В каком храме в Москве находится икона Луки Крымского

В основной своей части православные святые – это люди прославившие духовными подвигами в древние времена, когда церковь часто была гонима от разных правителей. Но не так много христиан, которые прославлены в ликах святых, являющихся, практически, нашими современниками.

Одним из таких святителей и исповедников стал святой Лука Крымский. Известный на все страну хирург показал несгибаемую веру и бескомпромиссность. Наиболее проявились эти качества в эпоху тотального атеизма в нашей стране. Ничего не боясь, он ездил по многим университетам, читал лекции и проповеди, неизменно выходя в черной рясе и нагрудным крестом.

В больницах, где святитель практиковал как врач, всегда были православные иконы, и все операции он начинал только помолившись. Не раз его судили и отправляли в ссылки, но и там он помимо врачебной помощи, проповедовал Слово Божие. В начале Второй мировой войны, он написал Сталину, что готов после войны готов продолжить ссылку, если ему позволят лечить раненых. Многим солдатам он спас жизнь, многих заставил задуматься о Боге.

Закончилась «оттепель» послевоенных лет, и в хрущевское правление гонение на православных христиан усилилось. Святителя Луку вновь посадили в тюрьму, знаменитые Бутырки. Скончался великий исповедник и сподвижник веры в Симферополе и был погребен в женской обители у храма Святой Троицы.

Где находятся иконы святому Луке Крымскому

Святитель Лука Крымский считается небесным покровителем медиков, прежде всего хирургов и офтальмологов. К его святому образу приходят с молитвой врачи, перед сложными операциями. Так же он обильно дает помощь всем больным, просящим у его иконы здоровья. Множество свидетельств существует о таких чудесных исцелениях.

  • В женской Свято-Троицкой обители в Симферополе находятся мощи святого Луки Крымского. Там же есть и образ святителя уже отмеченный чудотворениями.
  • В Екатеринбурге построили храм святителя Луки.
  • В Фатеже, маленьком городке Курской области, рядом с больницей, где трудился еще земским врачом будущий святитель, устроено епископское подворье, где на почетном месте находится икона Луки Крымского.

В Москве и Подмосковье тоже достаточно мест, где почитается икона святителя Луки Крымского.

  • В городе Люберцы в храме Преображения Господня находятся икона с частицей мощей в ковчежце.
  • В Москве в храме Иверской Божией Матери на Большой Ордынке, что на Всходне.
  • В знаменитой тюрьме Бутырки построена церковь, в которой так же имеется икона Луки Крымского. Там он отбывал свой первый срок заключения.

Христианские святыни Падуи

После знакомства и двухлетней переписки с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), присылавшем вместе с краткими посланиями фото- и информационные материалы о гробнице и мощах св. Луки, находящихся в его родном аббатстве Св. Иустины, автор этих строк отправился (в 2015 г.) вместе с ним в Падую.


Базилика Св. Иустины в Падуе

Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio Pagnoni), осведомленный заранее о приезде гостя, благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и позже любезно предоставлял необходимые материалы об истории изучения специальной группой ученых мощей (мощи без главы) св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.


Саркофаг с мощами св. Луки

Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.

Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317–361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.

Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV – XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI – XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков – эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.

Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.


Кованый реликварий с дубовой гробницей, где находились останки св. Луки (справа)

Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165–1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105–1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332–363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.

Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи – Альбертино Муссато (1261–1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.


Общий вид часовни Святого Луки


Икона «Распятие» (2008) работы иконописца Джузеппе Пегораро

Часовня Святого Луки украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене часовни высоко висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в некоторых публикациях на русском языке св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори (1915–1962). Он же является и автором восьми бронзовых светильников, освещающих часовню (1, с. 60 ).

В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.


Икона святого евангелиста Луки работы иконописца Джузеппе Пегораро

В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453–1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.


Изображение св. Луки ( фрагмент) на «Алтаре евангелиста Луки» работы Андреа Мантенья

Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316–1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже – императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град – резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.

Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне – провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.

Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.

На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell’Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.

В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов – хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.

Аббат Джулио Паньони подарил автору этих строк копию фотографии останков св. Луки, сделанную после вскрытия гробницы.


