Что происходит с душой после смерти — православный взгляд


Смерть в христианстве

Тема смерти и «иной» жизни непопулярна в современном обществе и редко обсуждается публично за пределами Церкви. Но чем старше и более сознательной становится личность, тем больше она нуждается в ответах на различные вопросы о посмертном существовании. Например, учение христианства о загробной жизни, что происходит с душой после смерти.

Согласно православному вероучению, каждый человек имеет душу – нематериальную и бессмертную духовную сущность. Она сотворена Богом и дана человеку в момент его зарождения в материнской утробе. Человек – это задуманный Богом таинственный союз души и тела. Святитель Григорий Нисский сравнивал душу с зеркалом, которое в чистом состоянии может отражать Божественный образ. Что происходит с душой, погрязшей в грехах? Она больше не может являть образ Бога и превращается в подобие беса по своему состоянию.


Православные надгробные кресты

Физическая смерть в Православии – это не тупик, а рождение в новую жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в “Слове о смерти” писал:

“Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной, жизни в вечность”.

После смерти тела душа продолжает существовать в духовном мире. Праведные души пребывают с Богом, а грешные находятся под властью темных сил. Спасение души, то есть очищение её от греха, подготовка к переходу в новую жизнь, – это смысл христианской жизни. Взгляд на смерть как на великий переход в новую жизнь отражен в церковной традиции основного поминовения святых именно в день их кончины, а не земного рождения.

Чем смерть Христа отли­ча­лась от смерти любого дру­гого чело­века?

Смерть Иисуса Христа отли­ча­лась от смерти обыч­ных людей целью, зна­чи­мо­стью и послед­стви­ями.

Свою смерть Гос­подь Иисус Хри­стос принял сво­бодно и осо­знанно ради спа­се­ния чело­века. В этом состо­яла глав­ная цель Его Крест­ных стра­да­ний и смерти (Ин.3:16).

Зна­чи­мость смерти Христа соот­вет­ство­вала высоте её цели. Через Его стра­да­ния и смерть было совер­шено Искуп­ле­ние чело­века, след­стви­ями кото­рого стали: победа над адом; победа над диа­во­лом; попра­ние смерти через Вос­кре­се­ние; при­ми­ре­ние чело­века с Богом; про­слав­ле­ние чело­ве­че­ского есте­ства во Христе; пре­по­да­ние людям образ­цо­вого при­мера послу­ша­ния Богу, свя­то­сти; демон­стра­ция любви Божией к людям; созда­ние Церкви и пр.

Что происходит с душой после смерти

Согласно Церковному Преданию, в течение первых трёх дней душа после смерти свободна. Она может пребывать возле мёртвого тела или посещать дорогие ей земные места. С третьего по девятый день душа созерцает райскую обитель, прикасается к радости вечной жизни с Богом. С девятого по сороковой день душе показывается посмертная жизнь вдали от Бога – адские мучения. Между этими промежутками душа предстаёт перед Богом. На сороковой день душа вновь поклоняется Богу и происходит предварительный частный суд. На нем определяется место пребывания души до всеобщего Страшного суда.

То, куда попадает душа после смерти, зависит от духовного состояния, в котором она вошла в загробную жизнь. Один из этапов частного суда — прохождение души через мытарства (испытания). Источником церковного учения о мытарствах являются откровения Святых Отцов. Впервые об испытаниях говорится в “Житии преподобного Василия Нового” 5 века. Мытарства показывают, насколько различные страсти укоренились в душе.

Всего мытарств двадцать. Каждое соответствует одной из основных греховных страстей: гордыне, чревоугодию, блуду и так далее. Чем больше у души страстей и чем они сильнее, тем сложнее ангелам защитить её от демонов. Праведные души, ещё в земной жизни соединившиеся со Христом, проходят мытарства быстро и беспрепятственно. Бесы не имеют никакой власти над ними.

Свобода выбора дана нам лишь в земной жизни. Душа способна покаяться, лишь когда находиться в теле. После разлучения с телом она, в зависимости от своего состояния, соединяется либо с Богом, либо с тёмными духами. Преподобный Исаак Сирин в «Словах подвижнических» излагает мысль, что грешники даже после смерти не лишаются Божественной любви. Однако эта любовь причиняет им страдания. Ведь грешник при жизни не научился воспринимать её и идти навстречу Богу.

Поэтому для праведника быть с Богом – это утешение и радость, а для грешника – невыносимая мука. Следовательно, в раю ему будет ещё мучительнее, чем в аду. Поэтому ад нередко рассматривается как место особой милости Бога к грешникам.

Православная Жизнь

Стоит ли бояться смерти? Почему болезнь – всегда момент Божьего посещения? И как испытания учат искренней молитве? Отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобной Женевьевы Парижской Корсунской епархии Русской Православной Церкви, медбрат госпиталя в Париже, иерей Николай Тихончук.


– Сегодня люди особенно стали бояться смерти — потому что о ней вдруг заговорили во весь голос на фоне пандемии. И это коснулось также среды верующих… Чем вы как священник и медбрат можете утешить людей от этих вызывающих панику мыслей?

