ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2022 года министерство юстиции Украины отменило решение о государственной регистрации передачи комплекса сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование Украинской православной церкви (УПЦ, самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата). Об этом сообщила первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова. Председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что решение минюста об отмене госрегистрации (изъятии из реестра записи) о праве пользования на сооружения Почаевской лавры не отменяет договор о пользовании с 2003 года. По его словам, право пользования, приобретенное до 2013 года, не подлежит обязательной государственной регистрации.
На официальном сайте Почаевской лавры 23 ноября 2022 года было опубликовано заявление братии монастыря. В нем говорится, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории западной Украины». По мнению братии, целью госорганов является передача имущества Почаевской лавры новообразуемой церковной организации, подконтрольной Константинопольскому патриархату.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном положении Почаевского монастыря.
Свято-Успенская Почаевская лавра — один из крупнейших исторических православных монастырей. Расположен в Почаеве Тернопольской области Украины. Является крупным центром православного паломничества.
История
Начало
Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 г.
Эпоха Иова Почаевского
В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодия, имения и чудотворный образ Божьей Матери.1649 на средства Домашевских Федора и Евы построен новый каменный храм монастыря.
2 августа 1675. пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, стали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед иконой Почаевской Божьей Матери, на небе вдруг расступились тучи и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окруженная ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский.
Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский (1550—1651).
Греко-католический период
C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял М. В. Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному — Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одним центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам казацкого барокко — соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине.
С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.
Игуменство Иова Почаевского
С игуменства Иова Почаевского (1617/1623 — 1649) отсчитывается новая эпоха в истории Почаевской обители. Преподобный Иов Почаевский (1551-1651) был великим аскетом, сторонником безмолвия и уединения. Сохранилась пещера, в которой святой подолгу молился. В Житии преподобного описан случай озарения этой пещеры необычным светом на протяжении более двух часов. У святого игумена под схимнической (монашеской) одеждой была власяница (рубашка из грубой ткани) с веригами (железными цепями, носимыми для смирения плоти). Настоятель обители обладал кротким и ласковым нравом.
Трудами и заботами преподобного Иова обитель Почаевская преобразилась. Были открыты школа и типография, построены оборонительная стена вокруг обители, множество келий и хозяйственных построек. К тому времени относится строительство Свято-Троицкой церкви на месте явления Божией Матери (сейчас на этом месте Свято-Успенский храм). Игумен Иов выкопал на горе колодец с кристально чистой водой.
На время игуменства преподобного пришелся конфликт с наследником помещицы Анны Гойской — протестантом Андреем Фирлеем. У монастыря отобрали часть угодий, похитили церковную утварь и чудотворную икону Божией Матери. Только после наказания Божьего в виде беснования жены Фирлей согласился вернуть Почаевский образ в обитель. Это произошло не позднее 1641 года.
Распространение православной литературы в то время служило средством защиты Православия от влияния католицизма. На этом поприще много потрудился преподобный Иов Почаевский. Он был автором сборника сочинений, посвященных Православной вере. Его сочинения долгое время хранились в Почаевской Лавре под названием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1884 году ее перепечатали в книгу «Пчела Почаевская».
В лоне Русской Православной Церкви
В 1831 г., после подавления польского восстания 1830—1831 гг., монастырь указом императора Николая I и с помощью армии[источник не указан 266 дней] передают Русской Православной Церкви, большинство монахов василиан вынуждены покинуть обитель. 1833 г. обитель получила статус лавры с присвоением ей четвёртого места в числе тех, что существовали в Российской империи. В соборном храме над царскими вратами разместили чудотворную Почаевскую икону Божей Матери. 1842 г. на средства графини А. А. Орловой-Чесменской, для храма Святой Троицы была сооружена серебряная арка, в которой покоились мощи преподобного Иова Почаевского.
Чудотворная икона
Отдельно следует рассказать об иконе Богородицы, которая была подарена лавре помещицей Анной Гойской. Также она ее презентовала за оказанное гостеприимство митрополиту Неофиту.
Первым чудом, которое произошло благодаря иконе, стало прозрение брата Анны, который был слепым от рождения. После этого образ Богородицы помещица и подарила Почаевской лавре.
