Протоиерей Владимир Воробьёв |
Воробьёв Владимир Николаевич
(род. 1941), митрофорный протоиерей, настоятель Московского храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместителель председателя по вопросам лицензирования, аккредитации и стандартам Учебного комитета Русской Православной Церкви, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Родился 28 марта 1941 года в Москве. Его отец преподавал на философском факультете МГУ, дед — протоиерей Владимир Воробьёв — был благочинным, настоятелем московского храма святителя Николая в Плотниках на Арбате.
В 1959–1965 годах учился на физическом факультете МГУ. В 1973 году получил учёную степень кандидата физико-математических наук, был принят на работу в Вычислительный центр АН СССР.
В 1978 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую заочно окончил в 1980 году, в 1982 году окончил Московскую духовную академию.
18 марта 1979 года был рукоположен во диакона, 30 апреля во священника.
Служил в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, затем в Никольской церкви у Преображенского кладбища. В 1984 году переведён в Успенский храм в Вешняках, в 1990 году — в храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, в 1997 году назначен настоятелем Николо-Кузнецкой церкви и приписного к ней храма Живоначальной Троицы в Вешняках, который был открыт и восстановлен под его руководством.
В октябре 1990 года участвовал в создании братства во имя Всемилостивого Спаса, со временем превратившегося в одно из крупнейших братств в России (в 1994 опекало 14 храмов, из которых 13 восстанавливались). Стал духовником братства. Под его руководством были созданы православная общеобразовательная и воскресная школы, детские лагеря, столовая для бедных, книжный магазин «Православное слово».
В конце 80-х годов вместе с другими священниками организовал православный лекторий. В январе 1991 года на основе лектория открылись богословско-катехизаторские курсы, в мае того же года был избран ректором курсов. По его инициативе и по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II курсы в 1992 году были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ), (с 2004 года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Оставаясь ректором, в 1997 году удостоен звания профессора. В университете читает лекции по предметам «Введение в литургическое предание Православной Церкви» и «Пастырское богословие». Под его руководством в ПСТБИ был разработан государственный образовательный поликонфессиональный стандарт по теологии, ставший основой для открытия специальности «Теология» в государственном классификаторе и создания теологических факультетов и отделений в государственных вузах.
Является одним из организаторов изучения истории Русской Церкви в веке и прославления новомучеников Российских. Возглавляет в ПСТГУ Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви, который проводит большую работу по сбору материалов о гонениях на Православную Церковь в России в 20–40-х годов века и издает научную серию «Материалы по новейшей истории РПЦ» (с 1994). В 1998 году вошёл в синодальную Комиссию по канонизации святых, активно участвовал в подготовке масштабной канонизации новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.
Является заместителем председателя по вопросам лицензирования, аккредитации и стандартам Учебного комитета Русской Православной Церкви, членом синодальной богословской комиссии, Издательского совета Московской Патриархии, научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии», других церковных и светских научно-образовательных объединений и организаций.
С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
22 октября 2015 года был назначен секретарём Синодальной комиссии по канонизации святых [1].
Автор многих работ по новейшей истории РПЦ, литургическому преданию Церкви, пастырскому богословию.
образование
В 1959 году поступил на физический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1965 году. В 1965—1966 годах работал в МГУ, затем с 1968 года учился в аспирантуре[1].
С 1970 года работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. В 1973 году окончил аспирантуру, в том же году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук «Аналитическое и численное решение одного класса пространственных контактных задач теории упругости»[2].
В 1978 году поступил в Московскую духовную семинарию[1]. Окончил Московскую духовную семинарию (1980) и Московскую духовную академию (1982).
Стал одним из организаторов Богословско-катехизаторских курсов[1].
29 мая 1991 на заседании учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новым ректором[3]. Сохранил должность после преобразования курсов в Богословский институт в 1992 году. С 1997 года — профессор.
Председатель Федерального учебно-методического объединения по теологии.
Доход нашего храма буквально «рухнул». Кто-то сказал: «отец Владимир сошел с ума».
Прошло очень короткое время, и Господь послал нам благотворителей, которые до сих пор содержат наш университет, а в наших храмах отремонтировано теперь буквально всё – поменяли крышу, полы, окна, систему отопления, электропроводку, заново позолотили иконостасы, всю территорию благоустроили, построили дома. Мы бы никогда столько денег в храме не получили, если бы брали плату за требы. Господь сторицей воздает тем, кто трудится в Церкви бескорыстно.
– Отец Владимир, вы – выпускник физфака МГУ, кандидат физико-математических наук, сотрудник вычислительного центра Академии наук СССР, как вы оцениваете сегодняшнее состояние высшего образования в целом в нашей стране?
– Я не достаточно осведомлен в числовых оценках проводившихся в последние десятилетия реформ образования, но мне кажется, они не только не достигают декларированных целей, но и не приносят существенной выгоды нашему государству.
Боюсь, что проведение самих реформ стоит больше, чем стоило дореформенное образование. Кроме того, качество образования, которое было в нашей стране до реформ, было достаточно высоким, и я не уверен, что оно стало лучше в результате реформ. Реформы, конечно, нужны, т.к. жизнь не стоит на месте, но осуществить действительно разумные улучшения в такой огромной системе, какой является образование в нашей стране, не так-то просто.
