Понятие и описание греческих икон, классификация и список образов Богородицы

Для православных иконы имеют огромное значение. Обращаясь к иконе с молитвой, православный человек видит в ней своего рода посредницу между собой и Господом. Иконопись исстари почиталась делом богоугодным; заниматься ею можно было, только получив благословение и очистившись от скверны молитвой.

Одними из самых древних являются греческие иконы, ведь именно в Греции сложилась своя иконописная традиция, вызывающая восхищение своей утонченностью и одухотворенностью. Так, греческие иконы Богородицы поражают выразительностью: на ликах Пресвятой Девы такая отрешенность, такая скорбь, что они затрагивают самые глубокие струны души.

Греческие иконы – понятие и особенности

Иконы – это изображения Бога, Девы Марии, пророков, святых и праведников, почитаемые верующими людьми. Традиция поклонения им возникла вместе с христианством. Согласно преданию, первый образ Богоматери был написан евангелистом Лукой на доске от обеденного стола.

Крупнейшим центром иконописи была Византия. Созданные здесь святыни называют греческими, потому что в империи преобладала греческая православная культура. Важный фактор для византийской традиции – это строгая каноничность. Мастер, изображающий Божественные образы, подчиняет свое творчество ряду правил и законов. Несмотря на это, с течением времени искусство эволюционировало.

Исследователи разделяют историю религиозной художественной традиции Византии на разные периоды. В зависимости от политической ситуации в государстве менялось и отношение к иконам – от полного запрета до расцвета духовной живописи. Если выделять самые главные особенности греческой традиции, то можно перечислить следующие черты:

  • строгий подбор красок, фона (чаще всего, фон был золотым), и сюжета, в соответствии с каноном;
  • стремление передать духовный мир, условность в изображении ликов, одежд, пропорций;
  • санкирный способ письма, то есть сложное моделирование перспективы, благодаря которому достигается ощущение объема;
  • упрощение стиля написания в афонской школе – смягчение линий, большая условность рисунка.

Несмотря на периоды политических запретов и турецкого владычества, когда образа святых были запрещены, греческим мастерам удалось сохранить уникальное искусство до наших дней. Сейчас это очень востребованная сфера. Многие паломники и верующие стремятся приобрести иконы, созданные на святой земле Афона.

Современные иконы из Греции

В наше время писание икон стало в Греции немаловажной отраслью экономики, поскольку спрос на иконы из Греции, которые приобретают православные туристы и паломники, не уменьшается.

Особой популярностью пользуются списки (копии) икон Пресвятой Девы, находящихся в монастырях Афона. Они хорошо знакомы не только православным верующим, но и ценителям искусства. Напомним, что некоторые такие списки сделаны с икон, писанных, по преданию, самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. Молитва перед такой иконой, пусть даже и в списке, приносит душе умиротворение и благодать.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Классификация

В источниках можно найти разные способы классификации. Но, в большинстве случаев, по назначению выделяют шесть типов:

  • именные иконы, с изображением небесного заступника человека;
  • мерные образа, которые соответствуют росту ребенка, дарятся на крестины;
  • семейные иконы запечатлевают святых, покровительствующих членам фамилии;
  • венчальные образа Иисуса Христа и Богородицы нужны для благословения на брак;
  • праздничные иконы посвящают торжественным датам христианского календаря;
  • обетные образа создают в благодарность Богу, по обещанию.

По технике выделяют два основных направления: это каноничный и академический стиль написания. Для первого характерно строгое следование канону, поэтому велика роль символики, особенностей мимики святых ликов, цветовой гаммы, элементов одежды. Второй стиль отличается более современным прочтением христианских сюжетов, в этом проявилось влияние западноевропейской художественной традиции.

Масштаб изображения может быть оглавным (пишется только лик), оплечным (например, «Спас Ярое Око»), поясным (изображения Божьей Матери с Младенцем Христом типа Одигитрия), тронным (например, «Святая Троица» Андрея Рублева).

На одном образе может быть запечатлен один сюжет, например, «Крещение Иисуса», или несколько историй, как на житийных иконах с клеммами. К последним, многосюжетным изображениям можно отнести и Иерусалимии, повествующие о святых местах города.

Греческие иконописные мастерские, производящие копии византийских икон, известны во всем мире. В нашем магазине Вы можете ознакомиться и приобрести греческие иконы
от лучших фирм производителей, которые следуя традиционному искусству шелкографической печати на холсте, используя натуральное дерево и серебряные оклады, производят точные музейные копии икон.

Например, иконы греческой иконописной мастерской

«Иконотехники», начавшей свою деятельность в 1975 году. С первых лет деятельности, осознавая всю важность своей работы мастерская заботилась о высоком качестве продукции — в штате компании работает творческая группа людей, имеющих знания и огромный опыт в иконописи. Компания является официальной мастерской монастыря Ватопед, известного своим собранием благодатных образов и православных святынь.

А новая серия икон «Angelos» разработана с использованием лучших традиций иконописи и современной технологии. Иконопись выполнена известным греческим мастером минеральными красками по золоченому левкасу методом шелкографии с ручной обработкой. Уникальное мастерство художника позволило добиться тончайшей проработки деталей греческой иконы и богатой цветовой гаммы. Оклады всех икон покрыты листовым серебром 925 пробы, часть икон имеет гальваническое покрытие золотом, покрытие из цветной эмали и инкрустированы кристаллами Swarovski. В этой серии представлены копии икон из музеев Греции и России, выполненные в византийском стиле. Все греческие иконы сопровождаются сертификатом подлинности с печатью производителя и упаковываются в роскошные коробки.

