Кафолическая церковь — описание, принципы, особенности и интересные факты

В то время как католицизм чаще всего ассоциируется с верой и практикой католической церкви, возглавляемой Папой Римским, черты кафоличности и, следовательно, термин «кафолическая церковь» также применим к другим конфессиям, таким как Восточная Православная Церковь, ассирийская церковь Востока и т.д. Это также происходит в лютеранстве, англиканстве, а также в независимом католицизме и других христианских вероисповеданий.

Что такое кафолическая церковь

В то время как черты, используемые для определения кафоличности, а также признания этих черт в других конфессиях, варьируются среди различных религиозных групп, общие атрибуты включают: формальные таинства, епископское государство, апостольскую преемственность, строго структурированное богослужение и другую единую экклезиологию.

Католическая церковь также известна как Римско-католическая — термин используется особенно в экуменических контекстах и ​​в тех странах, где другие церкви применяют слово «католик», чтобы отличить приверженцев этой церкви от более широких значений этого понятия.

Кафоличество или Католичество

После отпадения Западной Церкви от полноты Православия преобладающее самоназвание Западной Церкви, «католичество» или «католицизм», обычаем было закреплено за ней в обиходе, и используется также и православными, без признания при этом за Римо-католической Церковью истинной соборности. В современном русском языке ранее единый термин разделился на два: Каф

оличеством именуется Православие, а ка
т
оличеством, а точнее, Римо-католичеством — Римо-католическое учение и сообщество. См. подробнее Римо-католицизм.

[1] Хотя то же слово чаще употребимо в отношении позднейшего лжеучения — римо-католицизма.

[2] Викентий Лиринский, преп., О Священном Предании Церкви

, Санкт-Петербург, 2000, 19–20.

В протестантизме

Среди протестантских и родственных традиций кафоличность или соборность используется в смысле указания на самопонимание непрерывности преемственности веры и практики из раннего христианства, как очерчено в Никейском символе веры.

Среди методистов: лютеран, мораван и реформатских деноминаций, термин «кафолический» используется в утверждении, что они «наследники апостольской веры» . Эти деноминации считают себя кафолическими церквями, утверждая, что понятие «обозначает исторический, ортодоксальный мейнстрим христианства, чья доктрина была определена вселенскими соборами и вероучениями», и поэтому большинство реформаторов «обратились к этой кафолической традиции и считали, что они в непрерывности с ней».

Общие черты

Общим убеждением, связанным с кафоличеством, является институциональная преемственность от ранней христианской церкви, основанной Иисусом Христом. Многие храмы или общины идентифицируют себя индивидуально или коллективно как подлинную церковь. В любой тематической литературе излагаются основные расколы и конфликты в христианстве, особенно в группах, которые идентифицируют себя как католики. Существует несколько конкурирующих исторических интерпретаций о том, какие группы вошли в раскол с первоначальной ранней церковью.

Времена пап и королей

Согласно теории Пентархии, ранняя неразделенная церковь была организована под тремя патриархами: Рима, Александрии и Антиохии, к которым позже были добавлены патриархи Константинополя и Иерусалима. Епископ Рима в то время был признан первым среди них, как это указано, например, в каноне 3 Первого Совета Константинополя (многие интерпретируют «первое», что означает «место среди равных»).

Епископ Рима также считался имеющим право созывать вселенские соборы. Когда Императорская столица переехала в Константинополь, влияние Рима иногда оспаривалось. Тем не менее Рим утверждал особый авторитет из-за своей связи со святыми Петром и Павлом, которые, как все согласились, были замучены и похоронены в Риме, и потому епископ Рима видел себя преемником святого Петра.

Ортодоксия и ортопраксия

Иисус сказал Своим ученикам: «Того, кто разделяет Мои заповеди и живет согласно им, Я уподоблю разумному человеку, построившему дом на камне. А того, кто разделяет заповеди, но не исполняет их, Я уподоблю безрассудному человеку, строящему жилище на песке» (Матф. 7:24-26). Что эта фраза имеет общего с ортодоксией и ортопраксией? Оба термина содержат в себе греческое слово orthos. Оно означает «правильный, прямой, правый». Теперь рассмотрим разницу между ортодоксией и ортопраксией.