Вторым зафиксированным случаем чуда иконы было наказание. В 1623 году ее украл из монастыря Андрей Фирлей. Он и его жена насмехались над святыней. Но затем супругу Фирлея одолели бесы, и она была ими одержима до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.
Не один раз Почаевская лавра осаждалась захватчиками. В 1675 году султан Магомет хотел захватить ее. Однако все монахи стали на молитву, которая продолжалась всю ночь. И случилось чудо. Святое место защитила сама Богородица, которая предстала в светлых одеждах с ангелами-защитниками пред ордой захватчиков. Все стрелы, которые летели в сторону монастыря, возвращались обратно. Все войско неприятеля в ужасе бежало.
В то же время случилось еще одно чудо с юношей, который был захвачен турками. Искренняя молитва Богородице спасла его – он был перенесен в монастырь. Там до сих пор сохранились цепи. В дальнейшем также продолжали случаться чудеса. Граф Потоцкий не смог убить кучера, который повернул к монастырю. Три раза стрелял он, все разы пистолет давал осечку. Это было чудо, которое произвело неизгладимое впечатление. Очевидно, поэтому граф после выделял значительные суммы монастырю. Если говорить про исцеления, то особо благоволит почаевская святыня тем молящимся, которые плохо видят или вообще незрячи.
Для написания иконы использовались масляные краски, ее основа – это липовая доска. На образе написана Богоматерь, которая держит младенца в правой руке. В левой руке – плат. На головах у обоих – корона. Также на иконе изображены святые (их семь).
Почаевская Лавра во время Второй мировой войны и в послевоенные годы
В 1939 году в истории монастыря начался новый период — «советский». 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия вторглась в Польшу (на территории которой находился монастырь), и разгромила её в течение двух недель. В середине сентября Советский Союз по Пакту Молотова — Риббентропа с Германией от 24 августа 1939 года без боев занял восточную часть Польши. Так Почаев оказался в границах Советского Союза.
По словам очевидцев — старых монахов, которые жили в Лавре, в 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т. д. Прекратили существовать детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений. Всех послушников и молодых монахов выгнали из Лавры, оставили только пожилых людей. Число насельников Почаевской Лавры уменьшилось от 300 до 80 человек.
Вслед за присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР было осуществлено воссоединение западноукраинских и белорусских епархий с Русской Православной Церковью, после чего архиепископом Волынским и Луцким и вместе с тем священно-архимандритом Почаевской Лавры был назначен архиепископ (с 9 марта 1941 года — митрополит) Николай (Ярушевич). Эту каноническую связь не разорвала даже Вторая мировая война. Архиепископ Алексий (Громадский), вместе со своими викарными епископами Острожским Симоном (Ивановским) и Луцким Поликарпом (Сикорским), которые были рукоположены митрополитом Дионисием, вошли в молитвенное общение с Русской Церковью, заняв перед самой войной Волынскую и Житомирскую кафедру. Таким образом, даже во время немецкой оккупации Волыни молитвенное общение Почаева с Русской Церковью продолжалось. Владыка Алексий служил в Почаеве и вместе с другими епископами совершал здесь архиерейские хиротонии. Есть свидетельства, что владыке Алексию удалось даже организовать в Лавре Пастырские курсы.
Не остался монастырь в стороне и от раскола в Православной церкви на Украине, оккупированной немцами. 18 августа 1941 года епископы, оставшиеся верными Московской Патриархии, собрались в Почаевской Лавре и, опираясь на постановления Поместного Московского Собора 1917—1918 годов о даровании Церкви на Украине автономии, подтвержденных в 1922 году Патриархом Тихоном, провозгласили создание Украинской автономной православной церкви. 25 ноября 1941 года новый Собор епископов в Почаевской Лавре избрал митрополита Алексия (Громадского) Экзархом Украины.
Святые старцы
Почаевская лавра знаменита своими старцами. Самых известных, конечно, двое. Это Амфилохий и Иов, которые были возведены в ранг святых. Расскажем о них подробнее.
Преподобный Иов Почаевский
Происходит старец из дворянской семьи, однако еще с детства он желал стать иноком. В 12-летнем возрасте Иов принял монашество. Всю свою жизнь он ревностно служил Господу Богу. Долгое время был игуменом Почаевской лавры, сделал множество великих дел для ее славы. При его жизни были открыты типография, школа. Это было трудное время для православия, но Иов твердо стоял на своем, осудивши принятие унии. Также ему было откровение о его кончине. Старец помолился Господу и мирно отошел в мир иной. После того как открыли его мощи, было совершено множество чудес и исцелений.
