Дети и пост: нужно ли соблюдать и как не навредить

Лишь немногим из нынешних родителей посчастливилось усвоить традиции поста в детстве. Большинство выросли в семьях далеких от веры. Легко и органично предлагать ребенку и требовать с него родитель может только то, что сам видел в детстве. Важно понимать всем своим существом, сердцем, телом и душой, как наши требования воспринимает ребенок. Часто мы не понимаем правильность или несоразмерность требований, с которыми нам самим в детстве сталкиваться не приходилось.

В подобных случаях стоит руководствоваться принципом «не навреди» и обращаться за помощью и советом к священнику, людям с большим опытом церковной жизни, родителям, вырастивших детей.

Если в семье есть те, кто не постится — надо быть особенно аккуратным. Предположим, что в семье постится только один из родителей. Или мама — беременная, кормящая или папа невоцерковленный. Задача для ребенка в этом случае представляется более трудной. А родителям в этой ситуации потребуется большая мудрость и обходительность. Важно, чтобы постящийся родитель не осуждал непостящегося ни вслух, ни про себя — ведь дети чутко улавливают подтекст. А ребенок — думающий, что он делает правильней, чем папа или маме, постясь — вообще нонсенс. От поста «назло папе» будет больше вреда, чем пользы на всех уровнях.

Пост — не диета

Диета — это что-то для здоровья, что-то ради себя самих. Диета — набор ограничений в пище, предполагающий видимый результат — отсутствие аллергии или похудение.

Пост, пощение не имеет зримого результата, и это может быть непростым фактом для ребенка-дошкольника. Поэтому начиная и выстраивая пост, нужно объяснить ребенку ,что это такое, зачем это занятие нужно.

Мы постимся, чтобы научиться отказывать себе в привычных удовольствиях. Мы постимся, чтобы подготовить себя к празднику. Дети-дошкольники — существа более чистые. И постятся они просто как члены своей семьи, из любви к маме и папе и подражания, естественного желания быть похожим на родителей. Потому что семья — одно целое. Пост в этом возрасте принимается ребенком безусловно, как одна из традиций семьи. А традиции не оцениваются и не обсуждаются. Им просто следуют ими живут.

Маленькие дети — большие «традиционалисты». Они любят повторяемость, узнаваемость событий. И если ограничения поста облечь в красивую, доступную осознанию ребенка форму, детям не будет трудно.

Дети- школьники учатся быть взрослыми. И навык, труд и испытания поста — необходимый для них урок. Подростки, выросшие дети любят принимать решения сами. Родители уже не могут навязывать им свою волю. Это возраст, когда человек учится брать ответственность на себя и видеть последствия своих выборов. Если ребенок, постившийся в детстве, теперь от поста отступает, он увидит, что сам себя обокрал. Исключения представляют дети, которых постились слишком строго.

Мышление

Уровень мышления, развивающийся на шестом году жизни, позволяет ребёнку проявлять следующие способности:

  • выносить из ситуации урок, делать вывод;
  • противопоставлять и сравнивать предметы и события;
  • группировать объекты, животных и насекомых по общим признакам;
  • описывать изображённое на картинке, строить простой рассказ;
  • придумывать, чем бы мог закончиться рассказ или фильм, если бы герой поступил иначе;
  • применять теоретические знания на практике.

Справка! В 6 лет правое и левое полушарие ребёнка развивается в одинаковом темпе.

Зримость и осязаемость «постного времени»

Длительность, протяженность поста для маленьких детей хорошо бы сделать осязаемой — например, создать традицию отрывать вечером, после молитв, листочек на календаре и видеть, как делается тонкой стопка листов, последний в которой — день большого праздника, день окончания поста. Можно нарисовать календарь поста, и ребенок будет ежедневно закрашивать еще один кружок, осознавая, что еще один день поста прошел, а праздник — приблизился.

В книге И.Шмелева «Лето господне» замечательно описан пост глазами маленького ребенка.

Особая «постная» клеенка или занавески, телевизор, покрытый платком, убранные «королевские платья» могут стать для ребенка знаками поста. Одни — непостные — предметы, события ушли, другие — появились. Они не лучше и не хуже, они просто другие.

«Некогда на службу»

spbda/www.flickr.com

Это неправильный, нецерковный эпитет, но я бы сказала, что богослужения Великого поста… волшебны. До замужества мне посчастливилось какое-то время прожить при женском монастыре, и два Великих поста в своей жизни я бывала в храме почти ежедневно, вызубрив Псалтирь и выучив последование литургии Преждеосвященных Даров не хуже привычной литургии Иоанна Златоуста. Это незабываемый, очень вдохновляющий опыт.

