Монашество
Чин пострижения в монашество поистине является таинственным входом человека в мир высокодуховного ангельского чина, крещением в определенном смысле. Постриг или пострижение в монашество — таинственный ввод человека под иго Христа (см. Мф. 11, 28, 29), подобно миропомазанию.
Пострижение волос в дохристианские времена было символом рабства, либо связано с перенесением какого-либо горя. Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов — символом послушания и жертвы[]. В наше время с постригом связано несколько действий обрядового характера: 1. пострижение волос совершается над новокрещеным после крещения в знак служения Христу; 2. пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения Церкви; 3. пострижение, совершаемое при принятии монашества.
Монашеский постриг соответствует трем степеням монашества. Так, существует постриг в рясофор, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму[]. Основные элементы, присутствующие при чине пострига: произнесение обетов, монашеское одеяние и непосредственно сам постриг волос. Пострижение в рясофор не является само по себе, в буквальном смысле, принятием монашества, т.к. не даются монашеские обеты. Но при этом постриге читаются над постригаемым молитвы, и он вручается духовнику для жизни в монастыре. Постриг в мантию или малую схиму в настоящее время включает в себя по умолчанию и рясофорный. В этом постриге есть и обеты, и более торжественный обряд. Обеты, даваемые при постриге в мантию, следующие: послушание, постничество, целомудрие, нестяжание, благоговение. Постриг в великую схиму идет по тому же чину, что и в малую, но с гораздо большей торжественностью[].
Кто придумал церковные обряды
Легенды говорят о том, что большинство церковных и религиозных обрядов, были переданы человечеству свыше, но, по сути это не так. Не только в Библии, но и в любом другом священном писании нет четких описаний, тем или иным действиям, которые угодны богу. Все существующие в наше время обряды были придуманы людьми или церковнослужителями. Причем церковь, создала православные обряды, для того чтобы возыметь большую власть над прихожанами. Впрочем, управлять людьми, таким способом, стремятся все церкви, общины и секты в мире. Многие из обрядов и традиций складывались поколениями и за несколько сотен лет стали основами религиозной жизни.
О том, что именно из традиции образовались некоторые обряды, говорит тот факт, что, несмотря на единую религию, многие, даже соседние регионы почитают отличные друг от друга действия. Считая, что именно они являются истинными носителями, культуры и православия.
Для того чтобы максимально сблизить всех верующих и сократить междоусобицы на религиозной почве, церковью, были придуманы каноны и единые устои, почитаемые не одну сотню лет. Некоторые праздники, которые были присущи язычеству, были перенесены в православие. В частности — это масленица, яблочный спас и другие.
Погребение и отпевание
Пожалуй, тщетна вера наша, если Иисус Христос не воскрес (см. 1 Кор. 15, 12, 13), если мы не ждем жизни после смерти. Мы веруем в жизнь после смерти, в жизнь будущего века (Символ веры).
Посредством таинств мы воссоединяемся Церковью с Богом и миром. Посредством молитв за усопших мы можем умолить Бога и их (усопших) воссоединить с Собой.
Тело человека — это храм его души, а тело христианина — еще и храм живущего в нем Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 19). Поэтому и отношение к телу в Православной Церкви не только как к клети души подобно отношению эпикурейцев. В своей земной жизни человек прибегает к различным благодатным таинствам Церкви, которые освящают не только его душу, но и тело. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви к телу усопшего относились с любовью и почтением, поскольку тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Поэтому его тело приготавливали к погребению определенными действиями. Такая подготовка включает в себя: омовение тела, облачение усопшего, положение тела в гроб, чтение и пение погребальных молитв[].
На третий день после смерти над телом усопшего совершается отпевание. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин. Его совершает священник над членом Церкви, который преставился от временной жизни. В этом чине Церковь молится о прощении упокоившемуся всех его прижизненных грехов.
Отпевание может совершаться в храме или на дому, куда приглашается священник. Во время отпевания все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего[].
Также в Русской Православной Церкви есть практика заочного отпевания, т.е. такого отпевания, которое совершается священником без тела покойного. Однако эта практика, вошедшая в общий обиход в дни гонения на Церковь из-за невозможности совершать отпевания традиционным методом, является производной от случаев, когда тела покойного нельзя было найти или в том случае, если усопший уже похоронен, а отпевание по какой-то причине не состоялось. Поэтому отпевание покойного заочно в наше время, за исключение вышеописанных случаев, является неприемлемым.
