Боюсь, что в Церкви нет благодати. Верить ли старцам?


ТОП-10 православных сообществ «ВКонтакте»

«ВКонтакте» — одна из самых популярных социальных сетей на просторах СНГ, в том числе и среди православных христиан. Мы много времени тратим на поиск в соцсетях интересной и полезной информации и далеко не всегда находим искомое.

Чтобы облегчить труд нашим читателям, представляем им подборку из десяти сообществ «ВКонтакте», которые могут оказаться полезными или поднять настроение, что тоже бывает очень важно:

1. «Верую † Православие« — считается самым популярным православным сообществом «ВКонтакте». Подписчиков сообщества, которых уже более 700 000, его создатели радуют цитатами из святых отцов, рассказами о праздниках, храмах и духовной жизни, творчеством церковных писателей и другими интересными материалами. У сообщества только один существенный недостаток — это паблик, а значит его можно только читать, а общаться здесь не получится.

2. Группа «Православие † Ορθόδοξη Εκκλησία« лишена этого недостатка. Помимо разнообразного интересного контента, здесь доступна функция обсуждения и можно общаться на актуальные темы в сфере собственной духовной жизни, а также делиться с другими участниками интересными материалами, помещая их на стену. Девиз группы: «Не судите, да не судимы будете» — настраивает участников на безконфликтное общение, поэтому здесь уже более 85 000 участников.

3. Группа «Православие« также является одним из наиболее популярных сообществ верующих «ВКонтакте», в ней состоит более 80 000 человек. Среди дополнительных плюсов группы можно отметить возможность попросить участников о помощи или задать свои вопросы священнику. Также здесь довольно часто проводятся конкурсы рисунков или литературного творчества среди участников.

4. «Православная женщина« — тематическое сообщество. Это группа не только для женщин, но и о женщинах, которая раскрывает миру душу православной христианки. Здесь много трогательных рассказов из жизни святых или христианского опыта каждого из нас. Также в группе часто можно встретить статьи православного интернет-жунала «Матроны.ру».

«Православная женщина» — ещё и своеобразный клуб знакомств, где можно отыскать свою вторую половинку. В сообществе более 80 000 человек.

5. «Православная психология« — тематическая группа, посвящённая нашему внутреннему миру, межличностным и внутрисемейным отношениям. Более 55 000 участников, которые имеют возможность решать свои душевные проблемы, пользуясь советами священников и профессиональных психологов.

6. «†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ РЕЦЕПТЫ†« — группа для тех, кто хочет научиться готовить постную пищу и вообще разнообразные блюда постной кухни, узнать о сути и смысле поста, а также получить пользу для своей души, почерпнутую из святоотеческих изречений и выступлений современных пастырей. Об интересе к данной тематике говорит количество подписчиков, которое перевалило за 90 000 человек.

7. «Православные шутят!« — самая крупная группа православного юмора «ВКонтакте», в которой уже больше 80 000 участников. Участникам сообщества предлагают смешные картинки и фото, а также короткие смешные рассказы и анекдоты. Юмор качественный и приличный. Также есть возможность самому предложить что-то интересное, пообщаться с друзьями или попросить молитвенной поддержки.

8. «[АПС] Академия Порядочных Семинаристов« — группа с более чем 15 000 участников, которая позиционирует себя как «сообщество адекватного Православия». Её материалы носят в основном юмористическую или миссионерскую направленность.

9. «Типичный пономарь« — ещё одна хорошая юмористическая группа православных христиан. Как следует из названия, её основателями и основными участниками являются церковнослужители и православная молодёжь. Тут можно не только почитать что-нибудь смешное, но и спросить совета по части церковной жизни. Вам обязательно помогут!

