Духовные законы. 14 главных законов жизни человека

Духовные законы жизни. Очень важная и нужная тема.

Если мы возьмем для аналогии дом, то речь пойдет о фундаменте. Если государство – о его законах, без которых оно невозможно.

Это очень наглядный пример. Почему это важно? Потому что тема этой статьи многим может казаться совсем не важной и не значимой.

Но вы попробуйте представить дом, который построили на голой земле без фундамента? Что с ним будет спустя время? Сколько он простоит? Помните сказку про трех поросят?

Если уж взялись строить дом, то стройте основательно по всем правилам и законам. И раз уж родились, то уж давайте жить по законам того мира, в котором имеем счастье быть.

  • Как найти смысл жизни?

Иначе вся ваша жизнь будет не более чем соломенным домиком, который будет разлетаться от любого дуновения ветерка. И его постоянно нужно будет латать либо вообще отстраивать заново.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Духовные законы — основа, на которой нужно строить жизнь.

Тогда будут не страшны ни ветры, ни землетрясения, ни наводнения, ни засухи. Все ваш дом жизни выдержит и все ему будет ни по чем.

Проблемы, стресс, разочарования, обиды, предательства, потери – ничто не сможет поколебать дом вашей жизни, потому что он будет стоять на твердом фундаменте.

К слову: как обрести душевное спокойствие можете прочитать здесь, также могу посоветовать, где лучше снимать стресс.

  • Как перестать нервничать и начать жить?

Нам необходимо посмотреть не на внешнюю сторону нашего мира, которая постоянна и изменчива, а во внутрь себя – туда, откуда все и куда все… К духовным законам, которые вечны, постоянны и независимы ни от каких внешних обстоятельств.

Выстроив свою жизнь по этим законам, мы учимся совсем по иному видеть мир внешний и иначе, на другом уровне, воспринимать все, что в нем происходит.

Духовные законы, правила жизни, невозможно просто взять и выучить. Это совсем не те правила, к которым мы привыкли.

«Жи», «ши» пиши с буквой «и». Заучили, запомнили и достаточно. Но, не могу не сказать, что когда-то открыл для себя великую силу слова и языка. Вот здесь с удовольствием делюсь этим.

Духовные законы имеют другую природу и понять их можно только соблюдая, живя по ним. Чем больше и чаще мы стараемся жить по законам души, тем глубже и сильнее мы осознаем и понимаем их суть. Тем шире и сильнее становится наша связь с внутренним миром, с душой, с Богом.

С чего начнем?

Чтобы понять, что это за законы, обратиться нужно к религии, которая, как говорится, “отвечает” за духовную составляющую человека, хотя иногда именно религию используют в своих целях те, кому это выгодно. Но сейчас не об этом.

С религией необходимо быть очень осторожным, потому что часто можно столкнуться с крайностями и закрытостью, что может быть опасным без понимания, зачем и почему.

Я для себя определил так. Я следую тому, что откликается в моей душе, где я вижу смысл и не чувствую обмана, фальши, лжи и подмены понятий.

Мне непонятна закрытость многих религиозных учений к другим направлениям. То есть все, что не отсюда – это ложь, это миф, это вымысел и путь в никуда. Мое понимание истинной веры вот здесь.

Законы души мне важно не просто узнать, но и понять, зачем они нужны, для чего я должен им следовать. И эта причина не должна быть инородным телом, которое я должен принять просто потому, что должен.

Нет. Это должно быть понятно на уровне разума, на уровне интуиции, не должно быть сопротивления и неприятия.

Именно потому я начну с христианства и пойду дальше. Потому что именно в этой религии, а именно в ее интерпретации для обычных людей я вижу для себя проблему и эти самые неприятия и непонимания.

Хотя в сути своей христианство прекрасно. Читая Библию, каждый раз вы будете открывать все новые и новые смыслы как мира вокруг, так и самого себя.

Утренние молитвы

Православному христианину следует понуждать себя вставать рано, в определенные часы. Сразу после пробуждения необходимо призвать мысль о Боге и наложить на себя крестное знамение. Затем, совершив омовение, приступить к исполнению утренних молитв. Начинающему христианину бывает иногда трудно вычитать полностью правило. В этом случае, по благословению духовника, его можно сократить. Поначалу читать несколько молитв, постепенно, изо дня в день, увеличивая их количество.

В молитвах, читаемых утром, христианин:

  • благодарит Бога за прошедшую ночь;
  • берет благословение на начинающийся день;
  • заручается поддержкой Господа во всех делах;
  • просит помощи не грешить;
  • вспоминает родных и близких.

Произносить молитвы нужно внимательно, вдумываясь в каждое слово. Когда переполняют чувства и хочется прерваться, нужно остановиться, собраться с мыслями и обратиться к Богу своими словами. Затем вновь продолжить чтение церковного молитвенного правила.

Христианство.

Главные духовные законы в христианстве.

Что в христианстве можно назвать главным законом?

Правильно, заповеди. Десять заповедей христианства.

Что меня смущает? Нет, не в самих заповедях, конечно, они в сути своей несут правду жизни. Я о причинах и следствиях, об условиях, о преступлении и наказании.

Заповеди необходимо неукоснительно соблюдать, иначе душа попадет в ад. Их тем самым как бы отрывают от нашей жизни на Земле. Мы должны, потому что последует наказание после смерти.

Ну а смерть воспринимается человеком все же в отрыве от жизни. Это то, о чем мы не хотим думать, потому что хочется жить, а не умирать. И мы не можем так же четко, конкретно воспринимать те наказания, которые нас могут ждать за порогом жизни, за которым нас может ждать вообще все, что угодно. И спроецировать то, что будет потом, за туманом представлений и ожиданий, на жизнь настоящую очень непросто.

Поэтому и заповеди воспринимаются нами как находящиеся в отрыве от нашей реальной жизни на земле. Они иногда воспринимаются просто как сдерживающий фактор.

А ведь их смысл все же в нашем развитии и духовном росте.

То есть можно сказать, что нас принуждают к исполнению – во главе стоит страх наказания. Нет глубокого понимания зачем. Отсутствует целостность в понимании. Формируется негативное отношение.

Говоря понятным языком, скажем так, мне не нравится подача этих великих законов человеческой жизни.

Смысл их соблюдения должен быть ближе к человеку прямо здесь и сейчас.

Вот почему я в самом начале статьи говорил, что эта тема может быть совсем не важной для многих из нас. А если быть точнее, она не осознается как важная, потому что оторвана от нас.

Заповеди – это там, в религии, в монастырях, в церквях, а здесь я, мне жить надо. А хочешь жить, умей вертеться.

Давайте все же христианские духовные законы возьмем за основу, ведь ценность заповедей несказанно высока. И с этой основой пойдем дальше и посмотрим, что же мы можем найти в других традициях и религиях. Может быть мы сможем там отыскать что-то важное.

Скажу сразу, я для себя нашел.

Десять заповедей христианства.

Божьи заповеди вы сможете легко найти в Интернете. Давайте посмотрим в Википедии.

Так как религий на Земле больше, чем одна, чтобы никого не обижать, давайте отметим для себя лишь те заповеди, которые говорят об отношении человека к себе и к окружающему миру (это как раз то, что мы ищем сегодня – духовные законы жизни).

Но опустим те заповеди, где говорится об имени Бога, о почитании Бога, о днях недели и так далее. Я сегодня пытаюсь найти общее, а не наоборот.

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Итак, любить и почитать отца и мать – наша жизнь продлевается при следовании этому закону.

Не убивать. Что важно, здесь нет никаких дополнительных пометок, что кого-то все-таки можно, а кого-то нет. Например, людей нельзя, а животных можно. Нет. Не убивать вообще. Очень четко.

Не прелюбодействовать. То есть не изменять своей жене либо мужу. Опять же, без пояснений и дополнений. Все предельно понятно.

У меня есть интересная статья о воздержании от секса, которое, как оказывается, необходимо.

Не воруй и не лги. Не желай ничего чужого.

Кроме заповедей в христианстве существует восемь главных грехов. Их мы обязательно должны отметить и ни в коем случае не упустить.

Чревоугодие, блуд, алчность, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня – это также то, чего делать не стоит.

Прежде, чем читать дальше, можете задуматься на мгновенье, что из этого присутствует в вашей жизни.

Итак, это были главные духовные законы жизни христианина.

№6 (903) / 7 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Священник Владимир Флавьянов: Воспитать в себе лучшее

Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Молитвой надо ударять в Небеса

К нам в студию приходят многочисленные вопросы, касающиеся простых дел повседневной жизни христианина, – утренних и вечерних молитв, молитв в течение дня, правил поведения в течение дня. И сегодня хотелось бы объединить эти вопросы и посвятить беседу повседневной жизни христианина – с утра и до вечера, в течение дня.

– Некий алгоритм?

Некий алгоритм обыкновенного дня христианина. Как следует начинать день христианину?

