Универсальная молитва
В нашей Церкви есть традиция повторять некоторые молитвы несколько раз. Наверное, чаще всего верующие повторяют «Господи, помилуй». Есть, например, такая часть литургии, как сугубая ектения — то есть особые прошения, с которыми мы обращаемся к Богу после чтения Евангелия. После каждого прошения трижды поют «Господи, помилуй». По нескольку раз эти слова мы произносим также во время утреннего и вечернего молитвенного правила, а порой число повторов достигает сорока — как во время чтения канона ко Святому Причащению. Почему так, почему именно она? Дело в том, что «Господи, помилуй» — это универсальная молитва, которая выражает практически все наши прошения. Под «помилуй» мы подразумеваем и прощение наших грехов, и просьбу о помощи в духовной борьбе, и прошение быть милостивым к нашим близким, и надежда на обретение Царствия Небесного и избавление от вечных мук.
Почему мы повторяем слова этой молитвы не одно и то же число раз? — потому что молимся о разном и с разной целью.
Единожды произнесли — помолились. Трижды повторили — помолились и попросили более настойчиво. Двенадцать или сорок раз повторяем для большей концентрации внимания на этой молитве.
Сорок раз «Господи, помилуй» в храмах читают в те моменты богослужения, когда совершается что-то важное. В это время нужно сохранять особое молитвенное состояние, сосредоточенность — вот мы и повторяем эту простую, но глубокую по смыслу молитву много раз.
Любопытный момент: раньше в храмах не было хора. Если посмотреть старые богослужебные книги, то окажется, что там упоминаются священник, диакон, чтец — и лик, то есть все люди, которые находятся в храме. Поскольку все эти христиане не могли идеально знать богослужение, а соборно молиться очень важно, им Церковь давала такую возможность — они читали во время службы молитву «Господи, помилуй» много раз. Теперь за нас это делает хор, а мы присоединяемся к молитве мысленно.
Утреннее правило для детей
Воспитывая своих детей в любви к Богу, многие христиане приходят к священникам с вопросами, надо ли заставлять их молиться, с какого возраста это нужно делать и какие утренние детские молитвы следует разучивать. Заставлять ребенка не нужно, важно быть для него примером, чтобы своими действиями побуждать молиться вместе. Со временем он будет самостоятельно выполнять утреннее правило. Просить Бога о помощи необходимо, это важно чтобы научиться благодарить – Высшие силы, родителей и близких. Для маленьких детей идеально подходят короткие, наполненные смыслом молитвы:
- Молитва Мытаря
– одна из самых часто используемых коротких молитв. - Молитва предначинательная
– текст читают перед началом какого-либо дела. - Молитва Святому Духу
– славословная молитва, прославляющая Святой Дух. - Трисвятое
– молитва, которая часто читается не только как самостоятельное произведение, но и в начале богослужений. - Ангелу-хранителю
– обращение к Ангелу, который всегда рядом с самого крещения с каждым верующим.
Почему три, двенадцать и сорок, а не двадцать восемь, девятнадцать и ещё сколько-нибудь?
Числа три, двенадцать и сорок имеют в нашей Церкви особое, символическое значение. Три — число Святой Троицы и символ полноты. Двенадцать — число колен Израилевых, число апостолов. Сорок — число дней Великого Потопа, столько же лет Моисей водил по пустыне еврейский народ. Сорок дней постился в пустыне Спаситель, на протяжении такого же времени Он пробыл на земле после Воскресения.
Многократное повторение молитв нужно для того, чтобы мы осознали, о чём, собственно, просим. Люди, считающие себя духовно преуспевшими, просят порой каких-то странных даров — дара слёз или прозорливости. Другие же настолько заняты заботами о насущных проблемах, что просят исключительно об их решении. К сожалению, и первые, и вторые забывают о главном — о спасении.
Ещё повторы молитв нужны, чтобы мы собрали рассеявшиеся мысли. Именно по этой причине в жизнь монахов очень глубоко вошла практика творить молитву Иисусову. Она короткая и не даёт мыслям молящегося разбежаться. Так что, если мы не вычитываем молитвы, а действительно стараемся молиться, повторы кратких молитв помогают нашему уму сосредоточиться.
А ещё, повторяя молитвы, православные делятся радостью. Пример этому — многократное повторение «Христос Воскресе из мертвых» и «Воскресение Христово видевше». Мы не можем не ликовать, ведь Христос Воскрес, ад повержен, смерти нет! У нас могут спросить: как же нет, если люди умирают каждый день? Да, это так, но теперь мы знаем, что смерть — это не финал жизни. Мне в связи с этим вспоминается надпись на могиле одной девушки, принадлежавшей к первым христианам: «Она жива».
К слову, если проследить, какой была культура погребения в дохристианскую эпоху и какой она стала после пришествия Христа в мир, можно заметить колоссальную разницу. В древности мёртвых «отселяли», кладбища выносили за границы поселения, создавали «города мёртвых», некрополи. А что мы видим спустя века? В каждом городе есть кладбища. Христиане верят, что смерти, которая отделяла нас от Бога, нет. Каждый понимает: после окончания земной жизни он не отправляется в шеол, а идёт в объятия любящего Бога, Которого он любил всю жизнь. Потому мы так ликуем на пасхальных службах. Мы повторяем радостную весть — и даём возможность расслышать её тем, кто, возможно, ещё не слышал.
