Подготовка к причастию и рекомендованные сроки для исповеди перед Пасхой

Что такое общая исповедь? Как проходит подготовка к общей исповеди? Молитва перед исповедью и причастием. Грехи, покаяние и прощение.

Исповедь относится к одному из семи Таинств Церкви. По Православному Катихизису это священное действие, благодаря которому на человека тайно действует благодать, спасительная сила Бога. Таинство — это дар не за заслуги, а по любви Господа. Благодать действует во всем мире, но с особой силой действует через Церковь с целью укрепить верующего на пути к Богу. По этой причине к исповеди допускаются только верующие христиане, крещеные в Церкви.

Что такое исповедь?

Исповедь — это Таинство Покаяния, при котором видимое прощение грехов священником невидимо исходит от Господа. Исповедь очищает душу от греха.

Подготовка к общей исповеди

В отличие от других Таинств, подготовка к исповеди не требует соблюдения формальностей. Она может совершаться везде в любое время. Единственное обязательное условие — наличие православного священника.

Православный священник совершает общую исповедь в храме, на дому, в больнице.

Для исповедания от человека не требуется соблюдения поста или специальных молитв. Подготовка заключается в размышлениях о собственной жизни, анализе поступков и дел с точки зрения Божьих заповедей. Допускается записывать грехи, чтобы не упустить чего-то во время Таинства.

Можно помолиться Господу об отпущении грехов и даровании покаяния. Когда вы почувствуете готовность, можно попросить священника провести общую исповедь.

Необходимость исповеди накануне Пасхи

Последняя неделя перед Светлым Воскресеньем Христовым – это период, когда каждый день имеет важное значение. Все семь суток связаны с событиями страданий и чудесного воскрешения Сына Божьего. О вехах мучений и чуде изложено в Евангелие, написанном апостолом Лукой, в книгах Нового Завета.

Православный верующий, желающий подготовиться к новому периоду – литургическому году, перед главным церковным праздником, стремится пройти и сопережить ограничения и мучения посланника Господа Бога. Христианин должен соблюдать строгий пост в течение четырех декад, отказывая себе в телесных и духовных удовольствиях. Тем самым он стремится повторить путь Христа, который постился в пустыне. Итогом воздержания является Страстная седмица, когда следует не только очистить тело, но и душу на исповеди.

Общая исповедь в храме

Хотя произвести покаяние можно в любой обстановке, но, если не существует особых обстоятельств, на исповедь идут в церковь. Можно исповедаться во время богослужения или попросить священника назначить специальное время.

Для проведения Таинства Покаяния больного человека со священнослужителем нужно договориться индивидуально.

Обычно общая исповедь совершается перед Божественной Литургией, во время ее или перед причастием. При большом наплыве верующих могут назначить особое время. Уточнить его лучше заранее.

Как исповедуются в храме

Обычно священник исповедует перед аналоем на солее, в приделах или в притворе. Прихожане становятся друг за другом на некотором расстоянии перед аналоем, не мешая чужой исповеди.

Стоять нужно тихо, сокрушаясь о своих грехах и подходить к священнику в порядке очереди.

Перед аналоем склоняют голову или по желанию встают на колени. Коленопреклонения отменяются в воскресенье, в период от Пасхи до дня Святой Троицы, по великим праздникам. Священник покрывает голову кающегося епитрахилью, спрашивает его имя, и что он желает исповедать.

Человек должен назвать наиболее свойственные ему страсти и недостатки, как осознание общей греховности, а также покаяться за особо тяжкие грехи, среди которых может быть оскорбление близких, богохульство, несоблюдение заповедей.

Священник может задавать вопросы, по окончании исповеди говорит наставление и молится о прощении грехов кающегося.

Разрешительная молитва читается, когда очевидно искреннее раскаяние человека и стремление к исправлению. После ее прочтения считается, что Таинство совершено и грехи прощены Богом.

Покаявшийся грешник крестится, целует крест, Евангелие и берет благословение.

