Бессмертие — это то состояние, о котором мечтает каждый человек, и оно реально существует. Истоком бессмертия является Воскресение Христово. В конце жизненного пути, после Христова Воскресения, смерть уже не властвует над человеком, верующим в Господа Иисуса Христа.
Христиане — это христоносцы, то есть носители и обладатели вечной жизни, которая дается по мере веры и по мере святости. Святые — это обычные люди по плоти и крови, но самые совершенные христиане, так как освятили себя подвигами во имя воскресшего и вечного Христа Спасителя.
Житие святых
С древних времен подвиги преподобных, мучеников, святителей записывались и свято хранились подвижниками благочестия. Постепенно набралось много сказаний, которые принято называть «Жития святых». В статье рассмотрим жизнь одного удивительного святого по имени Виталий.
Этот преподобный Виталий (святой) жил во второй половине шестого века. Его подвиг был единственным в своем роде, насколько известно, ни до него, ни после никто не осмелился повторить подобные действия, до того они были необычны. Но его пример духовной святости может научить многому любого человека, особенно это касается монахов.
Жизнь святого преподобного Виталия
Будущий преподобный Виталий с юношеских пор подвизался в монастыре преподобного Серида около города Газы, вблизи от Святой Земли. До шестидесяти лет Виталий (святой) не покидал стен монастыря, но затем резко поменял свою жизнь.
В преклонном возрасте преподобный решает покинуть стены монастыря и селится в городе Александрии. В то время Александрия была огромным городом, как сейчас говорят, мегаполисом, и нравы ее жителей не отличались кротостью и смирением. Настоятели близлежащих монастырей в очень крайних случаях благословляли иноков войти в город, и то на этот подвиг снаряжали самых духовно крепких монахов, которые не поддались бы искушению, не впали бы в соблазн.
А святой Виталий записывает к себе в помянник всех блудниц этого города, а сам селится на частной квартире. С самого утра этот святой работает на поденных работах, вечером покупает себе немного еды (в житии говорится «бобов»), а остальные деньги он отдает одной из многочисленных блудниц Александрии. То есть он покупает ночь с этой женщиной. Жители города, узнав об этом, пришли в такое негодование, что день и ночь поносили святого человека, как только его ни обзывая.
В чем помогают молитвы схиархимандрита Виталия
Последние годы своей жизни архимандрит Виталий провел, служа в церкви в Тбилиси. Он умер в возрасте 64 лет.
День его памяти приходится на 1 декабря.
По сей день верующие приходят на его могилу, чтобы помолиться Виталию Сидоренко.
К молитвам святого Виталиса обращаются в следующих случаях:
- В случае опасности для жизни;
- Для благословения дома.
Подвиг преподобного
Обычно люди в других видят те грехи, которые совершают сами, и им приятно, что не только они такие грешные. Сами жители Александрии были далеки от святости, и наверняка многие из них пользовались услугами жриц любви, но простить этот порок монаху, который до этого своей чистой жизнью укорял их совесть, они не могли. Этот случай очень показателен и для современных людей, которые с удовольствием обвиняют церковь и ее служителей, если в чем-то заметят несовершенство или порок.
Как потом узнали жители города, инок Виталий, святой жизни человек, запираясь с блудницами, давал этим несчастным женщинам хотя бы на одну ночь забыть о своей грязной работе, выспаться или же вместе с ним молиться Господу. Он никого из тех, с кем проводил время, не осуждал, не обличал, а только жалел. И многие проститутки стали на праведную дорогу. Одни из них покаялись, вышли замуж, родили детей и стали верными женами, другие ушли в монастырь и блюли чистоту до самой кончины.
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928–1992)
«Если ты хочешь одолеть врагов своих без брани,
победить без оружия, укротить без труда и покорить себе,
будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и ты одолеешь,
победишь, укротишь и покоришь».
Святитель Димитрий Ростовский
Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края. (По одним сведениям это произошло 5 мая, по другим 3 июня.)
Его отец был добрым, умным, трудолюбивым человеком, много помогал бедным и сиротам. Он погиб во время Великой Отечественной войны.
В пятилетнем возрасте Виталий начал поститься: мяса не вкушал совсем, а в среду и пятницу отказывался от молочной пищи. Когда ему исполнилось восемь лет, он пошел в школу. Как только он научился читать, Евангелие стало его настольной книгой.
