Василий Великий, свт. Беседа I. О сотворении человека по образу

Исторический библейский рассказ о создании Адама и Евы (Бытие 1: 26-27) гласит, что Бог создал первых мужчину и женщину «по своему образу». Что это значит? И почему это важно?

Это произошло на шестой день Недели Творения, после того как Бог подготовил землю как жилище, и после того, как Он создал рыбу, птиц и других животных. Все они были созданы Божьим указом, а это означает, что Бог повелел (или потребовал), и так было сделано. В случае сотворения человека есть отличие. Библия гласит:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их»(Бытие 1:26-27).

Божественный совет

В этом интригующем стихе Бог, кажется, разговаривает с кем-то. Кальвин сказал:

«Это язык одного, который, по-видимому, обсуждает … он консультируется».

Многие другие комментаторы называют это «советом». Но если это так, с кем Бог советуется? И почему? Дает ли Библия какой-либо намек?

Поскольку Господь не нуждается в другом советнике, любая такая консультация должна была состояться в Боге – между Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом Святым Духом., В Послании к Евреям 1:2 в переводе с английского говорится, что, когда Бог создал мир или вселенную, он создал ее чрез Своего Сына.

Бог мог легко создать человека Своим собственным Словом, как Он это делал в случае с животными (Бытие 1: 20,24) и растениями (Бытие 1:11), но Он решил не делать этого. Человек не является ни близким родственником животных, ни дальним родственником примитивной растительной жизни. Скорее, он — кто-то великий, замечательный и другой, самый превосходный из всех произведений Бога, человек — это особое выражение божественной природы, созданное личной деятельностью Бога. Бог создает его с торжественностью, достоинством и честью глубокого обдумывания со стороны Божества.

Бог наделил человека интеллектуальными способностями, которые намного превосходили и превосходят способности любого животного

Хотя человек был образован из праха земли, Бог лично «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою»(Бытие 2:7). Таким образом, жизнь человека не является результатом спонтанной реорганизации молекул внутри его тела и она не была вызвана эволюцией от какого-либо животного или «низшего гоминида» (как утверждают теистические эволюционисты), но является непосредственным подарком от Бога. Это дополнительно подчеркивается в Библии в генеалогии Адама в послании от Луки, где он называет Адама не сыном антропоидной обезьяны, а «сыном Божиим» (Лк. 3:38).

Почему Бог обсуждал это с Сыном? В Откровении 13:8 говорится, что Агнец Божий (то есть Иисус) «заклан от создания мира». К шестому дню Недели Творения основа мира была по-настоящему хорошо заложена, но с созданием человека Бог собирался положить начало той цепи событий, которая неумолимо привела бы к будущему распятию и смерти Господа Иисуса Христа на Кресте в качестве искупления за грех человечества.

Своей земной жизнью Иисус подтвердил готовность исполнить волю Отца в этом отношении, в Гефсиманском саду (Матфея 26:39, 42). Возможно ли, что он сделал это и на небесном совете, непосредственно перед тем, как Бог создал Адама?

​В каждом человеке есть образ Божий

Библия утверждает, что каждый человек – носитель Божьего образа и потому обладает достоинством и ценностью. Так как же научиться замечать в людях Божью красоту?

Принцип – любовь

Христианский принцип отношения к ближнему – любовь. Чтобы исполнить эту заповедь, прежде всего нужно научиться видеть в каждом человеке образ Божий. В книге Бытия говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27).

Со Священным Писанием не поспоришь. Однако на практике разглядеть божественную сущность в окружающих не всегда легко. Ведь обычно мы обращаем внимание на поверхностные качества, по которым и оцениваем людей. Например, этот образован, а тот глуп; этот богат, тот беден и т.д. Подобное восприятие мешает рассмотреть в человеке доброе, делая акцент лишь на мелочном, неважном. И тогда, вместо того чтобы любить ближних, начинаем навешивать на них ярлыки и относиться к ним с предубеждением.

Образ Божий заложен в человека Творцом

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Господь вдохнул в нас Свое дыхание, то есть передал нам Свою сущность. В перспективе человек призван стать уже не образом, а подобием Бога, подобием Христа. Но в настоящий момент человек – пока только образ, запыленный и разбитый, который Господу еще только предстоит восстановить. Господь заинтересован в этом восстановлении, потому что любит Свое творение и ненавидит грех, искажающий небесную красоту человека. Однако процесс преображения души Он не проводит лично, а привлекает к нему самих людей.

В чем проявляется образ Бога?

Во-первых, у человека есть вечная душа. Каждая душа бесценна. Она дороже, чем весь мир. Иисус говорил: «Что пользы, если ты приобретешь весь мир, а душе своей навредишь?» Поэтому всякий, без исключения, человек ценен.

