В мае 2022 года патриарх Кирилл заявил, что РПЦ строит в среднем по 3 храма каждые 24 часа1, что послужило поводом для шуток о том, что РПЦ – это самая выгодная и развивающаяся франшиза в России. Откуда у религиозной организации в светском государстве деньги на строительство такого большого количества позолоченных и прочих куполов? Причём есть основания полагать, что Церковь реинвестирует не большую часть своих доходов.
По оценке кандидата исторических наук, сотрудника информационно-исследовательского Николая Митрохина, в 2001 году совокупный ежегодный доход церковных структур составлял сумму около 500 миллионов долларов, на которые в то время было «можно год кормить десяток дотационных регионов»2, не считая пожертвований, чей объём Митрохин оценивал в не менее чем 200-300 миллионов ежегодно. Для сравнения, одна из крупнейших корпораций США, автомобильный гигант General Motors (бывший на тот момент уже около 70 лет крупнейшим автопроизводителем в мире), за 2001 год зафиксировал чистую прибыль в 601 миллион долларов3.
Пожертвования
Один из самых очевидных источников дохода – это пожертвования. Их большую часть составляют вовсе не монетки, которые паства кидает в ящик с надписью «на ремонт храма» (или во время проведения церковных служб). Служители культа индивидуально работают с очень богатыми и, надо полагать, весьма грешными людьми (лидеры организованной преступности, коррумпированные бизнесмены и чиновники, работники силовых ведомств и так далее). Здесь перспективы гораздо существеннее — регулярно появляются новости вроде «в Орловской области священнику подарили внедорожник за 6 млн рублей»4 или даже «в Волгограде пенсионерка переписала квартиру на священника после исповеди»5. Борис Березовский признавался в интервью телеканалу «Дождь», что финансировал православную газету Алексея Вишняка6, который позже обвинил его в организации скандальной акции группы Pussy Riot7.
Существует также и Российский клуб православных меценатов, позиционирующий себя как «элитный клуб, объединяющий представителей различных сфер бизнеса»8. На сайте этой организации указаны следующие источники финансирования: членские взносы; отчисления от бизнесов членов клуба; доходы от бизнес-процессов, организованных клубом, на основании устава9. Социальный состав меценатов Церкви широк и сюда входят не только предприниматели: многие бандиты и криминальные авторитеты являются верующими, некоторые даже имеют персональных батюшек10.
В иконографии есть такой сюжет – «Нечаянная радость» — изображающий преступника, молящего икону о прощении. Он очень популярен у «воров в законе» и «братков» из 90-х
При этом не все деньги, собирающиеся на постройку или ремонт храмов, идут на эти цели. Наиболее известна история со строительством храма на месте убийства Николая II и его семьи, когда одних только изумрудов было разворовано на 165 миллионов рублей (29 килограмм)11.
Почему Церковь берет деньги за всё?
Прихожане дают деньги храму, потому что иногда это единственное, что они могут дать взамен. Храм и священник ничего не требуют взамен, но это естественный порыв души — как-то поблагодарить.
Взамен чему? Отблагодарить за что?
Практически для всех, кто приходит в храм — на службу или просто заглядывает в течение дня — это моменты сокровенные. Кто-то переживает искреннюю радость от молитвы, которую особенно глубоко ощущает именно в храме у икон. Кто-то — скорбит, кто-то — молится за здоровье. Кто-то надеется, что эта минутная сосредоточенность в храме перед иконой поможет в предстоящем деле. Отблагодарить — это естественный порыв души.
Кто-то благодарит тем, что помогает храму или монастырю — что умеет, то и делает. Остальные — деньгами и пожертвованиями (например, в виде покупки свечей), потому что для храма продажа свечей или плата за подачу записок — это существенная статья доходов, которая дает хозяйству не развалиться.
В храме горит свет — это потому что были проданы 1000 свечей. В храме тепло зимой — потому что были проданы свечи и пожертвованы деньги за записочки. Примерно всё именно так и есть.
Торговля свечками
Отец Фёдор из «12 стульев» не зря мечтал открыть свой «свечной заводик» — продажа церковных свечей является бизнесом с одним из наиболее выгодных соотношений затрат и дохода. По данным газеты «Собеседник», себестоимость трёхграммовой свечи составляет от 20 до 40 копеек за штуку, в то время как в храмах она продаётся в среднем за 20-40 рублей12. Сайт xsvechi.com (Свечные формы «Эталон») приводит разные варианты производства свечей по себестоимости от 19 копеек до 1,14 рубля за штуку13. В магазине «Православное слово» на Пятницкой в декабре 2022 года можно было приобрести упаковку из 5 свечей за 890 рублей14.