– Смерть – это непостижимая для нас тайна и она страшит, потому что за ней неизвестность. Мы воспитаны так: мы последние грешники, и даже если каемся, то нас все равно ждет строгий Суд Божий. Такими мыслями мы загоняем себя в тупик, из которого трудно выбраться и увидеть Бога не только как Судию, но и Того, Кто хочет быть с нами, Кто, на самом деле, не хочет с нами расставаться, но пребывать в общении, делиться радостью бытия. Вот как на иконе Святой Троицы Андрея Рублева: Бог Троица восседает за трапезой, и у этого стола, как вы знаете, есть всегда свободное место для вас, для меня и для каждого из нас. Он нас приглашает разделить с Ним общую Чашу веры и жизни. Он потому и стал Человеком и разделил с людьми этот путь. Иногда такое восприятие Бога теряется, а ведь Он любит нас и хочет, чтобы мы имели жизнь, и имели ее с избытком. Поэтому стараться увидеть Бога как любящего Отца – важно.

Он умер за нас на кресте из любви. Мы ведь помним разбойника, который сказал искренне и просто всего одну фразу, и Господь ввел его в рай. Бог не требует от человека, как мне кажется, многого. Вера – главное, что Бог ищет в нас. Веру в Бога, Который воскрес и готов нас ввести в жизнь вечную. Ведь вся вера апостольских веков – вера не в Грозного Судию, а в Бога воскресшего, дарящего надежду и который вдохновляет нас на жизнь, а не на смерть. На этом построено вся Благая весть.

Православное богослужение построено на теме воскресения во Христе и спасения. И мы говорим, что смерти нет, потому что она разрушена. Это измерение христианской веры как-то со временем заняло не такое важное место в жизни верующих, как в первые века. А ведь это основание нашего упования – Христос воскресший. И если мы не верим в Христа воскресшего, вера наша тщетна. Он разрушил ад и дает нам надежду на жизнь вечную.

Вот такой веры нам часто не хватает, а мы погружаемся в языческую стихию боязни смерти. Не должны такие вещи нам быть близки. Если смерть нас и пугает, будем вспоминать Христа воскресшего. Вспомним прекрасную икону Сошествия во ад, где Спаситель держит за руки Адама и Еву, и буквально вынимает в их лице все человечество из этой смертельной тьмы и тоски. Вот для этого Он пришел – чтобы никто не остался в погибели. Мне кажется, вот с такой верой и надеждой стоит смотреть на смерть. Смерть – печальна. Она полна слез. В ней мы расстаемся с любимыми. Но мы верим, что это расставание во Христе будет преодолено.

– Вы не раз видели смерть, в том числе, и в реанимации. Как лично вы переживали это? Какие мысли посещали вас в такие моменты?

– Вспоминается одна история. У одной женщины было редкое заболевание, которое приводило к постепенной атрофии мышц, благодаря которым наша грудная клетка приходит в движение, и мы дышим. Пациентка умирала у меня на руках. Она угасала постепенно. В течение двух месяцев я находился все время рядом с ней. Она осталась у меня в памяти, потому что была абсолютно неверующей. Она оказалась перед священником в моем лице (но не знала об этом, так как я перед ней был в качестве медбрата). Я думал: может, мне поговорить с ней о Христе, помолиться рядом? А потом решил, что не стоит пользоваться слабостью человека, потому что это может вызвать разную реакцию, отторжение например. У человека должно быть свободное желание обратиться к Богу.

Как помочь человеку на его последнем отрезке жизни найти опору, веру, найти Христа? Как дать надежду и радость? И у меня до сих пор нет ответа. И я не знаю правильно ли я поступил. Когда она стала задыхаться, ей было не больно, потому что были обезболивающие, но это все равно не очень приятно: человек хватает ртом воздух, постепенно перестает дышать. Как рыба, выброшенная на берег… Я взял ее за руку и про себя читал молитву. Мы смотрели друг другу в глаза, довольно спокойно. Мне хотелось сопроводить ее в последний путь и доверить ее душу в руки Божии, чтобы Господь ее принял. Не знаю, почему так случилось и почему мы с ней встретились. Но Бог нам, христианам, доверяет свидетельствовать о Нем в этом мире. Он хочет, чтобы мы были как Он, с теми людьми, которые страдают. И вот я оказывался рядом с такими людьми в госпитале, потому что они заболели, а я – потому что работаю здесь как медбрат. Быть рядом с умирающим – это возможность для меня помолиться о нем, просто быть рядом. Просто быть-существовать для другого, это уже служение.

– Почему святые отцы называли болезнь моментом Божьего посещения? Ведь если подумать, то когда болеешь — все мысли вокруг недуга, и бывает трудно сосредоточиться на духовном.

– «Чем больше скорбь – тем ближе Бог», – есть такая поговорка. Наверное, потому что в любом страдании мы уподобляемся Христу. Однажды я дежурил в ночную смену в реанимации. Там лежал мужчина, больной ковидом. Я почувствовал буквально, что больной передо мной – как Христос на кресте. Вижу его, лежащего, с распростертыми руками, через которые он подключен ко всем системам жизнеобеспечения. Рядом стоит машина для фильтрации крови, ИВЛ… Он буквально был распинаем своей болезнью. Внешне он выглядел как страдающий, умирающий в агонии Христос на кресте.

