Милосердие: богословие и жизнь Православной Церкви


Значение в православии

Иисус призвал нас быть милосердными подобно Ему. Все так просто, оказывается, для того, чтобы приблизиться к Создателю, необязательно совершать через силу подвиг молитвенной жизни, постов, если у тебя нет на это сил, достаточно уподобиться Христу в милосердии.


Милосердие Иисуса Христа проявлялось в Его делах

Как православие сообразуется с милосердием? Сделав хорошее дело, обязательно ожидаем награды, похвалы для своей славы, а Библия учит творить добро так, чтобы левая рука не знала, что дает правая.

В Нагорной проповеди (Матв.5:7) Иисус сказал, что милостивые помилованы будут, значит, им простятся все грехи. Творить милосердные дела — дар Божий. Только с сердцем, наполненным истинной любовью, можно делать добро, не ожидая вознаграждения или благодарения.

Дарящий добро благодарит Всевышнего за дарованную возможность стать руками Творца на земле, ибо по тому, насколько мы милосердны, люди могут видеть проявление в христианах Бога. Православное милосердие — добрые деяния, творимые по искреннему желанию сердца, для славы Господней.

По словам Святителя Иоанна Златоуста, именно милосердие делает человека человеком. Время, проведенное без милосердных дел, нельзя считать жизнью.

Иисус говорил, что даст жизнь с переизбытком, имея в виду радость и наслаждение от прожитых дней во славу Ему, а истинное счастье дарит милосердие и благость.

В послании Иоанна 15:16 Иисус подчеркивает, что Он избрал людей, чтобы они приносили плоды, по которым христиан можно будет отличить от неверующих. Многие творят дела именем Господним, но не всех Иисус признает Своими, ибо дела милосердные они делают для своей выгоды или славы.


Православное милосердие — добрые деяния, творимые по искреннему желанию сердца

Плод Духа Святого включает милосердие на основе любви, когда человеческое превращается в Божье. Это не внешнее проявление, а внутренняя трансформация, приобретение новых ценностей в жизни.

№18 (483) / 8 мая ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения

Храмы города Снежинска и округи

Духовные поучения

Дорог… кулич ко Христову дню

Милосердие – одно из малоупотребляемых и малоизвестных сегодня слов русского языка. В храмах православных мы его слышим, да, пожалуй, в докладах о планах социального развития и отчётах об их успешном выполнении время от времени звучит это слово.