Во-вторых, в любого мужчину или женщину Богом вложено творческое начало. Каждый из нас что-то созидает (большое или малое), преобразует, приносит новое в мир. И у всех нас разные таланты, дары и добродетели.

Чертами Божьего образа также являются духовность, разумность, способность выражать собственные мысли, свободная воля, милосердие, сострадание, любовь, совесть.

Иметь чистое сердце

Чтобы увидеть в другом образ Божий, нужно сначала позаботиться о чистоте собственного сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8).

Больше всего загрязняет наше сердце такой привычный и обыденный грех, как осуждение. Удивительно, что мы решаемся выносить обвинительный приговор ближнему при том, что сами ежедневно согрешаем! Иисус, зная нашу склонность к осуждению, предупреждает: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:1).

А апостол Павел советует: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1Тим.4:16). Если мы станем чаще заниматься самоанализом во свете Слова Божьего и собственным покаянием, то уже не сможем с легкостью осуждать других. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», – сказал Иисус фарисеям, обвинявшим женщину в прелюбодеянии. После таких слов уже никто не решался кинуть в грешницу камень осуждения.

Не будем забывать, что каждый человек, сколь бы низко он ни пал, может подняться с помощью Божией и покаяться. Ведь, как справедливо заметил О. Уайльд: «Каждый святой имеет прошлое, и каждый грешник имеет свое будущее».

Наше отношение помогает измениться

Когда на своем пути сталкиваемся с теми, кто оказался порабощенным греховной зависимостью или попал в трудную жизненную ситуацию, мы можем от этих людей отвернуться, а можем протянуть им руку помощи и дружбы. Если выберем второе, тогда, вполне вероятно, наше человеческое участие поможет упавшему подняться, даст ему силы для восстановления.

Священник Иоанн Кронштадтский говорил: «Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий».

Безусловное принятие

Видеть божественную сущность в людях – значит принимать их такими, какие они есть. Принимать и тех, кто не похож на нас: людей с особенностями развития и ограниченными возможностями. И не просто принимать, но ценить их и чему-то у них учиться.

Интересен в этом отношении опыт Жана Ванье – французского основателя общин для умственно отсталых.

Жан Ванье первым в мире основал общины для умственно отсталых, где те жили вместе со здоровыми людьми. Он помогал подопечным развивать их сильные стороны, учил самообслуживанию и просто с ними дружил. Вскоре его уникальный опыт переняли такие же энтузиасты, и теперь в 38 странах существуют 154 подобные общины.

«История моей жизни — это история освобождения от ограничений и предубеждений, – признавался Ванье. – Такой путь требует времени и того, чтобы мы могли спуститься со своего пьедестала и разглядеть, что человек других возможностей и другого уровня развития может быть прекрасен».

Любить ближнего – значит любить Бога

Итак, образ Божий – это бессмертная человеческая душа со всеми ее богоподобными качествами. Формы, в которых может находиться данный образ, разные. Мы все непохожи, уникальны и неповторимы. Кто-то – более умный, кто-то – более здоровый, кто-то – более добрый. Но образ Божий есть во всех.

Итак, душа абсолютно любого человека носит в себе отпечаток божественной сущности. Поэтому наш Создатель ждет, что мы будем ценить друг друга так же, как ценит нас Он. Он желает чтобы движущей силой наших взаимоотношений стало милосердие, принятие и терпение. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).

Подготовила Светлана Писарева

Библия говорит: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 16:6)

Умение видеть образ Божий во всяком человеке зависит от сердечной чистоты и навыка чтить Самого Бога.

Способность уважать каждого помогает открыть в нем его собственную ценность и достоинство. Сократ это выразил кратко: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». А православный монах старец Паисий говорил так: «Всех людей, условно говоря, можно разделить на две категории. Одна подобна пчеле, которая залетает случайно в какой-нибудь двор, полный мусора, все минует и находит малый прекрасный цветок и там останавливается. Другая категория подобна мухе, которая, влетая в прекрасный сад с цветами, все минует, а находит где-то в углу сада кучку мусора и там останавливается.

Пчела и муха – это состояние нашей души. Пчела, которая нашла нектар, – это тот человек, который, общаясь с другими, умеет видеть в них хорошее, доброе и ценит это. А муха – это то состояние нашей души, когда, невзирая на светлые стороны другого, мы всегда находим в нем изъян, недостаток и начинаем плохо относиться к этому человеку. Нужно потрудиться, чтобы стать пчелкой».

Вы – Божий шедевр

Бог предопределил каждую черту Вашего физического облика. Он сознательно выбрал Вашу расовую принадлежность, цвет кожи, цвет волос и форму глаз. Он сотворил Вас уникальным и неповторимым, именно таким, каким хотел видеть. Господь изначально предопределил, какими природными способностями Вы будете обладать, наделил Вас уникальными чертами характера. Писание говорит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы» (Пс.138:15).

