Литература[ | ]
- Преподобные старцы Оптиной Пустыни : жития. Чудеса. Поучения. — Москва ; Рига: Благовест, 1995. — 416 с. — ISBN 5-87310-031-4.
- Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших : 26-27 июля 1996 г. — Козельск: Введенская Оптина Пустынь, 1996. — 79 с. — ISBN 5-86594-041-4.
- Трифон (Туркестанов), митр.
Древнехристианские и оптинские старцы : монография. — Москва: Мартис, 1997. — 254 с. — ISBN 5-7248-0041-1. - Преподобные Старцы Оптинские: Жития и наставления. — 2-е, испр. и доп. — М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002. — 512 с. — 10 000 экз.
- Яковлев А. И.
Великие старцы Оптиной пустыни: сборник биографической информации. — Москва: Терра-Кн. клуб, 2003. — 381 с. — ISBN 5-275-00815-5. - Ордина О. Н.
Феномен старчества и его влияние на русскую философскую мысль XIX века; Фил. Санкт-Петербургского института внешнеэкон. связей, экономики и права в г. Кирове. — Киров ; Санкт-Петербург: Гаруда, 2007. — 116 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-7320-0991-0. - Оптинские старцы : наставления, письма, дневники. — Москва: Лепта Книга, 2009. — 813 с. — (Путь святости; вып. 11). — 5000 экз. — ISBN 978-5-91173-142-7. — ISBN 978-5-9937-0035-9.
- Оптинские старцы. Источник светлой радости / автор-составитель И. Булгакова. — Москва : Эксмо, 2022. — 317 с. — (Радость и надежда для души). — 3000 экз. — ISBN 978-5-04-107570-5
Откровения отца Амвросия
О пришествии Антихриста предупреждал и попечитель многих монастырей, подвижник отец Амвросий. Он призывал не бояться обличать нечестивого и указывать на него. Антихрист принесет с собой войны, которые не оставят после себя никого в живых. Перед этим Бог нашлет на землю болезни, чтобы забрать всех слабых в мир иной. Затем начнется Третья мировая война, которую переживут только сильнейшие и достойнейшие быть спасенными. Но таких будет немного.
Духовные наставления преподобного Никона Оптинского
Сохранилось «Поучение иеромонаха Никона», записанное им самим для потомков. Оптинский старец завещал верующим читать Святое Евангелие, учить Божьи заповеди. Учение Христа, по мнению батюшки, должно стать настольной книгой любого христианина. Каждый свой поступок нужно сверять с заповедями из Евангелия.
Главной чертой характера любого христианина должно стать смирение. Человек обязан покориться воле Бога, принять покорно все то, что уготовано судьбой. Христиане должны прожить жизнь, полную скорби, печали и трудностей. Каждый верующий обязан нести свой крест. Жизнь христианина в согласии с законом Божьим — это лишь подготовка к вхождению в Небесное Царство.
На протяжении всей своей жизни верующий должен приходить на исповедь к своему духовнику. Человек, который регулярно исповедуется, очищает свое сердце от всего неугодного Богу. Верующие способны услышать слова Господа, но предварительно им нужно избавить душу от всякого зла.
Краткий список наставлений старца:
- выучить заповеди Божьи и жить согласно им;
- бороться со своими греховными желаниями, хранить себя от соблазнов;
- покоряться воле Господа;
- любить Бога больше всего на свете;
- читать творения святых отцов;
- иметь страх Божий;
- приготовиться к скорби, терпению;
- правильно молиться;
- регулярно каяться в грехах и исповедоваться.
Христианин должен верить в Бога, жить в смирении, творить милость, прощать ближним оскорбления и обиды. Верующие обязаны ежедневно молиться Спасителю, прославлять Господа, благодарить его за жизнь.
История канонизации[ | ]
- 1988 год — по решению Поместного собора Русской православной церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.
- 26—27 июля 1996 года тринадцать оптинских старцев причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни с общим соборным празднованием 11 (24) октября.
- 10 июля 1996 года — обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
- 2000 год — решением Архиерейского собора Оптинские старцы прославлены для общецерковного почитания.
Пророчества Исаакия Второго
Последний из настоятелей Оптины — отец Исаакий второй, предупреждающий духовных чад о пришествии в наш мир Антихриста. Это страшное время легко будет распознать по внешнему благолепию храмов и церквей. Их будут ремонтировать, реставрировать, золотить купола, но сами они будут закрыты для простых верующих. И когда закончат облагораживать храмы, состоится коронация Антихриста.
На перепутье
С возрастом Николай стал задумываться о серьезных вещах, его волновали вопросы о том, что такое смерть, грех, загробная участь человека, страдания в аду. Когда наступила пора юности, он никак не мог найти свой путь в жизни. «Помню, что я часто даже в играх, которые любил, чувствовал неудовлетворенность, пустоту. Я не знал, куда мне поступить из гимназии, что выбрать, какую отрасль науки, какой сообразно с этим путь жизни. Ничто мне не нравилось так, чтобы я мог отдаться тому, что выбрал. Был у меня переворот в жизни, когда все вокруг было заражено социальными идеями в нашем юношеском кругу. Мне эта маска, которой прикрыто дело диавола, ведущее в пагубу, сначала как бы понравилась, хотя я и не мог ее совместить с верой в Бога, в которой и о которой я ничего не размышлял и не давал отчета…» Хотя в доме царила благочестивая обстановка, но глубоких понятий о вере и Церкви у Николая не было. Уже позже он сам будет удовлетворять духовную жажду, которую всегда чувствовал, чтением книг.
Окончив гимназию, Николай поступил в Московский университет, но проучился недолго. Он вспоминал: «В университете я успел проучиться немногим более полугода… После Рождества мои мысли и стремления к богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя и ежедневно, но с некоторой целью… Под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое и читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостол и «Путь ко спасению» епископа Феофана; читал иногда листочки и брошюрки духовного содержания». Со временем Николай стал вести дневник, эту привычку будет в дальнейшем поддерживать у него и старец Варсонофий, считая очень полезным ежедневно записывать наблюдения за своей внутренней жизнью. Вспоминая свою юность, старец по своему состоянию и настроениям причислял себя целиком к поколению молодых людей той эпохи — отметил и период увлечения социальными идеями, и формальное исполнение обязанностей христианина. Но из его же собственных слов видно, как исподволь возрастала в душе устремленность к Богу, как влекли его Церковь, богослужение. Сам он особо о Видимо здесь сказалось и воспитание, влияние деда и матери.