Святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн

Аудио-версия статьи

Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής – бла­го­вест­ники) – так назы­ва­ются авторы четы­рех книг Нового Завета – Еван­ге­лий: апо­столы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и послед­ний были из числа 12-ти, а второй и третий из числа 70-ти апо­сто­лов.

В древ­но­сти зна­че­ние слова «апо­стол» могло пони­маться шире, чем как оно обычно пони­ма­ется в наши дни; нередко так назы­ва­лись про­по­вед­ники хри­сти­ан­ства вообще. В древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви была особая сте­пень или долж­ность еван­ге­ли­стов, их слу­же­ние состо­яло в про­по­веди Еван­ге­лия среди иудеев и языч­ни­ков (см. прот. Н. Афа­на­сьев «Цер­ковь Духа Свя­того», глава «Еван­ге­лист»).

Для нас еван­ге­ли­сты – это авторы книг, в то время как для первых хри­стиан еван­ге­ли­сты были «бла­го­вест­ни­ками», т. е. про­по­вед­ни­ками и мис­си­о­не­рами, кото­рые тру­ди­лись вместе с апо­сто­лами.

***

Встре­ча­ется ли слово «еван­ге­ли­сты» в Новом Завете?

В Новом Завете слово «еван­ге­ли­сты» встре­ча­ется трижды. В Деян.21:8 еван­ге­ли­стом назван один из семи диа­ко­нов – Филипп (в цер­ков­но­сла­вян­ском пере­воде – «бла­го­вест­ник»); в Еф.4:11 гово­рится о еван­ге­ли­стах как об одном из цер­ков­ных слу­же­ний наряду с апо­сто­лами, про­ро­ками, пас­ты­рями и учи­те­лями (тоже пере­ве­дено как «бла­го­вест­ник»); в 2Тим.4:5 ап. Павел при­зы­вает Тимо­фея совер­шать «дело бла­го­вест­ника» (ἐργὸν εὐαγγελιστοῦ, в цер­ков­но­сла­вян­ском пере­воде: «бла­го­вест­ник»), содер­жа­ние кото­рого, как можно пред­по­ло­жить, пере­дано в словах 1Фес.3:2, где Павел назы­вает Тимо­фея «слу­жи­те­лем Божиим» и своим сотруд­ни­ком «в бла­го­вест­во­ва­нии Хри­сто­вом».

Апостол Лука

Апостол Лука по сведениям церковных писателей был родом из Антиохии. По происхождению он был язычником. Вероятно, его имя — сокращение от римского «Луцилий».

Лука не включает себя в число свидетелей жизни Иисуса Христа. Когда он обратился к христианству, неизвестно. Он признается Церковью «апостолом от 70-ти».

Известно, что по профессии Лука был
врачом
.

Он сопровождал апостола Павла

в его миссионерских путешествиях, в том числе в Рим. После мученической кончины апостола Павла в
Риме
отправился с проповедью в Ливию, Ахайю, Фиваиду и Египет. В греческом городе Фивы принял мученическую кончину — был повешен на дереве.

Это интересно: Апостол Лука: евангелист, иконописец, мученик

Первые иконы Пресвятой Богородицы

Феодор Лектор

, писатель и историк Церкви VI века, доносит до нас предание, что Евангелист Лука был первым
иконописцем
. Он запечатлел образ
Пресвятой Богородицы.
В православной традиции Луке приписывается авторство десяти
икон Пресвятой Девы
.

Среди них Одигитрия, Владимирская

(самая ранняя и одна из самых почитаемых на Руси),
Иверская (Вратарница или Привратница
), чудотворные
Феодоровская и Тихвинская
. По преданию, евангелисту Луке принадлежит авторство
«Никопеи»
— почитаемой православными иконы византийского происхождения, а также главной святыни Польши —
Ченстоховской иконы Божией Матери.Корсунская
(иконописный тип Елеуса),
Кириотисса (
Пресвятая Дева изображена в рост с Младенцем на руках), чудотворная
Киккская икона
– главная святыня острова Кипр.

Это интересно: Какие иконы Пресвятой Богородицы написал апостол Лука?

День памяти

Дни памяти святого апостола Луки 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября, 4 (17 января).

Икона

Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 34 см, ширина 22 см Изображение пишущего евангелиста Луки с его символом – тельцом. Инв. № ГМПИ 2973.ДИ-439-И. © Государственный музей Палехского искусства

В своем Евангелии Лука уделил особое внимание крестной смерти Спасителя. Поэтому символ евангелиста — телец

, жертвенное животное.

Молитва евангелисту Луке

О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Апостол Марк

Марк — апостол от семидесяти. В ранней юности стал учеником Иисуса Христа. Его семья была связана с первыми последователями Спасителя: он был родственником апостола Варнавы

, в доме
Марии, матери Марка
, собирались
последователи Христа
.