Поскольку Бог сотворил Вас не просто так, а с особой целью, Он определил и время Вашего рождения, и продолжительность жизни. В Библии сказано: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16).

Бог также заранее предусмотрел, где Вы появитесь на свет и где будете жить ради исполнения Его замысла. Ваша национальность тоже не случайна. Господь не оставил на волю случая ни малейшей детали. Он сделал все так, как требовалось для Его целей. В Библии написано: «…Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26). В Вашей жизни нет ничего неожиданного или нечаянного. Все в ней устроено Богом для определенной цели.

Еще более поразительно то, что Бог заранее решил, в какой именно семье Вы появитесь на свет. Какие бы обстоятельства ни сопровождали Ваше рождение, кем бы ни были Ваши родители, Бог сознательно задумал и сотворил Вас. И неважно, какими родителями являлись для Вас мать и отец, — замечательными или ужасными. Может быть, Вы даже никогда их не знали. Все равно, Бог знал, что именно у них есть такое сочетание генетических особенностей, которое необходимо для сотворения вашей уникальной личности.

Рик Уоррен

По образу Божию

Когда Бог сотворил человека по своему образу и подобию, он определил, что человечество (как мужчина, так и женщина) будет иметь определенные сходства с Богом и разделять определенные божественные прерогативы. Относительно этого мы отмечаем:

  1. Это было не физическое подобие, но …

Хотя Бог есть дух (Иоанна 4:24) и не имеет тела, подобно человеку, когда Он явным образом предстал перед людьми в соответствии с Ветхим Заветом, Он сделал это в форме человеческого тела (например, Бытие 18:1-2, 32:24, 28, 30). Д-р Генри Моррис пишет:

«Поэтому есть что-то в человеческом теле, что уникально подходит для проявления Бога, и (поскольку Бог знает все Его дела от самого начала мира — Деяния 15:18) Он должен был спроектировать человеческое тело с этим в разуме. Соответственно, Он создал его не так, как животных, а в вертикальном положении, со взглядом, направленным вверх, с лицом, способным к выражению эмоциональных чувств, и с разумом и языком, способным к символической речи».,

Кроме того, человеческое тело было создано в той форме, в которой Бог Сын будет воплощен или «создан по подобию людей» (Филиппийцам 2:7). Таким образом, Бог создал человека в той телесной форме, которую Он Сам однажды должен был принять, — форме, в которой Он хотел открыть Себя.

  1. Это было ментальное подобие

Бог наделил человека интеллектуальными способностями, которые намного превосходили и превосходят способности любого животного. Таким образом, человеку был дан разум, чтобы слышать и понимать Божье общение с ним, эмоции, чтобы отвечать Богу любовью и преданностью, и воля, которая позволяла ему выбирать: повиноваться или не повиноваться Ему. Таким образом, человек был сформирован не только для того, чтобы «любить Бога и повиноваться Ему всегда», но и заниматься Божьим трудом на земле — быть членом Его совета и управлять творением в сотрудничестве со своим Создателем.

Это видно в Божьем повелении Адаму и Еве осуществлять господство над землей и ее животными (Бытие 1:26,28), в задаче Адама о совершенствовании сада (Бытие 2:15) и в повелении Адаму дать имена животным на земле (Бытие 2:19-20).

Интеллектуальные дары человека также видны в его способности проектировать вещи, а затем создавать их, ценить красоту, сочинять славную музыку, рисовать картины, писать, считать большие числа и решать математические задачи контролировать и использовать энергию для своих собственных нужд (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, рассуждать, принимать решения, быть сознательным, смеяться над собой и мыслить абстрактно. Все это поведение не является инстинктивным, в отличие от поведения животных, и поэтому оно имеет неограниченное разнообразие.

  1. Это было нравственное подобие

Только человек из всех созданий Бога имеет дух или понимание Бога, то есть способность познавать Его и поддерживать духовное общение с Ним через молитву, прославление и поклонение. Со времени грехопадения (Бытие 3) человек имел врожденное нравственное осознание добра и зла или же совесть, которую он чувствует в своем духе.

Человек был создан не только невинным (то есть без греха), но и святым, иначе Адам не мог бы иметь общения с Богом, который не может смотреть на беззаконие (Аввакум 1:13). Это подтверждается в Бытие 1:31, когда Бог утверждает, что все, что Он сделал (включая человека), было «весьма хорошим», что не являлось бы правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

  1. Это было социальное подобие14

Социальная природа Бога и внутренняя любовь видны в учении о Троице. Бог – Который есть любовь – создал человека с социальной природой и необходимостью в любви. В Бытие 3:8 говорится, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». Это предполагает, что Адам и Ева наслаждались обществом и общением с Богом, возможно, ежедневно.