Виталий часто убегал молиться в кукурузное поле или прятался в камышах у реки. Когда ему было лет восемь, он вырыл в огороде яму и подолгу молился там.
Впоследствии отец Виталий так вспоминал об этом времени в письме к духовной дочери: «В юности работал в колхозе, но не давали мне зарплаты… А не давали за то, что ежели среди седмицы праздник, то я бросал работу – и в Божий храм. Вот и не давали».
Однажды Виталия послали пасти колхозное стадо. Он выгнал коров на пастбище, а сам стал читать Евангелие и не заметил того, что коровы забрели в пшеницу, объелись жита и слегли. Юный подвижник не растерялся, стал с молитвой крестить со всех сторон каждую корову. С Божией помощью поднял все стадо и пригнал в село.
С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. Часто ночевал в стогах сена в поле или заброшенном сарае. В 16 лет отправился в Таганрог, там получил благословение на монашеский подвиг от слепого прозорливого старца Алексия. В 1948 году Виталий поехал в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, только что открывшуюся после войны, помогал некоторое время восстанавливать монастырь. Так как у юного подвижника не было документов, его не смогли принять в число насельников обители, а посоветовали поехать в Глинскую пустынь.
В эти годы продолжателями традиций глинских старцев были настоятель монастыря схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958), схиигумен Андроник (Лукаш) (1889–1974) и иеросхимонах Серафим (Романцов) (1885–1976). Он был братским духовником, строгим и требовательным. Старец Серафим (Романцов) стал духовным отцом Виталия.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в истории Глинской пустыни писал о старце Серафиме следущее: «Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом… Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению».
Схиархимандрит Серафим (Романцов) говорил: «Единственный подвиг для юных – это послушание. Подвижничество без послушания – ходьба на ходулях».
«Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути».
Старец Серафим (Романцов) стал духовным руководителем послушника Виталия. Первое время послушник был сторожем, позже работал в трапезной. Когда он нес послушание за свечным ящиком, приходилось задерживаться после службы (он считал выручку). Чтобы не будить братию, он ложился спать у дверей братского корпуса прямо на улице.
В монастыре в те годы подвизался прозорливый блаженный иеродиакон Ефрем, который нес послушание ночного сторожа. После закрытия монастыря его насильно определили на лечение в психиатрическую больницу, находившуюся на территории Вышенской пустыни под Рязанью. Там он продолжал юродствовать и принимать людей, приезжавших к нему по духовным нуждам. Отца Виталия с отцом Ефремом связывала духовная близость, он рассказывал о нем, как о старце высокой духовной жизни. Иеродиакон Ефрем часто повторял: «Весь секрет спасения – в смирении».
Из воспоминаний иеромонаха Мардария (Данилова): «Глинскую пустынь в то время – это рассадник духовности был. Какие там старцы были… А Виталий – он хотя просто послушником был у отца Серафима (Романцова), но принимал всех странников – как отец милосердия был, и вел очень духовную жизнь…
Отец Виталий – удивительный был человек! Когда они в Глинской жили, батюшке отцу Серафиму (Романцову) письма шли – из Москвы, из Питера, из Киева: Просто не успевает батюшка отвечать – лежат и лежат. И вот вызовет Виталия:
– Виталий, видишь письма?
– Вижу, батюшка.
– Вот благословляю: распечатывай их и давай ответы как от меня. И ко мне не обращайся: – ну, батюшка знал, что он умный: да и молился, конечно, за него. – Пиши. А ко мне не подходи и не спрашивай, что писать…
Ну, Виталий как начнет отвечать: Ответ даст, а внизу подпишет: «Схиигумен Серафим». И отправляет.
Они получают: «Ну, все! Мы теперь ожили, мы воскресли! Мы теперь отчаиваться не будем!» Пишут батюшке благодарность: «Ой, батюшка, благодарим Вас!» «Спасли Вы нас! Мы в отчаянии были»… Батюшка Серафим – он благодать видел у Виталия, что Виталий сможет. И это действительно так».
