История, символика и значение
Православный крест впервые встречается в рукописях с IV века. В те времена церковь не делилась на католическую и православную. На церковных фресках изображались кресты различных видов. А на куполах символ начал воздвигаться с 1551 г. по инициативе Ивана Грозного. Позже его стали изображать на военной и российской символике. Крест характеризует факт исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападок. Даже для простого совершения молитвы требуется одеть его.
История берет свое начало именно с момента распятия Иисуса. Ранее о кресте было слышно только в рамках смертной казни, когда римляне использовали такое орудие для распятия преступников.
При этом раньше ветхозаветной церкви такой вид казни не применялся, он пришёл из греко-римских традиций.
Крестная казнь считалась языческой традицией, а еврейским народом она стала применяться только за несколько десятилетий до Рождества. Крест в те времена являлся местом позорной казни, которая избиралась сатаной. Люди тех лет свято чтили символ веры, он вызывал у них непреодолимый страх. Однако после того как распяли Иисуса, и он воскрес, крест стал желанным атрибутом, вызывающим радостные чувства. С тех пор привычка носить его при себе стала обыденной. Крестики носили как вельможи, так и простой народ. Символ определяет единение человека невидимой связью между Иисусом и всеми людьми земли.
Позже в Палестине возникла новозаветная церковь, состоящая из бывших иудеев. Вхождение креста, было затруднено, поскольку церковь запрещала любые языческие знаки. Но со временем произошло увеличение числа христиан из разных народов, у которых крест являлся традиционным изображением веры, поэтому влияние иудейских начал постепенно затихло.
Во времена Иисуса христиане подвергались гонениям, верующие вынуждены были проводить свои обряды и молитвы тайно. И сегодня в церквях сохраняются меры предосторожности для охраны от противников христианства. Христианский крест означает преклонение людей перед страданиями искупителя.
Считается, что символ должен всегда находиться с человеком, что он защищает его от недоброжелателей, от болезней и прочих неприятностей.
Когда христиане взяли свой крест
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Письмо читателя:
Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это «сверху», по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение? Иван П., Москва
***
Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.
Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью «Сим победиши!» До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.
Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея — III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты — II-III вв. Местонахождение — Британский музей.
Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.
По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.
Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галл. 6:14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.
Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста
* * * Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою «знамение креста» на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.
Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век
* * *
Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.
Святитель Иоанн Златоуст, IV век
* * *
Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.
Святитель Григорий Богослов, IV век
***
Среди песчаных дюн во Фландрии высится большой деревянный крест с образом Спасителя в центре. На самом кресте четко выдолблены почерневшие, но не исчезнувшие от времени следующие слова:
Я — Свет, а вы не видите Меня. Я — Путь, а вы не следуете за Мной. Я — Истина, а вы не верите Мне. Я — Жизнь, а вы не ищете Меня. Я — Учитель, а вы не слушаете Меня Я — Господь, а вы не повинуетесь мне. Я — ваш Бог, а вы не молитесь Мне. Я — ваш лучший Друг, а вы не любите Меня. Если вы несчастны, то не вините Меня.
Разновидности по форме
Настоящий русский крест является восьмиконечным. Он может быть как скругленным, так и с острыми углами. Также применяются семиконечный, шестиконечный и четырехконечный варианты. При этом восьмиконечный носит название православного креста, шестиконечный – русского православного. Именно такие названия применяются в других странах, например, в США.
Прямолинейные
Как выглядит прямолинейный вариант можно узнать, попросив в церкви стандартный православный крестик. Его балки пересекаются под прямым углом. Именно этот тип наиболее распространен, так как он полностью повторяет очертания креста, на котором казнили Иисуса.
С расширенными балками
Расширенные балки сегодня трудно встретить, однако и такая форма есть. В основном это старинные византийские домонгольские изделия. Идея символа такова, что балки – лучи, исходящие от центра – Света жизни, который был обещан Христом.
С квадратом или ромбом посередине
Ромбические крестики – более лояльный вариант. В таком виде делают украшения. В церкви это четырехконечное изделие, с ромбом посередине, где указаны две буквы ХВ или сделана надпись «Спаси и сохрани».
С криновидными окончаниями балок
Этот вариант наиболее красив. Он выполнен в виде лепестков лилий, которые могут быть украшены фианитами. «Крин» переводится как «лилия», чем и обусловлено название изделия.
С треугольными концами
Символы с треугольными концами особо почитаются верующими, поскольку символизируют Святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Однако они недостаточно распространены.
