Так кто люди Богу — дети или рабы? Внесём ясность.

Во многих странах, где исповедуется христианство, верующих называют детьми Божьими, однако в России с незапамятных времен существовала иная ситуация, когда православные называли себя слугами Божьими.

Эта ситуация становится непонятной для многих прихожан еще и потому, что одна из главных христианских молитв — «Отче наш». Следовательно, Бог — наш отец, и все люди должны быть его детьми. Такое же положение записано в Ветхом Завете. Как получается, что мы до сих пор считаем себя рабами, ведь ваш сын не может быть рабом отца? Многие верующие задают себе такую ​​проблему, мы часто слышим об этой дилемме от неоязычников, которые утверждают, что их бог не называл их рабами.

Слова Иисуса Христа

Фото: Flickr.com

Для начала вы должны вспомнить, как Сам Иисус Христос обращается к своим последователям.

«Отныне Я не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин, но Я назвал вас друзьями, потому что Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанна 15:15)

Он называет их своими друзьями при условии, что они будут выполнять его заповеди. Сын Божий указывает, что он не называет их рабами, потому что человек в таком положении никогда не узнает, что делает его господин. Христос говорит, что он называет своих последователей друзьями, передавая им все, что он слышал от своего небесного отца.

При этом он отмечает, что его никто не выбирал. Напротив, он сам выбрал их, чтобы люди следовали за ним, могли получать от Бога все, что они просят, обращаясь к нему от его имени. Это повелевает всем верующим любить друг друга.

Оказывается, Спаситель отдельно указывает, что не обращается к верующим как к рабам. Откуда взялось это диссонирующее определение?

Ахилла

Просмотры: 8 342

Как это ни странно, платочко-юбочный вопрос, так волновавший в свое время умы православных, до сих пор животрепещет и вызывает бурные обсуждения. Хотя, казалось бы, Владимир Легойда давно объяснил, что джинсы спасению не помеха. Но, оказывается, не песнопения на церковнославянском, не отсутствие скамеек, не часы и яхта патриарха больше всего препятствуют росту числа прихожан, а банальные, тысячи раз обсужденные хамство в храмах и жесткий дресс-код.

На днях известный блогер и писатель Ольга Савельева опубликовала на своих страницах в соцсетях рассказ о том, как во время дождя забежала с детьми в храм в «незнакомом городе». Где было дело — в России или за рубежом, непонятно, но храм православный, и подразумевается, что МП. Дочке Ольги нельзя мочить голову — из-за слуховых аппаратов. В незнакомом месте дети стали спрашивать маму, чем тут пахнет, но тут же услышали «от женщины в черном платке, служительницы, строгое замечание:

— Тссс, люди сюда молиться приходят, не мешайте!

Дождь продолжался, в храм стали забегать еще люди.

Женщина в платке снова была недовольна, что многие отряхивали дождевые капли прямо на пол.

Она без устали делала всем замечания, ворчала, бубнила что-то вроде: „Сюда ходить надо по велению души, а не спасаясь от дождя“.

Люди стояли при входе, жались к стенам, не проходили вглубь, хотя церквушка была крошечная.

Будто пришли в гости, но тут им не рады.

Я хотела купить свечек, но наличных у меня не было.

„Можно на Сбер“, — предложила мне женщина в церковной лавочке и протянула бумажку с телефоном. Сразу за номером было указано имя получателя „Наталья Ивановна К.“.

Но видимо из-за дождя или из-за локации Интернет никак не подгружал, онлайн-оплаты организовать не получалось, и свечек мне так и не продали.

У моей Кати промокла панамка, и я ее сняла. Дать взамен было нечего — я сама в капюшоне. Сын — в кепке с надписью „Цой“, она Кате будет велика.

— Почему девочка в церкви с непокрытой головой? — отчитала меня служительница.

— Потому что у нее мокрая панамка.

— Наденьте, не гневите Бога.

„Чем я гневлю Бога? Тем, что забочусь о ребенке?“ — хотела спросить я, но не стала.