Мощи св. Луки. Фото из архива базилики Св. Иустины

18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:

  1. Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
  2. Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
  3. Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.

В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение.

Таким образом, давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу первой. С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. Теперь итальянским ученым предстоит выяснить причины и обстоятельства перенесения святых мощей из Константинополя в Италию и именно в Падую, где они уже несколько веков хранятся как великое достояние всего христианского мира. До настоящего времени история перенесения мощей св. Луки в Падую является загадкой для многих церковных исследователей .

Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.

Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи.


Cвященник Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), бенедиктинский монах и иконописец из Падуи. Фото: Анатолий Холодюк

В своем родном городе священник Джузеппе овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.

В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро – небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897–1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. Джузеппе Пегораро вместе с другими братьями по вере показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.

(Окончание следует)

В чем помогает икона святителя Луки Крымского

По просьбам прихожан, в данное время икона есть почти во всех храмах, особенно вновь построенных. Чаще всего просят о здоровье.

  • К ней часто обращаются хирурги с просьбой правильно поставить диагноз больному перед операцией, так же родственники больного просят не только об успешной операции, но и о врачах, чтобы укрепить их.
  • Святителя, бывшего образцом несгибаемой веры, просят о духовном укреплении в минуты слабости или страха.
  • О благословении родителей и воспитании детей в почитании их.
  • Обращаются и с просьбой о единстве Церкви, о защите веры православной от расколов и ересей.

Святитель Лука Крымский (в миру Валентин Войно-Ясенецкий) всей своей жизнью показал пример любви к людям, в любых ссылках, в совершенно неподходящих условиях он продолжал лечить всех больных бесплатно. Знаменитый его труд «Очерки о гнойной хирургии» был отмечен государственной наградой, а ведь написал его святитель, сидя в очередной раз в тюрьме. Во время войны он сутками работал в эвакогоспитале, но, ни разу не начинал операцию, не помолившись Господу.

Если в доме случилось несчастье, и кто-то заболел, обязательно надо купить икону святителя Луки и молитесь ему ежедневно – святой услышит, и с Божией помощью вы получите ответ. Сделать это можно в интернет-магазине православных товаров ПравЖизнь.

Против «голода духовного»

8 сентября 1943 г. епископ Лука принял участие в Поместном Соборе, восстановившего Патриаршество и избравшем митрополита Сергия Патриархом Московским и Всея Руси. Патриарх в феврале 1944 г. возвел владыку Луку (ставшего к тому же архиепископом и постоянным членом священного Синода РПЦ) на кафедру архиепископа Тамбовского и Мичуринского. В феврале 1945 г. Патриарх Алексий І наградил архиепископа правом ношения креста с бриллиантами на клобуке.

Перед Поместным Собором января 1945 года, владыка Лука единственный из архиереев выступил против процедура выборов Патриарха из единственной кандидатуры, и не пожелал идти на прием к председателю Совета по делам РПЦ, полковнику госбезопасности Г.Карпову, заявив – тот мог бы сам прийти к епископату, «я низко не кланяюсь». В результате участие иерарха в Поместном Соборе было сорвано, а сам он слег с тяжелейшими симптомами отравления.

Архиепископ Лука воспринял потепление (пусть и конъюнктурное) в отношениях государства к Церкви как шанс на свертывание политики государственного атеизма. 15 июля 1944 г. он обратился с письмом к управляющему делами Московской епархии, митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу), где изложил собственную программу активизации деятельности РПЦ и противодействия материализму[1]. В стране, писал он, царит «беспросветная религиозная тьма», народ «дичает в голоде духовном». Рассматривались причины «широкого распространения безбожия в нашем народе и причастном к науке обществе». Им предлагались следующие меры по возрождению христианской проповеди и жизни в СССР:

– развернуть открытие неповрежденных старых церквей и строительство дешевых новых деревянных храмов (разработать проекты таких стандартных церквей); – наладить работу заводиков и мастерских по производству церковной утвари, свечей, иконописных мастерских; – для восполнения клира, в условиях нехватки подготовленных в семинариях священников повести поиск в народе «простых и чистых сердцем овец Христова стада», дав этим «священникам-простецам» необходимый минимум богослужебных и богословских знаний; – открыть воскресные школы для достигших 18-летнего возраста прихожан; – организовать высший богословский институт для подготовки квалифицированных богословских кадров, для которых сделать доступной новейшую богословскую и религиозно-философскую литературу католической и протестантских конфессий, а также изучения «метапсихологии» (новой науки, занимающейся изучением «тех проявлений человеческого духа, которые явно принадлежат к области трансцендентного, но официальной, материалистической наукой игнорируются или даже клеймятся именем суеверий»); – под эгидой церкви начать, «коллективным трудом христиан – ученых всех специальностей», критику антирелигиозной литературы, написание для священников доступной литературы с критикой атеистических нападок на Церковь; – подготовить сборники наиболее ярких житий святых.

Письмо архиепископа Луки вызвало откровенную тревогу у высоких руководителей идеологической сферы СССР. 2 августа 1944 г. начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Г.Александров переслал письмо владыки секретарю ЦК Г.Маленкову. В сопроводительном документе указывалось, что письмо «представляет весьма большой политический интерес». Отмечалось, что автор «выдвигает широкую программу активизации деятельности духовенства и непримиримой борьбы церковников против материализма… Письмо… показывает, насколько далеко идут планы некоторых видных деятелей из духовенства»[2]. Судя по всему, после этого «разобраться» с неудобным иерархом поручили Совету по делам РПЦ, фактически же – органами госбезопасности.

Антицерковное подразделение Наркомата государственной безопасности (НКГБ) внимательно следило за поведением авторитетного иерарха. 4 мая 1944 г. во время беседы в Совете по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Патриарха Сергия с председателем Совета, генерал-майором Г.Карповым, глава РПЦ поднял вопрос о возможности перемещения архиепископа Луки на Тульскую епархию, мотивировал такую необходимость лечения малярии. Однако Г.Карпов «ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов». Патриарху отказали[3].

В служебной записке наркому здравоохранения РСФСР А.Третьякову от 10 мая 1944 года Г.Карпов, указывая на ряд допущенных архиепископом Лукой поступков, «нарушающих законы СССР» (повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии и другое), указывал наркому, что «Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий, изложенных в настоящем письме».

Патриарх Московский и Всея Руси (1945–1970 гг.) Алексий ІІ вынужден был проводить беседы с донимавшим власть архиепископом. Он ценил владыку Луку, надеялся перевести его ближе в Москве. Однако конечным результатом давления режима стало назначение архиепископа на Симферопольскую и Крымскую кафедру РПЦ.

Наука приводит к Богу

… 24 августа 1952 г. крымский архиеерей посетил Патриарха Алексия І, традиционно пребывавшего в это время в своей одесской резиденции. Как сообщал агент МГБ «Петров», архиепископ Лука рассказал о подготовке им нового труда по хирургии, уже составленных семи томах текстов проповедей. Доверительно поделился с «источником» и творческими планами по написанию книги «Дух, душа и тело» (к тому времени уже накопилось 140 страниц рукописи), посетовал: труд лежит как балласт, такие мысли в наши дни не одобряються[11].

В работе «Дух, душа и тело» ученый обосновал предложенное им понятие «христианская антропология». Она, по мысли автора, должна рассматривать человека как единство трёх составляющих: духа, души и тела. Сердце он определял (исходя из евангельских слов Христа) как орган общения человека с Богом, как орган богопознания.

Ученый приводил примеры передачи духовной энергии от человека к человеку (врач и больной, мать и ребёнок, единение симпатий или гнева в театре, парламенте, «дух толпы», поток храбрости и отваги), считая это «духовной энергией любви». Хирурга не удовлетворяло объяснение памяти теорией «молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах» – «кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти». Таковым он считал «дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга». Считая, что «мир имеет свое начало в любви Божией» и людям дан закон «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», свт. Лука был убежден, что должна существовать и возможность осуществления этой заповеди, бесконечного совершенствования духа – вечное бессмертие души.

