19 декабря 2016Антропология, История
Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки: все, о чем неловко спросить, но интересно узнать
Автор Людмила Жукова
В переводе с арабского ислам означает «предание себя Богу», а мусульманин — человек, «преданный Богу». Так же как и иудеи и христиане, мусульмане — монотеисты. Они считают, что существует только один-единственный Бог, сотворивший мир и все, что его наполняет. По-арабски Бог — Аллах. Так же называют Бога и арабоязычные христиане. При этом, согласно мусульманской традиции, у Бога целых 99 имен — вот лишь некоторые из них: Милостивый, Милосердный, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный, Творец, Создатель, Образователь, Мудрый.
Мусульмане верят в ангелов и демонов, которых Бог сотворил до человека, в пророков, большинство из которых отождествляются с библейскими персонажами (Ибрагим — Авраам, Муса — Моисей и даже Иса — Иисус Христос), а также, подобно иудеям и христианам, ожидают пришествия Мессии (Махди) в конце времен. Ислам — самая быстрорастущая мировая религия: сегодня в мире более полутора миллиардов ее последователей.
Что такое Коран
Коран. Манускрипт. Иран, 1427 годThe Metropolitan Museum of Art
«Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. В переводе с арабского aл-куран означает «чтение вслух». Дело в том, что именно так пророк Мухаммед получал откровения от Бога. Однажды во сне ему явился некто со свитком и приказал: «Читай!» Мухаммед был неграмотен, о чем и сообщил незнакомцу, однако тот продолжал настаивать, сдавливая пророку грудную клетку. Испугавшись, Мухаммед спросил, что именно он должен читать, — и тогда прозвучали первые слова Корана: «Читай во имя Господа твоего». Таинственного незнакомца, явившегося Мухаммеду, обычно отождествляют с архангелом Гавриилом. Начавшись, согласно мусульманской традиции, 27-го числа месяца Рамадан, божественное откровение Мухаммеду продолжалось целых 22 года, а полностью было записано лишь после смерти пророка.
В Коране говорится, что Мухаммед получал откровение на арабском языке — отсюда представление о том, что только арабский оригинал является Священным текстом, а любые переводы — лишь его толкования. Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты. Последовательность сур в Коране, за некоторым исключением, определена их размером — длинные в начале, более короткие — в конце. При этом длинные суры считаются более поздними, полученными Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину.
Переселение мусульман
Первую хиджру, паломничество и переселение совершил Пророк Мухаммед ﷺ в 621 году: он переехал в Йасриб, чтобы разорвать все связи с обществом, в котором он вырос, но которое не приняло призыв к единобожию и стало преследовать его и его последователей. Позже Йасриб в честь Пророка Мухаммеда ﷺ был назван Мадинат-ун-Наби, что в переводе означает «город Пророка».
В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.
В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.
Кто такой Мухаммед
Пророк Мухаммед на горе Хира. Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Около 1595 года Bilkent University / Wikimedia Commons
Мухаммед — ключевая фигура в истории ислама, последний пророк, или «печать пророков». При упоминании его имени мусульмане обязательно добавляют фразу «Да благословит его Бог и приветствует». Основным источником для реконструкции биографии Мухаммеда служит мусульманское предание — Сунна (в переводе с арабского «пример», «образец»), представляющее собой собрание рассказов — хадисов — о словах и делах пророка. Существует несколько авторитетных собраний хадисов (VIII–XI веков), составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков (от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее) должна была быть непрерывной, а их биография безупречной.
Что же мы знаем о Мухаммеде? Он родился в 570 году в Мекке, городе на западе Аравийского полуострова, где находилось главное аравийское святилище — Кааба. Помимо главной местной святыни — черного камня Согласно мусульманскому преданию, Адам получил этот камень от Бога, покидая рай. Изначально он был белым, но со временем почернел от человеческих грехов. (возможно, метеоритного происхождения), инкрустированного в угол Каабы, — здесь почитались боги разных племен: Кааба была межплеменным культовым центром. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб. Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам.
Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Он напоминал, что и к другим народам Бог посылал своих пророков — Авраама, Моисея, Иисуса, — а отвергнувших их подвергал суровому наказанию. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей. Переселение (араб. хиджра) положило начало мусульманскому летоисчислению (так, 2016 год — это 1437–1438 год по хиджре), а Ясриб сначала был переименован в Город пророка — Мадинат-ан-Наби, а потом просто в Город — Медина.
В Мекку Мухаммед вернулся через несколько лет в сопровождении многотысячного войска предводителем — религиозным и политическим — большой общины. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор. В 632 году, подчинив почти весь Аравийский полуостров, Мухаммед умер, не успев осуществить планы по дальнейшему распространению новой религии. Этим занялись его последователи.
Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.
Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.
Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана «Слон».
Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама
Чем шииты отличаются от суннитов
Ислам не однороден, в нем существует несколько течений. Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты (что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов) и шииты (от араб. шиа — «последователи»).
Инвеститура Али в Гадир-Хум. Миниатюра. 1307–1308 годыWikimedia Commons
Раскол, породивший суннизм и шиизм, случился вскоре после смерти пророка Мухаммеда и был связан с проблемой преемственности власти. Будущие шииты полагали, что наследником (в шиизме он называется имамом) должен стать двоюродный брат и зять Мухаммеда — Али — и власть должна передаваться от него строго по наследству. Большинство же мусульман — будущие сунниты — решили самостоятельно избирать себе лидера, халифа. Впрочем, после смерти первых трех избранных халифов следующим они выбрали того же Али — в этот момент появился шанс преодолеть разногласия. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно. Али — единственный лидер мусульман после Мухаммеда, которого признают и сунниты, и шииты. Первые считают его четвертым халифом (последним из «праведных»), а вторые — первым имамом и святым. Пятым халифом будущих суннитов стал наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян, а вторым имамом шиитов — сын Али и внук Мухаммеда Хасан.