Митрополит Сурожский Антоний ОБ ИСПОВЕДИ

Говоря о покаянии, я только коснулся исповеди, но вопрос об исповеди настолько важен, что я хочу на нем остановиться подробнее и глубже.

Исповедь

бывает двоякая. Бывает личная, частная исповедь, когда человек подходит к священнику и открывает в его присутствии свою душу Богу. И бывает общая исповедь, когда люди сходятся большой или малой группой, и священник произносит исповедь за всех, включая себя самого. Я хочу остановиться сначала на частной исповеди и обратить ваше внимание вот на что.

Человек исповедуется — Богу. В поучении, которое священник произносит перед исповедью отдельного человека, говорится: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое; я же — только свидетель”. Это надо помнить: мы исповедуемся не священнику и не он является нашим судьей. Я бы сказал больше: даже Христос в этот момент не является нашим Судьей, а является сострадающим нашим Спасителем. Это очень, очень важно, потому что когда мы приходим на исповедь

, мы находимся в присутствии свидетеля. Но что это за свидетель, какова его роль?

Свидетели бывают различные. Например: случилась авария на дороге. Какой-то человек стоял при дороге и видел, что случилось; его спрашивают, что произошло. Ему совершенно все равно, кто прав, кто виноват, он просто говорит: я видел то-то и то-то… Есть другой род свидетелей — на суде: один свидетельствует против подсудимого, другой — в его пользу. Это совершенно иное положение, и этому частично соответствует священник, потому что он стоит перед Христом и говорит: “Господи, он к Тебе пришел в покаянии, — прими его! Уж если мне его жалко, то, конечно, Тебе его жалко много больше, чем мне. Я его спасти не могу, я могу с ним кое-чем поделиться, чем-то помочь, но Ты

можешь его преобразить”.

А есть третий род свидетеля. Когда совершается брак, приглашают самого близкого человека. Он — тот, кто в Евангелии назван “друг жениха” ( в нашей практике можно было бы сказать также “друг невесты”). Это самый близкий жениху и невесте человек, который может разделить с ними самым полным образом радость преображающей встречи, соединяющего чуда.

И вот священник занимает это положение: он — друг Жениха, друг Христов, он кающегося приводит к Жениху-Христу. Он — тот, который так глубоко связан любовью с кающимся, что готов с ним разделить его трагедию и привести его к спасению. И когда я говорю “разделить его трагедию”, то говорю о чем-то очень, очень серьезном. Мне вспоминается один подвижник, которого однажды спросили: “Каким образом каждый человек, который к тебе приходит и рассказывает о своем житье-бытье, даже без чувства покаяния или сожаления, вдруг бывает охвачен ужасом перед тем, насколько он грешен, и начинает каяться, исповедоваться, плакать — и меняться?” И этот подвижник дал замечательный ответ. Он сказал: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой

. Мы с этим человеком едины; те грехи, которые он совершил действием, я непременно совершил мыслью или желанием, или поползновением. Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я (как он говорил) схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, и когда я дошел до самой глубины, я его душу связываю со своей душой и каюсь всеми силами своей души в грехах, которые он исповедует и которые я признаю за свои. И тогда он охвачен моим покаянием и не может не каяться, и выходит освобожденным; а я по-новому каялся в своих грехах, потому что я с ним един состраданием и любовью”.

Это предельный пример того, как священник может подойти к покаянию другого человека, как он может быть другом жениха

, как он может быть тем, который приводит кающегося ко спасению. Но для этого священник должен научиться состраданию, должен научиться чувствовать и сознавать себя единым с кающимся.

А произнося слова разрешительной молитвы, священник их либо предваряет наставлением, либо нет. И это тоже требует честности и внимания. Иногда бывает, что священник слушает исповедь, и вдруг ему явно, как бы от Бога, от Духа Святого открывается, чтó он должен сказать кающемуся. Ему может показаться, что это не к делу, но он должен слушаться этого голоса Божьего и произнести эти слова, сказать то, что Бог ему положил на душу, на сердце и в ум. И если он так поступит, даже когда это как будто не относится к исповеди, которую принес кающийся, он говорит то, что нужно кающемуся.

