Православная церковь о празднике 8 Марта: праздновать или нет


Стоит ли праздновать 8 марта верующим

Традиция отмечать этот день крепко вошла в российский быт, но православные верующие не забывают историю возникновения этого торжества. Христиане всегда помнят о том, что здесь глубоко проросли корни кровавой революции.

Верующим людям нет нужды отмечать это событие. По традициям православия женщин поздравляют и почитают в святую неделю Жен-мироносиц, прославляющую тех матерей, кто лично приветствовал Сына Божьего и сопровождал его на Голгофу. Они первыми принесли радостную весть о воскресении Иисуса Христа, что развеяла скорбь многих последователей христианства.

О женщинах в православии:

  • Святые равноапостольные женщины в православии
  • Икона Жен-Мироносиц


Икона Святые Жены-мироносцы

  • Церковь иногда сравнивает женские идеалы двух праздников. Для 8 марта — это эмансипированная революционерка с отличительными нравственными характеристиками мужчины, а для православного дня — чуткая, заботливая, верная и любящая матерь-христианка, жертвующая жизнью ради веры в Единого Бога.
  • Торжество восьмого марта часто совпадает с днями Великого Поста, который стимулирует верующих к воздержанию от некоторой пищи, половых отношений и проявлений неудержимой радости. Поэтому Церковь всяческим образом критикует этот праздник.
  • Православная традиция имеет собственные устои и календарь памятных дат. Каждый религиозный праздник учит чему-то нравственному и добродетельному, а благочестивая жизнь святых являются ярким примером для смиренного подражания. День Жен-мироносиц наставляет верующих к любви и преданному служению Господу. Основоположницы дня 8 марта не имели своей целью научить людей высокой морали.
  • Православный человек должен относиться ко дню 8 марта как к обыкновенному светскому торжеству. В миру есть даже ярые противники этого торжества, желающие его упразднения. Однако даже его отмена не повлияет на мнение Церкви, потому что религия не приписывает 8-му марта никакой важности.
  • Для православия не существует половых различий, важно правильное поведение, не прекословящее десяти главным заповедям Священных писаний. Церковный календарь составляется таким образом, чтобы почитать память каждого мужчины или женщины.
  • Миссия религиозности состоит в наполнении населения духом истинного смирения. Священнослужители порой недоумевают, почему праздник с революционными началами отодвинул на второй план торжество Жен-мироносиц, прославляющий терпение и любовь. Задача же православного верующего состоит в поддержании основных церковных празднований, чтобы восполнять и возрождать дух религиозности.


8 марта — православный взгляд

  • Православные люди, не признающие 8 марта, не чинят препятствий мирским людям, потому что придерживаются религиозного девиза «С радующимися радуйся!».

На заметку! В этот день вполне приемлемо подарить женщинам маленькие презенты и осыпать их теплыми поздравлениями. Однако необходимо помнить: этот мирской праздник входит в календарные рамки Великого Поста. Поэтому верующий обязан посвятить это время молитве и размышлениям.

Поликарпов день

Священномученика Поликарпа Смирнского, епископа.

Церковь празднует память святого Поликарпа родом из г. Смирны в Малой Азии. Был епископом. Принял мученическую смерть за веру в Иисуса Христа при императоре Аврелии. Его сожгли на костре.

Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан по указанию Ангела благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол (память 6 февраля). Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос.

Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу:

«Как кормчим нужны ветры или обуреваемому — пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».

На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161-180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны.

Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» – одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в «Церковной Истории» (V, 20):

«Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, — обращается святой Ириней к своему другу Флорину — …Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, — мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, — то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца… Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить».

При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

История праздника 8 марта

Дата связывается с именем активной коммунистки и феминистки Клары Цеткин. Она множество сил потратила для того, чтобы отстоять права слабой половины человечества. В начале своего создания торжество имело колоссальный политический оттенок.

О других светских праздниках:

  • Можно ли православным отмечать Новый Год
  • Православная церковь о дне святого Валентина
  • О празднике Хэллоувин
  • Именно 8 марта 1857 г. нью-йоркские текстильщицы прошли маршем, который получил название «пустых кастрюль». Эти американские работницы требовали зарплату, равную мужской, сокращения трудового дня и значительных изменений в условиях.
  • С этого момента многие представительницы слабого пола на американском и европейском континентах выступили с феминистскими заявлениями.
  • Через 50 лет на улицах того же Нью-Йорка 15 000 женщин провели демонстрацию, приуроченную к маршу «пустых кастрюль». Они снова потребовали равнозначной с мужчинами зарплаты, сокращения рабочего графика и улучшения условий своего тяжелого труда. В свои заявления они добавили протест против эксплуатации детей, а также требование об официальном представлении голоса на выборах.
  • Через год забастовка на 8 марта повторилась, а в 1910 г. она была распространена по всей территории США. Делегация американских феминисток-социалисток отправилась на конференцию в Дании, где познакомились с К. Цеткин и Р. Люксембург. Последние являлись бескомпромиссными борцами против идей, связывающих женщин Германии. Они требовали, чтобы мужское общество развязало им руки и перестало давить понятиями детей, кухни и церкви. Социалистки-феминистки добивались усредненной заработной платы и возможности получать руководящие посты в различных организациях.


История происхождения 8 марта

  • К. Цеткин предложила установить определенную дату, когда женщины будут привлекать внимание общества к собственным проблемам. Многие феминистки поддержали этот порыв и включились в активную борьбу за общественное равноправие. Специальная конференция поддержала этот проект, и появился международный женский день.
  • Самые первые празднования проводились 19 марта, в 1912 г. — 12 мая, и только через два года дата окончательно утвердилась на 8 марта.

На заметку! Среди светского населения нашей страны практически неизвестно торжество Жен-мироносиц. Миряне не удостаивают женщин вниманием в третье воскресенье после Пасхи. Однако именно это торжество вспоминает о лучших качествах наших матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для светского общества сегодня в чести только 8 марта.

Особенности богослужения:

В неделю (воскресенье) Торжества Православия после литургии служится Чин торжества Православия. Это особый молебен, во время которого провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и утверждается истинное прославление Бога, согласно учению Церкви.

Тропарь праздника

Тропарём праздника является тропарь Нерукотворному образу Спаса:

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»

Кондак праздника:

Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Что такое тропарь и кондак читайте здесь

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]