Это имя на слуху у многих, отец Артемий Владимиров уже на протяжении нескольких десятилетий активно выступает по телевидению, радио. В церковных лавках имеются диски с записями его проповедей и бесед, книги, которые он написал. В чем же причина такой популярности, чем он отличается от остальных священнослужителей?
Работа преподавателем
Окончив ВУЗ в 1983 году, Артем некоторое время работает преподавателем русского языка в школе-интернате. Однако это продолжается недолго — за православные проповеди перед учениками его увольняют. В то время подобные «проступки» строго наказывались. Если руководство узнавало, что сотрудник говорит на православные темы, посещает храм или окрестил своего ребенка, то увольнения избежать было невозможно.
После этого Артемий принимает решение поступить в Духовную семинарию. Еще со времен студенчества он стал регулярно посещать храм Илии Обыденного. Там парень внимательно изучал деятельность священнослужителей. Он познакомился с иереем Дмитрием Смирновым и батюшкой Аркадием Шатовым. Артема восхищало то, что эти люди полностью отдались своему предназначению.
С утра до самого вечера они находились в храме, беседовали с прихожанами, проводили Таинства. Это и сподвигло молодого учителя посвятить свою жизнь на служение людям — он решает стать священнослужителем.
Детство и юные годы
Родился в Москве в 1961 году. Имена и род деятельности родителей в открытых источниках не упоминаются. Известно лишь, что его дедом был поэт Павел Барто, некогда состоявший в официальном браке с Агнией Барто.
Среднее образование будущий церковный деятель получил в английской спецшколе №29. По ее окончании стал студентом романо-германского отделения филфака МГУ. Некоторое время спустя перевелся на русское. К православной вере пришел во время учебы в вузе, не без помощи своего научного руководителя Никиты Ильича Толстого.
После получения диплома устроился учителем русского языка и литературы в Физико-математическую школу-интернат № 18 имени академика Колмогорова при МГУ, откуда вскоре был уволен за беседы с учениками на религиозные темы.
Вдохновленный трудами иерея Димитрия Смирнова и о. Аркадия Шатова(ныне владыка Пантелеимон), молодой человек принял решение стать священнослужителем. Так, в 1987-м Артемия ожидала дьяконская хиротония, а спустя год состоялось священническое рукоположение. В эту же пору становится студентом Московской духовной семинарии, параллельно читая лекции в столичных приходских школах и осуществляя службу в Воскресенском и Митрофановском церковных приходах.
Артемий Владимиров в молодости
Духовный путь отца Артемия Владимирова
Как признавался сам отец Артемий, к вере он пришел уже в сознательном возрасте после кончины своей бабушки. Но это было лишь начало, потому что соответствующее образование было получено только по окончании МГУ. Большую роль в становлении православного мировоззрения юного филолога сыграл Н.И. Толстой. Он был истинным христианином и всячески помогал Артемию Владимирову двигаться поэтому, непростому на то время, пути.
Поработав в советских школах, будущий священнослужитель понял, что это не та стезя. И только поступив в Московскую Духовную академию, Артемий нашел свое истинное призвание.
Священническая стезя
- Начиная с 1988 года глубокие речи богослова еженедельно транслируются в эфире радиостанции «Радонеж».
- В 1991-м духовного пастыря назначили настоятелем храма Всех Святых (Красное Село), где находится список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Изо дня в день он усердно молился о здравии сотен онкобольных.
- В 1993-1995 гг. молодой проповедник был завсегдатаем различных телепрограмм. Касался серьезных вопросов в проектах Владислава Листьева «Час пик» и «Тема». На Зарайском телевидении совместно с В. Л. Махначом организовал серию передач по истории Русской Церкви. На ЦТ выступил ведущим детской программы «Праздник каждый день».
- В 1997 году религиозный просветитель был возведен в сан протоиерея.
- В 1999-2006 гг. христианской публике был представлен цикл проповедей и бесед «От избытка сердца», в рамках которого протоиерей давал рекомендации и делился своими мыслями относительно жизненных трудностей, возникающих абсолютно у каждого. Запись материала осуществлялась в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре.
- В 2006-м служителя алтаря удостоили Ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени.
- На 2001-2008 годы пришелся пик его преподавательской занятости. Уроки квалифицированного педагога проводились в школе будущих политиков, экономическом лицее, гимназии св. Василия Великого, Елизаветинской гимназии.
- В 2010-м Департамент образования Москвы присвоил священнослужителю квалификацию педагога высшей категории. Уже через год в его биографии появилось звание почетного профессора факультета православной культуры Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
- Являясь членом Союза писателей, в 2010 году из под его пера вышло несколько литературных трудов: «Что делать, когда влюбляешься?», «Искусство словесного служения. Размышления священника», «Почему никто не видит Бога?», «Муж и жена в христианском браке. XX веков спустя» и «Увиденное».
- В 2011-м становится членом новообразованного Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства. Кроме того, его кандидатура числится в составе Миссионерской комиссии при Епархиальном совете.
- В эту же пору неутомимый проповедник продолжил писательское дело, выпустив множество книг по педагогике, психологии, истории Церкви и устройству семейного быта. Самыми читаемыми стали «Словесный венок на главу российского педагога, или размышление о нравственном подвиге учителя», «Искусство речи», «Семицветная радуга человеческого слова», «Зачем нужны деньги?» и «Врачевание души. Исповедь».
- Не игнорируя миссионерскую службу, в 2012-м, по благословению Священноначалия, батюшка сумел осуществить множество просветительских поездок. Кельн, Флоренция, Азов, Йошкар-Ола и Марий Эл приняли нравственные разговоры миссионера с большим энтузиазмом.