Так как послушник Виталий, не имел документов, ему часто приходилось скрыться, когда в монастырь приезжали представители власти. В конце 1950-х годов власти ужесточили контроль, в Глинскую пустынь стали все чаще приезжать проверяющие. Послушнику Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уехал в Таганрог. В Таганроге он любил посещать городское кладбище, там молился у могилы блаженного старца Павла (Стожкова) (1792–1879). Он часто повторял слова старца Павла: «Все мое желание от юности было – молиться Богу, а намерение – идти по святым местам». Видя подвижническую жизнь брата Виталия, вокруг него стали собираться верующие люди. Останавливался он в тех домах, куда приглашали. Как когда-то таганрогский старец Павел, подвижник ходил по святым местам, его сопровождали верующие женщины, сестры во Христе, будущие духовные чада.
«Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви…» (Лк.10,3–4)
Из воспоминаний келейницы отца Виталия схиигумении Серафимы (Дьяченко)): «Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли…»
Однажды мотоцикл с вооруженными милиционерами остановился прямо перед подвижником, когда он шел с людьми. «Кто такие? Откуда? Документы!» Но он так ласково к ним обратился, что они были крайне изумлены. Поклонился, поцеловал их в плечи со словами: «Вы наши ангелы-хранители, наши защитники». Он победил их своим смирением и любовью – они, попросив его помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: «А ведь они специально за мной ехали».
Духовные чада рассказывали, что, странствуя по России, брат Виталий ходил всегда в подряснике и с дорожным посохом – его невозможно было не заметить. И почти в каждом селении его поджидала милиция. Он рассказывал своим чадам об этом времени: «Я иду – на пути речка, перешел через нее – стоит постовой. Я ему в ножки поклонился, он повернулся спиной, как будто не заметил – я и прошел. А в другом месте меня как барина встречали на машине. Возили меня в дом, очень красивый. Там меня гладили». (Избивали). Он говорил: «И в милиции есть добрые люди. Однажды, когда я странствовал, меня схватила милиция и била, а начальник заступился за меня и сказал: «Не бейте его сильно, а то он умрет, и тогда хлопот не оберешься». Тогда меня перестали бить ногами, а только таскали за волосы и бороду».
При этом к своим обидчикам он не испытывал никаких враждебных чувств, помня слова Господа «благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6,28) – таким образом стяжал великое смирение.
Приведем рассказ одной духовной дочери отца Виталия: «Шли мы как-то раз с батюшкой… как овцы за пастырем. А на встречу идет пьяный мужчина и громко выкрикивает всякие ругательства. Когда он к нам приблизился, мы все с перепугу разбежались, а батюшка не уклонился и пошел прямо ему навстречу, подошел, обнял и стал целовать. Как этот человек сразу переменился! Куда делся его грозный вид? А когда батюшка его благословил, радости того человека не было предела. Он стал благодарить батюшку и сказал, что еще никто так с ним не обращался…»
Сам за свою жизнь никого не осудив, отец Виталий сразу пресекал недовольство другими, если оно у кого-то возникало. «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами», – писал старец Виталий в одном письме.
Многое пришлось пережить праведнику, скрываясь от преследователей, он ночевал, зарывшись в сугроб, чтобы не заметили черного подрясника. В 1954 году в Таганроге тяжелобольного подвижника положили в больницу. Врачи констатировали – туберкулез в последней стадии, остались считанные дни. Но подвижник выжил. Господь хранил своего избранника, ради страждущих, которым предстояло по его молитвам встать на Путь истинный.
Где бы ни странствовал брат Виталий, он всегда возвращался в Глинскую пустынь к духовному отцу старцу Серафиму. В 1958 году духовник решает направить его на Кавказ. Ночью старец Серафим и старец Андроник постригли его в рясофорного инока. Инок Виталий отправился в Сухуми, а оттуда в горную местность – Барганы.
