелисту Луке
О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Апостол Марк
Марк — апостол от семидесяти. В ранней юности стал учеником Иисуса Христа. Его семья была связана с первыми последователями Спасителя: он был родственником апостола Варнавы
, в доме
Марии, матери Марка
, собирались
последователи Христа
.
Марк был непосредственным участником евангельских событий и рассказал о них так, как мог только очевидец:
«Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». (Мк. 14: 42-52)
Вероятно, что этим юношей и был будущий автор одного из Евангелий — Марк.
У некоторых древних авторов Марк именуется «беспалым». Апостол происходил из рода Левия. По преданию, Марк после обращения в христианство сам отсек себе большой палец, чтобы его не принуждали к выполнению обязанностей иудейского священника.
Марк был другом апостола Павла, в 50 г. сопровождал его как слуга в пером миссионерском путешествии. Впоследствии сопровождал апостола Варнаву на Кипр. Помогал апостолу Павлу в распространении христианства среди римлян. Из Рима отправился в Колоссы, где был вместе с апостолом Петром. Помогал апостолу Тимофею в его служении в Эфесе.
Свое Евангелие Марк написал, вероятно, в Риме и по просьбе римских христиан. Он основывался на словах апостола Петра и на собственных воспоминаниях. Евангелие написано после смерти апостолов Петра и Павла, которые проповедовали в Риме от 61 до 66 года.
Марк отправился в Египет, основал в Александрии христианскую церковь. По преданию за совершенные чудеса язычники обвинила Марка в волшебстве. В день праздника Сераписа, языческого божества, он был схвачен и умертвлен толпой язычников.
25
Апреля
63 года
В этот день мученически скончался апостол Марк. Некоторые ученые полагают, что это произошло не в 63, а в 68 году.
Тело апостола покоилось в Александрии, а в 827 году купцы увезли его в Венецию.
День памяти
25 апреля (8 мая по новому стилю) является днем памяти святого апостола Марка.
Икона
Иконография: Марк, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 22,5 см Изображение пишущего евангелиста Марка с его символом – львом. Инв. № ГМПИ 2978. ДИ-357-И. © Государственный музей Палехского искусства
В знак того, что апостол Марк в своем Евангелии делает акцент на величии и могуществе Христа как Бога, его символом является крылатый лев.
Интересный факт
Жители Венеции считают апостола Марка свои покровителем, а его символ — крылатый лев украшает герб города.
Молитва
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь.
Почему на иконах рядом с евангелистами изображают Ангела, льва, тельца и орла?
Для ряда древних христианских писателей обычным символом для всех четырех евангелистов были четыре таинственных животных, которых прор. Иезекииль созерцал при реке Ховаре (Иез.1:5-26). Их лица напоминали собой лица человека, льва, тельца и орла. Эти образы – человека (ангела), льва, тельца и орла – стали эмблемами для евангелистов, поэтому христианское искусство, начиная с V в., изображает Матфея с человеком или Ангелом (так как в Евангелии Матфей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа); Марка со львом (в Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность); Луку с тельцом (в Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов); Иоанна с орлом (по слову блж. Августина, Иоанн «как орел парит над облаками человеческой немощности»). Примерно в конце XVI в. в росписях храмов вместо евангелистов иногда изображались только их символы (например, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вяземах).
Четыре апостола и евангелиста
Евангелие
у христиан одно, а канонических текстов о
жизни, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа —
четыре. Они выделены по древней традиции из состава второй части Библии —
Нового Завета
в особую книгу для богослужебного употребления —
Четвероевангелие
.
Апостолы евангелисты
Кто такие евангелисты (апостолы)
Евангелисты (греч. εύαγγελιστής —
благовестники) это составители четырех записанных канонических Евангелий — апостолы
Матфей, Марк, Лука, Иоанн
(он же и автор Апокалипсиса)
.
Изначально в христианстве
евангелистами
именовались все апостолы, проповедовавшие Евангелие (греч. εὐαγγέλιον —благая весть). Так называют и проповедь Христа о наступлении
Божьего Царства
, и проповедь апостолов о спасении человечества
Господней волей
через
Мессию.