Церковное отпевание не совершается над лицами иной веры, некрещеными, а также самоубийцами (за исключением случаев умопомрачения).
Помимо отпевания, в третий, девятый и сороковой дни по смерти человека нужно совершать заупокойную службу, именуемую панихидой. Также панихиду совершают в день рождения покойного, в дни его тезоименитства и в день его смерти.
Панихида — это богослужение, за которым поименно поминаются усопшие, им испрашивается у Бога прощение согрешений, блаженная вечная жизнь и упокоение со святыми.
Правила проведения обрядов
Проведение любых церковных обрядов в православии требует выполнение определенных правил, которые были установлены не одно столетие назад. Многие правила и устои не знакомы верующим и для того чтобы не ошибиться и сделать все должным образом, желательно проконсультироваться со священнослужителем в ближайшей церкви. Он подскажет что нужно и минимальный набор правил, которые необходимо выполнить для проведения того или иного ритуала, причем он учтет все особенности, ведь несмотря на единую православную веру, в каждом отдельном регионе есть свои, небольшие нюансы.
Обряд изгнания бесов в православи
Одним из важных обрядов в православии является экзорцизм или изгнание бесов вселившихся в праведных людей. Право на проведение этого ритуала дано далеко не всем священникам. Принято считать, что человек проводящий этот обряд должен обладать настоящей силой и чистой душой, в противном случае он может нанести вред себе и окружающим людям. Более того, в православной церкви бытует два мнения, одно из которых говорит о том, что изгнание, как и покаяние должно проходить тет-а-тет со священником, другие допускают массовое изгнание бесов из прихожан. Несмотря на то что ритуал проводит священник, само изгнание происходит по воле божьей, человек, который проводит отчитку является просто проводником божественной силы.
Обряд очищения церковной свечой дом
Помимо очищения души и изгнания бесов, существует обряд позволяющий очистить дом от негатива при помощи церковной свечи. Для этого ритуала совсем не обязательно присутствия священника и провести его можно самостоятельно. Из необходимых предметов, нужна только церковная, восковая свеча. Ее нужно зажечь на пороге и пройти по всем комнатам дома. Проходить вдоль стен нужно по часовой стрелке, а в местах дверных проемов и углов помещений, стоит задержаться подольше. Именно эти участки жилого пространства являются местами сосредоточения негатива и темных сил. В процессе проведения обряда очистки, свеча может гореть не ровно, чадить и пламя может потрескивать, но по окончанию ритуала свеча должна гореть ровно. Именно спокойное пламя будет говорить о том, что обряд завершен и дом очищен от всего негатива. Огарок свечи не выкидывается, а относится к алтарю где она догорает перед ликом святых. Важно проводить этот ритуал веря в его силу, и силу божественной энергии.
Молебен
Молебен, или молебное пение, — это особенное богослужение, на котором испрашивают благодатной помощи Господа Иисуса Христа, Преблагословенной Богородицы, Небесных Сил или святых Православной Церкви. Молебны служат не только чтобы испросить помощи в различных нуждах, но и для благодарения за полученные благодеяния Божии.
Молебны служатся не только в храмах, но и по домам верующих, на улицах, в поле (на бездождие), в школах (на начало учебы) и т. п.
Всегда на Руси служили молебны, и это было естественное стремление людей в общей молитве испросить у Бога благословения. Константин Паустовский описывает в «Повести о лесах» такой общий молебен: «Наутро пришел из Парамонова поп с псаломщиком служить молебен о ниспослании дождя. Вышел весь народ с хоругвями на бугор среди полей, — с того бугра в ясную погоду был виден правый берег Волги»[].
В настоящее время во многих храмах молебен служится каждый день после Литургии — так называемое чинопоследование общего молебна. Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными»[]. Однако не только простота восприятия молебнов служит к их распространению. Также способствует этому непосредственное озвучивание просимых вещей: если это начало года — молебен с прошениями о благоприятном годе; если засуха — молебен с прошениями о ниспослании дождя. И, несомненно, желание людей заказать молебен и прийти помолиться на нем растет от службы к службе.
Семь таинств святой Православной церкви
Позднее к числу ужу описанных обычаев было добавлено еще одно, седьмое. В список церковных христианских таинств вошли:
- Крещение. Это знак очищения от грехов. Для него человека погружают в воду троекратно. Считается, что после омовения и осенения крестом православный выходит из воды очищенным от скверны и может пробовать начинать жизнь с чистого листа.