Всего большинство шиитов признает двенадцать имамов. Через некоторое время после того, как в 872 году таинственно исчез последний из них, Мухаммад ибн аль-Хасан, оформилось учение о «скрытом имаме». Оно гласит, что Мухаммад ибн аль-Хасан был Махди — Мессией — и вновь придет в конце времен. Современные духовные лидеры шиитов — наместники скрытого имама. Шииты составляют около 10% от всех мусульман, живущих в мире, и преобладают в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.
К оппонентам шиитов — суннитам — относятся немногим меньше 90% всех мусульман. Последним суннитским халифом был король Хиджаза Хусейн ибн Али аль‑Хашими, принявший титул в 1923 году. Почти в буквальном смысле слова он оказался халифом на час — уже в 1924 году его свергли.
Внутри шиизма и суннизма также существуют разные школы. Кроме того, в исламе существует особое мистическое направление — суфизм. Суфии, стремящиеся приблизиться к Богу с помощью особых духовных практик, могут быть как суннитами, так и шиитами. Название суфизм, вероятно, происходит от арабского слова суф — шерсть, одежду из которой носили мусульманские мистики-аскеты — суфии. В суфизме очень важна роль наставника — шейха, примеру и наставлениям которого следуют его ученики — мюриды. Суфийские ордены — тарикаты — сложились в XI–XII веках, каждый из них имел особые практики и знаки отличия. Примерно к тому же времени оформилась особая суфийская философия, нашедшая, в частности, отражение в поэзии Омара Хайяма, Умара ибн аль-Фарида и др. Выдающийся суфийский мыслитель XIII века Ибн Араби в книге «Мекканские откровения» рассуждал о том, что все религии содержат элемент веры в единого Бога, но лишь суфий поклоняется Богу в его полноте.
Зарождение Ислама
Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.
В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.
Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.
Какие у мусульман обязанности
Пять основополагающих принципов, или столпов, ислама восходят к пророку Мухаммеду и известны из мусульманского предания — Сунны. Столпами их называют потому, что они представляют собой своего рода фундамент в основании ислама.
Молящиеся в мечети. Миниатюра из манускрипта. Иран, 1753 годFine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Первый столп — шахада (араб. «свидетельство»). «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — посланник Бога» (шииты добавляют к этому «и Али — друг Бога»). Произнесение этих слов в присутствии двух мужчин-мусульман является главным условием принятия ислама. Второй столп — пятикратная молитва, которую следует совершать повернувшись лицом в сторону Мекки. Молиться можно как индивидуально, так и вместе. В пятницу принято совершать послеполуденную молитву в мечети. Третий столп — милостыня, которую взрослые мусульмане, имеющие необходимый минимум средств, должны выплачивать в пользу малоимущих. Четвертый столп — пост в месяц Рамадан, когда запрещается прием пищи и питья в светлое время суток. Пятый столп — паломничество (хадж) в Мекку к Каабе, которое хотя бы раз в жизни должен совершить мусульманин, если ему позволяет здоровье и средства. Еще одной обязанностью мусульманина считается джихад (араб. «усилие»), причем под этим словом понимается не обязательно священная война за распространение ислама, но любая борьба за веру — например, с собственными грехами.
Противостояние распространению Ислама
Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.
От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.
Что такое шариат и адат
Шариат — мусульманское право, основанное на Коране и Сунне, — охватывает все сферы жизни мусульман: семейное и уголовное право, догматику, религиозный культ, этику. Ислам не разграничивает светскую и религиозную сферы жизни, поэтому правовая система большинства мусульманских стран основана на шариате.
В некоторых мусульманских общинах, помимо этого, существуют местные доисламские обычаи — адат. Притом иногда — как, например, с традициями кровной мести, женского обрезания или похищения невест — они противоречат нормам шариата. Мусульманские правоведы боролись с адатом, но эта борьба нередко оставалась безуспешной, а нормы адата и шариата оказывали влияние друг на друга. Одни формы адата со временем ушли в небытие, но другие по-прежнему играют важную роль в разных мусульманских регионах, в частности на Кавказе.
Пять столпов ислама и шесть столпов веры
Религиозная практика в мусульманской вере предполагает пять столпов ислама, и если человек является мусульманином, он должен свято чтить их все:
- шахада (формула Единобожия);
- намазы (пятикратные обязательные ежедневные молитвы, которые обязательны для всех мусульман);
- ураза (пост, которого мусульмане во всем мире придерживаются в течение священного месяца Рамадан);
- закят (милостыня, которая является обязательной для большинства мусульман);
- хадж (паломничество в Мекку в Саудовской Аравии, которое обязаны в своей жизни совершить все члены мусульманской общины).
В мусульманской религии, кроме пяти столпов ислама, есть шесть столпов имана или веры: в религиозном сознании мусульман прочно закреплен тот факт, что все эти шесть столпов следует признать, чтобы считаться настоящим мусульманином, так как в том случае, если хотя бы один из столпов веры или имана человеком не признается, то его вера становится недействительной.
Вы знали, что нельзя есть мусульманам и почему?
Шесть столпов веры или имана:
- вера в Аллаха;
- вера в ангелов Аллаха;
- вера в Священные Писания Аллаха;
- вера в наби (пророков Аллаха), а также в расуль (посланников Аллаха);
- вера в киямат (наступление Судного дня);
- вера в кадар или Предопределение судьбы: мусульмане убеждены, что все происходящее как в жизни самого человека, так и в истории человечества и мусульманских народов, хорошее оно или плохое, — все это является волей Всевышнего Аллаха.