Преподобный Амфилохий Почаевский
Этот старец уже практически наш современник. Он родился в 1894 году в семье крестьян. Его отец был отличным костоправом, поэтому и сын перенял его умение. В 1925 году Почаевская лавра приняла еще одного послушника, а в 1932 году и монаха. В монастыре Амфилохий прославился как лекарь и костоправ. Постоянно принимал страждущих не только физически, но и духовно. Благодаря своему служению Богу он получил дар прозорливости и исцеления.
С 50-х годов, во время гонений на церковь, монах жил в своем родном селе. Каждый день служил молебны, продолжал помогать людям. По ночам стоял на молитве. Об этом периоде сохранилось много воспоминаний тех, кто приходил к нему за помощью.
Старец Амфилохий также предвидел свою кончину. Он был отравлен одной из послушниц, которая была агентом КГБ. Умер монах в 1971 году, призывая верующих приходить со своими нуждами к нему на могилу. Он говорил, что и после смерти не забудет о них. Первое исцеление произошло сразу после отпевания. В 2002 году старец был причислен к рангу святых. Чин совершался в Почаевской лавре, во время которого над ней было видно два креста. Многие присутствующие говорили, что это два монаха – Иов и Амфилохий.
Гонения на монастырь в конце 1950-х-1960-х годах
На период правления в СССР Никиты Хрущева, который активно проводил антицерковную политику, пришлись самые большие гонения на Лавру от коммунистических властей. Целью гонения было тотальное и планомерное искоренение религии и монастыри попали под «горячую руку» в первую очередь. Процесс ликвидации монастырей начался в 1958 году, когда значительно повысился налог, установленный в 1945 году, на здания и монастырские угодья. Теперь монастыри должны были платить ежегодно 4 тысячи рублей за одну сотку земли. Так, Почаевский монастырь должен был выплачивать 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли.
Вскоре, эти земельные участки, которые обеспечивали монастыри продуктами питания, были отобраны (Постановление Совета министров СССР от 16 октября 1961 года). У Лавры были конфискованы поля и сады, теплица и пасека, огород, сушилка, водокачка, состав и прочее. В 1961 году у неё отобрали так называемый «архиерейский дом», находившийся на территории Лавры, «Святые ворота» с прилегающими к ним помещениями, затем небольшой жилой корпус. В результате вообще были отобраны все здания, прилегающие к Лавре. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Много ценных вещей и книг перешло в музей. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу. Лавре было запрещено нанимать рабочих для работ в мастерских или для сельскохозяйственных работ. Запрещено было проводить любые ремонтно-реставрационные работы. Молодых монахов в монастыре принимать запрещали, старые справиться с работой не могли, тем более не были в состоянии платить грабительские налоги. Монастырь держался за счёт народных пожертвований. Но власти нашли способ, как искоренить и народные пожертвования: упомянутым выше постановлением 1961 года запрещались все «организованные паломничества к святым местам», изымались монастырские гостиницы, запрещалось также ночевать в монастырских церквях.
И такой «мягкий» способ закрытия монастыря не сработал. Тогда власти начали прямое, жестокое давление на всех связанных с Лаврой людей: монахов, послушников, богомольцев. К монахам (несмотря на сан и возраст) монастыря милиция и КГБ применяли в данный период: жестокие физические и психологические издевательства, лишение прописки в монастыре, сфабрикованные медицинские комиссии (физически и психически здоровых монахов часто насильно забирали в психбольницы, обнаруживали у них несуществующие инфекционные заболевания, физически непригодных к службе в армии монахов, могли насильно забрать в вооруженные силы), побои и, наконец, суды, аресты, отправление в тюрьмы и лагеря. Также беспощадные издевательства применялись и к верующим лавры, богомольцам, защитникам монастыря. Жестоко карались те люди, которые помогали монастырю, или могли оказывать сопротивление незаконным действиям милиции и КГБ. Также верующим (даже паломникам) не разрешалось ночевать на территории монастыря, не разрешалось принимать верующим в свои дома на ночевку паломников.