В книге «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни» архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Монахи уходили в горы не только для того, чтобы скрыться в их дебрях от мира подобно тому, как во время бури спасаются у пустынных берегов корабли. Горы словно открывают перед человеком полог, простертый над вечностью, здесь он чувствует, как скоротечна и ничтожна вся муравьиная земная суета; камни, выжженные солнцем, напоминают ему о смерти, сама тишина гор кажется песней о вечности, которая без слов и без звуков отзывается в его сердце. Тишина гор кажется эхом вечности…
Спросили у схиархимандрита Виталия, что он нашел лучшего для спасения. Он ответил: «Молитву с покаянием»… Схиархимандрит Виталий рассказывал: «Бесы искушают людей, живущих в миру, через помыслы, а пустынникам они являются в чувственных образах. Мы слышали по ночам рев зверей, крики людей, которые хотят напасть на наши хижины, стук шагов на чердаке, как будто кто-то ходит там; иногда мы видели, что к нам пришли посетить нас знакомые люди, но это оказывалось призраком. Я испытал тяжелое искушение от бесов… Это продолжалось долго. Наконец, собравшись с силами, делаю мысленно крест, затем начинаю говорить: «Да воскреснет Бог» – и чувствую, что каменная плита сваливается с моей груди. Я написал своему духовному отцу об этом с просьбой, чтобы весь монастырь помолился обо мне…
Однажды зимой я вышел ночью из келии и увидел большую собаку. Я стал звать ее, но она в ответ завыла. Я понял, что это волк, который готовится броситься на меня, и закричал: «Господи, молитвами отца моего духовного, схиигумена Серафима, помилуй меня!» – и волк, как будто гонимый невидимой силой, убежал в лес. Это был уже не призрак: наутро мы увидели на снегу волчьи следы»».
Однажды инок Виталий, переправляясь через горную реку, упал в ледяную воду и простудился. Из-за обострения туберкулеза – кровь шла горлом. Инок Виталий, чувствуя всю серьезность своего положения, стал умолять пустынника иеромонаха Мардария (Данилова), чтобы он тайно постриг его в монахи, ссылаясь на то, что желает умереть монахом, а благословение старца Серафима испросить в то время было не возможно – реки в горах разлились, перекрыв дорогу в город. Иеромонах согласился. При постриге отцу Виталию дали имя Венедикт.
Когда его духовник узнал о тайном постриге, долго сердился, но потом простил. Из воспоминаний иеромонаха Мардария: «Ну, а отец Серафим смирял его довольно жестко, чтобы не дать повода к возношению и самомнению. Хотя уже сам постриг был отцу Виталию поводом к величайшему смирению – что он якобы принял его своевольно. Это было для него сильным смиряющим обстоятельством на многие годы, пока он не принял великую схиму – память того, что он все-таки «своевольник». Господь все устроил вот таким образом: с одной стороны устрашил его смертью, а с другой – старцем». (Глинская пустынь была закрыта в 1961 году.)
В середине шестидесятых годов монах Венедикт тайно принял схиму с именем Виталий.
В 1969 году по благословению старца Серафима отец Виталий отправился в Тбилисти к владыке Зиновию (Мажуга)**.
В Тбилиси в 1976 году владыка Зиновий рукоположил его в иеродиакона, а через несколько месяцев во иеромонаха. За день до этого знаменательного события 1 января 1976 отошёл ко Господу его духовный отец схиархимандрит Серафим (Романцов).
По свидетельству духовных чад отца Виталия, старец отличался крайней нестяжательностью: никогда не носил хорошей одежды, всегда ходил в стареньком подряснике. У него никогда не было денег – все что ему присылали, он в кратчайший срок раздавал нуждающимся, следуя слову одного пустынника: «Не дай полученным тобою деньгам переночевать в твоей келье». (Свидетельства духовных чад отца Виталия опубликованы в книге «О жизни схиархимандрита Виталия».)
Подвижник обладал особым свойством видеть души других людей, часто, чтобы не смутить человека, имеющего нераскаянный грех, старец Виталий поступал как блаженный старец Павел Таганрогский: обличал прикровенно, приписывая чужие грехи себе или же ругал за них находящуюся рядом келейницу.
Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать – хорошо, а если нет – проси прощения у Бога: «Господи, помилуй мя, падшего». И отец Виталий советовал своим духовным чадам: «Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе – сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир». Еще отец Виталий о.
Духовные чада старца верили, что молитва старца из ада вырвет, он умолял Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного.