- В 2013-м Владимиров был освобожден от должности настоятеля храма Всех святых и назначен старшим священником Алексеевского ставропигиального женского монастыря. В октябре этого же года, по поводу 25-летнего служения в священном сане, Святейший Патриарх Кирилл наградил духовника орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
- В 2019-м отечественный проповедник продолжил делиться заповедной областью знаний, посредством радио и телевидения. Прямая линия на канале «Спас», «Духовные размышления» и «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз», «Светлый вечер» на радиостанции «Вера» сделались его ключевыми информационными площадками.
- В 2022 году под руководством теолога был организован масштабный музыкальный проект — «Библейские истории. «Служение Господа». В его основу были положены тексты и сюжеты из Священного Писания, в свое время вдохновившие множество великих композиторов. Произведения последних взялся исполнять Московский ансамбль духовной музыки «Благовест» под руководством Галины Кольцовой.
Принятие сана иерея
Посвящение Артемия произошло в 1988 году. Начало его пути, как священника, началось в храме Воскресения Словущего. Затем он служил в церкви св. Митрофана Воронежского. Параллельно с этим отец Артемий преподавал в Московской Духовной академии. С 1991 года батюшка становится настоятелем прихода Всех Святых, который находится в Красном Селе. В церкви, где Артемий Владимиров настоятельствовал, находилась чудотворная икона Богородицы «Всецарица». Известно, что этот образ помогает тяжелобольным.
Храм Всех Святых в Красном селе, Москва
В храм ежедневно приходили сотни верующих просить помощи у иконы Матери Божией. Батюшке приходилось по несколько раз служить молебны, поминая больных онкологией. Ему также присылали письма по почте с просьбами помолиться о больных родственниках.
Церковная служба
Спустя три десятка лет отец Артемий стал тем, кем мечтал быть — духовным наставником, пастырем для заблудших душ. По его молитвам и стараниям много людей пришло к православной вере. Будучи крайне занятым, батюшка не отказывает в беседе и помощи никому. Всегда внимательно выслушает человека и даст добрый совет, как поступить в той или иной ситуации.
В сан протоиерея Артемий Владимиров был возведен в 1997 году. Через четыре года он вошел в состав Патриаршего совета, занимающегося вопросами семьи и защиты материнства. Сегодня священник служит настоятелем и духовником Алексеевской женской обители. Очень многие стремятся попасть на исповедь именно к нему.
Интересно! Известно, что отец Артемий исповедовал перед смертью Валентину Толкунову, а также посещал в реанимации артиста Николая Караченцова.
Артемий Владимиров является духовным отцом певицы Светланы Копыловой. Они — близкие друзья, много путешествуют вместе. Батюшка часто сопровождает Копылову на концертах. Некоторые ошибочно полагают, что Светлана и есть супруга Владимирова. Но это не так.
Личная жизнь и семья священника
В своих проповедях отец Артемий часто касается вопроса семейных отношений и, в частности, рассказывает об особенностях уклада семьи священника.
По его словам, матушка — это ангел-хранитель священника, его опора и боевая подруга. Нести свой крест жене священника непросто. Ведь, что греха таить, батюшке часто некогда даже полку прибить дома. Весь быт и забота о детях лежит на плечах супруги, в том числе и образование младшего поколения. Принимая сан, священнослужитель обручается в каком-то смысле с церковью и это нужно принять.
Как правило, матушки не работают на госпредприятиях или где бы то ни было в другом месте. Они занимаются ведением домашнего хозяйства или поют на клиросе. Матушка Елена — это исключение из правил. Она много лет является директором школы. Педагогика — это ее призвание. Стараниями Елены Владимировой при храме Всех Святых была организована приходская школа, где она же была директором до 2015 года. Матушка всех деток знает поименно, всегда приветлива и ласкова.
Отец Артемий Владимиров с женой Еленой
В своих беседах отец Артемий нечасто говорит о жене. Однако, был момент, когда он упомянул об одном интересном эпизоде в их разговоре. Матушка сказала ему, что он состоялся, как священник. Это, по словам батюшки, был самый дорогой сердцу комплимент в его жизни. Господь не даровал им детей, но своей деятельностью чета Владимировых духовно окормляет чужих маленьких прихожан, тем самым совершая благое дело перед Богом.
Кто такой Артемий Владимиров
Кто хоть раз видел доброе улыбчивое лицо батюшки, его умные, полные сочувствия, глаза, согласится с тем, что таких священнослужителей довольно редко можно сейчас встретить. Он с первого взгляда располагает к себе харизмой, доброжелательностью, обаянием.
Словно пришедший в наш нелегкий суматошный век из девятнадцатого столетия, когда в моде было благочестие, неспешность, степенность, этот священник имеет уважение к каждому человеку. Он не торопясь, участливо выслушивает любого, обратившегося к нему, давая ему совет с любовью и долей доброго юмора.
Кстати, отменное чувство юмора — отличительная черта отца Артемия, кроме того, у него имеется прекрасная эрудиция, он начитан, хорошо образован. Манеру его разговора можно назвать дворянской, такую вежливость и осмотрительность в наши дни вряд ли встретишь.
Речь батюшки — мягкая и успокаивающая, даже если он говорит о довольно важных вещах. Многие говорили, что после беседы с ним ощущается умиротворение, радость, поднимается настроение. Именно поэтому протоиерей Артемий Владимиров пользуется такой популярностью у народа. Многим было бы интересно побольше узнать о его жизни, образовании.
