Порядок совершения
- Приветствие священника: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков»
- Ектения («Миром Господу помолимся»): о мире, спасении душ, сем храме, стране, граде, различных категориях людей.
- Антифон («Благослови душа моя Господа»)
- Ектения («Паки и паки»)
- Доксология
- Песнь Иисусу Христу
- «Блаженства» (из Евангелий)
- Трисвятое
- Пожелание мира.
- Прокимен (Псалом Давида)
- Чтение Апостола.
- Чтение Евангелия.
- Отпуск оглашенных.
- Херувимская песнь
- Освящение даров.
- Символ веры
- Анафора
- Серафимская песнь.
- Отче наш
- Причастие
Божественная Литургия — центральное христианское богослужение. Именно во время Литургии происходит главное таинство христианства — пресуществление хлеба и вина в Тело Христово, которого в конце службы причащаются верующие.
В современной практике Литургия совершается утром. Она может служиться в любой день, кроме Страстной пятницы, сред и пятниц Сырной седмицы, вторника и четверга первых шести недель Великого поста, а также пятниц перед Рождеством и Крещением в том случае, если эти праздники попадают на воскресенье.
В Православной церкви существуют три чина Литургии: Литургия Иоанна Златоуста, Литургия Василия Великого и Литургия Преждеосвященных даров.
Чаще всего совершается Литургия Иоанна Златоуста.
Литургия Василия Великого служится 10 раз в году: в Рождественский и Крещенский сочельники 6 и 18 января), в день памяти самого святителя (14 января), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверг и Великую субботу. В сочельники, Великий четверг и Великую субботу Литургия присоединяется к вечерне. В современной практике она вместе с вечерней совершается утром, однако по уставу должна служиться вечером: в сочельники и Великую субботу Литургия относится уже к следующему богослужебному дню, то есть по сути является первой праздничной службой Рождества, Крещения или Пасхи, а Литургия Великого четверга совершается в воспоминание тайной вечери — то есть вечерней трапезы, ужина Христа с учениками, на котором было установлено таинство Евхаристии.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Она не является полной Литургией: на этой службе не совершается пресуществление хлеба и вина в Тело Христово, но верующие причащаются Даров, которые освящались на одной из предшествующих Литургий.
Порядок совершения Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого
Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
Проскомидия
Проскомидия — в переводе с греческого означает «приношение»: в жертву Богу приносятся пять богослужебных хлебов (просфор), вино и вода. Это подготовительная часть Божественной Литургии, совершаемая во время чтения часов.
Священник берет пять больших просфор, по числу пяти хлебов, которыми Христос насытил пять тысяч человек. Из просфор вынимаются частицы в честь Христа, Богородицы, святых и всех православных христиан. Часть вынутая во имя Иисуса Христа называется агнцем, именно она разделяется на части и дается верующим во время причащения. Вынутые частицы кладутся на дискос — особое блюдо для Святых Даров. Сверху ставится звездица, поверх которой кладется возду
х (особое покрывало). Рядом с дискосом на жертвеннике стоит чаша (потир) с влитыми в них вином и водой.
Оставшаяся часть просфоры, из которой был вынут агнец, называется антидором и раздается в конце Литургии тем, кто не причащался. Вкушать антидор можно только в храме, натощак.
На проскомидию также приносят малые просфоры по числу заказных записок о здравии и упокоении. Священник вынимает из них частицы, читая имена в записках. После Литургии эти просфоры, уже без вынутой частицы, раздают подавшим записки.
В завершение проскомидии священник с молитвой кадит приготовленные дары.
Литургия оглашенных
Литургия оглашенных — первая часть Литургии. В отличие от второй части, Литургии верных, в древности на ней присутствовали те, кто еще не принял крещение, — оглашенные.
Литургия оглашенных начинается возгласами диакона и священника: «Благослови, владыко» — «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков».
Затем диакон читает великую ектению, во время которой просит Бога о спасении собравшихся здесь и всех православных христиан, о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных, о стране, ее властях и воинстве.
Затем следуют три антифона — песнопения, составленные из стихов псалмов, которые поются попеременно правым и левым хором. Антифоны различаются в зависимости от дня недели (буднего или воскресного) или праздника.
