Православная миссия и катехизация


Виды отпевания покойного в Храме Божьем

Церковь – место общего моления многих прихожан, обращающихся к Богу с хвалой и просьбами. Тысячелетиями выработанные ритуалы, убранство, особая аура внушают надежду на спасение души. С отпеванием в храме облегчается переход души в иной мир. Выполнение чина обещает грядущую встречу с усопшим.

Для мирских прихожан и служителей церкви ритуал отпевания отличается по набору канонов, длительности службы.

Виды отпевания в церкви:

  • Крещеных детей в возрасте до 7 лет, считающихся безгрешными.
  • Мирян, крещенных, признающих православную веру.
  • Ушедших в мир иной в Светлую неделю Пасхи.
  • Монашеское – монахов и иеромонахов.
  • Иерейское – высшие саны в церковной иерархии.

Отпевание может вести только священник, рукоположенный, принадлежащий православной церкви.

Молитва при отпевании

Похороны и обряды

О покойниках и похоронах (Обычаи и традиции русского народа)

«Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души. Он читается «от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати», и иначе называется отходной молитвой. В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов – бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.
Канон на исход души в отсутствии священника должны прочитать родные или близкие умирающего.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Оба этих канона есть в полных православных молитвословах.

Приготовление усопшего к погребению

Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души. По слову святого апостола Павла: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», или просто «Господи помилуй». Омывать нужно все тело теплой водой с мылом. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. В некоторых областях России усопшего, помимо обычных одежд, облачают в саван – белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка. Нельзя обмывать покойника женщинам, у которых идут месячные. Раньше, как правило, покойника готовили в последний путь только пожилые женщины.

Гроб перед положением тела окропляют святой водой, можно окадить его ладаном.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства Небесного. Апостол Павел говорил: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Венчик продается в храме, лучше приобрести его до похорон и принести покойного на отпевание уже с венчиком.

Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и листьями берез (это освящение бывает соответственно в Вербное воскресение и в день Святой Троицы).

Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия – во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи; если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они образуют крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.

Ясно, что соблюсти вышеперечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. Из-за этого православным людям приходится отдавать своих умерших в морг для отнюдь не благочестивых действий. Это весьма прискорбно, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после его выдачи из морга.

Молитва за усопшего до отпевания

Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти.

«Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося. «, которую можно читать отдельно от канона.

Чтение псалтири по усопшим

В Православной Церкви существует обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения (Псалтырь можно приобрести в церкви). Лучше всего, если чтение совершается непрерывно, и днем и ночью. Читать псалтирь может любой благочестивый мирянин. Домашним и сродникам усопшего следует по мере возможности присоединяться своим молением к молитве чтеца. Разумеется, для непрерывного чтения необходимо несколько человек.

Чтение Псалтири совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. Как известно, Псалтирь разделена на 20 кафизм, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на три части – «Славы». При чтении за упокой после каждой «Славы» произносится вышеупомянутая молитва из «Последования по исходе души» с именем усопшего, к которому присоединяется слово «новопреставленный» (таковым Церковь считает человека в течение сорока дней после кончины). Ребенка до 7 лет именуют «младенцем». Употребление других уточняющих наименований, как то: девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т.д. не имеют канонических оснований и не встречаются в богослужебных книгах.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего именно книгу псалмов. Псалтирь воспроизводит все многообразие движений нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и одобрения в наше скорбящее сердце.

Весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания – мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают душе переход в другую жизнь.

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху гонений на христиан вошло в обычай ночью молиться над усопшими и за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти и злобы язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, ночью же и могли молиться над их гробами. Под покровом тьмы, как бы символизирующей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали свечи около останков мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называют панихидами.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом Сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у Всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого суда – Божественное милосердие – и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Завершается панихида возглашением диакона: «Во блаженном успении вечный покой подаждъ, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!»

«Это молитвенное воззвание, – говорит блаженный Симеон, архиепископ Солунский, – есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу».

Вынос тела

Незадолго до выноса гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома лицом вперед, с пением Трисвятого. Это пение знаменует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему трисвятую песнь.

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше, и служит прообразом трубного звука архангела, который раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах Земли.

Когда тело умершего приносят в церковь, его поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые участвовали духовно в приношении таинственной жертвы, и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми устами, молил бы Его о помиловании своим положением.

Чин погребения, в просторечии называемый отпеванием из-за обилия песнопений, по своему составу подобен панихиде и отличается от нее чтением Священного Писания, разрешительной молитвою, прощанием близких с почившим и преданием тела земле.

Последование панихиды

Что это за Богослужение – так называемая панихида, которая совершается по умершим?

Так называемая панихида, которую служат по умершим, есть сокращение отпевания. За панихидою, как и за отпеванием, молятся о прощении грехов умерших, об избавлении их от адских мучений за грехи и о вселении в раю со святыми».

Доследование погребения, или отпевания усопших

Что за Богослужение так называемого лоследования погребения или отпевания усопших?

Исследование погребения или отпевания усопших, это – такое Богослужение, во время которого при теле усопшего молятся о прощении его грехов, избавления души его от адских мучений за грехи и о вселении ее в рай, вместе со святыми, и самое тело, как имеющее по времени воскреснуть, предают земле с подобающею честию.