В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными.
В 1961 году в Почаевской Лавре было 140 монахов, через несколько лет их осталось только 35. И все же монастырь выстоял, в чём сыграли роль такие выдающиеся факторы, как достаточно сильная стойкость к гонениям среди тогдашних монахов и то, что монастырь был расположен не в большом городе, а в простом городке Почаев в глубине Украины, чем не обращал на себя особого внимания.
Архитектура
Почаевская лавра, фото которой не передают всего ее величия, очень интересна с позиции архитектуры. Это связано с тем, что некоторое время монастырь находился под руководством другой конфессии. Сама лавра находится на высокой горе, у подножия которой стоит городок Почаев. В монастырский комплекс, помимо зданий, входят и оборонные сооружения, которые были возведены в XVII веке. В целом все выглядит очень величественно и живописно.
Главным украшением является храм Успения Божией Матери. Он был построен во времена правления униатов с помощью пожертвований Николая Потоцкого. Это было в 1780 году. Постройка была выполнена в стиле позднего барокко на том месте, где стоял деревянный храм. Тут же и помещена чудотворная икона Богородицы. Под этим храмом находится еще один, в котором хранятся мощи Святого Иова – первого игумена обители.
Можно посетить и увидеть воочию все красоты, которыми изобилует Почаевская лавра. Фото могут передать лишь общее настроение, а чтобы почувствовать дух времени и благости, следует побывать тут.
Ниже по склону горы построена еще одна церковь, которая подходит для молитвенного подвига. Это храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. Помимо этого, храмовый комплекс имеет такой шедевр, как Святые ворота. Также на территории монастыря стоит Свято-Троицкий собор, который был построен знаменитым в то время архитектором О. Щусевым.
Следует отметить, что в лавре сохранились иконы 1646 года. Хоть периодически все реставрируется, но дух старины, древних святых сохранен и поныне.
Лавра в конце ХХ — начале ХХІ столетий
23 июля 1975 в Лавре с особенным размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войне 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаевскои иконы Божьей Матери. На празднование собралось много народа, огромной чередой подходили верующие для елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздравляя братию лавры с праздником.
В 1970—1980 годах Лавра все ещё была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что ещё весной 1985 года представители высшей киевской власти распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.
В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаевскои братии в это время немного увеличилось за счет иноков Сергиевой обители.
В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархов во главе с митрополитом Варшавским и всей Польши Василием. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чём власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.
5 августа 1990 года Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день её посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988—1990) стали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местную среднюю школу, а детский хор на богослужения в Лавре.
В 1992 году наместник Почаевской Лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в обособлении от Русской православной церкви, которое позже переросло в раскол в Украинской Православной Церкви. Епископ Иаков пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относилась к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского и снятого с должности митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовала у Иакова объяснить эти нововведения, ответа на что наместник не дал. Ночью братия ударила в набат, вошла в покои наместника и вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь, и с торжественным пением братии «Достойно есть» епископу Иакову пришлось оставить монастырь.
Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божьей Матери возведённый в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть её бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословскую школу, превращённую позднее в Почаевскую духовную семинарию. Бывшую психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрала своим наместником архимандрита Владимира (Мороза). Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, то есть подчиненным управлению только митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, мощение двора перед Троицким собором… Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельниц, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее. К 2000-летию Рождества Христова на лаврском дворе была построена и освящена новая часовня.
Легенды монастыря
Свято-Успенская Почаевская лавра изобилует различными преданиями об исцелениях от болезней, избавлениях от захватчиков благодаря усердной молитве Богородице. Многие из них зафиксированы, но еще больше случилось чудес после пребывания наедине с Богородицей. Также были просто видения, знаки от Божьей Матери, что это место ею оберегаемо. К примеру, еще до постройки монастыря на этой горе было множество знамений о том, что это место особое. Вот одно из них.
В ноябре 1197 года охотники, остановившиеся на ночлег, сначала услышали гром, затем увидели оленя. Они попытались убить его, но не смогли. Когда охотники стали подходить к оленю, он убежал, а после него остался огненный след, который вел в небо. Через некоторое время охотники опять ночевали тут. Среди них был Иоанн Туркул, местный помещик. Ему во сне пришла Богородица, которая сообщила, что ей понравилось это место и в дальнейшем оно будет молитвенным.