- Миропомазание. Этот обряд заменил способ наложения рук на голову верующих самим архиереем. Сегодня человека освящают с помощью помазания миррой.
- Евхаристия или причащение. С помощью этого действа верующие приобщаются к Господу. Они вкушают хлеб, тем самым поминая тело Христа, и пьют вино, символизирующее его кровь.
- Исповедание или покаяние. При священнике верующие рассказывают о своих грехах и просят прощения у Господа. Действо осложнено тайной исповеди. Это значит, что тот, кто принимает исповедь, какой бы сан он не имел, не может рассказать о грехе кому-то другому, даже если речь идет о преступлении против человека.
- Помазание. Для него используют елей. Чаще всего елеосвящение приготовлено для больного человека, которого помазание елеем должно принести ощутимое облегчение.
- Священство. Это обряд посвящения в сан.
- Венчание. Обряд, рассчитанный на сочетание священными узами двух людей: мужчины и женщины.
Все перечисленные действа относятся к определенному периоду. Каждый из обрядов проводят только при условии соблюдения нескольких условий. Например, исповедь предшествует причащению. А венчание нельзя планировать, если не исповедоваться до этого и не причаститься.
Особое значение придают тайне исповеди. Традиция каяться появилась в церкви еще во времена раннего христианства. Тогда многие считали, что исповедь должна состояться только однажды в жизни. К ней особо готовились, но чаще всего оставляли исповедание для последних дней жизни.
Позднее была установлена особая система: исповедь стала регулярной и обязательной для многих других таинств.
Акафист
Во многих храмах и монастырях совершаются в наше время молебные пения с присоединением к ним акафистов. Такая практика получила распространение лишь на территории Русской Православной Церкви и только за последние полтора-два столетия[].
Акафисты представляют собой умилительные церковные произведения. Слово «акафист» греческого происхождения, означает «гимн, при пении которого не сидят», в отличии от «кафизмы». Акафисты довольно просты по своему содержанию и с легкостью запоминаются на слух верующими. (Так, например, акафисты святым составляются по принципу краткого переложения содержания их житий). Именно поэтому число акафистов за последние десятилетия выросло неимоверно. Общее количество текстов акафистов составляет свыше 1200[].
Существуют акафисты Спасителю, Богородице, Ангелу-Хранителю, какому-либо из святых. В уставах, регламентирующих правило, по которому необходимо готовиться к причащению, присутствует акафист (Иисусу Сладчайшему либо Божией Матери). «Частое повторение имени Иисус и имени Божией Матери вводит читающего в живое общение и отношение к Спасителю и Богоматери»[].
Соборование – что это такое?
Чтобы предупредить возможную ошибку в понимании двух имеющих общие черты священнодействий – обряда елеопомазания и таинства соборования, – требуется некоторое пояснение. Дело в том, что в каждом из них используется освящённое масло – елей. Но если в первом случае действия священника носят чисто символический характер, то во втором они направлены на призвание Божьей благодати.
Соответственно с этим, таинство соборования является более сложным священнодействием и совершается, согласно церковным канонам, семью священниками. Лишь в крайних случаях допускается его совершение одним иереем. Помазание елеем совершается семь раз, при этом читаются отрывки из Евангелия, главы из Послания апостолов и особые, предназначенные для этого случая молитвы. В то же время церковный обряд миропомазания, как было сказано выше, заключается лишь в том, что священник, благословляя, наносит маслом знак креста на лоб верующего.
Освящение воды
В настоящее время освящение воды совершается во всех храмах Русской Православной Церкви, и все верующие имеют доступ к святой воде. Освящение воды как чин бывает двух видов: малое освящение воды и великое. После великого освящения мы называем воду великой агиасмой, или великой святыней. Такое освящение бывает только дважды в год, на праздник Богоявления (Крещения) и в его канун. Освящение воды совершается в этот день не только в храмах, но и на реках и водоемах. Если священник или архиерей в праздник Крещения идут освящать воду в естественном открытом водоеме, то такое освящение называется «хождением на Иордань», в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан. На Руси освящение воды в канун праздника совершалось в храме, а в сам праздник на «Иордани», т.е. в проруби, в которую желающие окунались после окончания чина[].
Чин малого освящения воды совершается чаще, чем великого. Основные дни, когда освящается вода: в праздник Происхождения Древ (1 августа), в праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы, в день престольного праздника храма. Однако, помимо перечисленных, вода освящается по просьбам верующих и в другие дни. Во многих храмах есть традиция освящать воду каждое воскресенье, чтобы верующие могли всегда испить святой воды.