Какие обряды мы видим при погребении усопших?

При погребении умерших более замечательны следующие обряды:

1) тело умершего, по положении во гроб, покрывают особым церковным покрывалом,

2) на голову его кладется венчик с священными изображениями,

3) во время отпевания все молящиеся держат в руках зажженные свечи,

4) в конце отпевания кладется в руки умершего так называемая разрешительная (молитва) грамота,

5) посыпается тело землею и

6) сопровождается до могилы в преднесении иконы с пением песни: «Святый Боже».

Что означает покрытие тела умершего покровом?

Это означает, что умерший, как принадлежавший к святой православной церкви, находится под ее покровительством, – она до скончания века будет молиться об его душе.

Что означает положение венчика на голову умершего?

Это означает, что подвиги его на земле в борьбе с миром, плотию и диаволом кончились, и ему предстоит награда за них в царстве небесном.

Что означают свечи в руках молящихся за умершего при его отпевании?

Это делается для выражения любви к умершему и теплой молитвы за него.

Что означает положение разрешительной грамоты в руки умершего?

Это бывает в знак того, что умерший отходит отсюда в мире с Богом и церковию, – ему все прощено священником.

Какое значение имеет посыпание землею тела умершего?

Это делается в знак того, что человек, по слову Божию, есть земля, т.е. тело его сотворено из земли, и должно возвратиться в землю на время, до всеобщего воскресения.

Что выражается несением иконы до могилы при пении «Святый Боже» при погребении?

Несением иконы означается, что умерший исповедывал православную веру и с сею верою отошел в иной мир. Пение же при этом ангельской песни «Святый Боже» означает, что умерший перешел в ангельский мир.

Для чего читается псалтирь над покойником?

Псалтирь читается для умилостивления Бога к умершему, а также в утешение живущих, которые собираются ко гробу.

Для чего над могилою умершего ставится крест?

В напоминание о том, что будущая блаженная жизнь приобретена над крестными страданиями Христовыми.

Над каждым ли из умерших христиан одинаковым образом совершается погребение?

Нет. Есть некоторые особенности при погребении священников, монашествующих и младенцев.

Какие особенности при погребении священников?

Тело умершего священника облачают во все его священные одежды.

Лицо закрывается воздухом, – в знак уважения к его сану, а на грудь возлагаются крест и Евангелие, потому что при жизни своей он ими освящал себя и других.

До погребения читается по нем не псалтирь, а Евангелие.

Выносят его тело с крестнымходом и со звоном.

При каждой церкви, мимо которой несут его тело, совершается по нем лития.

Во время погребения читают пять раз Апостол и столько же Евангелие (т.е. все заупокойные евангельские и апостольские чтения).

Какие особенности при погребении монашествующих и младенцев?

При погребении монашествующих поют песни, приспособленные к их обетам. При погребении же младенцев испрашивается им не прощение грехов, а небесное царствие, по обещанию Христа Спасителя.

Copyright © 2002 Aннa Фoщaй: , Вебмастер:

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено!

В чем заключается чин церковного сопровождения покойного

Чаще в церкви, но допускается в зале прощания, в часовне при морге или на кладбище, проводится отпевание покойного. Служба ведется по канонам, изложенным в богослужебной книге «Требник», называется обряд «Последованием мертвенным мирских тел».

Суть церковной требы, отпеть новопреставленного для облегчения его перехода в мир иной и попросить Господа о прощение грехов его, веданных и неведанных. За счет коллективного обращения к Богу, молитвы усиливаются, просьба спасти, сохранить, помиловать вновь прибывшую душу умершего становится слышнее.

На какой день после смерти проводится отпевание

В православном учении считается, что первые 3 дня душа покойного путешествует по земле, навсегда прощаясь со своей колыбелью. Погребение в третий день символизирует триединость Господа, Святую Троицу, а так же символизирует благую весть. Тогда и принято провожать умершего по христианским канонам, отпеванием.

Путь души будет более легким, если до отпевания над покойникам читали молитвы и стихи из Псалтыря верующие воцерквленные лица. Зажженные свечи должны стоять крестом, символизируя светлый мир, куда лежит путь усопшего. После похорон, до 40 дней душа близкого сопровождается келейными молитвами, заказом сорокоуста в церквях.

Отпевание умершего

Заказать отпевание умершего в храме – не значит забыть о поминании его. Ежедневно в течение 40 дней после смерти человека и в дни его памяти читайте, кем бы ни приходился вам ваш близкий усопший человек, такую молитву:

«Упокой, о Господь, души усопших рабов Твоих: моих родителей, родственников, благодетелей (имена их – лучше по помяннику, чтобы никого не забыть) и всех православных, прости им все грехи, сделанные по умыслу или случайно, посели их в Царстве Твоем Небесном».

Или ту же краткую молитву:

«Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».