Возможно вам будет интересно узнать, что мусульман хоронят не так как христиан.
Как устроена мечеть
Мечеть Айя-София. Гравюра из книги Адриана Реланда «Verhandeling van de godsdienst der Mahometaanen». 1719 годBibliotheek van het Vredespaleis / Wikimedia Commons
В архитектурном отношении здания мечетей отличаются разнообразием, но есть и обязательные элементы: как правило, каждая мечеть имеет один или несколько минаретов — башен, с которых пять раз в день раздается призыв к молитве. Во время исламских завоеваний христианских стран в мечети превращали христианские храмы, пристраивая к ним минареты (вспомним хотя бы собор Святой Софии, превращенный в мечеть Айя-София в Стамбуле). Внутри мечети в молитвенном зале обязательно есть специальная ниша в стене — михраб. Она указывает молящимся, в каком направлении находится Мекка. Верующие должны входить в мечеть, совершив омовение и сняв обувь. Женщины и мужчины молятся отдельно. Функции священнослужителя выполняет мулла (араб. «господин»).
Мусульмане до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ
Первые мусульмане – это посланники и пророки, упомянутые в Священной Книге Коран, и последователи этих пророков.
В 52 аяте третьей суры Корана, которая называется «Аль-Имран», приводятся слова апостолов пророка Исы, с которыми они обращались к пророку: «Мы — помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами!» Это означает, что мусульманами были и первые последователи пророка Исы.
До того, как был ниспослан Коран, мусульмане молились и совершали религиозные практики, следуя Торе (Таурату), Псалтирю (Забуру), Евангелию (Инджилю), которые были ниспосланы пророку Моисею (Мусе), Давиду (Давуду) и Иисусу (Исе).
Возможно вам будет интересно прочитать, можно ли мусульманину ходить в церковь?
Запрещены ли в исламе изображения
Широко распространено убеждение, что в исламе запрещены изображения людей и животных. Однако в самом Коране такого запрета нет. Правда, в хадисах сказано, что ангелы не заходят в дом, где есть подобные изображения, а Бог называет грешником того, кто пытается творить, уподобляясь Всевышнему: «Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный день. Сказано будет им: „Оживите то, что вы сотворили“». В одной мусульманской притче говорится, что мудрец Ибн Аббас на вопрос «Могу ли я рисовать животных?» ответил: «Можно, но лиши их головы, чтобы они не походили на живые существа, или старайся, чтобы они напоминали цветы».
Мир Сеид Али. Фронтиспис к «Хамсе» Низами Гянджеви. 1539–1543 годы© President and Fellows of Harvard College
В некоторых исламских регионах — Иране, Средней Азии — людей и животных традиционно изображали на книжных миниатюрах, иллюстрировавших известные поэтические произведения или исторические труды. Яркий пример тому — персидская миниатюра, на которой можно увидеть изображения не только простых смертных, но даже и самого пророка Мухаммеда. Такие миниатюры считались достаточно условными для того, чтобы не противоречить запрету на реалистичные изображения.
В арабских же странах, где запрет на изображение обычно интерпретировался более строго, процветала главным образом каллиграфия — каллиграфические изображения украшают стены мечетей и страницы книг. Тем не менее до нас дошли и немногочисленные иллюстрированные арабские рукописи с изображением живых существ.
Что касается фотографий, то большинство мусульманских богословов разрешают фотографироваться в случае необходимости — например на паспорт. Насчет любительских фото единого мнения нет, однако даже либеральные духовные авторитеты рекомендуют хранить фотографии членов семьи в альбомах, а не держать на виду.
Мусульманские народы России
Данные переписи населения гласят, что традиционно последователи мусульманской религии на территории Российской Федерации составляют 16-20 миллионов человек, что составляет 15 % всего населения России. Большинство мусульман сосредоточено на Кавказе. Народы, исповедующие ислам и проживающие на территории России — это чеченцы, абазины, цахуры, аварцы, узбеки, агулы, туркмены, адыги, турки-месхетицы, азербайджанцы, татары, балкарцы, таджики, башкиры, табасараны, даргинцы, рутульцы, ингуши, ногайцы, казахи, лезгины, карачаевцы, лакцы, кумыки, киргизы и другие.
В данной статье можно узнать какие мусульманские народы и сколько мусульман живут в России?
Что такое халяль
В широком смысле слова халяль обозначает все разрешенное мусульманам, антоним халяль — харам, «запрещенное». Однако в обыденной речи под «халяль», как правило, понимают разрешенную пищу. К запрещенной относится, например, свинина, а также мясо разрешенных животных (говядина, баранина и др.), если они были убиты не по правилам (например, задушены, забиты палками или просто убиты без упоминания имени Бога) либо умерли своей смертью. В мусульманских общинах, принадлежащих к разным правовым школам, некоторые правила о халяльной пище могут различаться. Кроме того, мусульманам запрещено употреблять алкоголь. В случае угрозы смерти от голода употреблять запрещенные продукты разрешается, но только в минимальном количестве, необходимом для поддержания жизни.
Малочисленные исламские направления
Шиизм и суннизм – не единственные современные течения ислама. Существует целый ряд других направлений, некоторые из которых вызывают серьезные споры как у самих идейных вдохновителей религии, так и у этнографов-исследователей. Стоит упомянуть друзов, которые изначально относились к шиитской ветви, но постепенно отходили от ее моральных и духовных ценностей.
Это вероучение зародилось в 11 веке. В настоящее время друзы называют себя единобожниками и верят в переселение душ. Они весьма специфически относятся к такому вопросу, как обман и притворство в вере, и считают, что друз, попав в окружение людей, исповедующих другую веру, может с легкостью сделать вид, что принимает ее. Это отступлением от истинной веры не считается. Кроме того, принять веру друзов, отказавшись от другой веры, невозможно – правил такого перехода не существует.
