Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

Когда говорят о поклонах, то вспоминают о благоговении и смирении. Крестное знамение и поклон — важнейшие ритуальные действия в христианстве. Устав жестко регламентирует разновидности поклонов — верующим людям нужно разбираться в таких деталях. Есть земная и поясная разновидности поклона — обе они ассоциируются с телесными молитвами. В некоторых случаях в храме можно молиться, не кланяясь. Бог допускает подобные вещи, но лучше лишний раз спросить у священника (если сомневаетесь).

Есть общие правила для любых православных богослужений. Так, поясные поклоны предписаны верующим на троекратном восклицании «Аллилуйя» в некоторых молитвах. Иногда преклонения должны быть глубокими, иногда — нет. Согласно правилам, кланяться нужно при:

  • молитвословиях;
  • ектениях;
  • акафисте;
  • осенении Крестом;
  • окончании службы.

Когда полагается креститься без поклонов

В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:

  • Существуют разные виды поклонов.
  • В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
  • Иногда кланяться и вовсе не нужно.
  • Типы поклонов зависят от времени их использования.

В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.

Разновидности поклонов

Преподобный Иоанн Кронштадтский называл склонение головы инструментом, помогающим искоренить гордость, засевшую глубоко в душе. Типиконом предписано два вида преклонений:

  1. Малые, или поясные. Подразумевают сгибание тела в поясе, опуская при этом голову. Как правило, их принято класть во время домашних или соборных молитв.
  2. Великие, или земные. Представляют собой становление на колени, прикладываясь лбом к полу. Например, во время поста их кладут трижды, читая покаянную молитву.

Когда надо креститься с поясным поклоном

Благодаря церковному уставу, малые и великие поклоны неизменно сопровождают все службы. Замирать и спешить не нужно, старайтесь во время чтения или пения действовать синхронно с другими прихожанами. При молитве сперва необходимо креститься, а уж затем совершать поклон. Идея поясного поклона заключается в том, чтобы ваша голова опускалась до уровня пояса (отсюда и название). В церковном уставе прописаны следующие ситуации для поясных поклонов:

  1. При посещении храма (трижды на входе и столько же раз на выходе).
  2. Когда священнослужитель восславляет Троицу.
  3. Прошение ектений.
  4. При молитвенных словах, начинающихся с восклицания «Чистейшую».
  5. При упоминании священником поклонов и поклонений.

Есть в храме слова, запускающие процесс троекратного преклонения. К ним относятся восклицания «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся» и «Святый Боже». Клирос, завершающий пение стихиры, также вынужден кланяться в пояс и одновременно креститься. По три поклона нужно отмерять в ектениях, после первых трех прошений. Дальше в ектениях количество поклонов сокращается до одного.

Кроме этих покло­нов суще­ствуют еще и сле­ду­ю­щие:

При воз­гла­сах «Мир всем» или «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа…», когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет народ, – пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;

  • при отпу­сте без Креста – пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при чтении Еван­ге­лия – стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой;
  • при каж­де­нии – отве­чать кадя­щему покло­ном, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при воз­гласе «Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» – пре­кло­нить голову;
  • при отпу­сте с Кре­стом – поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­нии моля­щихся Кре­стом, Еван­ге­лием, иконой или Чашей — поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­нии моля­щихся све­чами или рукою – поклон без крест­ного зна­ме­ния.

При­ме­ча­ние:

Пра­вила о земных покло­нах не отно­сятся к вос­крес­ным дням. Подроб­нее: О недо­пу­сти­мо­сти земных покло­нов в дни вос­крес­ные.

текст при­во­дится по изда­нию: Пат­ри­ар­ший Пра­во­слав­ный кален­дарь. Настав­ле­ния святых отцов о молитве. 2008. Автор-соста­ви­тель Е.Ю. Голов. Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2007. 5–9 фев­раля.

Когда полагается креститься с земным поклоном

Земные поклоны бывают троекратными и однократными, а их количество зависит от степени торжественности момента. Когда речь заходит о великом поклоне, все вспоминают об истовости, чинности и неторопливости. Перед визитом в храм можно потренироваться у зеркала — у вас непременно получится. Старайтесь избегать моментов, когда поклон накладывается на пение либо чтение молитв — это неправильно. Креститься при поклонах запрещено, нужно разграничивать эти действия. Перечислим фразы и слова, при которых (после или во время) земные поклоны считаются обязательными:

  • «Тебе поём»;
  • «Тя величаем»;
  • «И сподоби нас»;
  • «Достойно».


Сразу отметим, что земной аналог поклона предусматривает опускание верующих на колени и прикосновение лбом к поверхности пола. Особое внимание стоит уделить появлению Святых Даров и великим постам. В это время троекратные земные преклонения сопровождаются сериями из двенадцати малых поклонов. Начинаются такие действия с пятницы и среды, они приурочены к Сырной седмице. По воскресеньям и субботам постовые поклоны не делаются.
Есть моменты, когда поклонами сопровождаются абсолютно все молитвенные стихи («Пресвятая Владычице»). Великопостная вечеря предполагает три поклона во время произнесения ключевой молитвы, также необходимо кланяться до земли при чтении «Господи и Владыко». Помните, что восславление Иисуса Христа — дело ответственное. Лучше лишний раз проконсультироваться со знающими людьми, чем творить обряды неправильно.