Когда не хватает времени: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего»

Читать текст на русском языке молитвы об умершем, усопшем онлайн:

«О Господь и Бог наш, не забудь скончавшегося в вере и надежде на жизнь вечную раба (рабу) Твоего (Твою) (имя). Ты Господь Благой и Любящий всех людей, ты прощаешь грехи и разрушаешь ложь, прости и забудь все его грехи и ошибки, случайные и умыслом сделанные, избавь от мук вечных и адского пламени, подай ему причастие и радость Твоих вечных радостей, приготовленных для всех, любящих Тебя. Если он (она) и грешил – не отступал от Тебя, верил без сомнений в Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Святую, Тебя, Господа во Святой Троице Единого и прославляемого, и до своего последнего вздоха исповедовал (а) православно Троицу Святую. Будь милостив к нему (ней), вознагради хотя бы за веру вместо дел, со всеми святыми Твоими, как Щедрый Бог, упокой: ведь нет человека, прожившего жизнь и не согрешившего. Ты, Господи, он Безгрешен, правда Твоя – Истина во все века, только Ты – Бог милости и щедрости, Тебе все мы, живые и усопшие, да воздадим вечную славу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь».

Молитва об умершем близком человеке – долг любви верующего христианина. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву.

Помочь усопшему и за гробом вы можете

  • Ежедневным чтением молитв, которые будут приведены в конце статьи, посещением богослужений с молитвой об усопшем и о своей душе.
  • Заказом богослужений в храме: отпевания, заочной панихиды, сорокоуста об упокоении.

Милостыней за упокой души. Это значит, что вы жертвуете свои материальные средства или время в помощь другим людям. Вы можете не просто подавать деньги нищим – тем более, что сейчас всем известно, насколько выпрашивание милостыни стало бизнесом, – а жертвовать деньги в детские дома, хосписы, дома престарелых, благотворительные фонды. Можете про себя говорить или писать, отдавая деньги: «На помин души (за упокой души) (имя)». Кроме того, вы можете некоторое время побыть волонтером одной из благотворительных организаций. Это будет ваш труд для души умершего.

  • Если человека похоронили и вы не успели отпеть его, попросите священника приехать на кладбище для отпевания или закажите заочную панихиду: обычно она совершается после утреннего богослужения в каждом храме, на ней поминаются все, за кого подали записки на панихиду в этот день (то есть это не индивидуальное богослужение). Панихиду совершают перед кануном – это небольшой столик-подсвечник, который легко узнать по Кресту с изображением распятого Христа над ним (в некоторых храмах он большой, в человеческий рост). Перед панихидой «на канун» принято приносить жертву за усопшего на храм – это любые продукты, кроме мясных и скоропортящихся; алкоголь не приносят, кроме церковного вина – кагора. Их ставят на обычный столик рядом с кануном.
  • Не забывайте при посещении богослужений или просто зайдя в храм помолиться в свободное время ставить на канун свечу с молитвой: «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».
  • Сорокоуст об упокоении – это поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней. Можно заказать поминовение на полгода или год.
  • Жертвой на кирпичи для строящегося храма. В каждом городе существуют строящиеся церкви, нуждающиеся в средствах. Придя в приход такого храма (обычно при нем стоит маленький деревянный храм, где принимают и записки, и пожертвования), попросите, чтобы у вас приняли пожертвование на именной кирпич, если это возможно. Имя вашего родного человека напишут на кирпиче, который встанет в стену храма, а в самом храме на богослужениях будут всегда поминать вашего усопшего.
  • Вечное поминовение. Обычно такую просьбу исполняют в монастырях: об упокоении вашего родного человека будут молиться за каждой Божественной литургией до конца времен. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву. Даже врачи доказывают: это лучшее психологическое средство от горевания. Молитва – не просто беседа с психологом или аффирмация; это общение с Господом, лучшим Врачом и Утешителем. Что невозможно человеку – преодолеть горе безболезненно, без вреда здоровью – то возможно Богу. Только Он может благодатью Своей помочь и вашему близкому усопшему, и вам обрести надежду и радость. Молитва поможет вам понять, что жизнь не только скоротечна и может завершиться внезапно, но что она имеет смысл в вечности. Нужно и самому готовить свою душу, ценить жизнь и близких людей, не творить зла и несправедливости.

Как проводят отпевание?

Процесс отпевания не быстрый, вместе с заносом и выносом гроба занимает около часа, не терпит суеты. Поэтому договориться о проводах усопшего, уточнить время заноса в церковь необходимо после факта смерти. Отпевание будет проведено после предоставления документов, подтверждающих смерть человека.

Выполняя последнюю волю умершего, родственники или другие распорядители могут заказать обряд конкретному служителюв одной из церквей по его указанию. При этом необходимо предоставить официально оформленное свидетельство о смерти. Совершить отпевание можно только по усопшему, крещенному в православную веру.

Усилению действия отпевания способствует и правильный сбор умершего, уходящего в вечность. Покойнику выбирают лучшую одежду, обряжают в ритуальные атрибуты. Гроб с телом сначала заносят в церковь. Провожающие и прихожане, клирик проводят отпевание вновь представленного. По канонам, гроб стоит так, чтобы лицо усопшего было обращено к алтарю. Обряд продолжается 40-45 минут, и суть его – коллективная просьба – даровать умершему Царствие Небесное. По окончании отпевания, в руки новопреставленного вкладывается «Разрешительная молитва», намоленная земля насыпается на покров в виде креста. Похоронная процессия направляется из церкови на погост в сопровождении клирика.

Символ Веры

Как помочь умирающему?

Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий.

Страшно, когда человек умирает и не осознает это. Великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания) совершить над ним таинства Исповеди, Причастия и Соборования.