– Все начинается с начала. (Смеется.) День начинается с пробуждения. Но об этом самом пробуждении и об этом самом времени однажды Анатолий Оптинский сказал: «Если человек с вечера не решится встать и не будет иметь внутреннего настроения, устроения, настроя, то поставь над своей головой вместо будильника хоть оптинскую колокольню, все равно не встанешь». Вот это секрет и подводка к тому, о чем я сейчас буду говорить. То есть, чтобы утром вовремя встать, нужна решимость.

Вообще, весь день начинается с того, чтобы элементарно встать вовремя. Вот сейчас у нас передача началась секунда в секунду, в храм приходим – ранняя Литургия в 7 утра, поздняя в 10, вечерняя – где в 5 часов, где в 6, и все в храме идет по расписанию. Церковная жизнь – по расписанию, на телеканале – по расписанию, поезда ходят по расписанию, трамваи – то же самое, поликлиники тоже так работают. И прочее… Есть какой-то порядок. Само наше мироздание названо космосом – κόσμος, «космос» переводится как «порядок». И поэтому я людям говорю: «Когда я бываю у вас в доме, ваша квартира на храм не похожа. Вы в храме видели, чтобы что-то где-то валялось, не так лежало? Видите, в храме порядок и гармония, вот так должно быть и в доме». Говорят: «Ну, в принципе, да». А если должно быть в доме, то так должно быть и в душе. Как Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда»… То есть гармония – это вообще нормальное состояние христианина. Потому у нас тоже должен быть какой-то порядок даже в нашей повседневности. Поэтому у святых отцов принято в одно время ложиться, в одно время вставать.

Всегда в одно время?

– Так полагается – в этом тоже порядок, назначенное время потом становится привычкой, тебе самому легче, когда все этому подчинено, а не просто какому-то веянию или настроению. Мы же службу начинаем не по настроению, а по расписанию, передачу сейчас начали не по настроению, а по расписанию.

Кстати, интересно, я однажды ехал в такси, подвозил меня мусульманин, и я у него спросил: «Я знаю о ваших определенных правилах жизни, скажи мне: пять раз в день вы молитесь вообще или по расписанию?». Он говорит: «Слушай, самолеты как летают? По расписанию. А что – Бог меня будет ждать, когда я сам захочу? Нет, у нас тоже все по времени: на восходе, в 9.00 часов, в 12.00, в 15.00 и на закате, когда солнце садится». То есть тоже все подчинено какому-то порядку. А почему у нас утренние и вечерние правила когда хотим? В течение дня тоже по настроению, а так, чтобы в определенный час, – такого нет, то есть в принципе такого нет, но хотя бы начало должно быть все-таки более-менее фиксировано. То есть мы говорим сейчас о том, что начало тоже должно быть постоянным, если это от тебя зависит. Это правильно – приводить все это в порядок, поэтому возникает потом привычка, расписание, ты все-таки к этому привыкаешь.

Феофан Затворник Вышенский говорил: «Вы не надейтесь на себя, если задумали встать». Некоторые говорят: «А я встаю по наитию: когда себе скажу, тогда и встаю». Но это редкие какие-то таланты, я вот так, например, не могу. У меня два будильника, и у многих других тоже, знаю об этом. Поэтому обязательно должен быть будильник. И какое отношение к этому? Многие святые отцы дают такой совет, даже, например, отец отцов Иоанн Лествичник говорит: «С чего начинается подвижничество? Чтобы после пробуждения тотчас вставать». Казалось бы: а при чем здесь эти несколько секунд? А если не тотчас? А вот если не тотчас, что здесь наступает? В этом тоже есть определенный секрет. Действительно, надо вставать тотчас. Почему? Потому что как только мы просыпаемся, на наш ум, сознание, мысли начинают действовать темные силы. А каким образом? «Полежи пять минут», «болит голова»… Сразу начинаются мысли: «А как я себя чувствую?». Подожди, ты сначала встань, начни день, пойди умойся, потом будешь соображать, как ты себя чувствуешь. «Нет, еще немножко полежу». Вспомни, сколько ты потерял времени или случаев через это «еще немножко полежу».

А почему утреннее время самое драгоценное?

– Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов должен из дома выходить на работу или начинать завтракать, но если поставил будильник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, если полчаса – хоть полчаса, но они твои. А мы это время, которое могли посвятить своей душе, бездарно проспали, надо вскакивать, умываться, готовить завтрак, бежать на работу и начинать просто трудовой день, не начав его духовно. Поэтому Лествичник говорит, что подвижничество начинается с того, чтобы просто мгновенно вставать.

Я, кстати, прочитал одну очень страшную вещь (по-моему, у Паисия Афонского). Он говорит: «Если мы после пробуждения опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то личный опыт, то есть надо все-таки день начинать мужественно. У святителя Феофана Затворника Вышенского есть такой совет: «Тотчас скинь с себя одеяло». А я делаю так: будильник ставлю дальше, чтобы не дотянулась рука. Чтобы выключить будильник, надо встать. Это уже какое-то действие. А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы ее не разбудить, надо не дожидаться, пока он так будет звенеть, что уже самому надоест, надо его выключать сразу. И на всякий случай – еще будильник в телефоне. Но старец Анатолий Оптинский говорил: «С вечера должна быть решимость, что ты конкретно встаешь».

Мне задавали вопрос: «Батюшка, тяжело вставать рано утром?». Конечно, тяжело. Сейчас, с возрастом, это стало легче. По молодости, когда был в Оптиной, спать хотелось всегда. Сейчас-то уже дело к старости, времени осталось мало, и старые люди сетуют на то, что у них появляется бессонница. Бессонница – это милость Божия, продляется время вашей жизни. Жить осталось меньше, поэтому Господь дает меньше сна и больше бодрствования. Что только не подумаешь, о чем только не вспомнишь – и о хорошем, и о плохом. Если о плохом, то покаешься, о хорошем – поблагодаришь, вспомнишь о добрых людях, которые тебе встретились по жизни (врачи, учителя, родственники), о ком-то помолишься, о ком-то поплачешь, о ком-то посетуешь, что так получилось, попросишь прощения – хотя бы мысленно. Поэтому бессонница – это тоже время некоторого итога, взгляда на свою жизнь. Потому очень важно иметь настрой и решимость.

Тяжело вставать? Тяжело. Но впереди должна идти мысль (я всегда заставлял себя вставать с одной мыслью, ведь вставать было всегда тяжело, и сейчас тяжело): «Царствие Божие нудится; и нуждницы восхищают е». То есть легко никогда не будет. Когда я говорю слова, что Царствие Божие нудится, это подвигает к тому, чтобы сразу встать. И еще: «Кому много дано, с того больше взыщется». Ты знаешь, что это утреннее время проспать нельзя? Знаешь. Вот кому много дано, с того больше взыщется: первые будут последними, и последние первыми, и тот раб, который знал волю господина своего и не сотворил, бит будет больше, чем тот, который не знал и не сотворил. У меня мгновенно проносились в голове эти мысли, и я заставлял себя через эти мысли вставать: как только мы просыпаемся, через доли секунды в голове появляется та или другая мысль.

Однажды у нас была воскресная беседа в храме с прихожанами, как кому помочь с ранним вставанием. Сейчас у нас Святки, сначала был Новый год, потом дни перед Рождеством, у всех были выходные. У нас служба в будни начинается и в храме Петра и Павла, и в Покровском храме в 8.00 часов утра, даже в 7.30. Я выходил на службу – не было почти ни одного светящегося окна, то есть люди отсыпались, заходил в храм – храм полный. Людям что – неохота спать? Охота. Они что – другого сорта или сделаны из других клеток, молекул? Нет, такие же. Что их вело? Вела впереди всего мысль, душа, забота о своем внутреннем состоянии. А тяжело было вставать? Конечно, тяжело. Если бы это было привычно, тогда бы все окна горели. Значит, любое раннее вставание – это все-таки определенный труд и понуждение.

Я как раз спрашивал совета у прихожан: «Как вам удается рано вставать и себя из кровати вытащить?». Одна бабушка сказала: «Вы знаете, когда просыпаюсь, я из-под одеяла ногу ставлю на ковер, становится холодно, и тут понимаю, что надо вставать»: обычно просыпаются и, чтобы сладенько было, опять начинают кутаться. Ну бессмыслица: ты проспишь самое ценное время. Поэтому, конечно, важен подвиг понуждения, но он должен быть с конкретной мыслью: начинается день, начинается молитва, на работу попозже пойдешь, а день христианина начинается с благодарного вставания, умывания – и сразу, прежде всех завтраков и прочего, конечно же, утренние молитвы.

Вопрос телезрительницы: – Я работаю в детском саду. Когда мы с детками садимся кушать (и я ем вместе с ними, и едят мои коллеги), меня как-то смущает, что я нехотя перекрещу тарелку, хотя они знают, конечно, что я верующий человек. Но я не знаю, как мне в этот момент быть, или действительно уже креститься как положено и прочитать молитву… Но когда столько глаз смотрит на тебя, то не знаешь, что делать; или вообще не есть тогда? Но мы обедаем вместе.