Греческое слово doxa означает «мнение, учение». А «праксия» отвечает русскому термину «практика, деятельность». В свете этого становится понятным, что ортодоксия означает правильную доктрину. Но достаточно ли этого? Те, кто слушает и разделяет учение Христово, могут называться ортодоксами. Но в ранней церкви акцент ставился не на правильность доктрины, а на соблюдение заповедей – «праведной жизни». Однако в конце третьего века стал создаваться канон, религиозный догмат. Ортодоксальная церковь стала ставить во главу угла именно разделение верного учения, «правого прославления Бога». А как же исполнение заповедей? Ортопраксия как-то постепенно отошла на второй план. Неуклонное следование всем идеологическим предписаниям Церкви исторически оказалось важнее.

Кафоличность церкви: история

Третий Вселенский собор в 431 году был главным образом обеспокоен несторианством, в котором подчеркивалось различие между человечностью и божественностью Иисуса и провозглашалось, что при рождении мессии Дева Мария не могла говорить о рождении Бога.

Этот Совет отверг несторианство и подтвердил, что, поскольку человечность и божественность неотделимы друг от друга в Иисусе Христе, его мать, Дева Мария, является, таким образом, Богородицей, Богоносицей, Матерью Божией.

Первый большой разрыв в Церкви последовал за этим Советом. Те, кто отказался принять постановление Совета, были в основном персидскими христианами и представлены сегодня ассирийской церковью Востока и связанными с ней Церквями, которые, однако теперь не имеют «несторианского» богословия. Их часто называют древними восточными храмами.

Киевский и Московский патриархат – есть ли разница?

Произошедшее событие осталось без благословления Патриарха Константинопольского. Через десять лет следующий Собор уже отчетливо выразил полный отрыв от Киева. Преемник Ионы, Феодосий, стал именоваться «митрополитом Московским и всея Великой России». Но эту религиозно-территориальную единицу целых сто сорок лет не признавали другие православные церкви и не вступали с ней в евхаристическое общение.

Только в 1589 году патриарх Константинопольский признал автокефалию (автономию в лоне православной церкви) за Московской митрополией. Это случилось после захвата османами Царьграда. Патриарх Иеримия Второй Транос по приглашению Бориса Годунова приехал в Москву. Но оказалось, что гостя стали силой принуждать рукоположить местного никем не признанного митрополита на главу церкви. После полугодового заключения в темнице Иеремия посвятил московского митрополита в патриархи.

Позже, с усилением роли России (и одновременным упадком Константинополя как центра восточного христианства) стал насаждаться миф о Третьем Риме. Московский патриархат, хоть и был частью ортодоксальной церковью греческого обряда, стал претендовать на главенство среди прочих. Он добился упразднения Киевской митрополии. Но если не принимать во внимание споры по поводу хиротонии Московского патриарха, то в плане вероисповедания эти церкви ничем друг от друга не отличаются.

Второй разрыв

Следующий крупный раскол произошел после Халкидонского собора (451). Этот Совет отверг евфийское монофизитство, в котором говорилось, что божественная природа полностью подчинила человеческую натуру во Христе. Этот Совет заявил, что Христос, хотя и был человеком, проявил две природы: «без замешательства, без изменений, без разделения, без раздвоения» и, таким образом, он является полностью Богом и полностью человеком. Александрийская церковь отвергла условия, принятые этим Советом, а христианские церкви, которые следуют традиции непризнания Совета — они не монофизиты в доктрине — называются предхалкидонскими или восточными православными церквями.

Российская ортодоксальная церковь

После Октябрьской революции Московский патриархат находится в долгом каноническом и юридическом конфликте с Константинополем. Тем не менее в России православная церковь является крупнейшей религиозной общиной. Она была зарегистрирована как юридическое лицо, а в 2007 г. государство поручило передать ей все имущество религиозного назначения. РПЦ МП утверждает, что ее «каноническая территория» распространяется на все республики бывшего СССР, за исключением Армении и Грузии. Это не признается православными церквями в Украине, Беларуси, Молдове, Эстонии.