Сейчас мы видим, что создана колоссальная бюрократическая система и в центре, и на местах, сама поглощающая огромные средства и заставляющая образовательные учреждения работать на себя в гораздо большей степени, чем раньше. Мы все буквально тонем в море бумаг – отчетов, предписаний, положений, непрерывно меняющихся требований. Заниматься реальной работой – образованием, наукой становится просто некогда. И результат налицо – качество нашего образования повсеместно снижается. Думаю, это особенно заметно и особенно трагично в области естественных наук и высоких технологий.
– А в чем Вы видите принципиальные проблемы современного общества, воспитания нового поколения?
– Общество стало другим. Современные дети уже в школе все больше думают и говорят о деньгах. Студенты думают о деньгах. Все ориентируются на будущие высокие заработки. Больше всего современную молодежь интересует именно материальная жизнь. Когда мы учились, нас интересовала наука. Я вообще никогда о деньгах не думал. Когда еще не был священником, тоже никогда не искал себе высокую зарплату. Выбирал такое место, чтобы меньше платили, но интереснее было бы работать.
Многие так жили, о деньгах, как теперь, никто не думал, хотя уровень жизни у нас был намного ниже, чем теперь.
Видимо, есть такая закономерность: потеряв духовную высоту жизни в православной вере, наш народ оказался на более низком уровне, будучи в некотором смысле увлечен идеологией, насаждавшейся коммунистами. А, разочаровавшись в идеологии, опустился еще ниже на уровень одних только материальных интересов.
– Что сегодня больше всего беспокоит, если говорить о проблемах с образованием? Вроде бы не сильно поменялись учебники, вроде бы многие учителя остались еще с советского времени…
– Уровень очень снизился просто потому, что многие талантливые преподаватели, талантливые ученые уехали. Мы переживаем своего рода исход из России. Наша наука, наше образование в значительной своей части уехали в Америку, в Европу и там оказались очень востребованными. А на Родине наши ученые, инженеры не могут найти места, где будут реализованы их таланты.
Ну и смена парадигмы, как говорят. У нашего общества теперь другие ценности. Ученость, образованность теперь не в чести. Главный вопрос ни «во что ты веришь?», ни «чем ты занимаешься?», а «сколько ты получаешь? какой у тебя доход?».
– Это вопрос даже не столько о богатстве, сколько о том, как жить и работать на деньги, которые платят…
– Вопрос, конечно, важный: как жить, как семью свою содержать, где жить и как квартиру получить, но есть и другое. Даже если человек не думает об условиях жизни. Условий для работы нет! Нет того уровня науки, который был раньше. Прежде наша наука была на первом месте в мире, а сейчас нет.
– А что вы думаете о реформе Академии наук, которая проводится последние три года?
– Понятно, что имеет место застой. Он начался еще при советской власти. Возникли какие-то маргинальные направления в жизни Академии наук. Нельзя сказать, что не было причин ставить вопрос о реформах. Вопрос в том – какие реформы? Нужно же преобразовывать так, чтобы главное не потерять, чтобы стало лучше, а не хуже. Я не уверен, что это получается.
Академия наук является огромной структурой, которая накопила колоссальный научный потенциал, создала мощную научную школу. С ней обращаться легкомысленно нельзя. Школа всегда держится на старшем поколении, которое, может быть, уже не столь активно творчески, но является носителем бесценного опыта. И, как в семье уважают дедушку, бабушку, отца и мать, так и в любом учреждении, в любом обществе необходимо ценить старшее поколение. Кроме того, у старшего поколения есть имидж, что тоже очень важно.
– Есть ли сегодня какое-то взаимодействие между наукой церковной и наукой светской? Можете ли вы рассказать о каких-то интересных примерах?
– Есть, конечно. Больше всего это заметно в русской истории, потому что история России неразрывно связана с историей Русской Церкви. Эта связь была абсолютно забыта в советское время, и вся история России оказалась в значительной степени фальсифицирована. Сейчас этот пробел может быть восполнен, историки это понимают, они очень интересуются историей Церкви. Даже на историческом факультете МГУ открылась кафедра истории Церкви.
Подобным образом обстоит дело и на философском направлении. Философия при советской власти была настолько партийной дисциплиной, что теперь не просто вернуться к русской религиозной философии, но определенный задел есть. Русской религиозной философией занимаются теперь и в светских вузах. Многим в наше время интересна церковная наука, потому что она тоже движется вперед.
– При вашем самом активном участии удалось ввести теологию в список научных дисциплин ВАК, какое это имеет значение? Расскажете о том пути, который пришлось пройти?
– Без ложной скромности скажу, что это действительно главным образом результат работы нашего университета. Мы боролись с самого начала за то, чтобы исчезло противопоставление между светским образованием и образованием религиозным.
В прежнем законе «О свободе совести» было четко написано, что религиозное образование – это подготовка клириков, что, конечно, не может соответствовать действительности. Религиозным образованием является любое образование, которое основывается на религиозном мировоззрении. Такое образование при советской власти было полулегальным – оставались только три духовные школы, и их дипломы государством не признавались.
– То есть оно было в рамках только немногочисленных учебных учреждений?
– Только в семинариях и в духовных академиях. С огромными трудами нам удалось сделать религиозное образование вполне легитимным и доступным. Сегодня в программу светской школы включены «Основы православной культуры», существуют православные школы, православные вузы, кафедры теологии в светских вузах, разработан профессиональный государственный стандарт по теологии. Теперь теология есть и в системе ВАКа.
