Люди всех религий всегда верили в то, что душа человека не умирает вместе с телом, но продолжает жить в потустороннем мире. В настоящее время это стало и научным фактом. Некоторые врачи исследовали этот вопрос, расспрашивая тех больных, которые умерли, но ожили после реанимации.
Человек — это не животное. Его личность, его «я» продолжает жить и после смерти тела, личность неуничтожима. Что же случается с душой человека, когда после разлучения с телом она входит в духовное царство?
Православное понимание жизни души после смерти основано на Священном Писании и Священном Предании (опыте святых отцов, Богослужебных текстах, житиях святых). Пытаясь осмыслить потусторонний мир, посмертное состояние души и ее мытарства, мы должны иметь ввиду, что там все не так, как здесь, там все совсем другое.
Что такое мытарство?
«Мытарство – это образ частного Суда по смерти, на коем вся жизнь умершего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).
Земная жизнь каждого человека является самым важным и ответственным временем в деле спасения души. От того, как эта земная жизнь пройдет, зависит состояние души в вечности. После смерти для определения места пребывания души до Всеобщего Суда над всеми людьми происходит частный Суд. По учению Святых Отцов, душа умершего «проходит» мытарства. Это своего рода препятствия на пути к Небу.
Древнерусское изображение «лестницы мытарств»
Смерть и христианин
Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни — ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.
Читайте о загробной жизни в православии:
- Душа на 40 день после смерти
- Православный обряд погребения
- 9 дней после смерти
Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей — это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.
Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни — ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной, и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.
Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» — постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.
Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».
Первые дни после ухода
Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.
Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной
Особыми днями после смерти считаются:
- Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
- Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
- Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.
Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.
Мытарство — это реальность?
Многих людей волнует вопрос: мытарство — что это: реальность или миф? Учение о мытарствах не является догматом Православной Церкви. Это в большей степени воспитательный сюжет христианского богословия, имеющий педагогический характер. О воздушных мытарствах упоминали церковные писатели 4-5 веков: святитель Иоанн Златоуста (347-407), Ефрем Сирин (306-373), Макарий Великий (300-391), Кирилл Александрийский (376-444) и другие.
В 10 веке в «Житии преподобного Василия Нового» был помещен рассказ блаженной Феодоры Цареградский о мытарствах. В настоящее время имеется множество документальных свидетельств людей, переживших клиническую смерть. Все они единогласно утверждают о существовании препятствий на пути души после смерти. Однако существуют некоторые различия в описании конкретных мытарств, основная же идея у всех совпадает. Иеромонах Серафим Роуз (1934-1982) так поясняет различные повествования о мытарствах:
«Это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти. Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории — не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке».
Бывают ли случаи особого восхождения к Небу?
История знает такие примеры. А вообще, чем чище душа, тем свободней её устремление выспрь. Положим, душу Пресвятой Богородицы, после Успения, лично принял Христос.
***
митрополит Иларион Алфеев:Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах – будь то древние или современные свидетельства – учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует считать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека.
Мытарства души из жития Феодоры Цареградской
Наиболее подробным повествованием о воздушных мытарствах является рассказ преподобной Феодоры Цареградской. Она жила в Константинополе в 10 веке, была благочестивой вдовой, помогала бедным и странникам. После принятия монашеского пострига жила под духовным руководством преподобного Василия Нового (10 век). Преподобная Феодора окончила земную жизнь в преклонном возрасте. О ее загробной участи стало известно через ученика святого Василия Нового, Григория. Однажды Григорий во сне увидел прекрасный сад, где повстречал Феодору.
Григорий расспросил ее о расставании души с телом и загробной участи. Та поведала о явлении злых духов, которые имели толстые книги с указанием ее проступков за всю жизнь. Также предстали перед ней два Ангела, которые сопровождали ее душу при восхождении на небо. На пути она проходила мытарства, злые духи предъявляли содеянные ею грехи. Ангелы в противовес и в оправдание ставили ее добрые поступки. Когда для прохождения мытарств не хватало добрых дел, «откупались» дарами святого Василия Нового, данными в начале пути. Святые Отцы трактуют эти дары как молитвы святого Богу за умершую. После прохождения всех мытарств душа Феодоры вошла в райские врата и поклонилась Престолу Божию.