С окружностями на концах балок
Окружности означают капли крови Спасителя. Обычно оформляются в виде бусин или росинок. Часто могут объединяться в три капли, как особое почитание тройной сущности Бога.
С процветшим оформлением
Форма символизирует Древо Жизни и обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.
Виды
Помимо формы, символы веры различаются и по виду. Типы возникали в различные исторические эпохи, приурочены к различным значимым событиям.
Георгиевский
Наградной вариант, предназначенный для поддержания веры служителей церкви и офицеров. Он имеет 4 конца, и его форма признается максимально верной. В свое время эта награда была утверждена Екатериной Великой.
Виноградная лоза
На восьмиконечном кресте изображена виноградная лоза, а в центре часто размещают портрет Спасителя или буквы ХВ. Идея креста такова, что Иисус – лоза, а все люди – ветви. Основное таинство, которое связано с этой идеей – Таинство причащения.
Семиконечный
Бывают и семиконечные крестики. Сегодня в качестве нательного не производятся, однако таким типом украшены иконы 15 века, а также купола старейших храмов.
Терновый венец
На иконах 12 века можно встретить изображение колючего венца на крестах. Так авторы старались изобразить страдания Христа.
Виселицеобразный
Современный вариант украшения храмов. Широко распространен при украшении предметов церковной службы, церковных облачений, а также на множестве икон, которыми украшены стены церквей.
Мальтийский
Вид Мальтийского креста «пришел» с острова Мальта, где шла долгая битва против масонства. Форма символа – равносторонняя, с лучами, расширяющимися на концах. Его нельзя купить – он вручается только за особую доблесть в боях. В частности, в свое время он был утвержден орденом Иоанна Иерусалимского. Крест украшал гербы многих городов и регионов.
Просфорный
Просфора – уникальная печать с изображением греческой фразы «Иисус-победитель». По форме просфорный крест похож на георгиевскую разновидность, но имеет дополнительную надпись. Изначально существовал в ограниченном количестве церквей, а сегодня его изображение печатаются на просфорах.
IC.XP.NIKA – Иисус Христос Победитель. Печатается на просфорах и означает, что Искупитель выкупил грешников из греховного плена.
Каплевидный четырехконечный
Именно этот округленный крест расположен в греческой версии Евангелия, выпущенного во II веке. Капли на концах изделия символизируют кровь Иисуса, а также борьбу за свою веру до конца.
Восьмиконечный
Самый популярный, почитаемый вид крестика. Он символизирует момент распятия Христа. Свои кресты те, кто шел на казнь тащили на себе. По форме это были четырех конечные сооружения. Потом, после казни Иисуса на кресте сделали подножку, чтобы закрепить ноги сына Бога. На верхней планке Понтий Пилат распорядился поместить табличку.
Во времена Елизаветы Петровны восьмиконечная форма была закреплена законом, а кресты использовались в качестве наградных. Такую форму считают наиболее близкой к вере, поскольку на верхней планке была надпись «Иисус – царь Иудейский». Именно с того смертельного часа Христос получил признание.
Равносторонний
Это тип изделия с двумя перпендикулярными балками. Придуман для разнообразия, не несет какой-либо особой идеи. По форме напоминает квадрат.
Отрицающие святыню
Но некоторые христианские церкви и секты изображения креста не признают. Как и первые христиане, они тоже считают его орудием пытки и мученической смерти. Не приняли этого символа болгарские богомилы и средневековые катары (альбигойцы), которые отказывались надевать на шею такое нечестивое изображение. Одной из причин церковных обвинений этих добрых христиан в ереси как раз и был отказ от почитания ими креста. Не признают креста также мормоны, иеговисты и молокане. У иеговистов претензии к священному христианскому символу особые: мало того что для них такое почитание равно идолопоклонству — они вообще не верят, что Иисус был распят на кресте. По их мнению, во времена Римской империи преступников все же казнили на столбах. Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутый крест и перевернутую фигурку Иисуса, но вместо почитания выказывают непочтение — плюют на крест, топчут его ногами, выкрикивают богохульства и совершают иные отвратительные для верующих действия. Впрочем, для жителей Европы и Америки эпоха поголовной христианизации даром не прошла. Крест и сегодня является самым распространенным украшением, и его носят модницы и модники, не задумывающиеся ни на минуту о священном смысле этого символа.
