Три группы православных чинов
Русская православная церковь имеет трёхстепенную иерархию, которая возникла ещё на заре христианства
Православный народ делится на 3 типа – в зависимости от степени приближённости к церковным таинствам и от своих полномочий.
Миряне
Это обычные верующие в Бога христиане, не облачившиеся в духовный сан. Им разрешено проводить некоторые обряды самим дома (например, освящение квартиры). Миряне тоже приближены к церкви и Богу молитвами, обрядами крещения, венчания, отпевания близких и православной верой. Также простые верующие – основная масса участников всех богослужений.
Церковнослужители
Облачаются в соответствующие чину одежды, но не относятся к основной иерархии священнослужителей. Они посвящаются в должность путём хиротесии (по благословению епископа/настоятеля храма) и впоследствии становятся помощниками священнослужителей:
- иподиакон помогает епископу в богослужении (сейчас иподиаконами чаще становятся слушатели курсов духовных семинарий);
- псаломщик (иначе – чтец, певчий) читает молитвы и поёт во время службы;
- пономарь (иначе – дьячок, алтарник) может выполнять одну или несколько из следующих функций: звонить в колокол созывая на службу, помогать священнику при алтаре.
Священнослужители
Совершают таинства богослужения, призывают мирян к христианской вере, управляют в целом делами церкви.
Духовенство может быть следующим:
- «Белое» — те, кому позволяется иметь семью, детей (но некоторые из них всё же дают обет безбрачия).
- «Чёрное» — монахи, принявшие постриг, без семьи. Только монахам разрешено управлять приходом.
На заре христианства дьячки и клир являлись сторожами церковного имущества и святых мест. В их обязанность также входило зажигание лампад, подготовка утвари для богослужений, внесение на службе святой воды, освящённого вина и просвир, уборка церкви. В наше время эти функции разделены между уборщиками, сторожами, послушниками.
В древности был ещё один чин – диакониссы, которые ухаживали за больными женщинами, помогали в подготовке к обряду крещения.
Степени священства
В православии приняты 3 степени священства:
- диакон;
- священник;
- епископ.
Перечисленные чины встречаются среди «белого» и среди «чёрного» духовенства.
Степени священства
Диакон
Это низший священный чин (от греч. «служитель»). Епископ изначально посвящает диакона в Таинстве Священства путём хиротонии (рукопожатия).
Диакон принимает участие в богослужении вместе со священником и архиереем, но единолично совершать их не имеет права. А вот таинства и богослужения происходить без диакона могут.
В белом духовенстве есть звания «диакон» и «протодиакон» (старший диакон). В чёрном духовенстве есть чины иеродиакона и архидиакона (старшего диакона).
Священник
Это, так называемые, служители средней ступени священнослужителей. Они же иереи, пресвитеры («старейшины»). Священник уполномочен проводить обряды крещения и причастия, но не может определять места другим священникам в иерархии, а также даровать окружению благодать. Священник, стоящий во главе прихода, называется настоятелем.
Сегодня эта степень доступна только мужчинам с высокими нравственными принципами, старше 30 лет и имеющим богословское образование.
Сюда же относят иеромонахов, игуменов, архимандритов, протоиереев.
Епископ
В православии церковь возглавляют патриархи национальных церковных организаций. Принята доктрина, что для всех чинов в церкви авторитетом является патриарх, как для апостолов в своё время — Иисус.
Архиереи, епископы и патриархи обладают полномочиями проводить любые Таинства и обряды, совершать рукоположения в отношении других чинов церкви.
Считается, что священнослужители одной ступени равны «по благодати». Если происходит переход на следующую ступень, это совершается во время Литургии в храме.
Видео: Церковная иерархия
Иерархия христианской церкви именуется «трехчинной», поскольку она состоит из трех основных ступеней: — диаконата, — священства, — архиерейства. А также в зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на «белое» — женатое, и «черное» — монашествующее.
Представители духовенства, как «белого», так и «черного», имеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за особые заслуги перед церковью или «за выслугу лет».
Иерархичес- кая степень | «Белое» духовенство | «Черное» духовенство | Обращение |
Диакон | Диакон | Иеродиакон | Отец диакон, отец (имя) |
Протодиакон | Архидиакон | Ваше Высокоблаговестие, отец (имя) | |
Священство | Иерей (священник) | Иеромонах | Ваше Преподобие, отец (имя) |
Протоиерей | Игумен | Ваше Высокопреподобие, отец (имя) | |
Игумения | Досточтимая матушка, матушка (имя) | ||
Протопресвитер | Архимандрит | Ваше Высокопреподобие, отец (имя) | |
Архиерейство | Епископ | Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, владыка (имя) | |
Архиепископ | Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя) | ||
Митрополит | Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя) | ||
Патриарх | Ваше Святейшество, Святейший Владыка |
Диакон (служитель) называется так потому, что обязанность диакона – служить при Таинствах. Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных, а потом они служили и при совершении Таинств, при отправлении общественного богослужения, и вообще были помощниками епископов и пресвитеров в их служении. Протодиакон – главный диакон в епархии или кафедральном соборе. Титул дается диаконам после 20 лет служения в священном сане. Иеродиакон – монах в чине диакона. Архидиакон – старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон.
Иерей (священник) властью своих епископов и по их «поручению» может совершать все богослужения и Таинства, кроме Хиротонии (Священства – Рукоположения в священный сан), освящения Мира (Благовонного масла) и антиминса (четырехугольного плата из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия). Протоиерей – старший священник, титул дается за особые заслуги, является настоятелем храма. Протопресвитер – высшее звание, исключительно почетное, дается за особые церковные заслуги по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Иеромонах – монах, имеющий сан священника. Игумен – настоятель монастыря, в женских – игумения. Архимандрит – монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству. Епископ (блюститель, надзиретель) – не только совершает Таинства, Епископ но и имеет власть и другим через Рукоположение преподавать благодатный дар совершать Таинства. Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в Таинстве Рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через Таинство Священства. Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Архиепископ – старший епископ, надзирающий над несколькими церковными областями (епархиями). Митрополит – глава крупной церковной области, объединяющей епархии (митрополия). Патриарх (праотец, родоначальник) – высший титул главы христианской церкви в стране. Помимо священных чинов в церкви существуют еще низшие клирики (служебные должности) – алтарники, иподиаконы и чтецы. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через Рукоположения, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.
Алтарник – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви. Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется, вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом, подготовка облачения священников и диаконов, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, разжигание угля и подготовка кадила, подавание плата для отирания уст во время Причащения, помощь священнику при совершении таинств и треб, уборка в алтаре, при необходимости — чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.
Иподиакон – церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки, облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла. Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.
Чтец – в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд — хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь. Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени — к собственно монашеству, или малой схиме. Получить Рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица «схи» (например, «схиигумен» или «схимитрополит»). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета — безбрачия, послушания и нестяжания (обещание терпеть всякую скорбь и тесноту монашеского жития), а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.