В общем, себестоимость церковных свечей минимальна, а диапазон конечных цен весьма широк. Один бывший монастырский послушник из Курска основал свой бизнес «Преображенское свечное братство» с выручкой 13 млн рублей в год (по данным 2016 года)15. Портал по продаже готового бизнеса и франшиз «Альтера-Инвест» оценивает окупаемость производства церковных свечей как «очень высокую» — 5 из 516.
Зачем Церкви деньги?
Деятельность Церкви, как и любой духовной общины происходит в миру — в социуме, который сложился вокруг. В мире есть деньги, которыми между собой расплачиваются люди, компании и государство. Иногда есть бесплатные услуги, но это лишь значит, что за людей в данном случае платит государство.
Бесплатного нет ничего, и ничего не может законным образом существовать в мире, не имея денег. Исключение составляет натуральное хозяйство — идеальный образ жизни, когда человек или община кормят, одевают и лечат себя сами, — но и в таком случае деньги необходимы: заплатить, например, налог на землю, которую община или дом занимают. На деле же даже самые «натуральные» общины используют в хозяйстве недорогие трактора, хозяйственные инструменты, покупную одежду. Лекарства и какие-то продукты тоже берутся в магазинах.
Хозяйство Никитского монастыря в Ярославской области.
Зачем деньги Церкви? Деньги помогают ей существовать. Каждый храм платит государству за свет (сотни лампочек в храме) и отопление. Деньги тратятся на ремонт и поддержку зданий в надлежащем состоянии. Храм закупает свечи и облачения священникам — по вековой традиции сложилось, что нужны облачения разных цветов, и все они стоят денег. Храм платит зарплату — священникам и тем, кто работает при храме — например, продавцу в книжной лавке при церкви.
Некоторые храмы устраивают воскресные школы — и иногда это отдельные здания, в которых также есть электричество и отопление.
Если это монастырь, то к хозяйственным расходам добавляются траты на питание. Жить натуральным хозяйством, — особенно, если обитель находится в черте города, — сейчас невозможно.
Высоко-Петровский монастырь, который расположен в самом центре Москвы.
А еще некоторые монастыри (реже — храмы) стараются иметь при себе небольшую редакцию, в которой к печати готовятся душеполезные книги. Например, такое издательство есть у Свято-Троицкой Сергиевой-Лавры или у Подворья Лавры в Москве. Продав эти книги, монастырь что-то заработает, но для начала книгу надо подготовить к печати, а это тоже деньги.
И так далее.
По сути, любая церковь и любой монастырь, каким бы высоким ни был уровень духовной жизни и степени аскетики в нем, нуждается в деньгах.
***
Церковь и деньги — история вопроса
Вопрос о том, нужна ли Церкви какая-то собственность или блага, не нова. Спор о церковном имуществе и землевладении известен на Руси с XV века. В то время преподобный Иосиф Волоцкий отстаивал право монастырей на владения, где бы трудились монастырские крестьяне, а преподобный Нил Сорский и его последователи («нестяжатели») учил, что монахи должны кормить себя сами и избегать роскоши в храмах.
Конечно, позиция преподобного Нила кажется предпочтительной, но тогда Церкви будет трудно заниматься благотворительностью: помогать неимущим, строить школы, организовывать летние лагеря, паломнические поездки и т.д — монастыри потеряют любую возможность помогать миру, кроме как молитвой за него.
Село Селихово в Тверской области вплоть до XIX века принадлежало Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Крестьяне обеспечивали главный монастырь страны частью необходимого, а монастырь давал крестьянам спокойное мирное существование и молитвенное заступничество.
Торговля ювелирными изделиями
Церковные лавки являются, помимо прочего, альтернативными магазинами ювелирных изделий (эта отрасль является очень капиталоёмкой, поэтому религиозные деятели всегда уделяли ей внимание) – нательных крестиков, цепочек, колец и так далее. Это исключительно выгодная торговля, так как содержание золота и серебра в них можно минимизировать (в отличие от цены), а обмен и возврат товара невозможен и приравнивается к богохульству.
Как сообщал «Московский комсомолец», многие люди жаловались в милицию на то, что в церкви им продали фальшивое золото17. Писал о фальшивках, продающихся на территории церквей и монастырей, также и «Коммерсант»18.