Но — «это было давно и неправда». Все истирается, уходит из памяти год за годом и день за днем. Появляясь в храме лишь с детьми на воскресной литургии, сложно уловить особые мотивы поста, услышать его удивительные струны: скорбные и суровые, светлые и умиротворенные, строгие и решительные… Очень хочется в этот пост побывать и на Преждеосвященной, и на вечернем чтении Великого канона. Парадоксально, но в прошлом году с тремя детьми мне было сделать это даже проще, чем когда-то давно с одним: поначалу еще кажется, что ты слишком многого «не можешь» с ребенком. А потом со временем приходит понимание, что с одним ребенком ты, возможно, еще могла бы и в космос слетать…

Пост и школьники

Традиционно для учащихся делаются некоторые исключения из правил поста. Важно, чтобы школьник, который желает поститься, не оставался голодным весь день. Это не полезно ни для тела, ни для психики. Голодный ребенок — нервный или переутомленный ребенок. В таком состоянии усваивать информацию трудно, а конфликты в семье спровоцировать легко.
А ведь в светских учебных заведениях не кормят постной едой. Более того, учителя и педагоги продленки из числа людей нецерковных , могут быть уверены, что пост для ребенка вреден и невозможен. И могут давить на вашего постника, заставляя его съесть сосиску или котлетку.

Родители вместе с подросшим ребенком должны придумать, как аккуратно, не привлекая к себе особого — жалостливого или хвалебного внимания, поститься в школе. Педагогов, наверное, стоит предупредить, а для одноклассников придумать надлежащие слова.

Что должны знать перед школой?

Важно, чтобы шестилетний дошкольник владел следующими знаниями:

  • знал своё ФИО;
  • знал имена и фамилии родителей;
  • умел рассказать о том, кем работают родители;
  • помнил наизусть свой домашний адрес и телефон;
  • ориентировался во времени суток;
  • помнил последовательность времён года;
  • помнить сколько часов в дне, дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году;
  • знал названия дней недели и месяцев в году;
  • знал основные цвета;
  • знал основные пространственные понятия: сверху, снизу, справа, слева, между;
  • умел рассказать о себе.

Не афишировать пост — не стесняться поста

Дети не любят отличаться от других — и поэтому среди непостящихся одноклассников пост вдвойне тяжел. Учитывайте это, отмечайте старания ребенка. Одно дело, когда ты любимых мясных продуктов весь пост не видишь и не искушаешься. И совсем другое — когда почти все вокруг едят твое любимое мороженное.

Говорите ребенку, что такой пост дорогого стоит. Ребенок, который учится поститься, оказывается в меньшинстве. Мир вокруг живет по-прежнему. Не закрываются театры и рынки, как было до революции в России.

Ему нужно плыть против течения. Примеры из книг-мемуаров двадцатого столетия, эпизоды жизни новомученников могут помочь. Поговорите с ребенком о тех трудностях, с которыми он сталкивается. Не оставляйте его с ними один на один. «Ты же, когда постишься, умой лице свое и намажь волосы своя елеем…..»

Очень важно, чтобы ребенок перед другими, неверующими членами расширенной семьи (бабушками и дедушками) не кичился тем, что он постится, не строил из себя мученика и жертву, не рассчитывал на похвалу и жалость. Ты постишься для себя и для Бога. Это ваши личные отношения.

Ограничения поста для маленьких детей — в основном ограничения на развлечения. Многие дети нуждаются в молочной пище. Но почти все могут себе позволить не есть сладкого, не смотреть мультики, на время поста прекратить те или иные развлечения. Не играть в компьютер, предельно ограничить пользование Интернетом. Заменить эти занятия на другие, требующие сосредоточения, а не расслабления — вот это будет для школьника настоящим усилием.

Для братьев и сестер стараться меньше ругаться и ссориться — отличное ограничение, которое может быть принято на постное время.

Для ребенка труд поста — ограничить себя в любимом, очень приятном. И если ребенок не решается отличаться от ровесников настолько сильно, или физическое здоровье ему этого не позволяет — то можно отказываться просто от вкусного, определенным образом приготовленного блюда.

Если ребенок настойчиво просит определенный продукт — это вряд ли прихоть. Пищевые желания маленьких детей похожи на причуды беременных женщин.