Слово «Евангелие» использовали, вероятно, сам Спаситель
и его первые ученики, говоря об исполнении пророчеств
Ветхого Завета
о
спасении
.
«Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (Ис. 40:9).
Изначально рассказы о Христе
, Его земной жизни, смерти и
Воскресении
были устными. Но уже со II века термин «Евангелие» употребляется только по отношению к четырем каноническим книгам (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна).
Святитель Иоанн Златоуст так объяснял необходимость нескольких евангельских повествований:
«Неужели один евангелист не мог написать всего, что нужно. Конечно, мог, но когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всем том написали так, что все как будто одними устами произнесено, то это служит сильнейшим доказательством истины». (Святитель Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие от Матфея»).
Единство «благой вести» подчеркнуто предлогом, в славянской традиции это предлог «от». «От Иоанна» подчеркивает, что не Иоанн является автором в обычном, человеческом смысле слова, а передает Благую весть
от
Бога. Господь
и есть истинный Автор.
Интересный факт
В наиболее древних рукописях имена авторов вовсе не упоминались. Они появились только в свидетельствах христианских писателей начиная со II века.
Неизвестны точные даты создания Евангелий. Нет также ответа на вопрос, какое из Евангелий составлено первым. Церковное предание называет первым Евангелие от Матфея
, написанное на еврейском.
Евангелистов Марка, Матфея и Луку называют Синоптиками
, а их Евангелия — синоптическими (греч. συνοπτικός, дословно «сонаблюдающие», то есть имеющие общий взгляд на события). Действительно, у синоптиков совпадает порядок изложения событий, а также множество общих мест.
Четвертое — Евангелие от Иоанна – отличается от синоптических по изложению и стилю. Оно датируется учеными концом I века, в отличие от синоптических Евангелий (датировка 66-80-е гг. I века).
Есть еще одно важное различие. Евангелисты синоптики изображают Христа как основателя Царства Божьего, Иоанн смотрит в центр этого Царства, на самого Господа Иисуса Христа. Поэтому еще древние толкователи называли синоптические Евангелия телесными (εὐαγγέλιον σωματικόν), а Евангелие от Иоанна — по преимуществу духовным (πνευματικόν).
Символы евангелистов на иконах
Из Византии пришла традиция изображать четырех евангелистов в парусах под куполами храмов. Это символ распространения евангельского учения на все четыре стороны света. При этом Матфей и Иоанн изображались как седобородые старцы, Лука и Марк – как мужи средних лет, в античных одеяниях. В западноевропейской религиозной живописи Иоанн изображается юношей. Частый сюжет — апостол на о. Патмос
диктует книгу
Откровения
своему
ученику Прохору
.
У каждого из евангелистов есть символическое изображение. У Матфея это человек (ангел), у Марка — лев, у Луки — телец, а у Иоанна орел. Согласно святителю Епифанию Кипрскому эти символы следует понимать следующим образом:
«…так как есть четыре реки, вытекающих из Эдема, четыре части света, четыре времени года, четыре стражи ночи… четыре духовных существа, состоящих из четырех лиц и означавших приход Мессии. У одного было лицо человече, потому что Мессия был рожден человеком в Вифлееме, как научает Матфей. У одного было лицо львово, так как Марк говорит о Нем, когда он выходил из Иордана, как о царе и льве, и как еще в одном месте сказано: «Господь восшел от Иордана». Одно имело лицо тельче, как возглашает Лука, – не он один, но также и другие Евангелисты, – что он в предопределенное время, в девятый час, – подобно тельцу, за весь мир был принесен в жертву на кресте. Одно имело лицо орлее, так как Иоанн возглашает, что Слово, сшедшее с небес и ставшее плотию, после воскресения подобно орлу Божеством вознеслось на небо…»
Когда впервые начали изображать четырех евангелистов?