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это — лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв – «Канона молебного на исход души», который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное — поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Первые дни после смерти

Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета. Чтение Деяний святых апостолов чрезвычайно благотворно и поучительно, оно содержит в себе и молитву о усопшем и утешение родным.

Рекомендуется как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст — молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение — полгода или год.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Приготовление тела к захоронению

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой.

Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.

В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия).

Если тело передается в морг, то до приезда сотрудников похоронных служб желательно омыть и облачить почившего.

Гроб выносят из дома ногами вперед с пением «Трисвятого». Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Когда и где совершается отпевание?

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Отпевание может совершаться в храме, в кладбищенской часовне, в часовне при морге, дома и на кладбище.

Как происходит отпевание в храме?

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Молящиеся стоят с зажженными свечами. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Что означает «венчик» на лбу

Тело умершего увенчивается «венчиком» с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, и с надписанием «Трисвятого», чествуя чрез то усопшего как победителя, окончившего земную жизнь, сохранившего веру и надеющегося получить от Господа Иисуса венец небесный, уготованный верным по милосердию Бога и по молитвенному ходатайству Божией Матери и Предтечи.

О чем молятся при отпевании

Служба отпевания состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.

Как прощаются с покойным

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу.

В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание — в храме или дома. Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

Панихида

Панихида начинается обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем читается Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй 12 раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся…псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…». В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его». Верная душа говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю».

Что «гарантирует» отпевание

Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешительная молитва, читаемая священником над телом, отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или не успел.

Как опускают гроб в могилу

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.

При опускании гроба в могилу поется Трисвятое. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами.

Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Как отпевают младенцев?

Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14).

Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.

Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

Совершается ли отпевание некрещеных и неродившихся младенцев?

Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных, не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией… ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Что такое заочное отпевание и в каких случаях оно совершается?

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным, — во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании.

Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, — позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать до похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти.

В храме дадут венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву — в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно — от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

Свеча о упокоении

В православном храме свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним. Подойдя к распятию и находящемуся перед ним квадратному подсвечнику (тетраподу),зажечь свечу можно от любой горящей свечи, находящейся на подсвечнике, и поставить ее в свободную ячейку. При этом верующий человек должен прочесть хотя бы краткую молитву (необязательно вслух): «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

Напротив, те, кто сознательно ставит заупокойные свечи «на смерть» живущим, навлекают на себя гнев Господень, потому что благодать Божия, наполняющая «храмы Бога Живаго», не может служить духовной мерзости и нечистоте. Кто творит подобные волхвования и кто в них верит — живут не по духу, а по плоти. О таких апостол Павел сказал: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:5 — 7).

Что происходит с душой после смерти?

Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.

Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней — с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь — назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день — воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Как правильно поминать усопших?

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются заказные и на панихиду.

Проскомидия — первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых (поданных в заказных записках). Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших.

Сущность панихиды — молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.

Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.

Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.

Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня — новопреставленными; в годовщину смерти — приснопамятными. Отдельно указываются воины.

Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун — особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Почему не всех самоубийц отпевают?

Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией — человеческую жизнь. Точно так же у нас не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.

Есть люди, которые, по всей видимости, совершили самоубийство, но их всё равно отпевают. Это, во-первых, душевнобольные, не отдающие себе полного отчета в своих действиях. Случайные самоубийцы — т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д.

Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

Нравится

SocButtons v1.5

Можно ли организовать отпевание в морге?

Если нет возможности занести усопшего в храм, церковный ритуал можно провести в часовне морга, кладбища или на дому. Во всех случаях службу проводит православный священник, придерживаясь канонов Требника. Церковное сопровождение погребения будет не принято, если оно проводилось не рукоположенным лицом. Молиться за души усопших можно везде, сорокоуст заказывают в разных церквях, а отпевать положено единожды.

Причины службы вне храма могут быть различными, но родственникам следует поинтересоваться, кто направляет усопшего в последний путь, священник или ряженный под него.

Что такое отпевание и как правильно поминать усопших

Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии и как покидает его в момент смерти. После того как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.

Что такое отпевание

Отпевание усопшего в церкви или в ритуальном зале при морге – один из важных обрядов, чин погребения, напутствующий упокоенную душу в другой мир.

В состав чинопоследования входят:

Присутствующие на отпевании родные, близкие, друзья и знакомые усопшего вместе со священником должны молиться и испрашивать у Всевышнего помощи душе покойного.

Важно! Отпевание не является обрядом прощения грехов. Молитвенное погребальное прошение освобождает душу усопшего от тех согрешений, в которых было принесено покаяние при жизни, которые человек не смог вспомнить на исповеди, или тех, которые он не считал за грех.

Правила отпевания

После того как человек умер, родственникам или людям, знакомым с усопшим, необходимо прочитать молитву на исход души, и до 40 дня прочитывать Псалтырь (желательно 3 раза от начала и до конца).

Совет! Приобрести молитвослов с молитвами об упокоении и Псалтырь можно в любой церковной лавке, хотя у христианина эти книги должны быть в наличии.

Отпевание по православному обычаю совершается на третий день с момента смерти.

Это связано с тем, что душа с 1 по 3 день находится на земле, рядом со своим домом, с близкими, или путешествует по миру, а затем возносится на поклонение к Творцу. С 3 по 9 день новопреставленной душе ангелы показывают райские обители, а потом, с 10 по 40 день, она созерцает ад.