Бог также обеспечивал человеческое общение и любовь особым и сокровенным образом. Прежде, чем Он создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»(Бытие 2:18). Затем он создал Еву из ребра, взятого у Адама (Бытие 2:21-24), – факт, который Иисус использовал в своих дискуссиях с фарисеями, чтобы защитить святость брака и близость любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6, Марка 10:6-8).

Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»?

Уважаемый Авраам!

Как известно, в Торе есть различные уровни. Есть уровень сод

(«тайна» — Каббала), уровни
рэмез
(«намёк»),
драш
(«толкование»),
пшат
(«простой смысл»).

Рав Хаим из Воложина пишет в начале своей знаменитой книги Нэфеш а-Хаим

: на уровне
сод
«всё, что связано с
образом и подобием
, необычайно значимо, и в этом заключено большинство тайн Зоара».

Далее рав Хаим из Воложина разъясняет это выражение на уровне пшата

(«простого смысла»). Приведём его объяснение.

Рав Хаим пишет: речь не идёт о том, что Всевышний создал человека полностью подобным Самому Себе. Ведь у Всевышнего нет тела и Его нельзя постичь с помощью понятий материи и времени. Об этом сказано в книге пророка Йешаягу (40, 18): «И какой образ сопоставите с Ним?». Слова «по образу и подобию» означают, что человек в чём-то

подобен Всевышнему. Царь Давид употребляет это слово (Тэилим 102, 7): «Уподобился я пеликану пустынному…». Понятно, сказанное не означает, что у царя Давида выросли крылья и клюв или что он уподобился пеликану формой тела. Речь идёт о том, что Давид скитался, подобно пеликану пустынному — птице, живущей в одиночестве, не имеющей постоянного гнезда.

Прежде, чем объяснить, в чём же человек подобен Б-гу, рав Хаим обращает наше внимание на другую «проблему» в этом стихе. Сказано в Торе (Бэрейшит 1, 27): «И сотворил Б-г (Элоким

) человека по образу Своему, по образу Б-жию (
Элоким
) сотворил его…». Мы знаем, что Всевышнего называют различными Именами (см. «Как зовут Б-га?»). Почему в приведённом стихе используется именно имя
Элоким
?

Рав Хаим из Воложина объясняет: в Шулхан Арухе (Орах Хаим

5) приводится, что имя
Элоким
указывает на всесилие Б-га (слово
элока
означает на иврите «сила»). Это имя говорит о том, что любая сила в любом из миров каждое мгновение зависит только от Б-га. Всевышний поддерживает их каждое мгновение, только Он является источником силы и мощи (см. «Как это “нет ничего, кроме Б-га”?»), и Он управляет этими силами каждое мгновение.

В этом, говорит рав Хаим, человек частично подобен Б-гу. Желание Всевышнего было в том, чтобы действия человека влияли на эти силы. Своими добрыми делами, словами и мыслями человек поддерживает некоторые высшие святые силы и миры, добавляет им святости и света. И, не дай Б-г, наоборот: своими недобрыми делами, словами и мыслями человек разрушает какие-то высшие святые силы и миры — без счёта.

Рав Хаим подводит итог: «Потому и сказано (Бэрейшит 1, 27): “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию …”, “…ибо по образу Б-жию создал Он человека” (Бэрейшит 9, 6). Всевышний владеет всеми силами во всех мирах и управляет ими каждое мгновение по воле Своей. И человека Он поставил по воле Своей управлять тысячами тысяч сил и миров со всеми их делами и устройством каждое мгновение, чтобы влияли на них дела, и слова, и мысли человека, как будто от человека также зависит их сила». (Здесь важно обратить внимание: рав Хаим употребляет слова «как будто». Понятно, что человек не является властелином всех этих сил, не имеет на них «самостоятельного» влияния. Человек может влиять на эти силы и миры лишь потому, что таково желание Всевышнего — чтобы различные духовные силы зависели от действий человека).

В заключение приведём этический вывод, который делает отсюда рав Хаим (там же, часть 4).

«Пусть ни один еврей не скажет, не дай Б-г, в своём сердце: “Кто я и что моя сила, чтобы я мог совершить своими жалкими действиями хоть что-то в этом мире”. Но должен понимать, и знать, и утвердить в мыслях своего сердца, что ни одна частица его дел, и слов, и мыслей в каждую минуту и мгновение не пропадает, и как велики его дела, насколько огромны и возвышенны: ведь каждое из них поднимается, как предписано, чтобы воздействовать в высотах высот, на высшие миры и свет». Рав Хаим продолжает: «И, действительно, у того, кто вдумается в это хорошо, сердце затрепещет от ужаса и страха, когда он поймёт, на каком уровне его недобрые, не дай Б-г, дела оказывают влияние, что он портит и разрушает [даже] небольшим грехом».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Что такое Пардес?

