Пятиконечная звезда — древний символ добра и высоких идеалов


пентаграмма; пентальфа ≈ пятиконечная (пятиугольная) звезда ≈ пентакль < pentangulum, pentaculurn ————
Нарисованная одним махом пятиконечная звезда. Природные прообразы можно было бы поискать в пятилучевой симметрии некоторых иглокожих (например, морских звезд).

Шумерский и египетский знак звёзд.

Геометрический символ гармонии, здоровья и мистических сил, связанный с символикой числа пять. Будучи бесконечной, пятиконечная звезда воспринимает значение, силу и совершенство круга. Подобно кругу, пентаграмма способна связывать злые силы и элементали, поэтому символизирует также удачу. Пять её вершин означают дух, воздух, огонь, воду и Землю. Это также символ брака, осуществления: пять её лучей представляют собой плодотворный союз тройки, мужского начала, и двойки — женского. Перевернутая пентаграмма в обыденном восприятии — символ разрушения, Дьявола (козлиная голова), похотливости и грубых инстинктов.

Основные значения:

  • пять чувств,

Содержание

  • 1 Основные значения:
  • 2 Древний Восток
  • 3 Египет
  • 4 Античность
  • 5 Иудаизм
  • 6 Гностицизм
  • 7 Христианство
  • 8 Алхимия
  • 9 Магия
  • 10 Каббала
  • 11 Масонство
  • 12 Геральдика
  • 13 Оккультизм
  • 14 Ad notanda
  • 15 Черновые материалы
  • 16 ***
  • 17 Иллюстрации
  • 18 Примечания и комментарии

См. также:

Геометрические символы Число 5 Звезда Круг

Античность

Пентаграмма встречается в этрусской керамике.

У Пифагора и его учеников пентаграмма рассматривается как комбинация чисел два и три (соответственно — женское, земное и мужское, небесное начала), что определило её роль как символа союза небес и земли, мистической гармонии, а также микрокосма (человеческого тела и разума). Будучи священным символом телесно-духовной гармонии, пентаграмма также служит знаком пяти чувств, здоровья и богини Гигиеи. В этом последнем случае у вершин пентаграммы изображаются буквамы S, A, L, V, S.

Вписанная в круг (невидимый) пентаграмма, означает молчание посвящаемого: пять её концов — символ пяти лет молчания ученика, предшествующие посвящению.

Считается, что именно благодаря пифагорейцам «пентаграмма окончательно приобрела оккультное значение».

Значение перевернутой пентаграммы

Приветствуем вас, дорогие читатели. Знаете ли вы что такое пентаграмма?

Да, верно, это один из наиболее узнаваемых защитных оккультных символов, это пятиконечная звезда, направленная острием вверх. Это прямая пентаграмма. Или, чтобы было более наглядно, пять равнобедренных треугольников, расположенные по сторонам правильного пятиугольника.

Звезда, вписанная в круг называется пентаклем. Но сегодня мы обсудим еще и значение перевернутой пентаграммы.

Различные трактовки символа

Первые упоминания о знаке датируются примерно 3500 годами до нашей эры. Есть мнение, что возник этот символ в Месопотамии благодаря наблюдению за движением Венеры. В разные времена и разными религиозными сословиями знак пентаграммы трактовался по-разному. Например, можно проследить следующие его значения (сейчас мы говорим о прямой не перевернутой пентаграмме):

  • древние египтяне считали ее звездой бога Анубиса (это божество с головой шакала и телом человека, считалось, что он провожал умерших в загробный мир и был покровителем всех мертвых);
  • в древнем Вавилоне пентаграмма причислялась к сильным оберегам, по некоторым данным символизировала богиню любви и войны Иштар;
  • у иудеев знак пятиконечной звезды берет свои истоки из пятикнижия Моисея (основного их священного писания);
  • в христианстве пентаграмма ассоциируется с пятью ранами Христа, полученными им при распятии (на лбу от тернового венка, на руках и ногах от гвоздей);
  • представители гностической веры рассматривают ее, как символ интеллектуального всесилия;
  • в Европе в средние века этот знак называли «печатью царя Соломона» (есть мнение, что и гексаграмма (шестиконечная звезда) и пентаграмма носили это название), согласно легендам он помогал возыметь господство над духами (джиннами) и умение разговаривать с животными;
  • на печатях македонского царя Александра присуствтувал знак пятиконечной звезды;
  • согласно религиозно-философскому учению, проповедуемом Пифагором в Древней Греции (пифагорейству) знак пятиконечной звезды использовался как символ принадлежности к сообществу. Пифагор считал этот символ математическим совершенством, благодаря его идеальным пропорциям, золотым или божественным сечением. По этим пропорциям строились пирамиды в древнем Египте. Пифагорейцы считали, что этот знак символизирует пять элементов, из которых состоит все вокруг (дух (идея, эфир) — верхний угол, огонь — нижний левый, вода — верхний правый, воздух — левый верхний, земля — правый нижний);
  • в 16 веке путем вписывания в звезду фигуры человека получили так называемый микрокосмос, и осветил это Корнеллий Агриппа, такой знак называется еще пентаклем Агриппы или пентаграммой Агриппы. Талисман с его изображением способен защитить от порчи, сглаза и других нечистых энергий.
  • с 19 века на картах таро присутствует элемент пятиконечной звезды;