Из рассказа игумена Н.: ««Меня хранила его молитва. Если бы не отец Виталий, – не знаю, что было бы со мной. Меня «полюбили» в КГБ с самых первых шагов – сначала в семинарии, потом на приходе. Мое-ли посадить в любое время, угрожали. Но приедешь к Батюшке, расскажешь только, и уезжаешь с надеждой, что не даст Бог в обиду по его святым молитвам. И действительно, смотришь – и отстали от меня на время. Другая скорбь придет -опять едешъ. Он меня спасал от всех бед. И только теперь я понял, кем он был для нас. Я готов целовать ту землю, где он ходил…»
Как ни пытался старец Виталий по своему смирению скрыть от людей дар прозорливости, утаить его было невозможно. Сам он не любил, когда говорили о его прозорливости, и если слышал, то отвечал так: «Вот раб Божий Виталий: разве ой прозорливый? Он – прожорливый». И тут же начинал себя и ругать и обличать. Однажды признался: «Думаете, легко быть прозорливым, когда видишь, что человек погибает? И знаешь, как ему помочь, и знаешь, что он эту помощь отвергнет… Тогда сердце такою скорбью исполняется».
Трагические события в Сухуми отец Виталий предсказал за 30 лет. Однажды, проходя по городу, он сказал: «Хочется, чтобы этот дом уцелел, и вот этот. Слышу, как на улицах стреляют, убивают, кровь течет ручьями».
И то, что было в его силах, отец Виталий делал, чтобы спасти людей от смерти духовной и физической. Старец обладал способностью исцелять телесные болезни, многим людям он продлил жизнь своими молитвами.
Из воспоминаний игумена Никиты (Третьякова): ««От отца Виталия все уезжали утешенными и исцеленными. Скажешь ему: Батюшка, вот здесь болит. Уезжаешь – не болит..».
Одна женщина побывав у старца со своей семьей сказала: «Выше той любви, какая есть у него, человек уже не может достигнуть. Если у человека такая любовь, а ведь ему дал ее Бог, то какой же тогда Сам Господь!» Сам схиархимандрит Виталий говорил о любви следующее: «Любовь будет – и стены разойдутся».
Из воспоминаний схиигумении Серафимы: «Зная час своего отшествия, отец Виталий… закончил свои дела, а затем сказал: «Едем на Московский, я приму ванну и потом отслужу Литургию» (по благословению Владыки он мог келейно служить дома). Со всеми простился, но сестры почувствовали, что он уже не вернется домой. Завезли отца Виталия в храм, он обошел его весь, но класть поклоны, по обыкновению, перед иконами уже не мог. Прощался со всеми, очень плакал. В машине сказал: «Я теперь буду всегда с отцами в храме». Никто не уразумел тогда этих слов…
Врачи старались помочь ему, чем могли, но воля Божия была иной. За день до смерти он вдруг рукой подал мне знак, чтобы я раскрыла штору на окне. Я спросила: «Кого видишь?» Он смотрел молча, потом поцеловал свою руку и показал на икону Божией Матери. Я подала образ и он всех им благословил.
Я спросила: «Приходила Матерь Божия?» Он кивнул головой и заплакал».
Вспоминает схимонахиня Елизавета: «Батюшка никого не отпускал от себя без своего благословения. К вечеру я почувствовала, что очень устала и попросила благословить пойти на кухню, поесть. Он благословил одними глазами. Я чувствовала, что оставались считанные часы его жизни, и поэтому попросила: «Отец Виталий, дождись меня». Наскоро перекусив, мы с матушкой Евгенией быстро вернулись. Я снова взяла у него благословение, как мы обычно делали после трапезы. Поцеловала его руку, затем протерла его святой водой. После этого он тихо вздохнул и скончался, исполнив свое последнее «послушание» – дождался меня». Это случилось 1 декабря 1992 года.
Вечером простится с подвижником приехал Святейший Патриарх Илия, он сказал: «Вы не знаете, кого мы потеряли». Поблагодарил всех, кто ухаживал за подвижником и, указав на комнату, где жил схиархимандрит Виталий, молился и умер этот великий старец, сказал: «Идите туда, поклонитесь месту».
Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в храме Святого благоверного князя Александра Невского.
Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины…
Погребения схиархимандрита Виталия состоялось 5 декабря. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Патриарх всея Грузии, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины.
Вспоминает отец Павел Косач: «Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой – и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: «Сам взял!» – и лишь позже осознал это как должное – ведь человек этот был не от мира сего».
«Сам взял!» – подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко. Святейший Патриарх молча утвердительно кивнул головой и продолжал службу. Следует отметить, что за несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку».
По сей день подвижник помогает всем, кто верит в силу его молитвенного предстательства перед Богом.