Более употребительным оказалось слово «благотворительность», и то пока благотворительность поощрялась государством снижением налогов и другими льготами. Сейчас найти бескорыстного благотворителя очень непросто. Зададимся вопросом: нужно ли милосердие вообще? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лук. 6, 36). И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия». Что же такое милосердие? Обратимся к словарям. «Толковый словарь» Ушакова: «Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается». «Милосердие – деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся и обездоленным». «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля: «Милосердый – в ком есть милосердие. Милосердовать, милосердствовать о ком – соболезновать, сострадать, жалеть или желать помочь». В Православии милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Противоположность милосердия – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. Немилосердие – это разрушение человеческого в человеке, прежде всего в самом немилосердном. «Различен милования образ и широка заповедь сия», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Милосердие проявляется в делах духовных и телесных. Обратимся к опыту Церкви. Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела милости суть следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5, 20), неведающего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды. Именно милосердия требует от человека заповедь Нового Завета: «Милости хочу, – говорит Господь, – а не жертвы». В чем же разница – ведь и милостивый отдает, и жертвователь тоже отдаёт? А разница в самих отдающих. Для милости нужно быть милосердным, то есть иметь личность (сердце), способную любить и верить – без веры и любви нет милосердия, и тщетна жертва дающего. Милосердие достигается личной нравственной полнотой. На это указывает заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк, 10, 27). Именно в милосердии человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума (Мф. 22, 37). «Не бедные имеют нужду в богатых, а богатые в бедных», – пишет святитель Иоанн Златоуст. К благотворителям без любви обращается святой апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. …И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 1, 3). Тщеславие и гордость убивают милосердие, не идут на пользу дающему и самолюбование, самовосхваление, кичливость. Нередко мы подаём, чтобы отвязаться от просящего; это тоже не спасительно для нашей души. Милосердовать можно только «ближнему своему». Но как во времена библейские, так и сейчас многие просто не понимают, кто такой «ближний». Наверное, одна из самых великих бед современной цивилизации и нашего общества – это человеческая разобщенность. Много сейчас людей, страдающих от одиночества. Откуда же это острое чувство одиночества и покинутости? Оно возникает, когда нет ближних. Не родственников, близких и дальних, не знакомых, не коллег и товарищей, а именно ближних, то есть тех, кто оказывает нам и кому мы оказываем сердечное участие. В милосердии заложена великая объединяющая сила. Если не хочешь быть одиноким – делай добро, делай, пока еще в силах; делай добро тогда, когда уже и силы тебя покидают. Всегда найдется тот, кто страдает больше тебя. И ещё одним ближним станет у тебя больше. Если бы так поступали все, то в мире не было бы революций, войн, общественных конфликтов и террора – всё бы преобразилось и обрело настоящие смыслы существования. Митрополит Киевский Иларион писал о милосердии крестившего Русь князя Владимира: «И не могу сказать о всей его милости. Не только в дому своем милостыню творил, но и по всему городу, и не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил – всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя». К 996 году князем Владимиром были учреждены богадельни, гостиницы, странноприимные дома. В эпоху Ярослава Мудрого (1019–1054) в стенах Киево-Печерского монастыря создается первый комплексный монастырский благотворительный центр, включающий бесплатную гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей и бесплатную трапезную. Не было в России храмов и монастырей, при которых не было бы приютов, богаделен, странноприимных домов. Особый расцвет церковная благотворительность во имя Христа (то, что мы называем милосердием) получила в XVII веке. Но уже в XVIII веке благотворительность приобретает особые, новые черты. Ее формы изменяются от монастырской к государственно-общественной. Начало этому положили реформы Петра I, которые нередко сопровождались грубым вмешательством государства в жизнь Церкви, лишая её возможности оказывать благотворительную помощь в прежнем широком масштабе. При Екатерине II функции управления благотворительными учреждениями переходят к Медицинской коллегии, в различных губерниях России появляются комплексные светские благотворительные учреждения, включающие больницы, богадельни, смирительные дома для душевнобольных, народные школы. В 1764 году был открыт Императорский воспитательный дом в Москве, в 1772 году – в Санкт-Петербурге. Екатерининская больница в Петербурге (1775) включала помимо собственно больницы еще и богадельню, работный дом для ленивцев, сиротский дом, дом для умалишенных, дом для неизлечимых больных. В 1792 году заложен и в 1810 году торжественно открыт в Москве Странноприимный дом графов Шереметьевых. Особенно растет число благотворительных учреждений в период с 1861 по 1899 год. За это время создается 95% всех благотворительных обществ и 82% всех благотворительных заведений, имевшихся к началу XX века. В конце XIX века происходит настоящий взрыв благотворительности, к которой были причастны многие сословия: священнослужители, дворяне, купцы, мещане, ремесленники, крестьяне. Однако концентрация населения в больших промышленных центрах, миграция крестьян в города, распад родового хозяйства и традиционных семей существенно ослабили духовную составляющую российского общества. Кроме касс взаимопомощи и профсоюзов в рабочей среде, мы не находим других признаков милосердия или благотворительности. Долгие годы милосердие как отличительная черта российского православного народа сохранялось, да и сейчас сохраняется в небольших городках и деревнях. Как ни странно, создание большого числа благотворительных учреждений парадоксальным образом порождало «отчуждение нуждающихся от милостливых сердец», то есть по мере нарастания благотворительности милосердие в людях убывало. Убыло до такой степени, что стала возможной самая кровавая и немилосердная революция во всей мировой истории. Братоубийственная гражданская война как раз и была следствием того, что милостыня, благотворительность, «подачки» заменили милосердную помощь во имя Господа. Ближний никогда бы не поднял руку на ближнего своего. Но в начале 20-го века милосердие ещё являлось естественной потребностью многих сердец, и как естественная реакция на отчуждение от этой добродетели в России создаются десятки общин сестер милосердия и нескольких милосердных братств. Именно эти общества и были в первую очередь разогнаны советской властью. Милосердие было утоплено в братской крови. Далее последовали разгром монастырей, уничтожение священства, дворянства, офицерства, интеллигенции, жестокое подавление крестьянских и казацких восстаний, то есть избиение тех, кто собственно и занимался благотворительностью. Закон о религиозных культах 1929 года прямо запрещал религиозным организациям любую благотворительную деятельность. Благотворительность была объявлена буржуазным пережитком, а слово «милосердие» исчезло из русской речи. Можно ли назвать государственную деятельность по оказанию социальной помощи милосердием? Деятельность остаётся деятельностью, а не служением, которое подразумевается в деле милосердия. Не от щедрот своих, а от сердца и от последних возможностей милосердует человек. По словам Симеона Нового Богослова: «Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет – не это одно делает милостливым; надобно, чтобы при сем была милость сердечная». Совсем ли пропало милосердие? А если нет, то как его можно возродить, где его можно воспитать? Ответ совершенно ясен – в семьях. Вот где должны быть милосердие, любовь, взаимопонимание, духовная поддержка. Желаем мы того или не желаем, но проблемы наших семей теснейшим образом связаны с милосердием в нашем обществе. До тех пор, пока в наших семьях не будет милосердного отношения к детям и старикам, до тех пор не будет истинного милосердия и в нашем обществе. И ещё одно замечание: до тех пор, пока мы не вернемся в мир духовный, в мир веры отеческой – у нас не будет милосердного общества. Только через веру приходит переполнение Божественной любовью, которой человек может делиться со своими ближними. Мне могут возразить: в советское время вера безжалостно гналась, семьи целенаправленно разрушались, люди находились в постоянном страхе за свою жизнь и свободу, детей воспитывало государство, а наши отцы и деды, да и мы сами его любили, готовы были жизнь отдать «за Родину, за Сталина». Как же так? Я не психолог, но у психологов есть такое понятие: толерантность – принятие одним человеком другого человека. Самое первое, чему учит мать своего ребенка – терпению. Это сейчас мать кормит ребенка «по первому требованию», никаких тугих пеленаний, никакого режима. А вспомните, совсем недавно: пеленание и кормление через строго определенное время – и режим, режим, режим во всём. Как считают психологи, именно такой тип режимного (читай «тюремного») воспитания приводит к парадоксальному принятию маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического и физического насилия и унижения. А мы все из того времени. «Бей сильнее, чтобы крепче любили!» Но только милосердия здесь никогда не было. В наше время насилие переместилось в семьи, и снова мы не видим в людях милосердия, а всё больше и больше находим невротиков, людей инфантильных, незрелых. Это и есть плод современного воспитания, что же тут удивляться?! Помню, и сам в детстве, и впоследствии со своими маленькими детьми сколачивал я скворечники. Не было дома, чтобы не висели один – два скворечника. Пройдите сейчас по улицам и попробуйте найти хоть один. Вот отсюда всё и начинается. А игры компьютерные? Говорят, что они учат добру потому, что добро в них всегда побеждает. Что это за добро такое, ради которого нужно убить несколько «врагов» или чудовищ со страшными мордами? Они-то ведь тоже «живые», они, может, тоже хотели жить там, в своём виртуальном мире! Покажите мне место, где учат добру! Дома воспитывают, в школе воспитывают, в колледже и институте – тоже воспитывают. А милосердия в людях нет. Что воспитываем? То, что имеем или не имеем, то и воспитываем. Православие учит: переломи себя, сделай доброе дело и научи этому другого: «нуди себя делать доброе дело!», заставляй себя, подчиняй себя воле Божией. И постепенно проснётся в душе доброе чувство ко всем людям, проснется Любовь, а через неё и милосердие. Ничего здесь не скрыто от человека. Вера открывает глаза каждому, и сердце каждого наполняется Любовью. Но вере отеческой не учат нигде в наших «светских» образовательных учреждениях. Ни экономическая, ни демографическая, ни правовая политика, никакие реформы образования ничего не стоят, если они не укрепляют институт семьи, если бездуховны, если немилосердны. Утратили основы, утратили корни свои, утратили и милосердие… Не пора ли вернуть всё это?