Кроме мирных направлений, имеются и радикальные течения в исламе, которые осуждаются самими мусульманами. К таким течениям можно отнести хариджизм. Его приверженцы отличаются нетерпимостью к представителям иных конфессий и, в основном, проживают в Омане. Кстати, так широко известное понятие «исламизм» не является течением. Это идеология, направленная не только на шариатское регулирование жизни мусульман, но и на установление шариатских норм во всех странах.
Как одеваются мусульманки
1 / 3
Женщина в парандже. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Самарканд, около 1910 года Паранджа (также известна как бурка) — женская верхняя одежда, покрывающая тело с ног до головы, с сеткой, закрывающей лицо. Регионы распространения — Средняя Азия и Ближний Восток.
Library of Congress
2 / 3
Женщины на улице. Алжир, около 1900 года Никаб — женский головной убор с прорезью для глаз. Распространен преимущественно в арабских странах — Арабских Эмиратах, Йемене, Саудовской Аравии. Также встречается в Афганистане, Пакистане, Бангладеш и др.
Universal History Archive / Getty Images
3 / 3
Женщина с ребенком. Египет, первая половина XX века Хиджаб — женский головной убор, представляющий собой платок, покрывающий голову и грудь. Лицо при этом остается открытым.
Bettmann / Getty Images
Нетрудно заметить, что степень закрытости женской одежды в разных мусульманских регионах весьма отличается — так, паранджа, бурка и никаб призваны полностью скрыть женскую фигуру и лицо от любопытных глаз, в то время как хиджаб оставляет лицо открытым. Традиция носить ту или иную одежду обусловлена скорее местными традициями, чем предписаниями Корана, которые имеют довольно общий характер. Так, в Коране в 24-й суре («Свет») читаем: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Пусть не демонстрируют свою красоту, кроме как своим мужьям, родственникам, прислуге или малым детям».
Буркини — купальный костюм, недавно вызвавший взрыв страстей во Франции, — был разработан уже в нашем веке австралийским дизайнером ливанского происхождения Ахедой Занетти, которая в 2004 году начала выпускать спортивную одежду для мусульманок под собственным брендом. Буркини, по словам Занетти, пользуются успехом не только у мусульманок, но и у последовательниц иудаизма, индуизма и даже некоторых христианских конфессий.
Причина битв Пророка ﷺ
Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.
Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.
Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.
Какие у мусульман праздники
Праздник разговения Ид аль-Фитр в Пакистане. 2016 годShakil Adil / AP / ТАСС
Мусульмане пользуются лунным календарем, поэтому даты праздников относительно общепринятого григорианского календаря ежегодно сдвигаются. Один из главных праздников — жертвоприношение, которое в России известно под тюркским названием Курбан-байрам. В этот день мусульмане приносят в жертву животных в память о пророке Ибрагиме (Аврааме) и его готовности пожертвовать Богу собственного сына. Праздником разговения (по-тюркски Ураза-байрам) завершается пост в месяц Рамадан. Мусульмане верят, что 27-го числа месяца Рамадан, в так называемую Ночь предопределения, Бог принимает решение о судьбе каждого человека. Считается, что именно этой ночью Мухаммед получил первое божественное откровение. Шииты, помимо общеисламских праздников, отмечают день рождения имама Али и некоторые другие даты.
Распространение мусульманского населения в мире
По всему миру мусульман насчитывается около 1,7 миллиардов человек, поэтому ислам признают в мире второй по величине религией. Ряд средств массовой информации называют ислам религией, которая является самой быстрорастущей в мире.
Если рассматривать количество мусульман в разных странах, то самое больше всего мусульман проживает в Индонезии, на втором месте по числу проживающих приверженцев исламского вероучения находится Пакистан.
Здесь можно прочитать статистику мусульман в мире.
Исламская история в хронологическом порядке
История самой молодой религии в мире изобилует большим количеством событий, которые представляют интерес для современных мусульман. Они проливают свет на процессы, определившие нынешнее состояние уммы. Наша своеобразная «шпаргалка» кратко освещает ключевые даты в развитии ислама.
Как известно, мусульманский календарь отличается от христианского, который используется сейчас повсеместно, включая исламские страны. Последователи ислама начинают летоисчисление с момента переселения Заключительного посланника Всевышнего, Пророка Мухаммада (с.г.в.) и его сподвижников из Мекки в Йасриб (впоследствии – Медину). Поэтому в этом материале мы используем оба календаря, но в описании событий до Хиджры приводится дата только по Милади, т.е. григорианскому летоисчислению.
570 год по Милади
либо 571 г. (20 или 22 апреля) – рождение Пророка Мухаммада (с.г.в.). Ключевое событие в развитии исламской религии. Оно произошло в Мекке, расположенной на территории современной Саудовской Аравии. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) родился в семье Абдуллаха ибн ‘Абд аль-Муталлиба и Амины бинт Вахб, которая относилась к роду Хашим, примыкавшему, в свою очередь, к племени Курайш.
595 г.
– женитьба Мухаммада (с.г.в.) на Хадидже (р.а.). Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) впервые сочетался браком в 25-летнем возрасте, тогда как его жене было на тот момент 40 лет. Она была единственной супругой Мухаммада (с.г.в.) вплоть до своей смерти, наступившей в 619 г. За это время у пары родились двое сыновей, умершие во младенческом возрасте, а также четыре дочери: Зайнаб, Рукайа, Фатима, Умм-Кульсум (р.а.). Фатима (р.а.) впоследствии стала женой Али (р.а.) – четвертого праведного халифа. Их потомство, продолженное сыновьями Хасаном и Хусейном, почитается в мусульманской умме больше всего. Умм-Кульсум и Рукайа вышли замуж за третьего праведного халифа Усмана (р.а.).