Общее то, что знак этот характеризуется особыми защитными свойствами. Помните как удалось пробраться Мефистофелю в дом к Фаусту? Ученый не дочертил пентаграмму (призванную защищать от нечисти), оставив небольшой зазор в уголке.

Знак дьявола или сильнейшая защита?

С прямой пентаграммой теперь все стало ясно. А что же символизирует собой перевернутый знак? Все мы привыкли, что антипод всегда несет в себе противоположные качества. День и ночь, солнце и луна, свет и тьма, Бог и дьявол…пентаграмма прямая и перевернутая. Попробуем разобраться. Для этого опять же обратимся к истории.

С «легкой» руки французского оккультиста Альфонса-Луи Констана (известного под литературным псевдонимом Элифас Леви) перевернутая пентаграмма стала символом сатанизма. Леви в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» утверждал, что звезда одним концом вверх — это знак Спасителя, двумя концами вверх — это знак сатаны (или дьявольского козла Бафомета на шабаше). Верхние концы звезды — это рога, по бокам — это уши, а нижний конец — это морда козла. Однако, на лбу изображенного Леви козла Бафомета (с телом женщины) красуется прямая пентаграмма, в то время как на его руках написаны слова, переводимые с латыни как «распадаться» и «застывать». Где логика? Не понятно.

Основатель организации «Церковь сатаны» Антон Шандор ЛаВей зарегистрировал торговую марку в виде «печати Бафомета». Есть мнение, что Элифас Леви своим утверждением о принадлежности знака перевернутой пентаграммы к сатанизму создал своего рода ловушку для непосвященных. Как мы видим, в наше время сатанисты абсолютно «завладели» символом перевернутой пентаграммы. Однако не это ее исконное предназначение. Символ этот широко применяется различными колдунами и оккультистами. Он знаменует собой физическое и умственное всесилие, способен многократно усиливать энергоинформационный поток. Символизирует власть материи над духом, торжество мага над стихиями, и его могущество.

Этот символ широко используют в фильмах ужасов и в современных мистических и магических книгах, приписывая ему отрицание святой троицы (три угла направлены вниз).

В магии есть даже особые способы начертания перевернутой пентаграммы. Те, кто с ними знакомы способны, начертив ее определенным образом на фотографии человека, усилить или, напротив, ослабить его силу. Это что касается дьявольских толкований символа перевернутой пентаграммы. Однако, не все так приземленно и однозначно, друзья, потому, как перевернуть с ног на голову можно все что угодно, только вот будет ли в этом истина?

У пифагорейцев этот символ ассоциировался с хаосом, из которого все возникло, с тьмой, которая пряталась в пяти разных углах, эта тьма была истоком мудрости. Именно перевернутое изображение было первым. В раннем Христианстве перевернутая пятиконечная звезда символизировала Вифлеемскую звезду. И объяснение этому простое: когда волхвы шли на свет звезды, она им указывала лучом, направленным вниз, где находится место рождения Иисуса. Постепенно этот символ стал характеризовать преображение Христа, а так же сошествие его в мир (своим лучом указывая его пришествие). Таким образом, в христианстве широко использовался и используется символ перевернутой звезды, правда в последнее время все меньше из-за распространенного заблуждения о его причастности к сатанизму и оккультизму.

Константин Великий — римский император, который возвел Христианство в ранг государственной религии имел на своей печати символ перевернутой пентаграммы.

В работах Андрея Рублева, в частности на иконе «Преображение Господне» на фоне перевернутой пентаграммы изображен Христос. Такие знаки можно лицезреть на витражных рисунках и фресках в некоторых католических и христианских соборах и церквях.

В настоящее время высшая военная награда в США (Медаль Почета) представляет собой фигуру перевернутой пятиконечной звезды.

Если прямая пентаграмма — это символ возвышения духа над материей, то в перевернутой пентаграмме дух снисходит свыше в качестве благодати. Похожей трактовки придерживался Алистер Кроули, он считал, что это символ лучей солнца, которые падая на землю одухотворяют материю.