Эта служительница явно ждала, что кто-то вступит в диалог, прямо нарывалась.

— Я не гневлю, у нас больше нечего надеть.

— Нельзя в церкви с непокрытой головой!

И тут к нам сзади подошел батюшка, и говорит служительнице громко так, чтобы я слышала:

— Бог отзвонился на колокол, сказал, что пока дождь — всем можно без панамки…

Я не сдержалась — и хмыкнула.

И испугалась своего смеха.

И остальные тоже улыбнулись — но тут же стерли улыбки.

А батюшка рассмеялся и вдруг говорит:

— Смейтесь! Смех — не грех. Вот уныние — грех. А смех — это хорошо.

Потом он подошел к церковной лавке, зачерпнул полную пригоршню свечей — и стал раздавать людям. Бесплатно.

И Кате моей дал целых две свечки».

Дальше Ольга рассуждает о том, что, если бы не появление доброго батюшки, для многих этот незапланированный визит в храм стал бы последним, и о том, каким должно быть истинное миссионерство — служители церкви должны стать теми, на кого хочется быть похожими.

Да, банально, да, очевидно, но эта история вызвала бурное обсуждение в соцсетях, видимо, все еще актуально. Правда, спорят и о том, есть Бог или нет, без конца цитируют притчу о мужике, выгнанном из храма и утешенном Богом, тривиальности про Бога, который в душе, и прочее, но больше всего — реплик о личном опыте соприкосновения с «кроткими как голуби» служителями любви.

«…мне вот батюшка на крещении брата встретился: орал, что если мы не придем на причастие, а потом вдруг в минуту несчастия приползем к нему на коленях, он захлопнет дверь перед нашим носом».

«…у нас в Украине то же самое: в церквях Московского патриархата — те же требования (платок; юбка, а не брюки; каблуки и маникюр — чуть ли не смертный грех и оскорбление верующих), повсюду постоянное раздражение и плохо скрываемая ненависть; украинская церковь и греко-католики — любовь и благожелательность, понимание и человечность».

«…а я так с Сашкой зашла в русскую церковь в Софии, как будто в гости без приглашения, и стояли не там, и вели себя нет так… и было ощущение что вот-вот спросят: „А что приперлись?“ А когда захожу в храмы болгарские (если так можно выразиться, конечно), никогда не встречала такого отношения, всегда спокойно».

«…я живу напротив Елоховского собора, очень люблю его, но всегда со страхом туда захожу, особенно после того, как моему ребенку несколько раз там делали замечание».

«…дочка-инвалид на коляске, зашли в церковь, такая же „бабка“ ничего не сказала, но меня испепелила взглядом, что натащили грязи на колесах. Обидно было и противно».

«…я так пришла в церковь после развода, и, не выдержав, тихо заплакала. На что сразу получила замечание — слезы грех и не надо ими отвлекать других от молитвы. А это была церковь, где мы венчались — нахлынуло, я не сдержала слез…»

«…меня, маленькую еще, привели родители в храм, где-то в центре. Дали свечку, зажгли ее и сказали поставить рядом с другими (не знаю, как называется это место, куда их ставят), а она никак не прилипала, я стояла, ждала, а она никак не прилипала к основанию. А потом по этому храму пошел, видимо, настоятель, перед которым шел еще служитель, который людей отгонял. Да, он буквально разгонял людей, чтобы они в сторону отошли. А я со своей свечкой была на их пути. Так вот этот вперед идущий меня как в сторону кинет, я и полетала по направлению. Родители не стали меня успокаивать или как-то объяснять, что произошло. Уже будучи не ребенком, я не посещаю ни храмы, ни церкви. Может быть, эта история и сыграла определенную роль».

«…мне раз на службе стало плохо из-за ладана. Пока я пробиралась к выходу, столько всего про себя наслушалась, так меня отчитали, что я ухожу посреди службы, что я с тех пор ни разу в церкви не была».