После второго антифона поется песнопение «Единородный Сыне…», в котором верующие просят Христа спасти и помиловать их. Это песнопение содержит в себе краткое изложение православного учения об Иисусе Христе: Его предвечном рождении от Отца, воплощении от Девы Марии, распятии и воскресении.
Затем поется третий антифон — блаженны: отрывки из Евангелия с перечислением блаженств. Вместе с евангельскими стихами поются отрывки из канона праздника или святого, память которого совершается в этот день.
После антифонов совершается вход с Евангелием (малый вход), который символизирует выход Христа на проповедь. Священнослужители с напрестольным Евангелием выходят из алтаря северными дверьми, затем входят в него царскими вратами.
После входа следует изменяемая часть Литургии — поются тропари и кондаки сегодняшнего святого или праздника, дня недели, святого или праздника, в честь которого освящен храм. Поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Затем читается Священное Писание: Апостол (отрывок из послания одного из апостолов или из Деяний святых апостолов) и Евангелие. После этого священник говорит проповедь, поясняющую смысл прочитанных Писаний. В некоторых храмах проповедь произносится не в этот момент, а уже позже, перед причащением мирян.
После чтения Писания диакон читает сугубую (то есть двойную, вдвойне усердную) ектению, в которой просит у Бога милости для всех молящихся, для властей и воинства страны, а также молится об упокоении усопших. Во время этой ектении читаются простые записки о здравии и упокоении (в отличие от заказных, которые читались в алтаре во время проскомидии).
После этого читается молитва об оглашенных, а затем диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите». В древности в это время все готовившиеся ко крещению выходили из храма, и оставшаяся часть службы — Литургия верных — совершалась при запертых дверях.
Литургия верных
Литургия верных начинается двумя краткими ектениями. Открываются царские врата и хор начинает петь Херувимскую песнь. Во время Херувимской совершается Великий вход: священник и диакон берут Святые Дары с жертвенника и выносят их на амвон через северные двери: диакон несет дискос с вынутыми частицами просфор, поставив его себе на голову, священник — чашу с вином в руках. После этого священник и диакон произносят молитву о патриархе и всех православных христианах и вносят Святые Дары в алтарь через царские врата. Дары ставятся на престол, царские врата закрываются, за ними задергивается завеса.
После великого входа следует просительная ектения, затем весь храм хором поет Символ веры.
После пения Символа веры священник в алтаре начинает произносить евхаристические молитвы, по которым Святые Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Эти молитвы произносятся тихо, хотя и могут быть слышны верующим из алтаря. Отдельные фразы священник возглашает громко, так что их слышат все молящиеся в храме. По освящении Даров священник вспоминает всех святых, прославившихся в Церкви Православной, особенно же Пресвятую Деву. Хор поет песнопение «Достойно есть…» (если служится Литургия Иоанна Златоуста) или «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь» (если служится Литургия Василия Великого), в большие праздники оно может заменяться другим песнопением — задостойником. Священник в алтаре тихо молится об усопших и о живых. Вслух возглашается прошение о здравии патриарха и правящего архиерея (епископа, архиепископа или митрополита).
Затем священник благословляет молящихся, диакон читает просительную ектению, в которой просит Бога о милостях. Затем весь храм хором поет «Отче наш…».
После этого священник благословляет собравшихся со словами «Мир всем». Дьякон возглашает: «Вонмем!» Священник: «Святая святым!» Это означает, что Святые Дары могут подаваться только святым. Хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь», что значит: в полной мере свят только Христос, остальные же приступают к причащению святых даров с осознанием своего недостоинства. После этого в алтаре причащаются священнослужители.
Пока идет причащение священнослужителей, хор поет запричастный стих и какое-нибудь песнопение. Также в это время священник может произносить проповедь (если она не читалась сразу после чтения Писания) или чтец читает молитвы из последования ко святому причащению, в помощь тем, кто не успел прочесть их с утра.
Затем Чаша выносится молящимся. Дьякон возглашает: «Со страхом и верою приступите!» Священник читает молитву перед причащением. На русском языке она звучит так: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты действительно Христос-Спаситель, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первых. Еще верую, что в этой Чаше — действительно Пречистое Тело Твое и Честная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне согрешения мои, совершенные вольно или невольно, словом или делом, осознанно или по неведению, и дай мне не в осуждение причаститься Пречистых Твоих Таинств, но во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. Сыне Божий, прими меня как причастника Твоей Тайной Вечери, потому что я не расскажу о таинстве Твоем врагам и не дам Тебе предательского поцелуя Иуды, но, как разбойник, скажу: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Пусть не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела».