Если возникает необходимость общения со злыми духами (сущностями, несущими негативную энергетику), или противостояния им, но так, чтобы они не могли причинить вам вреда, следует использовать символ перевернутой пентаграммы. С помощью него черные маги подчиняют себе силы зла, всех остальных этот символ способен защитить от этих же сил.

Маги и колдуны заряжают амулеты с изображением как прямой так и обратной пентаграммы особым образом. Конечно, если в это верить и если есть такая возможность, то сделать это можно. Но нам, простым обывателям, для использования защитных средств такого талисмана достаточно применить свое воображение. Пятиконечная звезда — знак весьма многогранный, поэтому своему обладателю он способен принести то, что сам владелец вкладывает в понятие этого символа.

Применение пентаграммы сводится не только к ношению защитных амулетов, но и к медитативным практикам, к воображаемым и реальным начертаниям фигур определенными способами.

Вы вправе составить собственное мнение о значении пентаграммы в перевернутом виде.

Не забывайте делиться полезной информацией с друзьями, удачи вам и процветания.

Гностицизм

Среди гностиков и манихеев пентаграмма — центральный символический знак, выступающий графическим представлением священного числа пять, соответствующего числу признаваемых этими групп верующих элементов — свет, воздух, ветер, огонь, вода. Не удивительно, что на «Абраксас»-амулетах поздней античности пятиконечная звезда встречается столь же часто, как и в позднейшей магической литературе Запада. Широкое использование пентаграммы характерно как для более новых секты (тех же балканских богомилов), так и для учения и практики алхимии. Возможно, в этом «почитании» проявляется тайное «нижнее течение» религиозно-философской мысли гностического толка, противостоящее официальной церковной доктрине.

Пентаграмма нередко изображается на надгробных камнях как в своей обычной, так и в скрытой форме — как пятипалая рука.

Магия

Пентаграмма — один из наиболее часто и разнообразно используемых магических символов. Обычно, она служит охранительным знаком (против демонов), поэтому её изображения часто обнаруживаются на строениях (вырезанные на порогах, дверях и дверных балках), талисманах и амулетах (перстни), деревьях, скалах, etc. Например, в альпийском регионе имеется большое число пентаграмм, высеченных на скалах в периоды позднего средневековья и раннего Нового времени, изображения которых сочетаются с христианскими символами и обозначениями половых органов, также воспринимаемых как обереги.

В магической практике пентаграмма рассматривается как средство обретения власти над земным и потусторонним мирами, её изображения часто служат основой разнообразных заклинательных символов и средств при магических ритуалах. (Например особые силы приписываются пентаклям, изображенным на пергаменте из кожи молодого бычка).

Под различными наименованиями (Звезда Микрокосма, ~ магов, пантакль Воли,) широко известен рисунок Агриппы Неттесгеймского, представляющий сознательного человека, фигура которого с распростёртыми конечностями вписана в пятиконечную звезду. Это изображение рассматривается как образ целостной личности (Человек-Микрокосм), дух и воля которого доминирует над материальностью четырёх стихий и собственными страстями (конечности)[1]. В своём желании объять весь мир (четырехугольник) и, благодаря знанию управляющих им законов, такой человек стремится выйти за его пределы (верхний луч) к новому счастливому бытию. При этом, то как такой адепт использует доступные ему средства заклинания и овладения (во зло или во благо для окружающего мира) зависит лишь от го Воли.

Опрокинутая пентаграмма представляет фигуру человека, обращённого головой вниз — символ покоряемой страстями воли или пассивного человека, позволяющего злым духам подчинять себе его волю.

Довольно позднее «разделение» магии на светлую и чёрную способствовало закреплению за опрокинутой пентаграммой негативного значения как символа зла, Сатаны, извращения истинной природы человека, ведьмовства, некромантии и сатанизма. В этом качестве она обычно называется «ведьминой ногой»[2], «копытом козла», etc. и часто изображается с вписанной в неё козлиной головой. Подобная смысловая дивергенция (в частности, смена позитивного значения на негативное при переворачивании знака) характерна для всякой традиции с резким (этическим) противопоставлением добра и зла.

При начертании магической пентаграммы важно, чтобы она была вычерчена одним непрерывным движением и была замкнута, как это представлено в одной из сцен «Фауста» Гёте, в которой Мефистофель не может покинуть дом доктора пока мышь не прогрызает одну из линий, начертанного им пентакля. Часто подчёркивается важность последовательности вычерчивания знака: так «беломагический» способ рисования требует начинать с левого зубца, затем вести линию направо, оттуда налево, вниз и т. д., пока фигура не будет закончена в исходном пункте.

Маги иногда изображаются в головных уборах, имеющих форму пентаграммы — средство призвания в помощь сверхъестественных сил.