610 г.
– начало пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.). Милость миров (с.г.в.) любил проводить время в размышлениях о жизни и смысле бытия в этом мире в пещере Хира на горе Ан-Нур, расположенной неподалёку от Мекки. Во время одного из таких посещений этого места к Мухаммаду (с.г.в.) явился ангел Джабраил (а.с.), который объяснил ему важность миссии, возложенной на него Всевышним Творцом. Первыми людьми, кто принял проповедь Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) и принял ислам, стали его жена Хадиджа (р.а.), близкий друг Абу Бакр (р.а.), 10-летний двоюродный брат Али (р.а.) и приёмный сын, которого Мухаммад (с.г.в.) освободил от рабства, Зайд ибн Харис (р.а.).
615 г.
– первые мусульмане отправляются в Эфиопию. Начавшаяся миссия Пророка Мухаммада (с.г.в.) встретила озлобленность со стороны мекканцев. Но это не помешало формированию вокруг Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) группы сподвижников (по-арабски – сахабов), которая медленно, но верно пополнялась. Тем не менее, данный факт не спасал первых мусульман от жестоких гонений со стороны мекканских язычников. В итоге было принято решение, что часть мусульманской общины совершит переселение в Эфиопию, так как местный правитель Негус конфликтовал с мекканцами. Около 80 верующих, среди которых были Усман ибн ‘Аффан (р.а.), дочь Пророка Рукайа (р.а.), прибыла на африканскую землю, где их встретили гостеприимно. Сам Заключительный посланник (с.г.в.) остался в Мекке, дабы продолжить донесение своей миссии до жителей города.
616 г.
– принятие ислама Умаром (р.а.). В первые годы пророческой миссии он, будучи одним из самых уважаемых мекканцев, был яростным противником мусульман. Суровый нрав являлся причиной внезапных вспышек гнева, от которых не были застрахованы даже его родственники. Так, например, произошло, когда он узнал о принятии ислама его сестрой и её мужем, после чего избил обоих. Нелюбовь к последователям ислама была связана с тем, что Умару (р.а.) не нравилось, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) призывает своих соплеменников отказаться от религиозных убеждений предков. В какой-то момент Умар (р.а.) даже задумался убить Посланника (с.г.в.). Но, к счастью, сценарий пошёл по совершенно иному пути. Сам Пророк (с.г.в.) часто обращался к Аллаху с просьбой даровать мусульманской общине в качестве верного последователя и неотъемлемой части Умара (р.а.). В итоге мольба была принята. После принятия ислама Умаром (с.г.в.) мусульмане стали активнее и более открыто рассказывать о своей религии.
619 г.
– смерть жены Пророка (с.г.в.) Хадиджи (р.а.), Абу Талиба, неудача в Таифе и ночное вознесение. Этот год выдался крайне событийным не сколько для Милости миров Мухаммада (с.г.в.), сколько для всей истории ислама. Первоначально Пророку (с.г.в.) пришлось столкнуться со смертью любимой жены. Характер личных отношений с Хадиджей (р.а.) показывает один примечательный факт – все дети Заключительного посланника (с.г.в.), за исключением Ибрахима, были рождены только ею. Матерью Ибрахима была другая жена – Мария аль-Кибтия.
Смерть дяди Пророка (с.г.в.) Абу Талиба стало большой политической потерей, ведь несмотря на отказ от принятия ислама, он всегда занимал сторону Мухаммада (с.г.в.) и защищал его от агрессии, исходившей от особо яростных мекканцев. Абу Ляхаб, занявший место главы рода Хашим после смерти Абу Талиба, относился к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) плохо.
Поездка Милости миров (с.г.в.) вместе со своим приёмным сыном Зайдом ибн Харисом (р.а.) в Таиф была сопряжена с ожиданиями найти новых последователей, которые внемлют его призыву. Однако всё сложилось диаметрально противоположным образом – толпа прогнала их. Лишь один человек поверил Мухаммаду (с.г.в.) – это был христианин из сирийской Ниневии.
В этом же году состоялось эпохальное событие ночное путешествие в Иерусалим и вознесение Пророка (с.г.в.) на небеса. В мечети аль-Акса он прочитал коллективный намаз, который проходил под его руководством. При этом джамаат составили пророки и посланники предыдущих эпох. Далее Мухаммад (с.г.в.) вознёсся на Небеса, где Всевышний поручил ему и его последователям читать намаз пять раз в день.
620 г.
– женитьба на Айше (р.а.). Дочь Абу Бакра (р.а.) сыграла важную роль в передаче новым поколениям мусульман Пречистой сунны Заключительного посланника (с.г.в.).
622 г. по Милади (1-й год по Хиджре)
– переселение мусульман из Мекки в Медину. Призыв Мухаммада (с.г.в.) стал находить сторонников и за пределами Мекки. Так, группа жителей города Ясриб, расположенного в 400 км от родины Посланника (с.г.в.), приняла ислам и, видя, с какими препятствиями сталкивается Милость миров (с.г.в.), предложили ему и мекканцам-мусульманам перебраться в их город.
Посланник Всевышнего (с.г.в.) совершил переезд (Хиджру) вместе со своим верным другом Абу Бакром (р.а.). Их поездка была полна опасностей, но Всевышний Аллах сделал так, чтобы Пророк (с.г.в.) и его верный сподвижник остались в сохранности. После того, как мусульманская община обосновалась в Ясрибе, его стали называть Мадинатун-Наби (город Пророка) либо просто Мадина (Медина – в русскоязычной традиции).