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук, проректор по науке и развитию Уральского гуманитарного института

© При использовании информации ссылка на СМИ «Информационное агентство Екатеринбургской Епархии» (свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

В других номерах:

Телесные и духовные дела проявления милосердия

Святые наставники, в том числе Иоанн Златоуст, уделяли вопросам христианских добродетелей немалое внимание. Духовные проявления человеческого внимания и пожертвования, безусловно, угоднее Богу в отличие от телесных проявлений человеческой доброты, к которым можно отнести:

  • накормить голодного;
  • напоить жаждущего;
  • одеть бездомного;
  • посетить больных и заключенных;
  • выслушать;
  • утешить.

Однако если в сердце нет душевных сопереживаний, тогда трудно человеку осуществить духовное милосердие, суть которого заключается в ходатайственной молитве за других, прощении, умении научить Божьей истине и показать пример христианства собственными делами.

Важно! Милосердные дела для истинного христианина являются лакмусовой бумажкой проверки его веры, любви. Только тогда, когда душа будет жаждать творить добро, получать наслаждение от помощи другим, можно говорить о плоде Духа Святого.

Состояния милостыни:

  1. Внешнее состояние, когда человек делает милостыню по некоторой традиции, по обычаю, он движим некоторыми внешними моментами. Сегодня так делают многие из нас – когда ходим в храм, даем денежку нищим, потому что «все дают».
  2. Внутреннее состояние – это сердечное, которое является основой милостыни. Это есть её внутренняя сторона, и есть, собственно, сама милостыня. Без этого милостыня не приемлется. Обязательно должна быть некоторая жалость сердца, милосердие, умиление, желание помочь человеку. Если этого нет – нужно себя на это настраивать.
  3. Также мы можем ещё отметить милость к умершим. Все православные знают, что это – молитва за них. Ещё: пожертвование в храм (на канун или парастас), творение милостыни за умершего, уход за кладбищем, помощь оставшимся родственникам умершего (семье, детям). Господь говорит: «Милующий вдову и сироту любезен Мне». Потому что человек, который это делает, он, во-первых, память умершего чтит, во-вторых, помогает умершему той помощью, которая, кроме молитвенного поминовения, для него самая главная. Т.к. он был за семью в ответе перед Богом, ему бы хотелось, чтобы они были сыты, обуты, одеты и не болели.

Милость и милосердие являются добродетелью против: гнева, сребролюбия, сребролюбия, жадности, скупости, накопительства, эгоизма, себялюбия, эгоцентризма, жестокосердия.

Парадоксальное милосердие

Возможно, это звучит парадоксально, но помогая бомжу из жалости, видя в нем опустившегося человека, мы сами возвращаемся к язычеству. Чем наше отношение к нищему лучше отношения к голодной собачонке?

Святитель Иоанн Кронштадтский часто выходил из дома в шикарной одежде и обуви, а возвращался раздетый и босой, ибо в каждом нищем он видел образ Божий, поэтому старался одеть и обуть каждого нуждающегося. Сердце святого наполнялось искренней любовью, видя в человеке, терпящем нужду, избранника Творца. Внутренне ощущая тяжесть креста падшего человека, мы, как можем, должны разделить с ним скорбь, и помочь по мере наших сил.


Новый Завет призывает человека к милости и состраданию

Среди славян, как правило, все христиане, пусть разных конфессий, это люди, которые приняли крещение в образ Спасителя. Тогда, как понять, наличие злобы и жестокости в православном мире? Бог в Библии 365 раз сказал: «Радуйтесь», тогда почему на каждом шагу раздражение, недовольство, ревность, зависть. Проклиная ближнего своего, каждый хочет и ищет любви к себе любимому.

Интересно! Милосердие — бумеранг, как бросишь его, так и вернется. Мечтая о милости Божьей по отношению к каждому христианину, мало кто из верующих готов хоть в малом уступить ближнему, войти в его сложное положение, простить, понять, помочь.

Проявление милосердия в современном мире заменили благотворительностью и спонсорством, о них трубят на всех углах, от этого имеют льготы при уплате налогов.

Как принимать милостыню?

  1. Человек должен принимать помощь со стыдливостью и скромностью.
  2. С благодарностью и долгой памятью о том, что нам сделали. Человек быстро забывает о том, что ему оказали помощь. А это важно – быть благодарным, очень долгое время помнить, молиться за этого человека.
  3. С молитвенным поминовением. Когда человек помогает нам, мы должны за него молиться, это есть первейшая наша обязанность. В поминальной молитве вечернего правила, мы говорим: «Благотворящим благосотвори, милующим нас грехов оставление даруй». Мы молимся о тех, кто милует нас, питает, греет, потому что Господь принимает молитвы тех, кого облагодетельствовали.

Кому подавать милостыню?