Что означает звезда в православии

Для иудеев звезда означает Пятикнижие данное Господом Моисею. Это книги, в которых сконцентрированы основные законы и определен сам ритм жизни евреев: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В них суть ветхозаветной веры.


Пентаграмма используется в интерьере собора Рождества Христова в Вифлееме

Но пентаграмма воплощает и все основные догматы христианства, а также является видимым их обозначением:

  • у звезды пять лучей, главный луч направлен вверх, пять лучей пентаграммы обозначают полную реализацию основных догматов христианства;
  • два луча означают то, что Иисус Христос Бог и человек одновременно неслитно, нераздельно, неслиянно;
  • три луча это обозначение Пресвятой Троицы, одной из главных доктрин христианской Церкви, на чем держится все вероучение.

Интересный факт! Человечеству пентаграмма известна уже более 3000 лет. В разных культурах и религиях этот символ встречается. А применение звезды в качестве христианского символа, обусловлено, помимо прочего, и тем, что она схожа с крестом, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Пятиконечная звезда также связана с Рождеством Христовым. Ведь это именно её увидели волхвы и она привела их младенцу Христу. Поэтому пятиконечная звезда в православие имеет также значение Вифлеемской звезды.

Читайте о звездах:

  • Что означает шестиконечная звезда
  • Восьмиконечная звезда

Пентаграмма связана с Преображением Господним. Евангельским событием, когда Иисус Христос на горе Фавор преобразился перед своими учениками, так что от него исходило ослепительное сияние Божественного света.


Икона «Преображение Господне» с изображением пентограммы

В иконографии этот момент отражен в иконе Преображение Господне, которую написал прп. Андрей Рублев. Там как раз Христос изображен на фоне пятиконечной звезды, а она и есть символ того самого Божественного света и одновременно является видимым выражением основных православных догматов: о Пресвятой Троице и Богочеловечности Иисуса Христа.

Важно! У католиков пять концов пентаграммы также символизируют пять ран Иисуса Христа: две на руках, две на ногах и одна от копья под ребро. Это знак страданий Богочеловека за людей. В православие такая трактовка звезды менее распространена, но также имеет своих приверженцев.

Масонство

«Пламенеющая (пылающая) звезда» как символ масонского посвящения известна уже с 1735 г. Этот знак получает масон, дойдя до степени Подмастерье. Она символизирует личность, дошедшую до Озарения (квинтэссенции, высвобождения сущности Я) в следствии кропотливого труда над собой, а также свободную (очищенную) от всех предрассудков и суеверий мысль.

Обычно такая звезда несёт в своём средоточии изображение литеры «G», а из её углов расходятся пламена или пучки лучей. Это сияние «напоминает нам о солнце, которое освещает своими лучами землю и позволяет своим благословениям стать достоянием человеческого рода, давая всем на земле свет и жизнь»[3].

Литера трактуется различным образом, отсылая к понятиям знание и учение — греч

. гносис; геометрия, Бог —
нем
. Gott; слава —
фр
. la gloire; etc.
«Пентаграмма, которую в гностических школах называют пламенной звездой, — это знак всемогущества и духовного самоконтроля… Буква G, которую свободные каменщики вписывают в центр пламенной звезды, напоминает о двух священных словах древней Каббалы: „гнозис“ и „генерацио“. Пентаграмма означает также „великий архитектор“ — ведь с какой бы стороны мы ни смотрели на нее, мы видим большую букву А». Элифас Леви

Древний мир

В древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия) этот символ использовался в клинописи для слова ub («уб»), которое имело три значения:

  1. укромное место, закоулок, закуток
  2. маленькое помещение, отверстие, полость
  3. ловушка, западня

Клинописное начертание и соответствующие рисунки выглядели следующим образом:

Шумер. Около 3500 г. до н.э. Урук (Шумер)


Табличка Урука (Шумер) Планета Венера, богиня Инанна, богиня Иштар. Шумер, Аккад. Около 3000 г. до н.э. Вавилон. 900 г.

Первоначальная клинописная пятиконечная звезда была упрощена до четырех клиньев ромба и одного вертикального клина в нижней части ромба:

Позднее в ассирийский период это написание было упрощено ещё сильнее — до четырёх клиньев обычного ромба:

Вместе с тем изображение восьмиконечной или пятиконечной звезды в Месопотамии было символом планеты Венера («утренней звезды»), которая в свою очередь олицетворяла месопотамских богинь Иштар и Инанну, которые являлись образами универсальной для всех древних религий Великой Матери.