Таких знамений было достаточное количество. Многие люди даже специально приходили сюда, чтобы увидеть что-то необычное.
Современная жизнь обители
С 1997 года Лавра имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчинён юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Ранее настоятелями монастыря были правящие Волынские (Львовские, после 1988 года Тернопольские и Кременецкие) архиереи.
Наместник Лавры, по избранию братиею, с 26 июля 1996 года — архимандрит (с 3 декабря 2000 года епископ (ныне — митрополит) Почаевский, викарий Киевской митрополии) Владимир (Мороз).
Другие старцы
Были и другие старцы Почаевской лавры, которые прославились своими делами на поприще служению Господу.
Старец Димитрий
Он также наш современник. Родился в 1926 году в Черновицкой области. С 13 лет был послушником в Свято-Иоанно-Богословском Крещатицком монастыре, тут же и стал монахом. В 1959 году его перевели в Почаевскую лавру.
Старец Димитрий имел различные дарования и был известен не только в Украине, но также и вне ее. Особых успехов он достиг в церковном пении. Считается, что под его руководством хор улучшил свое мастерство. Также славились проповеди старца. Похоронен он на кладбище лавры.
Старец Феодосий Почаевский
Его служение Господу происходило в тяжелые времена для православия. О жизни старца до прихода в лоно церкви мало известно, он сильно не распространялся об этом. Постриг принял в возрасте 55 лет, в Киево-Печерской лавре, где и остался. После ее закрытия отправился на Кавказ и жил там некоторое время. После того как советские власти запретили проживание на Кавказе, Феодосий отправился в Почаевскую лавру, где прожил до конца своей жизни.
Это удивительный был человек. Никогда не говорил лишнего, только если нужно было рассказать какую-то поучительную историю. Получил за свое усердие в подвижнической жизни дар прозорливости, мог проводить успешные вычитки.
Православные архимандриты и наместники
- Преподобный Мефодий Первоначальник Почаевский (конец XII — начало XIII)
- Преподобный игумен Иов Почаевский (1604—1648)
- Самуил (Добрянокий) (1648—1658)
- Дорофей (Третьякович) (1658—1659)
- Досифей (1659—1666)
- Ефрем (Шацкий) (1666—1668)
- Софроний (Подчаевский) (1668—1669)
- Каллист (Мековский) (1669—1675)
- Феодосий (Левицкий) (1675—1683)
- Иосиф (Добромирский) ((1675) 1683—1689)
- Кассиан (Рыбчинский) (1689—1690)
- Евфимий (Моравский) (1690—1693)
- Иннокентий (Ягельницкий) (1693)
- Иакинф (Жуковский) (1693—1699)
- Иосиф (Саевич) (1699—1711)
- Лука (Палеховский) (1711—1714)
- Юстиниан (Радзикевич) (1714—1715)
- Арсений (Качеровский) (1715—1716)
- Пахомий (Заблоцкий) (1716—1720)
- Гедеон (Левицкий) (1720)
- Антоний (Рафальский) (1832—1834)
- Григорий (Немоловский) (1834—1848)
- Неофит (Лелннович) (1848—1860)
- Архимандрит Амвросий (Лотоцкий) (1860—1865)
- Архимандрит Феодосий (1865—1868)
- Архимандрит Павел (июль 1868 — декабрь 1868)
- Архимандрит Михаил (1868—1871)
- Архимандрит Смарагд (1871—1872)
- Архимандрит Иоанн (Якубович) (1872—1883)
- Архимандрит Геронтий (1883—1884)
- Архимандрит Валентин (1884—1886)
- Архимандрит Модест (Стрельбицкий) (1886—1891)
- Архимандрит Ириней (1891—1895)
- Архимандрит Филарет (1895—1900)
- Архимандрит Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 — сентябрь 1909)
- Архимандрит Тимолай (Ерин) (1905—1912)
- Архимандрит Паисий (1912—1920)
- Архимандрит Дамаскин (Малюта) (1920—1931)
- Архимандрит Паисий (1931 (повторно))
- Архимандрит Никодим (1931—1932)
- Архимандрит Пантелеймон (Рудык) (1931—1940)
- Архимандрит Панкратий (Гладков) (1941—1943)
- Архимандрит Панкратий (Кашперук) (1943—1946)
- Архимандрит Елисей (1946)
- Архимандрит Иосиф (Забарный) (1946—1950)
- Архимандрит Иннокентий (Леоферов) (1950—1953)