Свое видение Григорий решил поведать святому Василию Новому. Однако тот сам опередил его своим рассказом, подтвердив, что это не бесовское наваждение. По благословению старца видение было записано для духовного воспитания многих христиан.
Какой из двух подходов наиболее правильный?
И первая, и вторая оценка роли мытарств в определении участи души вполне соответствует букве и духу Писания:
- И в первом и во втором случае Судьей признаётся Господь, в соответствии с Его точным предупреждением: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35); «Я воздам» (Рим.12:19).
- И первое, и второе объяснение согласуется с формулой: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.5:7-8); «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).
Между тем, с определенной долей уверенности можно сказать, что второй подход всё же острее фокусирует внимание на той нравственной истине, что возможность переселения в горние обители связана с внутренней способностью души жить в единстве с Богом и ближними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в течение жизни на земле, такой способности не выработала, она и осуждается на мучения в аду. Что ей делать в Царстве святых? К тому же, этот подход очевидней сближается со словами: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир.11:26).
Перечень мытарств
Первое — мытарство празднословия. На нем душа испытывается на произнесение праздных, бесстыдных и кощунственных слов.
Второе — мытарство лжи. Душа человека испытывается на произнесение лживых слов, напрасного призывания имени Бога (например, в анекдотах), клятвопреступления, лжесвидетельства, на сокрытие прегрешений на исповеди, напрасных обещаний Богу.
Третье — мытарство осуждения и клеветы. Душа умершего проверяется на совершение осуждения, клеветы, насмешки над людьми.
Четвертым является мытарство чревоугодия и пьянства. Чрезмерное употребление еды и спиртных напитков препятствует умственной и духовной деятельности. Оно расслабляет тело, делая его подвластным влиянию других страстей.
На пятом мытарстве испытывается грех лености. Здесь душе предъявляется потраченное попусту время, которое она не использовала с пользой для спасения.
Шестое — мытарство кражи и воровства, прямое нарушение седьмой заповеди (Книга Исход, 20:15).
На седьмом мытарстве обнаруживаются грехи сребролюбия, скупости.
Восьмое — мытарство лихоимства. Этим грехом согрешают люди, дающие в долг под проценты.
На девятом мытарстве душа проверяется на грех неправды и лицемерия.
Десятое мытарство — испытание души на грех зависти.
На одиннадцатом мытарстве душа истязается на наличие гордости.
На двенадцатом мытарстве душа проверяется на гнев и ярость.
Тринадцатое — мытарство злобы.
На четырнадцатом мытарстве испытывается грех убийства. Это нарушение пятой заповеди.
Пятнадцатое — мытарство магии, колдовства и обращения к злым духам.
Шестнадцатое — мытарство блуда. Здесь испытываются не только совершенное любодеяние, но и страстные помыслы.
Семнадцатое — мытарство прелюбодеяния (супружеской измены).
Восемнадцатое — мытарство содомского греха. Это грехи, совершенные против мужской и женской природы, когда «естественное употребление» заменяется противоестественным.
Девятнадцатое — мытарство ереси (ложного вероучения).
Двадцатое — мытарство немилосердия и жестокости. Милосердие является одним из свойств Господа. Поэтому на последнем препятствии к райским обителям испытывается причастность к Божьему милосердию. Ведь человек — образ и подобие Божие.
Как пройти мытарства
Для восхождения на небо необходимыми условиями является наличие добрых дел в земной жизни. Они могут перевесить чашу весов мытарств в решении участи умершего.
«Самый лёгкий путь к спасению — это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным признакам — по смирению и любви — святые Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).
Накапливающиеся во время земной жизни грехи прощаются человеку в Таинстве Исповеди. Только не следует откладывать это напоследок, можно банально не успеть.
«Если человек опоздает на встречу с другим человеком, то можно попросить у него прощения. Если вы опоздаете на работу, то можно написать объяснительную записку. Но если вы опоздали примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия» (протоиерей Олег Стеняев).