Марк был непосредственным участником евангельских событий и рассказал о них так, как мог только очевидец:

«Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». (Мк. 14: 42-52)

Вероятно, что этим юношей и был будущий автор одного из Евангелий — Марк.

У некоторых древних авторов Марк именуется «беспалым». Апостол происходил из рода Левия. По преданию, Марк после обращения в христианство сам отсек себе большой палец, чтобы его не принуждали к выполнению обязанностей иудейского священника.

Марк был другом апостола Павла, в 50 г. сопровождал его как слуга в пером миссионерском путешествии. Впоследствии сопровождал апостола Варнаву на Кипр. Помогал апостолу Павлу в распространении христианства среди римлян. Из Рима отправился в Колоссы, где был вместе с апостолом Петром. Помогал апостолу Тимофею в его служении в Эфесе.

Свое Евангелие Марк написал, вероятно, в Риме и по просьбе римских христиан. Он основывался на словах апостола Петра и на собственных воспоминаниях. Евангелие написано после смерти апостолов Петра и Павла, которые проповедовали в Риме от 61 до 66 года.

Марк отправился в Египет, основал в Александрии христианскую церковь. По преданию за совершенные чудеса язычники обвинила Марка в волшебстве. В день праздника Сераписа, языческого божества, он был схвачен и умертвлен толпой язычников.

25

Апреля

63 года

В этот день мученически скончался апостол Марк. Некоторые ученые полагают, что это произошло не в 63, а в 68 году.

Тело апостола покоилось в Александрии, а в 827 году купцы увезли его в Венецию.

День памяти

25 апреля (8 мая по новому стилю) является днем памяти святого апостола Марка.

Икона

Иконография: Марк, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 22,5 см Изображение пишущего евангелиста Марка с его символом – львом. Инв. № ГМПИ 2978. ДИ-357-И. © Государственный музей Палехского искусства

В знак того, что апостол Марк в своем Евангелии делает акцент на величии и могуществе Христа как Бога, его символом является крылатый лев.

Интересный факт

Жители Венеции считают апостола Марка свои покровителем, а его символ — крылатый лев украшает герб города.

Молитва

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь.

Почему на иконах рядом с еван­ге­ли­стами изоб­ра­жают Ангела, льва, тельца и орла?

Для ряда древ­них хри­сти­ан­ских писа­те­лей обыч­ным сим­во­лом для всех четы­рех еван­ге­ли­стов были четыре таин­ствен­ных живот­ных, кото­рых прор. Иезе­ки­иль созер­цал при реке Ховаре (Иез.1:5-26). Их лица напо­ми­нали собой лица чело­века, льва, тельца и орла. Эти образы – чело­века (ангела), льва, тельца и орла – стали эмбле­мами для еван­ге­ли­стов, поэтому хри­сти­ан­ское искус­ство, начи­ная с V в., изоб­ра­жает Матфея с чело­ве­ком или Анге­лом (так как в Еван­ге­лии Матфей выдви­гает осо­бенно чело­ве­че­ский и мес­си­ан­ский харак­тер Христа); Марка со львом (в Еван­ге­лии Марк изоб­ра­жает Хри­стово все­мо­гу­ще­ство и цар­ствен­ность); Луку с тель­цом (в Еван­ге­лии Лука гово­рит о Хри­сто­вом пер­во­свя­щен­стве, с кото­рым свя­зы­ва­лось жерт­во­при­но­ше­ние тель­цов); Иоанна с орлом (по слову блж. Авгу­стина, Иоанн «как орел парит над обла­ками чело­ве­че­ской немощ­но­сти»). При­мерно в конце XVI в. в рос­пи­сях храмов вместо еван­ге­ли­стов иногда изоб­ра­жа­лись только их сим­волы (напри­мер, Смо­лен­ский собор Ново­де­ви­чьего мона­стыря, ц. Св. Троицы в Вязе­мах).

Четыре апостола и евангелиста

Евангелие

у христиан одно, а канонических текстов о
жизни, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа —
четыре. Они выделены по древней традиции из состава второй части Библии —
Нового Завета
в особую книгу для богослужебного употребления —
Четвероевангелие
.

Апостолы евангелисты

Кто такие евангелисты (апостолы)

Евангелисты (греч. εύαγγελιστής

благовестники) это составители четырех записанных канонических Евангелий — апостолы
Матфей, Марк, Лука, Иоанн
(он же и автор Апокалипсиса)
.
Изначально в христианстве
евангелистами
именовались все апостолы, проповедовавшие Евангелие (греч. εὐαγγέλιον —благая весть). Так называют и проповедь Христа о наступлении
Божьего Царства
, и проповедь апостолов о спасении человечества
Господней волей
через
Мессию.
Слово «Евангелие» использовали, вероятно, сам Спаситель

и его первые ученики, говоря об исполнении пророчеств
Ветхого Завета
о
спасении
.

«Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (Ис. 40:9).

Изначально рассказы о Христе

, Его земной жизни, смерти и
Воскресении
были устными. Но уже со II века термин «Евангелие» употребляется только по отношению к четырем каноническим книгам (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна).

Святитель Иоанн Златоуст так объяснял необходимость нескольких евангельских повествований:

«Неужели один евангелист не мог написать всего, что нужно. Конечно, мог, но когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всем том написали так, что все как будто одними устами произнесено, то это служит сильнейшим доказательством истины». (Святитель Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие от Матфея»).

Единство «благой вести» подчеркнуто предлогом, в славянской традиции это предлог «от». «От Иоанна» подчеркивает, что не Иоанн является автором в обычном, человеческом смысле слова, а передает Благую весть

от
Бога. Господь
и есть истинный Автор.

Интересный факт

В наиболее древних рукописях имена авторов вовсе не упоминались. Они появились только в свидетельствах христианских писателей начиная со II века.

Неизвестны точные даты создания Евангелий. Нет также ответа на вопрос, какое из Евангелий составлено первым. Церковное предание называет первым Евангелие от Матфея

, написанное на еврейском.

Евангелистов Марка, Матфея и Луку называют Синоптиками

, а их Евангелия — синоптическими (греч. συνοπτικός, дословно «сонаблюдающие», то есть имеющие общий взгляд на события). Действительно, у синоптиков совпадает порядок изложения событий, а также множество общих мест.

Четвертое — Евангелие от Иоанна – отличается от синоптических по изложению и стилю. Оно датируется учеными концом I века, в отличие от синоптических Евангелий (датировка 66-80-е гг. I века).

Есть еще одно важное различие. Евангелисты синоптики изображают Христа как основателя Царства Божьего, Иоанн смотрит в центр этого Царства, на самого Господа Иисуса Христа. Поэтому еще древние толкователи называли синоптические Евангелия телесными (εὐαγγέλιον σωματικόν), а Евангелие от Иоанна — по преимуществу духовным (πνευματικόν).

Символы евангелистов на иконах

Из Византии пришла традиция изображать четырех евангелистов в парусах под куполами храмов. Это символ распространения евангельского учения на все четыре стороны света. При этом Матфей и Иоанн изображались как седобородые старцы, Лука и Марк – как мужи средних лет, в античных одеяниях. В западноевропейской религиозной живописи Иоанн изображается юношей. Частый сюжет — апостол на о. Патмос

диктует книгу
Откровения
своему
ученику Прохору
.

У каждого из евангелистов есть символическое изображение. У Матфея это человек (ангел), у Марка — лев, у Луки — телец, а у Иоанна орел. Согласно святителю Епифанию Кипрскому эти символы следует понимать следующим образом:

«…так как есть четыре реки, вытекающих из Эдема, четыре части света, четыре времени года, четыре стражи ночи… четыре духовных существа, состоящих из четырех лиц и означавших приход Мессии. У одного было лицо человече, потому что Мессия был рожден человеком в Вифлееме, как научает Матфей. У одного было лицо львово, так как Марк говорит о Нем, когда он выходил из Иордана, как о царе и льве, и как еще в одном месте сказано: «Господь восшел от Иордана». Одно имело лицо тельче, как возглашает Лука, – не он один, но также и другие Евангелисты, – что он в предопределенное время, в девятый час, – подобно тельцу, за весь мир был принесен в жертву на кресте. Одно имело лицо орлее, так как Иоанн возглашает, что Слово, сшедшее с небес и ставшее плотию, после воскресения подобно орлу Божеством вознеслось на небо…»

Когда впер­вые начали изоб­ра­жать четы­рех еван­ге­ли­стов?

