Иерархия духовенства: чины в православной церкви, степени


Три группы православных чинов


Русская православная церковь имеет трёхстепенную иерархию, которая возникла ещё на заре христианства
Православный народ делится на 3 типа – в зависимости от степени приближённости к церковным таинствам и от своих полномочий.

Миряне

Это обычные верующие в Бога христиане, не облачившиеся в духовный сан. Им разрешено проводить некоторые обряды самим дома (например, освящение квартиры). Миряне тоже приближены к церкви и Богу молитвами, обрядами крещения, венчания, отпевания близких и православной верой. Также простые верующие – основная масса участников всех богослужений.

Церковнослужители

Облачаются в соответствующие чину одежды, но не относятся к основной иерархии священнослужителей. Они посвящаются в должность путём хиротесии (по благословению епископа/настоятеля храма) и впоследствии становятся помощниками священнослужителей:

  • иподиакон помогает епископу в богослужении (сейчас иподиаконами чаще становятся слушатели курсов духовных семинарий);
  • псаломщик (иначе – чтец, певчий) читает молитвы и поёт во время службы;
  • пономарь (иначе – дьячок, алтарник) может выполнять одну или несколько из следующих функций: звонить в колокол созывая на службу, помогать священнику при алтаре.

Священнослужители

Совершают таинства богослужения, призывают мирян к христианской вере, управляют в целом делами церкви.

Духовенство может быть следующим:

  1. «Белое» — те, кому позволяется иметь семью, детей (но некоторые из них всё же дают обет безбрачия).
  2. «Чёрное» — монахи, принявшие постриг, без семьи. Только монахам разрешено управлять приходом.

На заре христианства дьячки и клир являлись сторожами церковного имущества и святых мест. В их обязанность также входило зажигание лампад, подготовка утвари для богослужений, внесение на службе святой воды, освящённого вина и просвир, уборка церкви. В наше время эти функции разделены между уборщиками, сторожами, послушниками.

В древности был ещё один чин – диакониссы, которые ухаживали за больными женщинами, помогали в подготовке к обряду крещения.

Степени священства

В православии приняты 3 степени священства:

  • диакон;
  • священник;
  • епископ.

Перечисленные чины встречаются среди «белого» и среди «чёрного» духовенства.


Степени священства

Диакон

Это низший священный чин (от греч. «служитель»). Епископ изначально посвящает диакона в Таинстве Священства путём хиротонии (рукопожатия).

Диакон принимает участие в богослужении вместе со священником и архиереем, но единолично совершать их не имеет права. А вот таинства и богослужения происходить без диакона могут.

В белом духовенстве есть звания «диакон» и «протодиакон» (старший диакон). В чёрном духовенстве есть чины иеродиакона и архидиакона (старшего диакона).

Священник

Это, так называемые, служители средней ступени священнослужителей. Они же иереи, пресвитеры («старейшины»). Священник уполномочен проводить обряды крещения и причастия, но не может определять места другим священникам в иерархии, а также даровать окружению благодать. Священник, стоящий во главе прихода, называется настоятелем.

Сегодня эта степень доступна только мужчинам с высокими нравственными принципами, старше 30 лет и имеющим богословское образование.

Сюда же относят иеромонахов, игуменов, архимандритов, протоиереев.

Епископ

В православии церковь возглавляют патриархи национальных церковных организаций. Принята доктрина, что для всех чинов в церкви авторитетом является патриарх, как для апостолов в своё время — Иисус.

Архиереи, епископы и патриархи обладают полномочиями проводить любые Таинства и обряды, совершать рукоположения в отношении других чинов церкви.

Считается, что священнослужители одной ступени равны «по благодати». Если происходит переход на следующую ступень, это совершается во время Литургии в храме.

Видео: Церковная иерархия

Иерархия христианской церкви именуется «трехчинной», поскольку она состоит из трех основных ступеней: — диаконата, — священства, — архиерейства. А также в зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на «белое» — женатое, и «черное» — монашествующее.

Представители духовенства, как «белого», так и «черного», имеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за особые заслуги перед церковью или «за выслугу лет».

Иерархичес-

кая степень

«Белое» духовенство «Черное» духовенство Обращение
Диакон Диакон Иеродиакон Отец диакон, отец (имя)
Протодиакон Архидиакон Ваше Высокоблаговестие, отец (имя)
Священство Иерей (священник) Иеромонах Ваше Преподобие, отец (имя)
Протоиерей Игумен Ваше Высокопреподобие, отец (имя)
Игумения Досточтимая матушка, матушка (имя)
Протопресвитер Архимандрит Ваше Высокопреподобие, отец (имя)
Архиерейство Епископ Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, владыка (имя)
Архиепископ Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя)
Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя)
Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка

Диакон (служитель) называется так потому, что обязанность диакона – служить при Таинствах. Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных, а потом они служили и при совершении Таинств, при отправлении общественного богослужения, и вообще были помощниками епископов и пресвитеров в их служении. Протодиакон – главный диакон в епархии или кафедральном соборе. Титул дается диаконам после 20 лет служения в священном сане. Иеродиакон – монах в чине диакона. Архидиакон – старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон.

Иерей (священник) властью своих епископов и по их «поручению» может совершать все богослужения и Таинства, кроме Хиротонии (Священства – Рукоположения в священный сан), освящения Мира (Благовонного масла) и антиминса (четырехугольного плата из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия). Протоиерей – старший священник, титул дается за особые заслуги, является настоятелем храма. Протопресвитер – высшее звание, исключительно почетное, дается за особые церковные заслуги по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Иеромонах – монах, имеющий сан священника. Игумен – настоятель монастыря, в женских – игумения. Архимандрит – монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству. Епископ (блюститель, надзиретель) – не только совершает Таинства, Епископ но и имеет власть и другим через Рукоположение преподавать благодатный дар совершать Таинства. Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в Таинстве Рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через Таинство Священства. Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Архиепископ – старший епископ, надзирающий над несколькими церковными областями (епархиями). Митрополит – глава крупной церковной области, объединяющей епархии (митрополия). Патриарх (праотец, родоначальник) – высший титул главы христианской церкви в стране. Помимо священных чинов в церкви существуют еще низшие клирики (служебные должности) – алтарники, иподиаконы и чтецы. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через Рукоположения, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.

Алтарник – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви. Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется, вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом, подготовка облачения священников и диаконов, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, разжигание угля и подготовка кадила, подавание плата для отирания уст во время Причащения, помощь священнику при совершении таинств и треб, уборка в алтаре, при необходимости — чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Иподиакон – церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки, облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла. Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Чтец – в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд — хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь. Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени — к собственно монашеству, или малой схиме. Получить Рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица «схи» (например, «схиигумен» или «схимитрополит»). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета — безбрачия, послушания и нестяжания (обещание терпеть всякую скорбь и тесноту монашеского жития), а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]