Окончательный разрыв

Следующий большой разрыв в христианстве был в XI веке. Многолетние доктринальные споры, а также конфликты между методами церковного правления и эволюция отдельных обрядов и обычаев ускорили раскол в 1054 году, который разделил Церковь, на этот раз между «Западом» и «Востоком». Испания, Англия, Франция, Священная Римская империя, Польша, Чехия, Словакия, Скандинавия, страны Балтии и Западная Европа в целом были в западном лагере, а Греция, Румыния, Киевская Русь и многие другие славянские земли, Анатолия и христиане в Сирии и Египте, принявшие Халкидонский собор, составили Восточный лагерь. Это разделение между Западной и Восточной Церквями называется расколом между Востоком и Западом.

В 1438 году состоялся Собор Флоренции, в котором был проведен диалог, посвященный пониманию богословских различий между Востоком и Западом, с надеждой на воссоединение католической и православной церквей. Несколько восточных церквей воссоединились, составляя некоторые из католических церквей. Их иногда называют православными кафолическими церквями.

Как образовалась русская ортодоксальная церковь

Традиция утверждает, что на славянских землях проповедовал и распространял христианскую веру апостол Андрей Первозванный. До земель, где сейчас располагается Российская Федерация, он не дошел, но крестил народ в Румынии, Фракии, Македонии, Болгарии, Греции, Скифии.

Киевская Русь приняла христианство греческого образца. Патриарх Константинополя Николай Второй Хрисоверг рукоположил в первого митрополита Михаила. Это событие произошло в 988 году, при правлении князя Владимира Святославовича. Долгое время митрополия Киевской Руси оставалась под юрисдикцией греческой ортодоксальной церкви.

В 1240 году произошло нашествие татаро-монгольских орд. Митрополит Иосиф был убит. Его преемник, Максим, перенес свой престол во Владимир на Клязьме в 1299 г. А его наследники во Христе, хоть и именовали себя «митрополитами Киевскими», на самом деле проживали на территории Московского удельного княжества. В 1448 году произошло полное отмежевание Московской митрополии от Киевской постановлением Собора, где главенствовал епископ Рязанский Иона, провозгласивший себя «Митрополитом Киевским» (но фактически — Московским).

Реформация

Еще одно крупное разделение в Церкви произошло в XVI веке с протестантской реформацией, после чего многие части западной церкви отвергли папскую власть и некоторые из учений Западной Церкви того времени и стали известны как «реформаторы», а также «протестанты».

Произошел гораздо менее обширный разрыв, когда после первого Ватиканского собора Римской католической церкви, в котором он официально провозгласил догму о непогрешимости папства, небольшие кластеры католиков в Нидерландах и в немецкоязычных странах сформировали Старокатолическую (Алькатолидскую) церковь.

Трудности терминологии

Использование терминов «кафоличность» и «католицизм» зависит от контекста. В течение времен, предшествующих Великому расколу, это относится к Никейскому Символу веры и особенно к принципам христологии, т. е. к отторжению арианства. Во времена после Великого раскола католицизм в лице католической церкви объединяет Латинскую, Восточно-католические церкви греческой традиции и другие восточные католические приходы.

Литургические и канонические практики различаются между всеми этими конкретными Церквями, составляющими Римскую и Восточную Католические Церкви (или, как называет их Ричард Макбриен, «Причастие католических церквей»). Сравните это с термином «Католикос» (но не католицизмом) по отношению к главе Особой Церкви в Восточном христианстве. Впрочем, значение православной кафолической церкви является скорее номинальным.

В католической церкви термин «кафолический» понимается как «охватывающий тех, кто крещен и в общении с Папой».

Кафолическая и Православная Церковь.

Русская Греко-Кафолическая Православная церковь
Святой Варвары. 1956.

Русская Греко-Кафолическая Православная церковь св. Варвары. 1956

На сайт Патриарших приходов в Канаде «Православная Канада» поступил следующий вопрос: «Поясните, пожалуйста, почему при входе в
ХрамСвятой Варвары Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Эдмонтоне висит таблица, на которой написано:«Русская Греко-Кафолическая Православная церковь святой Варвары. 1956»? Каким образом совмещается Русская Православная Церковь с Греко-Кафолической? Это результат влияния католичества в Канаде на Русское Православие? Ведь у нас на Родине нет Церкви и храмов с таким странным названием, как это».
Слово «кафолический» в данном случае не обозначает принадлежности ни к католичеству (которое многие Святые отцы более справедливо называли «латинством») в целом, ни, в частности, к греко-католикам (униатам). Можно сказать, что в названии нашего храма это слово употреблено в значении «Соборная». Согласно учению греческих и русских Святых отцов, «римо-католическая церковь», хотя и называет себя «католической», после 1054 года не является таковой!

