Православное учение об антихристе и признаки его приближения

Некоторые замечания к учению об Антихристе профессора богословия Виктора Михайловича Чернышёва.

Прежде, чем приступить к рассмотрению этой темы, которая сегодня вызывает яростные споры и порождает всевозможные домыслы, следует указать на признаки Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Его пришествие на землю предварит согласно Писанию воцарение Антихриста на три с половиной года.

Какие же это признаки?

Первый признак – повсеместное распространение Евангелия: «Проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Второй признак – появление лжехристов: «Многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» (Мф. 24:5). «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11). Третий признак – глубокое падение нравственности: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Четвертый признак – разрушительные войны: «Также услышите о войнах и военных слухах ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:6,7). Пятый признак – природные катаклизмы: «Будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7). «Море восшумит и возмутится» (Лк. 21:25). Но, как было сказано выше, перед Пришествием Господа для суда над народами прежде должен будет прийти Антихрист, которого дьявол выдвигает как свое особое орудие зла.

Спасены раз и навсегда

(Евр 9:28)

так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Однажды — этого полностью достаточно, чтобы удалить грехи многих.

Будет ли Он разбираться с грехами мира?

Да, но не с нашими, а нам принести спасение. Слово «спасение» включает в себя и наше новое тело, тем, кто ожидает Его.

(Флп 3:20)

Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Павел не ожидает смерти и хочет, чтобы такая позиция была у всех верующих.

Мы не знаем, когда именно Иисус вернется, но знаем, что возвращение Его близко. Особенно для этого поколения, которое видело возрождение Израиля и другие значимые события, что упомянуты в пророчестве Иезекииля.

(Флп 3:21)

Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.

Как чудесно знать, что в нашем новом теле мы никогда не будем делать ничего неугодного Господу — это будет невозможно. Дни грехов останутся позади. Вам больше не за что будет стыдиться, в том числе за колебания и падения в этом новом теле.

Кто же это такой?

В греческом языке слово «анти» может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к Антихристу оба значения правомочны, так как Антихрист будет и противником Христа, всячески истребляющим христианство, и тем, кто попытается занять его место. В широком значении персонаж Антихриста следует понимать как всякого, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа (1Ин. 2:22).

Апостол Павел называет Антихриста «человеком греха и сыном погибели» (2Фесс. 2:3). Причем его пришествие по действию сатаны будет со всякою «силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фесс. 2:9). Имя Антихриста неизвестно, но известно его число – 666, точнее числовой эквивалент его имени. Мы не знаем, что означают эти три шестерки, хотя было достаточно спекуляций на эту тему не только среди сектантов, касающихся «расшифровки» этих шестерок (например, у адвентистов), но и в околоправославной среде, где с завидной регулярностью появляются буклеты и листовки с очередными «откровениями» о них. Люди упорно стремятся расшифровать это число. К сожалению, этому сопутствуют неадекватные акции, ажиотаж в обществе, призывы к «уходу из мира» (по аналогии с пензенскими закопанцами), отказ от идентификационных номеров, сотовых телефонов, компьютеров, решительной борьбе с масонами (знать бы еще, где их искать!) и проч.

В Новом Завете об Антихристе говорится следующее:

1. Придет он во имя свое: «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2Фесс. 2:4), «…придет во имя свое» (Ин. 5:43), то есть будет бороться против всех религий, поскольку характерной чертой его будет богохульство (Откр. 13:5,6).

2. Будет выдавать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс.2:4).

3. У него будут лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса» (Мф. 24:24).

4. У сатаны религиозная власть будет сочетаться с властью политической – своеобразная сатанократия: она будет «…над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13:7).

5. Его власть будет продолжаться 3,5 года (Откр. 13:5) – или 42 месяца, а точнее 1260 дней (Откр. 12:6). Этот срок равняется продолжительности общественного служения Христа на земле.

6. Все, кто не примет его власти, будут истребляться: «…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15).

7. Церковь вынуждена будет «скрываться в пустыне» (Откр. 12:1-6). Но «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), и Евхаристия не прекратится до Второго Пришествия (1Кор. 11:26).

8. Отдельных святых этой сатанинской власти будет попущено победить: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:7).

Сокрушит же силы зла окончательно и бесповоротно Сам Иисус Христос; Он поразит Антихриста «…духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» (2Фесс. 2:8). После всех этих событий начнется Суд Христов.

Процитируем некоторых известных святых отцов, как древних, так и XIX века, об Антихристе, чтобы дать патристическое толкование этому явлению.

Лето Господне благоприятное

Иисус в синагоге стал читать пророка Исайи 61 главу.