Рождение и детство
Священник Артемий Владимиров родился в Москве, его биография началась в 1961 г., фамилия его при рождении была Гайдук (фамилию «Владимиров» он взял после вступления в брак). Интересно, что его дед Павел Барто был известным детским поэтом (первым мужем Агнии Барто).
Мальчик рос умным, способным ко многим наукам, особенно к филологии. Его отдали в английскую спецшколу, что находится в Чертольском переулке. В детстве он был не особо верующим. Бабушка его (глубоко верующий человек) безуспешно пыталась привить внуку любовь к Богу и храму. Но все ее попытки привести Артема на церковную службу оказывались напрасными. Мальчик был довольно шустрым, не готовым к серьезным истинам.
Но всему приходит свое время, и после смерти бабушки шестнадцатилетнего юношу вдруг потянуло в храм. Он зашел в храм Илии Пророка и услышал пение «Блаженн». Непонятно почему, пение обыкновенных старушек на клиросе привело его в необычайное умиление, из глаз вдруг хлынули слезы. Позже батюшка вспоминал, что это был первый его молитвенный опыт. Он понял, что Бог рядом и внимательно на него смотрит и слушает.
Видя, как прихожане подходят со скрещенными на груди руками к Чаше, Артем тоже решил подойти. Но священник ласково спросил его, исповедовался ли он. Юноша еще не разбирался в Таинствах, поэтому отошел в слезах. Он тогда не готов был к исповеди.
Получение образования
Вероятно, любовь к литературе передалась Артему по наследству от деда. После окончания средней школы юноша решил поступить на филологический факультет МГУ. Сначала он учился на романо-германском отделении, но потом перешел на русское.
Во время учебы в ВУЗе Артему попалась брошюрка о построении исповеди. Он тщательно изучил ее и скрупулезно подготовился к Таинству Исповеди. С этого момента молодой человек стал постоянным прихожанином храма.
Батюшка сейчас вспоминает, что в этом есть заслуга также его преподавателя, доктора филологических наук, профессора, лингвиста Николая Ильича Толстого. Беседы с ним помогли Артему утвердиться в православной вере.
Работа преподавателем
В 1983 году Артем окончил университет и устроился учителем русского языка и литературы в школу-интернат. Однако там поработать ему пришлось недолго: молодого преподавателя уволили за беседы с учениками на православные темы.
В те тяжелые советские времена подобные выходки не прощались, любая попытка обратить кого-то в веру строго наказывалась. А если начальство узнавало, что подчиненный посещает храм и даже окрестил своего ребенка, избежать увольнения было невозможно.
Тогда Артемий решает поступить в Духовную семинарию. Еще работая учителем, молодой человек каждое воскресенье посещал московский храм Илии Обыденного, где присматривался к труду священнослужителей. Там он познакомился с иереем Димитрием Смирновым, о. Аркадием Шатовым (ныне владыка Пантелеимон). Это были священники, полностью отдавшие себя своему предназначению — служению ближним. Они с раннего утра до вечера находились в храме, принимали исповедь, служили Литургию, беседовали с прихожанами.
Артемию очень захотелось быть таким, как они, отдать свою жизнь служению людям. И он принял решение — стать священнослужителем.
Принятие сана иерея
Это произошло в 1988 году. После принятия сана он служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одновременно батюшка преподавал в Московской Духовной академии. Позже он служил в храме св. Митрофана Воронежского.
В 1991 году о. Артемий был назначен настоятелем прихода Всех Святых, который находится в Красном Селе.
Многие знают, что в этом храме находится список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», которая помогает при онкологических заболеваниях.
Со всех концов страны приезжали сюда люди, прося заступления у Пречистой и исцеления от тяжкого недуга. Батюшке приходилось в день служить по несколько молебнов, поминая о здравии сотни тяжко больных людей. Также он получал по почте и интернету просьбы помолиться перед Чудотворным Образом о раковых больных.
Церковная служба
О. Артемий после 30-летнего служения стал, в конце концов, тем, кем он стремился стать — настоящим служителем Божиим, молитвенником и пастырем заблудших. Множество людей привел он к вере в Бога, стал хорошим добрым наставником. Несмотря на свою колоссальную занятость, батюшка никому не отказывает в исповеди, духовном совете. Каждого прихожанина он внимательно выслушивает и ласково утешает.
В 1997 г. батюшка возведен в сан протоиерея. В декабре 2011 г. о. Артемий вошел в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства.
Он имеет следующие награды:
- Орден пр.Сергия Радонежского;
- Орден св. царя Николая;
- Орден св. благоверного князя Даниила Московского;
- Орден св. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.
Многих интересует, где служит он сейчас. В настоящее время он является настоятелем и духовником Алексеевского женского монастыря.
О. Артемий пользуется популярностью у прихожан, многие стремятся попасть к нему на исповедь. Батюшка исповедовал Народную артистку Валентину Толкунову перед ее смертью, посещал находящегося в реанимации Николая Караченцева.
О.Артемий является духовником известной актрисы и автора-исполнительницы песен-притчей Светланы Копыловой. Они — большие друзья, ча сто путешествуют вместе, дают концерты. Многие ошибочно думают, что она — и есть его матушка. Светлана написала трогательную песню о своем духовнике «Спаси и помилуй, Господи, отца моего духовного».
Личная жизнь
Батюшка в беседах часто говорит о сути христианской семьи, и, в частности, семьи священника.
Матушка, по его мнению, является:
- ангелом-хранителем мужа-священника;
- помощницей;
- боевой подругой.