Желание снять противоречие между религией и наукой как «двумя потребностями человеческого духа», разрешить внутренний кризис «односторонней умственности», разделивший интеллигенцию и народ привели к появлению книги «Наука и религия». Епископ-хирург о, у выдающихся ученых-естественников научные достижения как раз и «рождают преклонение перед мудростью Создателя».

Автор доказывает, что доныне так и не появилось «научных доказательств» отсутствия Бога, и сфера эта лежит «вне компетенции науки»: «легковерно принимая за научные доводы те доказательства, которые приводятся в пользу суждения, что Бога нет, мы забываем выясненные уже Кантом положения, что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть бытие Бога, бессмертие души и свободу воли»[12]. Научные знания имеют относительный и преходящий характер, со временем опровергаясь самой же наукой, «попытка найти переход от животного к человеку привела к полной неудаче»[13].

Библия, о. Геология, археология, палеонтология, филология и другие научные дисциплины «блестяще подтвердили» многие события порядка творения мира Богом и Евангельской истории[14]. Сам Ч.Дарвин (ставший церковным старостой) подчеркивал, что он «никогда не был атеистом», а в «первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом»[15]. «Наука не только не противоречит религии, но более того – наука приводит к религии… Религия движет науку и в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования»[16]. В работе приводились данные профессора Деннерта: из 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой категории, оказалось 2% нерелигиозных людей, 6% равнодушных и 92% горячо верующих.

В английском исследовании «Религиозные верования современных ученых» приводятся результаты письменного опроса 133 известных ученых США и Англии («Противоречит ли христианская религия в ее основаниях науке?»). Были получено 116 благоприятных для религии ответов, среди верующих христиан были названы такие светила науки как Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт. Свт. Лука приводит и цитаты из сочинений Н.Пирогова, в 36 лет ставшего глубоко верующим человеком: «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных… Мистицизм для нас совершенно необходим: это одна из естественных потребностей личности»[17]. Целая 13-я глава книги посвящена анализу «мыслей великих ученых о взаимоотношениях между наукой и религией».

Автор разбирает взгляды на религию видных врачей-психиатров (Мержеевского, П.Ковалевского, Пясецкого, Шилтова, Л.Коха, Лорана). Л.Кох, в частности, писал: «Отчуждение от Бога есть величайшее зло. В нем и для отдельного человека, и для общества созревает самое едкое и ядовитое вещество, которое разрушает нервы… Религия служит лучшим предохранением от многих нервных болезней». Доктор Лоран о: «Действительно, приобщение святых Тайн – великое целебное средство для души и для тела. Это великое утешение для страждущих и скорбящих, оно возвышает дух и наполняет сердце радостью и надеждой»[18].

Сам владыка Лука опросил лично знакомых ему видных ученых – философов А.Введенского и Н.Лосского, анатома М.Лысенкова, физиолога И.Огнева и других, которые «высказались определенно в пользу Библии и других основных истин христианства, как Богочеловечество Христа и Его воскресение»[19]. Далее автор подробно разбирал понятие об основах христианского гуманизма и этики.

Результаты научно-богословских изысканий архииерей излагал верующим в виде антиматериалистических проповедей, чем вызывал серьезное раздражение властей. В записке Г.Карпова в Совет Министров ССР давалась резкая характеристика заслуженному пастырю: «Реакционер и большой фанатик, стремящийся к разжиганию религиозности», который «продолжает оставаться реакционером», его даже предлагалось «в благоприятный момент при наличии надлежащего повода подвергнуть изоляции».

Дошло до личных обращений Г.Карпова к Патриарху. Первоиерарх, ценивший архиепископа Луку, 28 марта 1948 г. принял его для беседы. Крымский владыка прямодушно подтвердил содержание своих «крамольных» проповедей, с воодушевлением рассказал об их популярности у молодежи и интеллигенции, воцерковлении молодых людей. Лишь после настойчивых увещеваний управляющего делами Патриархии протоиерея Николая Колчицкого, епископ-хирург пообещал Патриарху проповедовать только по всокресным и праздничным дням, ограничиваясь толкованием Библии. До конца дней святитель сохранил глубокое уважением и преданность Патриарху, неизменно говоря окружающим: «Патриарха надо жалеть, а не осуждать»[20].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]