– Смущаться не надо. Надо перед тем, как сесть за стол, про себя прочесть «Отче наш», а когда уже сели, ложкой в тарелке сделать крестное знамение. А нарочито креститься не стоит: потом будет какое-то искушение из-за этого. Когда вы в кругу родных и близких – это одно, а когда вы на работе, тем более на светской, – другое, там это обычно не принято. Молитву читайте про себя всегда и перед едой, и после еды, а тарелку крестите ложкой или делайте незаметные движения крестного знамения. Или, как тоже делают, потянулись сначала за хлебом (вперед), потом за вилкой (назад), потом переставили стаканчик (справа) и потянулись к другой тарелке (слева), – у вас получилось широкое крестное знамение на весь стол. Но если даже этого не получится, просто перекрестите ложкой свою тарелку. Это уже будет для вас осенение крестом, и еда будет благословленной, и молитва, которую вы прочитали, тоже пойдет в благословение вам и тем людям, которые с вами. Кстати, еда после молитвы (мысленной или гласной) уже не еда, это лекарство, благословленное на пользу души и тела.

Итак, мы возвращаемся к утренним молитвам, с которых должен начинаться день христианина. И часто задают такой вопрос: «Эти молитвы для всех одинаковы или нет?». Дело в том, что у нас в молитвослове есть утренние молитвы, и они могут быть разными (по состоянию души человека). Например, начинающий человек должен обсудить со своим духовником или со священником, у которого он исповедуется, какое постоянное, но неизменное правило должно у него быть. Об этом епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому, нет цены». Поэтому, если люди начинающие, оно должно быть чуть короче. Постепенно добавляется: через неделю одно добавил, еще через неделю – другое, через месяц – третье, и в конце концов надо выйти на полные утренние молитвы, которые составляют начало нашего дня. Епископ Феофан Затворник советует: после того как помолились по молитвослову, еще своими словами попросить у Бога благословения на наступающий день и, мысленно представив все те дела, которые должны быть в течение дня, испросить помощи Божией, вразумления, вдохновения, научения или предостережения, если знаете, что день будет тяжелый.

Еще такой важный момент. У всех нас есть крест: у священников иерейский, у монахов еще монашеский параманный крест, но всякий христианин носит крестик. Я вспоминаю наставление одного из старцев, который говорил: как только просыпаешься, сразу перекрестись и поцелуй свой нательный крестик. То есть все эти малюсенькие, уже чисто физические (не только умственные) движения будут помогать преодолеть самый тяжелый момент, о котором почему-то Лествичник говорит: «Подвижничество начинается с мгновенного вставания». Некоторые скажут: «Да я очень легко просыпаюсь». Ну, тогда вы счастливый человек, если легко просыпаетесь, большинство из нас все-таки любят поспать и через это просыпают половину своей жизни.

Кстати, вспоминается один очень мудрый совет. Учитель все время «тащил» юношу, чтобы он пораньше вставал и не опаздывал на учебу, а тот все время просыпал. Тогда он однажды подошел к нему, постучал по плечу и говорит: «Знаешь, сынок, те, кто много спит, видят только одни сны, а мы с тобой должны видеть еще и жизнь». Кто много спит, видит только одни сны, а потом – еще такие сны, когда приходится за чрезмерный сон еще читать молитву Василия Великого (читающий или смотрящий да разумеет, о чем я говорю).

Каков должен быть духовный результат утреннего правила, и почему его так важно читать до начала всех дел?

– Это благословение Божие, мы с Господом поздоровались, помолились: поблагодарили (первые молитвы – благодарственные), поисповедовались и попросили. Василий Великий учит нас этому алгоритму: вся наша молитва приблизительно должна состоять из следующего – из благодарности, исповедания и прошения. А результат этих молитв – настрой алгоритма: будильник завели, если на машине едем, дорогу (навигатор) проложили. Так вот, утренние молитвы – это и есть навигатор на целый день. Поскольку мы люди верующие, то понимаем, что это благословение Божие на начало всякого дня – тот, кто начал день с Богом, с Богом и проведет. А когда начал впопыхах, кое-как, таким и день будет. Поэтому утренние молитвы – фундамент для всего дня.

Мы сейчас говорили про утренние молитвы, которые составляют начало дня, и многие святые отцы советуют нам, чтобы это духовное время утром было как можно большим, – но начинать надо постепенно. Кстати, относительно меры сна многие святые отцы и подвижники благочестия, наши Оптинские святые говорили, что для здорового человека достаточно 6 часов сна, для болящего или немощного – 7, а что сверх этого, то с покаянием. Это они говорили в XIX веке, теперь же можно еще час прибавить из-за нашей психики, нервотрепок, плохой экологической среды, которая нас окружает. Но в Оптиной пустыни – духовный оазис, там лес, огороды, источник Пафнутия Боровского. Вот сейчас нас смотрят люди из Оптиной, мои друзья. Там другая экология, на свежем воздухе и нормальном питании там можно и поменьше спать, но в среднем получается так: 7–8 часов.

Если в среднем человек ложится в 10–11, то при подъеме в 6.00 утра получается 7 часов сна – спокойно можно вставать. А если на работу к 9.00, в 8.00 надо выезжать, то получается целых два свободных часа, если человек не спит до упора. Поэтому надо начинать постепенно. Например, в 8.00 человек должен начать завтракать, одеваться и выходить на работу, но пусть день начинается сперва за полчаса, потом за 40 минут, за 50 минут, за час до этого времени. То есть надо постепенно приучаться вставать пораньше, чтобы времени до начала рабочего дня было как можно больше: к утренним молитвам ты можешь тогда добавить и Священное Писание, что тоже является фундаментом нашей духовной жизни.

И старец Амвросий Оптинский давал такой совет: «Обязательно читайте Священное Писание с утра, чтобы потом те мысли, которыми вы напитались, питали вас в течение всего дня. Смотрите, корова сначала наестся травы, а потом жует жвачку, которой напиталась с самого утра. Так и ты, христианин, послушай слово Божие, потому что, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Бог беседует с нами».

Мы же хотим, например, во время нашей передачи что-то светлое, доброе, назидательное, полезное услышать от нас, простых людей. А здесь Сам Господь говорит через строки Священного Писания. Мало того, сколько раз я замечал: когда не знаешь, как поступить в течение дня, что сказать, что сделать, как ответить, начинаешь хоть что-то вспоминать из прочитанного утром Евангелия, и обязательно находится ответ из прочитанного, потому что это Сам Господь тебе утром хотел что-то сказать через конкретные строчки.

Со временем Священное Писание должно стать нашим повседневным «завтраком» для души. Мы же не бежим на работу без завтрака, если кто-то не сидит на диете (кстати, новые сведения появились, как можно похудеть за неделю на 7 килограммов – советуют есть куриный бульон сколько хочешь, но китайскими палочками, и гарантируют, что потеряешь 7 килограммов за неделю). Если кто-то не сидит на диете, то завтракает. Почему? Это питание для тела, но ведь должно быть и питание для души: утренние молитвы и хоть одну главу из Евангелия, которая, кстати, читается за 5 минут, если это короткая глава, и 7 минут читается длинная глава. То есть 5 минут, но это завтрак и питание для души, потому что мы все должны питать – и душу, и тело.

Вопрос телезрительницы из Калмыкии: – Моя дочь подошла к возрасту, когда ей уже можно ходить в воскресную школу, но занятия идут в то же время, что и Литургия. До этого мы всегда ходили с ней на Литургию, она причащалась; как могла, молилась. А теперь, получается, если я отдам ее в воскресную школу, она будет пропускать Литургию и не сможет со мной вместе стоять там. Что выбрать – Литургию или занятия в воскресной школе?

– Вы знаете, есть такая поговорка: «Всему свое время». То, что вы сейчас говорите, у меня вызывает очень большое удивление: как одновременно идут Литургия и занятия в воскресной школе? Если вы ничего не путаете, тогда это удивительно, поэтому надо переговорить с настоятелем этого храма и сказать: «Батюшка, а как бы вы поступили на моем месте?». Нужно подойти или одной, или с группой родителей, или написать – может быть, он этого не знает или это решение директора воскресной школы, но мне это слышать очень странно. Занятия должны быть хотя бы за полчаса или за 40 минут до начала Литургии или сразу после «Отче наш», но мешать все в кучу нельзя, поэтому надо здесь попытаться, чтобы все встало на свои места.

В любых нормальных храмах воскресная школа начинает работать сразу после Литургии. Я не знаю всех причин, может быть, там есть какие-то объективные причины такого распорядка. На вашем месте я бы чередовал: один воскресный день – Литургия, другой – занятия в воскресной школе, чтобы у ребенка тоже был навык к научению, к получению знаний. Может быть, вот так стоит поступить. В конце концов, если придется выбирать между воскресной школой и Литургией, конечно, больше сотворит наша молитва, чем наши слова, ведь «слова назидают, но только дела влекут».