Она со смирением несет свой нелегкий крест, ведь после того как ее муж принимает сан, он снимает со своей руки обручальное кольцо навсегда. Это значит, что он больше не принадлежит жене целиком. Сама хиротония — в каком-то смысле обручение с Церковью.
Священник почти никогда не бывает дома с семьей. Дети и матушка привыкают к этому, но нужно большое терпение. Жена священника — не только образ целомудрия и смирения, ей предстоит научиться мужественности. Ведь именно на ней лежат все домашние заботы, попечение о семейном очаге. Ведь, что греха таить, батюшке часто некогда даже лампочку в доме поменять и полку прибить. Об образовании и воспитании детей тоже заботится матушка.
Часто бывает, что жены священников не работают на производствах, а занимаются домашним хозяйством и обустройством храма, клиросным пением. Но матушка Елена Борисовна Владимирова (фамилию которой взял о. Артемий) работает в школе директором. Они уже больше тридцати лет живут вместе, что называется — душа в душу. Жаль только, что Господь не дал им пополнения.
Матушка Елена целиком посвятила себя педагогике. Она также помогает мужу в его служении. Например, ее стараниями была организована Приходская школа при Храме Всех Святых, где служит ее батюшка. Она же была ее директором до 2015 года. Матушка также трудится на клиросе псаломщицей. Благодаря ей, в храме звучит прекрасное пение. Она всегда приветлива, добра в обращении с прихожанами, всех деток знает в лицо и по имени. Словом, она — истинная матушка.
О. Артемий мало касается в разговорах своей личной жизни , про жену говорит нечасто. Но однажды он поделился радостью со всеми. Матушка недавно ему сказала: «О. Артемий, ты состоялся как священник». Батюшка сказал, что это был самый большой комплимент в его жизни.
О любви
У отца Артемия Владимирова много интересных и поучительных (очень тонко и ненавязчиво, но глубоко) лекций на тему любви, нравственности, христианской чистоты.
Одной из его популярных и актуальных является «О любви» — к Богу, ближнему.
Он поднимает вопрос о соотношении веры в Господа и любви к человеку, который рядом. Ведь настоящая вера живая, деятельная, согревающая все и всех в своих лучах.
Протоиерей Артемий Владимиров говорит, что есть такая тенденция в настоящее время — все меньше любви проявляется в современном обществе, люди перестали искать источник вдохновения в Боге, но закрыли свои сердца и души в скорлупе эгоизма. А ведь истинная любовь только тогда начинает оживать, когда человек начинает служить – искренне и без всякой корысти ближним.
Еще священнослужитель с огорчением говорит о том, что русский народ пытается много чего копировать у западного, не осознавая губительности такого пути. Прежде всего это негативно сказывается на нравственности, чистоте духовной, на молодежи.
Книги
Отец Артемий Владимиров является автором множества популярных изданий. Он пишет книги о душе, о человеческом слове, педагогике, деньгах, русской речи, о Боге, о любви между мужчиной и женщиной, о христианской семье, о милосердии и другие.
Есть книга, написанная отцом Артемием и Владимиром Купиным. Это очень интересное издание, которое приобретают даже неверующие люди для своей семьи, детей, чувствуя душой, что такой учебник жизни должен быть в каждом доме.
По формату книга «Открытое сердце» большая и имеет множество цветных картинок, которые нарисованы детьми. Красивый шрифт и простое изложение, доступное даже ребенку.
Издание повествует о жизни княгини Елисаветы Феодоровны, которая оставила роскошную жизнь и стала образцом милосердия, любви, заботы о ближних, живя в келье.
Книга простым языком рассказывает ребенку об этой удивительной женщине, ее подвиге. Это обучает малыша человечности, доброте, взаимопомощи, любви, надежде, состраданию.
Послание издания заключается в том, чтобы сказать, что настоящее счастье не в материальном богатстве, а духовном, в служении ближним.
Писательская деятельность
Отец Артемий всегда отличался особым красноречием, умел выступать перед публикой и удерживать внимание аудитории. Не хуже удается ему и написание письменных трудов. Несмотря на довольно плотный график, батюшка находит время для творчества. Вышло в свет немало его книг, посвященных вопросам истории Церкви, психологии, педагогике, богословским темам, семейной жизни. Кроме того, не так давно вышел сборник его поэзии.
Интересно! Артемий Владимиров входит в Союз писателей России.
Широкому кругу известна его книга, написанная в соавторстве с В. Крупиным, которая называется «Открытое сердце». В ней идет речь о св. княгине Елизавете — эталоне жертвенности и любви к ближним своим. Интересно то, что книга проиллюстрирована рисунками детей, участвовавших в конкурсе «Святые заступники Руси». С сочинениями отца Артемия можно ознакомиться на его сайте.
Труды
К известным произведениям Артемия Владимирова относятся:
- «Врачевание души. Исповедь»;
- «Зачем нужны деньги»;
- «Что делать, когда влюбляешься»;
- «Почему никто не видит Бога?» и т.д.
Отец Артемий продолжает активно трудиться на ниве Христовой, несмотря на зрелый возраст. Благодаря таким людям народ обретает надежду на возрождение духовное, что столь важно в человеческой жизни, которая отнюдь не бесконечна.
Книги протоиерея Артемия Владимирова
Сегодня батюшка Артемий Владимиров — известная личность в православных кругах, активно выступающая на ТВ. Его проповедями заслушиваются, к нему приходят за советом.
Проповеди и лекции
Проповедями Артемия Владимирова заслушиваются многие православные верующие. Его простая речь, непревзойденная эрудиция и тонкий юмор притягивают и располагают с первых минут.