Лингвисты бы классифицировали данное языковое явление как «историческую омонимию» (одинаковость звучания двух слов при различных смыслах, которые разошлись в результате хода времени и определенных исторических событий; об омонимии см., напр, https://russkiyyazik.ru/571/

).

«Русская Греко-Кафолическая Православная Церковь» —

это название нашей Святой Русской Церкви, которое в наши дни очень редко встречается; оно является одним из полных названий Русской Православной Церкви Синодального периода (от 1721 до 1917 года), когда высшим органом управления Русской Православной Церковью был Святейший Синод. Например, в мае 1823 года, по благословению Святейшего Синода, был напечан «
Катехизис
(Основы православной веры)», составленный святителем Филаретом Московским, который имел такое полное название: «
Пространный Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви
».

Сам термин «кафолический» происходит от древне-греческого слова Κᾰθ—ολικός — «всеобщий», составленного из двух слов: приставки καθ‘ (κᾰτά) — «в, на, по» + ὅλος («каф олос») — «целый, цельный, полный, весь») — «по всему целому (согласно целого)», то есть во всей полноте, целостности, — и обозначает подлинную Христову Церковь. Слово «καθολικὴ («кафолики

»)» применительно к Святой и Единой Апостольской Церкви в тексте Символа Веры во всех западных — в том числе в латинском («
catholicus»
) и английском («
catholic»
) — языках оставлено без перевода («католическая» — только русская буква «ф [греч. и слав.: θ]» заменяется на «т

»). В церковно-славянской традиции оно переведено словом «соборная».

Пространный Хрістіанскій катехизіс Православныя Кафоліческія Восточныя Греко-Россійскія Церкви. М. 1830.

Полная, Соборная или Кафолическая Церковь — это Церковь, в которой исповедуют правильно (православно) Евангельскую, Апостольскую и Свято-отеческую веру. Первым Святым отцом, употребившим термин «Кафолическая Церковь» (греч. Καθολικὴ Ἐκκλησία), был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (пострадал в 107 году в Риме). В своём Послании к Смирнской Церкви он так учит: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь

» (VIII, 2).

«В самой же Кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все

; ибо истинно кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что всё вообще объемлет» (Преподобный Викентий Лиринский (умер ок. 450).
Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков
).

В православном богословии «Кафоли́чность Церкви» — одно из существенных свойств истинной Христовой Церкви, понимаемое как её универсальность. «Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, потому, что Она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов

» (Свт. Филарет (Дроздов), митрополит.
Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви.
Изъяснение 9-го члена Символа веры). Об этом же говорит и митрополит Макарий (Булгаков) в труде «
Православно-догматическое богословие
» (СПб., 1895).

Выражение «Кафолическая» близко к термину «Вселенская (греч. Οἰκουμένη, икумена — «заселённая земля, Вселенная»)», но между ними есть важное различие. Термин «Кафолическая» может прилагаться как ко всей Церкви, так и к её частям. В последнем случае имеется в виду, что каждая часть Церкви обладает той же полнотой Истины, что и вся Церковь. Понятие «Вселенская» неприложимо к частям Вселенской Церкви — к 15-ти Поместным Церквам, которые имеют канонические границы.

Часть же «Греко-

» сложного слова «Греко-Кафолическая», в выражениии «Русская Греко-Кафолическая церковь» (анг. «Russo—
Greek
Catholic Church») в названии нашего храма указывает на благодатную и каноническую преемственность нашей Русской Православной Церкви от Греческой или Константинопольской с момента крещения Руси при святом Киевском князе Владимире Великом в 988 году.

1956

— это дата закладки первого камня в строительстве нашего собора. Таким образом, мраморная доска с трехраменным православным русинским крестом в центре, находящаяся перед входом в собор святой Варвары, возможно, является ни чем иным, как закладным камнем (или его частью), который был освящен в начале строительства здания.

е.И.

А что с католиками?

В церквях, которые считают себя католическими, таинство считается видимым признаком невидимой благодати Бога. В то время как слово «тайна» используется не только для этих обрядов, но и для других значений со ссылкой на откровения о Боге и о Божьем мистическом взаимодействии с творением, понятие «таинство» (с латыни — «торжественное обязательство») — обычный термин на Западе, который относится конкретно к этим обрядам.