Сколько мы знаем детей, закончивших воскресную школу… Я слышал эти вопросы и отвечаю на не заданный, но очень актуальный вопрос: «Почему, батюшка, мы замечаем, что многие дети, достигшие переходного возраста (12–14 лет), уходят из воскресной школы и даже из Церкви?». Однажды я задал такой вопрос священнику нашего храма, отцу Алексию Сысоеву (отцу убиенного Даниила Сысоева), который возглавлял воскресную школу. Он говорит: «Не многие уходят, а почти все». (Окончание в следующем номере)

Записала: Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

Буддизм.

Духовные законы буддизма.

Идем дальше к буддизму. Что мы находим в этой древней восточной традиции.

Мы видим также десять заповедей. Я отражу здесь все, кроме последней, которая, как и в случае с христианством, направляет нас дальше к символам уже непосредственно буддизма с его особенностями как веры.

Не убивать.

Не воровать.

Не прелюбодействовать.

Не лгать и не клеветать.

Пока абсолютное совпадение с христианством. Смотрим дальше.

Не использовать дурманящих веществ. Что мы понимаем под такими веществами? Это алкоголь, курение, наркотики, правильно? Наше тело совершенно и наше восприятие мира лишь только ухудшается под воздействием алкоголя и табака, а не наоборот, как нам кажется. Просто на самом-то деле мы привыкли этот мир воспринимать очень поверхностно и неполноценно, я бы сказал. Но развить тонкое и яркое восприятие возможно без дурманящих веществ.

Могу посоветовать медитацию. В частности простую медитацию на дыхание, медитацию Тонглен, которую практикует Далай-лама. И здесь я обязательно должен упомянуть о пранаяме и одной из техник пранаямы.

Не сплетничать о других буддистах. Я тоже оставил, потому что упор здесь сделан на сплетни, а не на буддистах. Слово буддист можно смело заменить на «человек». Не сплетничать!

Не превозносить себя и не унижать других. Иначе говоря – высокомерие.

Не скупиться к нуждающимся. По-другому, сострадание и щедрость.

Не держать зла и не побуждать ко злу.

Также в буддизме существует прамиты – шесть действий, которые, при их выполнении, приводят человека к просветлению – высшей точке духовного развития.

Шесть прамит буддизма.

Щедрость. Согласитесь, что люди в большинстве жадные и алчные. Щедрость же является совсем противоположным понятием.

Закон кармы существует всегда, не зависимо ни от чего. (вот статья о карме) Именно проявляя щедрость к миру вокруг и к живущим в нем, вы сможете сполна ощутить проявление щедрости мира к вам.

Этика. Означает понимание и осознание смысла своей жизни. Не жить бессмысленно, бездумно, а понимать зачем, и учиться понимать, что делать для того, чтобы жить так.

Терпение. Во всем.

Усердие. Долой лень. Верим в свой успех, верим в себя, не боимся трудиться и работать во имя своей цели. И терпение нам в помощь.

Медитация. Развивает спокойствие, концентрацию. Учит работе с собственным умом, открывается новое видение мира, приходит глубокое ощущение единства себя и Бога. Отвечаю, зачем медитировать — вот здесь.

Мудрость. Это как итог предыдущих пяти действий. Ведь смысл в их последовательности и взаимосвязанности. Открытие понимания сути мироздания. Все едино, все одно. Прочитать и понять это невозможно. Шестая прамита может быть достигнута только при полном соблюдении первых пяти.

Смотрите, здесь уже есть принцип взаимосвязи!, что важно. То есть возникает понимание смысла в том, что мы делаем, есть цель. Отлично.

Пройдемся коротко по даосизму и индуизму.

Индуизм и его духовные правила.

Десять предписаний.

Терпение.

Прощение.

Самоконтроль и самоограничение. По другому это называется аскеза. У меня есть статья об этом. Это предписание, на мой взгляд очень общее. То есть оно касается и терпения и, например, из христианства, чревоугодия, гнева, похоти (прелюбодеяния). Многие из правил и заповедей требуют от нас самоограничения и самоконтроля.

Не воровать.

Честность и чистота.

Сексуальный контроль и контроль страстей.Сексуальная энергия — основа вашего развития и успеха. Вы знали об этом? Можете узнать в статье на сайте.

Познание истин священных писаний и духовных знаний.

Освобождение от зла внутри себя.

Из пяти основных заповедей мы, по тому же принципу, что и выше, можем взять только:

«Полная безопасность всех живых существ»

Законы духовной жизни в Даосизме.


Десять правил даосизма

Не убивай.

Исключение похоти.

Не воруй.

Говори правду.

Будь трезвым, чистота.

Почитай своих предков.

Помогай делающему добро. Соответственно делай добро.

Помогай невезучему и обретешь удачу. Все же это правило не совсем подходящее под понятие фундаментального. Все же ключевое слово здесь «Помогай». А это было только что в предыдущем правиле.

Нет мести.

Духовные законы жизни в йоге. Яма и Нияма.

Правила жизни в йоге. Цель.

Завершить я хочу именно Ямой и Ниямой по причине важности для меня наличия понятного СМЫСЛА и ЦЕЛИ этих правил. И вот как раз в йоге я нашел то, что искал в полной мере, либо, скажем так, в понятном для меня виде и трактовке.

Сразу даю вам ссылку на статью о йоге.

Итак, наконец, йога. Яма и Нияма.

Прежде чем определить правила Ямы и Ниямы и попытаться объединить все, что мы получили выше в один свод правил, давайте обозначим вот что.

В йоге очень ясно дан смысл, причина выполнения Ямы и Ниямы. Лично я для себя принял этот смысл и предлагаю его для вас.

Существует знаменитый труд великого Патанджали, где он изложил суть «восьмеричного пути» йоги. Конечная цель этого пути – состояние, известное как Самадхи.

Простыми словами, это достижение полного единства с Всевышним. Состояние, когда то, что отдаляет от нас Бога, преодолевается и растворяется. Разрывается власть времени и пространства.

Это состояние постижения Господа, сверхсознание. В этом состоянии йог может покидать тело и снова возвращаться в него, когда захочет. Фактически побеждается смерть, которой для души не существует.

Йога, если коротко – это и есть путь к Богу. Каждая душа, созданная Богом, главной своей целью имеет как раз стремление к Нему и познание Его, преодолевая ограничения и заблуждения, связанные с жизнью на земле.

Душа может идти к Цели множество жизней. Это очень долгий путь и на нем она познает все, что может быть познано. Испытает на себе все страдания и радости, которые только можно испытать. Не будет того, что не коснется опыта души.

Но главной целью остается и будет всегда – это познание Бога, самадхи.

Путь духовного развития.

Взять сегодня и прямо сейчас погрузиться в это состояние невозможно. Мы будем проживать жизнь за жизнью. Пока однажды не осознаем в себе стремление встать на путь духовного развития.

То есть прежде всего мы должны осознать для себя необходимость сделать первый шаг. А если появилось такое желание, значит душа пришла к этому, значит готова.

И вот душа чувствует, что жизнь в том виде, каком она есть, фальшивая и неполноценная, ее не устраивает. И в конце концов осознает необходимость в духовном развитии – человек хочет познавать свой внутренний мир и отвечать на вопросы, касающиеся его души. Он начинает чувствовать в себе то, чего, может раньше, просто не замечал.

Тогда мы можем прийти в церковь. Может быть, начинаем читать духовную литературу, может, как-то по-другому реагируем на возникающие внутренние импульсы.

Но, как я говорил, в самом начале, очень часто мы делаем что-то, совсем не понимая зачем. Но это тоже путь. Со временем, по чуть-чуть, каждый для себя этот смысл начнет открывать, если будет спрашивать и задумываться.

Утренние продышки

Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.

ПОЛУЧИТЬ КУРС

Яма и Нияма — это последовательное движение.

Восьмеричный путь йоги содержит в себе все, что нужно. Смысл любой религии в стремлении к Богу. Но здесь он отражен очень логично и понятно.

Вот, например, возьмем третью ступень «пути». Асаны. То, что сегодня очень популярно. Сколько открыто фитнес-йога-центров. Физические упражнения через асаны из йоги действительно развивают тело, разогревают его, прокачивают кровь, положительно влияют на дыхание.

Могу посоветовать несложный для новичка, но очень эффективный комплекс упражнений Сурья Намаскар.

Но! Для духовного пути это просто бессмысленные действия. Хотя, как мы видим, это третья ступень на пути к Богу. И без первых двух, асаны – это просто физкультура и ничего больше. Не помню, чтобы я духовно развивался на уроках физкультуры в школе.

И дальше, к четвертой ступени – пранаяме, и дальше, и дальше. Для тех, кто пропускает основу из духовных законов Ямы и Ниямы, при выполнении упражнений из третьей и четвертой ступени, двери новых духовных открытий, будут заперты.