На 40 день душа предстает пред Престолом Господним и в этот день решается ее судьба до Страшного Суда: будет ли она ожидать его в раю или в аду.

Важно! Усиленное моление Церкви и родных покойного играют очень важную роль и помогают душе войти в Царствие Небесное.

По традиции, по окончании отпевания гроб с покойным до кладбища сопровождают родственники усопшего во главе со священником.

Ранее процессия останавливалась на каждом перекрестке по пути следования для чтения заупокойных молитв. Сейчас же клирик в любом месте просит провожающих помолиться за душу покойного. Количество таких остановок не регламентировано.

Отпевание в церкви

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви.

Для его совершения необходимо:

  • знать волеизъявление покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме);
  • быть уверенным в том, что покойный крещен в православной вере;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить справку о смерти (с подписями и печатями);
  • приехать в выбранную церковь и предъявить необходимые документы, удостоверяющие факт смерти, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • приобрести в церковной лавке необходимые атрибуты для покойного: нательный крест, крест в руки, свечи на гроб, покрывало, подушечку, пелену, венчик, бланк с разрешительной молитвой;
  • для прощающихся с усопшим людей купить достаточное количество свечей;
  • внести пожертвование за Таинство.

Внимание! Земелька, которой священник крестообразно осыплет тело покойного, не покупается – ее выдают в храме.

Следует правильно рассчитать время, на которое будет назначена поминальная трапеза (чин отпевания длится в среднем 40 минут).

Проведение обряда

Обычно из морга в храм тело привозят полностью подготовленное:

  • на лбу покойного имеется венец;
  • в руке и на груди крест;
  • тело накрыто саваном.

Требный клирик устанавливает свечи на гроб и зажигает их, а родные раздают провожающим усопшего в последний путь свечки (зажженные свечи в их руках символизируют победу жизни над смертью).

Гроб устанавливается лицом к алтарю и священник начинает читать молитвы, псалмы, Священное Писание. Те самым он и присутствующие, молящиеся вместе с клириком, умоляют Всевышнего простить усопшему все согрешения и даровать Царствие Небесное. Чем сильнее соборная мольба, тем больше «шансов» душе беспрепятственно пройти воздушные мытарства и вознестись в обители рая.

После прочтения разрешительной молитвы, листок с ее текстом вкладывается в руку покойного и наступает последняя возможность попрощаться с усопшим. Для этого нужно поцеловать икону на груди и венчик на лбу покойного. В эти сокровенные и трепетные секунды можно испросить прощения у умершего, прошептать ему последние слова.

Если отпевание совершается при закрытом гробе, то следует при прощании прикладываться ко кресту на его крышке. Затем священник закрывает умершего саваном, осыпает его крестообразно освященной землей.

Важно! Икону, возлежащую на груди покойного, следует забрать домой, установить на иконостас и молиться пред ней.

Церковь никогда не устанавливает тарифы за требы. На ценниках указаны лишь предполагаемые величины пожертвований – сумму, которую человек готов пожертвовать (это определяется финансовыми возможностями самого жертводателя).

Существующие запреты

Не совершается отпевание в Православной Церкви над:

  • некрещенными (за таких покойных следует молиться келейно);
  • иноверцами;
  • богоборцами;
  • отрекшимися от Христа;
  • самоубийцами (исключение – лишение себя жизни, находясь в невменяемом состоянии, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • младенцами, не сподобившимися Святого Крещения (они не очищены Святым Духом от греха прародителей);
  • мертворожденными или убитыми во чреве младенцами.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  • когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  • если человек погиб на войне, в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко, и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Вокруг упокоившихся людей и их похорон витают какие-то странные, языческие обычаи и необъяснимые домыслы.

Люди, далекие от церкви, к ним прислушиваются, их исполняют, причем совершенно не задумываются о смысле:

  • занавешивать зеркала, окна, телевизор и все отражающие поверхности в доме, где находился покойник, дабы не увидеть его отражения;
  • намертво закрывать окна и форточки в доме (якобы чтобы душа осталась дома);
  • устанавливать под гробом большую емкость с чистой водой (ради омывания души от нераскаянных грехов);
  • укладывать в гроб часы, вещи, деньги, продукты (чтобы благостно жилось в ином мире);
  • запрещается нести гроб с телом покойного близким родственникам (атеисты верят, что носители вскоре тоже умрут);
  • смотреть на похоронную процессию в окно своего дома (считается, что вскоре один из домочадцев тоже преставится);
  • после выноса тела или гроба из дома вымывать пол (чтобы мертвец более не вернулся);
  • выливать водку на могильный холмик и посыпать его хлебными крошками;
  • вместо пожелания «Царствия Небесного» желать усопшему «Пусть земля будет пухом»;
  • верить, что после смерти человека, его душа вселяется в птиц, кошек, собачек и прочих животных, принимает вид насекомых;
  • верить, если покойника не отпели, то его неупокоенная душа блуждает по свету в виде призрака;
  • верить в скорую смерть человека, который встал между гробом и алтарем;
  • кремация – причина неизлечимых недугов и родственников покойного.

Забота о душе почившего христианина не заканчивается одним лишь отпеванием.