Восьмиконечная звезда Иштар


Пятиконечная звезда Иштар

Если сопоставить шумерское слово ub («уб») и его значения с Венерой и Великой Матерью, то становится понятно, что в виде пентаграммы перед нами предстаёт древний вульварный символ, который олицетворяет лоно (поразительное сходство шумерского «уб» и нашего «утроба» — но, возможно, совпадение) Великой Матери, материального хтонического (имеющего отношение к земле и её недрам) женского первоначала, в соединении с которым нематериальное мужское первоначало Бога-Творца (которое в разных культурах в разное время имеет разные имена) создаёт мир.


Проход в Игнатьевской пещере


Рисунок неолитического святилища Игнатьевской пещеры


Мегалитическое святилище на Мальте без крыши


Дольмен изнутри

В Египте месопотамской богине Иштар (Инанне) соответствует богиня Исида. Звездой Исиды был Сириус (Сопдет), который сам по себе у египтян был одноименной богиней Сопдет «госпожой звезд». Символом звезды Изиды Сириуса (Сопдет) была пятиконечная звезда, которая обозначалась иероглифическим знаком seba (звезда), которым обозначались звезды вообще. Знак состоял из небольшого круга в центре и расходящихся от него пяти лучей.

Примечательно то, что слово seba, которое изображалось иероглифом пятиконечной звезды, обозначало «познание» и ассоциировалось с дверными проёмами и воротами. В древних текстах пишут, когда мужчина «познаёт» женщину, он «входит к ней». Другими словами, в египетском символе seba мы видим ту же вульварную символику, которую имело шумерское слово ub.

Напрашивается предположение о том, что символ пятиконечной звезды (некоторого замкнутого контура с пятью лучами), шумерское слово ub и египетское seba, являются либо забытым (или скрываемым) отголоском обозначения древнейшего дописьменного образа Великой Матери, либо это значение месопотамские и египетские жрецы имели в виду, но мы не смогли явно перенять его у них в результате исторических перипетий.

При этом, возможно, именно пять лучей не являются принципиальным элементном, так как звезда Иштар также изображалась и с восемью лучами. Видимо, принципиальным является центральная область (место в виде круга или квадрата, ромба, пятиугольника-пентагона), от которой расходятся лучи.

Все, что было высказано выше в виде предположения, находит своё подтверждение в Древней Греции, тесно связанной с Египтом и Месопотамией торговлей и «культурными» связями. Если деятелей Месопотамии или Египта, которые оперировали рассматриваемым нами символом, по именам мы не знаем, то гордая индивидуалистическая Древняя Греция нам уже оставила историю конкретных исторических персонажей, которые связаны с пятиконечной звездой.

В VI веке до нашей эры на греческом острове Сирос в Эгейском море жил мудрец Ферекид, который учил, что для создания космоса семя первоначального бога Хроноса было помещено в место Земли, которое называлось «пять углов» или Пентемикос (пентограмма). Космогонический труд Ферекида так и назывался «Пентемикос». Земля является важнейшим символом Великой Матери, поэтому пентамикос Ферекида фактически имеет такое же вульварное значение, что и месопотамское ub и египетское seba. Античные авторы свидетельствуют, что Ферекид учился по тайным книгам финикийцев и у египтян. Финикийцы — это выходцы из Палестины, которая граничит с Месопотамией. Финикийская религия теснейшим образом была связана с месопотамскими культами.

Ферекид был чудаком и жил в пещерах. Один греческий автор говорил о нем так:

Ферекид из Сироса толкует о закоулках и ямах, и пещерах, и дверях, и воротах, и с помощью подобных загадок он говорит о становлении и гибели душ

Для нас-то загадки Ферекида не являются загадками, мы знаем значение слов ub и seba.

Ферекид был значимой фигурой и иногда причисляется к «семи мудрецам». А ещё он был учителем Пифагора. Пентаграмма была символом пифагорейского тайного общества. Также пифагорейцы называли пентаграмму «гигией», то есть «здоровьем» (ὑγιεία, hugieia). Примечательно то, что богиня здоровья Гигия (супруга Асклепия) изображалась молодой женщиной, которая кормит змею из чаши, которая имеет форму круга. Змея (змей, дракон) наряду с землей является важнейшим символом всех богинь, которые олицетворяют женское первоначало Великой Матери. В случае с Гигией змея, возможно, также несёт фаллический символизм, парный вульварному символизму круглой чаши.

Таким образом мы видим, что в древних Месопотамии, Египте и Греции на протяжении как минимум 3000 лет от шумерских писцов (середина 4-го тысячелетия до н.э.) до Ферекида и Пифагора (VI в. до н.э.) пентаграмма была символом женского первоначала — Великой Матери.