Самое раннее изоб­ра­же­ние еван­ге­ли­стов, фигуры кото­рых иден­ти­фи­ци­ру­ются по коробке с четырьмя свит­ками у ног Спа­си­теля, нахо­дится в рим­ских ката­ком­бах свв. Марка и Мар­цел­ли­ана (до 340). К IV в. отно­сятся рельеф­ные изоб­ра­же­ния еван­ге­ли­стов на сар­ко­фа­гах: в соборе г. Апт (Фран­ция) – сохра­ни­лись над­писи над Иоан­ном и Марком; с изоб­ра­же­нием Собора апо­сто­лов (Музей антич­ных Арля и Про­ванса); с алле­го­ри­че­ским изоб­ра­же­нием Церкви-корабля с Иису­сом Хри­стом у руля и еван­ге­ли­стами-греб­цами, над каждым име­ется над­пись с именем (Лате­ран­ский музей, Рим; фраг­мент). С VI в. еван­ге­ли­сты изоб­ра­жа­ются вместе с Бого­ро­ди­цей или св. прор. Иоан­ном Кре­сти­те­лем, напри­мер, на резных пла­сти­нах трона (кафедры) еп. Мак­си­ми­ана (546–556, Архи­епи­скоп­ский музей, Равенна). С этого же вре­мени изоб­ра­же­ния еван­ге­ли­стов встре­ча­ются в мини­а­тю­рах руко­пи­сей: Рос­сан­ский кодекс (Еван­ге­лия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафед­раль­ного собора, Рос­сано); Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие Рав­вулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изоб­ра­же­ний сим­во­лов еван­ге­ли­стов – тельца и ангела среди клу­бя­щихся обла­ков – при­сут­ствует в ком­по­зи­ции «Жены-миро­но­сицы у Гроба Гос­подня» на резной пла­стине из сло­но­вой кости, около 400 г. (диптих из собра­ния Три­вуль­цио, Милан).

Апостол Матфей

Сведения от личности евангелиста противоречивы и скудны. Мы находим их в самих Евангелиях. Известно, что он был сборщиком податей для Рима, мытарем. Имя его Левий. Иногда его называют Левий Алфеев, т.е. сын Алфея. Последовал за Христом и стал одним из двенадцати апостолов. Вот как о призвании Матфея сообщает апостол Лука:

«После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними». (Лк. 5:27-29)

Евангелие от Матфея написано вскоре после Вознесения Христа, до разрушения Иерусалима римлянами. Матфей по происхождению был иудеем, проповедовал первоначально среди своих соотечественников.

Затем апостольское служение заставило его покинуть Иерусалим и отправиться в Эфиопию, Македонию и азиатские страны. Сведения о его дальнейшей жизни скудны. Жизнь апостола закончилась в Эфиопии, но была ли его кончина мученической или мирной, достоверно неизвестно.

Вероятно, отплытие в далекие страны и стало причиной к написанию Евангелия. Иудеи, ставшие последователями Христа, не хотели потерять драгоценные сведения о земной жизни Спасителя, которые получали от очевидца событий и одного из двенадцати Апостолов. Возможно, по их просьбе перед отъездом Матфей и написал Евангелие.

В нем он изложил сведения о земном пути и личности Христа. Это краткий и последовательный рассказ о Христе начиная с родословия и Рождения и до самого Воскресения. Есть еще одно важное обстоятельство: Матфей обращался к иудеям, а значит, они могли признать Мессией только того, о ком говорили пророки Ветхого Завета. Поэтому в Евангелии от Матфея мы встречаем ветхозаветные цитаты.

Икона

Иконография: Матфей, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 33,5 см, ширина 21,8 см. Изображение пишущего евангелиста Матфея с его символом – человеком. Инв. № ГМПИ 2977. ДИ-422-И. © Государственный музей Палехского искусства

Апостол Матфей изображается на иконах в сопровождении человека (ангела). Свт. Ириней Лионский так объяснял значение этого символа:

«Матфей же возвещает Его (Иисуса Христа) человеческое рождение, говоря: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова. И еще: Рождество Иисуса Христа было так (Мф. 1:1, 18). Это Евангелие изображает Его человечество; поэтому по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком».

День памяти

Дни памяти святого — 16 (29) ноября и 30 июня (13 июля).

Тропарь

Апостолу Матфею, глас 3

Апо́столе святы́й Матфи́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостолу Матфею, глас 4

Светоза́рное, я́ко со́лнце, во весь мир изше́дшее веща́ние твое́/ просвеща́ет язы́ческую Це́рковь благода́тию,// чудоно́сче Матфи́е апо́столе.

Имеет ли слово «еван­ге­ли­сты» какие-либо другие зна­че­ния?

В неко­то­рых литур­гико-кано­ни­че­ских памят­ни­ках словом «еван­ге­ли­сты», по-види­мому, обо­зна­ча­лась особая долж­ность цер­ков­ного чтеца. Так, в Дидас­ка­лии апо­сто­лов (III в.) в опи­са­нии необ­хо­ди­мых для кан­ди­дата в чтецы качеств гово­рится, в част­но­сти, что он должен «пони­мать, что испол­няет слу­же­ние еван­ге­ли­ста». Слово «еван­ге­лист» в этом зна­че­нии упо­треб­ля­ется и в совре­мен­ной прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви, а именно в тексте Литур­гии свт. Иоанна Зла­то­уста в обра­ще­нии диа­кона к слу­жа­щему иерею перед чте­нием Еван­ге­лия: «Бла­го­слови, вла­дыко, бла­го­ве­сти­теля (εὐαγγελιστήν)…».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]