Важно! Келейная и соборная молитва, поминание на Литургии, панихида, сорокоуст об упокоении – важные заупокойные требы.

Нельзя лишь просто подавать записки – молитвенно трудиться необходимо вместе со священником.

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански, с надеждой и верой на встречу с ним в вечности. Поэтому богатые похороны, огромный памятник на могиле и поминки с изысканными яствами немного успокоят и утешат живых, но не принесут никакой пользы и не помогут мертвым.

> Православные похороны

Кто не заслужил церковного сопровождения?

Только крещеный человек, принявший веру, признающий трисвятие достоин, чтобы его в иной мир провожали молитвами. Сокрытие факта отсутствия крещения ложится грехом на организаторов.

Поэтому в ритуальных проводах будет отказано:

  • Младенцам, умершим в утробе матери или до крещения.
  • Лицам, не признающим православную церковь с трехперстным крестом.
  • Атеистам.
  • Иноверцам.

Неискупным грехом считается самоубийство, ибо только Богу решать, когда душа должна покинуть тело.

Но в некоторых случаях ходатайство перед архиереем, и его разрешение на обряд возможно. Разбираются обстоятельства в конкретном случае.

Как проходят православные похороны

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Гарантирует ли церковный ритуал «попадание в рай»?

Суд Божий строг, и душа все равно пройдет мытарства, ей положенные. Но любая молитва, а коллективная и в Храме особенно, облегчают путь. Коллективное моление в церковных стенах, по строгим канонам, заочное отпевание, помогает, но не гарантирует успешное прохождение препон.

Поэтому заслужить легкий путь в Царство Божие нужно всей своей жизнью, соблюдая заповеди, совершая как можно меньше греховных поступков и совершая покаяния.

Келейная молитва за тех, кого уже нет с нами – самый лучший способ дать знать, что их помнят и чтят. Каждый может подать поминальную записку, чтобы во время богослужения их вспомнили в молитве Богу.
Задайте свой вопрос

Православная миссия и катехизация

Теперь нам важно немного остановиться на таинстве погребения и таинстводействия святого помазания после отпевания.

Как уже говорилось, тот чин отпевания, который сейчас используется в наших храмах, довольно сильно, даже радикально отличается от того, который длительное время существовал прежде в практике Православной церкви. Вряд ли многие простые верующие сейчас хорошо представляют себе современный чин отпевания. Но всем легко увидеть, что он в своей большей части связан с сильнейшим страхом перед Божьим Судом и поэтому с универсальным покаянным настроением. Создается такое впечатление, что умерший христианин — это всегда только мирской, житейский человек, то есть именно «мирянин». (Вернее, в притворе храма, ведь в храме отпевать не положено. Отпевать, как и крестить, положено лишь в притворе или в отдельном помещении. А сам храм существует только для евхаристического собрания в церковь.)

Была такая шутка: человека в церковь первый раз приносят на крещение, второй раз он приходит туда для венчания, а третий раз его туда привозят для отпевания. Так, к сожалению, жили многие православные люди целыми поколениями, целыми веками. Как раз для таких людей очень подходит нынешний, сформировавшийся уже во втором тысячелетии христианской истории чин отпевания. Там не случайно остались только устрашения и покаянные молитвы: мол, как ужасно, как страшно усопшему человеку предстать пред Богом, потому что у него никакого оправдания пред Ним нет и быть не может. И весь этот чин длится долго, он проводит нас через кафизмы, стихиры, каноны, особые трагические (правда, великолепные, гениальные) стихи святого Иоанна Дамаскина и т.д. Настрой современного чина отпевания именно таков.

Погребение христианина должно восприниматься нами как последнее литургическое таинство церкви. Именно так Церковь многие века когда-то и относилась к погребению верных. Основным смыслом и содержанием таинства погребения в древней Церкви была твердая вера в рождение усопшего в вечную Жизнь. Этим и отличалось древнее таинство погребения. Поэтому не случаен был и древнейший взгляд церкви на кончину человека, а особенно мученика, как на день его рождения[2].

Интересно, что древняя литургическая традиция, связанная с таинством погребения, имела прямые связи и параллели со всеми основными церковными таинствами. Это и понятно. Если погребение было таинством возрождения, то в нем должны были быть и прямые связи с другими таинствами возрождения человека в Церкви — прежде всего, таинством покаяния, крещения, миропомазания и евхаристии. Поэтому древняя Церковь могла совершать свою евхаристию на гробах мучеников. Евхаристия и погребение всегда были связаны и с поминальными агапами (сейчас они называются «поминками»), совершавшимися как в память мучеников, так и в память обыкновенных усопших христиан. И такое поминовение в то время включало в себя не столько рабские прошения об упокоении усопших, сколько твердую и радостную сыновнюю уверенность в таком упокоении. В сердце был не постоянный трепет и ужас или какое-то колебание — то ли вся жизнь пройдет мимо меня, то ли нет, — а полная уверенность церкви в том, что всякий человек, обретя благодать, веру и любовь Христовы, вместе с этим обретает во Христе и через Христа Жизнь вечную.