Частное мнение: на мой взгляд, если ребенок-дошкольник в пост систематически просит какой-либо продукт (из основного списка белковых или молочных продуктов) — лучше ему дать возможность это съесть. Приурочить такое «нарушение поста» можно к воскресенью, спросив мнение священника о разного рода отступлениях еще до начала поста. Дети очень активно растут — и иногда желание съесть творог или желток обусловлены не прихотью или лакомством — а насущной потребностью организма. Но только желаемый продукт должен быть приготовлен без изысков, максимально просто и может быть даже без соли — чтоб менее вкусно было. Ребенок и сам, понимая, как взрослые и братья и сестры отказываются от любименького, вкусненького, научится себя ограничивать. Постепенно возникнет культура поста. А мера его будет вырастать вместе с ребенком.

«Маме можно»

Laura Gilchrist

Кормящей маме, беременной маме, усталой маме, болеющей маме… Иногда с полезного и вполне обоснованного послабления в говении начинается маленькая катастрофа. Казалось бы, пост не в пище и питии, точнее, не только в них, а чрезмерное воздержание иногда вредит здоровью и таким образом мешает исполнять материнские обязанности. Но верно и другое: когда послабление становится расслаблением, Великий пост неожиданно быстро и бесследно пролетает мимо тебя, не оставляя к Пасхе даже ощущений «работника одиннадцатого часа».

При всех необходимых послаблениях хотя бы минимальные физические признаки поста необходимы. Это может быть пустой творог вместо творожного десерта, отказ от конфет и прочие безвредные ограничения, но именно они будут буднично, рутинно, постоянно напоминать нам здесь, в быту, о причастности громаде церковной традиции. Собственно, это тот минимум говения, который можно предложить и детям без какого-либо вреда для растущего организма.

Старшие дети и малыши, которые еще не постятся

Подросшим детям, на которых распространяются уже строгости поста, непросто наблюдать как малыши, их младшие братья и сестры едят что-то для них недозволенное. Лучше эти моменты перенести на первую половину дня, когда старшие в школе.

В глазах старших пост должен стать привилегией взрослых. Процессом, делом, до которого нужно дорасти. «Ты постишься как взрослый, но зато ты как взрослый, вместе с папой можешь поехать в поездку или пойти с мамой в гости без малышей». Разрешение поститься должно стать приближением к родителям.

Пост можно представлять как привилегию, как дело «только для взрослых», до которым малышам надо еще дорасти. Говоря современным языком «поднимать рейтинг поста». Поститься должно быть почетно. Подрастающий ребенок понимает, что разделяя с родителями пост, он заслуживает их уважение. Общий труд поста должен сближать, а не разделять родителей и старших детей.

Особенности малышей в шесть годиков

Шесть лет – это старший дошкольный возраст.

Безусловно, к этому времени уже просматривается личность ребёнка, его психотип и предрасположенность к определённому роду занятий.

Однако, при анализе уровня развития стоит ориентироваться на усреднённую планку навыков. Малыш должен уметь:

  • находить различия между двумя предметами;
  • беспрерывно заниматься чем-то (упражнением, игрой) дольше 15 минут;
  • подражать – в этот список входит мимика, жестикуляция и даже копирование рисунков;
  • запоминать до 10 предметов (к примеру, что лежит в ящике стола);
  • вести диалог — осмысленно отвечать на вопросы и задавать их;
  • запоминать короткие отрывки прозы и стихи длинной не более четырёх предложений;
  • узнавать песню или рассказ по отрывку;
  • находить «лишний предмет» из предложенного списка и обосновывать свой выбор;
  • складывать мозаику, конструктор или лепить фигурку по образцу;
  • рисовать – на рисунках ребёнка чётко распознаются, животные объекты и т. д;
  • заполнять рисунок цветом – раскрашиванием, штриховкой;
  • писать буквы и цифры или хотя бы часть из них;
  • кататься на трёхколёсном велосипеде или самокате;
  • самостоятельно совершать гигиенические процедуры, одеваться, обуваться, раздеваться и т. д;
  • уметь аккуратно вырезать ножницами;
  • ориентироваться в пространстве – понимать, где лево, где право, где верх, а где низ.

Этот перечень умений свойственен как мальчикам, так и девочкам.

Вкусные традиции и воскресные радости: культура поста

Постная еда не может быть очень вкусна. Это наш испорченный вкус городских жителей привык ко всяким изыскам. А дети, особенно дошкольники, любят еду простую по составу и приготовлению. На время поста есть свои лакомства, а у каждого из четырех постов свое «коронное блюдо».

Хорошо, если в семье возникает традиция готовить что-то особенное, постное, но вкусное по воскресеньям. Что-то, что подается к столу именно в пост: засахаренные орешки, особенные сухофрукты или мармелад, специальная постная коврижка или печеные яблоки. Это будет необыкновенно, это запомнится.