Принято решение об учреждении ученых степеней – кандидата и доктора теологии. Сейчас мы находимся на стадии создания православного диссертационного совета по теологии и экспертного совета по теологии в ВАКе. Значит, воздвигнутая Лениным и большевиками стена — декрет об отделении школы от Церкви – разрушена.
– Свято-Тихоновский университет много сделал в области изучения житий новомучеников и исповедников российских. Как вам кажется, на сегодняшний день стало ли почитание новомучеников, исповедников значимой составляющей нашей церковной жизни?
– Стало, но далеко не достаточно! Раньше я имел лишь приблизительное представление о том, в какой мере распространено почитание новомучеников. Осенью меня неожиданно назначили секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, и хотя я состою ее членом уже 18 лет, но на новой должности передо мной открылся другой горизонт.
Мы получаем каждую неделю пачку новых дел для рассмотрения в комиссии вопросов о канонизации ранее не канонизованных подвижников. Эти дела присылают из самых разных регионов епархиальные комиссии. Значит во многих епархиях эта работа идет, но, думаю, пока это – только начальная стадия.
– А в повседневной жизни? Вот я читаю, что мало детей называют именами новомучеников, мало всё равно люди знают, мало интересуются. Вы видите какой-то выход?
– В нашем храме много людей с именами новомучеников. Понемножку, конечно, расширяется почитание. С другой стороны, это же не так легко. Это то, что входит в сознание не неделями-месяцами, а годами-десятилетиями.
– Почему?
– Церковь, во-первых, слава Богу, консервативна. В Церкви очень большую роль играет традиция и привычка. Люди привыкли к почитанию святителя Николая, преподобного Сергия, преподобного Серафима, но как это произошло? Это складывалось десятилетиями, а то и веками! Например, преподобный Серафим был канонизирован через 70 лет, а священномученика Гермогена прославили только через 300 лет после кончины. Почитание крестителя Руси, князя Владимира как святого утвердилось только при Александре Невском. Хотя во многих княжествах его почитали святым уже в XI веке.
В сознании новых поколений почитание святости утверждается не быстро. Очень многое зависит от старшего поколения, а это современное старшее поколение было воспитано вне Церкви. Они не могут, не умеют передать почитание новомучеников, т.к. сами с детства их не почитали.
Протоиерей Владимир Воробьев
Помню, в детстве я как-то нашел дома фотографию 20-х годов прошлого века: посередине был изображен Патриарх Тихон, а рядом митрополиты Кирилл, Агафангел, Петр, архиепископы Федор (Поздеевский), Илларион (Троицкий) – ближайшие сподвижники Патриарха Тихона. Я спросил отца, и он мне рассказал о каждом из них, и я с детства их полюбил.
иерархия
18 марта 1979 года рукоположен в сан диакона, 30 апреля — священника[4], после чего служил клириком в храме Святителя Николая на Преображенском кладбище[1].
В 1984 году переведён в клир храма Успения в Вешняках[1]. В 1990 году назначен клириком Николо-Кузнецкого храма.
12 сентября 1997 года назначен настоятелем Николо-Кузнецкого храма[4] и приписных к нему храма Живоначальной Троицы в Вишняках, домового гимназического храма священномученика Петра (Полянского), домового храма в Епархиальном доме в Лиховом переулке[1].
Потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений на Церковь
Совершение Евхаристии постоянно, даже ежедневно, давно стало нормой для христианских народов. И, конечно, тем более странно видеть, что Евхаристия совершается, а причастников нет! Это полный нонсенс. Возглашается: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», — а никто не хочет принимать Тело Христово и никто не хочет причаститься Крови Христовой. Правила Святых Апостолов квалифицируют это как оскорбление Бога.
Если нет возможности совершить литургию, это другое дело, но если литургия совершается, то не причащаться — более чем странно.
Тем не менее, в дореволюционной России утвердилась традиция причащаться раз в год. К сожалению, большая часть русского народа принимала это ненормальное положение, как норму. И есть мнение (с которым трудно не согласиться), что именно такая потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений, пришедших на Церковь.
Когда народ отступил от Церкви, охладел в вере, отступил от любви ко Христу, смог жить без таинства, которое соединяет со Христом, его постигли беды, несчастья, скорби, смертные страдания, присущие жизни без Бога в мире, который «во зле лежит», князем которого является дьявол. Только тогда люди снова стали молиться от всего сердца, стали каяться и причащаться. В период гонений уже не было вопроса, как часто нужно причащаться – все старались причащаться как можно чаще. Потому что страшно было! Когда перестали пускать в храмы, когда храмы отнимали, взрывали, закрывали, христиане стали совершать литургию по домам тайно, подобно первым христианам, и старались обязательно причаститься.
церковные должности
Член Синодальной комиссии по канонизации святых.
С 2002 года одновременно заместитель председателя учебного комитета при Священном синоде Русской православной церкви.
С 2004 года — член Синодальной богословской комиссии. С 2015 года — председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «48.00.00 Теология»[5].
1 февраля 2022 года решением Священного синода включён в состав созданного тогда же организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь[6].
Взрослые годы
Уже позже Владимир находил своих духовных отцов. Он встречался с историческими личностями, лично знавшими Патриарха Тихона, митрополита Петра и многих святых людей. Одно время его духовным отцом был Иоанн. Когда власть Хрущева окончилась, начались некие перемены в церковной жизни.