В древнем памятнике III века, который называется «Дидаска

лия» («Учение святых апостолов»), говорится: «Вы же, по Евангелию и по силе Святого Духа, собираясь в мемориях [т.е. в поминальных местах], совершайте чтение священных писаний, и воссылайте непрестанно к Богу молитвы, и приносите евхаристию, принятую по подобию царственного тела Христова — как во всяких собраниях, так и в усыпальницах, и при кончине умирающих» (
Скабалланович М.Н.
Толковый типикон. М., 2004. С. 129).

В другом древнейшем памятнике доникейского времени — в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» — мы читаем: «Если будет ана

мнесис [т.е. воспоминание, память об усопших], (то) прежде чем сядут [за трапезу на агапе], принимают таинства [т.е. причащаются, принимая евхаристию]» (там же, с. 80).

Уже с III века к дням, в которые совершалась евхаристия, — а чаще всего это были Пасха, Пятидесятница, Богоявление и воскресные дни, — присоединяются и дни памяти святых мучеников. Вот откуда пошли и наши ежегодные воспоминания разных святых. И всегда мы их воспоминаем как явных свидетелей победы Христовой, победы Жизни над Смертью. Поэтому в древности и погребение верующих всегда носило праздничный, радостный характер.

Но так Церковь относилась к жизни и смерти христиан не только в доникейский период своей истории. Для Псевдо-Дионисия Ареопагита, жившего в конце V — первой половине VI века, погребение верных тоже было, безусловно, одним из центральных таинств. Псевдо-Дионисий именует умерших христиан очень торжественно — «священноусопшими», а чин, совершаемый над ними, — «таинством», которое происходит следующим образом. Усопшего приносят в храм, а иерарх «совершает благодарственную [именно благодарственную, обратите на это внимание!] молитву Богу, после чего литурги [т.е. служители, совершающие священнодействия], прочтя находящиеся в божественных речениях неложные обетования нашего священного воскресения, священно поют подобные по словам и тождественные по смыслу псаломским речениям песни. Затем первый из литургов отпускает оглашаемых и произносит имена уже усопших святых, вместе с которыми удостаивает только что скончавшегося равночинного прославления, и побуждает всех [верных] просить о [его] блаженном во Христе скончании. Затем божественный иерарх, подойдя к усопшему, творит над ним священнейшую молитву [которую Максим Исповедник прямо именует эпиклезой[3]], а после молитвы целуют его и сам иерарх, и следом за ним все присутствующие [в чем можно найти сходство с чином целования мира перед анафорой на литургии]. После того, как все его поцелуют, иерарх возливает на усопшего елей [т.е. освященное масло] и, сотворив священную молитву обо всех [т.е. некое подобие нашей заупокойной Просительной ектеньи], кладут тело в чтимом покое вместе с другими равночинными ему священными телами» (Псевдо-Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 7, II). Вот так во времена императора Юстиниана воспринималось таинство погребения. Перед этим по своей торжественности меркнет даже таинство брака.

Другой святой, еще более позднего времени, живший в VII веке, Максим Исповедник, в своих «Толкованиях» на сочинения Псевдо-Дионисия говорит об излиянии елея на тело усопшего так: «Вспомни, что при священном богорождении — перед божественнейшим крещением — первое причастие священными дару

ется совершенствуемому после полного совлечения прежней одежды как помазание елеем. Ныне так же, в конце всего, на усопшего изливается елей. Но если тогда [во время предкрещального покаяния и при крещении] помазание елеем призывало совершенствуемого на священные состязания, то ныне излитие елея являет усопшего подвизавшимся в своих священных состязаниях и завершившим их» (
Прп. Максим Исповедник.
Толкования. СПб, 2002. С. 731).

Еще нам может быть интересно чинопоследование погребения из Схиматология XI века. Сначала читали 118-й псалом, потом шли различные чтения, затем помазывали святым маслом, как после крещения, потом происходило прощальное приветствие через «последнее целование» усопшего и шествие с пением Трисвятого к могиле, где совершалось чтение паремии Великой субботы, что уподобляло погребение христианина погребению Христа. Схиматологий же XII века имеет уже три разновидности погребального обряда: для монахов, мирян и детей.

Святитель Симеон Солунский — а это уже конец XIV — начало XV века — также придавал особое значение таинству погребения. Он писал: «Тот, кто предается сейчас погребению, точно так же воскреснет, как и Спаситель наш восстал из мертвых. Посему и после положения во гроб [как знак этой силы Божьего Духа] изливается поверх него крестообразно елей, как заповедали апостолы и как пишет об этом Дионисий [Ареопагит]. Лучше же [еще] и приготовляя к погребению помазывать умершего, ибо [если] в крещении употребляются вода и елей, то по образу этого надобно совершать над почившими в вере и благочестии омовение и помазание» (Свт. Симеон Солунский

. Объяснение православного богослужения, обрядов и таинств. М., 2010. С. 478). Омовение умершего и помазание его елеем во образ его крещения в Смерть и Воскресение Христа есть знак того, что «он удостоился божественной милости и светлой радости божественного Света» (там же, с. 479). При этом говорится и о последующем совершении евхаристии, потому что «священнейшее жертвоприношение для усопших благотворнее всего» (там же, с. 480). Даже говорится и о совершении специальных заупокойных жертвоприношений и поминовений: «Да памятует же всякий верный, что если он любит своего ближнему, уже почившего, то [он] доставит ему великие бл
а
га через приношение за него жертвы: он будет для него виновником великой радости, давая подаяния нищим, выкупая пленных и совершая другие дела, которыми умилостивляется Бог. Особенно же если он будет усердно совершать за него бескровные жертвы [т.е. евхаристию]. Частица, вынимаемая во время страшного жертвоприношения, и поминовение над нею отшедшего соединяют последнего с Богом и дают ему возможность невидимо быть причастником Богу и иметь общение с Ним» (там же, с. 485)[4].