Мне кажется, Господь дает человеку в болезни понести Его крест, приблизиться к Нему в страдании. Я не знаю, почему, но в этом и есть тайна нашего спасения. В этом есть таинственное приобщение к Христу. Именно так можно попытаться понять и принять те испытания, что выпадают на нашу долю.

– Как относиться к тяжелой болезни самому человеку или к тому, если тяжело заболел близкий? Иногда христианин ропщет: ну почему, Господи? Действительно, мы ведь ищем в Боге защиты, а жизнь и без того полна трудностей, и болезнь — всегда тяжелый удар.

– Болезнь выбивает нас из привычной колеи. И мы находимся в полной растерянности, потому что привычный ход событий просто рушится. Наверное, это посылается Богом для того, чтобы нас как-то подвигнуть к живой, настоящей молитве и искреннему общению с Господом. Часто даже в богослужебной молитвенной практике мы удовлетворяемся внешней формой, увлекаемся внешним. Говорю о себе, прежде всего. Да, я молюсь, но Бог ждет от меня того, что я Ему дам мое сердце, в котором могут прорасти семена подлинной веры. А это может произойти только благодаря тому, что мы входим в подлинное общение с Ним. Порой оно происходит с нами в опыте болезни. Молиться, когда все не все так уж и плохо в твоей жизни — просто. Но когда ты чувствуешь себя на грани какой-то проблемы, молитва совсем иная. Думаю, что это молитвенное чувство знакомо многим из личного опыта. Болезнь можно сравнить с натянутыми гитарными струнами. Когда они не натянуты, не получается чистого звука, и инструмент не звучит. А когда все наши чувства находятся в напряжении, в болезни, например, то они звучат не фальшиво, а подлинно и искренне. Наверное, этого и хочет Бог: чтобы мы, проходя испытания, научились входить в подлинное общение с Ним.

Царство Божие наступает именно тогда, когда мы действуем и поступаем как Он бы действовал и поступал на нашем месте. И вот только тогда каждый христианин сможет смело и дерзновенно сказать вслед за апостолом Павлом: «И живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня». (Гал 2:20)

Беседовал Владимир Басенков

Христианство: самая недооцененная религия нашего времени

Писать о христианстве и православии в наше время тяжело. Наверное, нет религии на земле, которая была бы опутана таким количеством домыслов и предрассудков.

В этом виновато и само наше время, которое перевернуло с ног на голову половину понятий о жизни. Повинны и культурные аспекты той или иной страны. В результате — сами слова и термины, которыми живет православие, утратили свой первоначальный глубокий смысл.

  • Молитву — это мистическое богообщение души — стали путать с эмоциями.
  • Покаяние (то есть желание жить по-новому) — с самокопанием.
  • Грех — с юридической провинностью.
  • Смирение — с забитостью.
  • Христа — с человеком.

Возможно, я говорю только о своем опыте, но воспитанный церковной школой в 90-х, я (и, полагаю, не один я) слышал про Христа только одно: Он ходил по земле и был распят.

Идея Христа-Бога оказалась совершенно подавлена идеей Христа-человека. Христос в культуре и в сознании многих людей сжался от Бога до всего лишь святого. Очень харизматичного, духовно сильного, величайшего из великих, но все же — святого.

Излишнее «очеловечивание» Христа — это большая проблема. И проблема настолько недооцененная, что сейчас, наверное, даже не каждый понимает, о чем сейчас идет речь и в чем, собственно, проблема.

Вы скажете — я знаю, что Христос — это Сын Божий. Еще вы скажете — разумеется, Христос — истинный Бог наш.

Но, кажется, это будет ровно такое же знание, как и наше знание о смерти. Мы все знаем, что умрем, но не «познали» эту мысль — она не стала частью нашего естества.

Что же Это — Христос-Бог?

  • Христос — это Источник Жизни.
  • Христос — прежде всех начал.
  • Христос — Бог.
  • Христос — дыхание наше.
  • Христос — желание наше.
  • Христос — действие жизни внутри нас.
  • Христос — Любовь наша.
  • Христос — упование духа нашего.
  • Христос — бессмертие наше.
  • Христос — все то вечное, что внутри нас.
  • Христос — то самое главное, что внутри нас.
  • Христос — самое сокровенное в бытии нашем.
  • Христос — упование наше.

Если бы не действие Христа в нас — мы бы, как говорил в одной из своих проповедей Григорий Палама, — распались бы моментально перед действием смерти в нашем мире.

То, что мы живы — это и есть Христос. И Рождество Христа на Земле — это величайшая Тайна, произошедшая с момента сотворения мира и отпадения человека от вечной жизни.

Бог — вочеловечился. Чтобы своим пришествием — своим облачением в человеческую плоть, своими страданиями на кресте — вернуть нас к Вечной Жизни. Или по меньшей мере дать нам на нее полноценный шанс.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]