624 г. (2-й год по Хиджре)
– битва при Бадре и изменение направления для молитв. Переезд мусульман в Медину был вынужденным шагом. Последователи ислама оставили в Мекке своё имущество, которым завладели их противники из числа курайшитов-многобожников. Возникла необходимость ответить за этот существенный удар. В итоге Пророк Мухаммад (с.г.в.) и его сподвижники решили организовать набег на торговый караван курайшитов, следовавший из Сирии в Мекку. Столкновение между войсками мусульман и язычников произошло у местечка Бадр. Победу одержали последователи ислама, несмотря на троекратное численное превосходство мекканцев. Это сражение моментально стало знаковым в истории мусульманской уммы, потому как мусульмане поняли, что они становятся важной силой. О важности события свидетельствует хотя бы тот факт, что упоминание битвы есть даже в Священном Коране:
«Всевышний оказал помощь вам во время битвы у Бадра. Проявляйте по отношению к Аллаху богобоязненность…» (3:123)
В этом же году Мухаммад (с.г.в.) поменял направление молитвы с Иерусалима (Мечеть аль-Акса) на Мекку (Кааба).
625 г. (3-й год по Хиджре)
– битва при горе Ухуд. Униженные возле Бадры многобожники поставили перед собой цель взять реванш у мусульман. В течение года они собирались с силами, чтобы начать военный поход на Медину. В течение этого срока удалось подготовить войско, численность которого составила 3 тыс. человек. Мусульмане, в свою очередь, не могли и мечтать о таком количестве бойцов в своих рядах. Мухаммаду (с.г.в.) удалось собрать только 700 воинов. Однако даже несмотря на такой численный дисбаланс, первоначально перевес был на стороне мусульман. Битва, вероятно, закончилась бы их победой, но лучники, которые должны были отвечать за тыл мединского войска, покинули свои позиции, боясь, что им не достанется ничего из военных трофеев. Халид ибн Валид, который впоследствии станет выдающимся мусульманским полководцем, увидев эту фатальную ошибку, приказал многобожникам нанести удар в тыл мусульман. Поражению мединцев поспособствовало и то, что в этой битве ранение получил Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Это внесло сумятицу в организацию войска мусульман.
627 г. (5 год по Хиджре)
– битва у Рва. Мекканцы решили добить своего противника, собрав армию, которую доселе ещё не видел Аравийский полуостров, – 10 тыс. человек. Основу его составили многобожники из Мекки и бедуинские племена. Кроме того, противникам мусульман удалось заключить тайный договор с мединским племенем курайза, которое должно было ударить по тылу войска Мухаммада (с.г.в.). Последователи ислама понимали, что битвы не избежать, а потому по совету сподвижника Салмана аль-Фариси принялись рыть ров вокруг города. Это значительно усложнило мекканцам возможность совершить успешный штурм города. Вкупе с плохой погодой, отсутствием продовольственных ресурсов и уверенности в прочности союза с бану курайза вера в итоговый успех у многобожников стремительно падала. В итоге сражения в прямом смысле этого слова не состоялось, но удар по морально-психологическому настрою мекканцы получили весьма серьёзный. Позиции Пророка Мухаммада (с.г.в.), напротив, окрепли. Он фактически превратился во влиятельнейшего политического лидера.
628 г. (6 год по Хиджре)
– пакт при Худайбии. Мусульмане, чувствуя нарастающие возможности, которые стали перед ними открываться, решили выдвинуться в Мекку для совершения паломничества. Группа верующих под руководством Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) составляла порядка 1600 человек. Но последователям ислама не удалось совершить хадж. Они подписали пакт с курайшитами о том, что паломничество будет разрешено в следующем году. Несмотря на то, что изначальное намерение совершить поклонение Аллаху посредством хаджа не было реализовано, мусульмане и здесь одержали моральную победу. Не даром именно после подписания пакта при Худайбии Пророку Мухаммаду (с.г.в.) был ниспослан первый аят суры «Аль-Фатх / Победа»:
«Поистине, Мы подарили тебе очевидную победу» (48:1)
После этого ислам приняли видные мекканские военачальники, которые впоследствии стали знаменитыми мусульманскими полководцами, – Халид ибн Валид и Амр ибн Аль-Ас (р.а.). Увидев, что число мусульман увеличивается, Пророк Мухаммад (с.г.в.) принимает решение послать своих послов правителям Византии, Персии, Эфиопии, Бахрейна, Омана, Египта, Йемена, Сирии с предложением принять ислам. Кто-то внял этому призыву (например, правители Омана), кто-то в уважительной форме отказался (византийский самодержец Ираклий, повелитель египетских коптов), но также были те, кто вероломно убил мусульманского посла (персидский царь).
629 г. (7 год по Хиджре)
– умра Пророка Мухаммада (с.г.в.). В этом году произошла реализация пункта из договора при Худайбии. Заключительный посланник (с.г.в.) и его сподвижники совершили умру. Тогда же дядя Пророка (с.г.в.) Аббас принял ислам. Его потомки впоследствии образовали династию Аббасидов.
630 г. (8 год по Хиджре)
– взятие мусульманами Мекки. Пророк Мухаммад (с.г.в.), собрав 10-тысячное войска, взял родной город практически без боя, так как Мекка пришла в упадок. Он не стал наказывать своих противников, которые ранее издевались над ним и его сподвижниками. Пророк (с.г.в.) всех простил и этим продемонстрировал моральное превосходство ислама над многобожниками. Тогда же многие мекканцы приняли исламское вероисповедание.