Однажды отец Иоанн заболел, и его доставили в столицу. Нужно было заняться его исповедью и причащением. В то время было сложно это сделать, и в тот момент окружению Иоанна подсказали отца Всеволода. Он согласился провести эти таинства.
И тогда Всеволод стал духовным отцом Владимира. Однажды он умер, и тогда духовным отцом стал Павел. Это был прозорливый старец, который умел отвечать на незаданные вопросы. Это была строгая и требовательная личность. В то же время он жил в любви.
награды
государственные
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций[9]
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
ведомственные
- Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2001 год)
- Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации (2007 год)
церковные
- Право ношения Патриаршего креста (02.05.2016)[10]
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (26 июля 2015; «во внимание к трудам по восстановлению домового храма святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московского епархиального дома»[11])
- Наперсный крест, изготовленный по случаю празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира (26 июля 2015; «во внимание к трудам по восстановлению домового храма святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московского епархиального дома»)[11].
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (30 апреля 2011)[12]
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (РПЦ, 2001 год)
- Медаль преподобного Серафима Саровского II степени (3 октября 2007)[13].
- Орден святителя Макария, митрополита Московского, II степени (5 декабря 2007; «за усердные труды и в связи с 15-летием ПСТГУ»[14])
- Медаль преподобного Сергия Радонежского
- Медаль преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2007 года)
- Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (РПЦ, 2000 год)
Детские годы
Наиболее яркие воспоминания протоиерея о детских годах связаны с людьми, окружавшими его. Вокруг его родных всегда было немало разных людей. Семья проживала в коммунальной квартире, и в этих условиях семья старалась поддерживать связь с верующими людьми.
В 40-50-е годы нельзя было ходить в церковь на регулярной основе. Это грозило исключением из школы, увольнением с работы. Однако мать Владимира Воробьева ребенка водила на исповеди. В те времена настоятель ближайшего храма сказал, что Владимир станет священником.
С ранних лет Владимир тянулся служить. Вероятно, спровоцировали это стремление рассказы о деде, которого в семье очень любили. В церквях в те годы собирались представители церковной интеллигенции. Они стремились дружить семьями.
патологическая речь
Владеет языком обмирщения:
- Богословские, или теологические, факультеты и кафедры в университетах… успешно готовят кадры, способные вести насущно необходимый диалог между Церковью и обществом[7].
штампы
Имидж
: «Важно улучшать
имидж многодетной семьи
»[8].
Мир и согласие
: «Здесь (на заседании Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. — Ред.) мы действуем очень дружно, показывая межрелигиозный мир и согласие»[9].
Перспектива, видение, измерение
: Службы Страстной седмицы «ведут нас к духовной перспективе, к объемному видению жизни ― не только в ее земном измерении, но что гораздо более важно ― в духовном измерении»[10].
Открытость миру
: «Обычные для конфессионального учебного заведения проблемы: необходимость постоянно повышать уровень привлекательности учебного заведения, при улучшении профессиональной подготовки не терять „духовную составляющую“, сохраняя
открытость к миру учебного заведения
, не утратить главное — „неотмирность“ христианского устроения, готовность самоотверженно служить Богу, а не только своим интересам»[11].
Позиционирование
: Позиционирование теологии в образовательном пространстве, найденное в результате совместных усилий власти, конфессий и всего общества, — позволяет насытить конфессиональную сферу, область государственно-конфессионального и межрелигиозного диалога отечественными, а не привозными специалистами, без чего достижение гражданского согласия в многоконфессиональной и многонациональной стране проблематично[12].
Архетип
: Религиоведение использует выработанные теологией архетипы, понятийный аппарат, терминологию и т.д.[13]
ругательные слова
Гетто
: «Православный Свято-Тихоновский богословский институт был создан 15 лет назад из катехизаторских курсов. Наша цель была в том, чтобы, воспользовавшись наступившей свободой, выйти из того гетто, в которое была загнана Церковь советской властью»[14].
Юридизм
: «С точки зрения католиков, брак есть договор двух сторон о союзе… и здесь присутствует чуждый Православию юридизм»[15].
приемы
оксюморон
- Мы доказали, что религиозное светское образование
может быть[16]. - Наше дело — показать, что возможно религиозное светское образование
[17].
патологический словарный запас
Архетип, Видение, Гетто, Доступный, Измерение, Имидж, Корни, Меньшее зло, Мир и согласие, Монашеский идеал, Объемный, Открытость миру, Перспектива, Светский, Современный формат, Составляющая, Юридизм, Юридический
сочинения
- Покаяние, исповедь, духовное руководство. — с. Ремша (Иван. обл.): Родник, 2000. — 94 с. — (Христианский собеседник / Изд. Макариев-Решем. обители «Свет православия»). — ISBN 5-89466-007-6.
в сборниках
- Помоги моему неверию. Избранные публикации журнала «Фома» 1997-2000 гг. / Сост. Светлана Горохова. — М.: ПСТГУ; Фома-центр, 2005. — 352 с. — ISBN 5-7429-0059-7.
редактор, автор предисловия
- Фудель, Сергей Иосифович
Записки о Литургии и Церкви / Предисл. В. Воробьева; Примеч. Ю. С. Терентьева. — М.: ПСТГУ, 1996. - Фудель, Сергей Иосифович
Собрание сочинений в 3-х тт. — М.: Русский путь, 2001. - Ореханов, Георгий о.