Как строится церковная иерархия
Чтобы стать священником, необходимо получить духовное образование в семинарии. Ранее при длительном служении в церкви и наличии сильного желания такой статус могли дать человеку со стороны. Сейчас правила изменились. Семинарии теперь официально отнесены к государственным высшим учебным заведениям. На деле же духовное образование очень не похоже на светское.
Выпускник семинарии редко может устроиться на стандартную работу. Перед ним стоит выбор: срочно вступить в брак и искать место в церкви, либо остаться холостым и постричься в монахи. Первый вариант более привычный. После женитьбы семинарист может рассчитывать на посвящение в духовный сан (путем прохождения рукоположения). Ему нужно написать прошение епископу для дальнейшего определения в священники. Второй путь реализуют реже, поскольку вести такой образ жизни достаточно сложно.
В церковную иерархию входят церковнослужители и священнослужители. Первые только помогают проводить службы. Вторые же проходят рукоположение и имеют право на совершение таинств, могут управлять приходом. Они делятся на диаконов, иереев и епископов. Сколько месяцев, лет или десятилетий семинарист потратит на то, чтобы стать священником, зависит только от его способностей и послушания.
В приходах назначают своего главу. Если в нем малое количество прихожан, то священник выполняет основную часть работы сам и с помощью матушки. Если же людей больше, то могут нанять свечниц, уборщиц, привратников (присматривают за храмом). Священник же будет приходить только на служения.
Уволить могут за проступки, повлекшие для церкви репутационный и публичный ущерб. Виновник для начала может перейти в приход в другом населенном пункте, после — в отпуск без компенсации. При серьезных нарушениях могут вовсе уволить.
Торговля религиозной литературой
В своих торговых точках Церковь осуществляет продажу «идеологически правильной» литературы. Научных работ там практически не продаётся, лавки торгуют публицистикой и пропагандистской литературой. В основном книги, реализуемые в церковных лавках, рекламируют идеологию Церкви, а также способствуют распространению мифов из легендариума консерваторов. Очень много продаётся книг про «мученика» Николая II, про придуманные «чудеса», про большевиков – слуг сатаны и национальную идею. Эти книги рассчитаны на читателя, который не будет читать сложные научные труды и анализировать факты.
Начитавшиеся подобных «трудов» родители потом считают, что пользоваться компьютером ребёнка заставляют демоны, и запрещают ему компьютерные игры, что ведёт к становлению его как изгоя в детском коллективе.
Другие товары
Церковные лавки далеко вышли за рамки традиционного церковного ассортимента — они предлагают не только привычный «товар», но и широкий выбор аудио- и видеокассет с православной тематикой, специальную одежду (от платков и юбок для женщин до крестильных комплектов для младенцев), пищу (мёд, кагор, пищевые добавки, травы), гончарные и сувенирные изделия, паломнические путёвки, мелкие товары вроде кожаных бумажников или футболок с православными принтами и так далее.
Широко коммерческое использование икон – тут могут быть варианты на любой бюджет, от очень дешёвых до очень дорогих икон на дереве, с использованием дорогих красок и с золотыми окладами, украшенными драгоценными камнями и эмалью.
Также во второй половине 1990-х годов наметился рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мёд, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мёд, в крупных городах – церковные пекарни.
Промышленность
Для пополнения церковных лавок к настоящему времени в России, да и в других государствах СНГ, сложилась разветвлённая инфраструктура. Её основу составляют заводы по производству церковной утвари и свечей.
Самое известное производство – художественно-промышленное предприятие «Софрино». Оно выпускает иконы, церковную мебель, гробницы, чаши, свечи восковые и парафиновые, обеспечивая этими предметами, по словам нескольких источников РБК в патриархии, до половины российских церквей. Каталог продукции можно посмотреть на официальном сайте19; ассортимент чрезвычайно широкий, а цены на некоторые артикулы доходят до 3,7 млн рублей. В разговоре с РБК священники признавались, что в епархиях им настоятельно советуют заказывать для храмов именно продукцию «Софрино»20.
Как отмечает Николай Митрохин, «фактически в каждой крупной епархии есть «свой» формально не связанный с церковью заводик, поскольку это примитивное производство не требует особых инвестиций, но приносит стабильную и высокую прибыль. Помимо них существуют сотни мастерских и тысячи самодеятельных предпринимателей, которые занимаются пошивом облачений по индивидуальным заказам, пишут иконы и мастерят иконостасы, делают колокола и так далее»21.