О других священниках:
- Протоиерей Андрей Лоргус
- Протоиерей Евгений Попиченко
- Протоиерей Вадим Леонов
Еще в девяностые годы из рук в руки передавались кассеты с его записями проповедей о таких насущных темах, как воспитание детей, отношения супругов, житие святых. Бывало, что студенты записывали его лекции прямо в Духовной академии. Батюшка затрагивал многие вопросы, в том числе рассказывал о нюансах выбора матушки.
Важно! Главный посыл — следует открывать свое сердце Творцу и ближнему, ведь любовь — это основа христианской жизни. А современные люди об этом часто забывают.
Беседы с батюшкой
Артемий Владимиров выполняет одно интересное и важное послушание — ведет прямую линию на канале Спас. Ему задают вопросы в прямом эфире и на каждый из них священник отвечает с терпением, участием и любовью. Доля доброго юмора и простота слов делают эти беседы своеобразным лекарством для души верующих. Никто из обратившихся не остается без утешения.
Отец Артемий — это тот человек, который своей добротой и человеколюбием притягивает сотни верующих, ищущих истину. Его стараниями многие пришли к вере, что дорогого стоит в наше время, когда основополагающие ценности жизни теряют свой вес, а нравственные границы становятся настолько размытыми, что современный человек теряет всякие духовные ориентиры.
Протоиерей Артемий Владимиров: как я стал священником
Отзывы
Об отце Артемии Владимирове (Прозорливом) откликаются очень сердечно, благожелательно и тепло, хотя в 80-х годах его уволили из школы-интерната за православную проповедь.
Отзывы о протоиерее Артемии:
- Добрейший человек.
- Понимает и принимает каждого, кто к нему обращается.
- Умеет выслушивать по-настоящему.
- Светлый, сердечный, жизнерадостный.
- Истинный пример любви для своих подопечных и других людей.
- Вдохновляет на прекрасное своими проповедями и лекциями.
- Вселяет надежду и радость.
- Его книги несут огромный заряд любви и веры в светлое будущее.
- Хороший педагог.
- Настоящий наставник и духовник.
Личная жизнь
В своих беседах батюшка нередко затрагивает тему христианской семьи, в частности, домостроя священника. Ведь после принятия последним соответствующего сана, он снимает со своей руки обручальное кольцо и перестает принадлежать жене, но не Церкви.
С матушкой Еленой Борисовной Владимирова, фамилию которой он взял после вступления в брак (при рождении был «Гайдук»), живут вместе душа в душу уже более 30 лет. Своих детей у супругов нет. Женщина работает директором в общеобразовательном учреждении и параллельно помогает мужу в его служении. Ее усилиями была организована Приходская школа. Вдобавок, трудится псаломщицею на клиросе.
О жене божий служитель упоминает нечасто. Но однажды он признался, что получил от матушки весьма лестный комплимент: «Отец Артемий, ты состоялся как священник!».
№30 (975) / 7 августа ‘18
Беседы с батюшкой
В этой теме:
Беседы с батюшкой
Священник Константин Корепанов: Крещение Руси и таинство Крещения
Беседы с батюшкой
Священник Андрей Гребенюк: Даже за день паломничества люди могут почувствовать благодать
Тема нашей передачи выбрана не случайно, ведь недавно Церковь праздновала память Святых Царственных Страстотерпцев, поэтому сегодня поговорим о семье, о семейном счастье. И первый вопрос: какие уроки семейного счастья может дать нам пример Царской Семьи?
– Не только может, но и дает каждому, кто хотя бы единожды с интересом, с любопытством раскрывал правдивые мемуары, изучал жизнеописания Августейшей Царской Семьи. Что касается меня самого, я заметил, что после любого, даже малого прикосновения к этой теме – созерцаешь ли портреты, смотришь ли на фотографии, посещаешь ли выставки в Эрмитаже (прекрасная была весной и летом, посвященная Царской Семье), – всякий раз чувствуешь: что-то меняется в твоей душе, в мыслях, чувствах. Смотря на их лица («прекрасные лица, // И как безнадежно бледны»), вникая в речь нашего Государя, Государыни, читая невинные, иногда шаловливые письма детей, адресованные обожаемым родителям, ты по закону сообщающихся сосудов черпаешь дотоле тебе неведомую высоту, чистоту, умение мыслить светло и благородно.
И несомненно, что Божий Дух, соединивший некогда в Венчании Цесаревича Николая и его избранницу, принцессу Аликс, многократно умножил свое действие через их жизненный подвиг соблюдения взаимной верности, рождения всех детей, которых давал им Бог, – они не знали, что такое предохранение, даже не думали о подобной пакости, зная, что есть время родовой жизни, а есть время воздержания. И самое, наверное, драгоценное – это то глубокое взаимное уважение, подчас трепетное, я бы даже сказал, благоговение супругов друг к другу, затаенная радость общения детей с «папá», как они называли Николая Александровича, умение хранить и поддерживать атмосферу взаимной искренности, доверия, любви.
Никто не повышал голоса в этой семье (может быть, за исключением редчайших моментов, нам они незнакомы), там не было крутой спирали раздражительности, которая зачастую отравляет семейное счастье современных людей. И, конечно, это их умение вести себя пред лицом страшных испытаний грядущей смерти, смерти насильственной, несправедливой, преждевременной, ужасной… А каково 15–16-летнему существу думать, что твоя жизнь, как ниточка, оборвется через неделю, через месяц? Это умение сохранить спокойствие, конечно, основано не на эпикурействе или философии Сенеки, но на глубокой, живой вере в Воскресшего Христа, без воли Которого и волос единый не падает с нашей головы.