Живя в Тбилиси, схиархимандрит Виталий я ежедневно отвечал на письма своих духовных чад. Приведем лишь несколько отрывков из писем старца:
«Что же делать? Как поступать? Всем одно прибежище и отрада: Господь и Матерь Божия… Молись, душа моя, особенно Иисусовою молитвою, которая все приведет в надлежащий порядок. Проси у Господа и Матери Божией умудрить во спасение и научить всему священному… Во грехах будем каяться, исповедываться, сокрушаться, в молитвах пребывать, и себя каждый должен во всем окаявать, что сами виновны, а не кто другой, тогда скоро услышит нас Господь. Авва Макарий говорил: если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди – в нас ослабеет памятование о Боге, если же будем помнить о зле, наносимом демонами – будем безопасны от стрел их. Авва Ор говорил: в каком бы искушении ты ни был, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мною по грехам моим. Авва Пимен говорил: если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил. Все свои просьбы возложим на волю Божию, и чего не исполнит Господь по нашему желанию и просьбе – будем довольны. Он лучше знает, что нам для спасения полезно…
Итак, возрадуемся и возвеселимся о делах Божиих, превосходяй всяк ум человеческий. Все у Бога и от Бога, Ему слава с Сыном и Святым Духом во веки, аминь.
Пишет старец ученику своему: «За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, да еще и сам обижаешь, то лишаешься венцов». Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящагося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному, знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небеснаго.
Помни главное:
1
. Считай каждый день последним твоей жизни и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием.
2
. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается разсеять тебя и отвлечь от молитвы.
3
. Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовнаго отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что согласно с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков, – у нас своих много…»
«Если хочешь помолиться о многих предметах… Молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!» Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей». А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений». Или: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь»…»
«Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори, Ему слава. Аминь. Надо себя считать неоплатным виновником, принося покаяние. Видишь, Святой Серафим Саровский, чудотворец, стоя на камне, 1000 дней и ночей молился молитвой: «Боже, милостив буди ми, грешному». Святой Ефрем Сирин называл себя мерзостью, а в молитве произносил: «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Святой Царь и Пророк говорил: «Я червь Израиля». Апостол Павел называл себя извергом. И каждый из святых себя хулил и плакал о гресех. Есть икона Святителя Николая, где изображены на лице полосы-рытвины, которые образовались, когда по щекам его струились слезы.
Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: «Все люди спасутся, а я один погибну», – и всегда плакал. Старайся всегда читать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всех считай святыми, никого не осуждай, терпи находящие испытания, за скорби и радости благодари Бога, понуждай себя на делание добра, не унывай, исповедуй грехи Богу, смиряйся, помни Страдания Христовы, имей память смертную, трудись, неся послушания, и тако с Господем будеши. Он да благословит тя, Ему слава. Аминь…»
«Писано есть: Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь (Пс. 33, 20). Господь рек: возьми крест и вслед Мене гряди, а без креста и не ходи, Ему слава. Аминь».
«Не смущайся бывающими испытаниями. Господь рек: «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21, 19) и «Претерпевый же до конца, спасется» (Мф. 10, 22). Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, научи мя творити волю Твою». – Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай, они не Божий…»
Осуждение — это грех
Преподобный Виталий молился всю ночь за этих женщин, но рассказывать о себе строго им запрещал. С каждой из них он брал клятву, что она не расскажет правды о нем. Преподобный просто следовал словам Спасителя о том, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Господь завещал добрые дела совершать в тайне, чтобы через них не тщеславиться. Св. Виталий до конца выполнил эту заповедь, он не только остался в тайне, но еще и терпел неправедные поношения от людей грешных. Святой Виталий (икона которого есть в любом православном храме) помогает всем, кто к нему обращается с просьбой уберечь от порока близкого человека или же молится о себе грешном.
Его пример говорит о том, что нельзя никого осуждать. Сердце человека видит лишь Бог, и Он ему судья, а остальные люди рассуждают по собственной мере греховности. Грех одного человека перед другим — это ничто по сравнению с тем грехом, который человек совершает перед Господом.
