Описание и история 15 чудотворных афонских икон Богоматери, их значение


Святая гора Афон и Божия Матерь

Афон занял место ведущего иконописного центра после падения Византии. Здесь собирались гонимые действующей властью иконописцы, начинали свое служение Богу монахи, создавались уникальные сообщества.

Об истории, которая объясняет покровительство Божьей Матери, ходит множество слухов. Ее датируют 48 годом, когда Богородица отправилась на остров Крит, чтобы увидеть святого Лазаря, который был воскрешен Господом. Во время путешествия на море разразился шторм, корабль был отнесен к Афонской горе, где путешественникам пришлось остановиться. Остров населяли язычники, но Богоматерь сумела обратить их взоры на православную веру, когда возвестила слова из Евангелия. На территории Афона была организована Иверская обитель.

Мать обратилась к Господу с просьбой о даровании ей горы Афон. Он ответил ей с Небес, согласившись на то, чтобы святой Афон стал уделом Матери, а также местом, где все жаждущие смогут обрести покой и уют.

А России – с XVII века


Иверская икона Божией Матери. Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.ru
Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».

Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).

Описание икон Богоматери святого Афона

Из-за того, что Афон стал земным уделом и местом покровительства Богоматери, основная часть икон, которые создавались на территории острова, посвящены именно ей. Это иконы, выполненные в истинной афонской технике, а также современные работы, сочетающие разные подходы в иконописи.

«Игуменья горы Афонской»

Дата создания иконы определяется XX веком. Она была написана по заказу греческого губернатора и подтверждает тот факт, что Матерь Божья стала покровительницей обителей Афона. На иконе Пресвятая Дева изображена в образе игуменьи, то есть настоятельницы. Фигура игуменьи возвышается над горой, вблизи нарисованы верующие люди, монахи и те, кто обитает на Афонском полуострове. Перед иконой молятся о здравии, благополучии семей, просят о благословении.

«Страстная»

Эта икона написана в популярном стиле Одигитрии. Мать держит младенца на руках, склонив лик к его лицу. Драматизм сюжета становится понятен далеко не сразу. Младенец держит мать за кисть, его лицо искажено животным страхом. Он как бы отворачивается от крестных знамений, которые расположены в верхней части иконы. Он не понимает, что означает крест и копье в руках ангелов. Для верующих смысл этих рисунков ясен. Это орудия страстей, поэтому икона носит название «Страстная».

«Иверская»

«Иверская», или «Вратница» – икона, которая тесно связана с защитой святой горы от различных вторжений и неприятностей. По преданию, которое передается из уст в уста, гора будет стоять, пока существует это полотно.

На центральной части иконы предстает Богородица с заметной кровавой раной на подбородке. Эту рану нанес меч известного пирата, который, согласно легенде, после деяния немедленно раскаялся и принял постриг. Он стал монахом Иверской обители. Лик Богоматери наполнен болью и страданием, но не из-за того, что на лице проступила кровь, а из-за страданий людей, на которые она взирает с тоской. Перед ликом просят о даровании прощения за неблаговидные поступки, воздают благодарность и говорят о своих страданиях.

«Экономисса»

«Экономисса», или «Домостроительница» находится внутри знаменитой Лавры Афанасия афонского. История создания этого образа уходит к IX веку. По преданию, святой Афанасий, который организовал на вершине горы лавру, вынужден был покинуть ее из-за голода, грозившего его монахам. Святой Афанасий уходил из обители последним. Когда он совершал спуск, к нему навстречу поднялась женщина. Она спросила его, зачем он покидает такое чудесное место. После его объяснений женщина велела возвращаться обратно. Она пообещала, что будет экономиссой обители и сделает все необходимое для иноков.

Афанасий послушался ее совета. Когда он вернулся обратно, то обнаружил, что кладовые монастыря заполнены едой и водой. Постепенно в обитель вернулись все иноки, а сюжет случившегося стал причиной создания образа домоправительницы на одноименной иконе.

«Трихерусса»

«Троеручница» – уникальная икона, которая имеет собственную историю. Она связана с именем преподобного Иоанна Дамасского. Иоанн жил при правителе Дамасского халифа. Сирия в те времена была оккупирована сарацинами, на христиан начинались жестокие гонения. Из-за интриг и хитросплетений внутри халифата правитель поверил, что Иоанн совершил государственную измену. За это он отрубил ему кисть левой руки. Иоанн в слезах обратился к Богородице, он просил исцелить его, прекратить гонения на православных и восстановить справедливость. Ослабленный слезами и болью, он уснул. Во сне к нему явилась Богородица и сообщила о том, что он исцелен. Рука действительно оказалась целой и невредимой.

В знак поклонения и уважения Иоанн Дамасский создал икону с изображением в стиле Одигитрия. В нижней части он добавил выполненную из серебра кисть левой руки, срисованную с его собственной кисти. Из-за этого изображение получило название «Троеручница».

«Ктиторисса»

Икона была спрятана монахом Саввой во время нашествия арабов, которое датируют X веком. Полотно удалось сохранить за алтарем, поэтому «Ктиториссу» часто называют «Алтарницей». Савва спустил икону вглубь старинного колодца на веревках вместе с зажженной лампадой.