Почему священники не отдают подаренные машины?
Хорошо. Если дорогая машина это подарок, почему бы не отдать ее тому, кому она нужна?
С одной стороны, да. И есть великий пример: святой праведный Иоанн Кронштадтский, который жил перед самой революцией. Его, буквально, засыпали деньгами и подарками, но он умел всем этим правильно распорядиться: у него ничего не оставалось. Но это был святой и на самом деле та форма нестяжания являла собой одну из форм чудес, множеством числа которых он прославился. Вам дарят вещь, и вы должны от нее избавиться так, чтобы никого не расстроить и не смутить.
Автомобиль. Не совсем понятно, как это сделать. Вы приходите в храм и священник говорит: я дарю вам машину? Или он говорит: я знаю, у вас нет денег даже на отечественную машину, но я подарю вам дорогую, которую еще дороже содержать? Или: машина вам, конечное, не нужна, но я все равно ее подарю — не понадобится, продадите, заработаете денег?
Безусловно, если вдруг у храма или монастыря оказывается лишняя машина, то конечно же они стараются помочь тому, кому машины не хватает для хозяйственных нужд: соседнему монастырю, детскому саду и так далее. Но ситуация «лишнего автомобиля» достаточно гипотетическая, потому что машины, если и дарят, то тем храмам, которым она действительно крайне необходима.
Вот пример.
Одному храму подарили внедорожник — это сделал богатый человек в благодарность о том, что батюшка своими советами направил этого бизнесмена на Церковный путь и помог сохранить семью. Он узнал про то, что у храма уже есть легковой автомобиль, но в него не помещаются облачения, аналой и прочая утварь, которая нужна для частых выездов на молебен. Он мог подарить УАЗ, но эта машина часто ломается и она неудобная — поэтому он не стал дарить такой автомобиль, а подарил иномарку.
Так в храме появился внедорожник, в который все теперь прекрасно помещалось и который обладал хорошей надежностью вкупе с прекрасными ездовыми качествами. За рулем этого внедорожника часто сидел диакон храма. И со стороны все выглядело так, что «священник ездит на дорогой машине» и никому ее не дарит.
Ритуалы («требы»)
Родись, крестись, женись, помирай — за всё попу деньги давай
Русская пословица
Священники владеют правом на проведение специальных религиозных обрядов. Ассортимент таких услуг широк: это крещение, венчание, отпевание, погребение, освящение жилья и предметов, молебен, панихида и так далее. По данным «Комсомольской правды», стоимость, к примеру, венчания варьируется в пределах от 3 до 10 тысяч рублей22. При этом Церковь уже давно использует методики, которые знакомы опытным менеджерам по продажам – например, если один из супругов не является крещёным, ему сначала нужно креститься (по данным портала Крещение.ру, в Москве это обойдётся примерно в 2-4 тысячи рублей23). А этот процесс предполагает ещё дополнительный апсейл – приобретение крестика и одежды для проведения обряда.
Финансирование от государства
Корень уже упоминавшейся ненависти Церкви к большевикам лежит вовсе не в духовной, а в материальной плоскости. До Октябрьского переворота власти Российской Империи финансировали Церковь24, тратя на это громадные средства из народного бюджета; также Церковь не платила налогов. Так, по бюджету на 1917 год для православной Церкви предназначалось 65 262 114 рублей25, что на те времена (особенно в условиях войны) было астрономической суммой. После прихода к власти большевиков финансирование государством Церкви полностью прекратилось в результате действия Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви26, и именно в этом причина борьбы её персонала с советской властью.
Если же говорить о сегодняшних временах, то, по подсчётам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд рублей27.
Церковь готова брать не только деньгами. Так, по Федеральному Закону от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», по данным РБК, РПЦ только за 4 года получила от государства свыше 270 объектов имущества в 45 регионах. Площадь недвижимости была указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тысяч квадратных метров28. Однако этого всегда будет недостаточно – так, в 2015 году митрополит Варсонофий потребовал отдать Церкви Исаакиевский собор в Петербурге29, и лишь протесты горожан и широкая огласка инцидента помогли избежать принятия такого решения30.