  1. Жертва Богу (десятина в Храм). Когда человек жертвует для Храма Божиего. Это обязательно и никем не оспаривается. Десятина – это 10% от чистых денег, которые ты имеешь. Сегодня десятина потеряла свое конкретное, статусное понимание. Теперь наша десятина заключается в том, что мы платим за свечи, за требы, жертвуем на храм. И сегодня христиане обычно делают так – откладывают десятую часть своей заработной платы и занимаются помощью заключенным, больным, отсылают кому-то посылки, т.е. на эти деньги занимаются таким благотворением. Или откладывают и благотворят с этого потом нищим, что как-то неверно, потому что от десятины ещё и благотворишь. Тогда отдай эту десятину сразу на добрые дела. А давать с неё же нищим – это как-то не очень правильно. Например, сегодня при некоторых храмах действует такая практика – приносят 10-ю часть своих денег и отдают, допустим, в тюремный отдел, это правильно. А с этой десятины, которую ты отложил, подавать нищим – это неправильно. Потому что десятину ты должен отдавать в храм, и если в храме всё есть, она идет на конкретные добрые дела.
  2. Жертва в приюты, в богадельни, и другая социальная благотворительная деятельность. Это тоже никем не оспаривается. Сюда мы тоже должны подавать, не спрашивая. Пришел – отдал.
  3. Помощь истинно нуждающимся. И вот здесь-то самый вопрос – а кто же истинно нуждается?

Наши родные, конечно, подходят под эту категорию. Благотворить родным – Сам Бог велел.

Господь говорит следующее: «Всякому просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся». Это значит, что всякий, кто просит, должен от тебя получить.

Чем отличается милосердие от доброты

Милосердие тесно связано со многими высокими и светлыми чувствами, одно из которых доброта. Чем отличается доброта от милосердия, что их объединяет? На первый взгляд они очень похожи: по незнанию их можно даже спутать между собой, называя одно другим.

И действительно, оба феномена являются качествами души, целью обоих является желание быть полезным для окружающих. Но есть один нюанс.

Милосердие — это практическая реализация врожденной доброты. К сожалению, не все добряки готовы кому-то помогать — они могут просто посочувствовать и пройти мимо. Добрых много, а милосердных (готовых действовать) намного меньше.

Милосердие же не может существовать без доброты. То есть, чтобы быть по-настоящему милосердным, человек должен быть изначально добрым. Но не просто добрым, а деятельным, т.е. готовым активно помогать другим, а не просто «смотреть на них с добротой в глазах».

Если же доброты в человеке нет, то все его «хорошие» дела – это всего лишь театральные действия а-ля «посмотрите, какой я хороший». Это все тот же эгоизм: добрые дела совершаются с личной выгодой – доказать всем свое превосходство и «святость». Не задумывались, почему филантропы — это обязательно «денежные мешки»?

Поэтому не поленитесь лишний раз задать себе вопрос: «Для кого я хочу это сделать? Для себя или другого?» Тут главное – быть честным с самим собой, чтобы не заиграться. Нет ничего страшного в том, чтобы признать в своих действиях корысть.

Все мы простые люди и низменные чувства для нас не чужды. Признав это, у вас появляется шанс, чтобы исправить себя, вырасти духовно, стать более совершенным. Утаивая «темные пятна души», человек никогда не сможет их отбелить.

Как развить в себе это качество

Проявление милосердия требует альтруизма, готовности помогать нуждающимся, совершать добрые дела. Эти действия часто сопровождаются затратами внешних (материальных) и внутренних ресурсов, что является непростой задачей.

Мало кто хочет делиться своими деньгами и тратить свое время на других людей. Это требует истинной щедрости, основанной на любви и сострадании ко всем нуждающимся.

Поэтому, если вы хотите развить в себе сострадание, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Забудьте о личной выгоде. Если вы решили сделать доброе дело, подумайте, для кого вы его делаете. Если вы отдаете, отдавайте бескорыстно и не ожидайте ничего взамен. Главная награда — улыбки и благодарность (иногда ее не стоит ожидать) от тех, кому вы помогли;
  2. Прощайте обиды и помогайте даже тем, кто обидел вас. Любовь не знает ненависти, гнева, зависти, ревности и других разрушительных чувств. Все люди совершают ошибки, и ваш обидчик, возможно, сделал то же самое — простите его или ее и помогите ему или ей, когда это необходимо;
  3. Научитесь слушать и слышать других. Иногда мы чувствуем себя одинокими и страдаем из-за этого. Выслушайте другого человека. Им это может понадобиться;
  4. Сделайте пожертвование. Никто не говорит, что вы должны раздавать свои с трудом заработанные деньги направо и налево: отдавайте то, что можете. Сейчас в нашей стране не так много богатых людей, но если каждый из нас пожертвует хотя бы 50 рублей на операцию больному ребенку, мы не обеднеем, а спасем чью-то жизнь;
  5. Помогать людям в их повседневной жизни. Вы спрашивали дорогу? Спросил дорогу. Просили совета — дайте его, если можете. Переведите старика на другую сторону улицы. Освободите место для женщины. Спасите котенка. Это мелочи, но из них складывается наша жизнь;
  6. Найдите несколько часов в неделю, чтобы посвятить время тем, кто в нем нуждается. Вы можете пойти в детский дом и поиграть с детьми. Посетите дом престарелых и поговорите с пожилыми людьми. Поддержите неизлечимо больных, доживающих свои последние дни в хосписе, поговорив с ними. Сделайте что-нибудь дома для одинокой бабушки.