Вывод

Когда Бог создал растения и животных, Он сделал их «по роду своему» (фраза встречается десять раз в Бытие 1:11-25). Когда Он сотворил Адама, Он создал его по роду Божьему — по образу и подобию Бога (Деяния 17:28). После грехопадения человек был создан по образу (Бытие 9:6, 1-Коринфянам 11:7) и подобию (Иакова 3:9) Божьему. Однако этот образ был осквернен восстанием человека во время грехопадения, и все аспекты образа Бога были запятнаны.

Тем не менее, эти аспекты были совершенны в Господе Иисусе Христе, который был и является «образом невидимого Бога» (Колоссянам 1:15) и «образом ипостаси» Бога (Евреям 1:3), как на земле, так и на Небесах.

Апостол Павел говорит, что мы преображаемся или обновляемся в образ Божий в познании Его и что этот образ создан «в праведности и святости истины» (Колоссянам 3:10, Ефесянам 4:24). Это не то, что естественный человек может осуществить своими силами, но это является результатом нашего «принятия Христа» в вере и покаянии (Иоанна 1:12, Галатам 2:20). Это совершается Святым Духом (Титу 3:5, Римлянам 8:28-29), который имеет свою обитель в детях Бога (1 Коринфянам 3:1, 6:19). «Бог долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).