Поступок Иоанна Милостивого
И хотя преподобный скрывал свой подвиг, это не оправдывает тех, кто осуждал его или открыто поносил. Но в городе все же нашелся человек, который не осудил святого. Это был александрийский патриарх Иоанн Милостивый. Когда до него дошли слухи о поведении святого Виталия, Иоанн Милостивый отказался им верить и привел пример императора Константина Великого, который на Первом Вселенском Соборе, не читая, сжег письменные доносы на некоторых епископов и священников, сказав, что не его дело — судить священнослужителей. Еще император добавил, что если бы он своими глазами увидел священника или монаха с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не смотрел.
Бесноватый юноша и Виталий (святой)
Преподобный Виталий за день до своей кончины повстречал одного юношу, направляющегося в дом разврата. Этот самоуверенный молодой человек подошел к святому Виталию и ударил его по щеке за то, что монах, по его мнению, позорит имя Христа. Святой спокойно воспринял это, но сказал, что и юноша за это получит такую пощечину, что на его крик соберутся все горожане.
Так и произошло: когда преподобный зашел к себе в келью и стал на молитву, то через некоторое время скончался, а юноше явился демон и, ударив его по щеке, заявил, что это ему пощечина от монаха Виталия. Молодой человек от этого впал в такое беснование, что катался по земле и исступленно кричал. На его крик сбежались люди, и, немного придя в себя, он вместе со всеми побежал к святителю домой. Там они увидели святого, стоящего на коленях, а в руках его свиток с надписью, которая гласила, чтобы александрийцы никого не осуждали прежде времени, пока не придет Господь, праведный судья.
Несчастный юноша исцелился только после того, как прикоснулся к святому, вместе с ним исцелилась от беснования и одна из блудниц, нарушившая клятву о неразглашении тайны преподобного Виталия. Другие женщины, знавшие тайну святителя и больше ею не связанные, рассказали про преподобного и восстановили его честь.
Иоанн Милостивый с большим почетом через весь город пронес останки святого. Хоронил его весь город. День святого Виталия (день памяти) отмечают согласно православному календарю 5 мая.
Правило, читаемое в опасности
Во время вооруженного конфликта в Тбилиси Схиархимандрита Виталий рассказала своим духовным детям об особом правиле, которое защищает их от опасности. Он дал им следующий совет: «Прочтите Псалмы 26, 50 и 90, и Господь и Богородица сделают им милость». Среди псалмов еще раз надо было прочесть «Богородица, Дева, радуйся». Духовные чада старца утверждают, что те, кто читал такую молитву, выходя из дома, не боялись снарядов и пуль.
Дева Мария, радуйся, Пресвятая Мария, Господь с тобой; Благословенны вы в женщинах и благословен плод чрева вашего, когда вы родили наши души.
Псалом 26
Господь — мое просветление и мой Спаситель, кого я буду бояться? Господа-Защитника чрева моего, кого я буду бояться? Всегда подходи к злобному ежу, чтобы снести мою плоть, обидеть меня и помешать моей, ты устанешь и упадешь. Если полк ополчится против меня, мое сердце не будет бояться; Если он восстанет против меня, я доверюсь ему. Когда я прошу Господа об одном, тогда я спрошу: я живу в доме Господа все дни моей жизни, я вижу красоту Господа и посещаю Его святой храм. Как будто я спрятался в его деревне в день своего злодеяния, окунулся в тайну его деревни, встал на камень. А теперь вот, поднимите голову на моих врагов: оденьтесь и пожирайте свою жертву хвалы и восклицания в деревне; Я пою и пою Господу. Услышь, Господи, мой голос, и они закричали, помилуй меня и услышь меня. Мое сердце говорит с тобой: я буду искать Господа, я буду искать для Тебя лица Мое, лицо Твое, Господь, я буду искать. Не отводи от меня лица свое и не уклоняйся в гневе от своего слуги: разбуди мою помощь, не отвергай меня и не оставляй меня. Боже мой Спаситель. Как меня бросили отец и мать. Господь меня примет. Дай мне законы, Господи, на твоем пути и направь меня на правильный путь, мой враг, ради меня. Не предай меня в душах тех, кто в холодное время года: как будто ты напал на меня как на свидетеля несправедливости и ложь для тебя оказалась неправдой. Я думаю, что вижу доброго Господа в стране живых. Будьте терпеливы с Господом, будьте мужественны и пусть ваше сердце будет сильным и будьте терпеливы с Господом.