Иногда у священника нет чувства, что эти слова от Бога. (Знаете, и у апостола Павла в посланиях встречаются места, где он пишет: “Это я вам говорю именем Божиим, именем Христовым…”, или “Это я вам говорю от себя…”). Но это не значит, что тогда слова священника — “отсебятина”; это то, что он познал из личного опыта, и он делится этим опытом, — опытом греховности, опытом покаяния и того, чему его научили другие люди, более чистые, более достойные, чем он сам.

А порой и этого нет. Тогда можно сказать: “Вот что я вычитал у святых отцов, вычитал в Священном Писании. Я могу тебе это предложить, ты это прими во внимание, задумайся, и может быть через эти слова Божественного Писания тебе Бог скажет то, чего я не могу сказать”.

А иногда честный священник должен сказать: “Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу”. И у нас есть пример тому. В житии преподобного Амвросия Оптинского описываются два случая, как к нему приходили люди, открывали свою душу, свою нужду, и он три дня их держал без ответа. И когда наконец у него настоятельно просили ответа, он сказал: “Что я могу ответить? Вот три дня я молю Божию Матерь меня просветить и дать ответ, — Она молчит; как же я могу говорить без Ее благодати?”

Вот то, что я хотел сказать о частной, личной исповеди. Человек должен прийти и свою душу изливать. Не повторять чужие слова, смотря в книжку, а поставить перед собой вопрос: если бы я стал теперь перед лицом Христа Спасителя и всех людей, которые меня знают, что явилось бы для меня предметом стыда? что я не готов открыть перед всеми, потому что было бы слишком страшно, что меня увидели, каким я себя вижу?.. Вот в чем надо исповедоваться. Поставь себе вопрос: если моя жена, мои дети, мой самый близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо мне то или другое, было бы мне стыдно или нет? Если стыдно — исповедуй. Если то или другое стыдно открыть Богу (Который и без того это знает, но от Которого я стараюсь это спрятать) или было бы страшно — открой это Богу. Потому что в момент, когда ты это откроешь, все то, что ставится в свет, делается светом. И тогда ты можешь исповедоваться и произносить свою

исповедь, а не трафаретную, чужую, пустую, бессмысленную исповедь.

А если речь идет о детях, надо помнить, что детям нельзя навязывать исповедь, которая не является их собственной исповедью. Нельзя им говорить: “Ты запомни, что ты меня рассердил тем-то, что в этом ты поступил не право, вот покайся в этом”. Надо дать ребенку свободу стать перед Богом как перед другом, и с Ним поделиться всей своей жизнью и душой, — даже своей болью о родителях, даже тем, как он их переживает иногда тяжело.

А теперь я хочу сказать коротко об общей исповеди. Общая исповедь может произноситься по-разному. Обыкновенно она произносится так: собирается народ, священник говорит какую-то вступительную проповедь и затем по книге читает как можно большее число тех грехов, которые он ожидает от присутствующих. Этот перечень может быть формальным. Сколько раз я слышал: “Я не вычитывал утренних и вечерних молитв”, “я не вычитывал канонов”, “я не соблюдал постов”, я не делал того, я не делал другого… Это все формально. Да, это не формально в том смысле, что это реальные грехи каких-то людей, может быть, даже самого священника, но это не обязательно реальные грехи этих людей; реальные грехи бывают иные.