На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. — М.: ПСТГУ, 2002. - Кифа. Патриарший местоблюститель Священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862 — 1937). — М.: ПСТГУ, 2012.
- За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956 : Биогр. справ / Сост. В. Воробьев (рук.) и др.]; Под рук. и общ. ред. В. Воробьева. — М., 1997.
- За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую православную церковь, 1917-1956. биографический справочник. — М.: ПСТГУ, 2015.
- Отец Арсений. Воспоминания учеников и последователей. Впервые публикуется IV ч. кн / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТБИ, 1998. Отец Арсений. Сборник / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТБИ, 1998.
- Отец Арсений. Воспоминания учеников и последователей. Впервые публикуется V ч. кн / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТБИ, 2000.
- Отец Арсений / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТБИ, 2001.
- Отец Арсений / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТБИ, 2002.
- Отец Арсений / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТГУ, 2008.
- Отец Арсений / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТГУ, 2009.
- Отец Арсений / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТГУ, 2012.
- Отец Арсений / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: Эксмо; ПСТГУ.
- Отец Арсений / Под ред. протоиер. В. Воробьева. — М.: ПСТГУ, 2013.
статьи
- В Неделю 4-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. — 1985. — № 7. — С. 37-38.
- В Неделю 12-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. — 1985. — № 8. — С. 43.
- Слово // Вестник Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1992. — № 1. — С. 37-40
- Жизнь прожить… // Журнал Московской Патриархии. — 1993. — № 11. — С. 51-54. (в соавторстве)
- Единство Православной Церкви и искушение раскола сегодня // Журнал Московской Патриархии. — 1995. — № 9-10. — С. 68-73.
- Современные проблемы пастырского служения // Вестник пастырского семинара. — 1996. — № 1. — С. 10-15.
- Современные традиции празднования Пасхи на московских приходах // Вестник пастырского семинара. — 1996. — № 1. — С. 35-41. (в соавторстве)
- Православное учение о браке // Вестник пастырского семинара. — 1996. — № 2. — С. 2-14.
- О лицензировании и аккредитации высших учебных заведений и госстандартах по направлениям «Теология» и «Религиоведение» // Рождественские чтения, 4-е. — 1996. — С. 110—118.
- Перспективы высшей православной школы // Рождественские чтения, 5-е. — 1997. — С. 57-67.
- Православный Свято-Тихоновский богословский институт // Богословский сборник. — 1997. — № 1. — C. 168—178. (в соавторстве c А. В. Постернаком и О. И. Хайловой)
- Протоиерей Глеб Каледа — первый ректор Катехизаторских курсов: Памяти прот. Глеба Каледы // Богословский сборник. — 1997. — № 1. — С. 301—306.
- Протоиерей Владимир Рожков // Журнал Московской Патриархии. — 1997. — № 11. — С. 71-72.
- Особенности документов следственных дел 20-40-х годов // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1997 г. / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М. : Издательство ПСТБИ, 1997. — 242 с. — С. 163—166
- Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. — 1998. — С. 182—186.
- Пастырское служение в Русской Православной Церкви в XX в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1999 г. / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М. : Издательство ПСТБИ, 1999. — 380 с. — С. 248—264
- Материалы к жизнеописанию иеромонаха Павла (Троицкого) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1999 г. / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М. : Издательство ПСТБИ, 1999. — 380 с. — С. 264—271
- А. Б. Салтыков: К 40-летию со дня кончины // Богословский сборник. — 1999. — № 3. — С. 275—277.
- Уйдут ли от нас наши дети? // Не такой как все: Как научить подростка жить среди сверстников. — М. : Даниловский благовестник, 2000. — 152 с.
- Место религиозного образования в высшей школе и образовательные стандарты по теологии // Рождественские чтения, 8-е. — 2000. — С. 177—179.
- Письма священномучеников — архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России // Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Богословский сборник. — 2000. — Вып. 6. — С. 5-17
- Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова. О необходимости активизировать науч.-исследовательскую и миссионерскую деятельность РПЦ перед лицом инославной и экуменической экспансии в России // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. — 2000. — С. 257—267.
- Проблемы православного образования сегодня (актовая речь на Институтском празднике 18 ноября 2001 года) // Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Богословский сборник. — 2002. — Вып. 9. — С. 5-14
- Православное образование — проблемы и перспективы // Сборник пленарных докладов Х Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2002. — 352 с. — С. 129—135
- К столетию со дня рождения протоиерея Всеволода Шпиллера // Журнал Московской Патриархии. — 2002. — № 7. — С. 64-72.
- Некоторые проблемы канонизации святых сегодня // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2002 г. / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М. : Издательство ПСТБИ, 2002. — 439 с. — С. 156—162
- Вступительное слово // Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. Серия IV. — 2006. — № 3 — С. 7-19
- Роль образования в развитии христианской миссии // Христианство на Дальнем Востоке / Международная научно-практическая конференция (19-21 сентября 2006 г. ; Хабаровск) ; * Международная научно-практическая конференция (19-21 сентября 2006 г. ; Хабаровск). — Хабаровск : Хабаровская духовная семинария, 2006. — 220 с. — С. 213—217.