В Греции и на Святой Горе Афон находится богатейшее собрание византийской иконописи, по которым можно проследить историю написания икон. Наиболее древние работы датируются XI веком. В XIII-XIV в.в. распространение получили иконы македонской школы с центром в греческом городе Салоники. Помимо того, что эти иконы отличаются реализмом в написании образов, стремлением отобразить переживания и внутренний мир, больше внимания стало уделяться композиции заднего плана, появились пейзажи в качестве фона икон.

После падения Константинополя икона стала предметом самоидентификации православных греков в Османской империи и одним из средств их укрепления в вере. Иконопись стала запрещенным искусством, немало греков приняли мученическую смерть с иконами в руках. Но Святая гора Афон и при османах осталась монашеской республикой, живущей по Византийским уставам. В условиях запрета православия в Османской империи монахи сохраняли традиции греческой иконописи и продолжали росписи афонских монастырей.

Центром иконописания в XV-XVII веках стал Крит, куда в 1453 году под защиту венецианцев бежали многие художники. В ранний период критская школа характеризовалась аскетичным и строгим стилем иконографии, благородством ликов. Впоследствии на художников критской школы оказала большое влияние культура Ренессанса. В многочисленных иконописных мастерских Крита писалось до тысячи икон в год по заказам не только православных монастырей и греческой диаспоры в Средиземноморье, но и католических монастырей и общин Италии. При этом стиль икон для православных и католиков очень отличался.

В XVIII веке в греческом иконописании появились две тенденции — возврат к традициям Византии и появление школы мастеров из Эпира (Янина и Кастория). Византийские традиции на Афоне возрождал монах Дионисий из Фурна, живший в одной из келий в Кареасе. Он написал множество фресок и икон, которые можно сейчас найти в монастырях Каракалла, Ватопед и музеях Греции. Дионисий оставил после себя много учеников и последователей. Работы художников из Эпира отличало сильное влияние народных мотивов и включение элементов барокко в свои работы. Но уже к концу XVIII века их вытеснила более традиционная школа мастеров-иконописцев из Галатиста в Халкидики. В XIX веке Греция при помощи братской России освободилась от османского ига. На Афоне возродился Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, появились многочисленные русские скиты. Тысячи русских монахов связали свою жизнь с Афоном. Среди них были десятки талантливых художников-иконописцев.

Иконография Иисуса Христа по запросам: Икона Спасителя, Святое Семейство, Спас Премудрый, Спас Древо Жизни, Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Спас Милостивый, Спас на троне Иконография Божией Матери по запросам: Вифлеемская, Взыграние, Взыскание погибших, Владимирская, Всецарица, Геронтисса, Гликофилуса, Достойно Есть, Иверская, Игумения горы Афонской, Иерусалимская, Казанская, Керкера, Корсунская, Неопалимая Купина, Неувядаемый Цвет, Неупиваемая Чаша, Одигитрия, Отрада и Утешение, Покров, Пояс Пресвятой Богородицы, Путеводительница, Семистрельная, Сладкое Лобзание, Страстная, Троеручица, Умиление, Утоли Моя Печали Иконография святых по запросам: Святая Троица, Ангел Хранитель, Архангел Михаил, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Предтеча, Лука Войно-Ясенецкий, Матрона, Николай Чудотворец, Паисий Святогорец, Пантелеимон Целитель, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Спиридон Тримифунтский Иконография Праздников по запросам: Благовещение, Рождество Христово, Тайная Вечеря

Список греческих икон Богородицы

Очень важной составляющей греческой традиции является изображение Богоматери. В разных источниках обнаруживается от четырех до шести типов написания облика Девы Марии:

  1. Оранта (Молящаяся) – здесь Богоматерь изображается стоящей с молитвенно воздетыми руками. На уровне груди Небесной Царицы вписана сфера, на которой Христос. Этот тип отражает момент воплощения Бога через Деву Марию, то есть беременную Богородицу.
  2. Одигитрия (Путеводительница) – имеет такое название, потому что на поясном изображении Богородица указывает зрителю рукой на своего сына, Младенца Иисуса, благословляющего Ее. Богоматерь как бы дает духовное напутствие для верующих людей.
  3. Елеуса (Умиление) – один из самых трогательных и нежных типов. Облик Небесной Владычицы, обнимающей своего сына, отвечающего на ее ласку – это, пожалуй, самое сильное воплощение взаимной любви ребенка и матери, такой понятной для каждого простого человека. Ценность сюжета – в передаче эмоционального состояния христианской жертвенной любви.
  4. Панахранта (Всецарица) – это величественное изображение Богородицы, восседающей на престоле с Младенцем Христом. Здесь Небесная Владычица олицетворяет силу и славу Церкви Господа.
  5. Агиосоритисса (Святорачица, Халкопратийская) – образ Богородицы, в одиночестве молящейся за людской род. Дева Мария без младенца изображена вполоборота, с руками, воздетыми к Богу. Один из самых старинных образов Богоматери. Помимо этого типа, существуют и другие изображения Небесной Царицы, без Иисуса.
  6. Акафистные иконы – это целый ряд икон Девы Марии, в том облике, какой Ее прославляли в акафистах и канонах. К этим образам можно отнести «Неопалимая Купина», «Неупиваемая Чаша» и другие.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В католической традиции, восходящей к «Плату Вероники», нимб обычно отсутствует, а на челе Спасителя красуется терновый венец. В русской иконописной традиции венок из терна присутствует редко и рассматривается как признак влияния западной школы.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

В православной традиции очень популярен так называемый Спас Мокрая Брада. Это еще одно напоминание о том, что Спаситель утер платком мокрое лицо, вследствие чего борода слиплась в один или два клиновидных конца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]