Икона Климента папы Римского со сценами жития на фоне. Пермская икона. Первая половина 17 века |
Климент I
(лат. Clemens, греч. Κλήμης; + 101), епископ Римский, священномученик Память 25 ноября, 30 января — обретение мощей ок. 855-967 годов [1], 24 ноября (Греч. [2])
Родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлучённый с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.
В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Климент был также сотрудником апостола Павла в его апостольской проповеди (Флп. 4, 3) Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67-79), и его преемника, святителя Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).
Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещённых были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов.
Сщмч. Климент Римский совершает литургию. Фреска в римском соборе Сан-Клементе (XI в.) |
По преданию, император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать в тяжёлых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.
Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году [3].
По молитвам верных учеников святителя Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его святым мощам. Только в веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.
Мироточивая глава сщмч. Климента Римского. Дальние пещеры Киево-Печерской лавры |
При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы все собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была отнесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и вместе с мощами святого Фивы положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента.
Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры [4].
Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Сщмч. Климент Римский. Икона. Русский Север (нач. XVI в.) |
И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2
(Подобен: Твердыя:)
Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.
Тропарь, глас 2
, на обретение мощей [5]
Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.
Мученичество Климента Римского.
О жизни и смерти Святого Климента Римского точно ничего не известно. О его биографии мы узнаем в основном из апокрифических текстов.
Около 110 года Климент Римский был приговорен к мученической смерти императором Траяном. Еще до этого он был изгнан в Крым, но с успехом проповедовал там. Согласно историческим данным, благодаря его деятельности более 2000 человек, живущих на территории Крыма стали христианами, было построено более 75 церквей. Траян приказал привязать Климента Римского к якорю и бросить в море.
Труды
Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские». Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.
Принадлежность Климента двух окружных «Посланий к (христианским) девственницам», по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.
Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.
Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний (recognitiones) Климента» и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.
Из старых изданий сочинений Климента Римского лучшее — Миня, «Patrologiae cursus» (ser. lat., т. I); затем Hilgenfeld, «Novum Testamentum extra canonem receptum». «Recognitiones» издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии — Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам — Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста — митрополита Вриенния (Константинополь, 1875).
Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.
Четвертый Папа Римский.
Св. Климент Римский был третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, — является четвертым Папой Римским. Его служения в качестве Папы, скорее всего длилось с 92 по 101 гг. Его предшественниками являются Лайнус / Лин и Клетус / Клет.
По словам Тертуллиана, Климент Римский был рукоположен святым Петром. Св. Иероним утверждал, что Климент был непосредственным преемником Апостола Петра. Климент был четвертым Папой Римским.
Ориген отождествляет Папу Климента I с товарищем-соратником Павла, который упоминается в Послание к Филиппийцам.
Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.
Однако, не подтвердить, не опровергнуть эту версию нет возможности. Убедительных доказательств того, что Климент Римский был лично знаком хотя бы с одним из апостолов нет.
Некоторые также отождествляют Климента Римского с консулом Флавием Климентом, который был убит своим двоюродным братом в конце своего консульства, однако, это ошибочное мнение. Маловероятно, что Климент Римский был членом императорской семьи. Постоянное использование цитат из Ветхого Завета в богословском творчестве свидетельствует о том, что Климент Римский, вероятно, он был еврейского происхождения.
Также весьма вероятно, что он был вольноотпущенником или сыном вольноотпущенника. Его семья могла проживать в Риме.
Священномученик Климент, папа Римский. Православный календарь на 8 декабря
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
8 декабря (25 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 25-я по Пятидесятнице (двадцать пятый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память 20 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.
***
Священномученик Климент, папа Римский. В московском Замоскворечье есть храм, впервые упомянутый ещё в начале XVII века. Церковь с несколько необычным для православного слуха названием — священномученика Климента, Папы Римского. Но это только в течение последней тысячи лет мы воспринимаем глав Римского престола как отдалившихся от Православия. В первые же века христианства это были истинные наследники первоверховного апостола Петра. И одним из первых среди них стал святитель Климент.
Православный Папа Римский: 8 декабря — память священномученика Климента, Папы Римского
Священномученик Климент родился в Риме в знатной семье, получил прекрасное образование, был окружён роскошью и приближен к императорскому двору. Но узнав о Христе, юный Климент оставил дом и имение и отправился в земли, где проповедовали апостолы. Прибыв в Палестину, он принял Крещение от апостола Петра и стал его ревностным учеником. А незадолго до своей мученической смерти апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа города Рима.
В IX веке Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. После соборного служения этих святых и прибывшего с ними из Царьграда духовенства на поверхности моря чудесно появились святые мощи епископа Климента. После этого их торжественно перенесли в храм. И сегодня, вспоминая мученический подвиг священномученика Климента, Папы Римского, мы должны понимать, как тяжело было проповедовать Слово Божие в первые века христианства. Но богодухновенные труды именно этих людей в те годы изменили весь мир.
Фото: pravoslavie.ru
***
Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой конца III — начала IV столетий, один из первых обличителей еретика Ария. Последний из александрийских мучеников, принявший страдания и смерть за верность христианской вере, проповедь Слова Божия и архипастырские труды в 311 году от Рождества Христова, в период антицерковных гонений императора-язычника Максимина. Когда владыка Петр сам вышел на казнь навстречу своим палачам, голос с Небес возвестил:
Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников.
После святителя осталось немало богословских трудов, в том числе «О Божестве», который зачитывался впоследствии на Ефесском и Халкидонском Соборах, а также знаменитые «Правила».
Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Фото: pravoslavie.ru
Преподобный Петр Галатийский. О святом Петре из житийной литературы известно немного. Девятилетним отроком он покинул родительский дом и в устремлении к духовной жизни сначала отправился в Святой град Иерусалим, а затем — в Антиохию, где затворился отшельником в пещере. Здесь святой Петр на долгие годы предался подвигам молитвы и строжайшего воздержания, только через день он принимал хлеб и воду. Господь удостоил святого Петра дара чудотворений, исцеления телесных недугов и изгнания бесов. Преподобный Петр Галатийский отошел ко Господу около 429 года, будучи 99-летним старцем. Из столь долгих лет своей земной жизни девяносто он посвятил непрестанному служению Богу.
Преподобномученица Магдалина (Забелина; 1931), священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, Григорий Воинов, Иоанн Тарасов, Василий Парийский, Косма Коротких, Иоанн Владимирский, Симеон Афонькин, Иларион Соловьёв, Ярослав Савицкий, Александр Вершинский, Иоанн Янушев, Виктор Смирнов, Андрей Шершнев, Варлаам Попов, пресвитеры, мученики Павел Кузовков (1937) и Николай Копнинский (1938). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане), монахиня и миряне Русской Церкви, пострадавшие за верность Христу в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
***
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!
КЛИ́МЕ́НТ I
КЛИ́МЕ́НТ I (лат. Clemens), Климент Римский (? – ок. 101, Херсонес Таврический, ныне территория Севастополя, Крым), апостол из числа семидесяти, один из мужей апостольских, папа Римский (ок. 92 – ок. 101), отец и учитель Церкви, священномученик.
По свидетельству сщмч. Иринея Лионского, К. I видел апостолов Петра и Павла, общался с ними, слушал их проповедь. Согласно Тертуллиану, Иерониму Блаженному и еп. Епифанию Кипрскому, К. I был посвящён в сан епископа ап. Петром, занимал рим. кафедру после Лина и Анаклета. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. I скончался в третий год царствования имп. Траяна, преемником К. I был Эварист. Известны примеры обращения римлян к Христу, от рабов до членов имп. семьи, благодаря проповеди Климента I.
«Святой Климент I». Фрагмент мозаики на южной стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 6 в.
Авторитет К. I уже в древней Церкви способствовал тому, что ему приписывались разл. сочинения. Однако единственным, не вызывающим сомнения в его авторстве, является «Первое послание к коринфянам Климента Римского», созданное на греч. яз. во время правления имп. Домициана (81–96). Послание было написано К. I от имени Рим. церкви к Коринфской церкви по поводу распри, произошедшей между верующими, и повествует об иерархич. строе церковной жизни, необходимости апостольской преемственности предстоятелей церквей. Послание – один из древнейших и авторитетнейших памятников христианской письменности, уже в древности оно имело широкое распространение. По свидетельству Евсевия Кесарийского, оно читалось в церквах за богослужением наряду с апостольскими посланиями и помещалось в одних с ними кодексах.
К. I приписывается сб-к сочинений «Климентины» (Clementina), или «Псевдо-Климентины», относящийся к апокрифам. «Климентины» стоят в одном ряду с многочисл. апокрифич. деяниями апостолов, составленными в первые века христианства. В сб-ке объединяются 5 памятников: «Послание ап. Петра к Иакову Праведному, первому еп. Иерусалима», с которым соединено т. н. «Свидетельство для получающих книгу»; «Послание Климента к Иакову»; 20 «Бесед»; «Встречи» («Узнавания», греч. ’Aνaγυώσεις, лат. Recognitiones) в 10 книгах, редакция которых сохранилась в лат. переводе 4 в. Руфина Аквилейского; т. н. «Сокращение деяний Петра». К. I приписываются также «Второе послание к коринфянам Климента Римского», «Два окружных послания к девственницам» и некоторые др.
Считается, что К. I (а также папе Римскому Фабиану) принадлежит инициатива составления первых, не дошедших до нас, сб-ков житий мучеников.
Позднейшие писатели представляют К. I мучеником: о его кончине сообщают «Мученические акты», датирующиеся 4 в. Согласно этим актам, за распространение христианства К. I был сослан рим. властями на окраину Рим. империи, в каменоломни Херсонеса Таврического – традиц. место ссылки христиан. Его миссионерская деятельность в Херсонесе вызвала гнев властей: с привязанным на шее грузом (якорем) К. I был утоплен в море. Согласно «Житию» (4–5 вв.), его тело, вынесенное на берег, было похоронено учениками на небольшом островке (в совр. Казачьей бухте Севастополя). Его мощи были обретены в нач. 860-х гг. и по инициативе Константина Философа (см. в ст. Кирилл и Мефодий) перенесены в Херсонес. Затем Константин и Мефодий доставили часть мощей в Рим, где они сохраняются доныне в базилике Св. Климента. Часть мощей оставалась в соборном храме Херсонеса (т. н. Уваровская базилика) до 10 в. Киевский кн. Владимир Святославич, возвращаясь на Русь после взятия Херсонеса, перенёс часть мощей К. I (главу) в Киев, где впоследствии она пребывала в Десятинной церкви; ныне, согласно церковной традиции, глава К. I находится в Киево-Печерской лавре. Эти мощи стали первой христианской святыней на Руси. В 11 в. было написано первое рус. сочинение о К. I – «Слово на обновление Десятинной церкви». Первый на Руси каменный храм в его честь был заложен в 1153 в Ладоге; известны также храмы в Пскове, Великом Новгороде, Твери, Москве, Инкерманский Свято-Климентовский мон. (близ Севастополя).
Дни памяти по календарю Рус. православной церкви – 25 нояб. (8 дек.), 22 апр. (5 мая), 10(23) сент., 4(17) янв. в Соборе 70 апостолов, в Соборе всех преподобных отцов, 15(28) дек. в Соборе Крымских святых; по календарю Римско-католич. церкви – 23 ноября.