Что должны делать родственники?
Все эти дни, по русскому обычаю, в святом или красном углу, где располагаются иконы, должен стоять «помин» — стакан воды и порция хлеба. А родственники и близкие молятся и просят для его души упокоения и Божьей милости.
Для души, ушедшей в иной мир, времени, в нашем понятии, не существует. Но от любви и милосердия, проявленных родственниками к умершему, зависит, какой станет для него наступившая вечность.
На 40-й день проводится главное поминовение умершего человека, особо почитаемое в православной религии.
Его душа покидает землю. Традиции и обряды всего сорокадневного периода связаны с этапами ее постепенного ухода и особенными проводами, препятствующими возвращению покойника к родственникам или близким людям.
Противоположные представления о мытарствах
Православное учение о мытарствах является важным в деле спасения христиан. В «Каноне на исход души», который читается у постели умирающего, даже имеется следующий тропарь:
«Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли» (песнь 4).
Так что нельзя отвергать суждение о реальности мытарств.
Однако люди, только что обретя веру, могут впадать в чрезмерную крайность. Чтобы миновать воздушные препятствия в будущем, они на исповеди начинают перечислять все возможные грехи, говоря, что согрешили во всем. Но для получения прощения от Бога важно осознавать свои грехи. Только после этого возможно принести истинное покаяние.
«Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатию Христовою через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом» (преподобный Макарий Оптинский, 1788-1860).
Существуют ли мытарства?
Недавно в Интернете возникло бурное обсуждение попыток отвергнуть существование мытарств, и особенно авторитет «Жития преп. Василия Нового» (память его 26 марта), в которое входит как составляющая часть «Мытарства блаженной Феодоры». По мнению противников учения о мытарствах, повествования о них являются проявлением языческих и гностических рассказов о посмертных странствованиях души, в которых душа умершего, для того чтобы пройти в небеса, должна сначала преодолеть демонические заставы.
Исходя из этого и вспоминая, что в одном из средневековых «Индексов запрещенных книг» «Мытарства Феодоры» названы апокрифами, оппоненты утверждают, будто мытарств не существует.
Напомню, что, согласно традиционному учению Православной Церкви, тотчас после смерти человек попадает на частный суд Божий. Когда душа выходит из тела, то ее встречают Ангелы и демоны, которые пытаются завладеть умершим. Но при этом речь идет не о силовом столкновении, а о споре, чего достойна душа — ада или рая. Этот спор происходит в воздушном царстве сатаны, где и находятся всегда заставы злых духов, которые и называются мытарствами.
Спор этот основывается на том, что всякого доброе дело уподобляет человека Богу, а всякое злое — делает его рабом сатаны. Фактически это «прение сторон» на невидимом суде, приговор в котором выносит не Ангел или бес, а Господь, вопреки утверждениям отвергающих мытарства: «Догматически он (текст «Мытарств блаженной Феодоры») неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда. Спаситель сказал, что «Отец весь суд передал Сыну», но в этой книжке весь суд вершат бесы. Христу остается только вручить медали победителям». Ведь потому и молится Церковь за умершего Христу и творятся в память его добрые дела (особенно милостыни), которые могут помочь изменить участь усопшего. Если человек оказывается порабощенным грехом, то демоны низводят его в преисподнюю, где душа мучается предожиданием будущих мучений и огнем неутолимых желаний. А если умерший христианин окажется пронизанный добрыми делами, если в сердце его горел пламень Божественной любви, то он возводится Ангелами в рай, где Бог определяет ему место до дня воскресения плоти.