(Лук 4:18,19)

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное…».

И затем Иисус закрыл книгу и не стал читать дальше, где было написано: и день мщения Бога нашего…

Между благоприятным годом и днем мщения две тысячи лет. День мщения — это время гнева Божьего, семь лет скорби.

А вот что сказано о верующих.

(Рим 5:9)

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасаемся Им от гнева.

Благодаря тому, что Иисус сделал на кресте, верующий никогда не увидит Божьего гнева, который включает в себя и семь лет скорби. Иисус придет и спасет свой народ до того, как все это произойдет. О восхищении Церкви не говорится в Евангелиях. Это сокрыто от еврейского народа.

Где Иисус рассказал о восхищении церкви?

На заключительном этапе Своего служения, в горнице, Иисус сказал ученикам:

(Ин 14:1)

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

Это было за несколько часов до того, как все они бежали, оставив Иисуса одного. Его схватили, распяли, но в третий день Он воскрес из мертвых. Он знал, что все это произойдет и сказал Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше». И это Он говорит тем, кто убежит.

(Ин 14:2)

В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам.

(Ин 14:3)

И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

Здесь Он придет не за Израилем, речь не о втором пришествии Христа. Речь о восхищении Церкви. Когда на земле будет скорбь, вы будете смотреть на это сверху.

Святые об Антихристе

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) писал: «Злочестивый и грозный тать придет прежде, в свое время, с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не похож на голос Истинного Пастыря, но язвителен: голос татя притворен и вскоре делается известным, каков он…».

Святитель Иоанн Златоуст (V в.) писал: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего только он не наделает в то время! Все придет в смятение и в замешательство, как посредством повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жесткостью, и беззаконными повелениями… Апостол называет антихриста человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (сатаны). Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах… Не сказал, что он будет называть себя богом, но что будет стараться показать себя богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения».

Преподобный Антоний Великий (IV в.) возвестил об этом времени так: «Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств, смирение заменится гордостью, многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных явствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками».

Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) говорит: «В церкви Божией (сядет) – не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан: почему и называется антихристом. Итак, должно, чтобы сперва было проповедано Евангелие у всех народов (Мф. 24:14). «Тогда явится беззаконник, его же есть пришествие по действу сатаны во всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды, погибающих, его же Господь убиет глаголом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2:8). Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет! Но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него… В начале своего царствования, или вернее – тирании, он прикрывается личиною святости; когда же сделается победоносным, то начнет гнать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу. Придет же он в знамениях и чудесах ложных, вымышленных, а не истинных, и тех, которые имеют слабый и нетвердый ум, обольстит и отвратит от Бога».

Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) наставляет: «Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия.

Знамения антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое: в этом слое господствует сатана. …Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын погибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией…

Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карою нового Израиля за его преступление…

Церковь будет низвращена от меча – от убийственного насилия соблазнов – и пуста весьма. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности христианами, тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат бесчисленными кознями истинных христиан…Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми».

Об Антихристе святитель пишет: «Своей внешней показной стороной жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующихся …плотской мудростью, не увидят обмана и признают антихриста Христом, вторично пришедшего на землю… Испытания для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться, стремление обмануть и обольстить их, утонченные и продуманные, прикрытые коварной изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставит их в самое затруднительное положение…Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся прикрытому и открытому преследованию…».

У Владимира Соловьева есть в «Повести об Антихристе» характеристики, совпадающие со святоотеческой мыслью о нем почти в деталях. Прообразом Антихриста стал некий император.

«Император, ставши около трона и с величественною благосклонностью протянувши руку, произнес звучным и приятным голосом: «Христиане всех толков! Возлюбленные мои подданные и братья! От начала моего царствования, которое Вышний благословил такими чудными и славными делами, я ни разу не имел повода быть вами недовольным; вы всегда исполняли свой долг по вере и совести. Но мне этого мало. Моя искренняя любовь к вам, братья возлюбленные, жаждет взаимности. Я хочу, чтобы не по чувству долга, а по чувству сердечной любви, вы признали меня вашим истинным вождем во всяком деле, предпринимаемом для блага человечества. И вот, кроме того, что я делаю для всех, я хотел бы оказать вам особые милости. Христиане, чем мог бы я вас осчастливить? Что дать вам не как моим поданным, а как единоверцам, братьям моим? Христиане! Скажите мне, что для вас всего дороже в христианстве, чтоб я мог в эту сторону направить свои усилия?»