- Архимандрит Севастиан (Пилипчук) (1953—1962)
- Игумен Варфоломей (Бабяк) (1962—1964)
- Архимандрит Августин (Шкварко) (1964—1970)
- Архимандрит Самуил (Волынец) (1971—1974)
- Архимандрит Иаков (Панчук) (1974—1982)
- Архимандрит Николай (Шкрумко) (1982—1985)
- Архимандрит Марк (Петровцы) (1985—1988)
- Архимандрит Онуфрий (Березовский) (1988—1990)
- Епископ Иаков (Панчук) (1990—1992)
- Епископ Феодор (Гаюн) (1992—1996)
- Митрополит Владимир (Мороз) (с 1996)
Целебное озеро Святой Анны
Этот водоем является местом постоянного паломничества, как и Почаевская лавра. Озеро святой Анны находится оно в поселке Онишковцы, близ него и расположен монастырь. Температура воды здесь всегда неизменна – 5-8 градусов. Тем не менее многие паломники спешат окунуться в святые и целебные воды в надежде обрести здоровье. Многие говорят, что исцеление происходит благодаря большому содержанию кремния в водах, а также большому количеству ионов серебра.
Однако существуют предания, согласно которым раньше на месте источника была православная церковь. Когда было нашествие татар, она чудесным образом опустилась под землю и так спаслась от разорения. Через некоторое время здесь было еще знамение – появление иконы святой Анны. Ее много раз пытались перенести, но она все время возвращалась. В итоге решили построить тут часовню. Через некоторое время на этом месте появился целебный источник. В советское время много раз пытались его уничтожить, но ничего не получалось.
Итак, в этой местности знаменита не только Почаевская лавра, где находится стопа Богородицы с целебной водой, но и вода озера Святой Анны. Приезжают сюда очень часто женщины, так как водичка особо полезна для тех, кто пытается забеременеть. Несмотря на ледяную воду, после выхода из бассейна люди отмечают тепло и жар в теле, еще не было случаев простуды от купания в озере. Считается, что такие окунания помогают закалить организм и увеличить жизненные силы. Некоторые даже уверены в эффекте омоложения.
Для тех, кто приехал испытать на себе целебную силу источника, существуют некоторые правила:
- женщинам желательно быть в длинных сорочках, покрыть голову;
- для всех – белье нательное должно быть новым;
- перед погружением следует прочитать молитву “Отче наш”, перекреститься, затем обратиться к святой Анне;
- после можно окунаться, это нужно сделать три раза с головой.
Многие знают, что действительно искренняя молитва творит чудеса.
Николай Потоцкий – от авантюриста до инока
История перевоплощения известного своей скандальностью графа в мецената и монаха также связана с чудодейственной силой Иконы Богоматери. Легенда гласит, что проезжая как-то мимо святых стен, граф опрокинулся вместе с каретой, за что в гневном запале решил застрелить кучера. Но пистоль дал три раза осечку после жаркого обращения слуги в сторону монастыря к Почаевской иконе.
Потрясенный настоящим чудом, Потоцкий решил посвятить дальнейшую жизнь развитию и укреплению обители, в частности, возведению величественного Успенского собора и коронации Чудотворной Иконы. Свою жизнь граф Потоцкий закончил в маленьком домике при Лавре, незадолго до кончины постригшись в монахи.
Интересные факты
1. Тарас Шевченко, потрясенный величием и красотой Лавры, создал ряд прекрасных акварельных пейзажей Почаева;
2. «Украинской Швейцарией» назвал живописные пейзажи Почаева Николай II;
3. В монастырской типографии работали известные украинские граверы А. и И. Гочемские;
4. В свое время Почаевский монастырь посетили Г.Сковорода и Ф.Прокопович;
5. Лавра гордится третьей по высоте звонницей (65 м) в Украине;
6. В монастыре 13 колоколов, 2 из них – часовые;
7. Недалеко от Почаева находится чудодейственный Источник Св.Анны, чьи целебные воды помогают стать родителями.