Святая вода употребляется верующими с благоговение и молитвой, во исцеление души и тела[].
Христианские таинства
Таинствами называют такие действия в христианстве, целью которых становится получение благодати от Бога. Поучение об этом основано на вере христиан об искуплении человеческих грехов Иисусом Христом. Начало этой жертвы было положено Божественным сыном перед его казнью, но продолжается посредством церкви до сегодняшнего дня и будет продолжаться, пока не наступит страшный судный день.
Церковные обряды и таинства – разные действа для православия. Церковь совершает обряды по канонам, написанным после кончины Христа его учениками. А таинства были установлены самим Иисусом, чтобы наполнить и изменить внутреннюю и внешнюю жизнь человека.
Православные и католики совершают обряды по-разному. Могут отличаться даты, действа, но суть остается одинаковой для всех ветвей христианства.
Освящение храма
На Руси, на том месте, где начинали селиться люди, первым делом ставился храм. Храм, как и все производимое на земле для спасения верующих, необходимо освящается. Ведь храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним будет совершен обряд освящения. После же совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, т.к. становится вместилищем величайшей святыни[]. С самого начала строительства храм, как величайшая святыня Церкви, сопровождается молитвами верующих. Недаром с возведением здания храма связан ряд молебствований. Это и чин основания храма, чин водружения крестов на купола, чин освящения колоколов и непосредственно сам чин освящения храма.
Чин великого освящения храма, как правило, совершает правящий архиерей. Накануне освящения вечером в храме совершается служба Обновления храма, а непосредственно в день освящения до службы совершается водосвятный молебен. Во время освящения в основание престола влагается частица мощей какого-либо святого, что и составляет главную святыню освященного храма. С этой частицей мощей совершается крестный ход. Также частица мощей влагается в антиминс.
Антиминс — это небольшой шелковый или льняной плат, который полагается на престоле и на котором совершается преложение Святых Тела и Крови Иисуса Христа. Антиминс или вместопрестолье освящает архиерей, так что «если он по какой-либо причине не может освятить храм, освящает только антиминс. Впоследствии этот антиминс отправляется в церковь, для которой он предназначен, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем»[].
Сразу после великого освящения храма на только что освященном престоле служится первая Литургия — знак того, что храм освящен и будет служить для верующих Домом Спасения.
История возникновения таинств
Таинство, по мнению богословов, является обрядом очищения. Внутри этого действа соединены видимый и невидимый элементы. В древних трактатах предполагается, что эти элементы допускались и существовали еще для иудеев. Они были описаны Ветхим Заветом.
На стыке V и VI веков автор Дионисий написал трактат о церковной иерархической системе. Там он перечислил таинства разного рода. До этого христиане не выделяли, не подсчитывали обряды. Позднее о существовании шести обычаев посвящения говорили и другие, более известные христианские авторы.
История установления таинств связана с высказываниями велениями самого Спасителя. Подтверждение можно найти в Библии. Каждое действо связано с событиями земной жизни Божественного сына. Например, главное таинство, которое считается одинаково важным для православных и католиков, Иисус провел лично еще при земной жизни. Этому посвящено культовое воплощение иконописи и живописи под названием «Тайная вечеря». На вечере спаситель показал своим ученикам, как нужно причащаться и завещал повторять этот ритуал после него.
Как исповедоваться, чтобы получить отпущение грехов?
Церковное покаяние в грехах, независимо от того, умышленно они были содеяны или по неведению, называется исповедью. Являясь таинством, а не обрядом, исповедь не имеет прямого отношения к теме данной статьи, и тем не менее вкратце мы остановимся на ней ввиду её чрезвычайной важности.
Святая церковь учит, что каждый идущий на исповедь обязан прежде всего примириться со своими ближними, если имел с ними какие-либо раздоры. Кроме того, он должен искренне сокрушаться в содеянном, иначе как исповедоваться, не чувствуя за собой вины? Но и этого недостаточно. Важно ещё иметь твёрдое намерение исправиться и впредь стремиться к праведной жизни. Главным же фундаментом, на котором строится исповедь, является вера в милосердие Божие и надежда на Его всепрощение.
При отсутствии этого последнего и важнейшего элемента бесполезно и само покаяние. Примером этого может служить евангельский Иуда, раскаявшийся в том, что предал Иисуса Христа, но удавившийся из-за отсутствия веры в Его безграничное милосердие.