«…после смерти мамы (мне было 14 лет), так как я тогда была верующей, меня повезли в церковь. Психологов тогда не было, полагали, что это поможет найти какое-то утешение и успокоение. Но такие ужасные вещи я там услышала, такое бесцеремонное и дикое отношение ощутила, что с тех пор не могу себя пересилить и зайти в церковь».

«… в Украине церкви двух патриархатов. Вот такое вот мракобесие — платки, юбки (если в штанах — замотайся по самые уши, вот тут лежат общественные шали) в московском патриархате. Покрывать голову ребенку — что за ахинея вообще?»

«…мне было почти 13 лет, дедушку увезли в СПб на операцию по замене клапана, мама и бабушка уехали с ним, я осталась вдвоем с прабабушкой. И вот в день операции мы гуляем с подругой в парке, где стоит храм, мне очень захотелось зайти, поставить свечку. До сих пор не могу объяснить, что это было. Но меня там отчитали со всех сторон так, что я бежала, роняя тапки. Все, что я делала, было неправильным, и это „не поможет человеку“. Могу сказать одно, дедушка ту операцию не пережил. Он был для меня всем. И вся ситуация в церкви стояла перед моими детскими глазами еще очень много лет. Увы».

«…переживала трудный развод и подумала, что в церкви смогу найти поддержку. Так меня там шуганули, что сидела и плакала потом во дворе на лавочке. Лет 10 к церкви не подходила. До сих пор недоумеваю, почему в православии мы рабы божьи, а в других христианских течениях — божьи дети. К теологическим спорам не готова, но почему у нас в церквях не очень иногда привечают людей, я не понимаю».

«…однажды, лет 30 назад или даже чуть больше, мы с моим будущим мужем гуляли по Набережной. Молодые и веселые, весь мир перед нами. И, вдруг, мы услышали звон колоколов из ближайшего собора. Троицкий собор был величав и прекрасен, сверкая золотыми куполами над Волгой, и мелодия колоколов словно звала к себе. Зайдем? Конечно. Все так же держась за руки, но уже не смеясь, тихо и спокойно мы зашли в собор. Солнечные лучики пронизывали зал, запах ладана…. Хотелось постоять и остаться тут… „А вы че это за руки держитесь тута? — громкий зловещий шепот выбил нас из состояния благоговения… — Нельзя! Тута церковь! На улице держитесь!“ Ну, мы и ушли, на улицу… Чтобы никогда в эту церковь не возвращаться».

Тридцать лет миссии — и неугасающие жалобы на злых бабулек. Хотя сколько этих бабулек сменилось за эти годы. Интеллектуалы обсуждают переводы богослужений, секреты создания «настоящей» общины, экклезиологические взгляды Кочеткова, богословие радости Шмемана, а те, кого называют захожанами, по-прежнему чувствуют себя в храмах лишними. Может, оно и к лучшему?..

Рисунок Вячеслава Полухина

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Рабство в Библии

Фото: Flickr.com

В Ветхом Завете у евреев раб был не бессильным, а другом, слугой, доверенным лицом и, даже если у хозяина не было сына, его наследником. Например, у Авраама был раб по имени Элиэзер, которого в Писании называют «членом семьи» (Бытие, глава 15, стихи 2-3). Кроме того, Авраам поручил Елиезеру высокую миссию: поиск невесты для своего сына. Он снабдил раба караваном верблюдов, подарил ему драгоценности и другие подарки для будущей жены сына, обеспечил едой и одеждой. Элиэзер мог бы сбежать от своего хозяина, но он выполнил ответственное задание.

В книге Притчей Соломона мы читаем:

«Разумный раб господствует над распутным сыном, и он разделит наследство между братьями» (глава 17, стих 2).

Из этих слов следует, что глава семьи мог передать долю наследства своих детей сознательному и порядочному рабу, если последний был недостойным.

Закон Моисея запрещал пожизненное рабство:

«Если вы покупаете еврейского раба, пусть он поработает шесть лет; а в седьмом отпустите его. Если он пришел один, пусть выходит один. А если он женат, пусть его жена выйдет с ним »(Исход, глава 21, стихи 2-3).