Наконец, самые минуты их кончины, когда только тайная молитва к Создателю и только взаимное тепло, дыхание друг друга могли их поддержать в страшный час… Они были окружены людьми, лишенными человечности, это были профессиональные убийцы, которые, кстати, кто с ума посходил, кто злой смертью умер после этого убиения и садистского уничтожения (добивали штыками царевен). И все это уже не уроки, а тот драгоценный опыт, которым мы можем обогатиться, если того захотим, с любовью, день за днем, год за годом изучая, вникая в ткань их короткой, но прекрасной жизни.
Как нам приблизиться к этому идеалу Царской Семьи?
– Очень просто. Для начала современные родители должны понять, что самое драгоценное в жизни их детей. Ответят: здоровье. Соглашусь с этим. Здоровье бывает душевное и телесное. Так вот, важно сохранение невинности, чистоты, желание родителей уберечь детей от растления, чтобы они возросли нецелованными и могли бы поэтому распорядиться своей жизнью, принять правильные решения, то есть найти своих спутников жизни. На поверку ведь оказывается: когда дети отбиваются от родителей (как мустанги куда-то в прерию убегают, срываясь с привязи), то, получая многие душевные травмы, телесные раны, все равно не перестают мечтать о счастье. Тема очень удачно выбрана сегодня вами, ведь счастье внутри нас есть, счастье – это не сумма окружающих нас обстоятельств, но то, как мы воспринимаем мир, через какую призму, линзу мы смотрим на этот мир. И, наверное, ближе всего понимание счастья к словам «гармония», «согласие», «мир», «внутренняя полнота», «единомыслие», «единодушие», «служение».
Вы спрашиваете меня, как приблизиться? Подражать Государю, который был абсолютно верен своей избраннице. Где сейчас этот пошлый фильм «Матильда»? Нет его, с шумом погиб, никто им не интересуется – злокозненная, пошлая, дешевая вещь. А Государь и Государыня, прекрасные в их взаимной любви, верности, остаются с нами всегда. И я бы сказал, это центральный пункт семейного счастья. Ежедневно батюшки на Исповеди встречаются с несчастьями, корни которых – легкомыслие, ветреность, хождение на поводу у чувственности, совершенное умаление ответственности, особенно у мужчин, чувства долга, верности тем, кому мы присягнули, кого «мы приручили».
При создании семьи на что следует в первую очередь обратить внимание супругам во взаимном общении?
– Ко мне едва ли не каждую неделю приходит по нескольку пар, которые почитают батюшку третьим, но не лишним, кто может посодействовать в созидании их счастья. И священник, конечно, не навязчиво, не с высокой колокольни, но по-дружески, по-семейному (как сейчас на телеканале «Союз» обращаешься к миллионам телезрителей) делится опытом. У меня в этом году 35 лет венчанного супружеского союза – и, конечно, оглядываясь назад, уже анализируешь свои ошибки, переосмысливаешь их, можешь и дельный совет дать.
Безусловно, когда мы говорим о самом начале, жениховстве, ухаживании, знакомстве, нужно уметь взглянуть в самое сердце человека, увидеть его душу, не обольщаться только призрачной внешностью, но понять, что там за пазухой, чем живет, чем дышит твой избранник, избранница. Потому что так обидно бывает, когда человек увлекается только формой. Как Татьяна Ларина, помните? Нашпигованная французскими романами, она увидела Онегина, он стал предметом ее ночных дум, но она еще не знала его совершенно.
Так вот, важно умение почувствовать душу и понять, есть ли у человека (девушки, юноши) вообще царь в голове, есть ли идеал семейной жизни, стремится ли данное лицо, которому вы приглянулись или на которое глаз положили, к созиданию семьи как абсолютной непреходящей ценности. Ведь семья – это как Родина: «За Россию-мать сладко помирать». Семья – это то, за что вы должны держаться обеими руками в течение не только медового месяца или первого года совместной жизни, но и 5, и 25 лет спустя. Семья – это то, что растет, то, что вы должны охранять, то, к чему вы должны обращать «души прекрасные порывы».
И если у девушки или юноши вместо понимания ценности будущей семьи есть только свое «я», если о себе любимом или любимой лишь я размышляю, если смотрю на окружающих людей как на средство извлечения каких-то джоулей, удовольствий, в том числе и чувственного, плотского удовольствия, – дело плохо. Главный враг семейного счастья – это эгоизм: себялюбие, неумение и потому непонимание того, как отдавать себя – по частичке, по кусочку отщипывать от самого себя, – созидая семейный мир.
Как отличить любовь от влюбленности и в чем плюсы влюбленности, в чем ее минусы?
– Есть плюсы, и они величайшие, на мой взгляд. Давайте вспомним, как меняется человек влюбленный, Ромео. Что с ним происходит? Умолчу о том, что мужчины, юноши начинают стирать свои носки, смотреть за чистотой ногтей, по слову А.С. Пушкина, что «быть можно дельным человеком // И думать о красе ногтей». Но человек влюбленный – немножко поэт, он живет полнотой внутренней жизни, думает о ней, он видит ее изображение даже в чашке с чаем. Он следит за своим языком, уходит это шершавое, промасленное слово «блин», он даже иногда разражается поэтической строчкой: «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты», он не устает служить своей избраннице, он настолько внимателен, что даже предугадывает ее невысказанные желания. Им хорошо вдвоем: «Остановись, мгновенье!». Даже когда они молчат, их сердца ведут неслышный диалог.