- Университет без стен // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8
- Ирина Васильевна Ватагина // Искусство христианского мира: Сборник статей. Вып. 10 / гл. ред. А. А. Салтыков, прот., отв. ред. А. А. Воронова. — М. : ПСТГУ, 2007. — 627 с. — С. 603—604 (в соавторстве с прот. А. А. Салтыковым)
- О значимости теологического образования в Российской Федерации // Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. Серия IV. — 2007. — № 4 (7) — С. 7-20
- Жизнь временная и Жизнь Вечная // Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 6. — С. 91-93.
- О богаче и Лазаре // Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 6. — C. 93-95.
- Слово Местоблюстителя: Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. Серия II. 2009. — № 3 (32). — С. 37-69 (в соавторстве с О. В. Косик)
- Митрополит Арсений (Стадницкий) о Соборе 1917—1918 гг. и восстановлении патриаршества // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: Материалы. — Т. 1 : XIX / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М. : ПСТГУ, 2009. — 404 с.
- Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: Материалы. — Т. 1 : XX / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М. : ПСТГУ, 2010. — 417 с.
- Преподавание теологии в университете — необходимая альтернатива атеистической парадигме в гуманитарных науках и образовании // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. Серия I. — 2010. — № 1 (29). — М. : ПСТГУ — С. 165—170
- Памяти друга — Николая Евгеньевича Емельянова // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. Серия II. — 2010. — № 1 (34) — С. 149—156
- Вера и естественно-научное знание // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. — 2012. — № 2 (40) (в соавторстве с А. В. Щелкачёвым)
- Некоторые проблемы прославления святых к местному и общецерковному почитанию в конце XX — начале XXI в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: История. История Русской Православной Церкви. Серия II. — 2010. — № 2 (35)
- Изучение новейшей истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ: итоги двадцатилетия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: Материалы. XXIII / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М. : ПСТГУ, 2013. — 417 с.
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
интервью
- Вера даёт смысл // Воскресная школа. — 1997. — № 2. — С. 1
- Вопросы к священнику // Мир Божий. — 1997. — № 1 (2). — С. 30-33
- Если есть вера — то такой народ сломить невозможно // Радонеж. — 1998. — № 7 (72). — С. 10-11
- Быть или не быть… крёстным? // Фома. — 1998. — № 2 (6). — С. 12-14
- Зачем мы приходим в церковь? // Фома. — 1999. — № 2 (8). — С. 6-9
- Свидетельствуя об истине // Православная беседа. — 2001. — № 2. — С. 6-9; № 3. — С. 6-10
- Вся жизнь — послушание // Нескучный сад. — 2002. — № 3. — С. 34-37
- Россия никогда не существовала без Православия // Православная Москва. — 2002. — № 24 (282). — С. 4
- Что такое религиозное образование // Нескучный сад. — 2003. — № 6. — С. 50
- Воздавая долг благодарности // Православная беседа. 2003. — № 3. — С. 12-13
- Деньги — зло? // Нескучный сад. — 2003. — № 6. — С. 35-42
- Ректор Свято-Тихоновского православного богословского университета протоиерей Владимир Воробьёв: «Сейчас у нас стала жизнь лучше гораздо, чем была. Профессор получает около 5-6 тысяч» // portal-credo.ru. — 2004. — 5 ноября
- Воспитывать живым примером // Фома. — 2004. — № 3 (20). — С. 58-61.
- Комментарий к статье Е.Делоне «Горячее сердце» // Нескучный сад. — 2004. — № 4. — С. 77
- Возненавидь отца и мать? // Фома. — 2004. — № 5 (22). — С. 44-47
- Священник всегда приносит себя в жертву. Беседовал Владимир Легойда // Фома. — 2005. — № 3 (26). — С. 16-19, 22-23, 28-31
- Без веры жизни нет // Православная беседа. — 2005. — № 3. — С. 10-13
- Университет без стен. // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 16-19
- У Церкви будут свои социологи / вставка в статью «Лицо толпы» // Нескучный сад. — 2007. — № 8(28)
- «Православная кузница кадров», интервью с прот. В.Воробьёвым, автор Павел Круг // «Независимая газета» — 2007. — 20 июня
- Подготовка к причастию: каждому духовнику надо искать свой ответ // Альфа и Омега. — 2007. — № 49
- «ПЕЧАЛЬ РОЖДАЕТ РАДОСТЬ» // Соловецкое море. — 2008. — Декабрь
- Жизнь временная и жизнь вечная. О богаче и Лазаре // Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 6. — С. 91-95.
- О различии между счастьем и удовольствием // Фома. — 2008. — № 11 (67).
- «У кого есть будущее?» // Православие.Ru. — 2008. — 30 декабря
- Кадры для преподавания основ православной культуры должна готовить прежде всего Церковь // Патриархия.ру. — 2009. — 1 августа
- Ректор ПСТГУ призывает государство дать теологам право на учёную степень // РИА Новости. — 2009. —24 апреля
- I Всероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры // Журнал Московской Патриархии. — 2009
- Почему отчитка сейчас так популярна? // Нескучный сад. — 2009.