Как писалось выше, правила духовного пути это в первую очередь практика, благодаря которой через усилия и время мы открываем для себя новое восприятие мира.

И как раз без вот этого нового видения и ощущения, мы не сможем уловить и заметить то, что содержат в себе Асаны, Пранаяма и прочее. В них есть ключи к дальнейшему духовному росту, но мы просто не заметим их, будем считать, что их попросту нет, потому что они будут закрыты для нас. Мы не сможешь их увидеть.

Любой путь должен быть наполнен смыслом.

Мы можем уйти в сторону от йоги и столкнемся с тем же. Можно каждые выходные посещать церковь и регулярно молиться. Но мы не будет ощущать тех сокровищ, которые хранятся в священных обрядах, и молитвы будут просто словами, не способными воскресить то духовное, что в нас есть.

Молитвенная жизнь православного христианина

Цель жизни православного христианина – соединение с Богом. Слово «религия» так и переводится с латинского языка – восстановление связи. Отсюда и слово «лига» (в музыкальной грамоте – дуга, соединяющая ноты).

Христианская религия также называется православной верой. Слова «вера», «доверие», «уверенность» однокоренные. Мы верим в Бога и доверяем Ему, у нас есть уверенность, что Господь всегда рядом, всегда близко и никогда не оставит своих чад, обращающихся к Нему. Именно уверенность, а не самоуверенность, то есть надежда только на свои собственные немощные силы. Христианин знает, что в его жизни действует Промысл Божий, который ведет его, порой даже через сложные испытания, ко спасению. И поэтому православный человек не одинок в этом мире. Даже если друзья и близкие отвернутся от него, Бог никогда его не оставит. Этим он отличается от людей неверующих или маловерных. Их жизнь сопровождает постоянный стресс, напряжение, страх: как выжить в этом жестоком мире? что будет завтра? и т. д. У православного человека не должно быть страха перед настоящим и будущим: совершенная любовь к Богу, вера в Него изгоняет страх (ср.: 1 Ин. 4, 18). Но вера – это не просто признание того, что существует некий космический Разум, Абсолют; это живая связь с Живым Богом.

Без веры невозможно действие ни одного таинства или даже обряда. Благодать Божия, исцеляющая и укрепляющая нас, подается только по нашей личной вере. Священнодействие – это не магический ритуал: что-то там за нас сделали, и теперь у нас все будет хорошо. Нет, нужно открыть свое сердце Богу, лично обратиться к Нему. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

К сожалению, очень многие современные люди, считающие себя православными, приступают к таинствам и другим священнодействиям Церкви без разумения, веры и личного обращения к Богу. На всякий случай крестят детей, из моды или уважения к традициям венчаются и ходят в храм на Пасху.

Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Господь совершает чудеса, исцеления только по вере обращающихся к Нему или по вере тех людей, которые просят за болящих. Например, однажды Христос учил народ в некоем доме и к этому дому принесли расслабленного, парализованного человека. Не имея возможности из-за многолюдства войти в дом, принесшие разобрали кровлю и спустили постель с болящим через крышу. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои. И исцелил его (см.: Мк. 2, 1–12). То есть чудо совершилось по вере друзей расслабленного, которые очень хотели его исцеления.

А вот пример личного обращения. Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потратившая все имение свое на врачей, имела крепкую веру в то, что, только прикоснувшись к одежде Спасителя, она получит исцеление. И ее вера не была посрамлена. Прикоснувшись к ризе Христа, она получила исцеление. Сам Господь похвалил ее веру, сказав: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (см.: Мф. 9, 20–22). И таких примеров в Священном Писании можно найти немало.

Самый главный вопрос: как стяжать веру и как укрепить ее в своем сердце? Вера приобретается через обращение к Богу, через молитву. Молясь, человек начинает чувствовать присутствие Божие в своей жизни, и ему уже не нужны другие доказательства бытия Божия, он знает, что, обращаясь с молитвой ко Господу, он получает по своей молитве. Второе, чем укрепляется вера, – это благодарность Богу. Необходимо замечать в своей жизни благодеяния и дары Божии, изливаемые на нас.

Притом благодарить Господа нужно не только за приятные моменты жизни, но и за посылаемые испытания. «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога, и худое прекратится. Слава Богу за все!» – говорит святитель Иоанн Златоуст[1].

Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина – это способ соединения с Богом, беседа, общение с Ним. Обращение ко Господу в молитве – потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином. Каждый православный христианин должен молиться утром и перед сном – читать утренние и вечерние молитвы, изложенные в православном молитвослове. Также молиться перед едой (читать молитву Господню «Отче наш» или «Очи всех на Тя, Господи, уповают…») и после еды (читать благодарственную молитву). Эти молитвословия также содержатся в православном молитвослове. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы, других дел) и после его окончания. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный» или специальные молитвы на начало всякого дела из молитвослова. После окончания дела читается молитва Богородице «Достойно есть». Еще можно прочесть особые благодарственные молитвы, которые также содержатся в молитвослове; их читают, благодаря Бога за Его благодеяния.

В молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя опускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин – воин Христов, в Крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой и строится по особому распорядку и уставу. В службе недопустимы самочиние и лень. И православный человек также несет свою службу. Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви.

Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, ис.полняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что на исповеди приходится слышать и такое: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Такая молитва Богу не нужна. Чтобы исполнение правила не превратилось в пустую «вычитку» (прочли правило для галочки, и можно спокойно идти заниматься делами), нужно читать его не торопясь, лучше вслух, вполголоса или шепотом, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно, ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Перед молитвой нужно постоять некоторое время перед иконами, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения и только тогда начинать молитву. Если во время чтения молитв рассеивается внимание, приходят посторонние помыслы и мы отвлекаемся от читаемого, рекомендуется остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда, с благословения духовного отца или приходского священника, он может выбрать из молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв, например, три или четыре, и молиться пока по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из молитвослова. Как бы восходя от силы в силу (ср.: Пс. 83, 6–8).

Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни.

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнять несокращенное правило. Он еще многого не понимает, незнакомый церковнославянский текст пока еще сложен для его восприятия. Чтобы осознать смысл читаемых текстов, следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни. Здесь можно привести такое сравнение. Каждый, кто начинает заниматься спортом, начинает с небольших нагрузок. Например, бегает на короткие расстояния, занимается с облегченными гантелями, но потом постепенно, все больше и больше, увеличивает нагрузку и в итоге достигает хороших результатов.

Христиане обязательно читают молитвы утром, прося у Бога благословения на день грядущий и благодаря Его за ночь прошедшую, они молятся Ему каждый вечер, выполняя правило, которое готовит ко сну и является исповеданием грехов минувшего дня, то есть имеет покаянный характер. Но и весь день православного человека также должен быть одухотворен памятью о Боге. Эта память очень хорошо укрепляется молитвой. Без Меня не можете делать ничего, – говорит Господь (Ин. 15, 5). И всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о призывании помощи Божией на наши труды.

Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени читать ежедневное правило. От этого страдает духовная жизнь: человек начинает редко вспоминать о Боге. Действительно, когда ребенок доставляет много хлопот, к нему нужно постоянно вставать днем и ночью, кормить его и ухаживать за ним, – исполнять полное молитвенное правило бывает очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно призывать имя Божие в течение дня. Например, если мать готовит пищу, – молиться о том, чтобы обед получился вкусным; перед кормлением ребенка грудью читать «Отче наш»; после – благодарственную молитву. Если предстоит особенно много дел – следует молиться о том, чтобы Господь помог, дал силы и время переделать все дела. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге, и мы не будем забывать Его в суете мирской. Эта рекомендация годится не только для православной матери маленьких детей, но и для любого православного христианина. Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные (хотя покаяние тоже является просьбой о прощении грехов). Ко Господу мы, конечно, должны обращаться не только с просьбами, но и непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И главное, уметь видеть их, замечать в своей жизни и ценить дары Божии. Очень хорошо в конце дня завести себе правило вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может выполнять и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты, Псалтирь. Особенно это необходимо делать в непростые, скорбные или просто тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице, который находится в молитвослове, читается «во всякой скорби душевной и обстоянии», как сказано в самом названии этого канона. Если христианин хочет взять на себя постоянное молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника. Перед причащением Святых Христовых Таин православные христиане говеют, то есть постятся и читают каноны: покаянный; молебный Богородице; канон Ангелу хранителю и канон перед Святым Причащением с молитвами.

Следует также добавить, что кроме постоянного молитвенного правила христианин должен регулярно читать слово Божие – Священное Писание. Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, молитвами, Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение является простым оправданием собственной лености. Мы не можем надоесть Богу своими молитвами. Он – Отец наш Небесный, и, как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать и милость к нам не может оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

На эту тему существует одна притча.

В доме неких богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли весьма изысканно: достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья собралась за столом, все смотрели на священника и думали, что вот теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье». Наступило неловкое молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке – это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся».

Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “Доброе утро”?» [2]

Протоиерей Павел Гумеров, 22 ноября 2016 г.

https://www.pravoslavie.ru/98836.html

Итак. Духовные законы жизни в йоге.

Яма и Нияма – это главные условия на пути духовного развития. Это то, с чего надо начинать. А если пропустил, то дальше идти бессмысленно, а может даже и опасно, потому что можно разочароваться и увидеть то, чего нет, либо наоборот.

Яма. 5 правил.

Яма – это первая ступень йоги, согласно «Йога-сутрам» содержащая 5 правил взаимоотношения человека с внешним миром.

  1. Ненасилие. Опять же уже известный «Не убей».
  2. Говори правду, не лги.
  3. Не пожелай чужого.
  4. Контроль похоти, сексуальная воздержанность, целомудрие (по крайней мере до вступления в брак). Очень схожа с «Не прелюбодействуй»
  5. Щедрость, не накопительство, свобода от привязанностей, вещей, от чужого мнения, собственная внутренняя свобода и неприкосновенность свободы другого человека.

Нияма. 5 правил.

Нияма – вторая ступень йоги. В ней содержатся 5 правил взаимоотношения человека со своим внутренним миром.

  1. Чистота тела и ума. То есть гигиена, чистая одежда, но при этом следим за чистотой своих мыслей.
  2. Счастье в настоящем моменте. Здесь и сейчас. Все хорошо, позитивный настрой.
  3. Самодисциплина. Терпение, усердие, трудолюбие в духовных устремлениях.
  4. Изучение священных писаний, духовных книг.
  5. Принятие Бога, как цели жизни.

Промежуточный итог.

Теперь давайте все обобщим.

Получилась вот такая итоговая таблица духовных законов по мировым религиям и традициям.

ХристианствоБуддизмИндуизмДаосизмЙога
Не убивайНе убиватьНе убивай и сохраняй жизньНе убивайНе убивай
Не прелюбодействуй, блуд.Не прелюбодействоватьСексуальный контрольИсключение ПохотиБорьба с похотью
Не крадиНе крадиНе крадиНе крадиНе кради
Не лгиНе лгиЧестность. Не лгиНе лгиНе лги
Не будь алчным. Либо будь щедрым.ЩедростьОсвобождение от злаДелай добро и помогай делающему доброЩедрость, не накопительство, свобода привязанности от вещей.
Не поддавайся гневу. Либо будь добр и спокоенНе пей, не кури, не принимай наркотикиТерпениеБудь трезвСамодисциплина, усердие, терпение
Печаль и уныние. Будь радостнымНе сплетничайПрощениеНе мстить. Соответственно прощать.Стремление к духовным знаниям, чтение духовной литературы
Тщеславие и гордыня.Отказ от зла и не побуждать ко злуСтремление к духовным знаниямПочитай своих предковЧистота тела и ума, чистота мыслей
Почитай отца и матьПонимание смысла жизниСчастье здесь и сейчас
Чревоугодие. Не есть слишком многоТерпение, усердие, борьба с леньюЦель жизни -Бог
Медитация. Спокойствие и стремление к познанию своей духовной стороны

В Христианстве я объединил заповедь «не прелюбодействуй и блуд», грехи «печаль» и «уныние», а также «тщеславие» и «гордыня». Объединил «не желай чужого» и «не кради» — думаю, они во многом схожи.

Буддийскую «мудрость» я не писал – это скорее итог соблюдения правил, а не одно из них. Сделал еще несколько корректировок.

Главные законы жизни.

Во всех пяти рассматриваемых религиях и традициях совпадают первые 4 духовных правила.

Это:

НЕ УБЕЙ!

Не посягай на любую жизнь. Не ты ее создал, не тебе ее и прекращать. Человек жизнь не способен создать, он может лишь заняться сексом, а жизнь возникает без его участия. Человек просто проводник. И еще раз хочу отметить, что нигде нет пометок, что речь идет только о человеческой жизни.

КОНТРОЛЬ СЕКСУАЛЬНЫХ ЖЕЛАНИЙ!

Как в браке, так и после него. У вас есть выбор. Вы можете выбрать путь целомудрия. Можете практиковать сексуальные практики и сохранение сексуальной энергии. Но вы должны взять ее под контроль.

И в первую очередь не изменять своей супруге либо супругу, исключить беспорядочные связи, если вы не в браке. И прекратить заниматься мастурбацией и смотреть порнографию. Сюда же подходит и чистота мыслей.

НЕ ВОРУЙ!

Закон кармы работает, как и работал, верим мы в него или нет, ему все равно. Если заберешь чужое, то даже не сомневайся, что придется отдать свое. Что это будет? Неизвестно, но факт, что будет.

НЕ ЛГИ!

Как же это тяжело осуществимо. Мне кажется, что обманывают все. Кто-то больше, кто-то меньше.

А еще я вам скажу одну интересную вещь, которую говорил, по-моему, Йогананда Парамаханса: если ты что-то сказал, но не сделал, то тем самым ты ослабил силу своих мыслей.

Фактически получается, что тем самым мы даем понять, что наши слова ничего не значат и не материализуются. И в дальнейшем пространство «привыкнет» к тому, что ваши слова — это просто слова и добиться желаемого будет сложнее. Так и с ложью, когда наши слова не являются правдой.

Дальше мы видим расхождения, но при этом можем заметить, что во всех правилах есть много общего и направленность одна, и она понятна.

Также в Яме и Нияме, согласно многих источников, по 10 законов. И если мы их все запишем, то практически заполним все пустоты.

Что еще мы должны включить в фундаментальные духовные законы жизни, без которых невозможен духовный рост и полноценный жизненный успех.

ДОБРО И СОСТРАДАНИЕ!

Не проходите мимо того, кому больно. Помогай добрым людям и сам делай добро для других.

ПРОЩЕНИЕ!

Не держите обид. Ни на кого и никогда. Научитесь прощать. Сколько раз я должен прощать? Лев Толстой отвечал: А если ты решил бросить пить, сколько раз ты будешь говорить «нет», когда тебе будут подносить стакан?

ПОЧИТАЙ СВОИХ ПРЕДКОВ!

Считается, что это продлевает вашу жизнь на земле. Любите своих родителей, бабушек и дедушек.

ЩЕДРОСТЬ!

Боремся с алчностью и жадностью. Не привязанность к вещам. Ведь жизнь человеческая коротка. Все вернется, иначе никак. Не сомневайтесь в этом!

СМИРЕНИЕ! НЕТ ТЩЕСЛАВИЮ!

Все люди равны. Нет тех, кто выше, либо ниже. У каждой души свой опыт в этой жизни. В каждом из нас один Бог. Мы все – одно! Нет смысла что-то показывать и доказывать друг другу и выпячивать свою крутость.

Если мы и можем что-то доказывать, то лишь самим себе и Тому, кто создал нас и мир вокруг. Делай все, что в твоих силах, а все остальное не в твоей власти.

УСЕРДИЕ И ТЕРПЕНИЕ!

В любом деле спешка не приводит к добру. Никогда не сдавайтесь, идите вперед, пускай медленно, но шаг за шагом.

СЧАСТЬЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

Хватит печалиться и ныть. Все на самом деле хорошо. Все реально хорошо, что бы не происходило в вашей жизни. Все хорошо! Оставайтесь спокойным всегда.

Найдите счастье внутри себя и тогда обнаружите его во всем вокруг и жизнь улыбнется вам. Да вы все это давно знаете, ведь так!? Но толку со знаний, которые не применяются? Смотрите, и тысячелетние писания говорят то же самое. А вы, наверное, все ищете что-то другое.

ЧИСТОТА!

Я бы сюда отнес не только чистоту, как таковую, но и, например, обжорство, либо, как написано в Библии, чревоугодие. То есть чистота желудка. Мы живем для души, а не для тела. Тело умрет, душа – нет.

Сохраняйте чистоту в теле, как снаружи, так и внутри. Следите за тем, что едите и сколько.

ТРЕЗВОСТЬ И СВОБОДА ОТ НАРКОТИКОВ!

Что здесь еще добавить. Бросайте пить, курить и все, что вы там еще употребляете.

Правила христианской жизни

Д-р Билли Грэм

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.» Лук. 6,31

Что бы вы ни делали: играете ли, правите ли машиной, печете ли пирог — во всем нужно следовать известным правилам, если вы хотите, чтобы ваше дело увенчалось успехом.

Библия учит, что христианская жизнь находится в состоянии беспрерывного роста. Когда вы родитесь свыше, вы рождаетесь в духовный мир. Вы становитесь малым ребенком в семье. Цель Бога — чтобы вы выросли до полного возраста и стали зрелым во Христе. Было бы против Божиих и природных законов, если бы вы все время оставались ребенком и таким образом стали бы духовным карликом. Во 2-ом послании Петра 3,18 Библия говорит, что вы должны расти. Это означает последовательное развитие, постоянный рост, расширение познаний и искание мудрости свыше.