Иудаизм, а затем христианство и ислам много сделали для того, чтобы пресечь древние культы Великой Матери, которые тогда выродились в кровавые оргии, которые фактически были древним богохульством по отношению к изначально светлыми и чистым образам нематериального Отца-Творца и материальной Великой Матери и их священного союза. Отца-Творца почти забыли, а Великую Мать и всё, что с ней связано, извратили и гипертрофировали. Важной задачей монотеизма было вернуть акцент на Отце-Творце, мужском первоначале.

Черновые материалы

  • считается отпечатком копыта дьявола, стопы лешего, домового…
  • «Нога» означает, по-видимому, опору колдовской науки ведьм…
  • Рисование пентаграмм можно также расценивать как чисто игровое стремление к графическому мастерству…
  • Пентакль, пантакль — выражение для обозначения различных заклинательных знаков ритуальной магии.
  • При использовании в магических ритуалах пятиконечная звезда обычно называется «пентакль».
  • Пропорции этого символа основаны на священной пропорции, называемой «Золотым Сечением», являющимся точкой на любой проведенной линии, которая так делит эту линию, что меньшая часть находится в том же самом соотношении к большей части, что и большая часть к целому.

Это видно на диаграмме. Линия АС поделена в точке В таким образом, что: ВС/АВ = AB/AC = CD/AC = АС/AD

  • Это «Золотое Сечение», или «Божественная Пропорция», как его ещё иногда называют, проявляется в каждой отдельной линии пентаграммы и помогает объяснить то обожание, с которым маги взирали на этот символ.
  • Например, мы видим её на детали надгробного памятника бывшему масону на церковном дворе в Литтлборо, на рисунке, сделанном для тайной общины, называемой Орденом Розы и Креста, на одной из магических табличек, используемых оккультистом Джоном Ди для призывания ангелов, на грубом рисунке, используемом черными магами для заклинания демонов, и на одной из печатей-талисманов, зарегистрированных Агриппой. Интересно отметить, что пентаграммы на последних двух изображениях перевернуты так, что одна вершина символа направлена вниз.
  • таинство, волшебство

Простейшая звездчатая форма, которая может быть вычерчена без отрыва одной линией. Отсюда одно из её названий — «бесконечный узел» (Endless Knot).

Другие названия:

  • крест гоблинов — (Goblin’s Cross)
  • пентальфа — (Pentalpha)
  • нога/стопа ведьмы — (Witch’s Foot)
  • звезда дьявола — (Devil’s Star)
  • печать Соломона, наравне с гексаграммой — (Seal of Solomon)

Долгое время рассматривается как мощный оберег и защита от демонов и всякого зла. Отсюда — символика безопасности и популярность в качестве амулета, например, для счастливого возвращения домой.

Свидетельство использования знака как оберега над дверях и окнах зданий — народная песня «Green Grow the Rushes, O!»[5], одна из строк которой гласит:

Five is the symbol at your door. Пять, это символ на твоей двери.

Знак с многовековой историей, разнообразной практикой использования и глубокими напластованиями смыслов, многие из которых, впрочем, оформились сравнительно недавно.

В настоящее время — повсеместно распространённый символ неоязычества, тесно связанный с магией.