Самое раннее изображение евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах свв. Марка и Марцеллиана (до 340). К IV в. относятся рельефные изображения евангелистов на саркофагах: в соборе г. Апт (Франция) – сохранились надписи над Иоанном и Марком; с изображением Собора апостолов (Музей античных Арля и Прованса); с аллегорическим изображением Церкви-корабля с Иисусом Христом у руля и евангелистами-гребцами, над каждым имеется надпись с именем (Латеранский музей, Рим; фрагмент). С VI в. евангелисты изображаются вместе с Богородицей или св. прор. Иоанном Крестителем, например, на резных пластинах трона (кафедры) еп. Максимиана (546–556, Архиепископский музей, Равенна). С этого же времени изображения евангелистов встречаются в миниатюрах рукописей: Россанский кодекс (Евангелия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафедрального собора, Россано); Четвероевангелие Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изображений символов евангелистов – тельца и ангела среди клубящихся облаков – присутствует в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на резной пластине из слоновой кости, около 400 г. (диптих из собрания Тривульцио, Милан).
Апостол Матфей
Сведения от личности евангелиста противоречивы и скудны. Мы находим их в самих Евангелиях. Известно, что он был сборщиком податей для Рима, мытарем. Имя его Левий. Иногда его называют Левий Алфеев, т.е. сын Алфея. Последовал за Христом и стал одним из двенадцати апостолов. Вот как о призвании Матфея сообщает апостол Лука:
«После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними». (Лк. 5:27-29)
Евангелие от Матфея написано вскоре после Вознесения Христа, до разрушения Иерусалима римлянами. Матфей по происхождению был иудеем, проповедовал первоначально среди своих соотечественников.
Затем апостольское служение заставило его покинуть Иерусалим и отправиться в Эфиопию, Македонию и азиатские страны. Сведения о его дальнейшей жизни скудны. Жизнь апостола закончилась в Эфиопии, но была ли его кончина мученической или мирной, достоверно неизвестно.
Вероятно, отплытие в далекие страны и стало причиной к написанию Евангелия. Иудеи, ставшие последователями Христа, не хотели потерять драгоценные сведения о земной жизни Спасителя, которые получали от очевидца событий и одного из двенадцати Апостолов. Возможно, по их просьбе перед отъездом Матфей и написал Евангелие.
В нем он изложил сведения о земном пути и личности Христа. Это краткий и последовательный рассказ о Христе начиная с родословия и Рождения и до самого Воскресения. Есть еще одно важное обстоятельство: Матфей обращался к иудеям, а значит, они могли признать Мессией только того, о ком говорили пророки Ветхого Завета. Поэтому в Евангелии от Матфея мы встречаем ветхозаветные цитаты.
Икона
Иконография: Матфей, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 33,5 см, ширина 21,8 см. Изображение пишущего евангелиста Матфея с его символом – человеком. Инв. № ГМПИ 2977. ДИ-422-И. © Государственный музей Палехского искусства
Апостол Матфей изображается на иконах в сопровождении человека (ангела). Свт. Ириней Лионский так объяснял значение этого символа:
«Матфей же возвещает Его (Иисуса Христа) человеческое рождение, говоря: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова. И еще: Рождество Иисуса Христа было так (Мф. 1:1, 18). Это Евангелие изображает Его человечество; поэтому по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком».
День памяти
Дни памяти святого — 16 (29) ноября и 30 июня (13 июля).
Тропарь
Апостолу Матфею, глас 3
Апо́столе святы́й Матфи́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостолу Матфею, глас 4
Светоза́рное, я́ко со́лнце, во весь мир изше́дшее веща́ние твое́/ просвеща́ет язы́ческую Це́рковь благода́тию,// чудоно́сче Матфи́е апо́столе.
Имеет ли слово «евангелисты» какие-либо другие значения?
В некоторых литургико-канонических памятниках словом «евангелисты», по-видимому, обозначалась особая должность церковного чтеца. Так, в Дидаскалии апостолов (III в.) в описании необходимых для кандидата в чтецы качеств говорится, в частности, что он должен «понимать, что исполняет служение евангелиста». Слово «евангелист» в этом значении употребляется и в современной практике Православной Церкви, а именно в тексте Литургии свт. Иоанна Златоуста в обращении диакона к служащему иерею перед чтением Евангелия: «Благослови, владыко, благовестителя (εὐαγγελιστήν)…».