Поэтому св. Иоанн Златоуст категорически и не разрешал носить черные одежды в знак траура по усопшим. И сейчас при отпевании умерших они покрываются белой тканью — са

ваном, заменившим собой белые одежды, в которых имели обычаи облачать умерших в древней христианской Церкви. Этот всеобщий обычай восходит к погребению Христа, Тело Которого было обвито чистой плащаницей, чистым полотном (см. Лк. 23, 53). И тела святых мучеников тоже облачались в чистые льняные одежды. И священники на отпевании и погребении всегда до сих пор одеваются в белые одежды, как на крещении, а черные одежды запрещаются всем как одежды траурные, как антисвидетельство победы Христовой над Смертью.

При погребении всегда было важно и шествие со свечами, как на «крестном ходе» после крещения. И сейчас во время отпевания положено стоять на молитве и потом идти к месту погребения.

В этом ключе можно отметить даже своего рода Светлую седмицу, по образу совершаемой на Пасху, с ежедневным в течение недели совершением евхаристии в память усопшего, и даже настоящую «четыредесятницу», т.е. поминальный «сорокоуст» (сорокодневное совершение евхаристии с поминанием усопшего), чем устраивали праздник ради него и как бы новый брачный пир.

В итоге мы снова можем найти и отметить моменты, присущие таинству евхаристии: отпуст оглашаемых, целование мира, затем даже эпиклезис; а также признаки, которые сближали погребение с таинством крещения: помазание и омовение усопшего, облачение его в белые одежды и крестный ход, белые облачения священнослужителей и, конечно, тот факт, что чин отпевания совершается единожды.

Как писал известный ученый литургист конца ХХ в. о. Михаил Арранц: «Что иное делает усопший христианин, переходя из одного мира в другой [из одного космоса в другой, из одного пространства в другое и т.п.], как не стучит у дверей своего собственного вечного Дома? И церковь земная, та малая часть Церкви, которая еще странствует на земле, старается своими молитвами, и особенно своей евхаристией, [духовно] помочь ушедшему брату совершить этот трудный шаг решительного перехода — под ведомством и управлением Самого

божественого Первосвященника и Пастыря Иисуса Христа, Владыки живых и мертвых…» (
Арранц М.
Об упокоении души. Молитвы об усопших // Избранные сочинения по литургике. Т. 2: Таинства византийской традиции. С. 602-603). И далее он продолжает, говоря, что даже заупокойные молитвы с их естественным оттенком грусти и печали (ведь смерть все же «последний враг Бога», который хотя бы на миг, но торжествует и разлучает людей с Ним и друг со другом) не угашают основную тональность радости и благодарения, «происходящую от уверенности, что ушедший из мира сего уже стоит среди блаженных, званных на брачную Трапезу Агнца (см. Откр. 21, 9)». Но затем о. Михаил признается: «Не удивительно, что из современных заупокойных последований, загруженных средневековыми грустными и укоризненными канонами и стихирами монашеского происхождения, исчезли, за редкими исключения, древние молитвы за усопших» (там же, с. 641).

В православной традиции чинопоследование погребения носило характер общепризнанного таинства вплоть до XII в. Затем в период духовного упадка и под влиянием латинской схоластики это было забыто. До сих пор в католическом «Катехизисе» говорится, что «христианское погребение не преподает усопшему ни таинства, ни сакраменталии (таинстводействия), ибо оно находится уже «по ту сторону» домостроительства таинств» (Катехизис Католической церкви. 1684: 396). В этом есть какая-то своя доля правды, однако и католические богословы, и литургисты признают, что «серьезная перемена в чине [погребения] была обозначена переходом от пасхального звучания к страху перед Судом, который затмил благовестие [т.е. Евангелие]. Зазвучал лишь мотив покаяния и перестал восприниматься эсхатологический характер евхаристии» (Кунцлер М.

Литургия Церкви. Кн. 2. М., 2001. С. 296). И только Второй Ватиканский собор решил переработать обряд погребения, чтобы он яснее выражал «пасхальный характер христианской смерти» (там же, с. 297).

К слову говоря, в протестантских общинах заупокойное чинопоследование представляет собой чаще всего только чтение Евангелия (см. там же,с. 299).

Вспоминая отшедших христиан, Православная церковь просит причислить их к святым («Со святыми упокой») и возглашает им «Вечную память». Проф. Карл Христиан Фельми, ныне дьякон Василий, говорит, что в этом молении верующими опытно постигается эсхатология (Фельми К.Х.

Введение в современное православное богословие. М., 2014. С. 333). «В вечной памяти Бога, — пишет он, — ожидаемое в будущем спасение уже состоялось, а это придает православной эсхатологии окраску радости, хотя радость и сопряжена с трепетом перед святостью Божьей» (там же, с. 334). И вот эта радость ведет к надежде на спасение всех. Именно эту свою надежду Церковь выражает общим «аминь» в таинстве погребения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]