Савва был порабощен арабами, его увезли с Афона. Вернуться Савве удалось только через 70 лет. После возвращения он показал место сохранения иконы. Монахи вытащили веревки и обнаружили, что та осталась целой и невредимой, перед ней горела лампада так же, как 70 лет назад.

«Достойно есть»

Уникальная икона, которую называют достоянием и гордостью Карьеса. Однажды во время всенощного приношения молитв к монаху в келью попросился путник. Он хотел получить ночлег и еду. Монах пустил его и при нем начал петь традиционные гимны. Путник остановил его, сказав, что среди его окружения гимн поют не так. Он начертал слова гимна на каменной табличке, началом было словосочетание «Достойно есть». Затем путник неожиданно исчез, монах понял, что его келью посещал сам архангел Гавриил.

На иконе изображена мать с мальчиком. Иисуса нарисовали игривым младенцем, он тянется к свитку, который Богородица держит в руках. Для этой иконы характерен золотой фон.

«Акафистная»

«Акафистная» икона известна под разными названиями:

  • «Приветствие Богородице»;
  • «Похвала»;
  • «Мироточивая».

Она входит в иконостас левого придела соборного храма в Дионисиате. По свидетельствам религиозных источников, это одно из полотен, которое написано евангелистом Лукой. Основа выполнена восковой мастикой, черты лика сильно размыты из-за мироточивости.

Известно, что икона была похищена пиратами в начале XVI века, затем она была возвращена ими и снова украдена разбойниками из Турции. Полотно, рано или поздно, постоянно возвращалось в Дионисиатскую обитель. Благодаря возвращению иконы каждый раз к землям обители прибавлялись дополнительные территории, передаваемые пиратами и разбойниками в дар монастырю за совершенное деяние.

«Геронтисса»

Чудотворная икона находится в монастыре Пантократор, расположенном на горе Святой земли. Точное время происхождения неизвестно. Исследователи предполагают, что это дар византийского императора Алексия II. По другим данным, «Геронтисса» является списком с мозаичной фрески «Скоропослушница», которая расположена в константинопольском монастыре. Первое чудо иконы связано с выбором места под строительство. Изначально строители выбрали другой участок под строительство, но каждый раз у них пропадали инструменты. Это продолжалось до тех пор, пока они не пришли именно туда, где была задумана стройка. Это действо объясняют покровительством Богородицы и ее собственным выбором места для возведения стен монастыря.

На иконе Пресвятая Дева изображена в момент истового моления. При создании списков обязательно изображение белых одежд, а также оформление серебряной ризы, придающей особое сияние.

«Скоропослушница»

«Скоропослушница» – икона, которая находится в монастыре Дохиар. Это полотно большого размера, которое часто выносят на улицу при совершении различных христианских обрядов. На центральном поле иконы изображены мать и сын с золотистыми нимбами вокруг голов. Одежды окрашены бордовым и терракотовым оттенками, что свидетельствует о принадлежности к царскому роду. «Скоропослушница» является ценным списком с мозаичной константинопольской фрески. Сейчас икона полностью отреставрирована и покрыта стеклом во избежание порчи старинного материала.

«Сладкое лобзание»

Икона находится в северо-восточной части главного зала Нового скита. На центральном поле иконы изображена мать, которая держит Иисуса на правой руке. Она нежно обнимает сына, склоняет голову в защитном порыве. Грустный взор матери обращен вдаль от ребенка. Она как бы грустит о его будущей судьбе и смотрит на верующих, ради которых ей придется пожертвовать сыном. Особенностью иконы считается выражение лица младенца. Иконописцы редко изображают Иисуса шаловливым ласковым мальчиком. Здесь он пытается коснуться матери и поцеловать ее, что так свойственно обычным детям. Сюжет становится завершенным, когда взор останавливается на двух ангелах, изображенных в верхней части.

Исследователи считают, что архангелами являются Михаил и Гавриил, они пришли как предшественники предстоящих событий. Они держат трубы и внимательно следят за человеческим младенцем, которому уготована роль спасителя человечества. Тип иконографии, в котором выполнено изображение, датируют второй половиной XIV века. Именно тогда иконы этого рода обрели широкое распространение на территории Крита и Македонии.

«Всецарица»

«Всецарица», или «Пантанасса» – святыня Ватопедского монастыря. Дата создания иконы относится к XVIII веку. Здесь Матерь Божья предстает властительницей, способной совершать Божественные поступки. Перед ликом Богоматери, которая держит на руках подросшего Иисуса, склоняют колени с просьбами о вылечивании серьезных онкологических заболеваний. Сюда приходят люди, чтобы просить о здравии близких, о семейном благополучии, а также о защите от всяких бед и воин.

Богоматерь одета в пурпурные одежды, ее голову венчает пурпурное с золотистым отливом покрывало. Вокруг головы прорисован серебристый нимб. За левым и правым плечом стоят архангелы. Многие исследователи узнают в них архангела Михаила и архангела Гавриила. Что касается Иисуса, то на этом полотне он предстает как будущий Господь, его перст указывает на верующих, возможно, что в этот момент он отпускает чьи-то грехи.