После этого молящие подходят к Чаше и принимают Причастие. Когда все причастятся, Чашу уносят в алтарь. Священник погружает в нее все вынутые частицы просфор с молитвой о том, чтобы Кровь Господа Иисуса Христа омыла грехи всех, о ком молились на Литургии. Хор в это время поет благодарственные молитвы. Затем дьякон произносит краткую ектению, а священник читает заамвонную молитву. После нее он в последний раз благословляет молящих и произносит отпуст, держа в руке крест. После этого все присутствующие в храме подходят приложиться ко кресту. Этим заканчивается служба.
Дни совершения
Литургия Василия Великого совершается в Православной Церкви 10 раз в году:
- день памяти Василия Великого 1 (14) января;
- навечерия праздников Рождества Христова и Крещения (рис. 1а) или в самый день этих праздников, если их навечерия выпадают в субботу или воскресенье (рис. 1б, в);
- 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста;
- Великий четверг и Великая суббота на Страстной седмице.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ОСВЯЩЕНИЕ ДАРОВ ДЛЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
На тех Литургиях, за которыми освящаются Дары для Литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии употребляется большее количество просфор, нежели обычно, а именно столько, сколько приготовляется к освящению Агнцев для Литургии Преждеосвященных Даров, ибо Агнец для каждой Литургии изъемлется из особой просфоры. Святой Агнец для Литургии Преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется Агнец для Литургии, совершаемой в тот же день. На проскомидии священник «изъемлет, жрет и прободает первый Агнец», затем произносит те же слова и совершает те же действия над Агнцами, приготовляемыми для Литургии Преждеосвященных Даров; затем полагает их все на дискос и покрывает покровами. Во время освящения Даров, после призывания Святого Духа священник произносит совершительные слова одновременно над всеми Агнцами: «Сотвори хлеб убо сей», а не говорит во множественном числе: «Хлебы сия», потому что один есть Христос, как в том, так и в другом хлебе. Когда священник совершает возношение Святых Даров, он возносит также и Агнец, предназначенный для Литургии Преждеосвященных Даров. Затем, когда священник раздробит первый Святой Хлеб, он влагает его частицу (ИС) в потир и вливает в потир теплоту. Далее, он полагает на левую руку (на гýбу) Святой Агнец, приготовленный для Литургии Преждеосвященных Даров, а правой рукой берет лжицу и, омочив ее в Пречистой Крови, касается ею Святого Агнца крестообразно, прикасаясь к мягкой стороне по крестообразному нарезу. Пречистое Тело Христово, соединенное с Пречистою Кровию, полагается в дарохранительницу и хранится до Литургии Преждеосвященных Даров.
Отличия чина литургии
Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:
- на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
- молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза;
- песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на литургии Иоанна Златоуста;
- во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде́ святы́м Свои́м ученико́м и апо́столом, рек…» перед возгласами «…приими́те, яди́те» и «…пи́йте от нея́ вси»;
- вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.
Литургия это главная христианская служба
Литургия это особое богослужение, занимающее главное место в жизни Церкви. Все священные действия и молитвы этой службы сосредоточены на подготовке к Таинству Евхаристии (от греч. «благодарение») и самому принятию Тела и Крови Иисуса Христа. Впервые Литургия (Евхаристия) была совершена Самим Спасителем совместно с Его апостолами во время Тайной Вечери. Это произошло непосредственно перед страданиями и смертью Иисуса Христа, о чем свидетельствуют все Евангелисты, а также апостол Павел.
Высокое значение Причастия для духовной жизни каждого христианина невозможно переоценить. Евхаристия это бескровная жертва “о всех и за вся”, которую принес Господь Иисус Христос. И по завету Спасителя мы творим Ее в воспоминание об этой жертве.
“Литургия — это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия — это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную”
(Иоанн Кронштадтский, “Моя жизнь во Христе”).
Пение Символа веры во время Божественной Литургии