И далее этот император–антихрист начинает активную благотворительную деятельность в отношении всех христианских ветвей, где, в частности, православным предлагает: «Любезные братья! Знаю я, что между вами есть и такие, для которых всего дороже в христианстве его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже этого для религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною устав и назначены богатые средства всемирному музею христианской археологии, в славном нашем имперском городе Константинополе, с целью собирания, изучения и хранения всяких памятников церковной древности, преимущественно восточной, а вас прошу завтра же избрать из среды своей комиссию для обсуждения со мною тех мер, которые должны быть приняты с целью возможного приближения современного быта, нравов и обычаев к преданию и установлениям святой православной церкви! Братья православные! Кому по сердцу эта моя воля, кто по сердечному чувству может назвать меня своим истинным вождем и владыкою, пусть взойдет сюда». И большая часть иерархов Востока и Севера, половина бывших староверов и более половины православных священников, монахов и мирян с радостными кликами взошли на эстраду, косясь на горделиво восседавших там католиков.

Значительное большинство собора, в том числе почти вся иерархия Востока и Запада, находилась на эстраде. Внизу оставались только три сблизившиеся кучи людей, жавшихся около старца Иоанна, папы Петра и профессора Паули.

Грустным тоном обратился к ним император: «Что еще могу я сделать для вас? Странные люди! Чего вы от меня хотите? Я не знаю. Скажите же мне сами, вы, христиане, покинутые большинством своих братьев и вождей, осужденные народным чувством: что всего дороже для вас в христианстве?» Тут, как белая свеча, поднялся старец Иоанн и кротко отвечал: «Великий государь! Всего дороже для нас в христианстве Сам Христос, Он Сам, а от Него все, ибо мы знаем, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Но и от тебя, государь, мы готовы принять всякое благо, если только в щедрой руке твоей опознаем святую руку Христову. И на вопрос твой: что можешь сделать для нас, — вот наш прямой ответ: исповедуй здесь теперь перед нами Иисуса Христа Сына Божия, во плоти пришедшего, воскресшего и паки грядущего, — исповедуй Его, и мы с любовью примем тебя как истинного предтечу Его второго славного пришествия». Он замолчал и уставился взором в лицо императора. С тем делалось что-то недоброе. Внутри его поднялась такая же адская буря, как та, что он испытал в ту роковую ночь. Он совершенно потерял внутреннее равновесие, и все его мысли сосредоточились на том, чтобы не лишиться и наружного самообладания и не выдать себя прежде времени. Он делал нечеловеческие усилия, чтобы не броситься с диким воплем на говорившего и не начать грызть его зубами. Вдруг он услышал знакомый нездешний голос: «Молчи и ничего не бойся». Он молчал. Только помертвевшее и потемневшее лицо императора все перекосилось, и из глаз вылетали искры. … В открытые окна храма было видно, что нашла огромная черная туча, и скоро все потемнело. Старец Иоанн не сводил изумленных и испуганных глаз с лица безмолвного императора, и вдруг он в ужасе отпрянул и, обернувшись назад, сдавленным голосом крикнул: «Детушки, антихрист!» В это время вместе с оглушительным ударом грома в храме вспыхнула огромная круглая молния и покрыла собою старца. Все замерло на мгновение, и, когда оглушенные христиане пришли в себя, старец Иоанн лежал мертвый».

Восхищение Церкви в последние времена

А теперь о восхищении Церкви в последние времена. Об этом говорится во всех посланиях.

Ученики Иисуса Христа не имели понимания о тайне Церкви.

(Деян 1:6)

Посему они, сойдя, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

В их разуме было царство Израильское, а не Церковь. Но Иисус знал, что пройдет еще 2 тысячи лет.

Кто-то говорит: «Я слышу об обещании Его пришествия с тех пор, как был ребенком, но до сих пор никакого пришествия не случилось. Что там проповедуют христиане?»

(2Пет 3:3)

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также».

Будьте осторожны, Библия называет таких людей наглыми ругателями.

Почему такая задержка на 2 тысячи лет?

(2Пет 3:8)

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Почему Господь поступает так?

(2Пет 3:9)

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Потому что суд Божий обязательно будет.

Предвестники прихода Иисуса Христа

Изменения, происходящие в мире с людьми, в манере контактировать и ощущать события ведут к ситуациям, которые описаны в Ветхом Завете. Они могут указывать на приближение второго пришествия Иисуса Христа.

Признаки:

  • распространение лжепророков и лжеучителей по всему миру;
  • появление Евангелии;
  • оскудение любви и веры в людях;
  • приход Антихриста.

Для верующего человека ни одно из событий не является устрашающим, потому что они их проживут спокойно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]