632 г. (10 год по Хиджре)
– смерть Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). К этому времени он успешно поборол поклонение арабов бессмысленным идолам. Апофеозом победного шествия пророческого призыва стал хадж Мухаммада (с.г.в.), на котором его сопровождало 90 тысяч человек. Милость миров (с.г.в.) прочитал свою знаменитую проповедь, во время которой Всевышний Аллах ниспослал третий аят суры «Аль-Маида»:
«В этот день завершено для вас ниспослание религии Ислам…» (5:3)
В этот же год Абу Бакр (р.а.) становится первым праведным халифом. Ближайшему сподвижнику Пророка пришлось столкнуться с непростой ситуацией, когда бедуинские племена перестали признавать власть халифа и стали выдвигать из своих рядов лжепророков. Этот мятеж Абу Бакру (р.а.) удалось успешно подавить.
634 г. (12 год по Хиджре)
– халифом становится Умар (р.а.), который занял этот пост согласно распоряжению, оставленному перед смертью Абу Бакром (р.а.). Период 10-летнего правления Умара (р.а.) считается «золотым веком» исламского халифата. Это касается не только территориальных завоеваний, которые происходили в это время, но и стиля правления халифа. Он вёл очень аскетичный образ жизни, ставя во главу угла принцип справедливости при разрешении межличностных и общественных конфликтных ситуаций. Территориально исламское государство во время правления второго халифа обогатилось Сирией, Ираком, Курсом (Иерусалимом), Палестиной, Египтом.
639-640 гг. (17-18 годы по Хиджре) –
Умаром (р.а.) принято решение ввести мусульманский календарь, состоящий из 12 месяцев. Начальной отметкой летоисчисления назначена дата первого дня переселения Посланника Всевышнего (с.г.в.) в Медину.
644
г. (23 год по Хиджре)
– убийство Умара (р.а.). Покушение на убийство произошло во время обхода им Мединской мечети для совершения утренней молитвы. На него напал Абу Лулу, выходец из Персии. Историки считают, что причиной нападения на второго праведного халифа стала его политика в отношении Персии, а именно – завоевание этой территории. Примечательно в данной связи то, как он отреагировал на смертном одре на сообщение о национальной принадлежности убийцы. Умар ибн Хаттаб (р.а.) произнёс примерно следующее: «Как же хорошо, что Всевышним мне уготована судьба умереть не от рук мусульманина». Перед смертью он также успел назначить шестерых человек, которые должны были решить, кто станет следующим правителем мусульман.
В состав выборного совета вошли Али ибн Абу Талиб, Зубайр ибн аль-‘Аууам, Тальха ибн ‘Убайдуллах, Усман ибн ‘Аффан, Са’д ибн Абу Ваккас и Абдур-Рахман ибн Ауф (да будет доволен Аллах всеми ими). Они путём голосования в качестве следующего халифа определили Усмана ибн Аффана (р.а.). Он был одним из первых мекканцев, которые откликнулись на призыв Пророка Мухаммада (с.г.в.) принять новое вероисповедание. Также он известен тем, что был женат на двух дочерях Заключительного посланника (с.г.в.) – Рукайе и Умм Кульсум (р.а.), вследствие чего получил прозвище «Зин-Нурайни» (обладатель двух лучей). Первые годы правления Усмана (р.а.) характеризовались как чрезвычайно успешные, так как мусульманские войска продолжали наступления и завоёвывали новые земли – продвижение дальше на север Африки, победа на византийскими войсками, завоевание Дербента (современный российский Дагестан), появление у мусульман собственного флота, овладение Кипром. Однако вскоре этот процесс приостановился, и начались проблемы. Дело в том, что период стремительного роста халифата стал временем, когда в мусульманском обществе стало быстро нарастать имущественное неравенство. Кто-то получал очень многое от завоевательных походов, в то время как другие были вынуждены довольствоваться малым достатком, считая, что ислам осуждает стремление к наживе. Закономерно эти две тенденции столкнулись, вызвав общественные брожения. Кроме того, многие критиковали Усмана (р.а.) за то, что он стал продвигать на ключевые позиции в государстве своих родственников и членов клана Умайя, из которого он происходил. Ещё в доисламские времена этот клан конкурировал с хашимитами, представителем которых был Мухаммад (с.г.в.).
650-652 гг. (29-31 годы по Хиджре)
– составление письменного свода Священного Корана. Пожалуй, главный и лучший итог правления Усмана (р.а.) является сбор и сведение коранического текста, которым мусульмане пользуются по сей день и будут, с соизволения Всевышнего, делать это вплоть до Судного дня. Отметим, что во времена Пророка (с.г.в.) текст Книги Аллаха передавался из уст в уста. Работа по сведению его в один сборник, по сути, началась в период правления Абу Бакра (р.а.), но доведена до логического завершения только спустя почти 20 лет.
656 г. (34 год по Хиджре)
– убийство Усмана (р.а.). За те 12 лет, что правил третий праведный халиф (р.а.), социально-политическое напряжение в разных частях государства неизменно нарастало. В итоге это вылилось в убийство правителя, которое совершили мятежники, приехавшие из Египта и Ирака.
656 г. (36 год по Хиджре)
– халифом становится Али ибн Абу Талиб (р.а.). Убийство Усмана (р.а.) повергло всех в шок. Растущий кризис в исламском государстве необходимо было как-то разрешить. В этих условиях Али (р.а.) принял-таки предложение мединцев, египтян и иракцев возглавить халифат. Но это не позволило решить политические проблемы. Против Али (р.а.) выступили Зубайр ибн аль-‘Аууам, Тальха ибн ‘Убайдуллах (р.а.), которым Посланник Всевышнего (с.г.в.) ещё при жизни обещал попадание в Райскую обитель, и Аиша (р.а) – жена Пророка Мухаммада (с.г.в.). Квинтэссенцией противостояния стала так называемая «Верблюжья битва», в которой по разные стороны схлестнулись лучшие сахабы. В итоге победа была одержана сторонниками Али, а Зубайр и Тальха (да будет доволен ими Всевышний) погибли. В период правления Али (р.а.) исламское государство оказалось в тяжёлом кризисе, обусловленном особенностями политико-управленческого процесса в предыдущие этапы развития халифата. О завоевании новых территорий не было и речи.