Молитва «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» — это тоже проявление нашей радости и благодарности. Само слово «аллилуйя» означает «слава Тебе, Боже». Здесь выходит очень интересно: мы молимся заимствованным словом, и тут же поясняем его — произносим перевод. Почему так? Потому что не все христиане знали и знают иностранные языки, а молиться надо вместе.
Утренняя молитва Оптинских старцев
Оптина пустынь – место в Калужской области, куда в 19 веке съезжались старцы, чтобы научить русскую интеллигенцию верить в Бога. Слово «Оптина» произошло от имени человека, который впервые пришел на эту землю и стал отшельником, уверовав в Господа. Кто он и откуда – доподлинно неизвестно. Пустыню раньше называли «уединенным местом», где жили монахи. Место, где Бог разговаривает с нами, – Оптина Пустынь, утренние молитвы здесь имеют особое значение. Начиная день с представленного текста, можно сохранить утреннее умиротворение до самого вечера.
Почему мы не читаем несколько раз подряд главную молитву — «Отче наш»?
Молитву «Отче наш» мы читаем много раз во время литургии и в течение дня — без неё не обходится ни одна служба, ни одно правило, ни один акафист или канон. Мы можем читать её перед едой, перед сном, перед началом каждого дела — она универсальна.
Получается, что много раз мы повторяем короткие молитвы, которые не позволяют разуму рассеяться, по три раза — молитвы, в смысл которых надо вникнуть. А достаточно длинную, но очень важную «Отче наш» мы повторяем всё время, поэтому трижды и более раз молиться ей нет нужды. Наоборот: все маленькие молитвы, которые ей предшествуют и повторяются, способствуют тому, чтобы мы собрали внимание и прочли её максимально сосредоточенно.
В Церкви всё очень мудро устроено. Стоит поинтересоваться, разобраться — и ваша церковная жизнь наполнится смыслом и радостью.
Священник Димитрий Паламарчук
Утреннее правило Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский всю жизнь с малых лет до самой старости посвятил служению Богу. Он часто давал людям советы, как прийти к вере, как правильно молиться и так далее. Серафим прожил долгую праведную жизнь, поэтому его называют «преподобным» – подобным Богу. Церковное утреннее правило от Серафима Саровского считается основным для многих православных. Оно говорит о том, что, проснувшись, каждый христианин должен встать перед иконами и прочитать молитвы:
- «Отче наш»
– всем известная молитва, ее необходимо прочитать три раза. - «Богородице, Дево, радуйся»
необходимо прочитать три раза подряд. - «Символ веры»
– очень почитаемая многими верующими молитва, ее необходимо прочитать один раз.
Под защитой Божьей
В некоторых регионах Украины основным приветствием вот уже несколько столетий остается фраза «Слава Ису!». Произнося ее, человек свидетельствует о своем уважении и вере в Сына Божьего и желает Господней защиты тому, к кому обращено приветствие.
Защитное же действие, которое дает молитва Иисусова, практически безгранично. Ведь произнося имя Сына Божьего, человек утверждает, что Иисус и есть Господом, а призывая Его на помощь, мы признаем, что Бог – центр Вселенной, получаем от Него поддержку, тот лучик света, в котором нуждается каждая душа.
Священники советуют, перед тем как читать Иисусову молитву, раскаяться и приступать к чтению с чистым, свободным сердцем, готовым уместить в себя Божественную силу, которой оно будет наполняться по мере воссоединения с Господом.
И еще: Иисусова молитва способна очистить от грехов, стоит только после «помилуй мя» признать себя грешным и добавить: «осуждающего, завистливого, гордого» и т. д.
Текст и смысл молитвы
Святые отцы называют ее откровением, исповеданием веры и обетом. Несмотря на свою краткость, Иисусова молитва православная очень емкая по содержанию, и позволяет вкладывать в нее свой смысл каждому молящемуся.
Произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», каждый имеет в виду то помилование, которое ему необходимо на данный момент. Кто-то молится об удачном дне, кто-то – о здоровье, кто-то – о близких, кто-то – о мире, кто-то – о хлебе насущном. И каждый находит в ней ответ – не сегодня, так через неделю, через год, но он обязательно приходит, если в молитвенный труд человеком вложено много души.
Сердца очищение и божественных даров подательница – еще так характеризуют эту чудодейственную молитву.
Утренние молитвы Валаамского монастыря
Точное время основания Валаамского монастыря никому не известно. Считается что в 1329 году двумя преподобными отцами – Германом и Сергием на острове Валаам была основана обитель. Неоднократно на нее нападали и грабили, но каждый раз верующие люди восстанавливали ее. Наибольшую известность обитель получила в 19 веке, до сих пор сохранились памятники архитектуры того времени. Молитвы, которые читают на Валааме, наделены особенной силой. Когда наступает время для утреннего правила, Валаам замирает. Священники на этом острове особенно почитают молитву «Помилуй нас, Господи».
Что такое умное делание молитвы?
В христианстве под умным деланием понимают максимальную концентрацию внимания и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.
Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовой священники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.
Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление – это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть – толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.
Поэтому священники рекомендуют перед чтением Иисусовой молитвы исповедаться, причаститься, покаяться и, по возможности, простить всех обидчиков.
Сколько раз произносить Иисусову молитву?
В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.
Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим – и сотни мало.
Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.