Отмывание денег
Попы речисты, да на руку не чисты
Русская пословица
Поскольку Церковь является некоммерческим учреждением, освобождённым от уплаты налогов, она превращается в некое подобие офшорной зоны. Церковь также может выступать посредником в коррупционных сделках. Это делается так: преступник жертвует деньги на новый храм, а далее церковнослужитель за часть этих денег делает с целой суммой те действия, которые от него требуются. Доказать, что это криминальные деньги, попросту невозможно. Как сообщают «Вести» Украины, всё больше и больше религиозных организаций предлагают такого рода услуги31. Также, например, в информационное агентство Regnum поступало письмо от Евгения Смирнова, сторожа Никольского храма в Якутске, который просил проверить епархию на предмет отмывания денег32.
Кстати, в этом одна из основных причин любви современной власти России к Церкви: номенклатура финансово заинтересована в РПЦ. И поэтому ей выгодна непрозрачность Церкви.
Кроме того, посредством сотрудничества с Церковью получается, что коррупционер совершает богоугодное дело, что является преимуществом в сравнении с другими методами отмывания денег. Ещё один плюс такой схемы – это возможность заводить нужные связи, так как многие силовики, криминальные авторитеты и чиновники выбирают себе духовных наставников, позволяющих общаться с представителями подобных кругов. Думается, именно в этом причина крещения таких людей, как например Борис Березовский.
У РПЦ хорошо получается скрывать эту часть своей деятельности, а вот некоторые религиозные организации даже не пытаются её скрывать (скриншот с vedavat.com.ua)
Сдача зданий в аренду
Нередко появляются новости наподобие «Церковь отбирает у ВНИРО здание с уникальными лабораториями ради строительства храма»33 или «РПЦ отсудила землю у детского реабилитационного центра»34 — РПЦ вообще очень часто захватывает здания или земли. С какой целью? Как отмечает Николай Митрохин, «особо широкое распространение в последние годы получил и такой вид церковного бизнеса, как сдача лишних, в том числе недавно возвращённых, помещений в аренду»35. Недвижимость, как и ювелирные изделия – очень капиталоёмкая сфера, что автоматически ставит её в круг интересов религиозных организаций.
РПЦ уже долгие годы борется за то, чтобы «отжать» здание Историко-архивного института РГГУ на Никольской улице
Церковь иногда сдаёт в аренду и часть помещений в храмовых зданиях. По данным «Ведомостей», в храме Христа Спасителя «можно арендовать храмовые помещения для корпоративных мероприятий: зал церковных соборов – 450000 руб. в сутки, конференц-зал – 100000 руб.»36. Много информации в интернете есть и о гостиничном комплексе «Даниловский», который приносит РПЦ немалые доходы.
Можно ли брать свечки в храме бесплатно?
Если вы придете в храм, то увидите, что на все установлены «цены». Свечи: от 20 рублей и больше. Записочки. Заказ молебна. Венчание. И так далее. Это магазин, спросите вы? Это пожертвование, ответят вам, и это действительно так.
Никто не будет поднимать скандал, если вы возьмете бесплатно свечу и уйдете. Если у вас нет денег — вы нищая старушка или погибающий бездомный — вам дадут свечу или записку бесплатно. Мы сами видели это много раз. Некоторые более или менее благополучные храмы или монастыри вообще имеют практику бесплатной раздачи свечей — например, мы видели это в Зачатьевском монастыре в Москве. Да много, где видели.
Собор Зачатьевского монастыря в Москве. Улица Остоженка. Метро Парк-Культуры или Кропоткинская
Мы так же знаем, что и Венчание и Крещение — священник может проводить совершенно бесплатно, если видит, что об этом просит семья, у которой очень тяжело с деньгами.
Вообще говоря, священник и так все молебны и Таинства проводит абсолютно бесплатно. А передать деньги — это естественный порыв души у человека. Например, священник приехал освящать нам дом. Его зарплата меньше нашей, у него три ребенка — я хочу его отблагодарить.
Пожертвования Церкви в какой-либо форме — это устоявшееся и естественное положение дел, которое совершенно искренне и без какой-либо «мысли» проживается «обеими сторонами».
Есть огромное число примеров, когда храмы и монастыри (практически все храмы и монастыри) по возможности помогают больницам, заключенным, нуждающимся — как могут и чем могут. Однако не афишируют это, не пишут в социальных сетях и никто про это не знает.
Но тот, кто не ходит в храм и не принимает участие в Церковной жизни, с этим не знаком и со стороны говорит, что «Церковь берет деньги и ничего не хочет делать бесплатно».