Я вам расскажу, как провожу общую исповедь сам. Общая исповедь у нас бывает четыре раза в году. Перед исповедью я провожу две беседы, которые направлены на понимание того, чем является исповедь, чем является грех, чем является Божия правда, чем является жизнь во Христе. Каждая беседа длится сорок пять минут, все собравшиеся сидят, слушают, затем наступает получасовое молчание, в течение которого каждый должен продумать то, что слышал, посмотреть на свою душу и продумать свою греховность. А затем бывает общая исповедь. Мы собираемся на середине храма, я надеваю епитрахиль, перед нами Евангелие, и обыкновенно я читаю Покаянный канон

Господу Иисусу Христу. И под влиянием канона произношу вслух собственную исповедь — не о формальностях, а о том, в чем меня попрекает моя совесть и что открывает передо мной читаемый мною канон. Каждая исповедь бывает иная, потому что каждый раз слова этого канона меня обличают по-иному, в другом, и я каюсь перед всеми людьми, называю вещи своим языком, своим названием. Не так, чтобы меня потом ходили и упрекали конкретно в том или другом грехе, а так, чтобы каждый грех был раскрыт перед людьми как мой собственный. И если, произнося исповедь, я не чувствую, что истинно каюсь, я произношу и это в качестве исповеди: “Прости меня, Господи! Вот, я произнес эти слова, но они до моей души не дошли”… Эта исповедь длится обыкновенно минут тридцать-сорок, в зависимости от того, что я могу поисповедовать перед людьми. И одновременно люди исповедуются — молча, а иногда и вслух произнося: “Да, Господи! Прости меня, и я виноват в этом!” Но это является моей личной исповедью. И к сожалению, я настолько греховен и настолько похож на каждого, кто присутствует на этом действии, что мои слова раскрывают перед людьми их собственную греховность.

После этого мы молимся. Мы читаем часть покаянного канона, читаем молитвы перед Святым Причащением (не все, а избранные, которые относятся к тому, о чем я говорил или как исповедовался). Затем все становятся на колени, и я произношу разрешительную молитву всем. Если кто-то считает нужным потом подойти и отдельно сказать о том или другом грехе, он свободно может это сделать. Но я на опыте знаю, что такая общая исповедь учит людей приносить частную исповедь. Многие мне говорили сначала: “Я не знаю, с чем прийти на исповедь. Я знаю, что согрешил против множества заповедей Христовых, сделал очень много дурного, но я не могу это как бы собрать в покаянную исповедь”. А после такой общей исповеди люди приходят и говорят: “Я теперь знаю, я научился, как исповедать собственную душу, опираясь на молитвы Церкви, опираясь на покаянный канон, опираясь на то, как Вы сами исповедовали свою душу и как люди вокруг меня эту же самую исповедь воспринимали и приносили, словно собственную”. Я думаю, что это очень важный момент: чтобы общая исповедь была уроком того, как исповедоваться лично, а не “вообще”.

Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов — которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них. И я их останавливаю, говорю: “Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя

исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние. Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился”.

Больше того: иногда бывает, что человек и старается, например, поститься, а потом срывается и чувствует, что осквернил весь свой пост, что ничего не остается от его подвига. А на самом деле Бог совершенно иными глазами на это смотрит. Это я могу вам разъяснить одним примером из собственной жизни. Когда я был врачом, я занимался одной бедной русской семьей. Денег я с них не брал, потому что у них никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, “зверски”, то есть не нарушая никаких уставных правил, они меня пригласили на обед, и оказалось, что они в течение какого-то времени из своего отсутствия денег собирали гроши, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец моего подвига постного. Конечно, я съел кусок цыпленка, — я не мог их оскорбить отказом; но потом пошел к своему духовному отцу и говорю: “Знаете, отец Афанасий, со мной такое горе случилось! В течение всего поста я, можно сказать, постился в совершенстве, а сейчас, на Страстной седмице, съел кусок курицы”. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: “Знаешь, если бы Бог на тебя посмотрел и увидел, что у тебя нет никаких грехов, а кусочек курицы может тебя осквернить, Он тебя от этого защитил бы; но Он посмотрел и увидел в тебе столько греховности, что никакая курица тебя осквернить не может”. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример для того, чтобы быть честными, правдивыми людьми, а не просто держаться устава. Да, я съел кусочек этой курицы, но вопрос был в том, что я его съел ради того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как какую-то скверну, а как дар человеческой любви. Есть место в писаниях отца Александра Шмемана, где он говорит: все на свете — не что иное, как Божия любовь; и даже пища, которую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…

Предыдущая глава | СОДЕРЖАНИЕ | Следующая глава

Может ли свя­щен­ник не при­нять испо­ведь?