Раб — это не тот, кого лишили свободы, а тот, кто добровольно предпочёл ей что-то

Но почему мы рабы Божьи? Неужели нельзя было установить равные отношения между Богом и человеком? Не будем пока спешить с выводами. Сперва поймём, почему говорят, что мы рабы Божьи.

И первая причина этого — противовес выражениям «раб греха», «раб страсти», «раб страха». Вспомним Ожегова: раб — человек, который подчинил себя чему-то.

Похоже ли рабство страсти на участь настоящего раба? Пытает ли такого человека его чувство, угнетает ли? Нет. Напротив, раб страсти — человек счастливый (по крайней мере, с точки зрения благ материального мира). Он погружён в то, что доставляет удовольствие.

Захочет ли такой человек сбежать из своего рабства? Вряд ли. Ну, пока не найдёт себе какое-то более приятное времяпрепровождения.

Есть такая популярная аллегория, её на разный манер рассказывают применительно к подобным случаям:

«Пришёл ученик к учителю и говорит: «ты мудр, ты смог справиться с различными своими страстями. Научи меня избавиться от вожделения».

Учитель ответил: «Хорошо, ложись спать, а после я тебя научу».

Ученик послушал, но проснулся от страшного крика. Выбежал и обнаружил учителя, который держится за дерево. “Оно меня не отпускает, помоги!”, — обратился старец к ученику.

«Ничего не понимаю. — Удивился ученик. — Учитель, дерево не может Вас держать. Это Вы его держите. Просто отпустите».

«Вот именно это ты делаешь со своим вожделением», — объяснил учитель.

То же самое происходит в отношении с любой страстью. Можно ли назвать человека, который осознанно сам держится за дерево рабом дерева? Назвать можно. Но считать таковым всерьёз нельзя. Он — раб не потому, что дерево его лишило свободы, а потом сам себя лишил свободы, чтобы не отрываться от дерева.


Любую привязанность можно назвать рабством, но её источник — сам человек, а не внешняя сила

Обращение «раб» как форма уважения и вежливости

Фото: Flickr.com

Часто обращаясь к кому-то высшему (королю, богу и т.д.), Человек называл себя своим рабом, чтобы показать свою лояльность, верность или принадлежность к нему как к лидеру и вождю. Например, Иоав, который командовал войсками царя Давида (4 Царств, глава 18, стих 29), называл себя рабом Руфью, когда он обращался к жениху (Книга Руфи, глава 3, стих 9), Пресвятой Богородице. Мария говорит о себе: «Вот Раба Господня; да будет со мною по слову твоему »(Луки 1:38), выражая послушание и намерение служить Господу, чтобы делать то, что Он повелел.

Предлагаемое чтение: Что означает фраза «Если ударишь по правой щеке, подставь левую»?

Слово «раб» использовано не в метафорическом смысле, а в буквальном

Слово раб в русском языке имеет три похожих значения. Процитируем словарь Ожегова:

Значение 1. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всехправ и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.

Значение 2. перен, Зависимый, угнетенный человек.

Значение 3. перен., кого-чего.Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.

Здесь нет «удобных» переносных значений, которые бы позволили сказать, что слово раб имеет метафорический смысл. Нет, всё верно, есть Бог, есть Его раб.

И вовсе не стоит думать, что в древности слово раб имело какое-то иное, более мягкое значение. Раб — это тот, кто исполняет волю кого-то или чего-то другого, служит кому-то одному, фактически ему принадлежит. Именно эти, жёсткие формулировки приложимы к нашему разговору.


Понятие «раб Божий» заключает в себе преданность, но не безвольность

Раб Божий — это тот, кого защищает Господь

Ещё один немаловажный аспект: тот, кто принял образ раба Божьего, находится под защитой Всевышнего. Это не сразу очевидная для нас аналогия, но для жителей древнего Рима она была весьма понятна.