Человек, созданный по образу Божьему, потенциально обладает всеми божественными добродетелями, и если он способен иногда их проявлять, то эти Проявления ещё очень слабые. Но со временем он их разовьёт и однажды будет походить на своего Создателя, Он будет обладать Его добродетелями во всей полноте. Каждый человек может намного быстрее приблизиться к Идеалу, но при условии, что он способен отыскать в самом себе этот образ Бога и направить все свои усилия на то, чтобы питать его. Творец вложил в нас семена, зародыши всех божественных добродетелей, и если они ещё не появились, то только потому, что мы ещё недостаточно освещали, согревали, поливали их всходы. Мы должны учиться так работать, чтобы каждый день всё больше и больше приближаться к божественному совершенству, тому совершенству, отпечаток которого, как в семени, уже где-то в нас записан. Семена не похожи на дерево, но образ дерева в них записан. Прежде чем материализоваться на физическом плане, оно существует где-то наверху в тонких планах, и если его поместить в благоприятные условия, оно начинает прорастать и станет деревом. Предназначение же такого семени, каковым мы являемся, состоит в том, чтобы всё больше и больше приближаться к образу нашего Отца Небесного, который мы носим в себе, вибрировать с Ним в унисон, чтобы быть Ему подобным. Работая над находящимся в нас божественным образом, используя силу божественной любви, мы сумеем реализовать себя такими, какими задумал нас Господь. Бог создал нас по своему образу и теперь мы должны делать усилия, чтобы добиваться подобия. Но много ли среди миллиардов человеческих существ на Земле есть таких, которые задумываются над тем, чтобы быть подобным Господу? Стать физиком, врачом, адвокатом, банкиром, министром, киноактёром, певцом или олимпийским чемпионом — это да, здесь кандидатов хватает! С позиций Земли, безусловно, это что-то значит, но с позиций Неба..? С точки зрения Неба, единственная деятельность, достойная этого названия — это работа над тем, чтобы походить на нашего отца Небесного, делать, по крайней мере, усилия, чтобы этого достигнуть, идти всё время дальше, подниматься всё время выше, чтобы смотреть на вещи по-иному: в их необъятности и великолепии. Да, Бог создал человека по своему образу и этот образ находится в зародыше Атманического тела, то есть в духе, там, где царствует абсолютное единство. И когда человек начинает сосредоточиваться на этом возвышенном зачатке, который представляет совершенную мудрость, совершенную любовь, ему постепенно удаётся оживить в себе божественный отпечаток и этот отпечаток будет изменять вибрации не только его тонких тел, но и вибрации его физического тела. Дух человека (Атма) находится в самом человеке, и вокруг него в Пространстве Высшего Единства. Поэтому практически невозможно определить, где заканчивается один Дух и начинается другой: все Духи взаимопроникают друг в друга и составляют Единый мировой Дух. Отсюда и выражение — мы все Одно Единое Целое. Дух человека — первая фаза сгущения энергии Бога, то есть ЛЮБВИ. Он есть сама Любовь. Любовь и Дух неразделимы, и хотя Любовь — основа всего и всех — и может существовать без Духа, но Дух без Любви не существует. Дух есть сама Любовь и Свет. Наше сознание далеко от Духа поэтому мы искажённо воспринимаем его энергию любви. Цель нашего роста — стать ЛЮБОВЬЮ
. Дух создаёт свою проекцию в более плотные миры. Так появляется индивидуальная душа человека. Душа человека — вторая фаза сгущения энергии Бога, то есть ЛЮБВИ. Души, являющиеся частью Единой Мировой Души, все являются родственными, все ощущают и осознают своё родство, все понимают, что они есть Одно. Они все как сёстры и одновременно как братья, потому что у них нет разделения на мужские и женские. Человеку надо, чтобы он учился раскрывать своё сердце и становился Безусловной Любовью. Бог есть Любовь. И нас Он принимает в Себя тоже только в качестве Любви. Прямой и Кратчайший Путь к Конечному Счастью Слияния с Творцом начинается с развития духовного сердца, с безусловной любви. Затем быстрое правильное развитие души реализуется через практику любви, в том числе, в делах духовного служения. Любовь человека к Богу — всегда ответ на любовь Бога к человеку. И часто эта Любовь остаётся долгое время безответной и неразделённой, а порой и неизвестной любимому. Бог любит человека, а человек не знает об этой любви или, даже узнав, не верит в неё, не ценит её, остаётся к ней равнодушным. А Господь продолжает любить и ждать. И Любовь Его сильнее, пламеннее, терпеливее и постояннее самой сильной человеческой любви! Истинная любовь ни отчего не зависит и не требует взаимности. Она сияет, как солнце! А наш выбор — любить солнце или нет, но солнцу от этого ни тепло, ни холодно: оно отдаёт, дарит нам тепло… Так и истинная любовь не ждёт ничего взамен, она дарит, любит и не зависит от любви к ней тех, кто получает от неё тепло и свет. И счастлива оттого, что умеет отдавать и освещать окружающий мир… Бог в Своей Любви к миру каждое мгновение посылает Свою Любовь, орошает Землю Своей теплотой и нежностью, и это даруется всем без исключения, и тем, кто стремится жить в радости и любви, и тем, кто избрал существование во тьме, пороке и невежестве. В последнем случае человек сам закрывается от божественного света, это его личный выбор, его право, это его уроки, которые он проходит в этом воплощении. Любовь Отца-Творца к нам всем одинакова, и не разделяется на любимчиков и нелюбимых. Весь мир любим им! Достичь такой Любви не всякий человек способен. Способен лишь тот, кто отбросит своё Эго и растворится во всём, что окружает, оставаясь в то же время независимой частицей всего этого мироздания. Божественная Любовь — это когда любишь всё и всех одинаково, без предпочтения, какой бы ни была роль данного человека в масштабах человечества, сохраняя покой и гармонию в жизни своей и неся Свет Любви негаснущий Творца каждой частице Природы, озаряя и даря каждому встречному Огонь этой силы, разжигая сердца и давая свободу Душам от земных материальных желаний ума. У Божественной Любви нет чувства собственничества, и нет агрессии по защите этой собственности, т.к. все мы являемся частью Творца Единого, а сила Его в нашем Единении в любви с каждым человеком. Тебе ничего не нужно, ты Целостен Изначально. Ты думал, что мир одинаков и что меняется постепенно, очень и очень медленно, ты думалл, что твоя радость зависит от реакции и поступков окружающих, от их Любви или неЛюбви к тебе… и ты перекладывал ответственность на них, забывая, что самое важное и самое сакральное, самое прекрасное сокровище лежит в твоём Сердце. Мы Целостны. Мы Целостны. Мы Целостны. А это уважение ко всем и всему, это следование Зову Сердца вопреки любым обстоятельствам. Ты не перестаёшь видеть страдания и мотивы других, но у тебя нет к ним претензий за то или иное действо. Любовь не умеет судить, Любовь не умеет требовать, Любовь никогда и ничего не навязывает. Потому что Она – Любовь. Вечная, Живая, Дарующая, Настоящая, Искренняя… Любовь не заботится о внешней красоте форм, пытаясь за ней скрыть свои недостатки, но все формы Её истинного проявления прекрасны сами по себе. Любовь не может иначе. И эта Любовь – Ты…

Обласкать, залить Любовью, Обласкать, прижать к груди, Неделимы мы с тобою, Плоть от плоти от Земли, Духом в каждый миг сливаясь В Единении Дарить Нежно Сердцем обнимаясь, Учимся всё более Любить. Мы пришли сюда из Света, В Свет обратно и уйдём, Не ища уже ответа, Будет радостен Подъём! Повзрослели наши Души, Завершили все дела, Ясны стали очи, уши, И очистились тела. Мир в стремительных процессах: Изменения во всём, В наших Общих интересах: Гайю дружно Вознесём! Вознесём своей Любовью, Светом Радостных Сердец, Все дороги нам откроет Из Любви святой Творец. Кто куда, зачем, на сколько… Это всё вопросы от ума, Принимаем Свет постольку, Как готовы принимать. Всё Даровано Всевышним, Всё открыто Всем Сердцам! Зов был дан, и всем он слышен, Открывайся Небесам! Открывайся в полной мере, Сбрось иллюзии всех слов, Будет на Душе светлее, Улыбнёшься после долгих снов. Льётся Свет с Небес на Землю, Льётся Каждому в Сердца, Посмотри наверх, я Верю — Ты увидишь Свет Отца! Все, Всегда — Благословенны, И Пути здесь неизменны: Завершая долгий Путь, Открывается вся Суть, Через долгие страданья Раскрывается Цветок, Проходя все испытанья, Крепнет Дух, закончен Срок. Принимай… в Любви и Мире… Принимай Весь Свет Небес! Принимай, Врата открыли, Нету никаких завес!