  • Древнейшие примеры использования датируются ок. 3500 г. до н. э. (урукский период). В г. Ур (Др. Месопотамия) обнаружены глиняные таблички с древнейшими известными письменными знаками, среди которых представлена и пентаграмма.
  • В более поздние периоды пентаграмма встречается в искусстве Месопотамии среди «королевских надписей», где символизирует верховную власть, « распространяющуюся/простирающуюся в четыре стороны/конца света».
  • У евреев выступает символом Истины и Пятикнижия. Иногда смешивается с печатью Соломона. Использовалась параллельно с гексаграммой (?).
  • В Древней Греции рассматривается как комбинация пяти букв альфа.
  • Геометрия и метафизические ассоциации пентаграммы исследованы пифагорейцами (586—506 гг. н. э.), для которых она служила символом совершенства. Многие исследователи, опираясь на сведения о путешествиях Пифагора, объясняют важность пентаграммы для пифагореизма с её символическим значением в Египте, Халдее и даже в тантическом искусстве Индии. Воспринята пост-эллинистическим искусством как воплощение золотого сечения и встречается в оформлении ряда соборов.
  • «Пламенеющая звезда» гностиков, относящаяся, вместе с полумесяцем, к магии и тайнам ночного неба.
  • У друидов — символ головы бога. У кельтов связана с подземной богиней Морриган.
  • В Древнем Египте — символ «подземного лона», родственный по своей концепции с формой пирамиды.
  • В раннем христианстве — пять ран Христа; значение, сохранявшееся вплоть до средних веков. Со времени инквизиции появляются ранее не отмечаемые ассоциации пентаграммы с дьяволом и демоническими силами. Чаще эта геометрическая фигура «бесконечный узел» соотносится с Истиной, религиозным мистицизмом и работой Создателя. Защита от демонов как в качестве личного амулета, так и оберега, защищающего окна и двери.
  • Пентаграмма присутствует на одной из сторон печати (и/или амулете) императора Константина; на другой — изображён константиновский крест (Хи-Ро монограмма, христограмма).
  • Праздник поклонения волхвов тимеет своим символом пентаграмму как знак истины, которую Мессии несёт неевреям. В позднейшее время пентаграмму в этом контексте заменила пятиконечнавя звезда — реакция на активное использование пентаграммы неоязычниками.
  • В прямом положении служит символом для лета, опрокинутая — зимы.
  • Центр Ордена Тамплиеров (Rennes du Chatres, Франция) окружён отстоящими о него на несколько миль горными вершинами, образующими почти правильный пятиугольник. Это обстоятельство вызвало к жизни огромное число символических/геомантических выкладок, касающихся как пентаграммы, так и гексаграммы. В сохранившихся от Ордена памятниках обнаруживаются следы использования пентаграммы как символа/матрицы золотого сечения.
  • Демонологи инквизиции использовали пентаграмму как средство борьбы с ересями, выставляя опрокинутую пентаграмму в качестве символа Дьявола (в образе Бафомета), представляющего собой козлиную голову. Распространённость пентаграммы в архитектурном и и ном декоре позволяла обвинить в дьяволопоклонстве практически любого, что и было сделано в отношении тамплиеров.
  • В период охоты на ведьм популярный защитный и магический символ начинает отождествляться с языческими рогатыми богами и дьяволом. В этот период знак воспринимается преимущественно негативно, связываясь с колдовством и силами зла получает наименование «нога ведьмы».

Где встречается

Но, также некоторые люди утверждают, что этот символ олицетворяет собой нечистую силу, однако несмотря на это пятиконечная звезда в православии использовалась для оформления храмов, но и священных чудотворных изображений. Вот несколько наиболее известных примеров:

  • пятиконечная пентаграмма имеется в Вифлееме над Собором Христова Рождества;
  • в Вифлеемском Соборе Христова Рождества также имеется и напольная божница (киот) для чудотворного образа в символике которого применяется красная звезда с пятью лучами;
  • на мафории Божьей Матери изображается три пентаграммы, две из которых расположены на плечах, а третья на челе, что в свою очередь является традиционной деталью в богородичной иконографии, олицетворяющими девственность Девы Марии как до, в период и после рождества Христового;
  • на копии изображения «Преображение Господне», написанного Андреем Рублевым также присутствует этот видимый символ, который являет собой преображение Вседержителя и его сошествие в мир, из-за чего расположение пентаграммы приходится лучом вниз;
  • еще одним ярким примером использования символа служит расположенный в Санкт-Петербурге Собор Спаса на Крови, где подобные изображения находятся в изобилии.

Следует отметить, что приведение ассоциаций Всевышнего с этим символом также в некоторых случаях обосновывались и цитатами из священного писания, к примеру: «Я, Иисус, отправил Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в храме Божьем. Я есмь потомок и корень Давида, звезда утренняя и светлая».

Господь всегда с Вами!

Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такой протоиерей в Православной Церкви

***

Концепция микрокосма — мира человека как аналог макрокосма (что вверху, то и внизу), становится частью западной оккультной традиции. Пентаграмма как «Звезда микрокосма» представляет собой фигуру человека, вписанную в пентаграмму.

Сама фигура обнаруживает сходство с пентаграммой. Тихо Браек в своём «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» (1582) приводит пентаграмму с вписанным человеческим телом и еврейскими буквами YHSVH, ассоциирующимися с элементами. Иллюстрации к работе современника Браге Агриппы Неттсгеймского имеют сходные пропорции и включают пять планетарных символов и знак луны в её центральной точке, совпадающей с гениталиями. Другие изображения этого периода, принадлежащие Роберту Флудду и Леонардо да Винчи также показывают геометрическое соотношение человека и Вселенной.

Позднее пентаграмма символически соотносится с головой и четырьмя конечностями и, соответственно, эфира (pure concentrated essence of anything) (или дух) с четырьмя традиционными элементами (земля, вода, воздух, огонь) — дух The Quintessence.

In Freemasonry, Man as Microprosopus was and is associated with the five-pointed Pentalpha. The symbol was used, interlaced and upright for the sitting Master of the Lodge. The geometric properties and structure of the Endless Knot were appreciated and symbolically incorporated into the 72 degree angle of the compasses, the Masonic emblem of virtue and duty. The origins of freemasonry are lost in the depths of history, obscured by the traditional Craft secrecy of the order, but there are signs throughout history of the associations of craftsmanship and ritual and symbolism that have remained known only to a few, and the history of the pentagram has remained occluded in the same kind of mystery. The women’s branch of freemasonry uses the five pointed Eastern Star with two points up as its emblem. Each point commemorates a heroine of biblical lore.