Восточная Православная Церковь придерживается той позиции, что это их общение, которое фактически составляет Единую, Святую, Католическую и Апостольскую Церковь. Восточные православные христиане считают себя наследниками патриархальной структуры первого тысячелетия, которая развивалась в Восточной Церкви в модели пентархии, признанной Вселенскими соборами теорией, которая «продолжает господствовать в официальных греческих кругах до наших дней».

Догматы, разделяющие православие и католицизм. Филиокве

Что же исповедует ортодоксальная церковь? Ведь, судя по названию, во главу угла она ставит «правильное прославление Бога». Ее канон состоит из двух больших частей: Священного Писания и Священного Предания. Если с первым всё ясно – это Ветхий и Новый Заветы, то что же такое второй? Это постановления всех Вселенских Соборов (от самых первых до Великой Схизмы и затем только ортодоксальных церквей), жития святых. Но главным документом, используемым в литургии, является Никео-Цареградский Символ веры. Он был принят на Вселенском Соборе 325 года. Позже католическая церковь приняла догмат филиокве, утверждающий, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына, Иисуса Христа. Православие не принимает этот принцип, но разделяет неделимость Троицы.

Раскольники против раскольников

В православии кафоличность или соборность церкви играет огромную роль. Со времен богословских споров, произошедших в IX-XI веках, кульминацией которых стал окончательный раскол в 1054 году, восточные православные церкви рассматривали Рим как раскольнический вид, который нарушил существенную католичность христианской веры, введя новые доктрины (см. Filioque).

С другой стороны, модель пентархии никогда не была полностью применена в Западной Церкви, которая предпочла теорию Примаса епископа Рима, отдав предпочтение ультрамонтанству над собором. Название «Патриарх Запада» редко употреблялось папами вплоть до XVI-XVII веков и было включено в «Аннуарио-понтифио» с 1863 по 2005 год, будучи сброшенным и перешедшим в историю, устаревшим и практически непригодным для использования.

Восточные православные церкви (коптские, сирийские, армянские, эфиопские, эритрейские, маланкаранские) также поддерживают позицию, что их община составляет Единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую церковь. В этом смысле восточное православие поддерживает свои древние экклезиологические традиции апостольства (апостольская преемственность) и кафоличность (универсальность) Церкви. Существует даже Кафолическая православная церковь Франции.

Три признака истинной Церкви

Свойствами истиной Церкви являются единство, святость, апостоличность. Одним из проявлений свойства единства Церкви признана её «кафоличность» или «соборность».

Соборность Церкви дана свыше, от Христа и передаётся всем поместным церквям исключительно через таинство евхаристии. Внешний критерий соборности — принятие совместных решений на Вселенских Соборах.


Святой Кирилл Философ. Икона 1654 год. Святой Кирилл обнаружил три свойства кафоличности Церкви

Именно на Вселенских Соборах приняты все христианские догматы и каноны. Святой Кирилл указывает три свойства кафоличности Церкви:

  • ее универсальность;
  • всеобщее, или соборное преподание догматов;
  • всеобщее же, или соборное, врачевание грехов и приобретение добродетелей.

Святой Кирилл выделил три свойства кафоличности Церкви.

Если какая-то поместная церковь не признаёт кафоличность (соборность) церкви, она не может признаваться христианской, ведь тем самым она отрицает таинство евахаристии. Например, святой Поликарп учил, приходя в другой город необходимо спрашивать о том, где находится Соборная Церковь.

Дело в том, что еретики свои молельные дома часто также называются церквями, но молиться в них истинным христианам нельзя. В этом реализуется универсальность принципа кафоличности.

Поликарп на гравюре XVII века. Святой Поликарп Смирнский, приходя в другой город необходимо спрашивать о том, где находится Соборная Церковь

Все догматы Кафолическая Церковь преподает соборно, то есть на Вселенских Соборах. Еретики же так не делают, принимая решения самостоятельно. Соборно же врачуются или осуждаются грехи.

Кафоличность делает невозможным тот случай, когда еретиком может быть признан человек по решению главы одной поместной церкви или же общины. Лжеучения должны осуждаться всеми Отцами Церкви, всем клиром и народом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]