Преображение

Безусловная любовь

Отдавайте, ничего не ожидая взамен. Брать и отдавать. Святая любовь. Единство Душ.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Православная Жизнь

Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.


Если мы внимательно читаем Священное Писание Ветхого Завета, то увидим некую, на первый взгляд кажущуюся, непоследовательность. Так, в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится следующее: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Но уже в следующем, 27-м стихе сказано нечто другое: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Таким образом, мы видим, что изначально человек был «запланирован» как образ и подобие Божие, но в результате Адам был создан только как образ Божий. В связи с этим многие церковные критики указывали на нелогичность Библии и наличие в ней явных ошибок и несоответствий. Так ли это на самом деле?

Святые отцы, толкуя вышеприведенные стихи из Книги Бытия, полагали, что никакого несоответствия или логической ошибки в них вовсе нет. Понятия «образ» и «подобие» между собой соотносятся как нечто статичное, то есть данное человеку изначально, и нечто динамичное, то есть такое, что сам человек призван в себе развивать. Так, преподобный Иоанн Дамаскин о. Другими словами, «образ» – это некий задаток человеку, те условия, благодаря которым он может направляться к обожению, а подобие – это не что иное, как сам процесс обожения или уподобления Богу. При этом большинство святых отцов указывали, что образ Божий выражается в тех свойствах человеческой природы, которые «роднят» его с Богом, например: уме, свободе, бессмертии и способности к творчеству. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский замечает: «То, что человек возник по образу Божию, некоторым
пришло на ум понимать как разумность и свободу воли, а
другим – как главенство и высоту господства, ибо и в том, и в другом создание может отображать Создателя».

Но в то же время некоторые богословы, как, например, в частности, В. Н. Лосский, полагают, что образ Божий во всей его полноте непознаваем, по той причине, что и Сам Бог, как Первообраз, по Своей природе непознаваем для человека. Владимир Николаевич пишет: «Образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в каждом из нас заложен образ Божий, который проявляется в тех или иных свойствах человеческой природы и который отличает человека от прочего творения, тем самым приближая его к Творцу, но в то же время одно наличие образа Божия не принесет нам никакой пользы, если мы не направим его в правильное русло и не будем стремиться к богоподобию, в чем, собственно, и заключается цель нашей жизни.

Образ и подобие Божии

Понятие об образе Божием

Человек появился не случайно, не в ходе эволюции, а в результате дарования Богом Своего образа Своему творению.

И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»

(Быт. 1:27).

Из всех существ видимого мира ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК сотворен по образу Божию.

Свт. Василий Великий

: «Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу своего Творца».

Святые Отцы видели богообразность в:

✦ в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над другими творениями видимого мира; ✦ в бессмертии души, ✦ в способности души к богопознанию; ✦ в разуме и свободе; ✦ в духовности.

Образ Божий

— это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами.

Образ Божий в человеке не может быть уничтожен, его невозможно сделать нравственно негативным, можно лишь ослабить его влияние в человеке через совершение грехов.

Как выявить богообразные свойства в человеке?

Если рассматриваемое свойство человека имеется в Боге и отсутствует в неразумном тварном мире, — то это одно из проявлений образа Божия; если же его нет в Боге, но оно присутствует в тварных существах, не имеющих образа Божия, — то это свойство тварной природы.

Чтобы приблизиться к уяснению понятия «образ Божий», святитель Григорий Нисский

предлагает пример с зеркалом. Зеркало, когда устроено искусно и сообразно с потребностью, тогда на чистой своей поверхности в точности показывает черты видимого в нем лица.

То же произошло и с душою: приготовив себя сообразно с потребностью и отринув от себя всякую вещественную скверну, она отразила в себе чистый Образ ничем не поврежденной Красоты.

Изучая феномен зеркального отражения, можно сделать несколько важных наблюдений.

✦ Человек отражается в зеркале, и это отражение правомерно считать образом человека.

✦ Зеркальное отображение имеет двойную принадлежность: конкретному человеку и конкретному зеркалу.

✦ Отражаясь в зеркале, человек не утрачивает чего-либо в своей природе, но и не приобретает.

✦Даже если зеркал будет множество, отражаясь в них, человек остается неизменным.

✦При отражении человека природа зеркала также не изменяется. Отражение – реальное явление, но оно не есть часть природы зеркала.