На самом деле, существует множество способов «тренировки» и проявления сострадания. Нужно только захотеть, оглянуться вокруг, и вы всегда найдете человека или ситуацию, которая нуждается в вашем участии.

Почему человек должен быть милосердным?

Проблема милосердия и нехватки любви к окружающим влечет страдания в окружающем мире и людских сердцах. Принцип личной выгоды – создавать себе комфортные условия, невзирая на проблемы других людей — тешит самолюбие и множит эгоизм. Быть милосердным — значит принимать активное участие в решении чужих проблем, умножать доброту, дарить любовь, изменять мир в лучшую сторону. Вспоминая фразу китайского мудреца Лао Цзы о милосердии, можно сказать его словами: «Кто берет – наполняет ладони, кто дарит – наполняет сердце».

Как просить милостыню?

Если есть нужда, то просить нужно. Это как раз есть борьба с гордостью, первое движение к смирению. Есть люди, которые ни за что не попросят, – с голоду, стиснув зубы, умрут, но не пойдут, у соседа стакан не попросят.

Когда у нас есть сильная нужда и мы сами бессильны в этом, мы должны просить. Мы должны обращаться за помощью, потому что это очень полезно, это смиряет нас. Это помогает нам признать помощь от других людей, чтобы мы немножко смягчились своими сердцами, поняли, что не от нас многое зависит. Это часто бывает, когда люди болеют и т.д.

Просить мы можем только на благие дела. На грех просить никто не должен, на преступления и т.п.

Также просить нужно без обмана. Т.е. когда ты приходишь к человеку за помощью, ты

должен честно сказать, что у тебя есть.

И, конечно, не должно, чтобы прошение стало нашим образом жизни. Нищие-профессионалы это грех. Подавать таким нужно, но самим становиться такими – это грех.

Влияние милостыни на душу человека:

Милостыня есть пища души. Душа милостыней окормляется, крепнет. Очень сильно укрепляется душа, – говорит авва Евагрий, – потому что она получает от милостыни твердость, широту, сразу в душе возникает благодарение Богу. Душа радуется и, можно сказать, полностью «твердеет».

Милостыня очищает совесть человека, пробуждает её, делает человека более совестливым.

Милостыня приближает сердце человеческое к Богу, потому что Бог любит милующее сердце. Порождает в сердце надежду и радость. Когда человек милует, у него в сердце всегда будет рождаться надежда о том, что и он будет помилован Богом. И от этого у него всегда будет в душе радость. И когда он будет просыпаться каждое утро, он всегда будет благодарить Бога за то, что есть Господь, за то, что Он Милостив и Человеколюбив.

Что значит — быть милосердным?

Быть милосердным значит, что направленное другому человеку благо отдано безвозмездно – не для всеобщей похвалы, публичного признания или последующего благодарения. Милосердие успокаивает совесть – подаренный шанс протянуть руку помощи человек не отверг, а в силу своей возможности облегчил жизненные обстоятельства находящегося в худом положении дел. Милосердие погашает гнев, подавляет эгоизм, а это возможность накопить духовные богатства:

  • мудрость;
  • радость;
  • простоту в общении;
  • искренность;
  • человеколюбие.

Влияние милостыни на природу человека

Святые Отцы говорят следующее:

  1. Милость врачует страсти, пороки, вытесняет их, изгоняет (прежде всего, от милосердия погибает страсть сребролюбия).
  2. Милость изгоняет страсть сребролюбия, потому что это два антипода. Две противоположные точки, которые вместе никогда не могут быть. Либо сребролюбие в нашем сердце, либо милосердие. Одно изгоняет другое.
  3. Милостыня очищает грех, – сказано в Притчах. И у пророка Даниила сказано, что милостыня очищает человеческие беззакония. Помните заветы Отцов наших, когда человек обращается от греха к добродетели, первое, что ему говорят, – «твори милостыню, дабы Господь простил тебе твои грехи». Т.е. преклони Милосердие Божие к себе творением милостыни, добрых дел.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]