Какой из крестов считается нательным в православии
Нательным считается крестик, который не снимают. Верующий не должен расставаться с изделием даже во время купания. Ношение креста – символ искупления перед Господом. Нет каких-либо требований по выбору символа веры, но есть ряд советов:
- Господь более располагает к деревянным и металлическим изделиям, однако не всем людям подходят материалы. Наиболее долговечным и безопасным считаются золото и серебро. Церковь не видит ничего предосудительного в украшении изделия.
- Неважно, носится крест на шнурке или цепочке. Главное – удобство верующего, а также безопасность. Детям больше подойдут серебряные цепочки.
- Не нужно выбирать огромные изделия, они часто теряются, их неудобно носить.
Надписи, изображения не имеют значения. Церковь допускает различные варианты. Если изделие продается в церковной лавке, значит, оно освящено.
Так что же означает крест святого Петра?
Простота рисования обоих видов креста сама по себе предполагает, что символ появлялся у разных народов, изолированных друг от друга. Они развивали свои идеи и в итоге мы получаем один и тот же символ с разными значениями. Так было всегда – одни воспринимали знак положительно, другие – отрицательно. Никто специально не хотел перевёртывать «обычный» или как его называют «латинский» крест. Он изначально был таким у многих народов.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что все значения символики мы придаём сами. И неважно, какой символ ты используешь и какую веру исповедуешь. Куда важнее оставаться миролюбивым человеком, не причинять другим вред, вестись на провокации и так далее. Не символы определяют человека, а его поступки по отношению к окружающему его миру.
Ответы на популярные вопросы
Несмотря на древность традиции, вопросы о ношении символа веры возникают даже у верующих.
Необходимость освящения в храме
Как было отмечено, силу креста определяет вера человека. Но все-таки изделие лучше освятить.
Что делать в случае потери
При утере необходимо приобрести новый крест. Христиане вкладывают в такой инцидент негативный смысл. Но молитва и приобретение нового изделия помогут исправить ситуацию.
Что делать с найденным крестиком
Находку лучше не поднимать. Но если все-таки она оказалась в руках, то необходимо отнести ее в храм. Там его освятят и отдадут нуждающимся.
Можно ли дарить
Дарить изделие можно, но только родным и близким людям, с искренним желанием помочь. Верующие говорят, что подарив крест, даришь и часть своего благополучия.
Как освятить
Освятить изделие может только батюшка в церкви. Если нет такой возможности, то над крестом читают молитву «Отче наш», а затем одевают на шею.
Два креста
Церковь не воспрещает иметь два символа веры. Но обычно в качестве второго выбирают иконку. Одно изделие можно разместить над изголовьем кровати, либо у икон, а второе носить в качестве нательного.
Чем православный крест отличается от католического
Разница между крестами в следующем:
- Католики почитают четырехконечный крест с более длинной вертикальной балкой, Православный вариант может быть любой формы, но чаще всего почитаются восьмиконечные варианты.
- У православных Иисус изображается воскресшим, практически каждое изделие имеет такое изображение. У католиков Спаситель изображен умершим, в потоках крови.
- На католических изделиях ноги Христа прибиты одним гвоздем, а на православных – двумя.
- Буквы у католиков изображены на латинском языке INRI, а у христиан на древнегреческом– IHHI.
Крест имеет сильное церковное значение. Его влияние на жизнь христиан велико – по канонам церкви верующие должны обязательно носить символ веры на теле.
Большое разнообразие типов и форм позволяет выбрать подходящий вариант и носить его с истинной верой в душе.
Распятие в христианстве
Форма распятия до сих пор является предметом богословских и философских споров. Традиционный крест, состоящий из двух перпендикулярных балок, называется латинским крестом и используется в католической ветви христианства вместе со скульптурным изображением на нем распятого Христа.
В православной традиции, кроме перекладины для рук, существует еще нижняя косая перекладина, куда были прибиты ноги Христа, и верхняя в виде таблички, на которой написано ІНЦІ ( «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Косая перекладина символизирует двух разбойников, которые приняли смерть вместе с Иисусом: конец, который смотрит вверх — того, что раскаялся и вознесся на небо, опущенный вниз — того, что упорствовал в грехе и попал в ад.
Кроме того, существует версия, что казнь через распятие проводили вовсе не на кресте, а на обычном столбе. Вследствие этого многие религиозные течения вообще отрицают существование креста либо отрицают поклонение ему как реликвии: катары, мормоны, Свидетели Иеговы.
Символ креста из религиозной традиции прочно вошел в повседневную жизнь с множеством устоявшихся выражений. Например, «нести свой крест» означает «переносить трудности», а сказать, что на человеке креста нет — значит обозвать его бессовестным.