Кто такой раб, помимо того, что это человек, который служит господину? Это ещё тот, кто находится под защитой этого самого господина.

Возможно ли, чтобы кто-то приказал чужому рабу? Посмеет ли кто-то причинить вред этому рабу? Нет. Ибо раб наделён покровительством господина, а значит любые действия против него — это ещё и выпад в сторону хозяина. Чем выше господин, тем большим покровительством и защитой пользовался раб.

Здесь можно провести удачную параллель — раб Божий под защитой Всевышнего. Где тут найти ещё большую защиту?

Если человек раб Бога — это значит, что он отбросил страсти и живёт по Закону Божьему

Говоря про раба Божия, мы подразумеваем, что этот человек предпочёл держаться за Господа, а не за вредные привычки или свои пороки.

Это не столько утверждение зависимости человека от Бога, сколько констатация того, что он предпочёл Его, Всевышнего, всем другим привязанностям, которые мог бы иметь.

То есть, по-видимому, первоначально появилось выражение «раб страсти», а уже потом — раб Божий. И если раб страсти сам себя разрушает и вынужден идти по нисходящей в жизни, то раб Божий — это не тот человек, который в чём-то ограничен.

Говоря, что мы рабы Бога, мы подчёркиваем свою свободу от всего другого в мире.

«А почему вообще нужно быть чьим-то рабом?», — спросит проницательный читатель.

Нет, не обязательно. Ведь это не рабство, а способ говорить. В стремлении к свободе можно отказаться от всего.

  • «Я не раб телевизора» — и выбросить его в окно.
  • «Я не раб работы» — и уволились.
  • «Я не раб друзей» — и перестали общаться со всеми.

Но спросите себя: это ли свобода? Или же наоборот, такое поведение приведёт к самому жуткому аскетическому самограничиению? Скорее второе, согласны? То есть свобода далеко не в пустоте, она — в правильном наполнении жизни, верно расставленных приоритетах.

К чему надо примкнуть человеку, чтобы оставаться самим собой? А чем является человек? Образом и подобием Божьим. Соответственно, именно в Боге он и обретает свою истинную, свободную природу.

Есть такой взгляд на Бога как на организм, а на человека — как на эритроцит в этом огромном организме. Человек смог бы прожить без одного эритроцита. А эритроцит справился бы без человека? Можно ли изъять себя из Вселенной, лишить воздуха, тепла, света и назвать это свободой? Вряд ли. Наше бытие обусловлено Богом.

Именно в отношениях с Богом человек обретает истинную свободу.

Тогда верно ли сказать, что эритроцит — раб человека? В определённой степени да: он должен жить по определённым законам, на пользу всему своему миру-организму. А нарушители биологических законов превращаются в раковые клетки.

Но лишён ли свободы эритроцит, если всё, что требует от него организм, — это быть эритроцитом? Бог просит нас: «Люди, будьте людьми, будьте Моим подобием». Разве плохое это рабство — просто походить на Бога?


Человек без привязанностей становится не свободным, а рабом пустоты и одиночества

Когда мы видим красивую женщину, сравниваем её с Богиней, когда говорим о талантливом человеке, говорим, что он делает что-то как Бог. Живи как Бог — что значит безупречно. Это Закон Божий, то есть не свод ограничений, а список правил счастья.

Если слово «раб» в молитве мешает молиться искренне, его лучше избежать, чем молиться не от сердца

В православных молитвах регулярно используется слово «раб/раба Божий/Божья». Иногда это становится препятствием для искренней молитвы. Человек никак не хочет против своей воли и называть себя рабом.

Можно ли молиться иначе?

Хотя православный канон рекомендует использовать тексты из молитвенника, священники понимают, что молитва должна быть искренней. Если формализм становится препятствием для общения с Богом, молитву можно подкорректировать. Бог смотрит не в слова, а в мысли.

Но православие подобные поблажки не сильно приветствует, и на сей счёт есть масса негативных мнений.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]