- Удобного христианства не бывает // Православие и современность. — 2009. — № 11 (27). — С. 93-96
- На пороге тревожного века // Фома. — 2009
- Сейчас христианство сильно скомпрометировано // Богослов.ру. — 2009. — 1 октября
- Устроение души // Русская берёза. — 2010. — апр-май
- Уроки любви // Покров. — 2010. — № 1 (469)
- Быть талантливыми, умными, самостоятельными и трудиться для Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 2011. — № 4. — С. 64-71
- Русь всегда освящалась подвигом жертвенной любви // Покров. — 2011. — № 1
- Только сочетание пастырской любви со строгостью могут дать добрые плоды в образовании и воспитании студентов // Патриархия.ру. — 2011. — 29 ноября
- Миссионерские поездки ― одно из лучших средств воспитания будущих пастырей // Патриархия.ру. — 2011. — 13 декабря
- Неосознанные пережитки советского прошлого и потребительская психология новых прихожан // Патриархия.ру. — 2012. — 11 января
- Не надо бояться многодетности // Патриархия.ру. — 2012. — 1 февраля
- Именно подвиг новомучеников преодолел разделение двух частей Русской Церкви // Патриархия.ру. — 2012. — 19 мая
- Главный результат ПСТГУ — наши выпускники // Патриархия.ру. — 2012. — 16 ноября
- Люди жаждали слова о вере: у истоков Свято-Тихоновского // Правмир. — 2012. — 17 ноября
- ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства // Патриархия.ру. — 2012. — 17 декабря
- Протоиерей Владимир Воробьёв: Православное богословие — это великое сокровище, которое необходимо сохранить и приумножить // Патриархия.ру. — 2013. — 9 января
- Нужна ли «светская» теология Церкви? // Журнал Московской Патриархии. — 2013. — № 1. — С. 44-45
- Дети из верующих семей — самая трудная проблема для священника // Правмир. — 2013. — 26 февраля
- Наивно ожидать святости от всех тех, кто называет сегодня себя христианином // Патриархия.ру. — 2013. — 22 апреля
- «Оклеветать человека — страшный грех» // Православие.Ru. — 2014. — 28 января
- Епархиальный дом воскрес из мёртвых — и это чудо // Правмир. — 2015. — 24 июля
Протоиерей Владимир Воробьев: «Народ наш нужно просто не обижать»
– Отец Владимир, хотелось бы начать с разговора о главном деле вашей жизни – об университете. Почему вы вложили все свои силы в создание института, затем университета, а не в преподавание в уже существующем учебном заведении, например в Московской духовной академии?
– Представьте себе ситуацию в нашей стране и в Церкви, когда началась Перестройка. Вдруг рухнула почти вековая советская система, явилась свобода, но было совершенно неясно, что будет дальше.
События развивались стихийно. Народ, уставший от советской идеологической жвачки, жаждал услышать свободное слово Церкви. Ведь при советской власти даже евангелие «достать» было очень непросто.
Отвечая на эту «жажду слышания Слова Божия», как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, мы – молодые тогда священники, открыли лекторий. В нем читали самые разные лекции о Православии, а потом отвечали на бесчисленные вопросы.
Сначала мы ничего не планировали, а делали то, что казалось необходимым в тот момент. Наши слушатели стали нас просить устроить систематическое образование: сначала мы открыли катехизаторские курсы, потом – опять-таки по просьбам учащихся – превратили их в Богословский институт. Позже наш институт получил аккредитационный статус университета.
Всё происходило настолько естественно, что было ясно: это нужно делать.
В ходе этой образовательной деятельности стало понятно, что наши духовные школы, занимаясь почти исключительно подготовкой только будущих клириков, иконописцев и певчих в условиях интерната, принимая только мужчин, не имеющих канонических препятствий для рукоположения, не могут удовлетворить запрос всего церковного общества. Большинство людей, желающих получить православное богословское образование, там учиться не может.
Вот для таких людей, остававшихся «за бортом духовных школ», мы всё и делали.
Сначала в духовных школах думали, что мы у них отберем абитуриентов, но вскоре стало ясно, что это совсем не так, потому что вечерники, составлявшие у нас основной контингент, не имели возможности к ним поступить. Но оказалось, что именно эти вечерники в большинстве своем являются сформировавшимися, созревшими, имеющими жизненный опыт людьми, решившими оставить все свои дела и посвятить себя на служение Богу. Из них вышли очень многие хорошие священники.
Стали поступать к нам и женщины, девушки, и стало ясно, что нужны не только богословский, певческий и иконописный факультеты, но и миссионерский, педагогический, потом еще исторический, филологический – так постепенно вырос университет.
– В чем на сегодня состоит основное отличие образовательной модели университета от образовательной модели наших семинарий и духовных академий?
– С самого начала мы ориентировались именно на университетское образование, потому что наши первые преподаватели были выпускниками Московского университета. По собственному опыту нам была известна модель университетского образования. Её мы и хотели реализовать для образования богословского.
– В чем её отличие от семинарской модели образования?
– Темп, ритм, лекционная система, тогда еще новая для семинарии. Сессии, зачеты, семинары, студенческие и научные конференции. В таком, традиционном для университета виде мы строили обучение.
Семинария раньше была только промежуточным учебным заведением между академией и училищем, она давала среднее образование. Мы стали строить высшее университетское образование. Кроме того, у нас вначале не было общежития, студенты, как обычно, жили вне вуза.
– В университете ведется еще и интенсивная научно-исследовательская работа?
– Да, конечно. И научная работа, которой в духовных школах очень не хватало, и практика. Обязательно пишутся дипломные работы – поначалу они тоже не требовались от семинаристов. Теперь многие семинарии стали высшими учебными заведениями, может быть, и наш пример воодушевил их на такое развитие.