Для того, чтобы расти как следует, должны соблюдаться известные правила хорошего духовного здоровья. Прежде всего вам следует ежедневно читать Библию. Ваша духовная жизнь нуждается в пище. Какого рода пищи? Духовной пищи. Где найти эту духовную пищу? В Библии, в Слове Божием. Библия открывает Христа, Который есть хлеб насущный для вашей голодной души и живая вода для вашего жаждущего сердца. Если вы не будете подкреплять себя ежедневно духовной пищей, вам грозит истощение и потеря духовной жизнеспособности. Библия говорит: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2, 2). Читайте Библию, изучайте ее, размышляйте над ней, запоминайте ее. Девяносто пять процентов всех тех затруднений, которые вы испытываете, как христианин, происходят вследствие недостаточного чтения и изучения Библии.

Не удовлетворяйтесь тем, чтобы пробежать глазами главу только для того, чтобы успокоить свою совесть. Сберегайте Слово Божие в вашем сердце. Немногое, но хорошо продуманное имеет большую ценность для вашей души, чем большое количество прочитанного наспех. Не падайте духом от того, что вы не все сможете понять. Читайте сперва простые места из Библии. Младенца вы тоже не станете кормить с первого же дня мясом, а дадите ему молоко.

Я посоветовал бы начать сперва с чтения Евангелия от Иоанна. Когда вы будете читать, Дух Святый осветит вам смысл прочитанного. Он раскроет вам значение трудных слов и поможет выяснить загадочные места. Но даже если вы не сможете запомнить сразу всего, что читаете, или понять все, продолжайте все же читать! Сам по себе процесс этого чтения будет иметь очищающее действие на ваш разум и сердце. Не допускайте, чтобы что-нибудь могло помешать этому вашему ежедневному занятию.

Во-вторых: научитесь постичь тайну молитвы. Теперь у вас есть Небесный Отец. Он слышит и отвечает на молитву. Иисус Христос сказал: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21, 22). И Он сказал также: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан. 14,14). Каждый человек, жизнь которого имела ценность для церкви и для Царствия Небесного, был человеком молитвы. Нельзя вам позволить себе быть слишком занятым, чтобы не молиться. Немолящийся христианин — бессильный христианин. Иисус Христос проводил часы в молитве. Иногда Он проводил ночь на вершине горы в одиноком общении с Богом-Отцом. Если же Он нуждался в молитве, насколько же больше нужно нам молиться!

Вначале ваши молитвы могут подхрамывать. Вы может быть будете еще говорить неловко и косноязычно. Но Святой Дух, живущий в вас, поможет вам и наставит вас. Каждая молитва, которую вы произносите, будет отвечена. Иногда ответом будет «нет», иногда «жди», но тем не менее, на нее будет отвечено.

Все ваши просьбы должны всегда иметь одно условие: «Да будет воля Твоя!» «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Псал. 36, 4). Но утешаться Господом предшествует исполнению наших желаний. Бог всегда делает то, что лучше всего для Его чад.

Помните, что вы можете молиться всегда и повсюду. Если вы моете посуду, копаете канаву, работаете в конторе, в магазине, находитесь на спортивной площадке — повсюду вы можете молиться, и Бог ответит вам!

Выработайте себе систематический метод молитвы. Молитва, вместе с изучением Библии, содействует развитию полной и светлой Христовой жизни. Библия учит: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5, 17). Если вы будете посвящать определенные часы дня для молитвы, то в продолжении всего дня ваше подсознание будет насыщено молитвой. Недостаточно того, что вставая утром вы преклоняете колена и произносите несколько слов молитвы. Должны быть среди дня установленные сроки, когда вы уединитесь для общения с Богом.

Диавол будет подстерегать вас в этом на каждом шагу. То закричит ребенок, то зазвонит телефон, то кто-то постучится в дверь — вам будут много мешать, но все же придерживайтесь молитвы! Не падайте духом: вскоре вы убедитесь, что эти часы молитвы составляют самое драгоценное в вашей жизни. Вы будете ожидать их с большим нетерпением, чем чего-либо другого. Без постоянной, ежедневной, систематической молитвы ваша жизнь покажется вам стесненной, разочаровывающей и бесплодной. Без постоянной молитвы вы никогда не познаете того внутреннего мира с Богом, который Он хочет вам дать.

В-третьих: полагайтесь беспрерывно на Духа Святого. Помните, что Христос обитает в вас чрез Духа Святого. Ваше тело является теперь обиталищем третьего лица Пресвятой Троицы. Не просите Его помочь вам, точно вы просите вашего слугу. Просите Его придти и сделать все. Просите Его взять в Свои руки все в вашей жизни. Скажите Ему, как вы слабы, беспомощны, непостоянны и ненадежны. Отойдите в сторону и предоставьте Ему все выборы и решения вашей жизни.

Вам невозможно устоять в вашей христианской жизни — но Он может помочь вам на этом пути. Ему нелегко удерживать вас, пока вы еще сами боретесь и противитесь. Сдайтесь и успокойтесь в Боге. Оставьте ваши внутренние осложнения и напряженность. Положитесь полностью на Него. Не ломайте себе головы и не бойтесь по поводу ваших решений — предоставьте Ему сделать их за вас. Не заботьтесь о завтрашнем дне — Он Бог и завтрашнего дня. Он видит конец уже в самом начале. Не заботьтесь о жизненных потребностях — Он снабдит вас всем необходимым. Истинно побеждающий христианин будет свободным от забот, внутренних конфликтов и напряженности. Полностью положившись на Духа Святого, вы обнаружите, что исчезли многие из ваших телесных и духовных немощей.

В-четвертых: регулярно посещайте церковь. Джон Веслей сказал однажды: «Библия ничего не знает о религии в одиночестве». Христианство — религия общения. Следовать за Христом означает любовь, праведность, служение. А все это можно только проявлять и применять в людской среде. Эту среду вы найдете в церкви.

Церковь, это Христово строительство на земле. Это то место, где мы преклоняемся перед Богом, учимся Его Слову и имеем общение с другими верующими. Библия называет церковь «народом святым», «народом Божиим», «Божиим домостроительством», «святым храмом в Господе», «жилищем Божиим», «Телом Христовым» (1 Петр. 2, 9-10; Ефес. 2, 21-22 и др.). Все эти картинные выражения, символы и образы применены для указания на ту реальность, которой является церковь.

Ничто не может заменить посещения церкви. Если вы истинный последователь Иисуса Христа, вы отклоните такие пустые отговорки, как например: погода слишком холодная или стоит жара, идет снег или дождь. Это все недостойные отговорки. Есть много людей заявляющих, что они могут оставаться дома в воскресенье утром и молиться дома. Но человек, ограничивающийся этим, не оказывает Богу того полного поклонения, на которое Он имеет право, ибо Бог Творец нашего тела так же, как и нашего ума и души, поэтому и ум и тело должны участвовать в должном преклонении Богу.

Есть многие, которые говорят, что они могут остаться дома и слушать проповедь по радио, и что это заменяет церковное богослужение. Но этого недостаточно. Вы идете в церковь не для того только, чтобы слушать проповедь. Вы идете в церковь для того, чтобы поклониться Богу и служить Ему в общении с другими верующими. Вы не можете быть счастливым и успешным христианином, не будучи верным церкви. В церкви вы найдете свое место для служения. Мы спасены для того, чтобы служить. Счастливый христианин — это усердный христианин.

В-пятых: будьте свидетельствующим христианином. Если вы верно исполняете четыре предыдущих правила, пятое будет выполняться само собой — так же, как если в чашу беспрерывно подливать воду, она станет переливаться через край.

Вы теперь стали назначенным и уполномоченным посланником Царя царей. Вы должны высоко поднять флаг вашего государства над зданием вашего посольства. Предположим, что наш посол распорядится в чужой стране снять американский флаг со здания посольства на том основании, что он не нравится народу той страны. Тогда этого посланника сразу же отзовут домой! Он не будет достоин представлять Соединенные Штаты!

Если вы не будете согласны с тем, чтобы ваш флаг развевался над вашим домом, в вашей конторе, в магазине, в общежитии — то вы недостойны быть посланником Христа! Вы должны стоять на своем посту, и пусть все окружающие вас знают, что вы христианин. Вы должны свидетельствовать о Христе.

Мы свидетельствуем двояко: жизнью и словом; одного из двух недостаточно. После того, как вы обратились, Бог возлагает на вас задачу — свидетельствовать об Его спасающей милости и о Его Всемогуществе. Вы становитесь под знамена Христа. Вы становитесь Его оруженосцем.

Иисус Христос сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф. 10, 32). В Деяниях Апостолов 28,23 описывается внушительная сцена: Апостол Павел, находясь под стражею в Риме, призывал людей, приходивших к нему в большом количестве, ко Христу и с утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием. О каждом из нас тоже следовало бы ежедневно сказать: «Вот, вышел сеятель сеять» (Матф. 13, 3).