Это учение надо отличать от римо-католического лжеучения о чистилище. Ересь эта основана на представлении, что Бог смывает полностью и без удовлетворения только грехи, сделанные до Крещения, а грехи, совершенные позже, необходимо «отрабатывать» на Земле добрыми делами. Если же грехи остались без компенсации, то их надо компенсировать мучениями чистилища (некоего особого места между адом и раем) или же получить недостающее из «сокровищницы сверхдолжных заслуг святых», находящейся в распоряжении папы. Это учение, кроме той истины, что душа грешника горит огнем неутолимых желаний и того факта, что молитвы и жертвы Церкви могут оказать реальную помощь умершему, не имеет за собой ничего верного. Главная ошибка этой ереси в том утверждении, будто бы человек может что-то добавить к Жертве Иисусовой, и отсюда и возникает эта попытка высчитать меру необходимых для спасения дел. Если отказаться от этой совершенно небиблейской идеи и помнить, что Господь Сам совершает наше спасение, то места для чистилища просто не остается.
Ясно, что ересь о чистилище как месте некоей «отработки» и учение о мытарствах, где происходит последнее испытание человека и где совершается невидимо суд Божий, ничего общего не имеют.
Перед тем как перейти к обсуждению этой идеи, я хотел бы обратиться к совершенно некнижной теме. В последнее время в спорах на богословские темы появилась тенденция прибегать к странной системе аргументации. Вот мы берем некий текст, понимать который можно так или этак. Мы принимаем одно понимание, отвергаем (по филологическим, или вкусовым, или идеологическим соображениям) другое, и из этого выводим, что и той реальности, которую описывает этот текст, не существует. Так было с пониманием творения мира, так было с вопросом о возможности христианину признавать факт «порчи». Так произошло и сейчас. Думаю, что такая аргументация оправдана в том случае, когда речь идет не о реальностях духовного или материального мира, а о понимании того или иного текста. Например, если применять этот способ критики к толкованию какого-либо канона, этот способ может принести свои положительные плоды. Но тогда, когда речь идет о независимых от человека реальностях, такой подход совершенно не работает. Ведь сколько бы мы не критиковали тексты, описывающие мытарства, последние от этого не исчезнут. Как говорил святитель Григорий Палама, «всякое слово борется со словом, но кто опровергнет жизнь?»
Тут я хочу привести одну историю из моей собственной пастырской практики. Однажды весенним воскресным вечером 2002 года меня пригласили в одну ясеневскую квартиру напутствовать умирающую. До сих пор я помню страшную картину, которую я увидел. Умирающая с выпученными от ужаса глазами отбивалась от невидимых существ и кричала: «Боюсь, отойдите от меня!» Я спросил ее, желает ли она причаститься? Она согласилась и после этого лишилась дара речи. Незадолго до этого я исповедал ее и поэтому без промедления преподал ей Св. Дары. Тотчас после причащения Надежда (так ее звали, и всех читателей прошу помянуть ее в молитвах) успокоилась, улыбнулась и через несколько минут умерла. И когда я слышу, будто рассказы о нападении бесов на умирающих — это суеверие, то всегда вспоминаю искаженное ужасом лицо Надежды. И мне непонятно, как можно пытаться опровергать факты?
Тем более это непонятно, учитывая, что мытарства — это последнее искушение человека после выхода из тела, и определение его посмертной участи вполне очевидно выводится из Писания. Ведь если смерть — это исход души из тела (Быт. 35, 18) и если душа желает взойти к Богу (Еккл. 12, 7), то очевидно, что путь этот ведет сквозь поднебесье. Писание прямо говорит, что поднебесье — это царство сатаны (Еф. 2,2) и населено оно духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Также известно, что дьявол, как рыкающий лев, ищет, кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Он человекоубийца и ненавидит людей (Ин. 8, 44). И естественно, что он пытается завладеть душами тех, кто проходит сквозь его царство. Поэтому тот «день злый» (Еф. 6, 12–13), который упоминает апостол Павел как день особого сражения с началами, властями, мироправителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесной — это день нашей смерти.
И начинается это сражения с самого момента разлучения души от тела. Праведников Ангелы принимают и несут на лоно Авраамово (Лк. 16, 22), а грешников некие другие существа «истязывают» (apaitousin Лк. 12, 20), с мучением исторгают из тела и влекут в ад.