Поэтому я бы сказал очень просто: дорогие влюбленные, постарайтесь сохранить мажорное, возвышенное, жизнеутверждающее, романтичное, высокое, благородное, светлое состояние и 10, и 25 лет спустя. Собственно, святитель Феофан Затворник, замечательный аскет, пустынник, монах, учитель нравственности, пишет, что вся задача семейной жизни заключается в том, чтобы и через 25 лет после Венчания относиться к избраннице так же трепетно и нежно, как в час, когда вы сделали ей предложение и встали с ней под венец.
Вопрос телезрителя: «У меня сложилась сложная семейная ситуация: мы живем с супругой в венчанном браке, но, к сожалению, в него очень много людей пытаются внести свои коррективы и свой устав. Хотелось бы испросить Вашего совета, что делать в данном случае и как лучше поступить: не всегда так получается, что можно жить отдельно. И как лучше сделать – может, переехать в другой город либо просто отделиться?».
– Да, жизнь прожить – не поле перейти, и ни в один учебник семейной жизни не уложишь конкретные ситуации. Но все-таки, слыша очень глубокий вопрос нашего телезрителя, я бы напомнил участникам нашей сегодняшней встречи замечательное изречение: мой дом – моя крепость. Прежде всего это относится к семье, к жизни супругов. Нельзя избушку семейной жизни ставить на юру, чтобы она была открыта всем ветрам. Нельзя даже ближайших родственников, мам с обеих сторон, очень уж впускать с их коррекциями, их замечаниями, с их исправлениями внутрь вашего хрупкого семейного целого. Опыт показывает, что семью ждет кризис, если мы будем держать душу нараспашку и делиться с домашними взаимными трудностями, огорчениями.
Поэтому, когда родители спрашивают молодых супругов (всегда со скрытой заинтересованностью): «Ну, как там твой? Ну что, женушка-то молодая не огорчает тебя? Сынуля мой, кровиночка ты моя, слезиночка» (мы сейчас говорим о венчанных христианских муже и жене), – они должны проявлять смекалку и мудрость: «Мамочка, все прекрасно. Благодарим тебя за молитвы, у нас все хорошо». Может быть, не все так хорошо, как хотелось бы, но нельзя выкладывать, расплескивать бисер этой любви и всего, чем полна семейная жизнь, вовне. Должна быть определенная если не скрытность, то, по крайней мере, ограничение информации, нераспространение ее.
Конечно, лучше всего молодой семье жить отдельно, и об этом нужно думать заранее. Впрочем, не всегда тому способствуют обстоятельства. Я, например, первые 19 лет жил в хрущевке, в 2-комнатной квартире с любимой своей тещей и ее мамой. Они в одной комнате, а я с супругой (впоследствии мы стали батюшкой и матушкой) – в другой. И, вы знаете, за 19 лет вообще не ссорился со своей тещей, которая стала мне во многом как вторая мама (не потому, что я такой хороший или мудрый, а потому, что она вела себя очень тактично и корректно).
Чуть только мы с матушкой повздорим и как-то смотрим по сторонам в надежде на поддержку со стороны Инны Дмитриевны, уже почившей мамы моей супруги, как она прекрасно говорит: «Дети мои, вы сами нашли друг друга в этом холодном и жестоком мире, вы образовали семью – разбирайтесь сами, меня, пожалуйста, не трогайте». Она, как Швейцария, держала нейтралитет – и как это оказалось мудро и как ошибаются те мамы, которые вторгаются по принципу клина, как проникающая радиация, в молодую семью, желая что-то подкорректировать. А в результате брак трещит по швам.
По крайней мере, если нет возможности отдалиться на известное расстояние от сродников, можно жить вместе с ними, так всегда было в русских патриархальных семьях: до трех поколений умещалось в огромной крестьянской избе, где-нибудь в Архангелогородском крае. Но должны быть улыбка, приветливость, важно научиться не обижать старших (меня вот искренне удивляет, почему современным красивым, симпатичным во всех отношениях молодым людям не хватает какой-то округлости, дипломатичности), нужно стараться так строить отношения со старичками, с мамами, папами, чтобы будни для них превращались в праздник.
Конечно, они живут в известном смысле интересами детей, ждут внуков и не нарадуются возможности посадить на коленки малышку, но тоже под родительским контролем, не надо забаловывать детей. Вы знаете, советы давать так легко, что удержу и конца-края им не будет. На деле самое важное – сохранять человечность во взаимоотношениях и уметь придерживать родственников, если они волною морскою прямо пытаются наводнить наш маленький терем-теремок: «Мамочка, прости, пожалуйста, мы с супругой принимаем по вторникам и четвергам. Вторник уже прошел, четверг еще не настал, мы должны быть наедине… Мы идем в Большой театр, билеты туда очень дорогие, тебя пока взять не можем».
Как правильно супругам относиться к недостаткам друг друга?
– Человек слеплен из недостатков – выпуклостей и вогнутостей, – но при этом каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Помните, религиозный философ Чаадаев как-то написал в одном из писем о России: «Трудно любить Родину с закрытыми глазами»? Мы не должны иметь глаза зашоренные. И, конечно, чем христианин умудреннее, тем он психологичнее. Чем больше он вошел в мир молитвы к Богу, чем больше он начитан в святоотеческой литературе, тем ему легче воспринимать человека со всеми его плюсами и минусами.
Сам Христос ответил на ваш вопрос, и я хотел бы напомнить себе и окружающим великую заповедь Основателя нашей веры, воскресшего Спасителя: «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Каждый из нас, взятый в отдельности, – достаточно весомое, тяжелое число – бщаться легко только с Господом: Он источник Своих совершенств. В каждом из нас есть ограниченность и недостатки – я вот соня и обжора (ну куда деваться?), зато умею что-то сказать и завести хороший разговор, развлечь общество. Поэтому мы ценим человека за один его талант, а на другой его недостаток смотрим снисходительно. Носите бремена друг друга, то есть умейте с великодушием, благородством воспринимать человека «со всеми его потрохами», не акцентируйте внимание на отрицательном, но, напротив, держитесь за положительные качества собеседника.