10. «Подслушано в храме« — группа, которая также посвящена церковному юмору, шуткам и забавным историям, в которой более 6 500 участников. Формат популярных пабликов «Подслушано» подразумевает анонимную публикацию различных историй, но в этом сообществе он претерпел некоторые изменения. Участники группы делятся событиями из жизни, спрашивают друг у друга совета, а также публикуют различные картинки и видео, которые кажутся им забавными.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)27

Боюсь, что в Церкви нет благодати. Верить ли старцам?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день! В последнее время меня охватило уныние, страх, что настали последние времена, что нет благодати Господа нашего в Церквях. Началось с того, что прочла пророчества старцев, которые говорили, что пришли времена последние, что люди, ныне живущие, не смогут понять, что в Церкви Христовой нет Истины Его, и тем погибнут. Что на Восьмом Вселенском Соборе сам Антихрист был. Называли время и примерные годы, когда всё случится. Как укрепляться в вере Христовой? И почему православные старцы называли даты последних времен? Разве Господь не запретил этого?

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Протоиерей Андрей ЕФАНОВ

Добрый день!

Дорогая Анна, в принципе, можно ограничиться хотя бы напоминанием того, что Вселенских соборов всего было семь (можете о них прочитать, например, материал 7 Вселенских Соборов, хотите — посмотрите учебники по истории Церкви или любую энциклопедию). Если человек не владеет такой простой исторической фактологией, о чем дальше можно говорить?

Я не очень понимаю, зачем нужно нагонять страх. Эти «пророчества» появляются время от времени, суть одна: в Церкви оскудела благодать, но есть некоторый «старец» и те, кто вокруг него, и вот у них-то благодать и есть. Ну да, конечно. Вы присмотритесь к этим «старцам», к тем, кто с ними рядом, и вспомните, что, например, один из моментов, по которым еще древние отцы советовали различать духов — это внутреннее состояние, которое возникает от соприкосновения с ними.

Ваше состояние каково? «меня охватило уныние, страх, что настали последние времена». Это и есть ответ.

«Старцев» этих давайте оставим, что они там и почему назвали, мне сказать трудно. Я только знаю, что такие пророчества время от времени прокатываются волной, цепляют людей с не очень крепкими нервами и не в самом лучшем внутреннем состоянии (кстати, очень важно, как в принципе сейчас идет Ваша жизнь и что у Вас внутри) — и вот уже люди идут к этим «старцам», вся их жизнь организуется вокруг «старца», финансы, кстати, тоже. А когда человек начинает задавать вопросы, на него ругаются, кричать и грозят отлучением от «старца». Слово я намеренно пишу в кавычках.

Что делать? Тексты «от старцев» закрыть и не читать. Вести регулярную нормальную духовную жизнь: читать утренние и вечерние молитвы, по главе Евангелия в день и 1-2 главе Апостола (начните с Деяний, далее перейдите к Посланиям). Если такой темп слишком быстрый, сократите объемы напополам или до трети, что неясно — смотрите толкования святителя Феофилакта Болгарского, Толковую Библию Лопухина, дальше посмотрите, этого пока достаточно, думаю. Исповедуйтесь у одного и того же священника не реже раза в месяц и причащайтесь. В храме участвуйте в каждом воскресном богослужении, если получится, было бы хорошо участвовать и во всенощной накануне, в субботу. Поживите в таком режиме месяца три, наверное, чтобы привыкнуть. Немного «оттаете», поучитесь рефлексии (а исповедь ее требует), многое станет понятнее. Походите в Воскресную школу для взрослых, чтобы лучше изучить свою веру. Бог даст, укрепитесь и успокоитесь.

Помощи Божией!

Священник, старец, духовный отец, Святой отец в чем разница?

Священник, Духовный отец, Старец, Святые отцы — много словесных именований, но невоцерковленным людям подчас совершенно непонятно, какие между ними отличия и кто сможет помочь в той или иной ситуации?

Так, например, однажды к нам в Храм зашли взрослые люди – вероятно, дедушка и бабушка, и они искали священника для того, чтобы … тот позвонил и поздравил их внука с Новым годом! И аналогичных, как мне представляется, весьма странных случаев за мой маленький священнический опыт копится все больше и больше. Даже порой кажется, что люди, увы, совсем не понимают глубокого смысла священнического служения.

Между тем, наверняка все слышали такие духовные титулы, как «священник», «духовный отец», «старец», «Святые отцы». Кто же это и в чем их различия, попробую очень кратко раскрыть.