– А большой ли процент выпускников принимает духовный сан, становится священниками?
– Точную цифру назвать трудно, потому что рукоположения совершаются не сразу после окончания университета, а во времени. Выпускники обычно уходят от нас мирянами, а через какое-то время рукополагаются.
Думаю, что на сегодняшний день из наших выпускников примерно 600 стали священниками.
Это, наверное, значительное большинство среди тех выпускников, которые поступали в университет, желая стать священнослужителями и не имея к этому канонических препятствий. При этом они все имеют дипломы о высшем богословском образовании государственного образца. Это значит, что государство на легитимном уровне признало православное богословское образование.
– Православное образование – модно ли это в нашем обществе?
– Нельзя сказать, что наше образование является модным. В перечне трудовых специальностей нет графы «теолог». Получается, что теологи, не ставшие священнослужителями, как бы «по определению» должны работать не по специальности.
Те, кто не становятся священниками, трудятся в самых разных областях. Кто-то преподает, кто-то занимается наукой. Кто-то идет в СМИ или на административную службу. Некоторые находят работу, никак не связанную с богословским образованием. Один наш выпускник, причем хороший, работает в банке, кто-то устроился в офисы. В вузах наши специалисты бывают востребованы, потому что у них есть кругозор, которого не хватает в светских гуманитарных вузах. Например, наши выпускники нередко с успехом поступают в аспирантуру МГУ.
Мы не жалеем о том, что наши выпускники работают в светских учреждениях, потому что уверены: православные люди, грамотные, интеллигентные, думающие нужны всюду. Они необходимы нашей стране и нашему народу. Такие люди приводят к вере других, это факт.
– Чему, по Вашему мнению, совершенно необходимо научить молодых священников?
– Конечно, мы хотим, чтобы у них была глубокая, продуманная вера. Чтобы они были по-настоящему образованными людьми, имеющими богословские знания, знающими историю Церкви. Но самое главное для священника – его духовная жизнь. Если человек не стремится всем сердцем служить Богу, жить чисто, его в священники рекомендовать нельзя.
– В чем сегодня состоит особая сложность пастырского служения? Теперь не требуется исповеднический подвиг, как это было в советское время. В чем основная трудность?
– Исповедничество можно понимать по-разному. Сейчас в нашей стране нет преследований за веру, но всё равно священнику приходится «плыть против течения», потому что весь мир сегодня движется не ко Христу, а от Христа.
Даже не формулируя каких-то явных антицерковных целей, современное общество по большей части устремлено в сторону «от Церкви». Священник живет в обществе, среди людей, ему постоянно нужно выдерживать напор этого «течения», которое всё время стремится его куда-то «снести».
источники
- В Москве состоится первый международный симпозиум, посвященный этическим аспектам банковской деятельности // Патриархия.ru. — 2010.
Сноски
- ↑ 1,01,11,21,31,41,5 Отдел новейшей истории РПЦ.
- Автореферат в каталоге РГБ.
- «Малая закваска».
- ↑ 4,04,1 Клирики.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1220 от 27.10.2015.
- ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 1 февраля 2022 года / Официальные документы / Патриархия.ru
- Нужна ли России «светская теология». Богословские факультеты — место встречи Церкви и общества // Патриархия.ru. – 2010. – 15 декабря. – Дата обращения: 3.9.2018.
- Состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства // Патриархия.ru. – 2016. – 11 марта. – Дата обращения: 8.11.2017.
- В Москве прошло заседание Совета по теологии // Патриархия.ru. – 2007. – 1 февраля. – Дата обращения: 15.03.2018.
- Протоиерей Владимир Воробьев: В Страстные дни Господь Сам берет наше сердце в Свои руки // Патриархия.ru. – 2010. – 30 марта. – Дата обращения: 31.3.2018.
- Христианский университет в современном образовательном пространстве. Доклад ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева на VI Международной богословской конференции // Патриархия.ru. – 2010. – 19 ноября. – Дата обращения: 6.5.2018.
- Прот. Владимир Воробьев. Заключение Учебно-методического совета по теологии УМО по классическому университетскому образованию // Православие и мир. – 2013. – 24 июля. – Дата обращения: 5.06.2018.
- Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев: «Об организованном участии вуза в движении «Наши» речь идти не может» // Патриархия.ru. – 2007. – 21 июня. – Дата обращения: 17.11.2018.
- Слово ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева на торжественном акте по случаю 15-летия университета // Патриархия.ru. – 2007. – 5 декабря. – Дата обращения: 20.2.2018.
- Православное учение о браке. 1996.
- Протоиерей Владимир Воробьев: Господь руками Патриарха Алексия восстановил нашу Церковь в ее величии // Патриархия.ru. – 2008. – 17 декабря. – Дата обращения: 17.11.2019.
- В Москве прошел круглый стол «Теологическое образование в универсуме современной России» // Патриархия.ru. – 2012. – 24 декабря. – Дата обращения: 17.11.2019.
Служения
Главным результатом университетской деятельности в те времена стало понимание того, что важно образовательную программу аккредитовать. Это был большой шаг навстречу легализации церковной жизни в современной России. Первое время сотрудники университета трудились бесплатно.
На данный момент Владимир отмечает, что важно, чтобы Церковь понимала важность образования. Он полагает, что, будучи необразованным, быть миссионером нельзя. Благодаря тому, что верующие работают во многих сферах жизни, они интегрируются в общество.