«Млекопитательница»

Икона находится в часовне Святого Николая, принадлежащей скиту пророка Ильи. Это редкий тип иконографии, где Богородица держит младенца на руках, слегка повернув корпус вправо. Она изображена в момент кормления младенца. Нижняя часть иконы содержит медальоны с ликами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.

На верхней части иконы присутствуют небесные создания. Ангелы с крыльями удерживают над головой Божьей Матери золотую корону. Образ датируется XIX веком, перед ним молятся о здравии, благополучии, сюда приезжают неспособные к зачатию женщины. Они просят Богоматерь дать им долгожданное дитя.

«Одигитрия»

Классический образ «Одигитрии» известен с начала времен. Он относится к Ксенофонтовой школе иконописи. Икона содержится в соборном храме афонского Ватопедского монастыря. На центральном поле изображена мать с младенцем. Их лики размыты, одежда сокрыта серебряными с позолотой вставками. С названием «Одигитрии» связано множество чудотворных событий, которые детально описаны в религиозных источниках разных времен.

Не известно имя автора, выполнившего икону. Достоверно известно, что на земле уже существовали списки, созданные рукой евангелиста Луки. Обязательным при выполнении «Одигитрии» является изображение Иисуса с благословляющим жестом. Образ Богородицы на иконе выполнен по пояс. Несмотря на то, что икона посвящена Пресвятой Деве Марии, центром всегда остается младенец Иисус.

«Утешение»

«Отрада» или «Утешение» – Ватопедская святыня, покоящаяся в монастыре на горе Афон. Когда-то вблизи монастыря в морские воды с горы упал царевич Аркадий. Чудесное явление Божией Матери спасло Аркадия от смерти и перенесло его на берег полуострова. Святой царь Феодосий, отец Аркадия, одарил Ватопедский монастырь щедрыми дарами, среди которых была икона «Отрада».

На центральном поле иконы изображен лик Богоматери, он обращен в правую сторону, знаменуя собой взор Пресвятой Девы, обращенной к игумену Ватопедского монастыря в 807 году. Это обращение позволило инокам монастыря избежать нападения разбойников и спасти свои ценности.

После знаменательного события была написана Ватопедская икона, которая стала называться «Отрадой» или «Утешением». Перед ликом Богоматери склоняют свои колени те, кто хочет добиться благословения, поблагодарить родных, близких, укрепить свою собственную веру.

Икона в двух окладах


Иверский образ Пресвятой Богородицы. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.cerkov.ru
Иверская икона достаточно большая – 137 x 87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке:

«Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.

И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом – в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.


Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina.ru

Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.

Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.

Чудотворные подвиги афонских икон Богородицы

Иконы Афона называют чудотворными. С каждой из них связана уникальная история чудесного исцеления или обращения. Многие исследователи считают, что создаваемые афонскими мастерами полотна – это уникальные святыни, принадлежащие православному миру. Каждая икона создается во время поста, при чтении чудесных молитв. Это действо невозможно повторить в другом месте. Святая Обитель Божьей Матери – особый удел, где верующие могут укрепить дух и усилить веру.

Одной из самых впечатляющих историй считается история появления легендарной «Троеручницы». Она связана с чудесным исцелением Иоанна Дамасского. Детали исцеления запечатлены летописцами в различных религиозных источниках.

Многочисленны случаи, когда иконы спасали монастыри и храмы от нападения варваров, разбойников или пиратов. Лик святой Богородицы возвещал о приближающемся несчастье с таким расчетом, чтобы монахи успели спасти свои святыни и скрыться от нападения злодеев. С тех пор, как Божья Матерь пообещала игумену Иверской обители быть покровительницей этого места, Божественное внимание постоянно направлено на святую гору Афон.

Не вы меня храните, а Я – вас


Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.ru
По преданию, монастырь Ивирон основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом. У берега моря расположена Климентова пристань (названа в честь сщмч. Климента Римского или в честь Климента, первого епископа Афона, IV в.). Здесь же в X в. иверские монахи встречали прп. Гавриила, который смог пройти по водам и принести на берег приплывшую к монастырю по морю икону Божией Матери.

Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители.

После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней.

Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».

Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма.

Икона Божией Матери «Геронтисса»

В русской традиции эта икона носит название «Старица». Святыня хранится в монастыре Патнократор. Одна из наиболеее почитаемых на Афоне.

Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое началось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте нынешнего расположения обители. Так повторялось несколько раз, и тогда люди поняли, что Сама Пресвятая Владычица избирает место для устроения Своей обители.

В разные годы от иконы «Геронтисса» было явлено немало чудес. Старец-игумен обители, получивший откровение о своем скором отшествии, желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего, и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».

В XI веке, во время нападения сарацин на монастырь произошло следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители. Празднование иконе совершается 17 апреля.

Монреальская Иверская икона, мироточивая


Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.1gb.ru
Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир – образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.

Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]