Апо­столь­ские Пра­вила (52‑е пра­вило) «Если кто, епи­скоп или пре­сви­тер, обра­ща­ю­ще­гося от греха не примет, да будет извер­жен из свя­щен­ного чина. Ибо [он] опе­ча­ли­вает Христа, ска­зав­шего: радость бывает на небе­сах об одном каю­щемся греш­нике (Лк.15:7)».

Отка­зать в испо­веди можно, если её, по сути, нет. Если чело­век не рас­ка­и­ва­ется, не счи­тает себя вино­ва­тым в своих грехах, не желает при­ми­ряться с ближ­ними. Также не могут полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов некре­щё­ные и отлу­чён­ные от цер­ков­ного обще­ния.

Также суще­ствует ещё несколько причин: Каю­щи­еся, кото­рых нельзя раз­ре­шить.

Все ли грехи про­ща­ются в Таин­стве Пока­я­ния, или только назван­ные?

В Таин­стве про­ща­ются все грехи за исклю­че­нием наме­ренно сокры­тых. Если вы забыли назвать какой-то незна­чи­тель­ный грех, то не пере­жи­вайте. Таин­ство назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния всех совер­шён­ных грехов”.

Про­чтём раз­ре­ши­тель­ную молитву свя­щен­ника после испо­веди: “Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согре­ше­ния твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:…если чело­век не ута­и­вает грехи созна­тельно, если испо­ведь при­но­сится им искренне, чисто­сер­дечно, с наме­ре­нием испра­виться, ему про­ща­ются все грехи: и те, кото­рые он назвал, и те, о кото­рых забыл, и те, кото­рые он сам в себе не заме­чает. Одна­жды на лекции в Мос­ков­ской духов­ной семи­на­рии я выска­зал эту мысль – о том, что грехи на испо­веди или все про­ща­ются, или все не про­ща­ются, а тре­тьего (то есть какого-то частич­ного, непол­ного про­ще­ния) не дано. Один семи­на­рист очень резко воз­ра­зил мне, сказав, что он «под­ни­мет тво­ре­ния всех Святых Отцов», чтобы дока­зать обрат­ное, а именно, что про­ща­ются только назван­ные на испо­веди грехи. Он пол­года рабо­тал в биб­лио­теке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: про­ща­ются все грехи». Но, как уже было ска­зано, усло­вием пол­ного про­ще­ния явля­ется чисто­сер­деч­ность и искрен­ность испо­веди, реши­мость испра­виться и начать новую жизнь. Если чело­век на испо­веди ута­и­вает грехи, или если вся его испо­ведь сво­дится к пустой фор­маль­но­сти, или если он гово­рит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таин­ство про­фа­ни­ру­ется. Иначе говоря, Таин­ство в таком случае вовсе не про­ис­хо­дит, потому что не про­ис­хо­дит в чело­веке та пере­мена ума, кото­рая должна сопут­ство­вать испо­веди. (Источ­ник).

Дни Великого поста, когда можно причащаться

Причащаться прихожане могут в любой день Великого поста, когда проводится Божественная Литургия, что проводится ежедневно. Священнослужители отмечают некоторые дни недели и рассказывают, какие богослужения проводятся:

  • среда, пятница, суббота, воскресенье – главное богослужение;
  • среда и пятница – проводится Литургии Преждеосвящённых Даров;
  • суббота – чтится память Иоанна Златоуста;
  • воскресенье – вспоминают о Василии Великом.