Начнем с того, что святых людей не бывает. Поэтому, если Вы слышите, например, об «изречениях Святых отцов» или о том, что вот такой-то Святой отец говорил что-либо, то знайте: речь идет о тех, кого с нами уже нет. Святые отцы — это те, кто прожил Богоугодную жизнь и через какое-то время по смерти Священным синодом был канонизирован (причислен к лику святых). Это происходит не без воли Божией, процесс канонизации достаточно непрост (часто люди исцелялись от мощей будущего святого с благоуханием и находились другие достоверные факты святости), и его мы сейчас рассматривать не будем, но в действительности Святых отцов здесь с нами, на земле, нет, а вот их различные труды, письма, наставления остались, и они очень емкие, мудрые, авторитетные, потому что не противоречат учению Церкви, более того, выражают четко и понятно учение Христово. К тому же мы, как христиане, понимаем, что Святые отцы живы не телесно, но духовно, продолжая служить Богу в небесном воинстве и помогать нам как молитвой, так и прямым предстательством пред Богом, а зачастую встречаются и чудеса посредством Святых здесь, на земле.

Итак, священник — это христианин, принявший духовный сан священства после определенных духовных трудов испытаний и получения духовного образования, призванный Богом для служения Богу и людям. По данной ему благодати от Бога, через епископа может совершать все богослужения и таинства (за исключением хиротонии, освящения мира и антиминсов). Господь наделил священников особой благодатью, именно через них Господь преподает людям возможность участия в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причастии, Соборовании, Венчании. Господь дал священникам при рукоположении особые дары Святаго Духа, в результате чего у священников развивается духовное рассуждение, и именно на священников возложена обязанность учить людей вере и показывать им путь к Богу.

Духовный отец — это священник, который регулярно исповедует конкретного человека. В результате этого между человеком и священнослужителем достаточно быстро возникает тесная духовная связь. Человек может спрашивать духовные советы и задавать вопросы этому священнику. Так «священник» становится «духовным отцом». Взаимоотношения между верующим человеком и духовным отцом регулируются самостоятельно, где-то это может быть жизнь по совету, где-то может приобретать несколько другой характер. Духовная жизнь невозможна без священника (духовного отца), у которого постоянно исповедуется человек, ведь непосредственно через духовного отца Господь открывает человеку очень важные для самого исповедуемого обстоятельства и дает поводы к размышлению. Каждый священнослужитель (священник), в свою очередь, тоже имеет своего духовного отца, у которого он исповедуется, и, поверьте, удивительным образом, при равных возрастных категориях и духовном опыте, именно через духовного отца Господь преподносит ответ на очень многие жизненные вопросы. Поэтому выбрать постоянного священника, у которого верующий человек будет исповедоваться, просто необходимо.

Старец — опытный подвижник, имеющий духовную силу и мудрость. Старчество – это дар, данный Богом духовному подвижнику. Господь зачастую старцам открывает то, что обычному человеку неведомо, – за их великую веру, смирение, самоуничижение. Старец, как правило, является монахом или священнослужителем, он никогда не превозносится и не никогда не считает себя старцем, не видит в себе совершенства и устремлен сердцем к Богу. Старец — это не милый дедушка с бородой, не волшебник, но проводник к Богу и Божиему промыслу, это тот, кто может помочь просто словом, потому что оно не от себя, а от Бога. Пример старца можно увидеть в фильмах, размещенных в галерее нашего сайта: «Слово Старца», «Советы Старца взрослым и детям».

Подводя итоги, можно сказать, что как священнослужители, так и старцы — это не деды морозы, не требоисполнители, не добрые дядьки и даже не те, кто раздает благословения направо и налево для исполнения желаний во имя человеческого эгоизма. Прежде всего, это служители Божии, задача которых – привести человека к Богу, при этом, если нужно, то пояснить, рассказать, направить, наставить. А подобное возможно лишь в том случае, если человек будет понимать, что желания людей и воля Божия могут сильно отличаться, – в этом скрывается очень многий смысл данного материала.

Рекомендую к просмотру статью: Как правильно обращаться к священникам

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]