✦В разных зеркалах один и тот же человек отражается по-разному в силу уникальных свойств каждого зеркала (кривизна, неровности, шероховатость, качество отражающего слоя и т. д.).

Человек может не только отражаться, но и отражать, т. е. быть в определенном смысле зеркалом для Бога.

Тогда в отношении образа Божия в человеке справедливы нижеперечисленные соображения.

1. Каждого человека можно уподобить духовному зеркалу, в котором отражается Бог.

Отражение Бога в человеке — это и есть образ Божий.

2. Образ этот принадлежит Богу, так как это Его «отражение» (как и мы, смотрясь в зеркало, говорим: «это я»). В то же время отображение Бога в человеке принадлежит и человеку, ибо именно человек есть носитель образа Божия.

То есть образ Божий имеет двойную принадлежность.

3. Отражаясь в человеке, Бог не утрачивает чего-либо в Своей природе и не приобретает: несмотря на то что людей необозримое множество, отражаясь в них, Бог остается неизменным

.

4. Отражение Бога в человеке не устраняет его тварности, не изменяет онтологический статус человеческой природы, т. е. она всегда остается человеческой даже при восхождении на высшие ступени святости.

Образ Божий — реальное явление, но он не есть часть природы человека — это ни дух, ни душа, ни тело, но высочайший божественный дар.

5. В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, в силу уникальных свойств каждой личности.

На основании Предания Православной Церкви об образе Божием можно сказать следующее:

1. Образ Божий в человеке позволяет преодолеть пропасть трансцендентности между Творцом и творением, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним.

2. Образ Божий является онтологическим основанием для общения человека с другими личностями: Богом, ангелами и людьми.

3. Образ Божий является сущностной характеристикой человека и отличает его от всех иных созданий в чувственном мире.

4. Образ Божий, реализовавшись в каждом конкретном человеке при рождении, далее уже неуничтожим. Он не может быть устранен личным грехом или «похищен» смертью.

Самое существо души нашей — образ Бога.

И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим!

5. Образ Божий является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возводящим к Нему.

При чистоте образа Божия человек становится удобопреклонным к добру.

6. Энергийный аспект: образ Божий позволяет человеку участвовать в божественной жизни. Он имеет внутреннюю благодатную преображающую силу. Он воздействует на человека, формирует его и призывает ко благу (например, через голос совести).

7. Сила образа Божия может быть значительно ослаблена греховной безобразной жизнью и, наоборот, воссоздана через Крещение, покаяние и доброделание.

8. Наличие образа Божия усматривается в божественных качествах или высших проявлениях человека.

Они именуются чертами (проявлениями) образа Божия. Однако эти черты и сам образ Божий — не одно и то же, подобно тому как свет и тепло есть проявления (качества) солнца, но сами по себе солнцем не являются.

Черты эти обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией.

9. Человек, живущий в соответствии с образом Божиим, преображается и совершенствуется; этот процесс именуется достижением ПОДОБИЯ БОЖИЯ.

10. Образ Божий, запредельный для телесных чувств, слова и разума, можно «увидеть» в другом человеке посредством христианской любви.

Любовь к человеку в истинном, евангельском смысле есть стремление к самому ценному в нем — к образу Божию, поэтому любовь к Богу и к ближнему — по сути два проявления единого стремления к Богу. В себе же самом человек может узреть образ Божий через покаяние.

11. Как отражение в зеркале не есть часть природы зеркала, так и образ Божий — не часть человеческой природы, но неотъемлемое свойство человека.

Образ Божий не заключен в какой-либо части человеческого естества, но принадлежит всему человеку в целом.

12. В каждом человеке образ Божий реализуется неповторимо по причине уникальности человеческих личностей.

Бог есть Троица, и в человеческой богообразности святые отцы усматривали тройственность. В человеке есть ум, слово и дух. Ум — Отец, Слово — Сын, Дух Святой — дух.

В строгом смысле Образом Божиим является Сын Божий, а каждый человек создан по образу Сына Божия и является «образом Образа», то есть слово «образ» относится ко второй Ипостаси Пресвятой Троицы, а выражение «по образу» – к человеку.

Данное различение представлено в Священном Писании в посланиях апостола Павла. Он говорит о Сыне Божием как образе Отца (см.: 2 Кор. 4: 4; Флп. 2: 6; Кол. 1: 15; Евр. 1: 3) и о людях как подобных образу Сына: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями»

(Рим. 8: 29).

Поскольку все люди имеют образ Божий, то каждый человек достоин почтения вне зависимости от личных и нравственных качеств.

Климент Александрийский

: «Когда вы видите брата или сестру, вы видите Бога».

Св. Нил Синайский

: «Каждого человека мы должны почитать как бога после Бога».

Составлено на основе лекций прот. Вадима Леонова и его книги «Основы православной антропологии». М., 2013.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]