Что такое поклоны

Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.

Поклоны бывают:

  1. Поясные. Человек сгибается в поясе при поясном поклоне, не сгибая колен, касаясь рукой пола. Затем выпрямляет спину. Иначе называются «малыми».
  2. Земные. Называются иначе «великими». Человек при земном поклоне падает на колени, касаясь лбом пола. Потом встает, выпрямляется.

Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.

Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.

Преклонение до земли без крестного знамения

Земные поклоны тоже не всегда совмещаются с крестным знамением. Церковные уставы не предусматривают поклонов в случае, когда человек поутру причастился. Это ограничение действует до вечернего часа. Стоит учитывать, что в православной церкви богослужебный день отсчитывается от вечерней службы. Соответственно, причастие датируется вчерашним днем, и поклоны вновь приветствуются.

Вообще, чтобы не ошибиться с земными поклонами, мы рекомендуем внимательно наблюдать за священником. По воскресеньям и в великие праздники низкие поклоны считаются недопустимым действием. Есть также временные отрезки с ограничениями на преклонение колен:

  • между Рождеством и Крещением;
  • Воздвижение;
  • Преображение;
  • Пасха и Пятидесятница.

Богослужение, как вы знаете, делится на регламентированные части. Некоторые этапы тоже не предусматривают наличия земных поклонов. Это Шестопсалмие, Херувимская, Великое славословие и Честнейшая. В процессе пения и ектений также нельзя креститься, а вот поклоном порадовать Всевышнего вполне допустимо. Дождитесь завершения песнопений — после этого начнут действовать совсем другие законы.

Вообще, православные традиции коленопреклонений не поощряют. Длительное стояние на коленях — это католическая традиция. Славяне ограничиваются земным поклоном и не задерживаются в этой позе слишком долго. Низкие поклоны без осенения себя крестом практикуются и в других ситуациях:

  • Литургия Преждеосвященных Даров;
  • День Святой Троицы;
  • вынос чудотворных икон;
  • вынос мощей святых.

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Цер­ковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т.е. не замирая, напри­мер, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед соверше­нием поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при вели­ком поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным уставом, а не от своего грешного самоволия. «Если стоя в цер­кви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный устав, то стараешься удержи­вать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воз­дыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочислен­ного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6,” 6).» (Свт. Фила­рет, митр. Московский).

Положено креститься без поклонов:

1. В начале пения или чтения «Верую…», «Царю Небесный…», «Единородный Сыне и Слове Божий…».

2. На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».

3. В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него (три поклона).

2. При возгласах: «Приимите, ядите…», «Пиите от нея вси…», «Твоя от Твоих…».

3. После пения «Отче наш» на литургии в праздничные и воскресные дни.

4. При возгласе «Святая святым» в празд­ничные и воскресные дни.

5. После пения «Честнейшую Херувим…».

6. Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся…», после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…», перед отпустом (три поклона).

7. На литии (после каждого из первых двух прошений ектений — по три поклона, после двух остальных — по одному). При чтении мо­литвы «Владыко Многомилостиве…» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

8. В начале чтения или пения «Сподоби, Господи…» на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).

9. При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припе­ве) к Спасителю, Божией Матери, святым.

10. При пении «Буди имя Господне…» в конце вечерни и литургии (три поклона).

11. При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.

12. После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем» осеняем себя крест­ным знамением и преклоняем голову.

13. На литургии в начале пения «Херувим­ской» полагаем крестное знамение и преклоня­ем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Гос­подь Бог…» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

1. В дни поста при входе в храм и при вы­ходе из него (три поклона).

2. В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа…», после слов «Тя величаем…».

3. По окончании пения «Тебе поем…».

4. После «Достойно есть» или задостойника.

5. После пения «Отче наш» на литургии в будние дни.

6. При возгласе «Святая святым» в будние дни.

7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим…», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно и во веки ве­ков».

8. В Великий пост на литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Хрис­тов просвещает всех».

9. В Великий пост на литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Да испра­вится молитва моя…» и «Ныне Силы Небес­ные…» преклоняются до земли.

10. В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице…» (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся…» и прочее на великопостной вечерни (три поклона).

11. В Великий пост, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина.

12. В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (три земных поклона).

13. На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена…», преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания мо­литв.

Поясной поклон без крестного знамения:

1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».

2. В конце отпуста, если священник произ­носит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

1. Великим постом, в конце великого пове­черия, при молитве «Владыко Многомилостиве…» преклоняются до земли до окончания молитвы.

2. Великим постом, в конце великого пове­черия, после слов священника «Простите, всечестнии отцы и братие…».

Креститься не положено:

1. Во время чтения Шестопсалмия.

2. Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклонимся», «покланяемся», «кланяемся», «припадем», «припадаем» и т.д.

Не допускаются земные поклоны:

В воскресные дни, в двунадесятые праздни­ки, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны пре­кращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника.

Когда по уставу не положено совершать поклонов

Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.

Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии. Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения. Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]