No known graphical illustration associating the pentagram with evil appears until the nineteenth century. Eliphaz Levi Zahed (actually the pen name of Alphonse Louis Constant, a defrocked French Catholic Abbй) illustrates the upright pentagram of microcosmic man beside an inverted pentagram with the goat’s head of Baphomet. It is this illustration and juxtaposition that has led to the concept of different orientations of the pentagram being good and evil.

В период с 1888 до 1814 гг. Золотая Заря (Golden Dawn) много сделал для продвижения и распространения современной герметической Каббалы среди приверженцев самых разных школ кабалистической философии и магии.

В 1940-м годй Геральд Гарднер (Gerald Gardner) принимает опрокинутую пентаграмму как символ второй ступеней/степеней посвящения в ритуале зарождающегося неоязыческого колдовского культа, позднее оформиышегося в Викку (Wicca). Символами первой и третьей степеней посвящения в этой системе выступают треугольник вершиной вниз и сочетание и сочетание образённых вверх пентанрпммы и треугольника соответственно.

К началу 1960-х пентаграмма вновь приобретает значение амулета в связи с ростом интереса чародейству и языческим культам, г.о. к викканству (Witchcraft and Wicca), сопровождаемым множеством публикаций.

Перевёрнутая пентаграмма активно используется многими сатанинскими культами вслед за Церковью Сатаны, основанной Антоно Ла-Веем (The Church of Satan by Anton LaVay). В качестве эмблемы последнего культа опрокинутая пентаграмма воспринята из образа Бафомета, введённого в символический оборот Элифасом Леви. В результате отношение христианской церкови к пентаграмме сугубо негативное, подобно таковому у свастики в послевоенной Европе.

Расхождение в восприятии прямой и опрокинутой пентаграмм привело к их противопоставлению как символов белой и чёрной магии, либо этических принципов викканства (the Wiccan Rede of «An it harm none, do what you will» — не навреди и делай, что хочешь) и сатанизма (доминирование материального и физиологического над духом).

Несмотря на то, что опрокинутая пентаграмма выступает символом гардерианского появящени (Gardnerian initiation), многие викканцы, особенно В США, воздерживаются от использования этого символа, в силу резко отрицательной реакции на него со стороны христиан-фундаменталистов. Использование даже прямой пентаграммы часто ведёт к социальной дискриминации современных язычников обществом.

Устоявшийся символ неоязычества и викканства, наделяемый многообразным мистических значением и возводимый (весьма произвольно) к древней фольклорной традиции. Его популярность как символа неоязычества, сопоставимая с таковой у креста как христианского символа, коренится в широкой распространённости символа, а не в его древности.

Средние века и Новое время

Однако с ослаблением монотеизма в конце Средневековья и в начале Нового времени древние обряды Великой Матери начали возвращаться. Озлобленное на христианство европейское неоязычество Возрождения в мире, который уже начал глобализироваться, свалило в одну кучу всех древних богов и богинь и накреативило много нового в придачу. Так наиболее одиозные течения оккультных масонских и околомассонских антихиристианских тайных обществ создали сатанизм. Символом этого деструктивного течения была выбрана пентаграмма, несмотря на то, что до этого она использовалась в ряду вполне позитивных монотеистических (иудейских, христианских и исламских) символов.

С точки зрения борцов с монотеизмом, выбор этой символики вполне логичен. Чтобы «свалить» мужское духовное первоначало монотеистического Отца-Творца, нужно сделать акцент на языческом женском материальном первоначале Великой Матери-материи (при соединении с которой Отец-Творец создавал мир). Тем более, что у Великой Матери есть «обида» на Отца-Творца за забвение в период торжества монотеизма.

Поэтому возрождались культы Астарты и Баала с акцентом на Астарте. Поэтому каббалисты приплели к Адаму и Еве Лилит (месопотамскую Бэлит). Отсюда масонская Изида с покрывалом. Поэтому появился материализм (кроме Матери-материи ничего нет) и атеизм (отрицание Бога-Отца). Поэтому появился феминизм, навязчивая сексуализация и современный культ половых извращений. Так в массовую культуру завуалировано вернулись древние богохульные оргиастические обряды Великой Матери, которые включали женскую и мужскую проституции в храмах (культуры) и содомские оргии. Поэтому появилась борьба за экологию и климат и как их крайняя форма — экофашизм как стремление уничтожить людей для того, чтобы вернуть чистоту Земли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]