Именно эту реальность (а не мифические представления) знали и иудеи, и язычники (Ср. Иез. 32, Ис. 14). Они знали, что есть демоны (они же «боги»), и знали, что эти злые существа низводят умершего в преисподнюю (ад, шеол, «страна, откуда нет возврата») и при этом напоминают умершему о тех злых делах, которые он творил. И это тоже не случайно! Ведь, согласно Писанию, «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» (1 Ин. 3, 8). А потому слуги дьявола приходят за теми, кто им принадлежит «по авторскому праву». А принадлежали им тогда все, ибо нет человека, который не согрешил бы (3 Цар. 8, 46). Но мера их мучения была различна, что знает и Писание (см. Иез. 32), и языческие религии. Так что в отношении посмертия язычники ошибались не так уж и сильно. Их беда была в том, что они отчаялись и решили, что от власти ада нельзя избавиться, что дорога за пределы небес к престолу Творца закрыта навсегда. Но все представления их о том, что ждет человека после смерти, были экспериментальными. Ведь из того мира возвращались десятки тысяч, и именно от них люди и узнавали то, что ждет человека за гробом.
Со времени искупления действительно произошли изменения в посмертной участи души. Христос сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9). Так что те, кто через Крещение вступили в Церковь — в Тело Христово, могут дверью Христовой взойти в небеса. Они получили дерзновение входить в небесное «святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10, 19–20). Но чтобы беспрепятственно пройти этим путем, требуется, чтобы христианин не исполнял дел плоти (Гал. 6, 13-20; Рим.8, 13), а иначе он Царства Божия не наследует. Не случайно блаженная Феодора так сложно проходила мытарства. Ведь она была вполне обычная «средняя прихожанка», которая имела много грехов, в том числе и не исповеданный грех прелюбодеяния. Именно эти «дела плоти» мешали ей подняться в небеса. И лишь молитва ее духовного отца, преп. Василия помогла ей подняться на небеса. Ведь по слову апостола Иакова, «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Те же, кто очищают свою жизнь через Таинства, кто творит добрые дела, кто приобретает себе друзей богатством неправедным, тот легко поднимается в вечные кровы, сопровождаемый Ангелами Божиими (Лк. 16, 9).
И эту новую реальность, которая возникла только после явления Бога во плоти, также видели тысячи христиан. Даже если отвергнуть авторитет «Мытарств блаженной Феодоры» (а он признавался всеми великими догматистами XIX–XX века: митр. Макарием (Булгаковым), архиеп. Сильвестром (Малиновским), прот. Н. Малеванским, преп. Иустином (Поповичем), прот. Михаилом Помазанским), все равно существует согласие святых Отцов по этому вопросу. Это и древние мученики, которые молились Богу о том, чтобы миновать нападения демонов (св. мч. Евстратий), и видели сами эти нападения (мц. Перпетуя). Это и Ипполит Римский, и великие каппадокийцы (ясно об этом учит Василий Великий и Григорий Нисский), и Златоуст, и Августин, и Афанасий Александрийский. Очень подробно о мытарствах пишут святители Кирилл Александрийский и Григорий Двоеслов, папа Римский. Причем авторитет Послания первого таков, что уже несколько столетий оно печатается в Следованной Псалтири. Я уже не говорю про бесчисленных отцов 2 тысячелетия, которые в один голос говорят о реальности мытарств (это и Марк Ефесский[1], и Димитрий Ростовский, и Игнатий (Брянчанинов), и Феофан Затворник). Уже не приходится говорить про то, что отцы пустыни, «мастера искусства святости», начиная с преп. Антония Великого и оканчивая Оптинскими старцами, подробнейшим образом описывают это грядущее страшное испытание.
Святитель Кирилл Александрийский, образец Православия, пишет в «Слове о исходе души и Страшном Суде» следующее: «Воображаешь ли, душа моя, какой страх и ужас обымет тебя в тот день, когда увидишь страшных, диких, жестоких, немилостивых и бесстыдных демонов, которые будут стоять пред тобою, как мрачные эфиопы? Одно видение их ужаснее всяких мук. Смотря на них, душа смущается, приходит в волнение, мятется, старается укрыться, чтобы не видеть их, прибегая к Ангелам Божиим.