Отмечается, что в день проведения Литургии Преждеосвящённых Даров не причащают детей, которые не едят твердую пищу.

Правила подготовки к Причастию

Чтобы правильно подготовиться к Таинству Причастия достаточно выполнить всего несколько требований:

  • придерживаться поста;
  • усилить молитвенные правила, которые состоят из нескольких этапов.

Этапы молитвенной подготовки

  1. Три канона и чтение акафиста.
  2. Канон и молебен перед самим Причастием.

Какие права есть у свя­щен­ника по нало­же­нию епи­ти­мии на каю­ще­гося?

Канон 102 Трулль­ского Собора тре­бует, чтобы епи­ти­мья назна­ча­лась на тот срок, в тече­ние кото­рого духов­ник мог бы сле­дить за этим духов­ным чадом. Если же хри­сти­а­нин полу­чил епи­ти­мью выше сил и не может её нести, то ему сле­дует обра­титься к архи­ерею за раз­ре­ше­нием от епи­ти­мии.

Мнение о том, что любой свя­щен­ник может раз­ре­шить от епи­ти­мии, нало­жен­ной другим свя­щен­ни­ком, про­ти­во­ре­чит цер­ков­ному праву. Такая власть есть только у архи­ерея. Раз­ре­шить запре­щен­ного не может никто другой, кроме запре­тив­шего, исклю­чая случаи смерти запре­тив­шего, а также смер­тель­ной болезни каю­ще­гося.

Над окон­чив­шим епи­ти­мию чита­ется «Молитва над раз­ре­ша­е­мым от запре­ще­ния», кото­рой он осво­бож­да­ется от неё и вво­дится в обще­ние с Цер­ко­вью.

***

После Испо­веди часто ли вы Бога бла­го­да­рили за то, что Он про­стил вам грехи? …А ведь это такой дар! Чело­веку Гос­подь дал про­ще­ние грехов просто так, зада­ром, а мы гово­рим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – непра­вильно. За всё надо бла­го­да­рить. свя­щен­ник Даниил Сысоев

Гово­рят чело­веку: «Пойди на испо­ведь», а он отве­чает: «А чего идти, я всё равно буду гре­шить. Какой смысл…? Это уже не норма, это – духов­ная ано­ма­лия, когда чело­век сидит в грехе и не хочет его остав­лять. Это очень пагуб­ное состо­я­ние души чело­века, вывих в его взгля­дах на жизнь. Не исклю­чено, что греш­ник таким обра­зом оправ­ды­вает свою при­вя­зан­ность к греху. Жизнь во грехе устра­и­вает такого чело­века, поэтому с интел­лек­ту­аль­ной точки зрения он оправ­ды­вает свои гре­хов­ные поступки. Именно поэтому наш ум Святые Отцы назы­вали лже­имен­ным разу­мом. Т.е. он при­зван видеть истину, при­зван к ней стре­миться, но настолько опутан в духов­ном смысле стра­стями, что идёт на поводу у порока, греха, кото­рый живёт в духе. И оправ­ды­вает свои грехи даже бого­слов­скими рас­суж­де­ни­ями. архи­епи­скоп Полоц­кий и Глу­бок­ский Фео­до­сий

История таинства

Первое упоминание об исповедальной процедуре встречается в Ветхом завете. Ее проходил Каин, чтобы покаяться в совершенном злодеянии, очистить душу и жить дальше в согласии с собой, гармонии с миром. В Новом Завете христиане причащаются перед Пасхой и каждый раз при обращении в молитвах к Всевышнему. В трудах евангелиста Святого Левия Матфея рассказано, что обидевший любого человека должен был обязательно покаяться в содеянном перед униженным.

В Священных Писаниях сказано, что Христос велел своим ученикам служить мирянам в качестве духовных наставников, помогать им избавляться от пороков. Роль апостолов переняли на себя служители церкви. Сегодня священники выступают в роли проводников при общении с Богом, который является врачевателем душ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]