Посыльному большой конторы не дается свобода действий. Единственная его обязанность заключается в том, чтобы снести письмо, полученное конторой лицу, которому оно адресовано. Может-быть в письме содержатся неприятные известия или печальная весть для получателя. Но посыльный не может остановиться по дороге, распечатать конверт и переменить содержание письма. Его обязанность только доставить известие.

Мы, христиане, имеем Слово Божие. Наш великий Господь сказал нам: «Идите, несите эту весть умирающему мирy!» Некоторые не обращают на это внимания. Некоторые разрывают Божью весть и заменяют ее своей собственной. Некоторые зачеркивают часть слов. Некоторые говорят людям, что Господь не подразумевает того, что говорит. Другие утверждают, что Он Сам в действительности не писал этого, а это было написано обыкновенными людьми, неправильно понимавшими смысл.

Вспомним, что Апостол Павел призывал уже столетия тому назад христиан учить только Слову Божьему. Помните, что мы должны сеять семя. Некоторые семена действительно могут упасть на каменистую почву, другие в тернии и волчцы, но наше дело продолжать их сеять. Мы не должны прекращать посева из-за того, что может-быть почва кажется неплодородной.

Мы держим свечу. И мы должны дать ей возможность светить! Пусть она кажется только слабо мерцающим огоньком среди целого мира тьмы, наше дело — дать ей светить!

Мы трубачи. В грохоте и шуме сражения звук наших труб может затеряться, но мы все же должны продолжать трубить тревогу для тех, кто в опасности.

Мы разжигаем костер. В этом холодном мире, полном ненависти и себялюбия наш маленький огонь может казаться незначительным, но мы все же должны поддерживать его, чтобы он горел.

Мы ударяем молотом. Удары, быть-может, только утомляют наши руки, но мы должны продолжать ударять.

Мы берем в руки меч. Первый или второй удар нашим мечом может оказаться ударом по воздуху, и все наши усилия поразить врага могут показаться безнадежными, но мы должны продолжать оттачивать наш меч, ибо это «меч Духа».

У нас есть хлеб для голодного мира. Может-быть люди так заняты поглощением других вещей, что они не захотят принять хлеба жизни, но мы все же должны продолжать давать его, предлагать его душам людей.

У нас есть вода для жаждущих людей. И мы должны продолжать говорить: «Кто жаждет, приди и пей!»

Мы должны продолжать, не унывая, все снова неотступно распространять Его Слово!

Иисус Христос сказал, что многие ваши семена найдут благоприятную почву, вырастут и принесут плод. Огонь в вашем сердце и на ваших устах зажжет священное пламя в некоторых холодных сердцах и приведет их ко Христу. Молот разобьет чьи-нибудь жесткие сердца и заставит их покориться Христу. Меч пробьет панцырь греха и поразит самодовольство и гордость, и откроет в сердцах место Духу Божьему. Кто-нибудь голодный насытится Хлебом жизни, я чьи-нибудь жаждущие души утолят свою жажду живой водой.

Будьте ловцами душ! Самое радостное переживание, которое доступно человеку, это — привести других ко Христу. На мою долю выпало привести тысячи людей к познанию спасения во Христе. И я всегда переживаю снова внутреннее волнение, когда вижу, что человек протягивает руку и говорит: «Я принимаю Христа!» Это ценнее всех богатств мира. Нет такого счастья, такого переживания, такого романтического приключения, которое могло бы сравниться с восторгом, если приобретешь человека для Христа. Будьте ловцами душ! Будьте свидетелями Христа!

Библия говорит: «Мудрый привлекает души» (Притчи 11, 30). «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде, как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12, 3).

«Вы — соль земли» (Матф. 5, 13). Соль вызывает жажду. Вызывает ли ваша жизнь у других людей жажду живой воды?

В-шестых: пусть любовь будет руководящим принципом в вашей жизни. Иисус Христос сказал тем, кто последовал за Ним: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» И в другом месте Библии мы находим то же подтверждение у апостола Иоанна: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоан. 4, 7-10).

Из всех даров, которыми Бог наделил детей Своих, величайший — любовь. Из всех плодов Духа Святого, любовь стоит на первом месте.

Библия говорит, что те, которые следуют за Христом, должны также любить друг друга, как Бог любил нас, когда послал Сына Своего умереть за нас на кресте. Библия говорит, что в тот час, когда мы приходим ко Христу, Он дает нам сверхъестественную любовь и что эта любовь изливается в наше сердце Духом Святым. Величайшее доказательство, что мы Христовы, состоит в том, что мы любим друг друга. Если вы постигнете эту тайну Божию сразу же в вашем христианском переживании, то вы уже прошли часть пути к зрелой, счастливой жизни со Христом!

В-седьмых: будьте послушным христианином. Предоставьте Христу первое место при любом выборе решения, которое вам встретится в жизни. Пусть Он будет вашим Господом и Учителем. Предоставьте Ему быть вашим кормчим.

В-восьмых: Научитесь как противостоять искушению. Как мы уже видели, искушение естественно. Искушение не грех. Поддаться искушению — это грех. Бог никогда не будет искушать вас. Но Он допускает искушение, чтобы испытать вас. Соблазн — это дело диавола. Запомни это. Одно из средств избежать искушения — это прочесть искусителю стих из Евангелия — и он убежит от вас, ибо не может противостоять Слову Божию.

Когда Иисус Христос подвергался искушению в пустыне, единственным средством Его победы было Слово Божие. Трижды сказал Он: «Ибо написано».

Если вы скажете диаволу: «так сказал Господь», то диавол исчезнет. И в то же время дайте Иисусу Христу право через обитающего в вас Духа Святого сражаться за вас. Одна маленькая девочка сказала: «Каждый раз, когда я слышу, что диавол стучится в дверь, я посылаю к двери Иисуса Христа.»

Каждый человек подвергается искушению, но есть люди, которые задерживаются с ними. Точно им нравится подвергаться соблазну. Если вы задумаете прогнать мышь метлой, то увидите, что она смотрит не на метлу, а на дырку, куда она может спастись. Отведите глаза ваши от искушения и устремите свой взор на Христа!

Однажды я спросил одного офицера, что он предпочел бы на поле сражения: мужество или подчинение. Он, не задумываясь, ответил: подчинение!

Богу угодно ваше подчинение больше чем что либо другое. Для того, чтобы подчиняться Ему, вы должны знать Его повеления. В этом еще одна причина необходимости чтения и изучения Библии. Библия служит вам компасом и руководством. Слушайтесь того, что Бог говорит вам.

В-девятых: будьте истинным христианином.

Кто-то хорошо сказал, что «некоторые христиане настолько настроены по-небесному, что они не пригодны для земного».

Правда, Библия учит удаляться от греха, но Библия нигде не говорит, чтобы мы были начинены нездоровой своеобразностью и были неестественны. Вы должны сиять! Вы должны быть услужливым, вежливым, приветливым, чисты телом и душой, уравновешенным. Глупого любезничания, нездоровых сплетен, двусмысленных разговоров и сомнительных развлечений нужно избегать, как гадюки. Ваш внешний облик должен быть приятным, опрятным, привлекательным, хорошо тоже придерживаться хорошего вкуса. Крайностей следует избегать во всех отношениях. Мужчина ли вы или женщина, вы должны стремиться вести себя как воспитанная личность, и так, чтобы ваша жизнь, как и внешность, соответствовали Евангелию и этим делали его привлекатеьным для других. Как сказал д-р Бернхаус: «Люди могут и не читать Евангелия в роскошном кожаном переплете, но они не могут обойтись без Евангелия в самом простом переплете.»

В-десятых: будьте довольны тем положением в жизни, которое вам Господь даровал. Бог создал вас таким, как вы есть. Он поставил вас туда, где вы находитесь. И поэтому вы можете самым лучшим образом служить Ему и прославлять Его именно таким, как вы есть, и там, где вы как раз находитесь. Некоторые люди постоянно смотрят по другую сторону забора, где трава кажется им зеленее, чем у них. Они проводят столько времени зря, желая, чтобы все у них было по другому, и размышляют и мучатся вопросами, отчего у них все не так, как бы они хотели, и не замечают тех преимуществ и возможностей, которые открываются перед ними как раз на том месте, где они находятся.

Будьте как Ап. Павел, который говорил: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью» (Деян. Ап. 20,24). Апостол Павел сказал, что он научился жить и в скудости и в изобилии. Даже в тюрьме он научился быть истинным христианином. Пусть обстоятельства вашей жизни не угнетают вас. Научитесь правильным путем справляться с вашими обстоятельствами.

Эти правила и предложения могут показаться слишком простыми. Но соблюдайте их — они помогают. Я проверил их в жизни тысячей людей. Я проверил их в своей собственной жизни. Если их соблюдать строго и неуклонно, они дадут вам душевный мир, мир уму, счастье и радость, и вы овладеете разгадкой тайны, как проводить жизнь, удовлетворяющую вас.

Д-р Билли Грэм, Мир с Богом

Газета Протестант,ру

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]