Душа, поддерживаемая и возвышаемая Ангелами, проходя воздушные пространства, на пути своем встречает мытарства, — как бы отдельные группы духов, которые наблюдают над восхождением душ, задерживают их и препятствуют восходящим. Каждое мытарство, как особое отделение духов, представляет душе свои особенные грехи. Первое мытарство — духов оговоров и чревного неистовства. На нем духи представляют грехи, в которых душа согрешила словом, каковы: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства. К ним присоединяются и грехи чревобесия: блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни. Вопреки им святые Ангелы, которые некогда наставляли и руководили душу в добре, обнаруживают то, что она говорила доброго устами и языком: указывают на молитвы, благодарения, пение псалмов и духовных песней, чтение Писаний, словом — выставляют все то, что мы устами и языком принесли в благоугождение Богу. Второе мытарство духов льсти и прелести — к видению очей. Они износят то, чем страстно поражалось наше зрение, что приглядно казалось для глаз, — и влекут к себе пристрастных к непристойному взиранию, к непотребному любопытству и к необузданному воззрению. Третье мытарство духов нашептывателей — к чувству слуха или просто наушников. Все, что льстиво раздражает наш слух и страстно услаждает нас, в их ведении, и они все приемлют, к чему пристрастны были любители слушать, и хранят до суда. Четвертое мытарство стражников над прелестью обоняния: все, что служит к страстному услаждению чувства обоняния, как-то: благовонные экстракты из растений и цветов, так называемые «духи», масти, обыкновенно употребляемая на прельщение блудными женщинами, — все это содержится стражниками этого мытарства. Пятое мытарство сторожит то, что сделано лукавого и непотребного осязанием рук. Прочие мытарства — мытарство злобы, зависти и ревности, тщеславия и гордости, раздражительности и гнева, острожелчия и ярости, блуда и прелюбодейства и рукоблудия; также убийства и чародеяния и прочих деяний богомерзких и скверных, о которых на сей раз не говорим подробно, потому что расскажем в другое время в правильном порядке, так как всякая душевная страсть и всякий грех имеет своих представителей и истязателей.
Видя все это и еще большее, и гораздо худшее, душа ужасается, трепещет и мятется, доколе не произнесен будет приговор освобождения или осуждения. Как тягостен, болезнен, плачевен и безутешен этот час ожидания — что будет? — когда мучишься от неизвестности. Небесные силы стоят против нечистых духов и приносят добрые деяния души — делами, словами, помышлениями, намерениями и мыслями, — между добрыми и злыми ангелами стоит душа в страхе и трепете, пока от деяний — слов и дел своих — или, подвергшись осуждению, будет связана, или, оправданная, освободится; ибо всякий свяжется узами собственных своих грехов. И если душа окажется по благочестивой жизни достойною и Богоугодною в сем веке, то принимают ее Ангелы Божии, и уже без печали совершает она свое шествие, имея спутниками святые силы, как говорит Писание: яко веселящихся всех жилище в Тебе (Псал. 86, 7). И исполняется писанное: отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание (Ис. 35, 10). Душа, освободившись от лукавых, злых и страшных духов, наследует эту неизглаголанную радость. Если же какая душа окажется жившею в небрежении и распутстве, услышит ужасный оный глас: да возьмется нечестивый, да не узрит славы Господни (Ис. 26, 10). И наступят для нее дни гнева, скорби, нужды и тесноты, дни тьмы и мрака. Святые Ангелы оставляют ее, и она подвергается власти мрачных демонов, которые сперва мучат ее немилосердно и потом ввергают ее связанною неразрешимыми узами в землю темную и мрачную, в низменные ее части, в преисподние узилища, в темницы ада, где заключены души от века умерших грешников — в землю темну и мрачну, в землю тмы вечные, идеже несть света, ниже жизнь человеков, как говорит Иов (Иов. 10, 21–22); но где пребывает вечная болезнь, бесконечная печаль, непрестанный плач, неумолкающий скрежет зубов и непрерываемые воздыхания»[2].