Псалом 50
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству милостей Твоих очисти беззаконие мое. Омой меня от беззакония моего и очисти меня от греха моего; ибо я знаю беззаконие мое и искуплю грех передо мной. Ты, согрешивший и злой в твоих глазах, я поступил так, как если бы ты был оправдан в своих словах, и я выигрываю каждое мгновение, чтобы судить Тая. Вот, в преступлениях я зачат, и в грехах мать родила меня. Вот, ты любил истину; Ты открыл мне свою неведомую и тайную мудрость. Окропи меня иссопом, и я очищусь; омой меня, и я буду белее снега. Моему слуху даруй радость и веселье; кости смиренных возрадуются. Отвернись от моих грехов и очисти все мои беззакония. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови в утробе моем. Не отвергай меня от своего присутствия и не лишай меня своего Святого Духа. Дай мне радость твоего спасения и утверди меня Духом Господа. Я научу тебя злу, и беззаконие обратится к тебе. Избавь меня от крови, Боже, Боже спасения моего; мой язык возрадуется твоей праведности. О Господь, открой мои уста, и мои уста возвестят твою хвалу. Как будто вы хотели жертв, вы бы принесли их: не одобряйте всесожжения. Жертвоприношение Богу дух сломлен; раскаявшееся и смиренное сердце Бог не презирает. Благослови, Господи, с твоей милостью Сион, и да будут построены стены Иерусалима. Тогда предпочтите жертву правосудия, приношение и всесожжение; тогда они положат телят на ваш жертвенник.
Псалом 90
Живя с помощью Всевышнего, он поселится на крыше Небесного Бога. Господь говорит: Ты мой защитник и мое убежище, мой Бог, и в Него я верю. Яко Той спасет вас от ловушек охотника и слова восстания, его брызги затмевают вас, и под его крилем вы надеетесь: его правда окружит вас оружием. Не бойтесь страха ночи, стрелы, летящей в дни, вещи во тьме преходящего, разрушения и дьявола полудня. Тысячи жителей вашей страны падут, и ваша правая рука не приблизится к вам, посмотрите в оба глаза, и вы увидите награду грешникам. Как Ты, Господи, моя надежда, Всевышний, прибежил твое. Зло не придет к вам, и рана не приблизится к вашему телу, как с его ангелом, заповеди над вами, держите себя на всех своих путях. Они возьмут вас на руки, но не тогда, когда вы наступите ногой на камень, наступите на гадюку и василиска и скрестите льва и змею. Ибо я буду уповать на себя, и я избавлю его и: я покрою его, как известно мое имя. Он позовет меня, и я послушаю его: я с ним в боли, я буду с ним, и я прославлю его.
Молитва Архангелу Варахиилу
О великий Архангел Бога, Архангел Варахиил! Стоя перед Престолом Божьим и затем принося Божье благословение в дома верных служителей Бога, просите Господа Бога о милости и благословении в наших домах, пусть Господь Бог благословит нас с Сиона и Своей Святой Горы и умножит изобилие плодов мира землю, и дай нам здоровье, спасение и поспешность во всем, победу и победу врагов, и сохранит нас на долгие годы, пусть мы единодушно прославим Бога, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и во веки веков и навсегда. Аминь.
Покровители Виталия
Имя Виталий в переводе с латинского обозначает «жизненный». Помимо святого преподобного Виталия, еще известен мученик Виталий Римлянин, принявший мучительную смерть за Христа вместе с братьями и матерью, святой мученицей Фелицатой, живший в Риме около 164 года.
И Виталий Римлянин, и святой преподобный Виталий Александрийский, как святые покровители Виталия (любого человека, крещенного с этим именем), стоят на страже и приходят в трудную минуту, стоит лишь к ним обратиться.
История святого Виталия
Архимандрит Виталий (в миру Сидоренко) родился 5 мая 1928 года в бедной крестьянской семье. С ранних лет он был близок к Богу, его считали человеком не от мира сего. Он вырос в Глинском скиту, стал странником и монахом. Гонения и лишения не сломили его, напротив, они придали его молитвам необычайную силу. При жизни он был скромным и тихим человеком, известным своей высокой духовностью и способностью исцелять душевнобольных. Он молился как за своих детей, так и за врагов, умоляя Всевышнего облегчить их участь.