Речь

К 6 годам ребёнок должен уметь:

  • произносить и использовать в своём лексиконе слова, состоящие из трёх и более слогов;
  • оперировать сложными предложениями;
  • употреблять в речи простые и сложные предлоги;
  • образовывать сравнительные степени от прилагательных;
  • использовать в активном словарном запасе антонимы, синонимы, родовые понятия;
  • пересказывать услышанные сказки;
  • придумывать собственные истории;
  • понимать и использовать логико-грамматические конструкции.

Спрашивать с каждого по своей мере

Все дети по-разному переживают голод или ограничения в сладостях. Есть и те, кто совсем не может потерпеть. Многие дети в силу проблем со здоровьем или повышенными нагрузками не могут поститься.

Надо помнить, что пост — это прежде всего усилие, тренировка воли. Пост — дело добровольное. Но воля ребенка еще не созрела. Она, как говорят психологи, находится в стадии формирования. Родители могут помочь этому процессу. Но если взрослые не чувствуют и не осознают индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и накладывают на него ограничения непосильные, возможен выраженный «откат» от веры в подростковый период. В пост оценивать надо усилия, а не результат. Успехи детей стоит отмечать похвалой, а провалы — сглаживать.

Мелкая моторика

В 6 лет дошкольник должен легко справляться со следующими задачами:

  • рисовать карандашом, фломастером, мелком;
  • двигать ладонями в соответствии с ритмом обучающего стишка «ладушки-ладушки», «сорока-ворона» или считать, загибая пальчики;
  • играть с пазлом или конструктором;
  • лепить из пластилина или кинетического песка;
  • рисовать пальцем по крупе или песку, отделять один вид крупы от другого, или как альтернатива – перебирать пуговки по размерам;
  • зашнуровывать, завязывать и развязывать ботинки самостоятельно;
  • играть с пальчиковыми куклами.

Пост с точки зрения психолога

Домашний тест — ждут ли дети очередного поста с ужасом или «постными» лицами или радуются: вот, скоро опять пост, и мы будем печь постные пирожки, а там скоро и Рождество? Думают ли: мама ( папа) в пост особенно строгие, сердитые. Или особенно внимательные, и мы смотрим диафильмы, до чего в обычное время руки не доходят.

Крайне важно, чтобы не было слома воли с одной стороны и не возникало желание лукавить, кривить душой, лакомиться тайком с другой стороны.

Но если культура поста не привита с детства в семье, взрослому человеку усваивать ее быть очень трудно. Девочки не научатся с детства постной кухне, а мальчики так и не смогут представить себе жизнь без масла и мяса.

В наше время поститься не так просто — ведь это противоречит лозунгу «возьми от жизни все». Мирно проводить пост надо учиться, учитывая ошибки свои и чужие. И мы, родители, часто учимся поститься вместе с детьми.

Социальная сфера

Дошкольник, даже при том условии, если он не ходит в детский сад, осознаёт себя частью социума и владеет простыми навыками коммуникации:

  • здоровается и прощается;
  • благодарит за услуги и подарки;
  • стремиться быть понятым как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников;
  • проявляет симпатию и антипатию к людям;
  • активно включается в коллективную деятельность;
  • проявляет целеустремлённость и терпение, при воплощении поставленной задачи.

Развивающие мультики

Развивающие мультики для дошкольников должны в лёгкой, ненавязчивой и развлекательной форме доносить простые истины. Это могут быть физические свойства предметов, рассказы о дальних странах, понятия о добре и зле или нормы поведения согласно половому признаку.

Среди русских мультфильмов особенно выделяют:

  • Фиксики;
  • Смешарики;
  • Пин-код;
  • Гора самоцветов;

Шесть лет – это тот возраст в, в котором ваш ребёнок прощается с беззаботными буднями в детском саду и делает первый шаг на пути к взрослой жизни – поступает в школу. Позаботьтесь о том, чтобы малыш не испытывал трудностей с адаптацией, и заранее подготовьте его к новому этапу. Развивающие игры, занятия и игрушки вам в этом помогут.

Интеллектуальная сторона

Благодаря жажде познания и тяге ко всему новому, 6-летний ребёнок отличается следующими интеллектуальными способностями:

  • формирует и задаёт вопросы;
  • запоминает и использует полученную информацию в диалоге;
  • производит простой звуковой анализ слов;
  • знает, как поддержать разговор со сверстником или взрослым;
  • способен на длинный монолог;
  • умеет кратко пересказывать увиденное или прочитанное, отделяя первостепенное от второстепенного;
  • способен коллективно фантазировать со сверстниками, совершенствуя и дополняя правила старой игры.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]