661 г. (41 год по Хиджре)
– убийство Али (р.а.). Напряжение в стране нарастало, появлялись новые группы мятежников. Некоторые из них решили убить Али (р.а.), Муавию и Амра ибн аль-Аса, посчитав, что все проблемы в государстве возникают из-за их спора. В итоге задумка реализовалась только в отношении четвёртого праведного халифа, которого лишили жизни в мечети города Куфы.
В том же году был основан Омейядский халифат. Родственник Усмана (р.а.) Муавия давно проявлял властные амбиции. Смерть Али (р.а.) открыла перед ним новые возможности. Хасан – сын четвёртого праведного халифа – отказался от прав на престол, не желая усугублять распри в мусульманской умме и думая, что сможет стать халифом после Муавии. В итоге столица государства была перенесена в Дамаск. Но Хасан после смерти Муавии не стал правителем. Вместо этого начался затяжной конфликт между суннитами и шиитами, который даёт знать о себе по сей день.
678 г. (58 год по Хиджре)
– смерть Айши (р.а.). После «Верблюжьей битвы» жена Пророка (с.г.в.) перестала заниматься политическими делами, обосновавшись в Медине и передавая новым поколениям мусульман Пречистую сунну Посланника Всевышнего (с.г.в.).
699 г. (80 год по Хиджре)
– рождение Абу Ханифы – выдающегося исламского богослова, основателя ханафитского мазхаба, распространившегося активно и на постсоветском пространстве. Умер факих в 767 г. по Милади (150 год по Хджре).
711
г. (92 год по Хиджре)
– мусульмане продолжают территориальную экспансию. Войска последователей ислама добрались до Испании на западе и до Индии – на востоке. Если Иберийский полуостров практически полностью оказался во власти мусульман, то с Индией всё было не так просто, а потому походы на восток продолжались и в последующие века.
717 г. (99 год по Хиджре)
– рождение Малика ибн Анаса. Основатель маликитского мазхаба практически всю свою жизнь прожил в Медине, что не помешало его трактовке шариата распространиться далеко за пределы Аравийского полуострова. Он умер в 803 г. по Милади (некоторые источники сообщают о 795 году), что по мусульманскому календарю приходится на 179 год.
718 г. (100 год по Хиджре)
– Кордоба – новый центр мусульманской Испании вместо Севильи. Европейские походы мусульман становятся всё более масштабными, они добираются до Франции.
750 г. (133 год по Хиджре)
– конец правления династии Омейядов, переход власти в руки аббасидских правителей. Омейядский халифат менее чем за сто лет расширил территорию мусульманского влияния настолько, что под контроль попали часть европейского континента, весь север Африки, Центральная Азия. На смену Омейядскому халифату пришёл Аббасидский, который продлился целых 5 веков (750-1258 гг. по Милади).
767 г. (150 год по Хиджре)
– рождение Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Созданная этим учёным богословско-правовая школа популярна в самых разных уголках земного шара, в том числе и на Северном Кавказе. Умер имам аш-Шафии в 820 г. (205 год по Хиджре).
780 г. (163 год по Хиджре)
– рождение Ахмада ибн Ханбала. Богослов сформулировал своё видение исламского права, будучи в жёсткой оппозиции движению мутазилизма, которое делало акцент на рациональной трактовке источников ислама. В связи с этим мазхаб Ахмада ибн Ханбала отличает откровенный буквализм. Умер факих в 855 г по Милади (241 год по Хиджре).
827 г. (212 год по Хиджре)
– мусульмане завоёвывают Сицилию (современная Италия).
830-833 гг. (215-218 годы по Хиджре)
– основание в Багдаде Дома мудрости, главная задача которого заключалась в наращении интеллектуального багажа исламского государства и распространении знаний.
922 г. (310 год по Хиджре)
– принятие ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии. Мусульманское вероисповедание установилось на берегах Волги не путём завоеваний, а через проповедь исламских ценностей.
970 г. (359 год по Хиджре)
– основание в Каире мечети Аль-Азхар, которая станет впоследствии главным религиозным университетом в исламском мире.
987 г. (377 год по Хиджре)
– послы из мусульманской Волжской Булгарии на приёме у князя Владимира. Киевская Русь находилась в поисках государственной религии, которая позволила бы получить союзников. С этой целью киевский князь Владимир организовал приём послов из разных стран, исповедующих три разные авраамические религии – христианство (православное и католическое), иудаизм и ислам. С ценностями ислама киевского государя ознакомили люди из Волжской Булгарии, которая официально приняла эту религию в 922 г.
1299 г. (698 год по Хиджре)
– основание Османского халифата. Государство турков-османов на последующие 6 веков станет главным действующим лицом на глобальной арене, с которым будет ассоциироваться ислам. Османская империя будет контролировать территории не только на Ближнем Востоке и Северной Африке, но и продвинется вглубь европейского континента через Балканский полуостров.
1922 г. (1341 год по Хиджре)
– упразднение Османской империи. Это событие дало старт образованию множества национальных государств на карте мира, в которых большинство населения составляли мусульмане.
1932 г. по Милади (1351 год по Хиджре)
– образование Королевства Саудовская Аравия. До этого династия Саудов дважды пыталась создать собственное государство, однако обе попытки обернулись неудачей. К 1932 году Абдул-Азиз ибн Абдур-Рахман Ас-Сауд подчинил себе практически всю территорию Аравийского полуострова. Спустя несколько лет в стране обнаружили огромные нефтяные залежи, ставшие основой благосостояния государства. Правитель КСА автоматически получил официальный статус «Хранителя двух мусульманских святынь».