Если возникает ситуация, когда супругам хочется побыть в одиночестве, это нормально?
– Друг от друга отдалиться?
Это нормально? Либо это показатель кризиса в семейных отношениях?
– Это зависит от конкретного случая. Если мы имеем дело с глубокими по вере христианскими душами, то скажем, положа руку на сердце, что только в общении с Господом Богом, в уединении, когда ты един с Единым Богом беседуешь, душа подлинно отдыхает, ибо Бог питает ее энергией любви. Когда мы находимся рядом, бок о бок, то христианин всегда настраивает «оркестрик под управлением любви» – свою душу, струны своей души – на служение. А что такое служение? На мой взгляд, это всегда самоотдача: я внимательно слушаю вас, я пытаюсь понять, что вас печалит, чем я могу вас порадовать.
У меня есть определенные обязанности как у мужа по отношению к супруге, я в каких-то маленьких жестах и поступках должен проявлять свою заботу, а это всегда известное напряжение – служить 25 часов в сутки домочадцам. Представьте себе, детки подрастают: ничего нет важнее для них личной материнской любви, личного отеческого участия. Все познается в сравнении. Поэтому для такого мотивированного супруга или супруги возможность, когда все легли спать, на кухоньке раскрыть молитвослов, почитать канон к Причастию или раскрыть любимую книгу, будь то святоотеческая книга или что-то из классической литературы, вот эти минуты, полчаса, час уединения – это как передышка, как затишье, как свежая вода озера. Вот ты прохладился, чуть-чуть воспрянул, крылышки у тебя приподнялись, и летишь в свое гнездо, чтобы делиться теми нравственными, духовными ресурсами, которые накопил в уединении.
Скажите, как сохранить хрупкое семейное счастье? Если оно утрачено, как его воскресить?
– Вопрос не в бровь, а в глаз, ведь не зря русский народ говорит: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Представьте себе: семейная пара, молодые, в относительном достатке, все у них хорошо, но нет одного – умения радоваться жизни, беречь дарованное им единство, зато есть много негатива, недовольства. Знаете, как женщины все пропускают через сердце, эмоции, часто достаточно тяжелые: «Ты обещал прийти в 9 часов, а пришел в 9.15, при таких условиях я не могу тебя кормить ужином. Иди ужинай там, откуда ты пришел». – «Милая, да успокойся, я же в пробке сидел». – «У тебя каждый день пробки! Сам ты пробка!». Откуда что пошло? Из мухи появился слон. И вы знаете, мне страшно обидно, что, может быть, немало из наших телевизионных друзей норовят дар семейной жизни превратить в первый круг ада. Интонации, раздражительность, хмурый взгляд…
А что говорит Булат Окуджава? Как сохранить семейную жизнь? Да послушайте его песенку: «Давайте говорить друг другу комплименты… Высокопарных слов не нужно опасаться… Ведь это все любви прекрасные моменты…»! И вот это есть подлинная душевная культура, интеллигентность, просвещенность. Закрывай глаза на мелочи, умей порадовать мужа своим светлым видом, а потом спрашивай: «А где зарплата?». Не надо клевать бедного муженька, мужчины такие хрупкие, ломкие – нужно его сначала накормить, он сам все отдаст.
Таким образом, беречь семейное счастье в моем представлении – это избегать хамства однозначно, это обуздывать свой язык (острое словечко, раздвоенный женский язычок просто бьет по почкам), уметь созидать атмосферу доверия, терпения, радости. И, конечно, совместное служение. Появился ребеночек, все душевные и телесные силы супругов (не только женщины, но и мужчины) уходят на то, чтобы этого воробушка взрастить. А там, глядишь, прикупили 10 соточек: супруга, как землеройка, роется, тюльпаны, клубни там высаживает – помоги, муженек, нечего смотреть: Чемпионат по футболу прошел уже, будем готовиться к Олимпийским играм, давай-ка сам у грядочки примостись да сорнячки подергай. Вот это любовь, вот это единство, это бережное отношение к семье.
Какова роль молитвы в семейной жизни?
– А какова роль и каково значение цементной известки, которая скрепляет кирпичи? Выложите дом просто из кирпичей, но забудьте бетонный раствор положить между рядами: первое штормовое предупреждение – и дом завалится. В этом смысле верующие супруги, конечно, призваны и в частных молитвах, в тайне своего сердца молиться друг за друга, за детей. Но очень важно молиться вместе. Основа основ – это воскресная Божественная литургия. Папа, мама, детки в праздничных одеждах приходят в Божий храм – всеобщая радость увидеть полную семью в наше время под сводами православного храма.
И, в идеале, – утро и вечер начинать и завершать вместе. Но на практике папа может рано уезжать на работу, детей надо собирать в школу… Но хотя бы вечером, перед сном, на несколько минуток собраться перед иконой, поблагодарить Господа за прошедший день, взять благословение на наступающую ночь, приобнять друг друга – вот идиллия. Дай Бог, чтобы в каждой семье России с Божией помощью и с помощью телеканала «Союз» и чуть-чуть телеканала «Спас» возрождались исконные начала веры, надежды, любви, согласия, мира, радостного служения друг другу. И таким образом мы с вами послужим Господу и Отечеству.
Записала: Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».