В заключение хотелось бы напомнить всем критикам мудрые слова святителя Феофана Затворника: «как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать»[3]. Много вреда приводит ложные учения человеку, но особенно губительным является искажение частной эсхатологии. Если человек ошибется в вопросах нынешнего действия демонов в мире людей и подпадет из-за этого под их бич, то у него есть верный путь к спасению. — Он прибежит к Таинствам Церкви, и бесы убегут от него. Но даже если человек убедит себя в том, что последние достижения религиоведения и филологии доказывают, что мытарств не существует, то ему все равно придется с ними столкнуться. Но будет уже поздно, после смерти нет покаяния. Не позаботившись иметь память смертную, убедивши себя, что после смерти человеку никто не угрожает, христианин выйдет из тела неподготовленным, и тут его ждет крайне неприятная неожиданность. — Его встретят реальные темные князья, которые реально предъявят ему те дела, которые человек делал по их наущению. И что он им ответит? Что он Христов? А они спросят: «Чем докажешь? Ведь дела говорят лучше слов?» И уведут они обманутого «новыми богословами» в тепленькое местечко. А там кричи не кричи, толка не будет. Ведь бесы, как законники, только выполняют волю Христа. И погибнет брат, за которого умер Христос (1 Кор. 8, 11). Похвалит ли за это Судья на Страшном Суде тех, кто непонятно зачем отвергает изначальное учение Церкви? Не думаю. Так что мне только и остается пожелать тем, кто пишет на богословские темы, помнить, что от их слов зависит вечная жизнь читателей, а как следствие этого — и их собственная вечная участь. Да вразумит всех нас Христова любовь и да избавит от последнего посрамления в день лютый искушения в поднебесье!
[1] krotov.info/acts/15/2/1435mark.html#4 [2] tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.k_02_0031 [3] Феофан Затворник, святитель. Псалом сто-осмнадцатый. М. 1993. с. 289.
pr-daniil.livejournal.com
Мытарство это главное после смерти?
Многие верующие слишком увлекаются учением о мытарствах, придавая своему спасению слишком юридический, формальный смысл. Принцип «столько-то добрых дел накоплю — столько-то мытарств проскочу» является неверным и даже опасным. Так забывается настоящее покаяние в грехах и упование на милосердие Божие.
«Как мы не можем жить здесь без греха, единственная надежда на спасение заключается, во-первых, в исповеди, чтобы никто не почитал себя праведником и не возносил главу в глазах Божиих, затем, в любви, ибо она покрывает множество грехов (Первое Соборное послание апостола Петра, 4:8). Мы должны молиться о прощении грехов. Молясь, получаем [просимое] от Божьего милосердия» (святой Беда Достопочтенный, 672-735).
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: мытарства души, мытарства души после смерти, мытарство что это, мытарство это, что такое мытарство
Правила исповеди
Верующие не спешат совершить полную исповедь по разным причинам:
- совестно признаться в каких-то грехах священнику;
- откладывают до старости;
- до экстренной ситуации.
Но при этом забывают, что возможности совершить исповедь может не быть по состоянию здоровья.
К исповеди по 20 мытарствам полагается предварительно подготовиться, чтобы она получилась полной. На исповеди священник будет задавать вопросы, но из-за забывчивости можно упустить грехи, совершенные несколько лет назад. Поэтому отцы церкви рекомендуют сделать запись грехов в определенной последовательности.
Сначала следует вспомнить грехи, за которые мучает совесть. Затем, какие из 10 Божьих заповедей были нарушены: как относился к Богу, к другим людям, родителям, не предавался ли чрезмерному увлечению чем-либо, лености, не крал, не убивал, не был доносчиком. Следующие записи будут относительно 10 евангельских заповедей, в которых указано смирять гордыню, исповедоваться в грехах (раскаиваться) и причащаться, молиться, быть милосердным и великодушным, не выставлять напоказ свои добрые дела, не судить других людей за их проступки. В заключение внимательно прочитать перечень 20 мытарств и сделать отметку в своем покаянии.
На вечерней молитве надо прочитать правило, каноны и молитвы к Причастию. Утром прийти на исповедь до начала богослужения, имея на руках запись полной исповеди.